Меню Услуги

Особенности порядка начисления и возмещения НДС в рамках ЕАЭС

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 1.1. Правовое регулирование НДС в Российской Федерации. Понятие, виды, источники правового регулирования
  • 1.2. Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности
  • 1.3. Особенности внешнеэкономических сделок по приобретению товаров, услуг в условиях создания ЕАЭС
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ НДС В РАМКАХ ЕАЭС
  • 2.1. Порядок исчисления и возмещения НДС по сделкам, совершаемым юридическими лицами, резидентами стран ЕАЭС
  • 2.2. Порядок применения нулевой ставки НДС при экспорте за пределы ЕАЭС
  • 2.3. Проблемы применения разных ставок НДС в странах-членах ЕАЭС
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НДС ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ЕАЭС
  • 3.1. Зарубежный опыт взимания и уплаты НДС
  • 3.2. Оценка эффективности механизма взимания НДС на территории Российской Федерации
  • 3.3. Пути совершенствования процедуры начисления и взимания НДС в условиях создания ЕАЭС
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы объясняется, прежде всего, тем, что рыночная экономика не может эффективно функционировать без взаимодействия с государством. В свою очередь, государство активно работает над созданием благоприятных условий для устойчивого развития экономических отношений, в первую очередь, посредством создания общих правил деятельности для всех субъектов хозяйствования, особенно тех, которые принимают участие во внешнеторговых отношениях. О необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь впервые заговорил еще Дж. Кейнс, который в 30-е годы XX века занимался поиском методов, которые позволили бы выйти из глубокого кризиса, улучшить условия и повысить рост производительности, преодолеть массовую безработицу. Кейнс полагал, что рыночный механизм саморегулирования бесполезен, и без внешнего вмешательства достигнуть равновесия практически невозможно. То есть, экономика не способна «излечить» себя самостоятельно.

В настоящее время государство, основываясь на легитимности, способно использовать действенные правовые, политические и экономические методы для того, чтобы устранять рыночные провалы и гарантировать реализацию принципов социальной справедливости.

Государство – особый участник хозяйственных отношений, поскольку принимает в них участие двояким способом – непосредственно (при выпуске государственных ценных бумаг) и опосредованно (путем создания унитарных предприятий). Кроме того, государство выступает в роли регулятора хозяйственной деятельности, что позволяет реализовать ему свою экономическую функцию. Кроме того, государство в лице уполномоченных органов заинтересовано в налаживании и поддержании стабильности экономики за счет привлечения иностранных инвестиций и поиска новых путей выхода на мировой рынок.

Большинство ученых сходятся во мнении, что регулирование экономики и вместе с ней внешнеэкономической деятельности государственными методами – взаимосвязанный и четко слаженный процесс. Соответственно, без государственного вмешательства во внешнеэкономическую  деятельность невозможно в достаточной мере обеспечить гарантии прав и свобод человека и гражданина, которые провозглашены и закреплены на международном и национальном уровне. Получается, государство способно нивелировать отрицательные последствия деятельности хозяйствующих субъектов и всего рынка путем запрета монополии, создания и поддержания конкурентной среды, сокращением негативных результатов деятельности отдельных предпринимателей, обеспечения рынка необходимой информацией.

В последнее время наблюдается усиление позиций государства во всех сферах общественной жизни. Однако изменения, которые произошли в общественной и экономической системе, не могли не повлиять на правовую систему страны, перед которой теперь стоит необходимость решения ряда важнейших проблем. Так, прежде всего, важно по-новому взглянуть на взаимоотношения государства и участников внешнеэкономической деятельности, которые играют не последнюю роль в наполнении федерального бюджета и развитии отечественной экономики. Также следует подвергнуть анализу совокупность отношений, которые складываются между крупными, средними и малыми субъектами хозяйствования в стране, изучить те средства и формы правового регулирования, которые применяются в отношении них в рамках налаживания внешнеторговых связей.

Безусловно, в последнее десятилетие законодателем была проделана большая работа в сфере налаживания системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Однако многие новые отношения с участием российских и иностранных хозяйствующих субъектов пока не нашли достойного и полноценного правового закрепления, что в тоже время не позволяет назвать нам действующее законодательство совершенным.

