Меню Услуги

Мягкая сила во внешней политике США на современном этапе. Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2.5. Угроза интересам и ценностям США. Идеология медиаджихада.

 

Идеология медиаджихада — священной войны в медийном пространстве, активно распространяется в 2010—2012 гг. и приобретает масштабные формы. Так, социальные сети, блогосфера Афганистана и Пакистана оказались под влиянием информации, идущей от движения «Талибан» и организации «Аль-Каида». В 2010 году появился термин медиаджихад, выдвинутый одним из лидеров «Аль-Каиды». Айман аз-Завахири , новый лидер «Аль-Каиды» заявил в своем обращении к интернет-пользователям заявил: «Рыцарям медийного джихада я говорю: Аллах наградит вас лучшей наградой за ваше служение исламу».

Противники США размещают информацию в социальных сетях, распространяют ссылки на электронные журналы, собирают пожертвования, рекрутируют исламскую молодежь. Считается, что сайты «Талибана» и «Аль-Каиды» имели отношение к террористическим атакам. Сайты переведены на многие языки: английский, французский, арабский, турецкий, фарси, урду и др. Для идеологической войны активно используются социальные сети.

Правительство США столкнулось с сильнейшим противником, использующим инновационные технологии для достижения своих целей.

США разработали новые программы, противостоящие пропаганде джихада в сети. Была проведена работа с интернет-провайдерами для отслеживания сайтов террористов. Группа специалистов в Госдепартаменте, Исследовательский институт Ближнего Востока, отделы в ЦРУ, Министерстве обороны, в агентстве по международному развитию занимаются анализом международных и национальных сайтов, социальных сетей, блогов, распространяют позитивную информацию о США. Сегодня Соединенные Штаты отражают активные пропагандистские выпады в сети «Талибана» и «Аль-Каиды», но реализовывая традиционные образовательные программы, радиопропаганду у США есть большой шанс контролировать ситуацию в регионе. Прежде всего, это связано с тем, что цифровые технологии еще не являются массовыми ни в Пакистане, ни в Афганистане.

На данный момент основная угроза “медиа-джихада” исходит от наиболее опасной террористической группировке – ИГИЛ, или же “Исламское государство”, “Исламское государство Ирака и Леванта” (и пр.). Террористы этой организации проводят боевые действия на территории Ирака и Сирии, и исполняя терракты по всему миру в целом. Их конечной целью является повсеместное распространение Халифата на предварительно захваченных территориях, и дальнейшее установление режима кровавого террора исламских радикалов.

Одним из факторов успеха данной террористической организации является то, что они прекрасно принимают “на вооружение” эффективные идеи, такие как использование самого мощного информационного ресурса – интернет. В этой сфере они имеют поразительно продуманную тактику и стратегию, во что долгое время отказывались верить мировые державы. Тем не менее, ситуация такова, что в интернет на постоянной основе выкладываются видеоролики профессионального качества и режиссуры, в которых изображены как боевые действия группировки, интервью с их командирами, боевые “трофеи” и казни противников, но и в они выкладывают фотографии мирного характера, придерживаясь известных трендов социальных сетей.

Как уже говорилось, активной площадкой медиа-джихада являются популярные социальные сети, где каждую неделю появляются все новые и новые аккаунты представителей террористической группировки, которые невозможно искоренить, поскольку тут же создаются новые. Помимо основных текстовых социальных сетей Twitter, Facebook и прочие, террористы прекрасно освоили и Instagram, который находится на пике популярности. Там они проводят различные «фотоотчеты», в виде фотографий на поле боя, на фоне убитых врагов. Также ИГИЛ использует сервис Ask.fm, который фактически позволяет анонимно отвечать на вопросы потенциальных рекрутов, и из-за приватности соединения, отследить участников беседы фактически невозможно. Стоит также отметить их пиковую активность на знаменитой видео-площадке YouTube, где они выкладывают видео различных направленностей и различного контента: 1) демонстрация мощи и военных учений ИГИЛ, 2) интервью с боевиками и командирами группировки, 3) казни заложников и обращения к общественности, 4) видео, показывающие мирную жизнь в “Халифате”

Таким образом, стоит отметить что ИГИЛ имеют крайне развитую пропагандистскую систему и их информационный потенциал огромен, и, к сожалению, западный мир пока что проигрывает в этом информационном противоборстве, если принять во внимание то, с какой скоростью растет приток рекрутов и сторонников ИГИЛ. На примере данной террористической группировки можно увидеть, что интернет, который многими воспринимается как средство развлечения и источник информации, в умелых руках может быть грозным оружием.

