Меню Услуги

Мягкая сила во внешней политике США на современном этапе

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • Глава 1. Феномен мягкой силы и его проявления во внешней политике США
  • 1.1. Мягкая сила – определение, формы, технологии
  • 1.2. Привлекательность мягкой силы
  • 1.3. Формы «мягкой силы»
  • 1.3.1. Образовательные программы
  • 1.3.2. Аналитические программы
  • 1.3.3. Культурная и общественная дипломатия США
  • 1.4. Процесс американизации/экспорт американских идеалов и ценностей
  • 1.5. Реализация национальных интересов
  • 1.6. Органы внешнеполитической пропаганды
  • 1.7. Новые программы «мягкой силы» США
  • 1.8. Перспективы развития американской публичной дипломатии
  • Глава 2.  Воздействие «Мягкой силы США в странах Ближнего Востока»
  • 2.1 Сильные и слабые стороны политики «мягкой силы» США на Ближнем Востоке
  • 2.2. Механизмы «мягкой силы» США на Ближнем Востоке
  • 2.3. Критика политического курса Обамы
  • 2.4. Основные мероприятия «мягкой силы» в странах Ближнего Востока
  • 2.5. Угроза интересам и ценностям США. Идеология медиаджихада
  • Глава 3. Мягкая сила как инструмент влияния на Россию в период с 1950 по 2015
  • 3.1. «Прорыв железного занавеса» 1950-1980
  • 3.2. Программы «мягкой силы» 1990-х годов
  • 3.3. Программы «мягкой силы» в России с 2000-х годов
  • 3.4. Социальные сети и Интернет как инструмент воздействия США на Россию
  • 3.5. Агентство США по международному развитию в России (USAID)
  • Заключение
  • Библиография

 

Введение

 

В начале 21 века мир вступил в новую эпоху. Процесс глобализации характеризует основные тенденции современного мира: происходит постепенный переход от национальных экономик к единой мировой, происходит стремительное развитие технологий, которые с каждым днем все сильнее влияют на нашу жизнь, создаются межнациональные и наднациональные структуры, появляются новые ключевые игроки мировой политической арены – негосударственные организации, которые перенимают часть государственных полномочий. В то же время происходит противоположный процесс регионализации, когда страны региона объединяются для решения общих проблем. На фоне неоднозначности всех глобальных процессов все большую значимость обретают факторы «гибкого плана», несиловые или же мягкие методы воздействия на систему международных отношений.

В 1990 году американский политолог Дж. Най обратил внимание на процесс усиления значимости несиловых методов достижения целей на политической арене и впоследствии ввел в оборот термин «мягкая сила» (Soft Power), или же в некоторых других вариантах перевода, «гибкая сила», «гибкая власть». Термин «мягкой силы» в дальнейшем был развит и уточнен Наем в своей книге «Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике». Эта книга полностью раскрывает значимость и потенциальную эффективность политики «мягкой силы», став одной из самых популярных идей ведения внешней политики США. Однако вскоре был создан новый термин «умная сила», который являлся комбинацией двух понятий «мягкой силы» — влияния на основе привлекательности внешней политики, включающее в себя культурные, ценностные и идеологические аспекты; и «жесткой силы» — в основном влияния на основе военной и экономической мощи. Эта концепция «умной силы» и была принята «на вооружение» Соединенными Штатами.

Актуальность темы исследования обусловлена повышением значимости использования «гибких» инструментов внешней политики в отличие от силовых методов. В эпоху глобализации Соединенные Штаты пересматривают свои техники влияния как на союзников, так и на противников, постоянно разрабатывая новые. По сей день США считаются лидером в непрямом управлении глобальными процессами, что не может не затрагивать национальных интересов Российской Федерации и ее безопасности.

Объектом исследования является феномен «мягкой силы» и его использование Соединенными Штатами в своей внешней политике.

Предметом исследования является проявление «мягкой силы» во внешней политике США по отношению к странам Ближнего Востока и России.

Целью исследования является проанализировать «мягкую силу» как феномен и как политический инструмент США во внешней политике, определить особенности ее функционирования.