Учитывая изложенное, полагаем, что проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России особенно актуализировались в процессе создания ЕАЭС, соответственно, нуждаются в должной разработке.

Степень научной изученности. Следует отметить, что до начала мирового финансового кризиса, который не обошел стороной и российскую экономику, вопросам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности уделялось недостаточно много внимания. Наиболее значимыми в данном контексте были труды В.Р. Берник, А.В. Брилон, Н.В. Брилон, А.В. Брызгалина, А.Н. Головкина, Н.А. Дорофеевой. Лишь в последние пять лет, когда в науке остро стал обсуждаться вопрос создания ЕАЭС, отечественные ученые снова активизировали дискуссии вокруг внешнеэкономической деятельности и особенностей налогообложения.

В настоящее время в отечественной юриспруденции присутствует достаточное количество трудов, посвященных вопросам исчисления и возмещения налогов при осуществлении хозяйствующими субъектами внешнеторговой деятельности. Так, особый интерес в контексте нашей работы представляют работы В.А. Бублик, И.Н. Васютченко, Г.Р. Гафаровой, А.В. Демина, В.В. Долинской, М.Н. Илюшиной, Е.А. Искендеровой, Н.Ю. Кавелиной, Н.С. Каржавиной, В.М. Кононова, А.Б. Костырко, Ю.Р. Лазаревой, Д.В. Ломакина, Л.А. Новоселовой, К.О. Осипенко, Д.И. Степанова, Е.Д. Суворова.

Перечисленные нами авторы уже сделали большой вклад в понимание проблематики таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Однако в своем большинстве насущные проблемы привлечения инвесторов и создания благоприятного климата для иностранных партнеров продолжают оставаться актуальными и значимыми, хотя и нашли обстоятельное теоретическое изложение. Сложившаяся ситуация подтверждает актуальность и определяет значимость проводимого нами исследования.

Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности хозяйствующими субъектами в условиях создания ЕАЭС.

Предмет исследования – нормы международного и отечественного законодательства, которые регламентируют особенности начисления и возмещения налога на добавленную стоимость предприятиями при осуществлении внешнеэкономической деятельности в условиях создания ЕАЭС.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей начисления и возмещения НДС предприятиями при осуществлении внешнеэкономической деятельности в условиях создания ЕАЭС, выявление основных проблем начисления НДС и разработка рекомендаций по их устранению в сфере внешнеторговых отношений.

Для достижения целей на рассмотрение были поставлены следующие исследовательские задачи:

– изучить основы правового регулирования НДС в Российской Федерации  и ЕАЭС;

– определить понятие предприятия как субъекта внешнеэкономической деятельности;

– выделить особенности совершения внешнеэкономических сделок по приобретению товаров, работ и услуг в условиях создания ЕАЭС;

– проанализировать порядок исчисления и возмещения НДС по сделкам, совершаемым юридическими лицами, резидентами стран ЕАЭС;

– осуществить анализ порядка применения нулевой ставки НДС при экспорте за пределами ЕАЭС;

– дать характеристику проблемам получения и реализации права на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС;

– проанализировать зарубежный опыт взимания и уплаты НДС;

– осуществить оценку эффективности механизма взимания НДС на территории Российской Федерации;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

– исследовать пути совершенствования процедуры начисления и взимания НДС при условиях создания ЕАЭС.

Методологическую основу исследования составили, прежде всего, общенаучные методы познания, такие как диалектический, системно-структурный и метод анализа и синтеза. В процессе исследования автору также пришлось обращаться к специальным методам, а именно логико-юридическому, сравнительно-правовому, статистическому методам.

Использование исследовательских методов в комплексе позволило полноценно раскрыть поставленные задачи работы и достигнуть назначенной цели.

Нормативной базой исследования стали международные акты, Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного Союза, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также другие акты федерального законодательства России и стран ЕАЭС.

Объем и структура работы определены целью и поставленными задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Правовое регулирование налога на добавленную стоимость в Российской Федерации. Понятие, виды, источники правового регулирования

Налог на добавленную стоимость (далее – НДС) имеет интересную практику применения, поскольку регулируется не только нормами законодательства о налогах и сборах, на него распространяются нормы Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС).