Последствия сокращения программ “мягкой силы” США в России после 2002 года

В начале нового тысячелетия происходит смена приоритетов внешней политики США, обусловленная необходимостью расширения программ публичной дипломатии на Ближнем Востоке. Финансирование проектов «мягкой силы», которые раньше выделялись для работы в России, теперь уходят в страны Ближнего Востока. Кроме того, в России в этот период начинается укрепление вертикали власти, а процессы демократизации России по-американски сворачиваются. В России усиливаются антиамериканские настроения.

Последний посол США в Москве Майкл Макфол заявил в интервью радиостанции «Голос Америки»: «Мы были уверены, что строим отношения совершенно другого типа. И, конечно, многие люди обеспокоены тем, каким стремительным может быть этот регресс, особенно в риторике, которая, нам казалось, осталась далеко в прошлом». Он также отметил, что последнее время увеличивается критика Барака Обамы внутри США, связанная с тем, что никакой «перезагрузки» российско-американских отношений, собственно, и не произошло.

«Мы совершенно не заинтересованы в возврате к подобию холодной войны и язвительной риторике, – отметил Макфол. – Мы не думаем, что это служит американским национальным интересам».

Сегодня многие россияне воспринимают Соединенные Штаты и их внешнюю политику как угрозу.

Темой отношения Российской элиты к США заинтересовался Дискуссионный клуб «Валдай», созданный в 2004 году по инициативе российского Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) и государственного информационного агентства РИА Новости. В 2013 году состоялась десятая встреча членов клуба. Доклад клуба «Валдай» озаглавлен: «Российская элита —2020». Над докладом работали российские и зарубежные исследователи под руководством профессора Мичиганского университета Уильяма Циммермана. «Российская элита —2020», так называется отдельная глава доклада, и посвящена она одной из важных проблем в современной политологии— отношению российских элит к внешней политике США. Была проделана серьезная предварительная работа. Авторы документа опросили депутатов Госдумы, руководителей крупных предприятий и главных редакторов СМИ. Перед респондентами был поставлен вопрос: представляют США угрозу для России или нет? Вывод оказался неутешительным. Авторы доклада подтвердили, что отношение к США ухудшилось, если сравнивать с 1993 годом, когда американские программы «мягкой силы» в России были приоритетными. Анализ изменений в антиамериканских настроениях подтверждает, что

Еще недавно российско-американские отношения можно было считать относительно ровными, несмотря на то, что эксперты считают, что распространение антиамериканских настроений в России за последнее десятилетие усилилось. Известный российский политолог Леонид Радзиховский утверждал, что «мы с США не противники и не союзники. Есть общие интересы, принимаются конкретные решения (Афганистан, нераспространение ЯО, терроризм). Есть споры (ПРО, Сирия). Стратегически — в попытках создать инновационную экономику — Россия позарез нуждается в США. Не случайно так велика роль американских специалистов в том же проекте Сколково. В общем, нормальные контакты, «только бизнес — ничего личного». Так оценивают дело реалполитики в США и РФ. Глобальной игры с нулевой суммой друг против друга нет. Антагонистических противоречий нет».

Но за последние несколько месяцев ситуация изменилась. События последнего времени связанные с революционными событиями на Украине — косвенное вмешательство США в процессы, мешающие становлению мира и порядка, необъективная подача информации в СМИ, манипуляция общественным сознанием вызывают негодование у россиян. Большая часть проамерикански настроенных украинцев активно поддерживают это вмешательство. Но настроения здравомыслящих жителей Украины, которых, к сожалению, серьезно притесняют, связывают свое будущее с Россией.

Так еще в декабре 2013 года директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский говорил о применении «мягкой силы» США на Майдане: «Я считаю, что участие европейских и американских политиков (в митинге оппозиции на Майдане) — это совершенно возмутительно, это прямое вмешательство в украинские дела. Никаких мягких соображений быть не может. Это очевидное прямое хамство, которое они себе позволяют, приезжая на Майдан, приезжая в Украину по приглашению украинского руководства, а потом выходя на Майдан, присоединяясь к Майдану, раздавая булочки».

Политический обозреватель Михаил Ростовский считает, что «доказательств того, что Америка непосредственно участвовала в процессе силовой и неконституционной смены власти в Киеве, нет. Доказательства того, что Америка активно поддерживала этот процесс, есть. Согласен, что два этих явления не тождественны, не равнозначны. Но разница между ними – в нюансах».