Для достижения данной цели, мною были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть «мягкую силу» как современную тенденцию во внешней политике на основе концепции Дж. Ная
  • Оценить ее особенности, преимущества и недостатки
  • Выделить ее виды, формы и технологии
  • Рассмотреть старые и новые программы «мягкой силы» США
  • Рассмотреть мнение о данных программах за рубежом, а также отметить успехи и поражения данных программ

Хронологические рамки исследования: 1950-2016 гг.

В данный период времени произошло несколько значимых событий. С 1946 по 1989 США и СССР находились в состоянии «холодной войны», обе стороны участвовали в длительной гонке вооружений, однако в то время понятия «мягкой силы» еще не существовало. Вместо этого была пропаганда двух стран друг против друга. Затем после «затихания» холодной войны произошел распад СССР, и мир, который ранее был биполярным, стал однополярным с одним лидером в лице Соединенных Штатов. США моментально стали лидерами как в военной сфере, так и во всех остальных. На данный момент США все еще остаются признанным мировым лидером, однако мир снова перестраивается из однополярного, возглавляемого Америкой, в многополярный, поскольку на мировой арене появляются новые центры силы такие как Китай, Индия, Турция, Иран. Россия также возвращает свой статус одного из мировых лидеров. И на данном этапе международные отношения определяются не только использованием «жесткой силы». В эпоху технологий и информации «мягкая сила» как никогда оказывает значительное влияние на мировую политику.

Научная новизна исследования заключается в анализе «мягкой силы» как внешнеполитического инструмента с учетом исторического аспекта внешней политики США. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе существует достаточное количество работ по данной тематике, однако есть некоторые пробелы в исследовании самого механизма «мягкой силы», его сильных и слабых сторон.

Практическая и теоретическая значимость данной работы заключается в том, что данные содержащиеся в этой работе могут быть интересны и полезны для тех, кто интересуется концепцией «мягкой силы» и ее применением на глобальной политической арене. Практическая значимость заключается в том, что содержащийся в данной работе материал может быть использован как основа или вспомогательный материал для дальнейших исследований концепции «мягкой силы»

Степень изученности проблемы: Важными для раскрытия темы работы и понимания изучаемых проблем являются использованные при написании труды американского политолога, эксперта по международным вопросам, профессора Дж. Ная, доктора политических наук, профессора В.М. Капицына, доктора исторических наук, профессора Дипломатической академии М.А. Неймарка, эксперта РСМД М. Корнева, доктора политических наук, профессора МГИМО Пономаревой Е.Г, Б. Дубина, И. Шумилиной, Н. Федоровой и др.

Эмпирическая база исследования. Информации по данной тематике достаточно, и использованные источники можно разбить на несколько групп.

  • Официальные документы и официальные записи выступлений с сайтов правительств.
  • Статьи и выступления официальных лиц и аналитиков, а также их официальные записи выступлений на сайтах СМИ
  • Статьи из периодической печати, в основном использовались статьи газеты «Коммерсантъ» и «Российской газеты»
  • Аналитические исследования

Структура работы обусловлена целью, задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и библиографию.

 

Глава 1. Феномен мягкой силы и его проявления во внешней политике США

1.1. Мягкая сила – определение, формы, технологии

 

Термин «мягкой силы» был введен в оборот американским политологом Джозефом Наем в 1990 году в своей книге под названием Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. В этой книге Най разделяет мощь государства на две части: на “жесткую силу” – совокупность мощи экономической, политической и финансовой, а также мягкую силу – которая характеризуется в большей степени культурным, ценностным и идеологическим аспектами.

Впоследствии он расширил и уточнил этот термин в своей книге 2004 года Soft Power: Means to success in World Politics.(“Мягкая сила. Средства достижения успеха в мировой политике”). «Если Наполеон, распространявший идеи Французской революции, был обязан полагаться на штыки, то ныне, в случае с Америкой, жители Мюнхена, равно как и москвичи, сами стремятся к результатам, достигаемым лидером прогресса». И далее автор подчеркивает: «Когда ты можешь побудить других возжелать того же, чего хочешь сам, тебе дешевле обходятся кнуты и пряники, необходимые, чтобы двинуть людей в нужном направлении. Соблазн всегда эффективнее принуждения, а такие ценности, как демократия, права человека и индивидуальные возможности, глубоко соблазнительны».

