Заявка на расчет
Меню Услуги

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Общая характеристика налоговых правонарушений
§ 1 Понятие и признаки налогового правонарушения
§ 2 Виды налоговых правонарушений
§ 3 Состав налогового правонарушения
Глава 2 Налоговая ответственность как разновидность юридической ответственности
§ 1 Понятие, правовое регулирование и проблемы применения налоговой ответственности
§ 2 Ви ды от ветственности за на рушение на логового за конодательства
§ 3 На логовая са нкция, ее юр идическая пр ирода, по рядок вз ыскания
§ 4 За щита пр ав на логоплательщиков в пр оцессе пр ивлечения к на логовой ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сп исок ис пользованных ис точников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги занимают ведущее место в формировании финансовых ресурсов государства. Доля налогов и сборов в структуре доходов федерального бюджета составляет свыше 80%. Возложение на граждан обязанности платить налоги и сборы стало объективно обоснованной экономическими преобразованиями в российском обществе необходимостью.

Взимание налогов есть одна из правовых форм изъятия части собственности у граждан и физических лиц. «Право государства требовать налоги и обязанность поданного платить их, тесно связаны друг с другом, вытекают одинаково из самого факта существования государства, из факта соединения граждан в государственный союз для достижения общих целей».

Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Положения статьи 57 Конституции РФ, вменяющие обязанность каждому гражданину Российской Федерации уплачивать законно установленные налоги и сборы неоднократно становились предметом толкования со стороны Конституционного Суда Российской Федерации. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности гражданина. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества.

Обеспечить своевременное и полное поступление налогов и сборов в государственные бюджетные и внебюджетные фонды, призваны налоговые органы Российской Федерации. Совершенствование налогового администрирования — важный этап регулирования деятельности налоговых органов, направленный на исполнение возложенной государством на налоговые органы задачи.

Налоговое администрирование, в нашем понимании, есть повседневная деятельность налоговых органов и их должностных лиц, направленная на своевременную и полную уплату налогоплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей. В рамках налогового администрирования налоговые органы проводят профилактические и другие меры для  предотвращения налоговых правонарушений.

Современные ученые, исследующие причины налоговых правонарушений, обращают наше внимание на те обстоятельства, что налоговая преступность стала интеллектуальной. Порой сложно квалифицировать противоправные действия недобросовестных налогоплательщиков. Налоговые правонарушители интеллектуальны, высокообразованны, ориентированы на уклонение от уплаты налога. В связи с чем, особую актуальность, научную и практическую значимость исследования имеют вопросы правовой характеристики налогового правонарушения, познание их сущности, правовой природы, отличительных признаков, соотнесения с другими видами правонарушений и преступлений.

Традиционно исследователями уделяется большое внимание различным видам ответственности. Преимущественно такие исследования проводятся с позиции норм уголовного или административного права. В нашем представлении не только вопросы изучения причин и условий, в которых совершаются налоговые правонарушения, но и их детальная правовая характеристика, выявление их существенных особенностей лежат в основе предупредительной деятельности в сфере налогов.

В условиях радикальных изменений налоговых отношений в сфере контроля за деятельностью налогоплательщиков, частых изменений в структуре государственных органов власти, передача полномочий (в том числе по предупреждению налоговых правонарушений) от одних органов другим, вопросы познания сущности налоговых правонарушений и предупреждения имеют особую теоретическую и практическую значимость и требуют новых теоретико-правовых оценок. Особую актуальность приобретают также вопросы информационного администрирования и информационного обеспечения деятельности налоговых органов в связи с предупреждением налоговых правонарушений и придания стабильности доходам бюджетной системы. Указанный круг вопросов определил актуальность темы исследования.

Основной целью данной работы является комплексный анализ юридической ответственности за нарушения налогового законодательства, выделение общих признаков нарушений налогового законодательства, классификация их видов, анализ понятий на основе научной литературы разных авторов. Достижение этой цели предполагается посредством решения таких задач, как определение понятия, признаков, природы и видов ответственности за нарушение налогового законодательства, изучение причин нарушения налогового законодательства, определение понятия и структуры налогового правонарушения, анализ судебной практики, разработка профилактических мер, и мер по совершенствованию налогового законодательства. Изучение данных вопросов позволит лучше понять природу ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, ее специфику, особенности применения.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования юридической ответственности за нарушения налогового законодательства.

