Скоро защита?
Меню Услуги

Налогообложение организаций финансового сектора на примере ПАО Альфа-Банк

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы налогообложения организаций финансового сектора экономики
1.1 Экономическая сущность и основные принципы налогообложения организаций финансового сектора экономики
1.2 Нормативно-правовое регулирование организаций финансового сектора экономики
1.3 Особенности налогообложения коммерческих банков в РФ
Глава 2. Анализ налогообложения ПАО «Альфа-Банк»
2.1 Краткая характеристика деятельности ПАО «Альфа-Банк»
2.2 Анализ порядка налогообложения и налоговой нагрузки ПАО «Альфа-Банк»
2.3 Зарубежный опыт и перспективы совершенствования налогообложения коммерческих банков в РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Введение

Финансовый сектор изначально возник как дополнительная система обслуживания реального сектора экономики. В настоящее время организации, оказывающие финансовые услуги, выделяют в отдельный сектор. Предприятия этой сферы деятельности занимаются только оказанием денежных услуг и ничего не производят.
Эффективность деятельности в финансовом секторе решающе влияет на функционирование экономики в целом, при том, что сегодня он поглощает значительную часть сбережений потребителей. Так можно говорить о роли финансового сектора, обусловленной взаимосвязью между субъектами всех секторов и подсекторов, поскольку они аккумулируют средства, источником которых выступают принятые обязательства, а с помощью последних после происходит финансирование деятельности других секторов и подсекторов.
Актуальность выбора темы данной дипломной работы обусловлена тем, что воздействие государства на финансовый сектор происходит в основном за счет формирования адекватной законодательной и нормативной базы деятельности кредитных организаций и функционирования рынка финансовых услуг наряду с контролем над выполнением законодательных требований. И здесь важная роль отводится одному из инструментов государственной регулирующей политики – налогообложению (хотя отметим, что для финансовых институтов наиболее сильным инструментом регулирующей политики являются действия мегарегулятора – ЦБ РФ).
Однако важно заметить, что на сегодняшний день, несмотря на долгий процесс реформирования налоговой системы, по-прежнему нет целостной и проработанной концепции налогообложения операций, которые осуществляются субъектами финансового сектора экономики.
Изучению проблемы налогообложения организаций финансового сектора были посвящены труды таких ученых, как: Брызгалин А. В., Бутыльков М. Л., Ворожбит В.А., Голик Е.Н., К.К. Гомоюнов М.Ф., Гончаренко Л. И., Эскиндарова М.А., Федотовой Е. Ю., Грачева О. В., Болтинова А.З,. Дадашев Д.А., Мешкова Ю.А., Залибекова Д. З., Здоровенко А. О., Иванова Н.В., Караваева И. В., Кибанова А.Я., Комарова Е. И., Кондраков И.Н., Нечитайло А.И., Романова М. В., Алексеева Д. Г., Андреева Л. В., Андреев В. К., Ершова И. В., Отнюкова Г. Д., Сидорова Н. И., Сысоева Г.Ф., Малецкая И.П., Туктарова Ф. К., Калабин Ю. В., Шаповалов М. А., Бородина Н. М., Миронов В. Ю., Рыбакова С. В., Яшина Н.И., Гинзбург М.Ю., Чеснокова Л.А. и др.
Предметом данной дипломной работы является налогообложение организаций финансового сектора.
Объектом налогообложение ПАО «Альфа-Банк».
Целью данной дипломной работы является анализ налогообложения организаций финансового сектора на примере ПАО «Альфа-Банк».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-выявить экономическую сущность и основные принципы налогообложения организаций финансового сектора экономики;
-рассмотреть нормативно-правовое регулирование организаций финансового сектора экономики;
-определить особенности налогообложения коммерческих банков в РФ;
-дать краткую характеристику деятельности ПАО «Альфа-Банк»;
-провести анализ порядка налогообложения и налоговой нагрузки ПАО «Альфа-Банк»;
-рассмотреть зарубежный опыт и перспективы совершенствования налогообложения коммерческих банков в РФ.
