Меню Услуги

Налоговые преступления и способы борьбы с ними. Часть 2.

Страницы:   1   2   3


1.2 Борьба с налоговыми преступлениями

 

Налоговые преступления относятся к категории наиболее популярных экономических преступлений и имеют очень высокий показатель частоты совершения. Отличительными признаками налоговых преступлений являются скрытность и разнообразие способов их совершения. Чаще всего встречаются преступления, квалифицируемые по статье 199 Уголовного кодекса Российской Федерации — уклонение от уплаты налогов с организации. Более низкая статистика преступлений по уклонению от уплаты налогов с физических лиц и неисполнению обязанностей налогового агента (статьи 198, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Уголовные дела необходимо расследовать, проверяя возможности совершения всего комплекса налоговых преступлений. Поскольку лица, привлекаемые к ответственности за уклонение от уплаты налогов с организации, как правило, уходят от уплаты налогов, подлежащих взиманию с них как с физических лиц, скрывают денежные средства или имущество, с которых должно производиться взимание налогов и сборов.

На практике часто можно встретить сочетание налоговых преступлений с другими видами экономических деликтов: преднамеренным или фиктивным банкротством, легализацией (отмыванием) денег либо другой собственности, лжепредпринимательством и т.д.

В соответствии со ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации подоходный налог – это то, на что направленно экономическое преступление, т.е. предмет посягательства. Уголовная ответственность возникает в результате непредставления или представление декларации о доходах, содержащей искаженные данные. Статья 199 УК закрепляет ответственность за уклонение организаций от уплаты всех разновидностей налогов и сборов. Под ее регулирование попадают все виды хозяйственной деятельности, доход от которых облагается соответствующими налогами (налог на добавленную стоимость, налог на используемые ресурсы, налог на прибыль, налог на имущество и т.д.).

Действующее уголовное законодательство предусматривает основные способы уклонения физического или юридического лица от уплаты налогов:

1) Непредставление налоговой декларации либо других документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным,

2) Включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо искаженных данных.

3) Сокрытие денежных активов либо собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, за счет которых производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

4) Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет.

Исходя из вышесказанного, непредставление в налоговые органы сведений доходах, с которых физические или юридические лица обязаны платить налоги и сборы, сообщение недостоверной информации об объектах налогообложения, льготах по налогообложению, представление в эти органы ложной информации о доходах, и т.д. – все к чему сводятся способы совершения налоговых преступлений.

Налоговые преступления могут совершаться как путем действия, так и бездействия. Действия в свою очередь делятся на простые и сложные. Простые состоят из одного действия, например, непредставление налоговой декларации. Сложные же действия представляют собой комплекс действий и связанны, как правило, представлением фиктивных документов, изменением в них данных, проведением разных схем с целью избежание уплаты налогов.

Наиболее часто встречающимися способами совершения налоговых преступлений физическими лицами являются:

— осуществление предпринимательской деятельностью без регистрации в налоговых органах либо осуществление такой деятельности группой по одному свидетельству;

— незаконное использование налоговых льгот;

— уменьшение налогооблагаемой базы;

— сокрытие объекта налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, с целью уклонения от уплаты налогов стараются скрыть сведения о финансово-хозяйственной деятельности или полученные в результате такой деятельности доходы. Для первого случая характерно осуществление предпринимательской деятельности без регистрации лицензии и постановки на учет в налоговых органах, использование поддельных документов, чужих паспортов. Для второго случая — искажение в декларациях сведений о доходах и расходах, например, сокрытие выручки от розничной торговли путем фальсификации, уничтожения документации после и т.п.

Сфера розничной торговли и услуг наиболее подвержена налоговым преступлениям, поскольку расчет производится наличными денежными средствами. Зачастую реальные доходы таких предпринимателей превышают доходы владельцев крупных бизнесов.

Для организаций характерны следующие способы уклонения от уплаты налогов:

— сокрытие в бухгалтерских и иных документах имеющихся финансовых, материальных средств или операций с ними;

отражение в учетных документах несоответствующих данных о хозяйственной деятельности;

— занижение налогооблагаемой базы в документах, сокрытие объектов налогообложения.

Информация о подобных преступления может содержаться в налоговых декларациях, документах налоговой отчетности, банковских счетах, материалах первичного и аналитического учетов. Все они в первую очередь подвергаются мониторингу специалистов на предмет наличия нарушений законодательства.

