Меню Услуги

Правовые аспекты накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России


Страницы:   1   2


Содержание

  • Введение
  • Глава 1 Сущность и принципы построения системы жилищного обеспечения военнослужащих
  • 1.1 История развития системы жилищного обеспечения военнослужащих
  • 1.2 Правовые основы жилищного обеспечения военнослужащих
  • Глава 2. Вопросы функционирования накопительно-ипотечной системы и направления повышения ее эффективности
  • 2.1. Общие положения
  • 2.2. Целевой жилищный заем
  • 2.3. Права и обязанности участников накопительно-ипотечной системы. Приобретение жилых помещений с использованием средств целевого жилищного займа
  • 2.4. Приобретение жилого помещения с привлечением средств ипотечного кредита
  • 2.5. Основные направления повышения эффективности и совершенствования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
  • Заключение
  • Список используемой литературы

 

Введение

В Российской Федерации постепенно проводится государственная политика, направленная па преобразования всех социально-экономических общественных институтов, в том числе и жилищной сферы. Право на жилище, закрепленное в статье 40 Конституции РФ, гарантирует стабильность жилищных прав граждан, в том числе военнослужащих, и означает возможность иметь жилье, быть его собственником, то есть право владеть, пользоваться и распоряжаться им.

Безусловно, надежность социальных гарантий военнослужащих — это один из самых весомых факторов укрепления Вооруженных Сил в целом. Он напрямую влияет и на состояние боеготовности, и на престиж воинской службы.

На совещании по обеспечению жильем военнослужащих 2010 года Президент России назвал данный вопрос одной из самых острых и актуальных проблем. При этом особое значение имеет наделение жильем военнослужащих, проходивших и проходящих службу в пяти регионах Российской Федерации, где жилье дороже, чем в других регионах страны: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область и Калининградская область.

Острота жилищного вопроса для военнослужащих не подвергается сомнению. Подтверждают это и данные социологического исследования. На вопрос, «если у Вас будет перспектива получения жилья, то будете ли Вы продолжать военную службу?», абсолютное большинство (79,7%) молодых офицеров ответило «да» или «скорее всего да», только 11,3% не собираются служить даже при этом условии, и еще 8% затруднились ответить на этот вопрос.

Это определило актуальность темы дипломной работы, которая состоит в том, что существует необходимость исследовать характер и правовые основы жилищного обеспечения военнослужащих, выявить проблемы и предложить пути их преодоления.

Одним из возможных путей разрешения жилищной проблемы в отношении военнослужащих является внедрение НИС жилищного обеспечения.

Это позволило сформировать цель работы, которая заключается в разработке положений, направленных на совершенствование правового регулирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Поставленная цель определила следующие основные задачи дипломной работы:

— проанализировать нормативно-правовые основы права военнослужащих на жилище и исторические формы его реализации, дать характеристику его современных форм;

— исследовать особенности накопительно-ипотечной жилищной системы с участием военнослужащих, рассмотреть правовой статус субъектов ипотечной жилищной системы и специфику заключения договора целевого жилищного займа и особенности погашения такого займа;

— проанализировать современные проблемы НИС и актуальные вопросы защиты прав военнослужащих и членов их семей при реализации ипотечной жилищной системы;

— сформулировать предложения, направленные на совершенствование и повышение эффективности НИС жилищного обеспечения военнослужащих.

Объектом исследования является НИС жилищного обеспечения военнослужащих.

Предмет исследования — нормативно-правовая база НИС жилищного обеспечения военнослужащих.

Предусмотренный Законом о НИС способ жилищного обеспечения носит форму социальной гарантии, имеющей для военнослужащих компенсационную и стимулирующую функции. Компенсационная функция заключается в предоставлении военнослужащим возможности реализации права на жилище на более льготных условиях по сравнению с другими гражданами.

Стимулирующая функция заключается в побуждении лиц к прохождению военной службы по контракту путем создания благоприятных условий для удовлетворения собственных интересов. Причем нормы Закона о НИС побуждают к заинтересованности в прохождении военной службы в течение более длительного срока и стремлению добросовестно исполнять служебные обязанности. Это играет свою благотворную роль в поддержание высокой боевой готовности нашей армии, и, соответственно, обеспечении военной безопасности России.