НДС является одним из элементов налоговой системы Российской Федерации. Несмотря на отсутствие единства в научном сообществе, на наш взгляд, налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, которые законодательно закреплены и обязательны к уплате на территории государств. Налоговая система при этом базируется на определенных принципах, направленных на поддержание нормального порядка взимания налогов и сборов с субъектов налогообложения уполномоченными органами власти. Фундаментом налоговой системы являются налоги и сборы, с помощью которых государство реализует свои функции по управлению финансовыми потоками в государстве. Кроме того, в состав налоговой системы входят формы и методы взимания и уплаты налогов. Собственно, грамотно построенная и налаженная система налогообложения может стать мощным фундаментом налоговой системы государства, позволяющей корректировать экономический курс страны.

Ключевым элементом любой налоговой системы мира является налог – обязательный, индивидуально-определенный платеж, который уплачивают физические и юридические лица для финансового поддержания и обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Во избежание уклонения налогоплательщиков от исполнения своей прямой обязанности по уплате налогов, государство регулярно проводит налоговую политику, которая нацелена на установление оптимального соотношения между фискальной и стимулирующей функцией налогов. Проводимые налоговые реформы позволяют обеспечить нормальное распределение налогового бремени, узаконить оптимальные налоговые ставки, упростить налоговую систему. Как правило, регулярное администрирование налогов и сборов направлено на снижение уровня издержек, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах, для государства и всех плательщиков налогов. В основе построения любой налоговой системы лежат главенствующие организационные начала, именуемые принципами, как правило, их нарушение приводит к тому, что деформируется структура налогообложения, слабеет государственный контроль над порядком их уплаты, компетентные налоговые органы исполняют не те функции. Как результат, в федеральный и местные бюджеты могут не поступать налоговые платежи.

Основы правового регулирования налогов заложены в Конституции – Основном законе государства, обладающем правовыми свойствами. Например, согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации все обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. Государство обязано не допускать вступления в силу законов, которые ухудшают положение налогоплательщиков.

Обыкновенными законами в налоговом праве являются акты действующего законодательства, которые освещают различные вопросы в сфере налогообложения. Принятые законы должны соответствовать и не противоречить действующему законодательству и Основному закону. По своей структуре такие законы можно разделить на текущие и кодифицированные. Как правило, кодифицированными законами в сфере налогообложения являются соответствующие кодексы. Например, в России– это Налоговый кодекс, который представляет собой единый нормативный правовой акт, призванный систематизировать законодательство о налогах и сборах. Любой кодекс, в том числе и НК РФ, является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается полноценный, согласованный и цельный правовой акт. НК РФ разделен законодателем на две части. Первая часть НК РФ содержит общие положения, основы законодательства о налогах и сборах. Вторая часть НК РФ содержит положения, которые касаются федеральных налогов, специальных налоговых режимов, региональных и местных налогов и сборов.

Учитывая, что Российская Федерация является федеративным государством, то законодательство о налогах и сборах включает в себя не только федеральные законы, но и законы субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации являются нормативными правовыми актами, принятыми законодательным (представительным) органом субъекта федерации. Такие законы имеют юридическую силу только в пределах территории определенной субъекта Российской Федерации, при этом они не противоречат нормам Конституции России и федеральному законодательству о налогах и сборах.

Порядок взимания налогов в государстве определяется только федеральными законами. Налоговая система должна быть экономичной по своему организационно-структурному построению, эффективной и оптимальной по собираемости налогов. Так, Россия имеет федеративное устройство, кроме федеральных налогов существуют еще местные и региональные, которые устанавливаются на уровне субъекта федерации или муниципального образования, в порядке, который не противоречит федеральному законодательству. По нашему мнению, понятие «установление налога» означает принятие соответствующего федерального нормативного правового акта о налоге, согласно которому установленный налог занимает свое место в налоговой системе. При этом раскрывается его правовое и экономическое содержание. В настоящее время единственным правовым актом, устанавливающим и фиксирующим все действующие на территории Российской Федерации налоги, является НК РФ. То есть, другими правовыми актами налоги не могут устанавливать, поскольку из смысла п. 3 ст. 75 Конституции России следует, что это право принадлежит исключительно федеральному законодателю. Установление налога, независимо от его федерального, регионального или местного уровня, требует принятия соответствующего закона представительным органом власти. При этом законодатель обязан не просто назвать налог, но и детально и максимально полно раскрыть его элементы, характерные признаки и условия взимания. После установления налога происходит разграничение по уровням налоговой системы, в результате чего налог закрепляется за каждым уровнем власти. В рамках полномочий органы власти самостоятельно конкретизируют некоторые параметры налоговых моделей.