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Глава 3. Мягкая сила как инструмент влияния на Россию в период с 1950 по 2015

3.1. «Прорыв железного занавеса» 1950-1980

 

В этом историческом периоде США создавали новые инструменты для своих программ публичной дипломатии. Во время «холодной войны», в период серьезного противоборства между США и СССР, именно это противостояние оказало значительное влияние на сам процесс создания новых инструментов публичной дипломатии США. В то время термин «мягкая сила» еще не был разработан и введен в оборот. Он появится лишь в 90-х годах благодаря профессору Джозефу Наю, и в дальнейшем благодаря его книге: «Soft Power: The Means to Success in World Politics», это понятие войдет в употребление во всем мире. В дальнейшем концепция «мягкой силы», разработанная Дж. Наем станет основой публичной дипломатии.

В период с 1950 по 1960 гг. Американское правительство активно привлекает неправительственные организации для участия в своих проектах. Одними из известных НПО, которые поддержали эту инициативу (с получением бюджетного финансирования) были IREX, фонд Форд и фонд Рокфеллера. Реализовывали они эти программы в странах Восточной Европы и СССР.

1958 год можно считать годом, когда произошел некоторый прорыв в советско-американских отношениях, то есть началом политики разрядки международной напряженности. В этом году было подписано соглашение Зарубина-Лейси по образовательным обменам. Основными пунктами обсуждения в момент подписания были: 1) обмен студентами и учеными, 2) трансляция американских телевизионных передач на советском телевидении, 3) распространение американских книг и публикаций, 4) открытие американских выставок. Однако добиться полного результата Соединенным Штатам не удалось, поскольку политическая обстановка не позволяла. В странах Восточной Европы реализация данных обучающих программ была начата почти сразу же, в то время как СССР стал принимать участие в таких программах лишь с 1980 года. В течение «холодной войны» основным методом воздействия США на своих идеологических противников была односторонняя пропаганда.

Одним из каналов такой пропаганды были радиопередачи. В них диктовалась информация полностью антисоветского характера, с призывами к восстанию, дабы свергнуть нынешний строй с целью замены его на более лояльный к США. Такая пропаганда была в основном направлена на группы диссидентов, задачей которых и являлось свержение нынешнего строя и подрыва его влияния. Данные процессы имели место быть в СССР в особенно активной форме с 1970-х по 1980е гг.

1975 год можно считать годом наступившей разрядки международной напряженности. В этом году был подписан Заключительный Хельсинский акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот договор считается началом прекращения «холодной войны». Советский союз стал инициатором созыва Совещания и активным участником на всех его этапах, в том числе в Совещании приняли участие руководители США, Канады и тридцати европейских государств.

Считается, что именно «хельсинский процесс» послужил причиной падения коммунистического режима в СССР и странах Восточной Европы, а также послужил причиной для продвижения демократии в этих странах. Благодаря этому Соединенные штаты получили возможность контролировать соблюдение прав человека в СССР.

После этого в СССР стали активно развиваться диссидентские группы, создаваться неправительственные организации, которые впоследствии повлияли на распад СССР, что было задачей поставленной в 1980-х годах Рейганом и его администрацией. Вскоре был создан Национальный фонд в поддержку демократии – неправительственная организация, финансируемая из американского бюджета. Ее целью было проводить деятельность для развития либерализма и навязывания демократии в коммунистических странах. Проводилась активная поддержка диссидентов, защита их семей, финансирование и публикация запрещенной литературы. Благодаря этому фонду на русском языке была издана книга, создавшая широкий общественный резонанс того времени – Джордж Оруэлл «Скотный двор», которая до сих пор является одним из наиболее влиятельных антитоталитарных трудов в литературе.

В этот промежуток времени Америка вела четко распланированную политическую программу, в результате которой в СССР возникла более широкая либеральная оппозиция, особенно среди интеллектуалов, студентов и представителей элиты.