 

Глава 1. Сущность и принципы построения системы жилищного обеспечения военнослужащих

1.1. История развития системы жилищного обеспечения военнослужащих

Жилье для действующих военнослужащих, а также уволенных в запас – это острая социальных проблем в России начала XXI столетия. Однако для выяснения современных возможностей решения этой проблемы следует обратиться к истории — каким же образом она решалась ранее.

Существовавший в дореволюционной России в XIX-XX веках порядок обеспечения квартирным довольствием военнослужащих достаточно подробно регламентировался действовавшим в тот период законодательством, которое включало Устав о земских повинностях, Свод военных постановлений 1869 года, Положение о воинской квартирной повинности от 8 июня 1874 года и другие нормативные акты.

Во время службы генералы и офицеры, говоря языком нормативных актов, обеспечивались жилыми помещениями в следующих основных формах:

а) «постойной повинности» (путем выделения квартир от земств по месту нахождения воинских частей);

б) размещения на казенных квартирах (в казенных зданиях);

в) получения «квартирных» денег для оплаты найма частных квартир.

В начале XIX века чаще всего использовалась постойная повинность, поскольку государство не имело возможности обеспечивать военных казенными квартирами. В то же время, надо сказать, постойная повинность также не была достаточно эффективной формой, поскольку, во-первых, вызывала недовольство у местных властей и населения как обременительная и непопулярная обязанность и, во-вторых, отрицательно влияла на боевую готовность воинских частей, разбросанных порой незначительными подразделениями по множеству отдельных городов, деревень и хуторов. Поэтому, начиная с 1816 года, натуральная постойная повинность постепенно заменялась «квартирными» деньгами. Однако этот процесс шел довольно медленно. К 1860 году квартирные деньги получали только 11 % офицеров (всего в 52 населенных пунктах России), в то время как от земств обеспечивалось жилыми помещениями около 80% военнослужащих. Принципы, в соответствии с которыми определялся размер «квартирных» денег, постепенно совершенствовались. Так, если первоначально сумма выплачиваемых офицеру «квартирных» денег зависела лишь от его воинского звания, то затем стали также учитываться и такие обстоятельства, как занимаемая им воинская должность, семейное положение и место прохождения военной службы (так называемый «разряд» местности, которых всего насчитывалось восемь). Условия квартирного довольствия улучшались с ростом должностного положения офицера при учете состава его семьи. Например, за счет государства командиру полка оплачивалось семь комнат (включая две комнаты для прислуги) и кухня. Изменялся и подход к определению источников финансирования «квартирных» денег. В 1872 году была установлена их выдача в полном объеме за счет государственной казны, тогда как ранее эта обязанность частично возлагалась на земства. В то же время городские власти имели полномочия по дополнительной выплате в определенных случаях домовладельцам специального вознаграждения, если установленная государством сумма «квартирных» денег не соответствовала реальной стоимости найма квартиры.

Зачастую реальная стоимость снимаемого жилья превышала размеры «квартирных» денег. Например, в начале XX века стоимость трех-четырехкомнатной квартиры в Киеве, Одессе, Харькове при размере «квартирных» денег в 22,7 рубля составляла от 30 до 50 рублей, тогда как жалованье офицера с выслугой в 20-30 лет равнялось 140-150 рублям.

В последующем в составе «квартирных денег» стали структурно выделяться следующие главные составные части:

а) денежные средства по оплате квартиры;

б) денежные средства по оплате содержания конюшни (для военнослужащих в должности от командира роты и выше);

в) денежные средства по оплате отопления и освещения.

Их размер резко дифференцировался (с коэффициентом кратности до пяти) в зависимости от разряда местности прохождения военной службы, занимаемой должности и воинского звания офицера (генерала).

Например, в 1913 году размер квартирных денег командира роты составлял от 163 рублей (132 рубля за оплату квартиры, 6 — за конюшню и 25 — за отопление и освещение) по VIII разряду до 544 рублей (соответственно 426, 18 и 100 рублей) по I разряду. Для генерал-майора сумма квартирных денег составляла уже от 525 рублей (426 рублей за оплату квартиры, 24 — за конюшню и 75 — за отопление и освещение) по VIII разряду до 1666 рублей (соответственно 1332, 84 и 250 рублей) по I разряду, а для полного генерала (по максимальному размеру) от 700 (534, 42 и 125) рублей до 2330 (1692, 138 и 500) рублей.