Цель и задачи определили структуру данной дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения организаций финансового сектора экономики

1.1 Экономическая сущность и основные принципы налогообложения организаций финансового сектора экономики

Финансовый сектор экономики представляет собой итог развития материального производства в определенных условиях. Появление финансового сектора базируется на реальном секторе экономики и позволяет обеспечивать непрерывный процесс воспроизводства реальных благ, поддерживая связь между производителями и потребителями, основываясь на трансформации сбережений в инвестиции[7].
Финансовый сектор обеспечивает движение и распределение денежных средств и активов. Он оказывает услуги другим секторам экономики, выступая связующим звеном между ними.
Важной сферой деятельности является финансовое посредничество, которое реализуется через кредитную систему. Создание благоприятных экономических условий в стране способствует развитию финансового сектора. Стабильность народного хозяйства обеспечивает углублению финансовых структур в рыночные подсистемы. В таких условиях они могут предоставить более широкий спектр услуг и инструментов, способных удовлетворить потребности других секторов экономики.
Так мы приходим к тому, что финансовый сектор можно назвать посредником в перемещении ресурсов между другими секторами. Он исполняет функции расчетного центра и посредством разных финансовых инструментов дает возможность доступа заемщиков к финансовым ресурсам, что, в свою очередь, связано с трансформацией временной структуры финансовых активов. Помимо этого, при оценке финансового состояния заемщиков и определения эффективности финансируемых проектов, финансовый сектор занимается распределением рисков в экономике.
К финансовому сектору относятся следующие финансовые институты:
— банки;
— небанковские кредитные учреждения;
— страховые компании,
— фондовые биржи,
— инвестиционные фонды,
— негосударственные пенсионные фонды и др.[7] Основной элемент финансовой системы России представлен банками, которые значительно влияют на современное развитие страны. Учитывая все имеющиеся проблемы и современное состояние этого сектора экономики, можно сделать вывод, что развитие системы налогообложения должно взаимодействовать с развитием других отраслей, предпринимая скоординированные действия. На сегодняшний день налоговое законодательство банков достаточно сложное и динамичное.
Такой характер системы представляет одну из проблем развития налогообложения, поскольку неоднозначность требования, норм и правил, приводит к значительному увеличению рисков, отражающихся потом на финансовом состоянии банка и его репутации. Решение этой проблемы видится в разработке новых, либо в усовершенствовании действующих методов идентификации, системы формирования налоговой базы, а также в пересмотре всей методики налогового учета в Российской Федерации. Предполагается также ускорение внедрения для банков новой системы налогового контроля – налогового мониторинга (в настоящее время над его внедрением активно работают Сбербанк и ВТБ)[15].
Заметим, что методология налогообложения банков и налоговый контроль, а также мониторинг и налоговый анализ должны быть полностью взаимосвязаны. Такое взаимодействие даст возможность гармонизировать интересы банков и налоговых органов. Сегодня среди основных причин оптимизации вопросов налогообложения банковской сферы в стране, на первый план выходит закономерность совершенствования национальной налоговой системы с учетом особой роли налогов в банках. Вместе с этим, перспектива развития налогообложения коммерческих банков определяется и самим статусом банков для налогового правоотношения, что оказывает прямое воздействие на стремление участников налогообложения совершенствовать обращение денежных потоков.
Налоговое регулирование используется для стимулирования инвестиционной деятельности банков в реальный сектор. Кроме того, государство стремиться снизить спекулятивные операции, проводимые банками. Одним из методов является снижение налогового бремени на частные банки и контроль над монополизацией рынка финансовых услуг[14].
В настоящее время, несмотря на долголетнее реформирование налоговой системы, все еще отсутствует целостная концепция налогообложения операций, осуществляемых субъектами финансового сектора экономики.
В последние годы наметилась тенденция по унификации системы налогообложения для различных категорий налогоплательщиков, различных отраслей и сфер деятельности. Однако именно систему налогообложения организаций финансового сектора экономики невозможно полностью уравнять с системой налогообложения организаций. И хотя сегодня перечень уплачиваемых налогов организациями финансового сектора экономики такой же, как и у прочих организаций, по трем достаточно значимым налогам – налог на добавленную стоимость (хотя роль финансового сектора в НДС незначительна исходя из того, что большинство операций освобождены от налогообложения, главным образом из-за их экономической природы), налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций – имеются весьма существенные различия. Именно на них и необходимо сделать акцент, изучая систему налогообложения организаций финансового сектора экономики[17].