Налоговые преступления возможно выявить только с помощью налоговых проверок, экспертиз и ревизий. Практика показывает, что подобного рода преступления зачастую вскрываются не сразу, до момента обнаружения может пройти значительное время. Поэтому специалистами в области налоговых преступлений был разработан оптимальный способ выявления отклонений от налогового законодательства — это анализ налоговой и бухгалтерской документации.

Уголовное дело в отношении нарушителя возбуждается на основании информации, поступившей от налоговых органов. Факты нарушения налогового законодательства в зависимости от предмета и объекта проверки подтверждаются, как правило, следующими документами:

1) решение ФНС России по акту налоговой проверки;

2) акт налоговой проверки;

3) возражения налогоплательщика по акту налоговой проверки;

4)документы, содержащие сведения о том, в каком порядке и в какие сроки налогоплательщик должен был представить декларацию о доходах;

5)копия декларации прилагаемые к ней документы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Кроме вышеуказанных документов акту налоговой проверки в подтверждении факта нарушения прикладываются различные заключения, протоколы опроса свидетелей, осмотра производственных помещений, также другие материалы.

В рамках оперативно-розыскных мероприятий проводятся оперативные проверки по результатам которых устанавливаются исходные данные налоговом преступлении. По окончании оперативных проверок составляются рапорты с последующим направлением в налоговую службу для проверки формирования соответствующих актов.

Нередко информация о налоговом преступлении становится известной в ходе расследования правоохранительными органами уголовных дел.

Последнее время популярным методом выявления налоговых преступлений становится обращение к банку данных фактах уклонения от уплаты налогов в крупных /особо крупных размерах лицах, причастных к Идея создания банка данных (АИС «Налог») принадлежит Министерству по налогам и сборам РФ (Федеральная налоговая служба РФ). Правоохранительными органами также активно используются базы данных способах совершения налоговых преступления в различных сегментах экономики, о причастных лицах, и о предприятиях, на которых произошли данные нарушения. Признаки налогового преступления могут быть иметь очевидных характер, но могут быть скрыты и не выделяться на общем фоне деятельности налогоплательщика.

К группе очевидных признаков совершения налогового преступления можно отнести: не декларирование доходов (если у плательщика существует такая обязанность); несоответствие реальности юридического адреса; отсутствие в компетентных органах надлежащих регистрационных догументов; наличие подлогов в документах; уничтожение бухгалтерских документов; записей в первичных учетных и отчетных документах; отсутствие бухгалтерского учета доходов осуществляемой предпринимательской деятельности; полное несоответствие действительной хозяйственной деятельности отраженной в документах; использование наличных денег при финансово-хозяйственных операциях; не декларирование источников дохода.

Стандартные следственные ситуации исходного этапа расследования определяются источником поступления первичных данных. Такие данные, как правило, поступают:

— от налоговой инспекции, выявившей факт налогового нарушения в ходе проведения совместно проверки с органами дознания проверку;

— правоохранительных органов, установивших факт налогового преступления в ходе расследования других дел.

В некоторых случаях необходимость расследования возникает после проведения оперативно-розыскных мероприятий, в результате которых выявляются факты уклонения от уплаты налогов, удостоверенные документальной проверкой.

Во всех вышеуказанных случаях фундамент первичной информации составляют сведения, зафиксированные документально. В первом случае документальные сведения представлены виде актов налоговых проверок и прилагаемых к ним необходимых документов, во втором, — первичные материалы контролируются проведением налоговой проверки, которой прилагаются документы.

Для возбуждения уголовного дела необходимо наличие акта документальной налоговой проверки. Это прежде всего, источник консолидированных сведений о преступлении, главное доказательство, показывающее механизм совершения преступления. Отсутствие этого документа не дает возможность сделать верный вывод о существовании преступления и необходимости возбуждения уголовного дела.

Предварительное расследование имеет свои особенности. В первую очередь это глубокий анализ и изучение материалов уголовного дела в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок уплаты налогов, уклонение которых вменяется в вину; правовыми актами, регулирующими хозяйственные экономические вопросы деятельности налогоплательщика, и документами, регулирующие статус последнего.