 

3.2. Программы «мягкой силы» 1990-х годов

 

После распада СССР американское правительство предложило помощь России, с последующим продвижением собственных интересов. В первую очередь США предложили не только помощь в образовательных программах и академических обменах, но и предложили серьезную финансовую поддержку. С 1992 года в США вступил в силу «Акт в поддержку свободы», который обеспечивал финансирование программ публичной дипломатии, направленных на Россию, включая крупные программы обучения для жителей России. Соответственно, вместе с этим США преследовали продвижение собственных интересов в России, как политических, так и экономических, и военных. Более того, одной из важнейших задач «мягкой силы» того времени было подавление «имперских амбиций», если бы таковые возникли у России по отношению к соседским республикам. В 90-х годах в России было создано американское Агенство по международному развитию. Его основной задачей было создание демократического общества в России, а также введение актуальной рыночной экономики. Это агентство известно еще и тем, что оно участвовало в разработке нескольких основополагающих документов Российской политики, которые предполагали дальнейший сценарий проведения дальнейших реформ в России, а именно Агентство оказало влияние на принятие Земельного кодекса в России в 2001 году, а также приняло участие в разработке проектов Конституции России, первой части Гражданского кодекса РФ и Налогового кодекса РФ. В итоге это агентство было официально свернуло свою деятельность по приказу властей Российской Федерации в 2012 году, поскольку «Характер работы представителей Агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня и институты гражданского общества. Серьезные вопросы вызывала активность AMP в российских регионах, особенно на Северном Кавказе, о чем мы неоднократно предупреждали наших американских коллег».

Считается, что США придерживаясь данной политики преследовало следующие цели: 1) продолжение распространения демократических ценностей и дальнейшее содействие развитию демократических институтов в России, 2) создание политической системы на основе свободных выборов, 3) создание независимой судебной системы, 4) введение института частного предпринимательства, 5) продолжение финансирования в виде различных грантов для молодых политиков, элитной молодежи, обучающейся в США, 6) поддержка бизнесменов и представителей негосударственных организаций

И поскольку основной целью Америки было распространение идей демократии и ее ценностей, то одной из важнейших задач было распространение информации об этом. В 1990 году на радио «Голос Америки» был запущен проект «Демократия в действии», который распространял информацию о различных теориях демократии, о том как создать независимую политическую партию, или же как стать частным предпринимателем.

В период с 1993-1994 гг. Америка проводит большое количество программ «мягкой силы» на территории России, поскольку администрация Клинтона имела опасения насчет стабильности демократического режима в России, а также опасения насчет появления новой угрозы в лице России. Например, Россия не позволила США взять под контроль ядерное вооружение Украины, а также вмешалась в гражданскую войну в Таджикистане и установила там промосковский режим, что очень не понравилось США, равно как и вмешательство в России в дела остальных стран бывшего союза. Америка приняла решение задействовать «мягкую силу» в качестве воздействия на политические круги, осуществляя различные программы федеральной помощи, проводя образовательные обмены, а также помогая неправительственным организациям и их финансированием.

После принятия в 1993 году закона о дружбе, в котором США высказали желание установить партнерские отношения с Россией, Соединенные Штаты также стали оказывать помощь в развитии рыночной экономики страны, предоставляя гранты на развитие бизнеса, проведение различных образовательных программ для бизнесменов и предпринимателей. Таким образом производилась либерализация российской экономики.

Благодаря этому США преследовали одну из своих основных целей – взращивание новой дружественной политической и бизнес элиты в России, которые были бы лояльны к интересам Штатов. Для них предоставлялись разнообразные обменные программы. Представителей российской элиты активно вводили в мир американских ценностей. Одной из программ «мягкой силы» стала программа по развитию российского руководства (Russian Leadership Development). В данной программе принимало участие более полутора тысяч представителей российской элиты. Эту программу можно назвать эффективной, поскольку знания полученные за рубежом впоследствии активно применялись нашими элитами в России.

В этот период осуществлялись и другие программы «мягкой силы». Одной из успешных и наиболее эффективной для стимулирования социальных перемен была специально созданная для представителей российской элиты программа «Международный гость» (International visitor Program). Программа контактов с представителями Министерства обороны и конгресса США была создана специально для депутатов Государственной Думы, с целью решения проблем российского ядерного потенциала. Программа «Региональные лидеры» (Special Regional Leaders Program) была реализована для поддержки региональной элиты, настроенной на проведение дальнейших реформ. Особый инструмент политики «мягкой силы» правительства США — Агентство по международному развитию оказывает помощь в сфере осуществления демократических выборов в различных странах. В середине 1990-х годов агентство активно поддерживало представителей российской партии «Яблоко». Национальный фонд в поддержку демократии также оказывал финансовую поддержку политическим организациям. Фонд выделял средства на всей территории России.