Кредитные организации являются одними из крупнейших налогоплательщиков в любой стране. Кроме того, платежеспособность финансовых организаций имеет важное общественное значение. Для российской системы налогообложения характерна относительная нестабильность базового законодательства, а так же постоянные изменения правил в части расчета налогов и их последующих выплат.
По данным исследования, проведенного РБК [39], за 2017 год (более позднее данные отсутствуют) вторым по объему (после нефтегазового) собираемых налогов стал финансовый сектор, крупнейшие представители (ТОП-50 крупнейших налогоплательщиков) которого заплатили в бюджет в 2017 году 330,7 млрд. руб. Здесь учитывались результаты не только банков, но и небанковских организаций, в частности страховых компаний. Но основным донором являются все-таки банки, среди которых Сбербанк является крупнейшим «неуглеводородным» участником ТОП-50 (5-е место) с суммой налогов 245,4 млрд. руб.
В ТОП-50 крупнейших налогоплательщиков среди финансового сектора вошли также и другие банки (другие представители финансового сектора в списке ТОП-50 отсутствуют): ВТБ (22-е место и 27 млрд. руб.), Газпромбанк (25-е место и 26,2 млрд. руб.), Внешэкономбанк (41-е место и 9,9 млрд. руб.), Райффайзенбанк (45-е место и 6,6 млрд. руб.), Альфа – банк (48-е место и 4,8 млрд. руб.) и Открытие Холдинг (49-е место и 4 млрд. руб.).
Статистика ФНС РФ по начислению и поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет (форма 1-НОМ) за 2017 год тоже отдает твердое второе место финансовому сектору, который заплатил 636,8 млрд. руб. за вычетом НДФЛ и социальных взносов[36].
Специфика банков, как субъектов налогообложения заключается в том, что они могут выступать в качестве трех лиц: налогоплательщиков; посредников между другим налогоплательщиком и государством; налоговых агентов. Российское законодательство не выделяет банки и другие кредитные организации в отдельную группу налогоплательщиков. Однако, часть статей посвящена особому статусу этих организаций в экономике страны.
В частности, Налоговый кодекс РФ содержит ст. 86 «Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля», которой устанавливаются обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. За неисполнение своих обязанностей банки привлекаются налоговыми органами к налоговой ответственности[1].
Так, банки обязаны представлять налоговым органам сведения о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, вкладах организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при получении мотивированного запроса налогового органа.
Вместе с тем, на практике на сегодняшний момент времени банки могут, например, блокировать счета не только по решению налогового органа, а и по собственному усмотрению исходя из предписаний ЦБ РФ и/или Росфинмониторинга. Например, в настоящее время минимальный размер налогов, которые должен платить в бюджет организация или ИП по мнению банков (вернее по предписанию ЦБ РФ), составляет не менее 0,9% от общего оборота. Если по каким-то причинам, не связанным с уклонением от уплаты налогов (например, плохие финансовые результаты), объем налоговых платежей окажется меньше указанного порога, банк может заблокировать клиенту расчетный счет. Заблокировать банк счет может и по другим основаниям: снятие со счетов больших сумм наличными, отсутствие сотрудников, запись о недостоверности сведений ЕЮГРЛ и другим[12].
Последние методические рекомендации ЦБ РФ (Методические рекомендации ЦБ РФ № 5-МР от 16.02.2018 г.) фактически обязывают банки контролировать платить ли бизнес НДС. Согласно данным рекомендациям ЦБ рекомендовал кредитным организациям тщательнее проверять, как клиенты учитывают налог в своих операциях. Если 70% средств поступают на счет с уплатой сбора, а 30% — перечисляются фирмам, которые освобождаются от НДС, это может быть признаком схемы. В своей инструкции ЦБ РФ выделяет и другие признаки подозрительных транзакций. Это, например, переводы в филиалы «Почты России», платежным агентам или турагентам, а также на виртуальные кошельки. При наличии таких операций банки сам может заблокировать счет, передать данные в ЦБ РФ, Росфинмониторинг и ФНС РФ[7].