Термин «введение налога» означает, что орган представительной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования выбирают из законодательно установленного перечня налогов тот налог, который совпадает по уровню с этим органом в трехуровневом делении органов власти  в государстве. Выбор налога требует принятия соответствующего решения или закона о введении его в действии на определенной территории. О.А. Красноперова поддерживает подобное разграничение меду понятиями «введение налога» и «установление налога», но при этом не совсем правомерно переносит некоторые характеристики, свойственные процессу установления налога на процесс его введения. Безусловно, подобная экстраполяция не преуменьшает значение процесса по установлению налога, благодаря которому и была сформирована многоуровневая налоговая система в государства, но в некоторой мере искажает реальный смысл процесса установления и введения налогов.

Полагаем, что позиция таких исследователей заключается в том, что установление налогов воспринимается ими как первичный процесс, важное нормотворческое действие. Установленными можно считать все налоги, которые заключены в ст.ст. 13-15 НК РФ. То есть, исходя из подобных суждений О.А. Красноперовой, можно предположить, что процесс установления налогов ограничивается его законодательным закреплением в НК РФ как главном правовом акте федерального значения. Однако, по нашему мнению, процесс установления налога нельзя считать завершенным с момента его фиксации в НК РФ, ведь без определения структурной модели налога, выявления особенностей его взыскания и исчисления, уплаты налогоплательщиками процесс установления будет неоконченным. Структурные, существенные элементы налога относятся к процессу введения налога в действие, который сопровождает процесс установления налога и делает его завершенным. То есть, на практике понятия введения и установления налогов на федеральном, региональном и местном уровне являются неразрывными между собой.

В Российской Федерации налоги и сборы взимаются на федеральном, региональном и местном уровне. Пункт 4 ст. 1 НК РФ относит к законодательству субъектов Российской Федерации о налогах и сборах законы субъектов Российской Федерации о налогах, которые не противоречат действующему НК РФ. Нормативные акты муниципальных образований в сфере налогообложения касаются исключительно местных налогов и сборов, и принимаются представительными органами муниципальных образований (п. 5 ст. 1 НК РФ). Следует отметить, что в формировании доходов федерального бюджета решающую роль играют именно налоговые поступления. Из всего многообразия налогов, которые установлены в российской налоговой системе, решающую роль в формировании доходов бюджетной системы играют четыре налог, среди которых и налог на добавленную стоимость. Кроме того, НДС является федеральным налогом.

Согласно ст.70 Таможенного кодекса Таможенного Союза, к таможенным платежам относится ввозная и вывозная таможенная пошлина, акцизный сбор и налог на добавленную стоимость, которые взимаются при ввозе товаров, таможенные сборы. ТК ТС не разъясняет, что следует понимать под таможенным платежом, но поясняет, что такое таможенная пошлина. В соответствии с п.25 ст. 4 ТК ТС, таможенная пошлина – это обязательный платеж, который взимается таможенными органами, в связи с перемещением товара таможенной границы.  К таможенным платежам относится налог на добавленную стоимость и акцизный сбор. Уплата данных налогов и сборов регламентируется нормами законодательства о налогах и сборах. Если товар облагается налогом на добавленную стоимость, то, в соответствии со ст.164 НК РФ, то при перемещении его через границу могут применяться три вида налоговых ставок – 0%, 10% и 18%.

Нулевая ставка НДС может применяться в отношении:

– товаров, которые вывезены в таможенной процедуре экспорта (исключение составляет нефть, природный газ) и работ, связанных с производством и реализацией таких товаров;

– работ и услуг, которые связаны с транспортировкой или перевозкой товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита через указанную территорию;

– услуг по перевозке пассажиров и их багажа;

– работ и услуг, связанных с космическим пространством, а также подготовительных наземных работ, которые неразрывно связаны с выполнением работ в названном пространстве;

– драгоценных металлов лицами, которые осуществляют их добычу и производство;

– товаров, предназначенных для пользования иностранными дипломатическими представительствами, их административно-техническим персоналом, включая членов семей.

