Страницы 1 2
2.2. Анализ финансовых показателей кредитования и качества кредитного портфеля банка
В соответствии с поставленными в выпускной квалифицированной работе задачами проведем анализ кредитного портфеля ПАО «Сбербанк Россия».
Аналитическая часть опирается на бухгалтерскую и статистическую информацию ПАО «Сбербанк Россия». При анализе кредитного портфеля банка, использовалась ф.№101 «Оборотная ведомость по счетам кредитной организации», бухгалтерский баланс на 01.01.2021 год (Приложение 2) и отчет о финансовой деятельности за 2022 год (Приложение 3). А также отчет о финансовой деятельности за 2021 год (Приложение 4) и бухгалтерский баланс за 2021 год (Приложение 5). Также для анализа использовалось отчетность за 2020 год.
Рассмотрим структуру и темп роста по кредитам, предоставленным физическим лицам, в разрезе кредитных продуктов ПАО «Сбербанк Россия». В таблице 2.2 представлена структура по кредитам, предоставленным физическим лицам. Таким образом, ПАО «Сбербанк Россия» в большей степени предоставляет кредиты физическим лицам за счет кредитов наличными денежными средствами (удельный вес за три рассматриваемых года составляет больше 60 %), потребительских кредитов (удельный вес 35,69 % за 2020 г., 35,89 % за 2021 г. и 29,56 % — 2022 г. соответственно) и кредитных карт (удельный вес за 2020 г. – 15,13, 2021 г. – 9,57 % и 2022 г. – 8,25 %).
Таблица 2.2
Структура по кредитам, предоставленным физическим лицам ПАО «Сбербанк Россия» 2020 – 2022 г.
| Показатели | 2020 | 2021 год | 2022 год | |||||||||||
| тыс. руб. | Структура, % | тыс. руб. | Структура, % | тыс. руб. | Структура, % | |||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||
| Кредиты наличными | 82 313 405 | 58,65 | 101 931 326 | 61,60 | 129 281 526 | 68,61 | ||||||||
| Потребительские кредиты | 50 087 093 | 35,69 | 59 387 901 | 35,89 | 55 699 698 | 29,56 | ||||||||
| Кредитные карты | 21 231 628 | 15,13 | 15 835 607 | 9,57 | 15 542 884 | 8,25 | ||||||||
| Ипотечные кредиты | 2 277 616 | 1,62 | 1 775 720 | 1,07 | 1 445 180 | 0,77 | ||||||||
| Резерв под обесценение | -570 581 | -11,09 | -13 470 308 | -8,14 | -13 526 595 | -7,18 | ||||||||
| Итого, за минусом резерва | 140 339 161 | 100,0 | 165 460 246 | 100,0 | 188 442 693 | 100,0 | ||||||||
Доступность кредитов по многим кредитным продуктам в 2022 году снизилась, банки с каждым годом увеличивают выдачу кредитов, особенно за счет кредитов наличными. Одним из ключевых показателей, отражающих качество кредитного портфеля, является показатель просроченных кредитов. На сегодняшний день данный вопрос является одним из актуальных в современной банковской сфере, и эта проблема, скорее всего не потеряет своей значимости на протяжении длительного времени.
Это один из самых актуальных вопросов в нынешней банковской среде, который, вероятно, будет оставаться важным еще долгое время.
Также этот показатель является ключевым индикатором качества активов любого банка и оказывает непосредственное влияние на необходимость создания резервов на возможные потери по ссудам, соблюдение банковского законодательства и результаты деятельности банка.
В таблице 2.3 представлен темп роста по кредитам, предоставленным физическим лицам.
Таблица 2.3
Темп роста по кредитам, предоставленным физическим лицам ПАО «Сбербанк Россия» 2020 – 2022 г.
| Показатели | 2020 | 2021 | 2022 | Изм-ние | Темп роста |
| 2022/2021 | 2022/2021 | ||||
| тыс. руб. | тыс. руб. | тыс. руб. | тыс. руб. | % | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Кредиты наличными | 82 313 405 | 101 931 326 | 129 281 526 | 27 350 200 | 126,83 |
| Потребительские кредиты | 50 087 093 | 59 387 901 | 55 699 698 | -3 688 203 | 93,97 |
| Кредитные карты | 21 231 628 | 15 835 607 | 15 542 884 | -292 723 | 98,15 |
| Ипотечные кредиты | 2 277 616 | 1 775 720 | 1 445 180 | -330 540 | 81,39 |
| Резерв под обесценение | 15 570 581 | 13 470 308 | 13 526 595 | 56 287 | 100,42 |
| Итого, за минусом резерва | 140 339 161 | 165 460 246 | 188 442 693 | 22 982 447 | 113,89 |
Следует отметить из таблицы, что в 2022 году снизилось предоставление кредитов в разрезе многих кредитных продуктов, банк с каждым годом увеличивает объем выданных кредитов, в частности за счет кредита наличными.
Рассмотрим в таблице 2.4 темп роста просроченной задолженности, в разрезе кредитных продуктов ПАО «Сбербанк Россия».
Таблица 2.4
Темп роста просроченной задолженности ПАО «Сбербанк Россия» 2020 – 2022 г.
| Показатели | 2020 | 2021 | 2022 | Изменение | Темп роста |
| 2022/2021 | 2022/2021 | ||||
| тыс. руб. | тыс. руб. | тыс. руб. | тыс. руб. | % | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Кредиты наличными | 5 781 979 | 3 832 056 | 4 067 649 | 235 593 | 106,15 |
| Отношение к выданным кредитам, % | 4,12 | 2,32 | 2,16 | -0,16 | 93,10 |
| Потребительские кредиты | 2 542 095 | 2 057 480 | 2 198 267 | 140 787 | 106,84 |
| Отношение к выданным кредитам, % | 1,81 | 1,24 | 1,17 | -0,07 | 94,35 |
| Кредитные карты | 2 374 122 | 1 266 192 | 931 885 | -334 307 | 73,60 |
| Ипотечные кредиты | 587 709 | 596 127 | 428 366 | -167 761 | 71,86 |
| Резерв под обесценение | -8 634 495 | — 5 808 433 | — 5 475 343 | -333 090 | 94,27 |
| Итого, за минусом резерва | 2 651 410 | 1 943 422 | 2 150 824 | 207 402 | 110,67 |
Основываясь данными таблицы видно, что просроченная задолженность за 2022 год увеличилась на 20 742 тыс. рублей (10,67%), а в 2021 г. наблюдалась другая динамика (просроченная задолженность снизилась на 26,7% по сравнению к 2020 г.). Просроченная задолженность по кредитам наличными увеличилась на 235 593 тыс. рублей и по потребительским кредитам на 140 787 тыс. рублей соответственно. Темп роста просроченной задолженности составил 6,15% по кредитам наличными и 6,84% по потребительским кредитам. Резервы под обеспечение снизились на 333 090 тыс. рублей, или на 5,73%.