Необходимо отметить также достаточно новую для банков и других финансовых институтов функцию, связанную с выполнением мер по международному налогообложению. Напомним, что 12 мая 2017 года ФНС России от имени Российской Федерации подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года. Российская Федерация приступила к международному обмену финансовой информацией в 2018 году. Данное соглашение было заключено РФ во исполнение плана BEPS (base erosion and profit shifting) ОЭСР, одобренному ранее по итогам встречи «большой двадцатки»[36].
По условиям Соглашения российские банки и другие финансовые институты обязаны при соблюдении определенных условий передавать финансовую информацию (сведения о счетах, движении денежных средств и др.), о бенефициарах — нерезидентов в ФНС РФ, которая будет обмениваться этими данными с налоговыми органами соответствующих стран [36].
Используются банки и как налоговые агенты, например, при перечислении денежных средств в пользу нерезидентов.
Сказанное выше означает, что финансовые институты играют свою особенную роль в налоговом регулировании, при этом контрольная функция, прежде всего банков, становится все более ощутимой.
Что касается системы налогообложения другого крупного финансового сектора экономики – страхования, то оно также имеет проблемы, которые необходимо решать и тем самым способствовать развитию этого сектора. Существующая система налогообложения страховых организаций показывает свою неэффективность, поскольку не может обеспечивать стабильное поступление доходов в бюджеты, тем самым снижая экономическую активность страховщиков. Страховые взносы и выплаты не подлежат косвенному обложению в России. Исключение составляют только операции, связанные с получением страховых выплат по договорам страхования риска невыполнения договорных обязательств контрагентом страхователя – кредитором. Имеющийся подход в этом финансовом секторе экономики стал итогом необоснованного лишения государства части налоговых поступлений. Тем самым порождается неравенство в налогообложении, развитие дисбаланса в сфере приложения капитала, и нарушение пропорциональности развития сферы услуг в некоторой степени[7].
В связи с этим стоит вопрос о поиске новых способов решения проблем в регулировании страховой деятельности с учетом применения налогового механизма.
Предполагается, что перевод страховых компаний на уплату налога на страховые взносы вместо налога на прибыль позволят получать планомерный и постоянный доход в казну государства. Таким способом можно достичь формирования налоговых ресурсов для регионов, соответствующих поступлениям страховых взносов по месту совершения операций. Помимо того, возможно установление порядка расчета и уплаты налогов для страховых компаний и гармонизация отношений с налоговыми органами. Все это дает возможность избегать уклонений от налогообложения и фальшивых схем операций, которые на сегодняшний день широко используются многими страховыми компаниями.
Предложения, которые предусматривают введение налога на страховые взносы, кардинально не являются новыми, однако из существующих вариантов применения налога на страховые взносы в нашей стране, необходимо выделить несколько направлений[16]:
–– уход от уплаты налога на прибыль в пользу уплаты налога на страховые взносы;
–– введение авансового платежа по налогу на прибыль как налога на страховые взносы по всем видам страхования, но при этом без учета переплаты по налогу на взносы в сравнении с налогом на прибыль, определяемым на конец налогового периода;
–– использование налога на страховые взносы как авансового платежа налога на прибыль с учетом взаимозачета переплаты по налогу на взносы в конце налогового периода и при уплате налога на прибыль;
–– упрощение сбора налогов посредством введения налога на страховые взносы по рисковым видам страхования за исключением страхования жизни;
–– введение для страховой деятельности налога на страховые взносы с сохранением при этом налога на прибыль, и, тем самым, установлением сочетания косвенного и прямого налогов.

 

1.2. Нормативно-правовое регулирование организаций финансового сектора экономики

Структура системы законодательства, регулирующего деятельность финансового сектора, в целом соответствует традиционной системе нормативно-правовых актов, которая построена по иерархическому признаку.