До 1996 года правительство США оказывало через свои агентства финансовую поддержку антикоммунистического движения и реформистских партий в России. Но выборы 96-го года показали, что интерес к коммунистическим идеям среди россиян неистребим. С 1997-го года первоочередной задачей публичной дипломатии становится поддержка, так называемого третьего сектора — НКО. Американскими институтами также выделяются средства на обучение лидеров негосударственных общественных организаций. НКО рассматривались как посредник между политическими партиями, местными органами власти и бизнесом. На общественные организации ложится ответственность на реализацию проектов направленных на осуществление полноценных демократических реформ в России.

В эти же годы оказывается финансовая помощь развивающимся в России независимым СМИ. Агентство по международному развитию предоставляло гранты на обучение журналистов, материальную помощь для покупки оборудования телевизионных станций в России. США оказали существенное влияние на формирование независимых СМИ в 1990-е годы.

Еще одним инструментом для распространения американских ценностей, технологий и культуры в российском обществе стали программы образовательных обменов, которые включали в себя стажировки преподавателей вузов и школ, студентов, обучение российских военных. Обучением бизнесменов и политиков занималась программа Э. Маски, названная именем Эдмунда Маски, одного из госсекретарей США. Известной программой развития бизнеса стала программа Министерства торговли США САБИТ (Special American Business Internship Training). Обучением российских предпринимателей в сфере этики бизнеса занималась «Программа США по улучшению управления» (Good Governance Program). Программа действовала в российских городах. Организовывались обучающие семинары и тренинги управляющих российскими компаниями. Программа Госдепартамента по увеличению производительности (Productivity Enhancement Program), охватывающая ведущие промышленные центры России была рассчитана на российских предпринимателей, банкиров, фермеров, бухгалтеров, менеджеров среднего и высшего звена.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В 1995-96 гг. резко сокращается финансирование публичной дипломатии США для России. Аппарат президента и Конгресс США были убеждены , что Россия может проводить агрессивную внешнюю политику в отношении государств СНГ, их не устраивал тот факт, что Россия продает баллистические ракеты Пакистану, Китаю, а также оружие в Ирак. С 1997 года новые программы «мягкой силы» образовательных , информационных обменов, программ в области культуры не получили полноценного финансирования.

 

3.3. Программы «мягкой силы» в России с 2000-х годов

 

В этот период происходит значительное перераспределение приоритетов «мягкой силы» для Америки. Если раньше большая часть этих ресурсов предназначалась для России, то теперь по причине нестабильной политической ситуации на Ближнем Востоке, США пришлось перераспределить свой ресурс на страны арабского мира.

В этот же промежуток времени в России происходит укрепление позиций российского правительства. Американская демократия была подвержена серьезной критике, и вследствие этого увеличились антиамериканские настроения среди русского населения.

Начиная с 2002 году большинство программ были свернуты, различные американские центры закрыты, а вещание «Голоса Америки» прекращено, соответственно и гранты на поддержку развития бизнеса и предпринимательства также прекратились.

Правительство США было вынуждено выработать новый подход к работе с НКО и партиями в России. Если раньше финансирование проходило под контролем правительства России и поступало на счета организаций, то теперь на территории России стали создаваться ресурсные центры, а проекты получили прямое финансирование. Нишу основных посредников между программами США с одной стороны, и различными российскими организациями с другой, заняли такие известные организации, как Международный республиканский институт (International Republic Institute, IRI), фонд «Евразия» (Eurasia Foundation, EF), Московская школа политических исследований, Национальный демократический институт (National Democratic Institute, NDI)

Особенно активно США поддерживали те некоммерческие организации деятельность которых была связана с защитой прав человека. Уже в 2003 году российское правительство полностью негативно относится к западной помощи и оно решает внести изменения в продвижении демократии в России. Вместо создания все новых партий, и негосударственных организаций и их последующего финансирования, государство решило сосредоточиться на стимулировании социальной активности своих граждан. На данном этапе почти все контакты правительства России с правительством США в области публичной политики почти прекратились. По этой причине США остается лишь контактировать напрямую с оставшимися некоммерческими организациями, грантополучателями и заинтересованными элитами.

 

3.4. Социальные сети и Интернет как инструмент воздействия США на Россию

 

В связи с широким распространением технологий и резкого увеличения числа пользователей Интернета, также выросло и количество пользователей социальных сетей, которые являются одним из ключевых инструментов публичной дипломатии и «мягкой силы» в целом.