Рост просроченной задолженности по обоим видам кредитов является негативной тенденцией. Это означает, что клиенты банка не в состоянии оплатить свои долги перед банком. По кредитным картам и ипотечным кредитам просроченная задолженность снизилась на 26,40 % и 28,14 % соответственно. В 2022 г. с баланса за счет резервов было списано безнадежной 7 612,5 млн. руб.
В следующей таблице 2.5 (в тыс. руб.) рассмотрим анализ кредитного портфеля по категориям заемщиков.
Таблица 2.5
Анализ кредитного портфеля по категориям заемщиков ПАО «Сбербанк Россия» 2020 – 2022 г.
| Наименование статьи | На 01.12.2020 | На 01.12.2021 | На 01.12.2022 | |||
| Сумма, в тыс. руб. | Структура, в % | Сумма, в тыс. руб. | Структура, в % | Сумма, в тыс. руб. | Структура, в % | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Кредиты, предоставленные клиентам, всего в том числе: | 1 858 103 998 | 100,00 | 2 091 740 190 | 100,00 | 2 712 332 458 | 100,00 |
| 1. Финансовым органам субъектов РФ и органов местного самоуправления | 6 099 746 | 0,33 | 8 776 583 | 0,44 | 4 969 622 | 0,21 |
| 2. Финансовым организациям, всего в том числе: | 171 961 129 | 9,25 | 161 540 958 | 7,72 | 180 777 362 | 6,66 |
| 2.1 — находящимся в федеральной собственности | 39 584 092 | 2,13 | 37 716 398 | 1,80 | 36 316 855 | 1,33 |
| 2.2 — находящимся в государственной (кроме федеральной) собственности | — | — | — | — | — | — |
| 2.3 –негосударственным | 132 377 037 | 7,12 | 123 824 560 | 5,92 | 144 460 507 | 5,33 |
| 3. Коммерческим организациям, всего в том числе: | 1 192 140 527 | 64,16 | 1 216 580 539 | 58,16 | 1 582 051 516 | 58,32 |
| 3.1 — находящимся в федеральной собственности | 8 737 113 | 0,48 | 23 779 791 | 1,13 | 46 623 045 | 1,71 |
| 3.2 — находящимся в государственной (кроме федеральной) собственности | 3 635 358 | 0,19 | 5 286 033 | 0,26 | 3 517 521 | 0,14 |
| 3.3 – негосударственным | 1 179 768 056 | 63,49 | 1 187 514 715 | 56,77 | 1 531 910 950 | 56,47 |
| 4. Некоммерческим организациям, всего в том числе: | 1 878 000 | 0,11 | 2 704 818 | 0,12 | 2 178 573 | 0,08 |
| 4.1 — находящимся в федеральной собственности | — | — | — | — | — | — |
| 4.2 — находящимся в государственной (кроме федеральной) собственности | — | — | 760 000 | 0,03 | 166 516 | 0,01 |
| 4.3 – негосударственным | 1 878 000 | 0,11 | 1 944 818 | 0,09 | 2 012 057 | 0,07 |
| 5. Индивидуальным предпринимателям | 4 160 296 | 0,22 | 5 720 391 | 0,27 | 7 407 041 | 0,27 |
| 6. Физическим лицам | 402 697 159 | 21,67 | 608 605 503 | 29,09 | 818 911 965 | 30,19 |
| 7. Нерезидентам, всего в том числе: | 79 167 141 | 4,26 | 87 811 398 | 4,20 | 116 036 379 | 4,27 |
| 7.1 — юридическим лицам | 78 823 482 | 4,24 | 86 991 618 | 4,15 | 114 714 220 | 4,22 |
| 7.2 — физическим лицам | 343 659 | 0,02 | 819 780 | 0,05 | 1 322 159 | 0,05 |
При рассмотрении результатов таблицы следует отметить, что наибольший удельный вес в составе выданных банком кредитов занимают кредиты, предоставленные коммерческим организациям. Эти кредиты в структуре на 01.12.2020 г. составили 64,16% (1 192 140 527 тыс. руб.), на 01.12.2021 г. составляли 58,16% (1 216 580 539 тыс. руб.), за год этот показатель увеличился на 365 470 977 тыс. руб. и на 01.12.2022 г. сумма этих кредитов составила 1 582 051 516 тыс. руб.
В составе кредитов предоставленных коммерческим организациям можно выделить еще несколько статей: находящимся в федеральной собственности, находящимся в государственной (кроме федеральной) собственности, негосударственным. Среди этих статей большую часть составляют кредиты предоставленные негосударственным коммерческим организациям – 56,77% (1 187 514 715 тыс. руб.) на 01.12.2021 г. и 56,47% (1 531 910 950 тыс. руб.) на 01.12.2022 г.
Также достаточно большой удельный вес в структуре ссудной задолженности занимают кредиты, предоставленные физическим лицам – 29,09% (608 605 503 тыс. руб.) на 01.12.2021 г., и на 01.12.2022 г. составила 30,19% (818 911 965 тыс. руб.).
Рассмотрим выдачу кредитов по срокам погашения в таблице 2.6.
Как видно из таблицы, наибольшая доля в структуре выданных Банком кредитов приходится на кредиты со сроком погашения более трех лет. На начало отчетного периода Банк выдал таких кредитов на сумму 1 279 716 178 тыс. руб. (69,43% в структуре предоставленных банком кредитов), а на конец этого периода уже 1 629 341 241 тыс. руб. (69,95% в структуре предоставленных банком кредитов).
Таблица 2.6
Анализ кредитного портфеля по срокам погашения ПАО «Сбербанк Россия» 2020 – 2022 г.
| Наименование статьи | На 01.12.2020 | На 01.12.2021 | На 01.12.2022 | ||||
| Сумма, в тыс. руб. | Стр-ра, в % | Сумма, в тыс. руб. | Стр-ра, в % | Сумма, в тыс. руб. | Стр-ра, в % | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
| Кредиты предоставленные, всего в том числе: | 1 720 376 438 | 100,00 | 1 843 034 006 | 100,00 | 2 470 696 424 | 100,00 | |
| «овердрафт» (кредит, предоставленный при недостатке средств на расчетном (текущем) счете) | 16 527 749 | 0,96 | 27 728 551 | 1,50 | 21 461 059 | 0,86 | |
| на срок до 30 дней | 323 674 | 0,04 | 1 395 351 | 0,07 | 1 427 679 | 0,05 | |
| на срок от 31 до 90 дней | 13 728 308 | 0,79 | 27 569 904 | 1,49 | 74 127 303 | 3,01 | |
| на срок от 91 до 180дней | 47 384187 | 2,75 | 66 260 104 | 3,59 | 68 326 704 | 2,76 | |
| на срок от 181 дня до 1 года | 141 934 972 | 8,25 | 165 870 729 | 8,99 | 241 450 472 | 9,77 | |
| на срок от 1 года до 3 лет | 317 650 077 | 18,46 | 274 493 189 | 14,89 | 434 561 966 | 17,59 | |
| на срок свыше 3 лет | 1 182 827 471 | 68,75 | 1 279 716 178 | 69,43 | 1 629 341 241 | 65,95 | |
Кредиты сроком от одного до трех лет также занимают важное место в структуре кредитного портфеля. На конец отчетного периода доля этих кредитов в структуре кредитного портфеля составляла 17,59% (434 561 966 тыс. руб.). Если же рассматривать этот показатель в динамике, то за отчетный период показатель увеличился. Доля прочих кредитов предоставленных на срок от 91 дня до 180 дней на 01.12.2021 г. составляла 3,59% (или 66 260 104 тыс. руб.), а на 01.12.2022 г. — она снизилась на 0,83 п.п. до значения в 2,76% (или 68 326 704 тыс. руб.).