Ставка в 10% распространяется на книжную продукцию, некоторые медицинские и непродовольственные товары, товары для детей. Все остальные товары и операции с ними облагаются ставкой налога на добавленную стоимость в размере 18%.

От уплаты НДС вовсе освобождаются следующие товары, работы и услуги:

– товары, предназначенные для оказания безвозмездной помощи РФ, кроме подакцизных товаров;

– медицинские товары, сырье и комплектующие изделия, указанные в подп. 1 п. 2 ст.149 НК РФ;

– художественные ценности, относящиеся к культурно-национальному наследию России;

– все виды печатных изданий, которые получают муниципальные и государственные библиотеки, музеи;

– продукция, производимая отечественными организациями на земельных участках, принадлежащих иностранным государствам;

– необработанные природные алмазы;

– технологическое оборудование, которое является вкладом в капиталы организаций;

– товары для официального или личного пользования дипломатических представительств;

– валюта РФ, иностранная валюта как законное средство платежа, ценные бумаги (векселя, облигации, сертификаты, акции);

– продукция морского промысла, выловленная отечественными промышленными предприятиями.

Также, согласно ст.183 НК РФ, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость подакцизные товары, от которых отказались, и они должны быть обращены в государственную или муниципальную собственность.

Следует отметить, что перечень подакцизных товаров содержится в ст. 181 НК РФ, и представляет собой достаточно подробное и последовательное перечисление продукции и товаров, которые облагаются акцизом в Российской Федерации. Так, к подакцизным товарам относятся спиртосодержащая продукция, этиловый спирт, алкогольная и табачная продукция, легковые автомобили, бензин, дизельное топливо, мотоциклы, моторные масла, природный газ и др. В связи с тем, что перечень товаров достаточно обширный, необходимо обратить особое внимание на порядок идентификации таких товаров и проведение в отношении них таможенного контроля. С учетом таможенного оформления товаров, категорию подакцизных товаров составляют:

– товары, которые подлежат маркировке акцизными марками;

– товары, с которых, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, должен уплачиваться акциз.

Таким образом, налог на добавленную стоимость представляет собой разновидность федеральных налогов; косвенный налог, согласно которому происходит изъятие в бюджет части стоимости товара, работы или услуги. В Российской Федерации существует несколько ставок НДС – 0%, 10% и 18% (именно последняя ставка является общей для всех плательщиков налогов).

1.2. Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности

В последние годы значительно активизировалась торговля с российскими компаниями как самостоятельными субъектами внешнеэкономической деятельности. Данная тенденция получила распространение по многим причинам, в том числе из-за постепенной либерализации экономических процессов внутри России. В результате с каждым годом увеличивается число российских организаций, желающих напрямую вести бизнес с иностранными компаниями. Вместе с этим увеличивается и число иностранных компаний, заключающих договоры с российскими организациями. Таким образом, постоянно нарастающий взаимный интерес между иностранными и российскими бизнесменами приводит к возникновению все новых и новых контактов, которые в итоге обретают форму внешнеторгового контракта. Не последнее значение имеет соблюдение порядка заключения внешнеэкономических сделок. Общие положения о субъектах внешнеэкономических отношений содержатся в главе 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон № 164). Правом на участие в заключении внешнеэкономических контрактов обладают все российские и иностранные лица (ст. 10 Закона № 164). Как правило, такие лица-участники внешнеторговой деятельности именуются хозяйствующими субъектами. В самом общем виде, под хозяйствующими субъектами следует понимать лиц, которые самостоятельно организуют свою деятельность и несут полную ответственность за риск, который может возникнуть в их деятельности. В трудах отечественных исследователей можно найти более подробное пояснение сущности и правового статуса хозяйствующих субъектов. Так, И.Н. Дудык отмечает, что хозяйствующим субъектом является индивидуальный предприниматель, коммерческая или некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, приносящую ей прибыль.

По мнению Г.Ю. Исатииной, субъектом хозяйствования может быть физическое или юридическое лицо, которое ведет от своего имени деятельность, приносящую доход, и осуществляет соответствующие экономические или хозяйственные операции.