Предметом исследования являются нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за нарушения налогового законодательства, виды налоговых правонарушений, а также порядок осуществления налогоплательщиком защиты своих прав в случае их нарушения  в ходе налогового контроля; материалы правоприменительной и судебной практики, а также научные работы, исследующие вопросы защиты  прав налогоплательщика.

Методы исследования. В настоящей работе использованы общие методы научного познания – статистический, аналитический, методы сравнения, описания и обобщения.

Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как: Брызгалин А.В, Крохина Ю.А., Кучеров И.И., Малиновская В.М., Пепеляев С.Г., Вигдорчик Д.Г, Нерсесянц В.С., Д.В.Тютина,  И.А. Цинделиани и др.

Структура работы определяется целью и задачами исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, детализированных на 6 параграфов, заключения, списка использованных источников, включающего 60 наименований. Текст диссертации изложен на 85 страницах, без учета списка использованных источников.

 По теме диссертации являлась участником: XIII Сибирского налогового форума-2018, XIV Сибирского налогового форума, которые были организованы журналом «Налоговед» и Юридическим институтом Кемеровского государственного университета, при поддержке компании «Пепеляев групп». А также участником Сибирского налогового форума онлайн (30.10.2020), организованного «Пепеляев групп».

 

Глава 1 Общая характеристика налоговых правонарушений

§ 1 Понятие и признаки налогового правонарушения

 

Правонарушения появились одновременно с возникновением государства и права и с тех пор, независимо от типа государства или типа права, сопутствуют ему, мешая нормальному функционированию государственно-правовых институтов, создавая угрозы для безопасности личности, общества и государства. Налоговые правонарушения являются относительно новой категорией для отечественной правовой системы. Поэтому для их исследования изначально необходимо определить признаки правонарушения как общеправового понятия, а уже затем перейти к исследованию понятия и признаков налогового правонарушения.

Значительное количество налоговых споров возникает по той причине, что каждая из сторон конфликта трактует понятие «налоговое правонарушение» по-своему. Следовательно, очень важно правильно определить содержание данного понятия. Это поможет разобраться, действительно ли налогоплательщик совершил налоговое правонарушение или же к налогоплательщику предъявляются претензии без достаточных на то оснований.

Понятие налогового правонарушения закреплено в статье 106  Налогового Кодекса РФ, где говорится, что «Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность».

Исходя из определения налогового правонарушения можно сказать, что  общепризнанными  признаками налогового правонарушения являются:

— виновность

— противоправность

— деяние в форме действия или бездействия;

—  ответственность.

Однако в отдельных работах авторов, например в работе Вигдорчик Д.Г. высказывается такое мнение как о выделении такого признака, как общественная опасность, обосновывая свои доводы тем, что общественная опасность налоговых правонарушений состоит в посягательстве на финансовую стабильность и безопасность государства.

Теперь охарактеризуем  каждый из признаков налогового правонарушения подробнее:

— виновность — один из важнейших и необходимых признаков налогового правонарушения. Налоговый кодекс Российской Федерации, ряд Постановлений Конституционного Суда РФ, многочисленные решения арбитражных судов поставили точку, в том является или не является вина обязательным признаком налогового правонарушения. Законодатель указал на вину, как на обязательный признак, в самом определении налогового правонарушения.

Кроме того, это прослеживается в  ряде  других  статей Налогового кодекса РФ. Так в пункте 6 статьи 108 НК РФ указано, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. В пункте 2 статьи 109 НК РФ говориться, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения  является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.  В Статье 110  Налогового кодекса РФ рассматриваются формы вины при совершении налогового правонарушения, а в статье 111 Налогового кодекса РФ —  обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

В  совместном  Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. в пункте 18  отмечено, что «вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение».

Как следует из правовой позиции КС РФ, изложенной в Определениях от 18.06.2004 N 201-О, от 04.07.2002 N 202-О, суд при рассмотрении дел, связанных с привлечением налогоплательщиков к налоговой ответственности, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения им обязанности, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.