Еще с 60-х годов американцы использовали “публичную дипломатию” как средство достижения своих политических целей, что включало в себя внешнеполитическую деятельность в области науки, культуры, информации и образования. Затем был введен термин “культурной” дипломатии, который впоследствии дал начало термину Дж.Ная «мягкой силы». Все эти термины предполагают достижение своих внешнеполитических целей мирными способами на основе симпатии и привлекательности, без какого-либо принуждения. Эта концепция успешно зарекомендовала себя в практике США на международной арене, поскольку является несиловым воздействием и позволяет продвигать институты демократии в в зарубежных странах. Более того, на сегодняшний день, мягкая сила является сложным многоуровневым явлением, которая позволяет достигать внешнеполитических целей на международной арене, как в официальном, так и не в официальном направлениях. Поскольку «мягкая сила» влияет на аудиторию через привлекательность, то она является прекрасным проводником как государственных интересов, так и интересов национальных элит.

Стоит также отметить тот факт, что Джозеф Най всегда был ярым сторонником использования «мягкой силы» вместо «жесткой» во внешней политике США. Но, будучи на посту Директора Национальной Разведки, а также Заместителя Министра обороны США, Джозеф Най не смог эффективно заменить политику «жесткой силы» США на «мягкую». В итоге причинами его неудачи был тот факт, что «мягкая сила» базируется в основном на культуре и идеологии, которая бы повлияла на сознание людей. И более того, нельзя заявлять четкие временные рамки для этого процесса, поскольку такое планирование весьма условно, а вычислить вероятность успехов данной операции также достаточно сложно, поскольку трудно определить действительно ли перемены произошли благодаря политике «мягкой силы» или же каких-либо иных внешних факторов. В итоге Най бросил государственную службу и начал преподавательскую деятельность, а концепцию «мягкой силы» по большей части стали использовать лишь в информационном противоборстве, а не как основной курс внешней политики США.

 

1.2. Привлекательность мягкой силы

 

На данный момент «мягкая сила» является одним из наиболее эффективных и широко используемых инструментов внешней политики стран. В основе привлекательности «мягкой силы» США лежат несколько факторов. Первый из них – привлекательность американского стиля жизни, а именно культуры Америки и образа «американской мечты», где каждый может достичь любых высот, если человек готов усердно трудиться и работать. Согласно Дж.Наю, если есть возможность заставить других восхищаться своими идеалами, то ты потратишь меньше на «кнуты и пряники», чтобы заставить их двигаться в нужном направлении. Соблазнение (seduction) гораздо более эффективно, чем принуждение, а такие вещи как демократия, права человека и личные возможности – очень соблазнительны. Однако, если использовать эту возможность неразумно и высокомерно, то все это вызовет обратный эффект – отторжение.

Однако, как результат, можно увидеть, что Америка является одной из лидирующих стран по популярности выпускаемой ею телепродукции, музыки. Также США лидирует по количеству принимаемых иностранных студентов, и различных научных деятелей.

Которым, не менее важным фактором привлекательности «мягкой силы» США является ее идеология, которая находит поддержку у других стран, поскольку в большинство считает основными ценностями политики США – демократию и рыночную экономику. Но все же, основной задачей «мягкой политики» остается улучшение и пропаганда американского имиджа за рубежом. Это достигается через такие компоненты как американская поп-культура, американская телеиндустрия, производство голливудских фильмов в огромном количестве, музыка, шоу-бизнес и, соответственно, американский образ жизни. Также к рычагам «мягкой силы» можно отнести следующие вещи, привлекательные для людей за рубежом, а именно: более свободный доступ к образованию, что способствует большому притоку иностранных студентов, которые впоследствии будут проводниками американских идей у себя на родине, прозрачность и грамотное использование институтов власти, а также высоко ценимая личная свобода каждого члена общества.