Затем последовательно осуществляются:

1) анализ акта документальной налоговой проверки;

2) исследование документов, подтверждающих заключения проверки;

3)получение и анализ показаний лиц, осуществлявших проверку;

4)получение и анализ показаний проверяемых лиц по итогам проверки;

5)проверка пояснений проверяющих и проверяемых;

6)установление факта нарушения;

7) определение объемов нарушения;

8) выявление умысла в совершении преступления;

9) обеспечение возмещения ущерба.

Для доказывания факта уклонения от уплаты налогов зачастую достаточными являются фактические сведения о субъекте преступления — налогоплательщике, способе уклонения от уплаты налогов (сборов), времени, месте, и размере неуплаченного налога (крупный или особо крупный). Согласно ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации крупным размером считается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей. В статье 199 Уголовного кодекса Российской Федерации крупным размером, а также в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышающая тридцать миллионов рублей. Размер крупного и особо крупного размера для статьи 199.2 УК РФ определяется примечанием к статье 169 УК РФ и составляет: крупный размер – более 000 рублей; особо крупный – более 1 000 000 рублей.

Набор первостепенных следственных действий в стандартных следственных ситуациях, как правило, состоит из: изучения документов, которые являются приложением к акту налоговой проверки, изъятия и осмотра дополнительных документов, обыска, осмотра помещений, допросов подозреваемых и свидетелей.

Глубокому анализу подвергаются все изъятые документы. Немаловажное значение для выяснения обстоятельств дела имеет криминалистический̆ анализ первичных документов. Очень важно установить соответствуют ли выводы, изложенные в акте налоговой проверки, данным, содержащимся в документах, прилагаемых к этому акту. Если это не устанавливается, назначается повторная или дополнительная проверка документов.

В процессе проведения проверки по факту расследования налоговых преступлений необходимо выяснить:

1) причастность налогоплательщика к налогам, уклонение от которых ему вменяется (если присутствуют данные, исключающие статус лица, как налогоплательщика, надо доказать их);

2) налоги (сборы), от которых уклоняется налогоплательщик, период и сумма;

3) отношение плательщика к неправомерному уменьшению налоговых обязательств (наличие умысла на совершение налогового правонарушения, имеет ли он знания об обязанности платить налоги);

4) способ, которым было произведено уклонение;

5) обстоятельства смягчающие и отягчающие вину.

В ходе расследования преступлений, имеющих отношение к уклонению от уплаты налога с юридических лиц, дополнительно необходимо выявить:

6) лицо, ответственное за ведение бухгалтерского и налогового учета в организации, за конкретный проверяемый период фактическое участие этого работника, а также руководителя и главного бухгалтера в подготовке бухгалтерской и налоговой отчетности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Характерной особенностью выявления данных преступлений — установление прямого умысла налогоплательщика. Специфика рассматриваемой сферы, предполагает наличие необходимых знаний для осуществления деятельности. В этой связи, обязательно нужно доказать не только то, что привлекаемое к уголовной ответственности лицо знало требования налогового законодательства, правила ведения бухгалтерского учета и сознательно их нарушало, но и то, что заполненные налогоплательщиком ложные данные в налоговые и бухгалтерские документы сделаны умышленно. Кроме того, необходимо доказать, что виновный не был введен в заблуждение.

Также, осуществляется тщательная проверка доводов и возражений подозреваемого. Все доводы или возражения должны подтверждаться или опровергается соответствующими документами. Выявляется правильность исчисления налога (сбора) и его уплаты.

Уголовное преследование лиц совершивших налоговые преступления зачастую сопряжено со сферой гражданского и арбитражного судопроизводства, поскольку лица привлекаемые к уголовной ответственности пытаются оспорить факты до начисления налогов в соответствующих судебных органах. Сторона защиты, обвиняемые и их адвокаты, затягивают уголовное преследование, апеллируя необходимостью получения соответствующего судебного решения. Данные действия стороны защиты значительно осложняют выяснение всех обстоятельств совершения налогового преступления и влияют на сам итог расследования.

Налоговые преступления имеют некоторую сложность: многоэпизодность и латентность преступной деятельности; коррупционная составляющая, а именно заинтересованность подозреваемых лиц любыми способами повлиять на благоприятный для них исход дела; необходимостью осуществления ревизий документов, различных экспертиз и проверок.

В совокупности изложенные характерные черты устанавливают специфику расследования данных преступлений, определяют основные направления и задачи этой сферы.