Во времена холодной войны правительство США вело монолог с элитами СССР, передавая нужную по их мнению информацию через телевидение, радио и печатные публикации. Однако такой вид взаимодействия с иностранной аудиторией не позволял получать мгновенную реакцию и в соответствии с этим оперативно реагировать на настроения людей. Все это резко изменилось с появлением социальных сетей, где каждый фактически напрямую может задать вопрос члену правительства. Таким образом в 21 веке правительство США установило эффективный диалог с общественностью, как внутренней, так и внешней, который позволял вносить своевременные коррективы в проводимую политику. Этот феномен получил название «цифровой дипломатии». Впоследствии в Государственном департаменте была создана группа специалистов, которые производили наблюдение и контроль проявлений антиамериканизма в социальных сетях.

В 2010 году был начат проект, целью которого было изучение политической составляющей российской блогосферы. Однако лишь небольшой процент блогеров можно было отнести к либеральным. Притом что про-правительственные блогеры не занимают особо значимого места, и не являются отдельным кластером. Большинство из них находится в той части сети, где имеет место дискуссия на общественно-политические темы.

В 2011-2012 гг. был реализован значимый проект цифровой дипломатии в США – интернет сайт ассоциации «Голос», содержащий статистические материалы по местным, региональным и федеральным выборам, состоявшимся в России. Были рассмотрены 36 тысяч различных российских выборов, предложены методы анализа и мониторинга данных.

Был также создан портал Global Voices, на котором размещалась информация о гражданских проектах в России, протестах, социальной активности. Существующий аккаунт посольства США в России и посла США в России осуществляет свободную подписку для российских граждан, что, несомненно, является рычагом «мягкой силы», американским проектом «цифровой дипломатии».

 

3.5. Агентство США по международному развитию в России (USAID)

 

Данное агентство является центральным органом государственного управления Соединенных Штатов Америки в области оказания помощи за рубежом. В России АМР производило свою деятельность с 1992 по 2012 год. Целью данной организации было развитие демократии и экономики, улучшение здравоохранения, помощь в предотвращении конфликтов, а также предоставление экстренной гуманитарной помощи. В России данная организация сотрудничала не только с государственными органами, но и с несколькими негосударственными организациями, в числе которых: ассоциация «Голос», Институт Гайдара, общество «Мемориал», организация инвалидов «Перспектива» и прочие.

Среди известных примеров влияния этой организации на внутреннюю политическую жизнь России является ее непосредственное влияния на принятие Земельного кодекса России, который позволил владеть, покупать и продавать земельную собственность. Также было оказано влияние на разработку проектов Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ и Налогового кодекса РФ.

Власти России в сентябре 2012 года уведомили Соединенные штаты о своем решении прекратить деятельность USAID на территории России.

Это событие также связывают с именем чрезвычайного и полномочного посла США в России Майклом Макфолом, многие считают, что его активность неким образом способствовала прекращению деятельности в стране Агентства США по международному развитию.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Представитель МИД России Александр Лукашевич озвучил суть претензий Москвы к агентству: «Характер работы представителей Агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня и институты гражданского общества. Серьезные вопросы вызывала активность AMP в российских регионах, особенно на Северном Кавказе, о чем мы неоднократно предупреждали наших американских коллег».

Виктория Нуланд, представитель госдепартамента США (ассистент госсекретаря США Джона Керри), в связи с этими событиями заявила : «Мы очень гордимся тем, чего достигло USAID в России за последние два десятилетия. … Хотя физическое присутствие USAID в России подошло к концу, мы по-прежнему привержены задаче поддержки демократии, прав человека и развития здорового гражданского общества в России. Мы стремимся продолжать сотрудничество с российскими неправительственными организациями».

 

 Заключение

 

Отношения с США и по сей день являются ключевым направлением внешней политики Российской Федерации. Важность этих отношений характеризуется тем, что эти две страны играют ключевую роль в обеспечении международного мира и безопасности. Основными задачами каждой из стран является стабильное и устойчивое развитие, выработка политики конструктивного диалога между двумя странами и дальнейшее выстраивание отношений на основе компромисса, с учетом национальных интересов друг друга. Отношения России и Америки остаются важным элементом всей мировой политики, поскольку они оказывают влияние на формирование общей структуры миропорядка, а также систем международной и национальной безопасности.

Но, к сожалению на данный момент дела обстоят совершенно иначе. США как проводили, так и продолжают проводить политику политической изоляции России, в то время как Европа осаждает экономическими санкциями. С февраля 2014 года Кремль фактически находится в режиме «холодной войны». Но Кремль не собирается отступать от своих идей и идти на уступки. По заявлению Министра иностранных дел, Сергея Лаврова, Россия больше не намерена проводить политику умиротворения Запада в ущерб национальным интересам. Россия бросила вызов США, начав военную операцию в Сирии, нарушив монополию Америки на применение силы на международной арене, что можно считать эффектным возвращением в регион Ближнего Востока.