То есть, хозяйствующие субъекты ведут производство, реализуют или приобретают товары, оказывают услуги или выполняют работы. К хозяйствующим субъектам могут относиться частные или государственные предприятия, филиалы, представительства, хозяйственные общества различных организационно-правовых форм, а также граждане, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Хозяйствующих субъектов во внешнеэкономической деятельности можно различать по национальной принадлежности, выделяя резидентов (относящихся к Российской Федерации) и нерезидентов (являющихся иностранными лицами). Согласно п.23 ст.2 Закона № 164 резидентом считается предприятие, которое было создано в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Физические лица могут быть признаны резидентами, если имеют гражданство России, постоянное место жительства на ее территории. Иностранное физическое или юридическое лицо имеет принадлежность к другому государству – по факту создания или гражданству (подданству), о чем говорится в п.11 ст. 2 Закона № 164.

В ст. 4 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» значится о принципах государственного регулирования, к которым относятся:

– защита прав и интересов участников внешнеторговой деятельности;

– равенство для всех участников;

– взаимность отношений;

– обеспечение выполнения обязательств;

– выбор мер государственного регулирования;

– гласность;

– объективность и обоснованность в применении мер государственного регулирования;

– обеспечение обороны и безопасности;

– исключение неоправданного вмешательства в дела участников внешнеэкономической деятельности, исключение дискриминации;

– обеспечение права на обжалование незаконных действий органов государственной власти;

– единство системы государственного регулирования;

– единство применения методов государственного регулирования.

В последние годы Россия все активнее стремится к тому, чтобы сделать экономику страны более открытой и привлекательной для зарубежных инвесторов, отменяются некоторые запреты, упрощаются таможенные и налоговые режимы, создаются экономические зоны. Например, многие  крупные субъекты хозяйствования инвестируют значительные суммы в реальный сектор экономики. Например, только финансовые показатели деятельности АФК «Система» растут с каждым годом. Так, в 2013 г. чистая прибыль корпорации составила 946 тыс. долларов США, а в 2014 г. – уже 2,257 млн. долларов США. В 2015 году прибыль АФК «Система» уже составила порядка 4,087 млн. долларов США.

Для улучшения инвестиционного климата России, в 2015 году была предпринята попытка создания свободной экономической зоны (далее – СЭЗ), которая представлена Республикой Крым и г. Севастополем. На территории СЭЗ действует особый режим предпринимательской и иной экономической деятельности. Создание такой экономической зоны повлекло внесение изменений в порядок взимания налога на прибыль, единого сельскохозяйственного налога, земельного налога и налога на имущество. Так, для резидентов свободной экономической зоны установлена нулевая налоговая ставка по налогу на прибыль по платежам, зачисляемым в федеральный бюджет (ставка в размере 13,5% для платежей, идущих в региональный бюджет). Единый сельскохозяйственный налог для отдельных категорий плательщиков также составляет 0% в 2015-2016 гг. и 4% в 2017-2018 гг. В настоящее время, согласно ч.1 ст.346.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налоговая ставка по сельскохозяйственному налогу составляет 6 процентов.

Упрощенная система налогообложения на территории СЭЗ предполагает нулевую налоговую ставку в текущем и следующем году. В период 2017-2018 гг. она увеличиться до 4%, если объектом налогообложения будут являться доходы, и 10%, если доходы за вычетом расходов (ч.3 ст.346.20 НК РФ).

Созданные на территории СЭЗ юридические лица освобождаются от уплаты налога на имущество в течение 10 лет, от земельного налога – на три года, но только в том  случае, если имущество и земельные участки применяются для осуществления деятельности на территории СЭЗ (ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 379-ФЗ).

Ставка на внешнеэкономические отношения, безусловно, требует привлечения иностранных инвестиций.  Процессы активизации иностранных инвестиций требуют серьезного научного анализа и общественной адаптации, прежде всего, в рамках возможных общественно-экономических рисков, ограничений национального и экономического суверенитета и в перспективах реализации экономических приоритетов. В ст. 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлено, что инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий для получения прибыли и достижения полезного эффекта. Термин «иностранные инвестиции», как правовое и экономическое явление, которое издавна привлекало и привлекает внимание ученых-экономистов, неоднозначно и разносторонне толкуется в литературных источниках. По определению А.В. Бессарабовой, иностранные инвестиции представляют собой все виды ценностей, которые вкладываются в объекты инвестиционной деятельности на территории той или иной страны. По нашему мнению, в этом определении целесообразно было бы указать цель, ради которой осуществляется инвестирование.