Таким образом, необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана НК РФ.

— противоправность — является обязательной составляющей налогового правонарушения. Противоправным поведением нарушаются нормы законодательства о налогах и сборах.  Понятие законодательства о налогах и сборах раскрыто в ст. 1 Налогового кодекса РФ, где сказано, что Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Из прочтения пункта 2 статьи 1 НК РФ,  система налогов и сборов, страховых взносов, взимаемых в бюджет Российской Федерации, а так же общие принципы налогообложения и сборов в России могут быть установлены только Налоговым кодексом РФ. Более того, по таким вопросам, как виды налогов и сборов, основаниям возникновения и порядка исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, прав и обязанностей, форм и методов налогового контроля, ответственности за совершение налоговых правонарушений, порядка обжалования актов налогового органа должны применяться только нормы Налогового кодекса РФ.

Статья 2 Налогового кодекса РФ дает определение налоговым отношениям, то есть отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах. В данной статье говориться, о том, что  налоговые отношения — это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, связанные с налогами, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Властные отношения складываются между государством в лице его государственных органов и должностных лиц и налогоплательщиками в лице юридических и физических лиц. Иными словами,  государство издает властные предписания, которые подлежат обязательному применению всеми налогоплательщиками.

Противоправность проявляется в том, что она посягает на установленный законодательством о налогах порядок:

— исчисления, уплаты налогов (ст. ст. 52 — 58 Налогового кодекса РФ);

— исполнения обязанности по уплате налогов (ст. 45 Налогового кодекса РФ);

— постановки на налоговый учет и отчетности (ст. ст. 80 — 84 Налогового кодекса РФ);

— представления информации в налоговые органы (ст. 23 Налогового кодекса РФ);

— удержания и перечисления сумм налогов (ст. 24 Налогового кодекса РФ) и другие налоговые отношения.

Таким образом, в связи с противоправным поведением могут нарушаться не только положения Налогового кодекса РФ, но и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты о налогах и сборах;

— деяние в форме действия или бездействия. С признаком противоправности налогового правонарушения тесным образом связан признак деяния. Понятие «деяние» охватывает как действие, так и бездействие. Внешне выраженное виновное противоправное действие или бездействие влечет за собой определенные юридические последствия в виде реакции государства и привлечения к ответственности. Действие — это активное поведение, например грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 Налогового кодекса РФ), несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога  (ст. 125 Налогового кодекса РФ). Бездействие — пассивное. К бездействию также следует относить ситуацию, когда в установленные сроки не осуществляются либо ненадлежащим образом исполняются предписания Налогового кодекса РФ или уклонение от их исполнения. Например, неуплата сумм налога, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике — ст. ст. 122, 126 Налогового кодекса РФ;

—  ответственность. Данный признак непосредственно закреплен не только в определении налогового правонарушения, но и в статье 114 НК РФ, согласно которой «налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения». Согласно пункту второго данной статьи: «налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 Налогового кодекса РФ. Таким образом, законодатель за совершение налоговых правонарушений предусмотрел одну разновидность наказания – штраф.

Наказания за совершение налоговых правонарушений могут исчисляться в фиксированных суммах. Как это сформулировано в ст. 116 НК РФ (нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ). В фиксированной сумме предусмотрена санкция в ст. 119.1 НК РФ (несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме).

Санкция может выражаться в процентном соотношении от суммы не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей (ст. 119 НК РФ). Наказание за налоговое правонарушение может зависеть от количества непредставленных документов в налоговую инспекцию, как это сделано в ст. 126 НК, которая устанавливает санкцию в 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Наличие ответственности, закрепленной в Налоговом кодексе РФ (гл. 16, 18), является обязательной и определяющей составляющей налогового правонарушения, т.к. могут быть налицо все признаки правонарушения: и виновность, и противоправность, и субъект правонарушения, а Налоговым кодексом РФ ответственность за совершенное деяние не установлена. Соответственно, совершенное деяние не будет признаваться налоговым правонарушением. Также следует учитывать, что одно и то же деяние в отношении одного и того же лица не может быть одновременно преступлением и административным проступком. Законодатель установил приоритет уголовной ответственности, т.е. налоговая или административная ответственность физического лица наступает лишь в том случае, если допущенное им нарушение не влечет уголовной ответственности.