Научно-технический прогресс способствует появлению новых технологий использования и применения «мягкой силы». С наступлением цифровой эры компьютеров и интернета, происходит стремительное развитие сетевых электронных технологий, которые охватывают все большее и большее количество людей, поскольку уже почти у каждого есть личные электронные гаджеты дающие доступ к Интернету, важнейшей технологии «мягкой силы».

 

1.3. Формы «мягкой силы»

 

В основном, формы мягкой силы можно подразделить на две части – традиционные методы и новейшие методы. К традиционным можно отнести стандартную пропаганду, обмены в сфере культуры и образования, экспорт американских фильмов и музыки. К новейшим же, следует относить все новые методы, связанные с использованием электронных технологий, а именно использование социальных сетей, блогов, а также сбор информации в Интернете по вопросу зарубежного общественного мнения о США.

Также можно разделить все формы мягкой силы США следующим образом: 1) образовательные программы, 2) аналитические программы, 3)культурные программы, 4) информационные программы

 

1.3.1. Образовательные программы

 

На данный момент вклад образовательных программ в “копилку мягкой силы” считается очень значительным, поскольку опыт, который человек приобретает будучи за границей, находясь в иностранном обществе, отличном от привычного, достаточно сильно влияет на становление личности человека, а также его мировоззрение. Аудиторией таких программ в основном является молодежь и представители элит. И первые, и вторые через “мягкое и культурное” воздействие на их сознание вполне способны изменить характер и содержание межгосударственных отношений США с данными странами. Считается, что элита, подготовленная с помощью данных образовательных программ будет влиять на политику своей (демократической) страны, делая ее более выгодной для США, в то время как в выходцы из “недемократических” стран будут подготовлены как новые оппозиционные лидеры и активисты. Большая часть американских программ по обмену осуществляются на основе закона Фулбрайта-Хэйса (Fulbright-Hays Act) 1961 года. Данный закон призван обеспечить «рост взаимопонимания между народом Соединенных Штатов и народами других стран посредством образовательного и культурного обмена; укрепления связей США с другими нациями через демонстрацию образовательных и культурных интересов, успехов и достижений народа Соединенных Штатов и других наций и вклада в мирную и благополучную жизнь людей всего мира, развитие международного сотрудничества для содействия прогрессу в образовании и культуре, содействия, таким образом, развитию дружеских и мирных отношений между Соединенными Штатами и другими странами мира».

Интересной чертой обменных программ США является их тенденция на дальнейшее сотрудничество со своими выпускниками. Для этого создаются не только различные сетевые сообщества, исследовательские центры, но и создаются различные гранты, для подпитки выдающихся умов, что в свою очередь позволяет влиять на них (в качестве зарубежных элит), а также использовать их интеллектуальный ресурс в своих целях.

Стоит отметить также тот факт, что множество студентов таких образовательных программ остается в Америке на нелегальном основании, в надежде осесть и легализовать свое присутствие в этой стране. И более того, американские власти не собираются ни ограничивать, ни закрывать такие лазейки в программах, поскольку это позволяет им контролировать и отбирать мигрантов по «интеллектуальному потенциалу», что также формирует представление об Америке за рубежом как о стране равных возможностей.

Одним из направлений образовательных программ является обучение военных специалистов, курируемое Министерством обороны США. Участниками американских программ обучения военных специалистов являлись такие страны как Венгрия, Польша, Чехия, Албания, Эстония, Литва, Болгария и даже Россия, которая впрочем, после присоединения Китая к данным программам отказалась от участия в них.