В результате «квартирные» деньги становились важной составляющей общего материального обеспечения военнослужащих. В этой связи вопросы обоснования размеров «квартирных денег» являлись в тот период весьма актуальными и были предметом исследований и дискуссий в русской военной и юридической литературе конца XIX — начала XX века.

Как отмечается в современной научной литературе, подобный подход к решению жилищной проблемы военнослужащих, связанный с включением «квартирных денег» в офицерское денежное содержание, как положительно зарекомендовавший себя на практике, был распространен и на материальное обеспечение дореволюционных чиновников в целом, в связи с чем выплачиваемые им квартирные деньги в среднем составляли пятую часть общего денежного содержания.

Кроме того, в воинских частях мог создаваться, в том числе с привлечением внебюджетных средств, так называемый «жилищный капитал», который использовался для выдачи офицерам ссуд на возведение собственных жилых домов, особенно в Туркестанском, Приамурском и ряде других военных округов.

По общему правилу правом на жилье (квартирное обеспечение) пользовались и члены семьи офицера, в число которых входили жена, дети и близкие родственники (отец, мать, незамужние сестры, несовершеннолетние братья), находившиеся на попечении офицера. Вдовы погибших (умерших) офицеров имели право на пользование квартирой в течение шести недель после смерти мужа.

Действовавшим тогда законодательством (п. 3 ст. 257 Устава о земских повинностях, ст. 910 Свода военных постановлений и др.) предусматривалось предоставление квартир в таком же порядке, как и для военнослужащих, лицам, уволенным с военной службы, но только из числа тяжело раненных, первого класса отставных и состоящих в запасе генералов и офицеров. Это было обусловлено тем, что вопросы обеспечения жильем военнослужащих после отставки решались не всегда одновременно с увольнением с военной службы, а, как правило, заблаговременно. Исходя из социального состава офицерского корпуса и сложившейся в России многолетней практики, обеспечение жильем военнослужащих фактически заменялось предоставлением поместий с землями в качестве награды за верную военную службу Отечеству. В качестве дарителя в таких случаях в основном выступал император как представитель государства. Дарование военнослужащим государственной недвижимости в виде определенного количества десятин земли и поместья фактически являлось юридическим актом, называемым «пожалование». При отставке в послужной список военнослужащих вносились не только полученные денежные награды и подарки, но и земли. То есть была развита так называемая «поместная форма обеспечения» («поместная система», «пенсионное поместье», «прожиточное поместье», «поместное жалованье», «оклад поместный»), что означало поземельное владение, которое давалось военнослужащим еще в период прохождения военной службы и делало их собственниками земли задолго до увольнения из армии. Размеры пожалованных земельных наделов ставились в зависимость от ряда условий: стажа военной службы, занимаемой должности, воинского звания, участия в боевых действиях, состояния здоровья (полученных в период военной службы ранений), наград. В случае гибели (смерти) военнослужащего его семья также получала поместное жалование.

По существовавшей в то время классификации имущества делились на родовые и благоприобретенные, в зависимости от чего действовали определенные ограничения по свободе завещательного распоряжения. Поэтому большое значение имела законодательная проработка возможности последующего отчуждения и наследования поместий.

Кроме того, следует упомянуть и такие специальные формы обеспечения жильем военнослужащих после увольнения с военной службы, как проживание отставных военных (с содержанием, включающим так называемые «хлебные рационы» в натуре или деньги) в монастырях, а также их помещение при наличии тяжелых заболеваний в богадельни, больницы и инвалидные дома. В частности, в первой половине XVIII века в ряде внутренних губерний России (Казанской, Оренбургской, Смоленской и др.) создавались специальные военные поселения для нижних чинов, уволенных в отставку «за ранами, болезнями и старостью», которые, однако, затем были упразднены. В последующем Екатериной II было принято решение о направлении в ряд определенных городов выходящих в отставку малообеспеченных офицеров на проживание с предоставлением им квартир и инвалидного содержания за счет налогов с церквей и монастырей, освобожденных от обязанности по содержанию военнослужащих. Однако в XIX веке указанные формы обеспечения жильем военнослужащих утратили свое былое значение.