Высшей юридической силой обладает Конституция РФ и все законы и иные правовые акты, которые принимаются в РФ, не должны ей противоречить (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
На основании Конституции РФ принимаются Кодексы (имеют равную законам силу, так как представляют собой свод законов) и федеральные законы.
Кодексы и законы можно подразделить на общие, которые регулируют деятельность финансового сектора в целом, а также на специальные, относящиеся к отдельным финансовым институтам.
К общим законам относятся:
— Налоговый кодекс РФ, регулирующий налогообложение всех организаций, в том числе и в финансовом секторе;
— Закон «О Центральном банке РФ (Банке России)»;
— Гражданский кодекс РФ, устанавливающий общие положения о юридических лицах, видах сделок и т.п.;
— Закон об акционерных обществах , определяющий порядок создания и функционирования акционерных обществ (многие организации финансового сектора, прежде всего банки, имеют форму публичного акционерного общества(ПАО)), кроме того, данный закон содержит положения (как правило, применимым к ПАО, в части одобрения заемщиком совершения крупных сделок, в том числе займа, кредита, залога, поручительства или нескольких взаимосвязанных сделок.
Отдельно следует остановится на Законе «О Центральном банке» и его подзаконных актах. В соответствии со ст. 56 указанного ФЗ Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России и установленных ими обязательных нормативов.
Указанный выше ФЗ устанавливает цели и направления деятельности Банка России, а также его функции, среди которых: проведение единой государственной денежно-кредитной политики; монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения; кредитование в последней инстанции для кредитных организаций, организация системы их рефинансирования; установление правил осуществления расчетов в РФ и правил проведения банковских операций и т.д.
После передачи в 2013 году функций Федеральной службы по финансовым рынкам Банку России, последний стал мегарегулятором, который осуществляет регулирование деятельности всех участников финансового сектора.
Применительно к деятельности финансовых институтов особое место занимают акты Центрального банка РФ. Указанные акты располагаются в иерархии нормативно-правовых актов обособленно. Так, в соответствии со ст. 7 ФЗ «О Центральном банке РФ» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц [2].
Другие федеральные законы регулируют порядок деятельности отдельных видов финансовых институтов.
В отношении кредитных организаций таким законом является Закон «О банках и о банковской деятельности». В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 395-1 от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности» кредитная организация является юридически лицом, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Перечень банковских операций и других сделок, право на осуществление которых предоставлено кредитным организациям, установлен ст. 5 Федерального закона № 395-1 от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности» [3].
К кредитным организациям относятся банки, небанковские кредитные организации, иностранные банки.
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
– привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
– размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
– открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковской кредитной организацией является кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции на основании специального разрешения (лицензии) Банка России.
Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
В налоговом законодательстве несколько иной подход, в соответствии со ст.11 НК РФ под термином «банки» следует понимать коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации [1].
ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» распространяет свое действие на все юридические и физические лица, а не только на организации финансового сектора. Тем не менее, контроль за его выполнением возложен именно на банки, являющиеся агентами валютного контроля.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» закрепляет порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.
Страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном порядке.
Страховщики осуществляют следующие виды операций:
– оценку страхового риска;
– получают страховые премии (страховые взносы);
– формируют страховые резервы;
– инвестируют активы;
– определяют размер убытков или ущерба;
– производят страховые выплаты;
– осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.
Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, регулируются Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [3].
С 1 сентября 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 234-ФЗ полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) осуществляет Банк России.
Банк России уполномочен издавать нормативные акты, не противоречащие действующему законодательству, регулирующие следующие отношения:
– между лицами, осуществляющими деятельность в сфере страхового дела, или с их участием;
– по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела;
– иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
Инвестиционный фонд – это имущественный комплекс, находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров или учредителей доверительного управления.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» выделяются два вида инвестиционных фондов [4]:
1) акционерный инвестиционный фонд;
2) паевой инвестиционный фонд.
Акционерный инвестиционный фонд может быть создан только в форме открытого акционерного общества, исключительным предметом деятельности такого фонда является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты (осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), иные виды предпринимательской деятельности акционерный инвестиционный фонд осуществлять не вправе.
Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом, представляет обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд должен иметь название, указывающее на состав и структуру его активов.
Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
– деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения, которая осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;
– деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсион-ному страхованию, которая включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам, осуществление срочных пенсионных выплат и единовременных пенсионных выплат застрахованным лицам, осуществление выплат правопреемникам застрахованных лиц, которая включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [5].
Каждый вид деятельности осуществляется независимо от осуществления деятельности по другим видам.
На следующей ступени — носящие подзаконный характер Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.
Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти РФ, то есть министерств и ведомств (прежде всего, Минфина РФ), также применяются в сфере регулирования финансовых отношений
Кроме этого, нельзя не принимать во внимание различные Соглашения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами в сфере регулирования финансовых, экономических, банковских, и в частности — налоговых отношений.

 

1.3 Особенности налогообложения коммерческих банков в РФ

Банки несут обязанность по уплате некоторых видов местных, региональных и федеральных налогов. Согласно обновлению налоговой системы российские кредитные организации на сегодня уплачивают такие налоги федерального уровня, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и прочие; региональные налоги: транспортный налог, налог на имущество организаций и прочие; местные налоги: налог на операции с ценными бумагами и земельный налог [1].
При этом банки не вправе применять специальные налоговые режимы, такие как УСН.
Рассмотрим кратко каждый из указанных налогов.
По налогу на прибыль для банковских организаций конкретизируются расходы и доходы, учитывая особенности, которые характерны для деятельности банков.
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль, банками в доходах, которые указаны в статьях 249 и 250 НК РФ, учитываются доходы, которые указаны в статье 290 НК РФ, являющиеся характерными именно для банков.
Полученные доходы банками уменьшаются на сумму осуществленных расходов по статьям 254-269 НК РФ, помимо этого, учитываются расходы по статье 291 НК РФ.
Сейчас одна из проблем – это вопрос отнесения расходов или доходов банковских организаций к расходам или доходам от реализации или внереализационным расходам или доходам, которые относятся или не относятся в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Ведется существенное число споров по этому вопросу, который связан с несогласием банковских организаций с трактовкой и содержанием разных расходов.
Причина кроется в том, что в статьях 290 и 291 НК РФ не конкретизируется то, какие доходы и расходы для банковских организаций представляют собой доходы и расходы от реализации, а какие доходы и расходы являются внереализационными. В результате этого появляются вопросы: к какому виду для налогообложения прибыли стоит относить расходы и доходы, а от этой классификации во многом имеет зависимость правильность определения прибыли.
Например, согласно ст.265 НК РФ, часть рекламных расходов относится на расходы при определении прибыли в размере, который не превышает 1% выручки от реализации, а не внереализационных расходов. Вместе с тем, для внереализационнных расходов не предусмотрено каких-либо нормативов относительно их признания.
Другая важная особенность обложения налогом на прибыль предприятий, которая установлена в статье 273 НК РФ, это механизм признания расходов и доходов, в соответствии с которым банковские организации не обладают правом на определение даты получения дохода (осуществление расхода) по кассовому методу. Итак, банковский сектор не располагает правом на применение метода начисления. Для банков, как особенной группы налогоплательщиков, также предусматривается создание дополнительного резерва — на возможные потери по ссудам, по ссудной задолженности и задолженности, которая приравнена к ней, в том числе по межбанковским депозитам и кредитам. Суммы отчислений в резерв, в соответствии с пунктом 2 статьи 292 НК РФ, банк имеет право учитывать или включать в состав расходов внереализационного характера, учитывая нормативы в течение налогового или отчетного периода. Размеры отчислений в резерв формируются согласно «Положению о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России 26.03.2004 № 254-П) (ред. от 14.11.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2004 № 5774). Создание резерва вызвано тем, что помимо существующих для банков рисков, государство имеет заинтересованность в стабильной банковской системе.
При этом согласно недавно внесенным изменениям в ст. 292 НК РФ в случае отзыва (аннулирования) у банка лицензии на осуществление банковских операций суммы резервов на возможные потери по ссудам и не полностью использованные банком на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, до отзыва (аннулирования) у него лицензии на осуществление банковских операций, не подлежат восстановлению в составе доходов такой организации.