 

1.3.2. Аналитические программы

 

Аналитические программы, исходя из названия проводят анализ общественного мнения о США за рубежом. Общественное мнение, в свою очередь, является проявлением массового сознания, а также показывает отношение различных социальных групп к тем или иным событиям, происходящим на международной арене. Основным методом анализа общественного мнения является проведение опросов общественного мнения, что позволяет собрать всю необходимую информацию, чтобы использовать ее в дальнейшем. Интересен тот факт, что опросы пользуются популярностью, и зачастую людям легче просто посмотреть результаты опроса, чем детально изучать его. Из чего следует, что организаторы опросов общественного мнения имеют значительное влияние на политику, поскольку их данные учитывают как законодатели и чиновники, так и журналисты и простые граждане. Наиболее известной организацией занимающейся исследованием общественного мнения в Америке является ААИОМ – Американская ассоциация изучения общественного мнения (American Association of Public Opinion Research – AAPOR)

 

1.3.3. Культурная и общественная дипломатия США

 

Культурная дипломатия является одним из наиболее важных ресурсов «мягкой силы». И в эпоху конфликтов и нестабильности она помогает сгладить противоречия между странами, улучшая взаимопонимание между как элитами, так и народами.

годы Холодной войны Америка активно инвестировала в улучшение своего имиджа путем пропагандирования основной ценности политической культуры Америки, а именно, свободы. В то время приоритетным было проведение выставок, темой которых был американский стиль жизни и успехи в области искусства. В качестве примера можно привести Американскую национальную выставку в Сокольниках, в Москве в 1959 году. Эта выставка пользовалась значительной популярностью среди населения и ее посетили многие, возбудив интерес к Америке, ее культуре и ее образу жизни ее людей. Еще одним примером применения культурного аспекта мягкой силы можно считать журнал «Америка», издававшийся в то время в СССР. Продаваясь ограниченным тиражом, этот журнал все равно пользовался популярностью граждан СССР, усиливая симпатии некоторых в отношении США.

Программы общественной дипломатии США курируются и финансируются из двух источников – Государственным департаментом и Советом управляющих. Первый ответственен за научный, культурный и образовательный обмен. Второй же, отвечает за радио-вещание за рубежом.

Следует отметить роль негосударственных организаций. Их значение в создании положительного американского имиджа достаточно велико. Согласно российскому исследователю, профессору Б.А. Ширяеву, негосударственные организации потому оказывают значительное влияние на проведение политики мягкой силы, что они имеют доступ к тем слоям населения зарубежных стран, с которыми официальные представители США не могут иметь дел напрямую. Плюс ко всему, уровень доверия к неправительственным организациям выше, поскольку они не связаны с государством. Более того, по словам отечественного политолога В.А. Никонова: «В США общественной дипломатией занимается порядка пятнадцати тысяч неправительственных организаций, причем финансирование некоторых из них не хуже, чем у Министерства иностранных дел Российской Федерации». Это достаточно весомый аргумент общественной дипломатии, на которую стоило бы ориентироваться.

Качественным примером проведения общественной дипломатии США является политика Б. Обамы при его вступлении в должность, при проведении которой, на начальном этапе Обаму сравнивали с Вудро Вильсоном, поскольку последний утверждал, что «доброжелательность и моральный облик Америки» будут оказывать необходимое воздействие на позиции других государств.

Таким образом было решено, что наиболее эффективным способом проведения внешней политики будет комбинация «мягкой силы» (soft power) и «грубой силы». Гибрид этих двух понятий получил название «умная сила» (smart power) и сразу же был введен Джозефом Наем в очередном докладе для Конгресса.

 

1.4. Процесс американизации/экспорт американских идеалов и ценностей

 

Как известно, идея американизации, распространения американских идеалов и ценностей принадлежала президенту США Вудро Вильсону (1913-1921). В ее основе в то время лежали свобода личности, свобода конкуренции и индивидуализм. Затем в основу американизации вошло распространение массовой культуры и товаров в различные страны. Спустя некоторое время “американизация” превратилась в социальное движение, цель которого было сделать мигрантов частью американского общества.