Существовали определенные особенности в правовом регулировании жилищных отношений с участием военнослужащих на период военных действий. Так, при вступлении России в Первую мировую войну, указом Николая II от 28 июля 1914 года всем «чинам военного и морского ведомства, как состоящим на действительной службе, так и призванным на таковую из запаса или ополчения, или их семействам, с ними проживающим» было предоставлено право расторгнуть договоры (отказаться от заключенных договоров) по найму квартир в течение месяца с момента получения приказа вышестоящего командования, препятствующего пользованию квартирами.

Вместе с тем, семье офицера, убывшего на театр военных действий, продолжалась выплата «квартирных» денег в ранее установленном размере. При переезде членов семьи военнослужащего в связи с военными действиями в другой населенный пункт выплачивались дополнительные суммы.

В целом перед Первой мировой войной и в ее начале были приняты определенные меры по улучшению материального положения офицерского состава, включая увеличение размера денежного довольствия и «квартирных» денег. Тем не менее в обществе продолжал остро дискутироваться вопрос о необходимости дальнейшего увеличения денежного довольствия военнослужащих, который даже рассматривался в Государственной думе. Однако в целом размер «квартирных» денег, удельный вес которых в общем денежном довольствии военнослужащих существенно возрос и достигал 30-40%, был значительным и позволял положительно решать жилищную проблему военнослужащих и членов их семей.

Положение с обеспечением жильем военнослужащих коренным образом изменились после Октябрьской революции 1917 года.

По причинам объективного характера принципиально изменился социальный состав офицерского корпуса вновь созданной Рабоче-Крестьянской Красной армии. Жилищный вопрос в армии приобрел крайне важное значение в условиях существовавшей в стране разрухи после гражданской войны, когда было мало пригодных для жилья квартир, а наем частной квартиры являлся очень дорогостоящим мероприятием, несопоставимым с финансовыми возможностями как каждого отдельного военнослужащего, так и государства в целом. И в последующем на протяжении всего прошедшего столетия, несмотря на принимаемые государством меры, жилищная проблема военнослужащих не была окончательно решена.

Таким образом, вопрос обеспечения военнослужащих жильем решался еще в дореволюционной России в XIX-XX веках. Порядок обеспечения квартирным довольствием военнослужащих достаточно подробно регламентировался действовавшим в тот период законодательством, которое включало Устав о земских повинностях, Свод военных постановлений 1869 года, Положение о воинской квартирной повинности от 8 июня 1874 года и другие нормативные акты. На протяжении всего времени порядок жилищного обеспечение не однократно преобразовывался. Современное законодательство также вносит различные изменения и поправки в существующие нормативно-правовые акты, регламентирующие указанную сферу. Этот и другие вопросы мы рассмотрим в следующих главах.

1.2. Правовые основы жилищного обеспечения военнослужащих

Одной из самых сложных социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации является обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей. В настоящее время 122,4 тысячи военнослужащих и членов их семей все еще нуждаются в постоянном или служебном жилье.

Общий порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих в настоящее время определен статьями 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». На основании данного законодательного акта государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений.

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), введенный в действие с 1 марта 2005 года, подразделяет государственный жилищный фонд, в зависимости от целей использования, на жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд. Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 ЖК РФ. Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются, исходя из уровня обеспеченности их жильем. Суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых военнослужащими (или) членами их семей по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, учитывается как при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и при определении размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае отсутствия служебного жилья воинские части арендуют жилые помещения или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 909 от 31 декабря 2004 года «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что денежная компенсация выплачивается в размере, не превышающем:

в городах Москве и Санкт-Петербурге — 15000 рублей;

в других городах и районных центрах — 3600 рублей;

в прочих населенных пунктах — 2700 рублей.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50%, если вместе с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают три и более членов семьи, а также в случае если семья военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. В уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, состоит из 4 и более человек.

В соответствии с п. 8 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» при получении жилого помещения имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером от 15 до 25 квадратных метров следующие военнослужащие:

  • офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • командиры воинских частей;
  • военнослужащие, имеющие почетные звания РФ;
  • военнослужащие — преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • военнослужащие — научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

Согласно ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Военнослужащему, общая продолжительность службы которого составляет 10 лет и более, подлежащему увольнению с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или по семейным обстоятельствам в последний год военной службы в Минобороны России (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по его желанию выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ, в случае, если он заключил контракт до 1 января 2005 года, а в случае если военнослужащий является участником НИС, то он согласно статьи 10 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» имеет право использовать накопленные за время прохождения военной службы на его именном накопительном счете денежные средства для приобретения жилой площади в любом городе, расположенном на территории Российской Федерации.