Данная норма была внесена с целью защиты прав вкладчиков, чтобы банк мог расплатиться с ними в полной мере, не уменьшая объем денежных средств, которые подлежат выплате вкладчикам на сумму налога на прибыль с сумм восстановленного резерва.
Но государством выполняется регулирующая функция, оно влияет на кредитную деятельность банковских организаций, устанавливает ограничения по включению в резервы на возможные потери по ссудам. Это положение дает возможность конкретным образом оптимизировать банковское налогообложение в пределах действующего законодательства.
Трудоемкость расчета налога на прибыль и его контроля объясняет то, что этот налог представляет собой один из самых важных налогов, уплачиваемых банками. Значение этого налога обусловлено тем, что налогом на прибыль оказывается максимальное воздействие на процесс, а также результаты коммерческой деятельности банковских организаций.
Также в структуре налогообложения следует выделить такие налоги как:
1. Налог на добавленную стоимость.
Специфика механизма порядка уплаты и исчисления банковскими организациями и другими кредитными организациями НДС регламентирована Главой 21 НК РФ. В банковских организациях НДС облагается незначительная доля услуг. Большая часть услуг финансового характера, в том числе банковских освобождаются от обложения НДС. Это обусловлено тем, что в банковской услуге отсутствует добавочная цена, так как не имеет зависимости от оплаты труда работников банков, амортизации и прочих показателей. На уровень тарифов по операциям банковского характера влияют кредитные, валютные и процентные риски, а также значительная конкуренция в области банковской деятельности. Относительно механизма налогообложения банков НДС предусмотрено две базовые обязанности:
1. Банк обладает правом на освобождение от уплаты НДС согласно статье 149 НК РФ;
2. Банкам предоставляется возможность применения способа входного НДС, не предусмотренного для иных налогоплательщиков, т.е. включение НДС в расходы, принимаемые к вычету по налогу на прибыль, а не принятие его к вычету перед бюджетом. Статья 149 НК РФ устанавливает банковские операции, не подлежащие налогообложению НДС и на осуществление которых необходима лицензия Центробанка. Невзирая на то, что Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г. № 395-1 инкассация относится к банковским услугам, согласно НК РФ эта операция представляет собой исключение и подлежит обложению НДС, так как перевозка денег обладает реальной стоимостью, являющейся объектом налогообложения по НДС.
Но зачастую объемы этого налога у банковских организаций составляют существенные величины, так как многие банки помимо операций, которые освобождаются от НДС, оказывают значительный объем услуг и операций, которые не относятся к характерным именно для этих экономических субъектов, и которые подлежат обложению этим налогом. К примеру, агентские операции, например, доверительное управление денежными средствами и другим имуществом по договорам с юридическими и физическими лицами. Операции по продаже имущества, операции факторинга, лизинга, форфейтинга облагаются НДС.
2. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и прочие. Этот налог основан на том, что банковская организация в своем штате имеет работников, которым осуществляются выплаты по договорам трудового характера. Однако если данные выплаты не отнесены к расходам предприятия, они объектом налогообложения не считаются.
3. Транспортный налог выплачивают, лишь если банк обладает хотя бы одним транспортным средством.
4. Налог на имущество предприятий. Объект этого налога – это недвижимое и движимое имущество, которым обладает банк.
5. Плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются эмитенты ценных бумаг.
6. Земельный налог. Банки платят данный налог только в двух случаях:
1. если здание, в котором находится банк, являются собственность;
2. или когда банк осуществляет свою деятельность в арендованном помещении.
Реформирование налоговой системы продолжается, однако все еще остаются проблемы, связанные с налогообложением банковской деятельности.
В современных экономических условиях приоритетным является построение эффективной и стабильной системы налогообложения банков, направленной на создание благоприятных условий для осуществления деятельности, сохранение данных субъектов экономики в качестве одних из крупнейших налогоплательщиков, обеспечивающих доходность бюджетов разных уровней страны.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф