Меню Услуги

Разработка направлений финансового оздоровления


Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы политики вывода предприятия из кризисного. состояния
  • 1.1. Понятие финансовой политики, кризиса и их содержание
  • 1.2. Неплатежеспособность предприятия и методы ее анализа
  • 1.3. Методы состояния неплатежеспособности
  • 1.4. Методы планирования повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности
  • Глава II. Анализ неплатежеспособности предприятия на примере ОАО «Балаковорезинотехника»
  • 2.1. Характеристика предприятия и основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за период 2010-2012 г.
  • 2.2. Анализ показателей финансовой устойчивости и ликвидности
  • 2.3. Оценка показателей эффективности управления
  • Глава III. Разработка основных направлений финансового оздоровления ОАО «Балаковорезинотехника»
  • 3.1. Мероприятия по увеличению прибыльности организации
  • 3.2. Мероприятия по увеличению доходов в связи с улучшением качества выпускаемой продукции
  • 3.3. Обоснования устойчивых темпов роста финансово-хозяйственной деятельности предприятия на 2014 год
  • Выводы и рекомендации по работе
  • Список литературных источников

 

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Практически все бизнес-процессы на предприятии связаны с финансами, и, как правило, пик кризиса в любой области проявляется в финансовой дестабилизации. Финансовый менеджмент предполагает эффективную организацию финансовой деятельности, тогда как кризис может лишь проявляться в финансовой дестабилизации, а причины вызваны неправильной организацией различных бизнес-процессов. Антикризисное управление же предполагает систему управления предприятием, которая имеет комплексный системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений.

Предприятие, неспособное вовремя осуществлять текущие платежи, считается неплатежеспособным. Одним из инструментов антикризисного управления, восстанавливающим платежеспособность, является финансовое оздоровление. Определение финансового оздоровления содержится в Законе о несостоятельности (банкротстве). Однако данное определение подразумевает процедуру банкротства в отношении предприятия-должника. Эффективность антикризисных мер зависит от стадии развития кризиса. Предпочтительнее превентивное антикризисное управление, позволяющее не допускать кризис или уменьшить его последствия. В широком смысле «финансовое оздоровление» означает систему мер, направленных на устранение неплатежеспособности, стабилизацию финансового состояния предприятия. Также под «финансовым оздоровлением» понимают документ – программу мероприятий.

Степень разработанности проблемы. Вопросами финансового оздоровления предприятий занимаются российские экономисты: А.З.Бобылева, М.И. Гизатуллин, А.И. Гончаров, Г.П. Иванов, Е.П. Жарковская, Г.К. Таль и др.

Цель дипломного проекта – изучение теоретических основ и методологического инструментария механизма финансового оздоровления неплатежеспособных организаций.  Разработка теоретических основ и практических рекомендаций по управлению промышленным предприятием в условиях переходной экономики России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Обобщение существующих теоретических подходов к управлению предприятием в условиях кризиса.
  2. Необходимость изменения принципов управления предприятием в условиях кризиса.
  3. Анализ эффективности деятельности по управлению предприятием в условиях кризиса.
  4. Разработка мероприятий совершенствования системы управления предприятием для выхода из кризиса. Для достижения поставленной цели в дипломном проекте решаются следующие задачи:
  • Обобщение существующих теоретических подходов к управлению предприятием в условиях кризиса.
  • Необходимость изменения принципов управления предприятием в условиях кризиса.
  • Анализ эффективности деятельности по управлению предприятием в условиях кризиса.
  • Разработка мероприятий совершенствования системы управления предприятием для выхода из кризиса.

Объектом исследования выступает антикризисное управление предприятиям ОАО «Балаковорезинотехника» в переходный период развития экономики страны.

Предмет исследования является отношение по поводу формирования финансовых ресурсов на предприятии их эффективного использования для целей антикризисного управления.

К методам исследования в данной работе можно отнести экономический анализ деятельности предприятия, анализ финансового состояния, сбор и обработка статистики информации. Проектный диплом состоит из введения 3-х глава и заключения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В первой главе рассматриваются теоретические основы политики вывода предприятия из кризисного состояния. Во второй главе рассматривается анализ анализ неплатежеспособности предприятия на примере  ОАО «Балаковорезинотехника» .В третьей главе рассматривается Разработка основных направлений финансового оздоровления ОАО «Балаковорезинотехника» .