Следует отметить то, что зачастую процесс американизации называют вестернизацией, что в целом не меняет сути понятия и означает – процесс переноса образа жизни, технологий и ценностей западных стран в незападные. Изначально вестернизация подразумевала влияние Западной Европы с Великобританией во главе, но после Второй мировой и распада СССР, Америка заняла место мирового лидера, что позволяет ей экспортировать свои ценности, свои мировоззрения в другие страны, преимущественно недемократического характера. Таким образом, в американском видении сформировались две любопытные особенности. 1) Осознание их собственной исключительности и благословенности, что соответственно привело к стремлению “сделать мир лучше”. 2) Для того чтобы сделать “мир лучше”, была создана специальная экономически обоснованная идеология, которая соответственно и подразумевала экспорт своих ценностей.

Наиболее популярные и всем известные результаты процесса американизации это мировые бренды – Coca-Cola, McDonalds, Levi’s, Nike и прочие. Это отражает значимую степень привлекательности для населения других стран американского образа жизни и американской продукции.

Американизация в различных странах проходит разными темпами. В одних – достаточно быстрыми, поскольку население охотно воспринимает новые ценности, в то время как в других странах, это считается угрозой для традиционных ценностей страны (преимущественно мусульманские страны и страны с сильной культурой и традициями).

Бенджамин Барбер, политический активист, профессор Университета Мариленда, в своей книге «Джихад против Мак-Мира» писал, что «экономические, технологические и экологические силы, которые требуют интеграцию и единообразие, и которые гипнотизируют людей посредством бытрой музыки, быстрых компьютеров, быстрой еды – MTV, Macintosh, McDonald’s» стягивают нации «в один гомогенный парк, один Макдоналдс, связанные через коммуникации, информацию, развлечение и коммерцию». Под этим он подразумевал то, что эти процессы уничтожают местные различия под сильнейшим влиянием глобальных потоков, подавляющее число которых принадлежит лишь США.

В основном многие ученые сходятся во мнении, что американизация – это экспорт американской культуры, или же культурная экспансия по отношению к другим странам, которая может носить как положительный, так и отрицательный характер. Различие заключается лишь в количестве добавляемых деталей. Например, Д. Томплинсон утверждает, что американизация это «повсеместное распространение европейских языков (в частности английского) и потребительской культуры «западного» капитализма, стиль одежды, предпочтения в еде, архитектурные и музыкальные формы, усвоение урбанистического стиля жизни, основанного на индустриальном производстве, культурные модели, созданные СМИ, серию философских идей, культурных ценностей и трактовок – относительно личной свободы, пола, прав человека, политического процесса, религии, науки и технологической рациональности и т.д.».

 

1.5. Реализация национальных интересов

 

Благодаря использованию концепции «мягкой силы» США может решать значимые для нее внешнеполитические тактические и стратегические задачи, воплощая в жизнь как национальные интересы, так и интересы своих политических и деловых элит. Благодаря использованию значительных ресурсов «мягкой силы» Америка успешно проецирует свою идеологию на другие страны.

В своей работе «Роль мягкой силы во внешней политике США» Г.Ю. Филимонов писал, что «в двадцатом веке американская «мягкая сила» становится своего рода «оружием массового поражения», которое, в отличие, к примеру от атомной бомбы, применяется постоянно, без временных и пространственных ограничений. В результате складывается имперская система координат, в которой только Белый дом может без ограничений руководствоваться собственными национальными интересами, в то время как остальные правительства должны исходить из интересов, эфемерного, по своей сути, «мирового сообщества». Парадокс состоит в том, что, с одной стороны, «мягкая сила» — косвенная форма реализации «национального интереса», а с другой – «Троянский конь», разрушающий классическое национальное государства, его духовную основу, культурное ядро, и предлагающий взамен транснациональную культуру потребления, стандартизирующую традиционные общества по подобию США».