В рамках настоящего параграфа мы не стремимся проанализировать все разновидности ответственности за  налоговые правонарушения, так как этому будет посвящен специальный параграф второй главы.

В рамках данного параграфа мы попытаемся обосновать, что налоговые правонарушения характеризуются большой общественной опасностью. Так от своевременности и полноты уплаты налогов зависит наполнение бюджета государства. В свою очередь, бюджет расходуется государством для реализации своих функций: обороны, социальной; экономической; охранительной и так далее. Функция налогообложения в данном случае выполняет роль обеспечения для реализации государством других функций. Государство не сможет нормально существовать без эффективной реализации функции налогообложения. Таким образом, различные виды налоговых правонарушений подрывают экономическую основу государства, его обороноспособность, охрану прав и свобод человека и гражданина, препятствуют реализации иных функций. Они выступают тормозом для формирования правового государства, развития гражданского общества. Ежегодно государственная казна недополучает миллиарды рублей в результате совершения налоговых  правонарушений. Такие деяния опасны для общества. Поэтому мы полагаем, что налоговые правонарушения характеризуются общественной опасностью. Ввиду системности существующих объектов правовой охраны, посягая непосредственно на налоговые отношения данные правонарушения затрагивают различные сферы функционирования общества и государства

 

 

§ 2  Виды налоговых правонарушений

 

Налоговое правонарушение – это противоправное деяние (действие или бездействие), виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом или иным лицом, в отношении которого НК РФ предусмотрена ответственность. Абсолютно все виды налоговых правонарушений поименованы в главе 16 Налогового кодекса Российской Федерации.

Все виды нарушений законодательства о налогах и сборах условно можно подразделить на следующие группы:

— нарушение обязанности постановки на учет в налоговых органах (ст. 116 НК РФ);

— нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и с представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. ст. 119, 120, 129.2, 129.4, 129.6);

— нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. ст. 122, 123, 129.3, 129.5);

— нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности органов налогового администрирования (ст. ст. 125, 126, 128, 129, 129.1).

К налоговым правонарушениям первой группы относится неисполнение налогоплательщиками обязанностей, возникающих в связи с постановкой на налоговый учет. Объектом правонарушения является установленный порядок постановки на налоговый учет. Статьей 116 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность налогоплательщиков за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. Пунктом 1 ст. 83 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщиков, в целях проведения налогового контроля, постановки на учет в налоговых органах.

Субъективная сторона правонарушения выражается в неосторожности, что является отличительной особенностью ст. 116 НК РФ. Административная ответственность руководителей и других работников организаций, являющихся налогоплательщиками, за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе предусмотрена ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ.

Пункт 2 ст. 116 НК РФ предусматривает квалифицированный состав налогового правонарушения. Квалифицирующим признаком является нарушение срока постановки на учет на срок более 90 дней.

К правонарушениям второй группы относится непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 119 НК РФ) или способ представления декларации (ст. 119.1); грубое нарушение правил учета доходов (расходов) или объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ).

Общим объектом таких правонарушений выступают общественные отношения, посягающие на экономическую безопасность государства. Объективную сторону правонарушений составляет невыполнение налогоплательщиком закрепленной в подпункте 4 п. 1 ст. 23 НК РФ обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Объективная сторона состава правонарушения — неправомерное бездействие.

В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган влечет наложение административного штрафа на руководителей организаций.

Согласно примечанию к ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:

— отсутствие первичных документов;

— отсутствие счетов-фактур;

— отсутствие регистров бухгалтерского учета;

— систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций и др.

К третьей группе налоговых правонарушений относится неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налогов, заключающееся в неправомерном неперечислении (неполном перечислении) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (ст. 123 НК РФ). Объектом такого правонарушения являются финансовые отношения, обеспечивающие формирование доходной части бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Опасность правонарушения состоит в том, что оно подрывает финансовое благосостояние государства и муниципальных образований. Субъектами правонарушения являются не только налогоплательщики (ст. 19 НК РФ), но и плательщики страховых взносов, налоговые агенты, иные лица. Привлечение организации к ответственности за совершение такого деяния не освобождает ее руководителя (иных лиц) от административной ответственности.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием обеих форм вины: умысел и неосторожность. При этом правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ, совершается лишь по неосторожности, а пункте 3 — только умышленно, о чем прямо указано в ст. 122 НК РФ.

Обязанность своевременно рассчитывать, удерживать из средств, приходящихся к выплате налогоплательщикам, и перечислять в соответствующие бюджеты (государственные внебюджетные фонды) соответствующие налоги, страховые взносы имеется и у налоговых агентов, и у плательщиков страховых взносов. Объектом указанных правонарушений выступают общественные отношения, возникающие между государством, муниципальными образованиями и плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами, которые своевременно обязаны исполнять обязанность платить налоги, сборы и страховые взносы.

Субъектами правонарушения по ст. 122 выступают налогоплательщики и плательщики страховых взносов, по ст. 123 НК РФ — только налоговые агенты. Субъективная сторона деяний характеризуется наличием умысла или неосторожной формы вины.

Привлечение налогового агента-организации, плательщика страховых взносов к ответственности не освобождает его от обязанности удержать и перечислить в бюджет сумму налога, страхового взноса (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Четвертую группу составов налоговых правонарушений образуют те из них, которые связаны с воспрепятствованием законной деятельности органов налогового администрирования. Это правонарушения, предусмотренные ст. ст. 125, 126, 128, 129, 129.1 НК РФ.

Объектом правонарушения в статье 125 НК РФ является нарушение правил исполнительного производства. А именно нарушение установленного законом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом налогоплательщика, на которое наложен арест. При этом лицо нарушает положения целого ряда норм (статьи 23, 31, 47, 77 НК РФ).

Правонарушение может быть совершено как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Применение мер ответственности к организации не освобождает должностных лиц от уголовной ответственности.

Состав правонарушения по статье 126 НК РФ выражается в игнорировании положений статьи 31 НК РФ, в соответствии с которой налоговые органы вправе требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Объектом данного вида правонарушений являются общественные отношения, посягающие на установленный порядок в сфере налоговых правоотношений. Правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 НК РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Отказ представить имеющиеся документы и представление документов с заведомо недостоверными сведениями согласно пункта  2 статьи 126 НК РФ может быть совершено только умышленно. За аналогичные деяния предусмотрена административная ответственность руководителей и других работников организаций (ст. 15.6 КоАП РФ).

Так же к четвертой группе правонарушений относятся и такие, как неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении (ч. 1 ст. 128 НК РФ), а также отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ).

Развитие предпринимательства, желание отдельных налогоплательщиков уклониться от уплаты налогов и сборов повлекло появление новых видов составов правонарушений. Их законодатель закрепил в ст. ст. 129.1 — 129.14 НК РФ. Общим объектом таких правонарушений является установленный государством и закрепленный в НК РФ порядок осуществления налогового контроля. Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный допускает неправомерное (т.е. грубое) нарушение норм НК РФ. Субъективная сторона правонарушения может выражаться как в умысле, так и в неосторожной форме вины.

Нормы ст. 129.2 предусматривают ответственность за совершение налогового правонарушения путем нарушения установленного НК порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы, порядка регистрации количества названных объектов (такой порядок предусмотрен п. п. 2 — 6 ст. 366 НК). Объективная сторона указанного правонарушения состоит в нарушении установленного порядка регистрации объектов игорного бизнеса. Субъективная сторона выражается в умышленной нерегистрации объекта игорного бизнеса и проявляется в умысле или неосторожности. Пункт 2 этой же статьи имеет квалифицирующий признак — совершение деяния более одного раза.

Помимо собственно налоговых правонарушений в НК РФ закреплены нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Основная их отличительная особенность заключается в том, что субъектами правонарушений являются исключительно банки, а объективная сторона выражается в неисполнении ими отдельных публичных обязанностей по содействию органам налогового администрирования. Однако, как мы уже указывали ранее, предметом данного исследования не является нарушение банками законодательства о налогах и сборах.