В процессе расследования необходимо решить задачи, входящие в предмет доказывания и установить все обстоятельства этого предмета, а также наличие сговора на совершение преступления, определить, в каких конкретно бухгалтерских, финансовых и налоговых документах отразилось преступление, подтвердить или исключить наличие в действиях привлекаемых к ответственности лиц других экономических преступлений, обычно связанных с налоговыми.

Во многом результативность решения задач расследования налоговых преступлений обеспечивается поэтапным осуществлением целого набора следственных и оперативно-розыскных мероприятий, который состоит из:

1) допроса должностных лиц налогового органа, осуществлявших в отношении налогоплательщика мероприятия налогового контроля, результаты которого легли в основу уголовного преследования лица в рамках уголовного судопроизводства;

2) действий по отысканию, изъятию, осмотру и приобщению материалам конкретного уголовного дела всевозможных документов налогового контроля в отношении налогоплательщика привлекаемого уголовной ответственности;

3) допроса должностных лиц организации – налогоплательщика осуществляющих административно – организационные и финансово распорядительные функции о финансовой политике организации, порядке исчисления и уплаты налогов;

4) действий по отысканию, изъятию, осмотру и приобщению материалам уголовного дела документов организации связанных с финансовой стороной деятельности юридического лица и имеющих отношение к вопросам исчисления и уплаты налогов;

5) допроса иных лиц способных освятить фактические обстоятельства связанные с доходами и расходами лица привлекаемого к уголовной ответственности;

6) при необходимости решается вопрос о наложении ареста на имущество и денежные средства налогоплательщика в рамках уголовного судопроизводства, для чего необходимо сделать запросы в регистрационные и иные органы по отысканию недвижимого имущества, денежных средств, ценных бумаг, автомототранспортных средств;

7) при необходимости назначаются соответствующие экспертизы например, судебно – бухгалтерская и другие;

8) запрашивается характеризующий материал на лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, сведения о его судимостях;

9) в обязательном порядке к материалам уголовного дела приобщаются нормативно – правовые акты о юридическом статусе налогоплательщика, и иные законодательные акты о порядке исчисления и уплаты налогов, уклонение от которых вменяется конкретному виновному лицу;

Такой подход и поэтапность имеют результаты и наиболее приемлемы при решении всех вопросов расследования и установления обстоятельств, имеющих отношению к делу. При этом результаты, полученные в ходе одного следственного действия, в значительной мере обусловливают производство следующего. С учетом специфики исходной информации и сведений, полученных в результате проведения следственных действий, их последовательность может быть изменена. Так, часто если изменяется следственная ситуация, то и вся система процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий меняет свою внутреннюю систему. Например, сначала могут быть назначены криминалистические экспертизы, а потом уже проведены обыски и допрошенными должностные лица.

Тщательной проверке подлежат личные расходы подозреваемого и членов его семьи. Достаточно просто установить крупные расходы, которые отражаются в банковских документах или о которых может знать окружение. Рекомендуются проверить и по возможности изъять телефонные счета, чтобы отследить звонки в турестические агентства, курортные районы, офшорные зоны и т. д., а также получить информацию о хозяйственных и финансовых интересах подозреваемого. Чрезвычайно полезны могут оказаться данные характере и особенностях предпринимательской деятельности, личных банковских счетах, в том числе в зарубежных банках.

Следует составить и приобщить к материалам дела список имущества, находящегося в собственности подозреваемого, членов его семьи и близких родственников, перечень общих доходов и расходов. При расследовании фактов ухода от уплаты подоходного налога это поможет просчитать сумму общего дохода, налогооблагаемого дохода и соответственно сумму, недополученную бюджетом.

По делам о находящихся на рассмотрении налоговых преступлениях обычно назначаются экспертизы, для более детального исследования специфики преступления.

В случае возникновения сомнений у следователя, касающихся данных акта налоговой проверки либо необходимости в глубоких специальных знаниях с целью анализа методик налоговой проверки, назначается налоговая экспертиза.

Благодаря судебно-товароведческой экспертизе существует возможность определить способ и время изготовления продукции, качественные и количественные параметры, соответствие продукции техническим условиям, соблюдение требований маркировки, упаковки, транспортировки и хранения.

Судебно-экономической экспертизой оцениваются плановые показатели, правильность их планирования и отражения, ценообразование, экономическая обоснованность заключения договоров и т.п.