За рассматриваемый период сумма кредитов предоставленных на срок от 31 до 90 дней увеличилась с 27 569 904 тыс. руб. до 74 127 303 тыс. руб. Доля этих кредитов в структуре кредитного портфеля изменилась с 1,49% до 3,01%.
Сумма кредитов, предоставленных на срок до 30 дней на 01.12.2021 г. 1 395 351 тыс. руб. За рассматриваемый период доля этих кредитов увеличилась с 0,07% до 0,05%, и к 01.12.2022 г. сумма этих кредитов составила 1 427 679 тыс. руб.
Сумма «овердрафтов» на 01.12.2020 г. составила 16 527 749 тыс. руб., на 01.12.2021 г. составила 27 728 551 тыс. руб., за рассматриваемый период этот показатель уменьшился на 6 267 492 тыс. руб. и к 01.12.2022 г. составил 21 461 059 тыс. руб. За этот же период доля «овердрафтов» в составе кредитного портфеля уменьшилась с 1,50 % до 0,86%.
Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что Сбербанк — Банк предпочитает выдавать среднесрочные и долгосрочные ссуды.
Прослеживается динамика роста кредитного портфеля АО «Сбербанк Банк», за анализируемый период сумма кредитных вложений банка увеличилась и на 01.12.2022 г. составила 2 712 332 458 тыс. руб.
Кредитный портфель до вычета резервов увеличился на 7,2%, до 42,714 млрд. руб., по сравнению с 39,840 млрд. руб. в конце 2021 года (рост 22,0% без учёта валютной переоценки).
Корпоративный кредитный портфель вырос на 5,5%, до 31,008 млрд. руб. (рост 17,9% без учёта валютной переоценки).
Розничный кредитный портфель увеличился на 12,1% и составил 11,706 млрд. руб. (рост 33,8% без учёта валютной переоценки).
Качество кредитного портфеля остаётся на высоком уровне. Доля корпоративных кредитов третьей стадии в портфеле сократилась с 4,1 до 3,7% на начало года.
Доля проблемных розничных кредитов составила 5,0%, показав рост с 4,0%. Обязательства Банковской группы «ПАО «Сбербанк Россия»» увеличились на 3,6%, до 53,179 млрд. руб., по состоянию на 31 декабря 2022 года (на 17,5% без учёта валютной переоценки).
Средства клиентов выросли на 5,5%, до 43,708 млрд. руб. (рост на 19,9% без учёта валютной переоценки). При этом объём текущих счетов вырос на 31,1% в долларовом эквиваленте, а их доля в средствах клиентов увеличилась с 52,7% на конец 2021 года до 65,5%.
Доля рынка по средствам физических лиц до востребования составила 9,8%, что свидетельствует о высоком доверии клиентов к Банковской группе как к одному из крупнейших финансовых институтов России.
11 марта 2022 года Постановлением Кабинета Министров России «О предотвращении распространения на территории России коронавируса COVID-19» были введены ограничения операционной деятельности субъектов хозяйствования и карантинные меры. Банк не расценивает это событие в качестве корректирующего события, которое может изменять данные, отраженные в данной финансовой отчетности.
Непосредственные последствия распространения коронавируса COVID-19 повлияли на физические каналы отношений и операций. В ответ Банк ввел ряд мер по минимизации влияния карантина на клиентов (приобретение наличной иностранной валюты, введение кредитных каникул и предоставления новых возможностей дистанционного обслуживания путем обновления приложения ALFA-MOBILE и тому подобное) и работников (организована удаленная работа подавляющего большинства персонала, персонал, который работает в офисах, обеспечен средствами защиты, учреждением предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска).
Банку присущи общие риски для всей банковской системы. Вместе с тем, уязвимость каждого банковского учреждения к последствиям COVID-19 должно оцениваться на индивидуальной основе, исходя из модели внутренней организации, активности Банка на отдельных рынках, качеством управления активными и пассивными операциями, а также качества вложений и стабильности пассивной базы.
Реализация механизмов реструктуризации, предложенных пострадавшим от пандемии заемщикам, привела к тому, что российский банковский сектор продолжал активно наращивать объёмы кредитного портфеля в течение 2022 года, что оказало дополнительную поддержку экономике, нивелировав риски кредитного сжатия. В сегменте розничного кредитования в 2022 году кредитный портфель в помесячном выражении показывал снижение только в течение одного месяца (апрель), затем рост возобновился, и по итогам 2022 года прирост розничного кредитования составил 15% г/г. Объём рынка розничных кредитов, таким образом, достиг 20 трлн. рублей или 19% ВВП, включая 9% ВВП портфеля ипотечных кредитов. В сегменте корпоративного кредитования прирост портфеля по итогам 2022 года составил 12% г/г, что является достаточно высоким показателем на фоне почти нулевого кредитного роста, зафиксированного по итогам 2021 года, и демонстрирует, что меры поддержки экономики через банковский сектор оказались эффективными.
Несколько миллионов клиентов получили возможность не платить основной долг по кредитным картам. Они выплачивали только проценты, сократив нагрузку по карточным платежам до 75%.
Также банк продлил действие карт с истекшим сроком годности и начал доставлять потребительские кредиты в более чем 40 крупнейших городах России. Представитель банка приезжал к клиенту на дом, помогал подписать документы и установить мобильное приложение банка, выдавал и помогал активировать дебетовую карту с деньгами. По данным на 4 квартал 2022 года, выдачи кредитов наличными достигли исторического рекорда в 113 млрд. рублей. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2021 года составил 35%.
Целый ряд сервисных операций, таких как закрытие счетов и карт, изменение адресной информации клиента, стали доступны онлайн, что улучшило клиентский опыт, особенно в условиях карантина. Для выполнения простых сервисных операций уже не нужно идти в офис.
Проведенный анализ кредитования в ПАО «Сбербанк Россия» позволил выявить специфику данного вида кредитования по сравнению с другими видами кредитов:
- Банк активно развивает данный вид кредитования, рост портфеля в значительной степени был связан с увеличением необеспеченных потребительских кредитов;
- Доля просроченных потребительских кредитов является достаточно низкой. Однако увеличение просроченной задолженности по двум видам кредитования является отрицательной динамикой. Это говорит о том, что клиенты банка не могут погашать свою задолженность перед банком;
- Спектр предоставляемых кредитных продуктов в области потребительского кредитования достаточно широк.
2.3. Особенности процесса кредитования в ПАО «Сбербанк Россия»
Кредитная политика ПАО «Сбербанк Россия» рассчитана на получение максимальной прибыли при минимальном риске и расходах. Ориентируясь на данную цель, организация определяет возможное соотношение упомянутых составляющих и ставит конкретные задачи. В первую очередь анализируется направления для кредитования, рассматриваются сопутствующие технологии и разрабатываются способы контроля этого процесса.
Особое внимание уделяется разработке и внедрению сопутствующих технологий, помогающих облегчить, ускорить и обезопасить процесс кредитования. Так, известны следующие примеры технологического роста ПАО «Сбербанк Россия»а.
Наручные часы AlfaPay, выпускаемые совместно с платежной системой MasterCard. В устройство встроили дебетовую карту ПАО «Сбербанк Россия»а, которая работает по технологии бесконтактной оплаты PayPass. С ее помощью держателю пластика не придется вводить PIN-код или расписываться – часы содержат реквизиты кредитки и собственно CVC-код.
Приложение «Сбербанк — Тач». Благодаря утилите можно быстро открыть не персонифицированную карточку и оплачивать ей покупки через PayPass.
ПАО «Сбербанк Россия» активно внедряет в банковскую сферу высокие технологии, предлагая клиентам удобное и современное кредитование.
Бесконтактные банкоматы. Появились в отделениях ПАО «Сбербанк Россия»а с декабря 2015 года и позволили существенно повысить безопасность совершения денежных операций. Теперь мошенники не могут считать данные с магнитной полосы пластика, при этом клиентам использовать устройство стало проще и быстрее.
Биоэлектрические протезы, разработанные совместно с фирмой по изготовлению протезов «Моторика». Разработка отличается наличием специального фиксатора для карты с поддержкой бесконтактной оплаты. Данное нововведение позволяет людям с ограниченными возможностями оплачивать товары и услуги поднесением протеза к терминалу или другим устройствам, поддерживающим технологию PayPass.
Кредитная политика банка в первую очередь рассчитана на создание и поддержание положительного имиджа компании.
На основе выбранной кредитной политики и поставленных задач ПАО «Сбербанк Россия» выстраивает взаимодействие с клиентами, определяя тактику работы скоринга и разрабатывая программы займов.
Для более детального анализа деятельности ПАО «Сбербанк Россия» в области кредитования необходимо произвести анализ продуктов и сравнения условий предоставления потребительских кредитов с аналогичными программами кредитования в других банках.
На основе проведенного сравнения, можно будет выделить сильные и слабые стороны ПАО «Сбербанк Россия» в данном направлении кредитования.
Сравнительный анализ произведем по основным направлениям розничного бизнеса, таким как: кредит наличными; кредитные карты.
Определим следующие показатели потребительского кредита:
- срок кредитования (время на которое выдается кредит (в мес.));
- требования к заемщику;
- необходимые документы;
- процентная ставка;
- максимальная сумма кредита.
При сравнении будут использованы базовые программы кредитования (общие условия предоставления кредита без учета индивидуальностей потребителя), следующих банков:
- ПАО «Сбербанк Россия»;
- АО «Райффайзенбанк»;
- Банк «Открытие» (ПАО);
- АО «Альфа банк»;
- «Банк ВТБ» (ПАО);
- АО «Тинькофф Банк».
Сравнительный анализ по кредиту наличными, представлен в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Сравнительный анализ по кредиту наличными
| ПАО «Сбербанк Россия» | АО «Альфа банк» | ПАО Банк «Открытие» | |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Возраст | От 21 года | От 18 лет | От 21 до 68 лет |
| Стаж на последнем месте работы | Не менее 3 мес. | Не менее 6 мес. | Не менее 3 мес. |
| Наличие постоянной регистрации | Обязательно | Обязательно | Обязательно |
| Документы | Паспорт + 3 док. | Паспорт + 2 док. | Паспорт + 3 док. |
| Срок, мес. | 60 | 60 | 60 |
| Ставка, % | от 7,9% | от 11,9% | от 5,9% |
| Максимальная сумма кредита, в тыс.руб. | 3000 (для новых клиентов) | 3000 (для новых клиентов) | 3000 (для новых клиентов) |
Требования к заемщику по кредиту наличными ПАО «СБЕРБАНК РОССИЯ»:
- возраст заемщика: муж/жен – от 21 года;
- стаж работы на последнем месте не менее трех месяцев;
- постоянная регистрация в регионе предоставления кредита;
- подтверждение основного дохода (справка по форме 2-НДФЛ за последние 3 месяца или справка по форме банка / запрос работодателю);
- срок рассмотрения от 1 дня до 5 рабочих дней.
Требования к заемщику по кредиту наличными АО «Альфа банк»:
- возраст заемщика: муж / жен с 18 лет;
- общий стаж работы не менее 1 года, на последнем месте не менее 6 месяцев;
- постоянная регистрация в регионе предоставления кредита;
- подтверждение основного дохода (справка по форме 2-НДФЛ, справка по форме 3 НДФЛ/справка по форме банка/запрос работодателю, справка по форме организации-работодателя/справка из пенсионного фонда или иного органа, начисляющего пенсию);
- срок рассмотрения до 2 дней.
Требования к заемщику по кредиту наличными Банк «Открытие» (ПАО):
- возраст заемщика: муж / жен – от 21 – 68 лет;
- общий стаж работы не менее 1 года, на последнем месте не менее 6 месяцев;
- постоянная регистрация в регионе предоставления кредита;
- подтверждение основного дохода (справка по форме 2-НДФЛ или справка по форме банка / запрос работодателю);
- срок рассмотрения от 1 дня.
Таким образом, среди представленных банков у «Сбербанка России» (ПАО) самая большая первоначальна процентная ставка по кредиту для клиентов. Из-за чего можно сделать вывод, что предоставление кредитов под 11,9 % годовых предоставляется малому количеству обратившихся клиентов (более наглядно можно наблюдать на рисунке 2.2).

Рисунок 2.2 Кредит наличными в ПАО «Сбербанк Россия» и основных конкурентов
Максимальный лимит кредитования значительно меньше в АО «РайффайзенБанк» (составляет до 2 000 000 руб.), по сравнению с банками – конкурентами. Также, по сравнению с другими банками оформление кредита предоставляется всего лишь по одному документу, без подтверждения дохода.
Хотелось отметить, что в ПАО «Сбербанк Россия» также есть продукт под названием «Автокэш» или другими словами кредит наличными на автомобиль.
Основными параметрами продукта являются:
- покупка любого автомобиля категории В независимо от цены и года выпуска;
- без залога авто;
- без первоначального взноса;
- клиент может приобрести полис ОСАГО в любой страховой компании и банк возместит клиенту его стоимость, в случае оплаты его любой дебетовой картой банка;
- нет обязательного условия по оформлению полиса КАСКО на автомобиль;
- клиент самостоятельно выбирает, где он хочет приобрести автомобиль (автосалон, у физлица и др.);
- снижение ставки в случае подтверждения целевого использования кредита;
- возмещение стоимости ОСАГО в случае оплаты его картой банка.
Основным преимуществом этого кредита является возмещение ОСАГО путем перечисления кэшбэка на дебетовую карту банка, для этого достаточно предоставить документы, подтверждающие покупку автомобиля с помощью кредита, и оплатить ОСАГО.
Рассмотрим рисунок 2.3 на котором можно узнать, что предлагают банки на рынке по рассрочкам к кредитным картам. Данные сделаны на основании экспертных оценок доли рассрочки в кредитном портфеле (Форма 101 апрель 2021). В кружках на рисунке указан максимально доступный срок рассрочки (в месяцах). Важно – это непартнёрская рассрочка.
Рисунок 2.3 Рассрочки к кредитным картам
Оставшимся лимитом на кредитной карте можно пользоваться как всегда. Откроется новый беспроцентный период. Простые, одинаковые платежи, никаких процентов, только комиссия (всегда понятна финальная стоимость).
Подключить рассрочку по карте можно на 6, 9, 12, 24 и 36 месяцев на карты с лимитом от 30 000 до 500 000 рублей. Дата погашения совпадает с минимальным платежом. Если на карте есть свободный лимит для трат, то им можно пользоваться как обычно. То есть задолженность по кредитной карте и задолженность по рассрочке могут жить параллельно. Если перевести в рассрочку всю задолженность, то следующая расходная операция откроет новый беспроцентный период. Если клиент перевел все в рассрочку, а потом еще что-то потратил, то проценты начисляются только на эту часть задолженности, если не погасит за 100 дней. Дополнительный лимит на сумму рассрочки не предоставляется.
За подключение каждой рассрочки списывается комиссия (так же как и комиссия за обслуживание карты она списывается из лимита). Если рассрочка до года, то в дату оформления, если на 2 или 3 года, то ежегодно в дату открытия.
Онлайн — рассрочка уже завоевала огромную популярность на мировых рынках. В России также есть большой спрос на платежные технологии с кредитной составляющей. Сервис не только освобождает людей от рутины, но и позволяет снизить расход бумаги: онлайн — рассрочка оформляется без обращения в банк, без заявок и дополнительных документов.
Разрабатывая свои продукты и инновационные платежные решения, Сбербанк — Банк ориентируется на стремление обеспечить понятный и удобный сервис для конечного потребителя. Онлайн — сервис рассрочки позволяет покупателям равномерно распределить стоимость нужного им товара, снизив нагрузку на свой бюджет. Оформить ее можно бесшовно, сразу при оплате онлайн — покупки.
Сравнительный анализ по кредитным картам, представлен в таблице 2.8.
Таблица 2.8
Сравнительный анализ по кредитным картам
| Банк | Стоим. обсл. | Мак. лимит, тыс. руб. | Проц. ст., % | ЛП, дн. | Ком. за снятие нал. | Кэш-бэк на покупки, % | Возраст, лет |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| ПАО «Сбербанк Россия» | От 590 руб. до 1490 р. | 1000 | От 11,9 % | 100 | до 50 тыс. руб. без ком. | — | от 18 лет |
| АО «Альфа банк» | — | 600 | от 21,7 % | до 120 | 3% (мин. 390) в любом банкомате
| До 30% в магазинах партнеров; 0,5% за остальные покупки | от 18 лет |
| «Банк ВТБ» (ПАО) | — | 1000 | От 14,9% | 110 | до 50 тыс. руб. в мес. 5,5% (мин. 300)
| до 20% от суммы покупки у партнеров | от 18 лет |
| АО РайффайзенБанк | — | 600 | От 9,8% | 110 | 0 руб. при снятии наличных до 50 тыс. руб. в мес. 3% (мин. 300 руб.) | — | от 18 лет |
При сравнении кредитных карт представленных банков, можно наблюдать схожие условия, но в отличие от других банков кредитная карта Сбербанк Банка не бесплатная, что является одним из главных минусов этой карты.
Ключевые преимущества кредитной карты 100 дней без %:
- Удобный льготный период — 100 дней без %;
- Льготный период от даты покупки или иной операции по карте;
- Возобновление льготного периода со следующего дня;
- Опция бесплатного снятия наличных — до 50 000 рублей.
ПАО «Сбербанк Россия» единственный на рынке предоставляет все 5 ключевых преимуществ.
Ставки по кредитам наличными у ПАО «Сбербанк Россия» и Тинькофф Банка не сильно различаются. В ПАО «Сбербанк Россия» они составляют 7,99 – 25,99%, а в Тинькофф Банке — 12 – 24,9%.
Чуть выгоднее может оказаться оформлять ипотеку через Тинькофф Банк, где минимальная ставка по жилищным кредитам начинается от 9,25% (у Альфы — от 11,19% см. рисунок 2.4). При этом, правда, сам Тинькофф Банк ипотеку не выдаёт — это делают его партнёры. На крупных суммах и больших сроках разница даже в 0,5 процентного пункта может означать существенную экономию.
Рисунок 2.4 Условия выдачи ипотеки в ПАО «Сбербанк Россия»
Занимать до 50 000 ₽ выгоднее по кредитке ПАО «Сбербанк Россия» «100 дней без процентов». Она позволяет получить эту сумму наличными через банкомат и не платить проценты за использование средств в течение 100 дней. Но если выйти за рамки этого периода, банк начислит проценты с первого дня кредита. У Тинькофф Банка льготный период почти в два раза меньше. Но ставка по карточному кредиту у него начинается от 12% (в Альфе — от 14,99%), и платить за кредитку нужно от 590 ₽ в год (в Сбербанк Банке — 1490 ₽).
Сбербанк — Банк старается максимально привлечь потенциальных заемщиков. Первым шагом становится выдвижение довольно лояльных требований к кандидатам на кредит по возрасту, стажу, трудоустройству и уровню доходов. Вторым – постоянное изменение процентной ставки по займам, что позволяет предлагать конкурентоспособные показатели. Одновременно банк совершенствует качество услуг, налаживая дистанционное управление и внедряя выше рассмотренные технологии. Яркий пример – интернет — банкинг, мобильный банк и бесконтактная оплата.
Во второй главе был проведен анализ финансовых показателей и анализ кредитного портфеля ПАО «Сбербанк Россия». Основываясь на полученных результатах данного анализа можно отметить, доля кредитного портфеля в активах банка выросла за период до 69,9%. Динамика за три года объемов общей ссудной задолженности положительная. Большую долю в объеме кредитования физических лиц занимают потребительские кредиты – кредиты наличными и кредитные карты. Сумма потребительских кредитов выросла до 554083 млн. руб.
Анализ кредитного портфеля ПАО «Сбербанк Россия» показал, что сократилась доля просроченных кредитов с просрочкой свыше 180 дней с 16,1 % до 8,1 %. Однако все равно доля просроченных кредитов значительная. Это связанно с увеличением просроченные кредитные требования среди физических лиц и в связи с этим произошло увеличение формирования резервов на покрытие просроченных ссуд, что снизило качества кредитного портфеля.
Анализ финансовой деятельности за прошедший год кредитной организации ПАО «Сбербанк Россия» свидетельствуют об отсутствии негативных тенденций, способных повлиять на финансовую устойчивость банка в перспективе. В результате анализа были выявлены основные проблемы тормозящих развитие банковского кредитования клиентов отделения:
- Совершенствование продуктовой линейки;
- Снижение кредитного риска;
- Совершенствование процентной политики.
В третьей главе предложены рекомендации для улучшения кредитования физических лиц, а также методы по повышению качества кредитной политики ПАО «Сбербанк Россия»».
Данные направления совершенствования организации кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк Россия» и их эффективность рассмотрены подробнее в следующей главе.
2.4. Рекомендации по совершенствованию организации кредитования в ПАО «Сбербанк Россия»
Процесс кредитования физических лиц является одним из основных видов деятельности коммерческих банков. Кредитование физических лиц считается самой доходной операцией в банковской сфере и поэтому нуждается в постоянном развитии и совершенствовании. Основные проблемы кредитования физических лиц коммерческими банкам в настоящее время является:
- отсутствие простого механизма погашения в случае неплатежеспособности;
- проблемы с реализацией и оценкой залога заемщика;
- высокие процентные ставки;
- проблема оценки реальных возможностей поручителей;
- высокая стоимость страхования.
Данные проблемы должны решаться как на уровне коммерческого банка, так и на уровне государства.
Несмотря на сложившиеся новые тенденции в банковском секторе кредитных услуг, перспективы для дальнейшего роста в этом направлении у коммерческих банков есть. Коммерческие банки должны адаптироваться под сложившиеся кризисные явления в банковском секторе. Банки стараются не работать с рискованными кредитами, но так не может долго продолжаться, так как нарушается функция самих банков как финансовых посредников между кредитодателем и кредитополучателем. Следовательно, принимая во внимание подобные моменты, необходимо разрабатывать эффективный процесс кредитования физических лиц с учетом возможных потерь денежных средств. Кредитный продукт должен стать доступным для большей части населения, что позволит дать определенный рост в социально- экономическом направлении общественных отношений.
Основные направления совершенствования организации кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк Россия» должны быть направлены на:
- Совершенствование продуктовой линейки;
- Снижение кредитного риска;
- Совершенствование процентной политики.
Совершенствование продуктовой линейки российских банков на основе модернизации кредитных продуктов может стать эффективным инструментом снижения рисков кредитования физических лиц, обусловленных современными тенденциями его развития. С другой стороны, этой же задаче должна соответствовать целенаправленная политика государства по поддержке внедрения наиболее эффективных для банков и экономики кредитных продуктов.
Также коммерческим банкам следует уделять особое внимание улучшению системы оценки заемщиков кредитоспособности. Для того, чтобы избежать невозврата денежных средств, банкам следует более внимательно выбрать потенциального клиента. Предложенное мероприятие должно нести для банка определенный экономический эффект.
Данная реализация мероприятия потребует определенных инвестиционных и текущих затрат. При этом для практической реализации рассматривается узко выделенный территориальный сегмент банка.
Проведем расчет эффективности внедрения системы кредитного скоринга. Экономический эффект от внедрения системы кредитного скоринга можно рассчитать по формуле (1):
Э = Д — З, (1)
где Д — доход от внедрения системы;
З — затраты банка на внедрение системы.
Инвестиционные затраты на автоматизацию задач по оценке кредитоспособности заемщика в ПАО «Сбербанк Россия» составляет около 2 100 000 тыс. руб.
Скоринговые системы сокращают риск невыплат по кредитам на 15 — 40%. В расчет возьмем среднюю величину — 27,5 %. Кредитный портфель ПАО «Сбербанк Россия» в 2022 году составил 2 712 332 458 тыс. руб. Если предположить, что доля просроченных ссуд в кредитном портфеле банка не изменится и останется на уровне 2022 года, т.е. 10,67% (без внедрения скоринговой системы), то в 2021 году величина просроченных и безнадежных ссуд банка составит:
2 712 332 458 * 10,67/100 = 289 405 873,26 тыс. руб.
С внедрением скоринговой системы величина просроченных ссуд банка сократится, т.е. составит величину:
289 405 873,26 * 27,5/100 = 79 586 615,14 тыс. руб;
289 405 873,26 — 79 586 615,14 = 209 819 258,11 тыс. руб.
То есть эффект от внедрения системы кредитного скоринга составляет:
209 819 258,11 – 2 100 000 = 207 719 258,11 тыс. руб. в год.
Расчет результатов экономической оценки мероприятий по совершенствованию методов оценки кредитоспособности в ПАО «Сбербанк Россия» свидетельствует о достаточной степени их привлекательности с точки зрения инвестирования средств и целесообразности практической реализации.
Таким образом, система скоринга позволит ПАО «Сбербанк Россия» резко увеличить объем продаж кредитных продуктов банка путем сокращения сроков проверки кредитной заявки и индивидуальной настройки параметров кредита под каждого заемщика. Система скоринга обеспечивает быструю и объективную оценку уровня рисков выдаваемых кредитов и принятие таких решений по ссудам, которые минимизируют кредитные риски портфеля.
Чтобы совершенствовать организацию кредитования физлиц, банки должны также постоянно улучшать свои процентные политики.
Для совершенствования процентной политики кредитные организации должны осуществлять следующие действия:
- формирование списка и оценка всех возможных причин, которые нужно учитывать при определении процентных ставок по кредитам;
- определение особенностей и порядка расчетов процентных ставок, устанавливаемых банком по предоставленным ссудам;
- обоснование направлений минимизации процентного риска, который сопровождает осуществление кредитных операций банка и формирование кредитного портфеля.
Для того чтобы минимизировать кредитные риски, коммерческие банки должны использовать методы управления ими, а также осуществлять мониторинг кредитных рисков. Ниже перечислены возможные методы минимизации кредитных рисков в коммерческом банке:
- тщательная оценка кредитоспособности заемщика, а также установление его кредитного рейтинга;
- диверсификация ссуд по размерам и видам, а также по группам заемщиков;
- страхование кредитов от невыплаты;
- формирование резервов, которые необходимы для покрытия возможных потерь по уже предоставленным ссудам;
- сохранение такой структуры кредитного портфеля, которая позволил бы обладать способностью обеспечивать наибольший уровень доходности при допустимом уровне кредитного риска и ликвидности баланса.
Затраты на данном этапе заключаются лишь в дополнительной работе специалистов отдела IТ-технологий. Но эффективность в использовании данных методов состоит в улучшении качества кредитного портфеля, в минимизации мошеннических рисков, а также выявления отрицательных фактов финансового положения заемщика.
Далее сформулированы направления улучшения организации кредитования физических лиц для ПАО «Сбербанк Россия» на основе проделанного анализа. В результате анализа организации кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк Россия» было выявлено, что:
- банк поднялся на 3 место на рынке розничного кредитования;
- доля кредитного портфеля в активах банка выросла за период до 69,9%. Динамика за три года объемов общей ссудной задолженности положительная;
- кредитный портфель банка состоит из займов физическим лицам, юридическим лицам и кредитным организациям. Ссудная задолженность физических лиц в 2021 году увеличилась до 666656 млн. руб. Доля увеличилась с 9 % до 24,7 %;
- все кредиты в ПАО «Сбербанк Россия» можно поделить на несколько видов: кредиты наличными на неопределенные цели, автокредиты, кредитная карта с 0, 60, 100-дневным льготным периодом, карта рассрочка — Вместо Денег, ипотечное кредитование, программы рефинансирования;
- большую долю в объеме кредитования физических лиц занимают потребительские кредиты – кредиты наличными и кредитные карты. Сумма потребительских кредитов выросла до 554083 млн. руб.;
- кредитный риск является основным риском деятельности ПАО «Сбербанк Россия»;
- структура ссудной задолженности физических характеризуется малой долей ссуд 1 категории качества. В 2021 году значительно снизилась доля кредитов 2 категории качества в сторону 3 категории. Кредиты 3 категории качества увеличились с 1,91 % до 51,6%. Данная тенденция является сигналом к проведению мероприятий по улучшению качества выданных кредитов;
- значительно сократилась доля просроченных кредитов с просрочкой свыше 180 дней с 16,1 % до 8,1 %. Однако все равно доля просроченных кредитов значительная.
- динамика показателей качества кредитного портфеля коэффициента кредитного риска положительная, но нужно учитывать, что показатели еще достаточно высоки.
Следовательно, ПАО «Сбербанк Россия» наращивает темпы выдачи всех видов розничного кредитования, кроме автокредитования и проводит активную политику по снижению убытков от данных операций. Однако ввиду большой доли кредитов плохого качества и достаточно большой доли просроченных кредитов, банку необходимо провести мероприятия по улучшению организации кредитования физических лиц в части разработки продуктов и механизмов, снижающих кредитный риск от данных операций.
Для развития организации кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк Россия» можно предложить следующие меры:
- Получить конкурентное преимущество перед другими банками с помощью новых кредитных продуктов и услуг банков, которые помогут как банку усовершенствовать свои механизмы выдачи кредитных продуктов, так и будут выгодны кредитополучателям;
- Разработать эффективную программу по работе с рискованными кредитами для минимизации ущерба коммерческих банков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сбалансированная кредитная политика представляет собой совокупность важнейших элементов банковского управления в области активных операций, обеспечивающих состояние уравновешенности доходов и расходов банка, баланс спроса на кредитные ресурсы и способов их обеспечения и включающих в себя оценку кредитного риска, управление ставкой процента по кредитам с учетом уровня инфляции и курсов иностранных валют (оценка валютного риска), а также управление в области объемов и структуре активных операций.
Объектом исследования в работе выступает ПАО «Сбербанк» — динамично развивающееся кредитное учреждение, которое традиционно входит в пятерку лидеров банковской системы России. Банк предоставляет широкий комплект услуг и обслуживает клиентов разнообразных сфер деятельности. Анализ банка показал, что чистая прибыль банка сократилась более чем на 100 млрд. руб. Если в 2018 году она составляла 178,2 млрд. руб., то в 2020 году всего 75,3 млрд. руб.
Анализ коэффициента соотношения собственных и заемных средств показывает его рост, а так же значительное превышение нормативного значения, что указывает на достаточность собственного капитала у ПАО «Сбербанк». Коэффициент автономии в 2018 и 2019 году соответствует норме, при этом в динамике коэффициента отмечается снижение. По итогам 2020 года коэффициент автономии составил 0,08. Такая тенденция указывает на снижение доли собственного капитала в структуре имущества банка. Выявленные изменения указывают на существование риска снижения величины собственного капитала.
Анализ кредитного портфеля ПАО «Сбербанк» позволил прийти к выводу, что с 2018 по 2020 гг. в целом наблюдается положительная динамика роста объема кредитного портфеля банка ПАО «Сбербанк». По результатам 2020 года общий объем портфеля кредитов, выданных кредитным организациям, вырос на 9,2%, в том числе межбанковские кредиты на – 9,5%, портфель кредитов, выданных юридическим лицам на – 3,3% и выданных физическим лицам – на 26,2%,
Большая часть кредитного портфеля банка включает в себя кредиты юридическим лицам, которые составляют почти 70% всего кредитного портфеля. Однако стоит обратить внимание, что в 2019 году доля корпоративного кредитования снизилась с 69,4 до 65,7%, и при этом возросла доля розничного кредитования с 24,2 до 27,4%.
Кредитная политика банка ПАО «Сбербанк» положительно влияет на динамику и структуру кредитного портфеля, что позволяет коммерческому банку реализовывать основные направления своей деятельности. В новой утвержденной Наблюдательным советом ПАО «Сбербанк» долгосрочной программе развития на 2020-2023 гг. сказано, что планируется развить сегмент кредитования физических лиц.
Отдельные позиции стратегии посвящены тому, что к 2022 году банк собирается увеличить розничный кредитный портфель на 16%, а число клиентов должно достигнуть 18 млн. – в 1,5 раза больше, чем на данный момент.
В работе предложены рекомендации для улучшения организации кредитования, а также методы повышения качества кредитной политики банка.
ПАО «Сбербанк Россия» наращивает темпы выдачи всех видов розничного кредитования, кроме автокредитования и проводит активную политику по снижению убытков от данных операций. Однако ввиду большой доли кредитов плохого качества и достаточно большой доли просроченных кредитов, банку необходимо провести мероприятия по улучшению организации кредитования физических лиц в части разработки продуктов и механизмов, снижающих кредитный риск от данных операций.
Построение эффективной кредитной политики является одним из важнейших направлений деятельности банков, так как на кредитование приходится около половины активных операций банка. Кредитная политика в первую очередь должна быть направлена на достижение роста активов банка и повышение их качества. Эффективность кредитной политики основывается, прежде всего, на умении работников банка правильно и обоснованно выбрать сектор экономики и клиента для проведения кредитных операций.
Есть положительные стороны в деятельности рассматриваемого филиала: высококвалифицированные профессионалы своего дела; присутствие благоприятной социально – психологического климата в коллективе.
На горизонте ближайших трех лет банк планирует продолжить развитие в качестве эффективного финансового института, формируя основные объемы активов и прибыли.
Даже в сложных экономических условиях изучаемого периода банком не допускалось убыточной деятельности, наоборот, выросли объемы операций с ценными бумагами, укрепляли материально — техническую базу. Отделение Сбербанк — Банка увеличивало свои балансовые показатели несколько быстрее рыночных тенденций и во всех регионах присутствия укреплял позиции.
Доля рынка по средствам физических лиц до востребования составила 9,8%, что свидетельствует о высоком доверии клиентов к Банковской группе как к одному из крупнейших финансовых институтов России.
Планируется совершенствование мобильного приложения, реализация безбумажного банкинга и т.д. Преимущества ПАО «Сбербанк Россия» — гибкость и скорость в сочетании с надёжностью, которое помогает оперативно реагировать на изменения макроэкономической ситуации, предлагая клиентам самые актуальные и высокотехнологичные решения. При ответственной работе банка текущая рыночная ситуация даёт возможность укрепить отношения с клиентами, усилить их доверие и нарастить клиентскую базу. При этом ПАО «Сбербанк Россия» усиливает контроль за качеством кредитного портфеля.
Реализация механизмов реструктуризации, предложенных пострадавшим от пандемии заемщикам, привела к тому, что российский банковский сектор продолжал активно наращивать объёмы кредитного портфеля в течение 2022 года, что оказало дополнительную поддержку экономике, нивелировав риски кредитного сжатия. В сегменте розничного кредитования в 2022 году кредитный портфель в помесячном выражении показывал снижение только в течение одного месяца (апрель), затем рост возобновился, и по итогам 2022 года прирост розничного кредитования составил 15% г/г. Объём рынка розничных кредитов, таким образом, достиг 20 трлн. рублей или 19% ВВП, включая 9% ВВП портфеля ипотечных кредитов. В сегменте корпоративного кредитования прирост портфеля по итогам 2022 года составил 12% г/г, что является достаточно высоким показателем на фоне почти нулевого кредитного роста, зафиксированного по итогам 2021 года, и демонстрирует, что меры поддержки экономики через банковский сектор оказались эффективными.
Проведенный анализ кредитования в ПАО «Сбербанк Россия» позволил выявить специфику данного вида кредитования по сравнению с другими видами кредитов:
- Банк активно развивает данный вид кредитования, рост портфеля в значительной степени был связан с увеличением необеспеченных потребительских кредитов;
- Доля просроченных потребительских кредитов является достаточно низкой. Однако увеличение просроченной задолженности по двум видам кредитования является отрицательной динамикой. Это говорит о том, что клиенты банка не могут погашать свою задолженность перед банком;
- Спектр предоставляемых кредитных продуктов в области потребительского кредитования достаточно широк.
Для ПАО «Сбербанк Россия» необходимо также:
— кредитовать большее число клиентов, но в небольших суммах (в целях сокращения кредитных рисков);
— проводить постоянный анализ предлагаемых на рынке банковских услуг продуктов и внедрять наиболее актуальные и доходные для обеспечения конкурентоспособности банка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 14.07.2022) «О банках и банковской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон «О кредитных историях» от 30.12.2004 г. N – 218 — ФЗ// Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года ст. 3 — URL:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51043/«КонсультантПлюс» (дата обращения 20.04.2023);
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.05.2022) // СПС «КонсультантПлюс»
- Указание Банка России от 03.04.2017 N 4336-У (ред. от 27.11.2018) «Об оценке экономического положения банков» (вместе с «Методикой оценки показателей прозрачности структуры собственности банка») (Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2017 N 46771) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217168/ (дата обращения 10.04.2023).
- Указание Банка России от 11.06.2014 N 3277-У (ред. от 26.12.2017) «О методиках оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2014 N 33367) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166974/ (дата обращения 12.04.2023).
- Положение Банка России от 06.08.2015 N 483-П (ред. от 15.04.2020) «О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов» (вместе с «Требованиями к качеству данных, используемых банками для создания и применения моделей количественной оценки кредитного риска для целей расчета нормативов достаточности капитала») (Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2015 N 38996) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186639/ (дата обращения 12.04.2023).
- Абубакаров М. В. Модели и методы анализа и оценки кредитоспособности банков / М. В. Абубакаров, Е. М. Мажигова // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. 2023. – С. 22-24.
- Айгалин, А. С. А. Совершенствование кредитной политики коммерческого банка / А. С. А. Айгалин, А. Б. Амангожаева // Форум. – 2023. – № 2(28). – С. 84-87.
- Антясов Е. А. Специфика портфельного инвестирования коммерческого банка / Е. А. Антясов // Новые вызовы новой науки: опыт теоретического и эмпирического анализа. 2023. №4. С. 24-29.
- Белотелова, Ж. С. Роль кредитного портфеля в повышении качества активов банковского сектора / Ж. С. Белотелова // Международные стандарты учета и аудита: ключевые изменения и нюансы перехода в условиях цифровой экономики. 2023. №7. С. 94-98.
- Бужинская, Е. В. Кредитный риск в политике коммерческого банка в современных условиях / Е. В. Бужинская, Н. В. Мартынюк // Современные научные исследования: проблемы, тенденции, перспективы. 2023. – С. 10-15.
- Горский М.А. и Фоминцева Е.А. Риск-ориентированный анализ финансовой устойчивости коммерческого банка // Вестник алтайской академии экономики и права. 2020. № 4(1). С.29-35.
- Жабина О. А. Перспективы банковского кредитования современном этапе в РФ / Жабина О. А. – М.: Матерман, 2020 г. – 143 с.
- Зверева, И. Г. Анализ теоретических аспектов кредитных политик банков / И. Г. Зверева // Прогрессивные методики повышения эффективности инновационных исследований. 2023. – С. 37-48.
- Макаров, Д. П. Современные подходы к управлению кредитным риском в коммерческом банке / Д. П. Макаров // Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2023. № 16. С. 19.
- Муктарова, Т. М. О рисках в банковской деятельности и управление ими / Т. М. Муктарова // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. № 2(37). С. 225-229.
- Науман, А. В. О роли внутренних рейтингов в управлении кредитными рисками банков / А. В. Науман // Актуальные проблемы науки: взгляд студентов. №6. С. 337-340.
- Никитин, П. С. Управление качеством кредитного портфеля коммерческого банка / П. С. Никитин, Л. Е. Зернова // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2022). 2022. №4. С. 258-261.
- Пышков, А. Ю. Кредитные риски в системе управления банковскими рисками: сущность, виды и методы их минимизации / А. Ю. Пышков, Ю. А. Тимагина // Финансовая культура: региональный аспект. 2023. №7. С. 71-76.
- Сибен А. О. Этапы управления кредитными операциями коммерческих банков в современных условиях / Сибен А.О., Соколова Н.В. // Энигма. — 2021 г. – №5. — С. 65-67.
- Тавасиев А.М. Банковское дело: учебник для вузов / А.М. Тавасиев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 534 с.
- Ali M., Puah C. H. The internal determinants of bank profitability and stability: An insight from banking sector of Pakistan // Management Research Review. 2019. Vol. 42. № 1, P. 49–67.
- Rehman Z., Khan S., Khan A., Rahman A. Internal factors, external factors and bank’s profitability // Sarhad Journal of Management Sciences. 2018. № 4. P. 246–259.
- Статистические показатели банковского сектора Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/statistics/ bank_sector/review/ (дата обращения: 07.04.2023).
- Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://cbr.ru/ (дата обращения 17.04.2023).
- Устав ПАО «Сбербанк», утвержденный годовым Общим собранием акционеров (08.09.2019) // ПАО «Сбербанк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/disclosure/regulative-documents (дата обращения 05.04.2023)
- Годовой отчет ПАО «Сбербанк» за 2022 год // ПАО «Сбербанк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/annual-reports (дата обращения 05.04.2023)
Страницы 1 2