По мнению Г. Пакермана, иностранные инвестиции представляют собой все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли.

Считать, что инвестирование может осуществляться только с целью получения прибыли, является не совсем правильным, поскольку вложение средств в объекты непроизводственной сферы можно рассматривать как средство обеспечения нормального функционирования экономики.

Наиболее приемлемым определением термина «иностранные инвестиции», является определение, которое дано в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в РФ» (ст.2): «Иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».

Однако, по мнению Н.Г. Дорониной, не совсем удачным является определение категории «иностранные инвестиции» через категорию «вложение», поскольку последняя является более широкой и объединяет также объекты, не связанные с инвестированием. Поэтому категорию «вложение» необходимо заменить конкретными объектами: деньги, ценные бумаги, имущественные права. Обзор и обобщение литературных источников позволяют определенным образом классифицировать иностранные инвестиции. По мнению Р.В. Шаброва, иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции в экономику России в следующих формах:

– долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими и физическими лицами, или приобретение доли действующих предприятий;

– создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, филиалов и других обособленных подразделений иностранных юридических лиц или приобретение в собственность действующих предприятий полностью;

– приобретение, не запрещенное законами России, недвижимого или движимого имущества, а также дома, квартиры, помещения, оборудование, транспортные средства и другие объекты собственности, путем прямого получения имущества и имущественных комплексов или в виде акций, облигаций и других ценных бумаг;

– приобретение самостоятельно или при участии российских юридических или физических лиц прав на пользование землей и использование природных ресурсов на территории России.

В зависимости от степени контроля над предприятием иностранные инвестиции разделяют на прямые и портфельные. Теоретический анализ прямых иностранных инвестиций начался еще в 60-х годах. По мнению экспертов Международного валютного фонда (МВФ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), инвестиции считаются прямыми, если осуществляются за пределами национальных границ с целью расширения производства товаров и услуг, закупки товаров для импорта в страну базирования или экспорта в третьи страны. Их характерными признаками является то, что инвестору принадлежит управленческий контроль над предприятиями, и они выступают в форме акционерного капитала и краткосрочных и долгосрочных межфирменных займов.

Согласно этому определению для осуществления прямых инвестиций необходимо производство товаров и их перемещение между странами. То есть, здесь основным критерием является тот факт, что прямые иностранные инвестиции предусматривают осуществление предпринимательской деятельности. Помимо законодательных актов источниками правового регулирования иностранных инвестиций в России являются и международно-правовые акты. На уровне СНГ действует две крупнейшие Конвенции, которые регламентируют порядок защиты прав инвесторов и определяют границы сотрудничества инвесторов.  Это Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года и Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 года. Кстати, последняя из названных Конвенций для России так и не вступила в силу, тем самым оставив за российским законодателем право регламентации прав инвестора. Но, зато Россия принимает участие в Сеульской конвенции 1985 года об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций (МИГА). Данный международный документ устанавливает порядок страхования инвестиций от возможных политических рисков в развитых странах. Учитывая тот факт, что в России политическая ситуация имеет далеко не последний вес, то присоединение к данной Конвенции является, безусловно, важным шагом на пути к обеспечению и защите прав инвесторов и их инвестиционных вложений.

Итак, внешнеэкономические отношения нацелены, прежде всего, на получение прибыли и налаживание внешнеторговых связей российских предприятий с иностранными партнерами. Достаточно распространенным явлением в рамках внешнеэкономических отношений является инвестирование, которое позволяет привлекать заинтересованных иностранных лиц к реальным секторам российской экономики. Как правило, наиболее активными участниками внешнеэкономической деятельности являются юридические лица – хозяйствующие субъекты, зарекомендовавшие себя с положительной стороны на внутреннем рынке, и желающие увеличить свой доход с помощью выхода на рынки других стран.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4