Судебно-бухгалтерское экспертиза решает вопросы, касающиеся непосредственно ведения бухгалтерского учета, недостачи или излишки, материальный ущерб и др.

Компьютерно-техническая экспертиза исследует документы, созданные с помощью компьютерных систем, это прежде всего текстовые файлы, содержащиеся в базе данных компьютера в виде бухгалтерской, экономической, налоговой и отчетности и электронные носители с аналогичной информацией.

Судебно-почерковедческой экпертизой устанавливается исполнитель того или иного документа, в этом случае анализу подлежат рукописные тексты, резолюции, подписи в документах.

В ходе проведения криминалистической экспертизы документов на предмет наличия либо отсутствия подделок специалистами исследуются: оттиски печатей и штампов, факсимиле, разного рода тексты.

В случае обнаружения причастности обвиняемого к выявленным нарушениям, все последующие следственные действия по делам о налоговых преступлениях проводятся с целью проверки фактов, которые обвиняемый выдвигает в свою защиту.

В результате расследования налогового преступления нужно доказать умышленную вину обвиняемого в непредставлении своевременно декларации в налоговую службу либо представлении в декларации заведомо ложных сведений с целью избежания либо уменьшения налогов и сборов в отношении себя.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

2.1 Взаимодействие налоговых органов и органов Министерства Внутренних дел в борьбе с налоговыми преступлениями

 

Выявление нарушений законодательства налогах и сборах происходит главным в процессе мероприятий налогового контроля, это же время происходит обнаружение фактов уклонения от уплаты налогов собираются доказательства наконец, документально фиксируются правонарушающие деяние. При необходимости налоговые органы могут привлекать проведению выездных налогов проверок органы внутренних дел (полиции) 1 ст. НК РФ), полномочий сотрудников которых сфере налогового контроля предусмотрены ст. Федерального закона 7 февраля г. N «О полиции».

Совместные проверки являются одним из основных видов взаимодействия налоговых органов и органов МВД. Совместная проверка представляет собой осуществления контрольных действий двух или более органов исполнительной власти, направленных на обнаружение противоречий действующему законодательству. Совместные проверки проводятся при проведении выездных проверок. соответствии с Налоговым кодексом органы внутренних дел в своих сотрудников запросу налоговых органов Приложение 1 участвуют выездных налоговых проверках.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

На рассмотрение запроса поступившего от налоговых органов в органы внутренних дел дается пять календарных дней со дня поступления такого запроса. После истечения установленного срока орган внутренних дел должен дать ответ (Приложение 2), или предоставить в налоговый орган сведения о сотрудниках, выбранных для участия в выездной проверке или же мотивированный̆ отказ от участия в указанной проверке.

Согласно Таблице 2 мы можем видеть, что за г. налоговыми органами было в целом направлено 914 запрос в Межрайонный̆ отдел по борьбе с налоговыми преступлениями по Иркутской области. Из них запрос на проведении проверки данных, свидетельствующих, о возможных нарушениях налогоплательщиками законодательства, о налогах сборах согласно, запроса на участие в налоговой проверке на основании материалов направленных ОВД, на участие проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля и запроса на мер безопасности должностных лиц, осуществляющих проверку.

В 2015 г. по сравнению с 2014 г. количество направленных налоговыми органами запросов меньше и составило 766 запросов, из которых 81 запрос проверку соответствующих данных, 40 на участие в налоговой проверка на основании материалов, направленных ОВД, на участие проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля и запросов на обеспечение мер безопасности должностных лиц, осуществляющих проверку.

Таблица 2 Количество запросов, направленных территориальным налоговыми органами ОВД об участии в совместных выездных проверках по Иркутской области

Год Запрос на

проведение

проверки данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками законодательства налогах и сборах;

 

Запрос на участие налоговой проверке основании материалов, направленных ОВД;

 

Запрос на участие в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

 

Запрос обеспечение мер безопасности должностных лиц, осуществ проверку.

 

2014 131 24 756 3
2015 81 40 645 0

 

Таблица составлена по отчетам МВД РФ за 2014-2015 гг.