Вместо «Большой восьмерки» (ныне «семерки»), из которой Россию исключили, она входит в «Большую двадцатку» и БРИКС, а систему саммитов Россия — ЕС и Совет Россия — НАТО ей может заменить Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Таким образом, Москва, можно сказать, обустраивается в незападном мире. Ее основными партнерами становятся Бразилия, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Куба, Пакистан и ЮАР. Однако пройдет немало времени, прежде чем Россия сможет почувствовать себя комфортно в этой новой международной среде.

Москва утверждает, что один из ее приоритетов — развитие экономической интеграции в Евразии. На деле же экономический кризис, затронувший весь евразийский регион, и особенно саму Россию, а также ее политическая конфронтация с Западом отодвинули Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в сфере внешнеполитических интересов Москвы на задний план, и такая ситуация, вероятно, сохранится до 2020 года. Однако поддержание близких двусторонних отношений с такими партнерами, как Белоруссия и Казахстан, будет иметь важное значение для России.

К сожалению, на данный момент в свете последних событий почти не находится место применению «мягкой силы» в международных отношениях между Россией и США. На первый план вновь выходят более «жесткие» методы в виде военного и экономического давления двух стран. Однако, несмотря на это, России удалось попасть на 27 место самых влиятельных стран по критерию «мягкой силы», хотя еще в прошлом году ее не было в первой 30-ке. Считается, что такие показатели получились не только благодаря «богатым культурным запасам страны», но благодаря угасанию активной фазы конфликта на юго-востоке Украины, а также сказываются обязательства принятые на себя Москвой в рамках борьбы против «Исламского государства».

Что же можно ожидать в ближайшие пять лет от России, Америки и Европы? В ближайшие пять лет отношения России с США и Европой будут конкурентными и напряженными. Москва, если ее не спровоцируют, не станет вторгаться на территорию НАТО, но время от времени возможны инциденты на новой линии противостояния — от Арктики и Балтики до Черного моря, а может, и где-нибудь еще. Россия и дальше будет пытаться компенсировать свою более слабую позицию. Способы компенсации могут быть самыми разными: от усиления опоры на политику ядерного сдерживания до работы над благоприятным балансом сил на местах, от быстрого принятия решений и смелых действий, в том числе силовых, до запутывания ситуации и «гибридных» операций. А поскольку ставки для России в этом возобновившемся противостоянии выше, чем для западных стран, она будет готова идти на больший риск и нести больший ущерб, чем ее оппоненты.

В этих условиях важнейшее значение приобретают меры по недопущению эскалации конфликта между Россией и Западом. Главное здесь — предотвращение инцидентов с участием военных самолетов и кораблей за счет мер по укреплению доверия; контроль нормальной работы каналов связи, в том числе между военными; наличие посредников, пользующихся доверием у обеих сторон и способных вести конфиденциальный конструктивный диалог по спорным вопросам и общим проблемам, например в сфере стратегической стабильности.

В общей обстановке конфронтации взаимодействие России с западными странами будет осуществляться в лучшем случае в форме заключения сделок в тех областях, где совпадают или пересекаются национальные интересы. Здесь Москва не будет уклоняться от партнерства с Западом и готова работать вместе с Вашингтоном и его союзниками. Однако российская сторона пойдет на сотрудничество, только если убедится, что Америка обращается с ней как с равной и учитывает ее интересы. Собственно, в этом и состоит конечная цель внешней политики Кремля.

 

Библиография

 

Официальные документы и источники на русском и иностранном языках:

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г.
  2. Public Law 87-256: United States Code. Title 22. Charter 33. Mutual Educational and Cultural Exchange Program
  3. Remarks by the President to the UN General Assembly, 2012
  4. S. Strategy for Countering Jihadist Web Sites. Hearing Before the Committee on Foreign Affairs, House of Representatives, 111th Congress, 2nd Session. September 29, 2010. Wash., D.C.:GPO, 2010. P.3.
  5. Цимерман У, Инглхарт Р, Понарин Э. и др. Российская элита —2020 // Аналитический доклад грантополучателей Международного дискуссионного клуба «Валдай». Москва, 2013
  6. Комментарий официального представителя МИД России А.К.Лукашевича о прекращении деятельности в Российской Федерации Агентства США по международному развитию (USAID).