При предоставлении жилого помещения инвалидам учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации человека, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (этажность, приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.).

Проблема с обеспечением жильем военнослужащих с 2004 года решалась в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы». Она входила в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и была утверждена Постановлением Правительства РФ № 700 от 20 ноября 2003 года.

Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы были утверждены Постановлением Правительства РФ № 522 от 7 ноября 2004 года. И она рассматривалась как один из самых эффективных механизмов решения жилищной проблемы до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Распорядитель счета (участник подпрограммы государственных жилищных сертификатов) имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, но при этом должен представить необходимые документы свидетельствующие о том что он является нуждающимся в жилище.

В ближайшие годы во внутренних войсках МВД России предусматривается решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям:

  • обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих и членов их семей, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания. Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 года, обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • формирование фонда жилых служебных помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы.
  • создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы.

При этом планируется использовать современные и эффективные подходы, в числе которых:

  • оказание государственной поддержки военнослужащим для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов.
  • создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилищного фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма.
  • повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом.

Основными источниками формирования фонда служебного жилья являются:

  • строительство и приобретение его по собственному плану внутренних войск МВД РФ, в первую очередь, в закрытых военных городках;
  • оптимизация существующего служебного жилого фонда, а также получение жилья путем реализации инвестиционных проектов;
  • формирование фонда арендного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах.

В первую очередь, формирование служебного жилого фонда предусматривается в пунктах дислокации воинских частей и соединений постоянной боевой готовности.

В дальнейшем этот фонд будет создаваться и в других воинских частях, подлежащих переводу на контрактный способ комплектования.

В связи с тем, что существующая ранее система жилищного обеспечения военнослужащих вступила в определенное противоречие с экономическими возможностями государства, ГК ВВ МВД России выбрало иные пути решения этой проблемы.

Наряду с дополнительными мерами по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, будет осуществляться переход на НИС обеспечения жильем военнослужащих. В связи с этим, во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного на совещании в Министерстве обороны Российской Федерации 23 марта 2004 года о переходе с 1 января 2005 года к НИС жилищного обеспечения военнослужащих с учетом рыночных условий развития экономики страны Минэкономразвития России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти был разработан и принят Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Таким образом, автором были рассмотрены нормативно-правовые основы права военнослужащих на жилище и исторические формы его реализации, дана характеристика его современным формам.

 

Глава 2. Вопросы функционирования и накопительно-ипотечной системы и направления повышения ее эффективности

2.1. Общие положения

Для обеспечения функционирования НИС во внутренних войсках МВД России реализуются следующие основные задачи:

открытие и ведение именных накопительных счетов участников НИС. На именных накопительных счетах учитываются накопления для жилищного обеспечения военнослужащих. Именные накопительные счета открываются и ведутся непосредственно в Учреждении. Организации, предоставляющие ипотечные кредиты, открытием и ведением именных накопительных счетов не занимаются;

передача накапливаемых на именных накопительных счетах средств в доверительное управление управляющим компаниям в соответствии с нормативными и правовыми актами Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены договорами доверительного управления;

предоставление участникам НИС целевых жилищных займов для приобретения жилья в собственность;

погашение за счет средств ЦЖЗ ипотечных кредитов (займов), полученных участниками НИС;

выплата денежных средств с именных накопительных счетов военнослужащим (либо членам их семей) при возникновении права на использование накоплений;

другие функции, предусмотренные законодательством.

По основанию п.2 ст.3 Федерального закона, участниками НИС являются военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников НИС.

Реестр участников представляет собой перечень участников НИС и сведений о них. Федеральным законом установлено, что формирование и ведение реестра участников НИС осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.(п.3 ст. 3)

Для упорядочения включения военнослужащих в реестр участников НИС Федеральным законом определены категории участников системы, а также основания для их включения в реестр участников.

Военнослужащие могут быть включены в реестр участников НИС в обязательном или добровольном порядке.

Военнослужащим, имеющим право на добровольное вступление в НИС, в том числе выпускникам военно-образовательных учреждений профессионального образования окончившим учреждения после 1 января 2005 года и заключившим первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, для включения в реестр участников НИС следует написать рапорт на имя командира воинской части по месту прохождения военной службы. Выпускники военных учебных заведений, начиная с 2009 года, становятся участниками НИС в обязательном порядке.