Теоретической, методологической и информационной базой исследования являются труды отечественных ученых, опыт российских и зарубежных предприятий в области менеджмента, антикризисного управления, стратегического управления, финансового менеджмента, экономического анализа, реинжиниринга, управленческого учета, а также Федеральные законы, Кодексы Российской Федерации, Постановления Правительства РФ.

 

Глава IТеоретические основы политики вывода предприятия их кризисного состояния

1.1. Теоретические аспекты организации управления предприятием в условиях кризиса

Считаю целесообразным начать анализ особенностей кризисных ситуаций с базового определения. Сразу необходимо отметить, что единого определения кризисной ситуации не существует. Приведу несколько определений, которые, по моему мнению, наиболее точно раскрывают сущность данного понятия.

Итак, с точки зрения кризисного управления (“crisis management”) кризис – это и прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию компании. В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально- экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом существовали даже такие теоретические положения, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.

Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки. Кризис- это крайнее обострение противоречий в социально- экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними.

Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые- с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой. Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу, и после кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

С точки зрения кризисного управления кризис- это и прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию кампании. М. Реджестер, один из ведущих специалистов в области управления кризисами, дает такое определение: «Кризис – это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, профсоюзных организаций, движений в защиту окружающей среды, которое по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации». Здесь представлены все существенные аспекты кризисной ситуации: событие произошло, его уже не изменить; следует немедленно заняться «лечением» информационного представления события; информационное представление события в сильной степени начинает развиваться в независимой от нас плоскости.

Существует следующая типология кризисов и возможных сценариев их развития:

  1.   Внезапные кризисы, когда нет времени для подготовки и планирования. Сюда подпадает крушение самолета, землетрясение, пожар, гибель первого лица, что требует заранее согласованных между ведущими управленцами действий, чтобы не дать развиться непониманию, конфликту, задержке в реакции.
  2.   Возникающий кризис дает время для исследования и планирования, где задачей становится проведение коррекции, до того, как кризис перейдет в критическую фазу.
  3.   Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия по их приостановке. Под это определение, к примеру, подпадают слухи.

Исследователи выделяют еще одну типологию кризисов:

  1.   Кризисы – происшествия. Сюда входят кризисы экологического характера, связанные с деятельностью предприятий, несущих урон и угрозу окружающей среде и жизнедеятельности человека; кризисы, вызванные ошибками в процессе производства продукта; кризисы из- за прямых угроз предприятию в форме шантажа.
  2.   Социальные кризисы. Это кризисные ситуации, обусловленные социальной структурой и социально- производственными связями предприятий в обществе. Например, забастовки.
  3.   Экономические или финансовые кризисы. Это кризисы, связанные с деятельностью компаний на финансовом рынке. Последствия таких кризисов могут привести к полному исчезновению фирм или их поглощению другими. Однако считается, что вышеперечисленные типологии нуждаются в существенном дополнении, что непосредственным образом будет сказываться на процессе управления кризисной ситуацией.

Понятие «кризис на предприятии» описывает в современной экономической литературе различные феномены в жизни предприятия, от просто помех в функционировании через различные конфликты вплоть до уничтожения предприятия. Далее кризис предприятия можно понимать как незапланированный и не желаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать не возможным функционирование предприятия. Вид находящихся под угрозой основополагающих целей предприятия и размер этой угрозы определяет силу кризиса.

Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса. Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны существуют неожиданно возникающие кризисные процессы, высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия. При кризисе господствует нехватка времени и решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет этим нехватку времени или срочность решения проблем. При кризисе важной является проблема управления. Высокая комплексность управления в условиях кризиса позволяет, с одной стороны, оказывать влияние на развитие автономных процессов и охватывает, с другой стороны, специфическую проблематику руководства: необходимость его высокого качества и наличие только двух вариантов конечного результата действий менеджмента, т.е. возможно либо банкротство, либо успешное преодоление кризиса.