Суть запроса на проведение проверки данных, свидетельствующих возможных нарушениях налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, состоит в том, что при наличии достаточных оснований полагать, что налогоплательщик, возможно, использует схемы для уклонения налогов или есть возможность сокрытия объектов налогообложения, налоговые органы направляют соответствующий запрос на проверку данных обстоятельств. Правоохранительные органы в свою очередь осуществляют ряд следственных действий для подтверждения или опровержения данных обстоятельств.

Запрос на участие налоговой проверке на основании материалов, направленных ОВД является основанием для участия сотрудников органа внутренних дел в выездной налоговой проверке в качестве контролирующего субъекта наряду с сотрудниками налогового органа.

Запрос на участие проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля подразумевает участие сотрудников органа внутренних дел в осуществлении таких мероприятий налогового контроля как осмотр помещений и территорий, используемых для получения дохода, выемка документ допрос. В большинстве случаев, данный запрос направляется правоохранительным органам в случае невозможности осуществления их самими налоговыми органами определенных причин.

Ну и последнее, запрос на обеспечение мер безопасности должностных лиц осуществляющих проверку представляет собой мотивированный документ, который содержит указание на предоставление сотрудников правоохранительного органа для обеспечения безопасности должностных лиц налоговых органов, осуществляющих налоговую проверку или мероприятий налогового контроля при наличии соответствующей опасности со стороны проверяемых лиц.

Важным аспектом взаимодействия налоговых органов органов внутренних дел является их взаимная обязанность направлять при выявлении определенных обстоятельств материалы дела другой стороне. Например, налоговые органы при выявлении обстоятельств, дающих право предполагать, что есть нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления направляют материалы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела данным обстоятельствам. Органы внутренних дел, свою очередь, при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, направляют материалы в соответствующий налоговый орган.

В целом участие сотрудников органов внутренних дел в проверках, проводимых по инициативе налоговых органов, носит вспомогательный̆ характер имеет своей целью повышение ее достигаемой путем участия специалистов или реализаций полномочий, которыми налоговые органы не располагают. Так же возможны случаи, когда инициатором проведения проверки могут являться органы внутренних дел, например, с целью проведения ревизии инвентаризации имущества.

Возможность возбуждения уголовных дел только по материалам налоговых органов активизирует деятельность правоохранительных органов по проверке сообщений о преступление и проявление их собственной инициативы в возбуждении уголовных дел.

Так в соответствии с Федеральным законом N 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ» был изменен действовавший с 6 декабря 2011 г. порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Ранее основанием для возбуждения уголовного дела, связанного с налоговыми преступлениями, могли являться материалы, которые направлялись налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения следователем вопроса о возбуждении уголовного дела.

Интересным является факт, что введенные изменения уже существовали в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК как раз введения Федерального закона № 407-ФЗ 6 декабря г., и были отменены этим правовым актом.

Авторы принятого закона подчеркивают, что действовавший с декабря г. порядок одной из причин, почему эффективность раскрытия налоговых преступлений оставалась на крайней низком уровне. Применение нового порядка дела привело реальному снижению фактов выявления налоговых преступлений.

Одним главных аргументов законодателя является то, что отмена вновь введенных положений оказала эффект на уголовных преступлений: это затруднило использование уголовном процессе результатов оперативно-розыскных мероприятий, которые проводятся уполномоченными органами в рамках борьбы с налоговой преступностью.

Остановимся на механизме, который действовал до введения изменений. Его отличительная особенность – закрепление исключительного права налоговых органов ставить перед следователями вопрос возбуждении уголовного дела, устанавливая при этом сумму недоимки. Только решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, вынесенное по результатам налоговой проверки (иных мероприятий налогового контроля), предопределено возможность его уголовного преследования за налоговое преступление. Никаких иных поводов для возбуждения уголовных дел существовало. если учитывать, что основанием для привлечения к ответственности нарушение законодательства налогах и сборах в силу 3 ст. НК РФ является установление факта совершения данного нарушения в силу решением налогового органа, до момента вступления решения в силу ни о привлечении к уголовной ответственности и речи быть не могло.

Таким образом, привлечение лица к уголовной ответственности за налоговые преступления (до принятия N 308-ФЗ) невозможно без прохождения следующих этапов:

1) вынесение налоговым органом решения о привлечении ответственности за совершение налогового правонарушения. Сумма недоимки, пеней̆ санкций должна была давать основания предположения о наличии признаков налогового преступления;

вступление этого решения в силу. При обжаловании в аппеляционном порядке решение вступает в силу части, не отменной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия решения по апелляционной жалобе (п.1ст.101.2НКРФ);

3) выставление требования уплате налога на основании вступившего в силу (с предупреждением о передаче материалов в следственные органы, если требование не исполнено срок);

4) если течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного (плательщику сбора, агенту) на основании решения о привлечении к ответственности совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик налоговый агент) уплатил (не в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт нарушения законодательства о налогах сборах, содержащего преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств материалы в следственные органы. Следственные органы, в свою обязаны уведомлять налоговые органы о рассмотрения поступивших материалов;

5) приостановление исполнения в отношении физического лица решений: о привлечении ответственности за совершение налогового правонарушения, о взыскании налога, пеней̆, штрафа (п. ст. 101 НК) 

Такой порядок видится вполне обоснованным, поскольку налоговая служба – это уполномоченный̆ государством федеральный̆ орган исполнительной власти в сфере налогов и сборов, сотрудники которого обладают нужными навыками, позволяющими дать квалификационную оценку документам на предмет их соответствия налоговому законодательству. Немаловажным является и что сотрудники ФНС заинтересованы в обеспечении собираемости налогов.

Действовавший внесения изменений УПК РФ механизм возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям был мотивирован, конструктивен имел некую ориентацию на предоставление недобросовестно налогоплательщику возможностей уплате недоимок. одной стороны, это давало налогоплательщику возможность продолжать осуществление хозяйственной деятельности, с другой – государству потерять источник финансовых поступлений в бюджет.

22 октября г. поводом возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям фактически может быть сообщение о преступлении от любого лица. При этом можно предположить, что будет создано два принципиально различных алгоритма поведения недобросовестного налогоплательщика. Так, если недоимка будет выявлена органами то это влечет за собой дополнительные возможности налогоплательщику защиты своих прав в суде надлежащей ликвидации недоимки. Важным обстоятельством является то, что этой ситуации экономическая деятельность конкретного индивидуального предпринимателя или юридического лица может продолжаться. В том случае, когда информация налоговых преступлениях следователями СК решение о возбуждении уголовного дела приниматься в обязательном порядке. А после возбуждения уголовного дела следователь, имея на осуществление обысков, выемок, допросов, также применение различного рода мер пересечения, таких как подписка о невыезде домашний арест прочее, фактически прекращает функционирование корпорации или деятельность предпринимателя, отрицательно скажется экономических процессах экономическом климате страны, крайне важном привлечения иностранных инвестиций и развития экономики.

Единственное эффективное средство защиты уголовного преследования и, следствие, прекращения хозяйственной деятельности для предпринимателя — полная и своевременная налогов и сборов установленном законом порядке.

Изучив данную тему можно выделить проблемы, например, такие невозможность проведения таких проверок как можно чаще. Это обусловлено тем, что всего выездные налоговые проверки планируются, и существует называемый годовой план В связи с затруднительно проводить проверки инициативе органов внутренних дел, что обусловлено нехваткой времени специалистов. На наш взгляд решением данной проблемы может стать составление общего ежегодного плана совместных проверок или закрепление отдельных сотрудников налоговых органов или сотрудников внутренних дел, которые будут участвовать совместных проверках.

Таким образом, следует отметить, что роль органов Министерства внутренних дел в укреплении налоговой дисциплины лице Управления экономики безопасности и противодействия коррупции заключается осуществлении проверочных контрольных мероприятий, деятельности, расследовании предупреждении налоговых и преступлений, что является далеко не малозначимым. Несомненно, многое зависит от профессионализма сотрудников данной службы, от объема прав, от законодательной базы, на которой базируется их но для государства важна вся система в целом, осуществляющая контроль и регулирование в сфере и укрепления дисциплины в целом, ее эффективное функционирование.

следует налаживать взаимодействие органов, которые своей совокупности укрепляют налоговую дисциплину стране, совершенствовать порядок взаимодействия, увеличивать количество точек соприкосновения тех или иных органов для более осуществления налоговой политики.

Так же не исключено, что через год со ссылкой на сложность новых схем уклонения от уплаты налогов вновь начнут обсуждать создание финансовой полиции, специальных оперативников при СКР. В конце концов, все больше сложных экономических дел передается в СК, практики по ним мало.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3