На основании рапортов и личных дел военнослужащих в воинской части формируется и затем направляется в органы военного управления список военнослужащих для включения их в реестр участников НИС. Одновременно с этим оформляется личная карточка участника НИС, которая хранится в личном деле военнослужащего. Органы военного управления на основании сведений, поступающих от командиров воинских частей, формируют сводные списки и представляют их в регистрирующий орган, занимающийся формированием и ведением реестра участников НИС.

Включение военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в 10-дневный срок со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр. При этом каждому участнику присваивается регистрационный номер. (п. 13)

После этого регистрирующий орган направляет в установленном порядке через орган военного управления уведомление о включении военнослужащего в реестр.

При получении уведомления командир воинской части обязан организовать:

  • проверку соответствия сведений в уведомлении сведениям, которые содержатся в личной карточке участника НИС. При этом участнику НИС необходимо проверить указанные в уведомлении сведения (ФИО, паспортные данные) и расписаться за их правильность;
  • внесение в личную карточку участника НИС регистрационного номера, реквизитов уведомления о включении в реестр и приобщение ее к личному делу в случае соответствия сведений, содержащихся в уведомлении, сведениям в личной карточке участника;
  • ознакомление военнослужащего с уведомлением под роспись в личной карточке участника НИС, после чего уведомление выдается на руки военнослужащему.

Регистрационный номер из уведомления заносится в личную карточку участника НИС, которая хранится в его личном деле.

При выявлении несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении военнослужащего в реестр, сведениям, которые содержатся в его личном деле, а также в случае замены паспорта гражданина Российской Федерации, необходимо представить сведения для внесения в реестр участников НИС соответствующих изменений.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона, основанием для исключения военнослужащего из реестра участников НИС является:

1) увольнение с военной службы;

2) исключение из списков личного состава воинской части в связи с гибелью или смертью, признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.

Датой возникновения основания для исключения военнослужащего из реестра участников НИС является дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

На каждого участника НИС в Учреждении открывается именной накопительный счет, на котором учитываются накопления для жилищного обеспечения.

Основанием для открытия именного накопительного счета участнику НИС является внесение сведений о нем в реестр участников НИС. (ст. 13)

Накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников статья:

1) накопительные взносы за счет средств федерального бюджета (основной источник);

2) доходы от инвестирования накоплений;

3) иные, не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.

Накопления для жилищного обеспечения до возникновения у участника или членов его семьи права на их использование являются собственностью Российской Федерации. (п. 8 ст. 5)

Накопительные взносы учитываются на именном накопительном счете участника НИС в течение всего периода прохождения им военной службы по контракту в соответствии с Правилами ведения именных накопительных счетов участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.

Размер накопительного взноса на одного участника НИС устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. При этом взнос очередного года не может быть меньше взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Начисление взносов на именной накопительный счет производится ежемесячно из расчета 1/12 ежегодного накопительного взноса текущего года.

В соответствии с Правилами формирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих и учета их на именных накопительных счетах участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, расчет накопительного взноса, подлежащего учету на именном накопительном счете участника НИС, производится с даты возникновения основания для его включения в реестр участников НИС.

Таким образом, размер накопительных взносов не зависит от даты фактического включения военнослужащего в реестр и даты открытия Учреждением его именного накопительного счета.

Начисление доходов от доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих на именные накопительные счета участников НИС осуществляется Учреждением ежеквартально по результатам отчетов, представляемых управляющими компаниями.

Участие военнослужащего в НИС прекращается с даты возникновения основания для его исключения из реестра участников НИС. Сведения для исключения участников НИС из реестра представляются командирами воинских частей в порядке, установленном приказом соответствующего ФОИВ (для ВВ МВД России — приказ Министра внутренних дел Российской Федерации). При этом в представляемых сведениях указывается наличие или отсутствие у участника НИС права на использование накоплений для жилищного обеспечения.

При закрытии именного накопительного счета участника НИС, который выбывает из системы без права на использование накоплений для жилищного обеспечения, все денежные средства, учтенные на данном счете, в том числе перечисленные в погашение ипотечного кредита, подлежат возврату в федеральный бюджет.