Снижение прибыльности предприятия означает и снижение его цены. Цена предприятия – это приведенные к настоящему времени потоки выплат кредиторам и акционерам. Цена может упасть ниже суммы обязательств кредиторам. Это означает, что акционерный капитал исчезает, значит наступает полное банкротство.

Таким образом, процесс, первым признаком которого является относительное снижение прибыльности, может привести предприятие к банкротству.

Падение прибыльности предприятия до уровня ниже стоимости его капитала следует рассматривать как следствие проявления ряда факторов. Банкротство предприятия и является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля «вклада» которых может быть различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на 2/3 – внутренние. Внешние факторы могут быть международными и национального характера. Наиболее сильным внешним фактором банкротства являются так называемые технологические разрывы – крупные научно – технические сдвиги, при которых по оценкам специалистов в семи случаях из десяти прежние предприятия, лидеры в своей области на определенном рынке, становятся отстающими. Не менее многочисленны и внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам:

— конкурентная среда и позиция предприятия;

— принципы деятельности;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— ресурсы и их использование;

— применяемые маркетинговые стратегии и политики;

— качество и уровень финансового менеджмента.

Другим важным фактором возможной неудачи предприятия является чрезмерные издержки производства продукции из- за значительной доли непроизводительных затрат. Пути сокращения их достаточно подробно исследованы в экономической литературе и известны практикам: сокращение устаревших и излишних производственных мощностей, удешевление технологических процессов, их интенсификация, устранение брака, потерь от нерационального использования рабочего времени, сокращение управленческих расходов за счет рационализации организационной и производственной структур, продажа и ликвидация убыточных производств, освоение производства высокорентабельной продукции .С этими мероприятиями зачастую связывают и повышение конкурентоспособности продукции предприятия. Однако здесь необходимо учитывать и конъюнктурные процессы, происходящие на рынке. В литературных источниках последних лет отмечается, что весьма эффективным является участие предприятия в рациональном разделении труда, в частности субподрядным способом производства на основе договорных отношений по отдельным изделиям или комплектующим на мелких и средних фирмах, а также создание так называемых рисковых предприятий, способных быстрее внедрять и отрабатывать новые технологии, реагировать на изменения требований рынка.[5] Для российских предприятий представляется весьма сложным выделить приоритетность всех отмеченных факторов. И все- таки в настоящее время, даже с учетом низкой деловой активности, на финансовое состояние предприятий в большей степени воздействуют внешние факторы ( в отличие от западных фирм, где на них приходится 1/3). Из них главный фактор- политическая, экономическая и финансовая нестабильность, вызывает неуверенность предпринимателей в успешности ( и даже, по- видимому, возможности) деятельности, отражается на всех составляющих организации производства, материально- технического обеспечения, сбыта продукции.

К этой приоритетной группе факторов следует, разумеется, отнести и высокие темпы инфляции в России. Несмотря на некоторое замедление ее темпов в последнее время, постоянные инфляционные ожидания отнюдь не способствуют реализации предприятиями своих стратегических целей. Сопряженные с недостаточно гибкой, а зачастую попросту разорительной, особенно для диверсифицирующихся предприятий, налоговой системой государства, кредитной политикой, высокие для конечного потребителя цены стимулируют не расширение производства, а его сокращение. Высокие цены, назначаемые предприятиями на свою продукцию, зачастую имеют причиной не столько необоснованную ценовую политику этих предприятий, сколько внешние ценообразующие факторы. А это ведет в свою очередь к падению конкурентоспособности товаров и снижению потребительского спроса. Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно предвидеть, а значит своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйственной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследованию финансового состояния как со стороны руководителей и акционеров, так и заказчиков и кредиторов. Источником информации для подобной диагностики может служить официальная бухгалтерская отчетность, особенно если ее сопоставить с данными за несколько отчетных периодов. Финансовая политика включает разработку и выбор критериев для принятия финансовых решений, а также практическое использование этих критериев с учетом конкретных условий деятельности предприятия. Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. При отсутствии такой политики действия руководства и персонала становятся неосознанными, хаотичными, недальновидными. В результате организация впадает в большую зависимость от случайных обстоятельств. Поэтому финансовая политика является необходимым элементом управления, ее построение и проведение не только отражают цели предприятия, но и характеризуют целеустремленность руководства, способность систематически преследовать и реализовывать интересы сторон управления в финансово-производственных процессах.

Разработка финансовой политики: определить приоритеты финансовой политики, быстро освоить технику бюджетирования, разработать систему гибких бюджетов под сформированную финансовую структуру, разработать систему мониторинга и управления затратами и ассортиментом, разработать систему управления денежными потоками на основе бюджета движения денежных средств (БДДС), провести отбор индикаторов финансового состояния, разработать систему мониторинга финансового состояния, разработать систему мониторинга стоимости активов предприятия и отдельных бизнес-линий, разработать программу и начать реализацию антикризисной финансовой политики. Цель финансовой политики – построение эффективной системы управления финансами предприятия, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Задачи разработки финансовой политики: максимизация прибыли; достижение информационной прозрачности для собственников, инвесторов и кредиторов; обеспечение инвестиционной привлекательности; создание эффективного (гибкого) механизма финансового реагирования; уменьшение финансовых рисков на основе увеличения финансовой устойчивости; формирование рациональной структуры источников финансирования деятельности. Направления разработки финансовой политики: анализ финансово-экономического состояния предприятия; определение рыночной стоимости активов и предприятия; повышение платежеспособности; проведение реструктуризации задолженности, капитала и имущества; разработка учетной политики; постановка налогового планирования; разработка кредитной политики; разработка амортизационной политики; формирование дивидендной политики.

Алгоритм разработки финансовой политики

  1. Разработать стратегию и тактику действий предприятия в кризисной ситуации.
  2. На основе стратегии сформулировать организационно-финансовую структуру.
  3. Определить приоритеты финансовой политики.
  4. На основе разработанной финансовой структуры разработать систему гибких операционных (в том числе и по отдельным проектам) и финансовых бюджетов.
  5. Определить точки безубыточности продуктов на основе операционных бюджетов, исходя из разных уровней цен, ассортимента, величины и структуры затрат.
  6. Разработать систему мониторинга управления и управления ассортиментом и затратами для обеспечения безубыточности деятельности предприятия.
  7. Проверить приемлемость разработанной системы, при необходимости внести корректировки, обеспечивающие приемлемость.
  8. Сформулировать программу мероприятий (кто, что, когда), направленную на реализацию системы мониторинга и управления ассортиментом и затратами.
  9. Разработать систему управления денежными потоками на основе БДДС.
  10. Проверить приемлемость разработанной системы, при необходимости внести корректировки, обеспечивающие приемлемость.
  11. Сформировать программу мероприятий, направленных на реализацию системы управления денежными потоками.
  12. Разработать систему мониторинга финансового состояния предприятия.
  13. Проверить приемлемость разработанной системы, при необходимости внести корректировки, обеспечивающие приемлемость.
  14. Сформировать программу мероприятий, направленных на реализацию системы мониторинга финансового состояния предприятия.
  15. Разработать систему мониторинга стоимости активов, предприятия и отдельных бизнес-линий.
  16. Проверить приемлемость разработанной системы стоимости активов, предприятия и отдельных бизнес-линий, при необходимости внести корректировки, обеспечивающие приемлемость.
  17. Сформировать программу мероприятий, направленных на реализацию системы мониторинга стоимости активов, предприятия и отдельных бизнес-линий.
  18. Создать орган, ответственный за разработку, анализ и контроль реализации антикризисной финансовой политики.
  19. Организовать систему мониторинга и корректировки программы в соответствии с изменениями внешних и внутренних факторов.

Положение о финансовой политике при проведение антикризисных мероприятий включает следующие разделы: гибкое бюджетное управление, управление затратами, управление ассортиментом, управление денежными потоками, экспресс-диагностика финансового состояния, страхование, оценка имущественного комплекса и его элементов, оценка бизнеса и бизнес-линий. Выполнение вышеназванных мер возлагается на службу финансового директора, бухгалтерию, аналитический отдел, комитет по бюджету, службу маркетинга, службу директора по производству.


Страницы:   1   2   3   4   5