Анализ норм гл. 16 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что подавляющее большинство налоговых правонарушений направлено против установленного государством и закрепленного в НК РФ порядка осуществления налогового контроля. Специфичность налоговых правонарушений проявляется в их многообразии, способности модифицироваться и видоизменяться

 

§ 3 Состав налогового правонарушения

 

Наряду с признаками правонарушения важное значение имеет юридический состав правонарушения, который представляет собой совокупность признаков противоправного поведения, необходимого для юридической квалификации последнего в качестве правонарушения.

Для разграничения видов правонарушений (преступлений в сфере налогов и сборов, административных поступков в сфере налогов и сборов и налоговых правонарушений) и разрешения вопроса о наличии или отсутствии в поведении конкретного субъекта правонарушения используется конструкция состава правонарушения. Под составом правонарушения понимается наличие объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны правонарушения.

Объектом налогового правонарушения выступают общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о налогах и сборах.

Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются тем, что они посягают на установленный публичный порядок в налоговой сфере, затрагивая тем самым фискальные интересы государства.

Общим объектом налоговых правонарушений являются охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения. Непосредственным объектом являются конкретные общественные правоотношения (материальные или процессуальные): отношения по взиманию налогов и сборов, отношения при производстве налогового контроля и т.д.

Объективная сторона налогового правонарушения характеризуется тремя признаками: наличием противоправного деяния (действия или бездействия), негативных последствий, наличие причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями.

Большинство налоговых правонарушений состоят в неисполнении предписаний законодательства о налогах и сборах, т.е. совершаются в форме бездействия. В то же время неисполнение обязанности, возложенной законом, возможно и в форме активного действия (например, уклонение от постановки на учет в налоговом органе).

Неблагоприятные последствия налогового правонарушения состоят в причинении вреда доходам бюджета. Отсутствие прямой причинно-следственной связи между противоправным действием (бездействие) и негативными последствиями не позволяет говорить о наличии объективной стороны и о наличии налогового правонарушения.

Объективная сторона отдельных видов налоговых правонарушений характеризуется дополнительными признаками. Так, при определении конкретных видов налоговых правонарушений законодатель указывает на систематичность совершения нарушения как на существенный признак налогового правонарушения (п. 2 ст. 120, п. 2 ст. 129.2 Налогового кодекса РФ). Повторность совершения правонарушения отнесена к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции (п. 2 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ).

Для правильной квалификации налогового правонарушения значение имеет время совершения правонарушения, установление которого позволяет определить налоговый период, в котором совершено налоговое правонарушение, а также позволяет правильно определить налоговую норму, подлежащую применению.

Субъектом налогового правонарушения выступает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах и подлежащее привлечению к ответственности. В соответствии со ст. 107 НК РФ субъектами налоговых правонарушений являются физические лица и организации. Для того чтобы тот или иной субъект был признан субъектом налогового правонарушения, необходимо, чтобы оно обладало определенными свойствами. Субъектами налоговых правонарушений могут быть только те физические лица и организации, которые в рамках налоговых правоотношений выполняют определенные обязанности. При этом круг субъектов налоговых правонарушений намного шире, нежели круг участников налоговых правоотношений, устанавливаемый ст. 9 НК РФ. Субъектами налоговых правонарушений могут выступать не только налогоплательщики (плательщики сборов), но и налоговые агенты, банки и лица, способствующие проведению отдельных мероприятий налогового контроля (свидетели, эксперты, переводчики, специалисты).

Следует также отметить, что физические лица и организации для признания их субъектами налоговых правонарушений должны обладать налоговой правосубъектностью, позволяющей определять их статус.

При этом физическое лицо должно обладать еще некоторыми свойствами, а именно вменяемость и достижение определенного возраста. Хотя категория невменяемости прямо не указывается в Налоговом кодексе, тем не менее физическое лицо, находящееся в момент совершения правонарушения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния, исключает возможность привлечения его к налоговой ответственности, поскольку исключает вину в совершенном налоговом правонарушении. Категория невменяемости формируется на основе медицинского и юридического критерия. Возраст ответственности за налоговое правонарушение устанавливается с 16 лет (ст. 107 Налогового кодекса РФ).