В случае закрытия именного накопительного счета участника НИС, выбывающего из системы с правом использования накоплений, его именной накопительный счет становится депонентным. Начисление накоплений на него при этом прекращается с даты возникновения основания для исключения военнослужащего из реестра участников НИС (дата исключения его из списков личного состава воинской части).

Право на жилище участниками НИС осуществляется посредством:

1) использования накоплений для жилищного обеспечения для приобретения жилья;

2) получения ЦЖЗ для приобретения жилья в собственность;

3) выплаты по решению ФОИВ, в котором проходил военную службу участник НИС, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения. Расчет размера выплат определяется исходя из размера ежегодного накопительного взноса, утвержденного на год исключения участника НИС из реестра, а также количества полных лет, месяцев и дней, которые участнику НИС оставалось дослужить с даты возникновения основания для исключения из реестра до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет.

Таким образом, на основании рассмотренного материала, автор делает вывод о том, что получение участником НИС денежных средств на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, является исполнением государством своих обязательств по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания. (ч.15 ст.15)

Основаниями возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника НИС, согласно статье 10 Федерального закона, является общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более.

Увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более:

а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным статьей 50 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

  • Исключение участника НИС из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
  • Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (вне зависимости от выслуги лет).

В случае возникновения права на использование накоплений военнослужащему предоставляются все денежные средства, учтенные на его именном накопительном счете на дату возникновения указанного права, а если до этого он заключил договор ЦЖЗ для приобретения собственного жилья, то ему предоставляется остаток накоплений с именного накопительного счета.

При продолжении участником НИС военной службы после получения права на использование накоплений его именной накопительный счет не закрывается и учет накоплений на нем производится Учреждением на общих основаниях.

2.2. Целевой жилищный заем

Целевой жилищный заем — денежные средства, предоставляемые участнику НИС на возвратной и в установленных Федеральным законом случаях безвозмездной или возмездной основе для:

— приобретения в собственность жилого помещения (жилых помещений);

— перечисления в качестве первоначального взноса стоимости жилья при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу). (п.8 ст.3)

Каждый военнослужащий не менее чем через три года после участия в НИС получает право на заключение с Учреждением договора ЦЖЗ. Средства, учтенные на его именном накопительном счете на дату заключения договора ЦЖЗ, используются в качестве оплаты первоначального взноса стоимости жилья при получении ипотечного кредита (займа) либо для приобретения жилого помещения.

Жилое помещение, приобретенное с использованием средств ЦЖЗ, оформляется в собственность военнослужащего, однако до возникновения у него права на использование накоплений будет находиться в залоге у Российской Федерации и кредитной организации.

Статья 15 Федерального закона устанавливает следующие особенности погашения ЦЖЗ:

  • Погашение ЦЖЗ при возникновении права на использование накоплений осуществляется Учреждением.
  • При исключении участника НИС, получившего ЦЖЗ для приобретения жилья, из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением умершим, ЦЖЗ также считается погашенным государством и не подлежит возврату членами семьи участника НИС.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона члены семьи участника НИС, исключенного из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, могут принять на себя обязательства по предоставленному участнику НИС ипотечному кредиту (займу). В случае, если кредитный договор (договор займа) переоформляется на лицо, принявшее на себя обязательства участника НИС, то это лицо получает право на продолжение исполнения обязательств по ипотечному кредиту (займу) за счет начислений на именной накопительный счет участника НИС до даты окончания действия договора ЦЖЗ. Именной накопительный счет участника НИС при этом не закрывается.

  • В случае досрочного увольнения участника НИС с военной службы по иным основаниям, кроме указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 10 Федерального закона (то есть без права на использование накоплений), начиная с даты исключения его из списков личного состава воинской части на предоставленный ему ЦЖЗ начисляются проценты за пользование по ставке, равной ставке рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату возникновения оснований для исключения его из реестра участников НИС.

Уволившийся участник НИС при этом обязан в срок не более 10 лет ежемесячными равными платежами возвратить предоставленные ему Учреждением средства ЦЖЗ и уплатить проценты за пользование займом.

ЦЖЗ может быть погашен участником НИС досрочно. В этом случае залог в пользу Российской Федерации с приобретенного жилья также снимается. Если после этого участник НИС продолжает военную службу, начисления на его именной накопительный счет производятся на общих основаниях.


Страницы:   1   2