Монографии на русском языке

  1. Борисова Е.Г. Коллективная монография Soft Power, Мягкая сила, Мягкая власть // Флинта, Наука, 2015
  2. Паршин П.Б. Приключения мягкой силы в мире коммуникативных технологий // Флинта, Наука, 2015
  3. Филимонов Г.Ю. Роль «мягкой силы» во внешней политике США, 2013

Монографии на иностранных языках

  1. Joseph S. Nye Jr. Soft Power: Means to success in World Politics

Статьи и публикации в периодических изданиях на русском языке

  1. Фоминых А. «Мягкая мощь» обменных программ // Международные процессы. – 2015, №1(40)
  2. Гладилин. И. Для американцев русские – враги. Но вот наш «антиамериканизм» их удивляет //КМ.RU. В России. 23.03. 2012. http://www.km.ru/v-rossii/2012/03/23/dvoinye-standarty-i-izderzhki-demokratii-ssha/dlya-amerikantsev-russkie-vragi
  3. Россия вошла в топ-30 самых влиятельных стран по критерию «мягкой силы» 14.06.2016

Статьи и публикации в периодических изданиях на иностранных языках

  1. Benjamin R. Barber Jihad vs. McWorld, 1992, The Atlantic
  2. Pipes D. His middle name is Hussein, 2012, Washington Times

Электронные источники на русском языке

  1. Шумилина И. Расчеты и просчеты «мягкой силы» Барака Обамы на Ближнем Востоке. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1126#top-content
  2. Конюхевич Ю. «Мягкая сила» во внешней политике Соединенных Штатов Америки (в годы президентства Дж. Буша младшего) URL: http://mgimo.ru/upload/docs_3/konuhevich_USA-Bush.pdf
  3. Опросы общественного мнения. Американский опыт URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/1561
  4. Общественная дипломатия США в новом информационном столетии URL: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/direction-topics/obshhestvennaya-diplomatiya-ssha-v-novom-informaczionnom-stoletii-3371
  5. Федорова Н. Влияние американских ценностей на трансформацию российского общества URL: http://www.geopolitica.ru/article/vliyanie-amerikanskih-cennostey-na-transformaciyu-rossiyskogo-obshchestva-ch1#.V2EFkleYtAY
  6. Цветкова Н. Программы Web0 в публичной дипломатии США URL: http://ushistory.ru/stati/559-programmy-web-20-v-publichnoj-diplomatii-ssha.html
  7. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А, Костин В.Н. Новое качество террористической пропаганды: Медиаимперия ИГИЛ URL: http://spkurdyumov.ru/biology/novoe-kachestvo-terroristicheskoj-propagandy-mediaimperiya-igil/
  8. Медиа-джихад вовлекает весь мир в войну «Исламского государства» URL: http://politrussia.com/society/media-dzhikhad-internet-kak-577/
  9. Радзиховский Л. Опорная фобия // Российская газета URL: http://www.rg.ru/2012/03/20/amerika.html
  10. Эксперт: участие политиков ЕС и США в Майдане – вмешательство URL: http://rian.com.ua/politics/20131216/339599705.html
  11. Михаил Ростовский. Переворот на Украине: есть ли американский след? РИА Новости URL: http://ria.ru/columns/20140226/997047114.html#ixzz2ystHhqNX
  12. USAID прекращает работу в России URL: http://ria.ru/politics/20121001/763040280.html
  13. Публичный дискурс в российской блогосфере: Анализ политики и мобилизации в Рунете URL: http://cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Public_Discourse_in_the_Russian_Blogosphere-RUSSIAN.pdf
  14. МИД России: USAID пыталось влиять на процессы в стране. Русская служба BBC URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/09/120918_usaid_russia_criticism.shtml
  15. Тренин Д. Внешняя политика России в ближайшие пять лет: цели, стимулы, ориентиры URL: http://carnegie.ru/2016/04/28/ru-63462/ixq3

Электронные источники на иностранных языках

  1. USA regains position as top nation brand from Germany URL: http://www.gfk.com/en-in/insights/press-release/usa-regains-position-as-top-nation-brand-from-germany-1/
  2. Romney Touts “Prosperity Pacts” to help Middle East, Developing Nations URL: http://www.npr.org/sections/thetwo-way/2012/09/25/161738202/romney-touts-prosperity-pacts-to-help-middle-east-developing-nations

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3