Субъектами налоговых правонарушений могут быть также организации (российские и иностранные). Признание организаций субъектами налоговых правонарушений осуществляется в целях обеспечения прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. При этом за одно и то же противоправное деяние ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах могут нести как само физическое лицо, непосредственно его совершившее, так и организация, должностным лицом которой оно является. Так, организация несет ответственность за непредставление налоговой декларации в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ, а ее должностные лица — за то же деяние в соответствии со ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Субъективная сторона налогового правонарушения представляет собой психическое отношение лица к совершенному налоговому правонарушению. В связи с этим вина является основным критерием, характеризующим субъективную сторону правонарушения. В теории права указывается, что вина выражается в сочетании интеллектуального и волевого момента. Интеллектуальный момент состоит в осознании лицом правового значения действий, которые оно совершает, в предвидении и осознании их последствий. Волевой момент проявляется в стремлении лица совершить противоправные действия и достичь определенного результата.

Применительно к налоговой ответственности законодательством устанавливается принцип презумпции невиновности. Бремя доказывания вины налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в совершении налогового правонарушения возлагается на налоговые органы. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ). Закон говорит об обязанности налоговых органов доказывать виновность, но умалчивает об обязанности доказывать невиновность субъекта, «но это не означает, что данная обязанность возлагается на налогоплательщика».  Конституционный суд РФ в одном из своих определений указал на общеправовое значение презумпции невиновности, а также на обязанность компетентных органов доказывать не только виновность, но и невиновность субъекта.

Более того, в настоящее время уже сложилась, на наш взгляд, порочная, противоречащая Конституции РФ, Налоговому кодексу РФ, решениям Конституционного суда практика, согласно которой налогоплательщик сам представляет документы, доказывающие его невиновность и невозможность исполнить налоговую обязанность. Так, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что не может принять во внимание представленную индивидуальным предпринимателем справку, связанную с физическим недомоганием, так как он мог выполнить налоговую обязанность через своего представителя В данной ситуации суть не в том, что суд не признал доводы налогоплательщика убедительными, а в том, что именно сам налогоплательщик занимался доказыванием своей невиновности.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 Налогового кодекса РФ).

Налоговое правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности (ст. 110 Налогового кодекса РФ). Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если субъект осознавал противоправный характер своих действий (бездействия), желал либо сознательно допускал наступление их вредных последствий. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если субъект не осознавал противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должен был и мог это осознавать. Для некоторых видов налоговых правонарушений умысел является квалифицирующим признаком (п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ).

Из смысла п. 4 ст. 110 НК РФ вытекает, что для установления вины организации необходимо выявить вину должностных лиц. В теории существует несколько подходов к определению вины юридического лица. Во-первых, психологическая. Во-вторых, объективная, когда вина понимается как объективное непринятие мер.

Из смысла всей статьи 110 Налогового кодекса вытекает, что законодатель воспринял психологическую концепцию вины коллективного субъекта налогового правонарушения.

В юридической литературе существуют и другие точки зрения по данному вопросу. Так, по мнению Э.Н. Нагорной, «законодатель, называя вину организации одним из условий привлечения ее к ответственности, установил не психическое отношение ее работников к совершению правонарушения, а то обстоятельство, что нарушение произошло из-за неправомерных действий самой организации. Рассматривая понимание вины юридических лиц необходимо исходить из положений все статьи 110 Налогового кодекса, а не только ее четвертой части. Как следует из анализа статьи 110, в ней употребляются формулировки «осознавало», «могло осознавать» и так далее, которые указывают на психологические процессы, происходящие в психике субъекта.

Действующее налоговое законодательство при формулировании составов налоговых правонарушений практически не указывает (за исключением двух случаев), с какой формой вины может быть совершено то или иное налоговое правонарушение.

Ученые-юристы сходятся во мнении, что если законодатель специально не указал в тексте статьи на форму вины, то налоговое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, что не совсем верно. Во-первых, для определения того, может ли конкретное налоговое правонарушение совершено только умышленно или только по неосторожности, либо оно может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, необходимо исходить из совокупности терминов, понятий, применяемых при описании состава налогового правонарушения.