 

1.6. Органы внешнеполитической пропаганды

 

Созданием и реализацией различных программ публичной дипломатии за рубежом занимаются как правительственные так и неправительственные ведомства США. Главным органом ответственным за распространение американского влияния, соответственно, является Государственный департамент, который является органом исполнительной власти США. Государственный департамент также выполняет функции информационного плана с помощью ряда своих отделов, таких как Отдел по образованию и культуре и Отдел по международным информационным программам. Первый ответственен за выполнение образовательных программ, направленный на подготовку лояльных политиков и из представителей элит зарубежных стран. Второй же отвечает за формирование положительного имиджа США через распространение информации в различных формах: печатной (книги, газеты, журналы), электронной (социальные сети, новостные порталы и публикации), аудиальной (новости, радио-передачи и прочее). Также Отдел по международным информационным программам отвечает за разъяснение внешней и внутренней политики, проводимой США. Впоследствии данную информацию используют в диппредставительствах США в различных странах.

Стоит также упомянуть об Информационном агентстве США ЮСИА (United States Information Agency). Организация, созданная Конгрессом 19 августа 1953 года. Целью его создания было исследование эффективности американской пропаганды в зарубежных странах. Впоследствии ЮСИА было преобразовано в Управление по международным связям, с значительным увеличением полномочий и внушительным бюджетом. Однако при Рейгане ведомству были возвращены его бывшие полномочия и название. В 1999 году этот орган был расформирован, функции вещания агентства были отданы Совету управляющих по вопросам вещания, а информационные функции снова вернули Государственному департаменту США. Совет управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors, BBG) ставит своей целью обеспечивать зарубежные страны достоверной информацией. Совет управляющих контролирует Бюро по международному вещанию, которое, в свою очередь, владеет мощной системой спутниковых и оптоволоконных каналов связи, а также имеет значительное присутствие в сети Интернет, что позволяет транслировать свои трансляции и передачи более эффективно.

Это касается Интернет-сферы, то в 2006 году в Государственном департаменте была образована команда специалистов (Digital outreach team), задачей которых был анализ сообщений и дискуссий политического характера, которые происходили в различных социальных сетях. Основные свои усилия эта группа специалистов сосредоточила, в основном, на арабском вопросе, производя исследования и сбор информации в социальных сетях арабских стран, поскольку именно там наиболее сильно имеют место быть анти-американские настроения. В основном эта группа внедрялась в обсуждения либо в качестве обычных пользователей, или даже в качестве модераторов с целью переубедить негативно настроенных арабских участников беседы, а также ликвидировать дезинформацию, которая могла поступать от противников Америки.

2007-2008 годах произошел «бум» в создании отделов по интернет-мониторингу, иными словами было открыто еще 15 отделов в Госдепартаменте, Министерстве обороны и ЦРУ. Но наибольшее число таких отделов было создано именно в Министерстве обороны. Около девяти небольших отделов аналитиков (около 20 человек в отделе) распределены по различным войсковым частям и занимаются сбором негативной информации об Америке и последующим формированием «ответов» на такую информацию, а также формированием положительного облика Америки за рубежом. Очередной всплеск создания подобных групп и отделов возник в 2009-2010 годах, после официального заявления А.Маллена о том, что «США проигрывают информационную войну движению «Талибан» в Афганистане, а секретные документы дипломатических переписок между Кабулом и Вашингтоном, выложенных на сайте WikiLeaks, показывали, что пропаганда «Талибана» и «Аль-Каиды» в социальных сетях не уступает американским информационным программам». Стоит отметить тот факт, что на данный момент, в целом, происходит все то же самое. Самая опасная на данный момент группировка Исламского Государства еще относительно недавно даже не рассматривавшаяся как серьезный противник, в быстро превратилась в глобальную угрозу, причем с сильно развитой пропагандистской инфраструктурой, в которую входят как органы (агентства, фонды), издающие печатные изданий джихадистских проповедей и песнопений, их электронные версии распространяемые по сети, так и различные центры, занимающиеся исключительно социальными сетями, улучшением имиджа террористической группировки, поиском и наймом новых членов. Стоит также отметить то, что ИГИЛ создал медиа-центр, ориентированный на аудиторию западных стран. Данный центр занимается производством различных аудио-видео материалов на английском, французском, немецком и русском языках. Число выходцев из западных стран говорит само за себя – такая пропаганда среди них достаточно эффективна.


Страницы:   1   2   3