Следует руководствоваться самим смыслом статьи. Во-вторых, по правилам законодательной техники, если законодатель в пункте первом статьи не указал форму вины, а в пункте втором специально указал, что данное правонарушение может быть совершено с умыслом, то правонарушение, указанное в пункте первом, может быть совершено только по неосторожности.

Причем правило о зависимости формы вины в пункте первом статьи Налогового кодекса, от того как сформулирована форма вины в пункте втором, подтверждено решением Конституционного суда, указавшего, что недопустимо привлекать дважды к налоговой ответственности за одной и то же деяние по разным пунктам одной и той же статьи, квалифицируя в одном случае деяние как умышленное, а в другом как неосторожное. В одном деянии не может существовать две формы вины одновременно.

Проанализируем формы вины у конкретных составов налоговых правонарушений. Думается, что нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе совершается как умышленно, так и по неосторожности. Это следует из того, что правоприменительная практика нарушение специальных правил (в данном случае порядка постановки на учет) связывает как с умыслом, так и с неосторожностью. А.В. Брызгалин указывает, что «для квалификации по данному составу не имеет значения форма вины»

Непредставление налоговой декларации совершается как умышленно, так и по неосторожности, неосторожная форма вины проявляется в том случае, если налогоплательщик не знал о сроках преставления налоговой декларации, хотя должен быть знать данные сроки и осознавать, что их нарушение приводит к сбою в нормальном функционировании деятельности налоговых органов. Аналогичное относится и к нарушению установленного способа представления налоговой декларации.

В пункте втором ст. 119.2 «Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения» специально указано на умышленную форму вины. Следовательно, правонарушение, предусмотренное пунктом первым, совершается исключительно по неосторожности.

А.В. Брызгалин указывает, что «субъективная сторона по статье 120 НК РФ может быть представлена как в виде умысла, так и неосторожности»

Относительно неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора), законодатель специально разграничивает формы вины. Правонарушение, установленное пунктом 1 ст. 122 НК РФ, совершается по неосторожности, так как во втором пункте этой же статьи специально называется умышленная форма вины. Аналогичное относится и к правонарушению, предусмотренному ст. 122.1 Налогового кодекса. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Как умышленно, так и по неосторожности могут быть совершены правонарушения, предусмотренные статьями: 123, 126, 126, 129.1, 129.2, 129.3, 129.4, 129.5, 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации.

В законодательстве конкретизируется субъективная сторона состава налогового правонарушения обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, и порядком подтверждения возникновения соответствующих обстоятельств (ст. 111 НК РФ). К таким обстоятельствам относятся:

— совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

— физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

— выполнение лицом письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.

Перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, не является закрытым.

Право установления и оценки обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, принадлежит налоговому органу и суду, который по своему усмотрению может признать таковым обстоятельство, установленное им в ходе разбирательства.

Например, среди обстоятельств, прямо указанных в статье 111 НК РФ, отсутствует такое обстоятельство, как нахождение у налогоплательщика на одновременном исполнении большого количества требований о представлении документов, в каждом из которых указывается много документов.

ФАС Московского округа в Постановлении от 08.12.2010 N КА-А40/14679-10 не принял довод налогового органа о том, что значительный объем запрошенных налоговым органом документов не может быть квалифицирован судом как обстоятельство, освобождающее его от ответственности, так как перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, установлен статьей 111 НК РФ, этот перечень является открытым.

Положения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ применяются в отношении письменных разъяснений, которые адресованы налогоплательщику или же неопределенному кругу лиц, исходят от финансового, налогового или другого уполномоченного органа государственной власти (уполномоченного должностного лица) в пределах его компетенции, основаны на полной и достоверной информации, представленной налогоплательщиком, относятся по смыслу и содержанию к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка.

Например, как указал ФАС Уральского округа в Постановлении от 02.08.2012 N Ф09-6860/12, ответ руководителя инспекции о порядке налогообложения сделки с обществом «Финансы и юстиция» на запрос предприятия не может быть признан в качестве такого письменного разъяснения налогового органа, поскольку носит общий характер и дан безотносительно конкретных фактических обстоятельств.


1 2

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф