Меню Услуги

Народная подвижная игра как средство коррекции психоморного развития у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Часть 2.

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1.3 Значение подвижных игр в коррекции психомоторного развития у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

 

Игра — основной, ведущий вид деятельности детей. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства детские игры проходят довольно значительный путь развития от предметно-манипулятивных и символических игр до сложно-ролевых игр с правилами, поэтому в старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства (4-5 лет) игра становится совместным действием детей, и в нее включается все большее количество детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности ролевых.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры совершенствуются, в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики ролей, игровых действий, вводимыми и реализуемыми в игре правилами. Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например, субординационных. В таких сюжетно-ролевых играх впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки [5].

В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для ребенка становится выигрыш и успех. Народные игры зародились в далеком прошлом, в недрах народного быта. Состязание в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна были широко распространены среди детей в селах и городах.

Издавна народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Передовые представители культуры К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

Педагог помогает дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональным культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку, что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий (например, на севере распространено оленеводство, в южных степных районах преобладает коневодство), что находит отражение в народных играх.

Основным условием внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным репертуаром игр, а также методикой педагогического руководства игрой. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения детьми игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшийся игровой ситуации. В связи с этим одна из основных задач педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. [3].

Следует отметить, что большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Среди игр с правилами выделяют сюжетные и бессюжетные, игры-забавы.

Содержание и характер действий детей в сюжетных народных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни, о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе жизни, повадках животных и т.д. (например, «Ястреб и утки», «Мак», «Редьки» и др.).

В бессюжетных народных играх действия людей не связанны с разыгрыванием сюжета. Они строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия которых определены правилами (например, «Ловишки», «Жмурки»). Народные игры-забавы содержат элементы развлекательности, зрелищности, доставляют много радости и веселья участникам. Наряду с народными играми, возникающими в самостоятельной деятельности детей (например, «Салки», «Прятки»), создавались новые игры с установленным, закрепленным содержанием и определенными правилами, преследующими, кроме оздоровительных, воспитательно-образовательные цели.

Прогрессивные русские ученые — педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Е.А. Покровский, Т.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский и др.) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка. Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в физическом воспитании детей занимались и продолжают заниматься многие ученые и практики.

Следует отметить, что подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, представляет детям возможность развивать познавательный интерес.

Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передачи и ловли мяча, сопротивлений и др.). Эти двигательные действия мотивированны ее сюжетом (темой, идеей). Они направлены на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

Среди подвижных игр различают собственно подвижные и спортивные игры. Собственно, подвижные (элементарные) игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площади, также варьируется и инвентарь (булавы или кегли, волейбольный простой мяч, маленькие мячи или мешочки с песком, гимнастическая или простая палка и т.д.)

Спортивные игры являются видом спорта. Для детей дошкольного возраста ценными являются подвижные игры с элементами соревнования, игры-эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного результата.

Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко. Эмоциональные переживания в подвижной игре мобилизуют все силы при достижении поставленной цели. Это ведет к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей, улучшению обмена веществ. [10].

Подвижные игры преимущественно являются играми командными. Подвижные игры можно проводить в виде соревнований по отдельным играм, задания в которых должны соответствовать физическим возможностям дошкольников. Но педагогически ценнее проводить соревнования по комплексу подвижных игр в которые включаются различные игры, способствующие воспитанию различных физических качеств и навыков. В соревнованиях по комплексу подвижных игр могут участвовать дети разного возраста, но задания в играх у них должны быть разными. В ходе игры следует обращать внимание на внешние признаки утомления, т.к. даже в одной возрастной группе уровень физической подготовленности детей неодинаков. Нормальным считается чуть возбужденное лицо, немного сниженное внимание, но достаточно четкое выполнение заданий и, главное, отсутствие жалоб в что-либо.

Допустимую двигательную нагрузку в игровых заданиях и подвижных играх необходимо регулировать, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений в зависимости от возможностей детей в каждой конкретной подвижной игре. Подвижные игры создают благоприятные условия для развития активной двигательной деятельности, совершенствования навыков в основных движениях – ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании; спортивных упражнениях, ходьбе, на лыжах, плавании, езде на велосипеде и др.

Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. По мнению П.Ф. Лесгафта, они выступают как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. [16].

Важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству народные подвижные игры, больше, чем другие виды, формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей. Народные подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.

Неповторимый колорит народным подвижным играм придают считалки, жеребьевки, зачины, потешки. Детей дошкольного возраста в народных подвижных играх привлекают разнообразие действий и ситуаций, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.

В народных подвижных играх комплексе решается оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Народные подвижные игры являются наиболее доступным и благоприятным средством развития двигательной активности. Оздоровительное значение их обусловливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.

Известно, что при соответствующей организации и методических рекомендаций в народной подвижной игре создаются благоприятные условия для формирования движений. По мнению А.В. Запорожца, это первая доступная для дошкольников форма деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений [10].

Организация и проведение народных подвижных игр имеют свою специфику. Основные особенности заключаются в следующем:

При определении величины интеллектуальной, эмоциональной или физической нагрузки необходимо опираться на возможности детей или группы детей, имеющие одинаковые заболевания или отклонения в психофизическом развитии. Этим во многом обусловлен выбор проведения игры – индивидуальная, групповая (в малых группах, в развернутых группах – коллективная). Не допускается большое число участников игры в группе соматически ослабленных и маленьких детей, что лишает их возможности быть активными в игре, а взрослых — осуществлять оперативный контроль за состоянием каждого ребенка во время игры.

Следует с осторожностью относиться к применению игр, которые носят соревновательный характер, поскольку, как правило, соматически ослабленные дети с нарушением психофизического развития имеют повышенный уровень тревожности, а ситуация соревнования может стать для них психотравмирующей.

Подведение итогов соревнования важно проводить осторожно, причем необходимо отметить заслуги каждого участника игры, даже если они были незначительными. Между тем, резкая смена возникшего во время игры динамического состояния организма ребенка может оказать отрицательное воздействие на работу сердечно-сосудистой системы и весь организм ребенка, его эмоциональное состояние не только в данный момент времени, но и в течение всего дня.

При организации и проведении народных подвижных игр необходимо учитывать не только физическую сторону нагрузки, но и эмоциональную. Поскольку, если у физически подготовленных детей большая эмоциональная активность мобилизует их резервные возможности, то для еще не окрепших, ослабленных детей, находящихся в ранней стадии ремиссии заболевания, большая эмоциональная нагрузка может оказаться чрезмерной и превысить их физиологические возможности.

Необходимо правильно расставить детей в игре. Более слабым детям или утомившимся нельзя предлагать в игре активные роли, а следует использовать их в качестве своих помощников.

При проведении игры в задачу, которой входит улучшение функции дыхания (наряду с общефизиологическим тренирующим воздействием) необходимо обращать внимание на правильное положение грудной клетки и рук (при вдохе не следует поднимать высоко плечи, а нужно лишь слегка отводить их назад, прогнувшись в грудном отделе позвоночника, дышать носом, не через рот).

При распределении ролей в игре, подаче команд нужно принимать во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора воспитателя должен быть спокойным, эмоционально благожелательным, но достаточно строгий. С робкими, тихими детьми – поощрительный, мягкий. Каждое, даже небольшое достижение таких детей надо отмечать, тем самым, придавая уверенность в своих силах.

Нельзя предлагать ослабленным детям несколько игр подряд, которые требуют длительного сосредоточенного внимания дошкольников, большой нагрузки на зрительный слуховой анализаторы, речевые центры, одни и те же мышечные группы или отработки одного же навыка, что приводит к их быстрому утомлению.

Нельзя недооценивать индивидуальные особенности ребенка при распределении ролей в игре. Например, иногда поощряя ненужное честолюбие возбудимого ребенка, всегда желающего быть первым, уступать его просьбам и давать ему подряд первые активные роли в игре в ущерб малоактивным детям. Необходимо иметь введу, что иногда через чур активные дети только производят такое впечатление [19].

 

Выводы по первой главе

 

Учитывая все вышеизложенное, можно сказать, что одной из важнейших причин недостатков двигательной сферы у детей с ЗПР является отставание в созревании корковых механизмов, организующих и регулирующих двигательную активность.

Таким образом, исследования многих авторов подтверждают, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности формирования двигательной сферы. И хотя у них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, при более пристальном изучении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Все авторы отмечают несовершенство мелкой моторики рук данной категории детей, что тормозит становление у детей графомоторных и других навыков и является препятствием к успешному обучению. Основными причинами данных нарушений считаются незрелость морфофункциональных структур мозга, отвечающих за организацию и регулирование двигательной активности.

У детей с задержкой психического развития, как правило, не наблюдается тяжелых двигательных расстройств. Однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность двигательных качеств, несовершенство мелкой моторики рук. [25]

У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечаются многочисленные нарушения техники выполнения основных движений. Типичные для данного контингента нарушения техники выполнения ходьбы и бега: сгибание или поворот туловища, наклон головы, несогласованные движения рук и ног, неправильная постановка стопы, слабый вынос бедра маховой ноги, слабое отталкивание, отклонение от заданного направления движения, нарушение ритма движений; нарушения техники выполнения прыжка в длину с места — неодновременное отталкивание, отсутствие замаха руками, прямое положение туловища при подготовке к отталкиванию, выпрямление ног в полете, не выполнение на результат; нарушения техники выполнения метания — несогласованная работа мышц рук и туловища, отсутствие замаха рукой, выполнение метания движением от плеча, стоя на прямых ногах из стойки ноги врозь, неправильный хват мяча, чрезмерное напряжение мышц кисти и пальцев, отсутствие финального усилия; нарушения техники выполнения равновесия -согнутое или наклонное положение туловища и головы, стойка на согнутой ноге и не зафиксированное положение другой ноги, руки согнуты или опущены в стороны-книзу, дополнительные движения в балансировании, не фиксированный взгляд.[12]

В завершении следует отметить, что необходимость коррекции недостатков моторной сферы детей с нарушениями развития и положительное влияние такой работы на формирование психики детей отмечалось многими исследователями. Во многих научных работах, посвященных проблеме задержки психического развития, в программах обучения и воспитания детей с ЗПР, — везде указывается на необходимость проводить специальные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительно-моторной координации, графомоторных навыков детей с ЗПР.

В народных подвижных играх комплексе решается оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Народные подвижные игры являются наиболее доступным и благоприятным средством развития двигательной активности.

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Выявление уровня психомоторного развития у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Опытно – экспериментальная работа проведена для детей старшего дошкольного возраста, в МБДОУ «Чуораанчык» Вилюйского улуса г. Вилюйск, всего принявших участие 24 воспитанника, из них 6 детей с ЗПР, в каждой группе по 12 детей. (приложение 1)

Цель констатирующего этапа: выявление психомоторного развития детей с ЗПР

Задачи:

— Подобрать диагностические методики;

-Провести диагностическое исследование;

-Сделать анализ результатов исследования.

Методика №1 .«Кулак – ребро – ладонь»

Цель: выявление психомоторного развития детей.

Инструкция: «Посмотри, как делаю я и повтори»

Критерии уровней:

Высокий – повторяет без затруднений

Средний – повторяет движения, но медленно

Низкий – не может повторить показанные движения

Таблица 1 Результаты по методике №1 (экспериментальная группа)

Код ребенка Уровень
001 Средний
002 Низкий
003 Низкий
004 Высокий
005 Средний
 006 Средний
007 Низкий
008 Средний
009 Низкий
010 Высокий
011 Средний
012 Средний

 

Результаты:

Высокий уровень – 2 (16,7%)

Средний уровень – 6 (50%)

Низкий уровень – 4 (33,3%)

Таким образом, мы видим, что по результатам экспериментальной группы у большинства воспитанников средний уровень психомоторного развития, в том числе у 2 воспитанников с ЗПР показаны низкие уровни.

Таблица 2 Результаты по методике №1 (контрольная группа)

Код ребенка Уровень
013 Низкий
014 Низкий
015 Низкий
016 Средний
017 Средний
018 Высокий
019 Средний
020 Средний
021 Низкий
022 Высокий
023 Средний
024 Средний

 

Результаты:

Высокий уровень – 2 (16,7%)

Средний уровень – 6 (50%)

Низкий уровень – 4 (33,3%)

Результаты контрольной группы также показали средний уровень психомоторного развития, только в этой группе все 3 ребенка с ЗПР имеют низкий уровень.

Таблица 3 Результаты экспериментальной и контрольной группы по методике №1

Группа Высокий Средний Низкий
Экспериментальная 2 – 16,7% 6 – 50% 4 – 33,3%
Контрольная 2 – 16,7% 6 – 50% 4 – 33,3%

 

Методика №2 «Перебор пальцев»

Цель: Динамическая организация двигательного акта.

Инструкция: Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий движений), которое должно производиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2—3 серии движений, каждая серия за 5 секунд), а потом в максимально быстром темпе (5—7 серий движений, каждая серия за 3 секунды). При затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем — раз, два, три, четыре» или «Ты командир, а твои пальчики — солдаты, командуй: раз, два, три, четыре…»

Оценка результатов:

4 балла — выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе;

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла — явления персевераторности на истощении;

1 балл — выраженная персевераторность движений.

Таблица 4 Результаты по методике №2 (экспериментальная группа)

Код ребенка Балл Уровень
001 1 Низкий
002 1 Низкий
003 2 Низкий
004 3 Средний
005 4 Высокий
006 3 Средний
007 3 Средний
008 3 Средний
009 4 Высокий
010 3 Средний
011 3 Средний
012 4 Высокий

 

Результаты:

Высокий – 3 (25%)

Средний – 6 (50%)

Низкий – 3 (25%)

Результаты данной группы показали средний уровень.

Таблица 5 Результаты по методике №2 (контрольная группа)

Код ребенка Балл Уровень
013 2 Низкий
014 2 Низкий
015 3 Средний
016 2 Низкий
017 1 Низкий
018 4 Высокий
019 3 Средний
020 4 Высокий
021 4 Высокий
022 3 Средний
023 3 Средний
024 3 Средний

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Результаты:

Высокий – 3 (25%)

Средний – 5 (41,7%)

Низкий – 4 (33,3%)

Также результаты контрольной группы показали средний уровень психомоторного развития.

Таблица 6 Результаты экспериментальной и контрольной группы по методике №2

Группа Высокий Средний Низкий
Экспериментальная 3 – 25% 6 – 50% 3 – 25%
Контрольная 3– 25% 5 – 41,7% 4 – 33,3%

 

Методика №3 Проба на развитие реципрокной координации движений (проба Озерецкого)

Реципрокная координация рук — функция подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга и соответственно координационную работу левой и правой рук.

Инструкция:Ребенок должен продемонстрировать умение одновременно сжимать в кулак и разжимать кисти рук по образцу, показанному экспериментатором. Взрослый кладет кисти рук на стол и, сжав в кулак одну из рук, плавно меняет положение кистей, выполняя одновременное сжимание одной кисти в кулак и разжимание другой. Инструкция ребенку: «Посмотри внимательно и сделай, как я. Делай до тех пор, пока я тебя не остановлю».

Если ребенок не может повторить движения после показа, повторный показ сопровождается словесной инструкцией: «Положи обе руки на стол — вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продолжай вместе со мной».

Необходимость развернутой инструкции уже свидетельствует о недостаточности межполушарной координации, однако вторая проба поможет психологу понять, насколько значителен и стоек данный дефект, насколько быстро возможно формирование двигательного навыка.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

  • плавность и одновременность—изолированность смены рук, уровень координации движений;
  • степень автоматизации движений, максимальный темп выполнения (ребенка можно специально попросить выполнять действия быстрее, «быстро, как ты можешь»);
  • степень истощаемости: насколько быстро ребенок начинает допускать ошибки сбои в выполнении, снижает темп, отказывается от выполнения задания; в норме ребенок должен выполнять задание в достаточно быстром темпе не менее 15 секунд;
  • наличие устойчивых персевераций (стереотипных повторов двигательных ошибок).

Уровни:

Высокий – ребенок выполняет плавно, темп выполнения максимальный

Средний – темп снижен, выполняет медленно.

Низкий – затрудняется выполнить

Таблица 7 Результаты по методике №3 (экспериментальная группа)

Код ребенка Уровень
001 Низкий
002 Низкий
003 Средний
004 Высокий
005 Высокий
006 Средний
007 Низкий
008 Средний
009 Средний
010 Низкий
011 Низкий
012 Средний

 

Результаты:

Высокий –2 (16,6%)

Средний – 5 (41,7%)

Низкий – 5 (41,7%)

Результаты данной методики показали, что уровень психомоторного развития у воспитанников ниже среднего.

Таблица 8 Результаты по методике №3 (контрольная группа)

Код ребенка Уровень
013 Низкий
014 Низкий
015 Низкий
016 Средний
017 Высокий
018 Высокий
019 Средний
020 Низкий
021 Средний
022 Высокий
023 Средний
024 Средний

 

Результаты:

Высокий – 3 (25%)

Средний – 5 (41,7%)

Низкий – 4 (33,3%)

По результатам данной методики, уровень контрольной группы – средний.

Таблица 9 Результаты экспериментальной и контрольной группы по методике №3

Группа Высокий Средний Низкий
Экспериментальная 2 – 16,6% 5 – 41,7% 5 – 41,7%
Контрольная 3 – 25% 5 – 41,7% 4 – 33,3%

 

Таблица 10 Результаты экспериментальной группы по трем методикам

Код ребенка 1 методика 2 методика 3 методика Итоговый

уровень

001 Средний Низкий Низкий Низкий
002 Низкий Низкий Низкий Низкий
003 Низкий Низкий Средний Низкий
004 Высокий Средний Высокий Высокий
005 Средний Высокий Высокий Высокий
006 Средний Средний Средний Средний
007 Низкий Средний Низкий Низкий
008 Средний Средний Средний Средний
009 Низкий Высокий Средний Средний
010 Высокий Средний Низкий Средний
011 Средний Средний Низкий Средний
012 Средний Высокий Средний Средний

 

Высокий –2 (16,7%)

Средний –6 (50%)

Низкий –4 (33,3%)

Таблица 11 Результаты контрольной группы по трем методикам

Код ребенка 1 методика 2 методика 3 методика Итоговый

уровень

013 Низкий Низкий Низкий Низкий
014 Низкий Низкий Низкий Низкий
015 Низкий Средний Низкий Низкий
016 Средний Низкий Средний Средний
017 Средний Низкий Высокий Средний
018 Высокий Высокий Высокий Высокий
019 Средний Средний Средний Средний
020 Средний Высокий Низкий Средний
021 Низкий Высокий Средний Средний
022 Высокий Средний Высокий Высокий
023 Средний Средний Средний Средний
024 Средний Средний Средний Средний

 

Высокий – 2 (16,7%)

Средний – 7 (58,3%)

Низкий – 3 (25%)

Из вышеизложенного следует, что детям с ЗПР необходимы методически обоснованные и специально подобранные мероприятия, которые будут направлены на коррекцию их психомоторной сферы.

Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента в экспериментальной группе детей нами была разработана система народных подвижных игр по коррекции психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

 

2.2 Подбор, организация и проведение системы народных подвижных игр в коррекции психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

 

По результатам констатирующего эксперимента нами был разработан перспективный план работы по коррекции психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Занятия проводились во время государственной практики всего проведено 20 народных подвижных игр, в исследовании участвовали воспитанники детского сада «Чуораанчык», в количестве 12 детей, из них 6 детей с ЗПР.

Цель: коррекция психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством народных подвижных игр.

Таблица 12 Перспективный план организации и проведения системы народных игр

Дата Наименование игр Цели для развития психомоторного развития детей с ЗПР
15.01.2018 «Жмурки»

(Русская народная)

 

Учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.
  «Зимующие и перелетные птицы»

(Русская народная)

 

Развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.
  «Пчелки и ласточка»

(Русская народная)

Развивать ловкость, быстроту реакции.
16.01.2018 «Жмурки с колокольчиком»

(Русская народная)

Развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.
  «Картошка»

(Русская народная)

Познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.
17.01.2018 «Капуста»

(Бурятская народная)

Развивать ловкость движений.
 

«Ягнята и Волк»

(Бурятская народная)

Развивать ловкость, быстроту реакции.
  «Одежда»

(Литовская народная)

 

Развивать внимание, ловкость, формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу.
18.01.2018 Рыбки

(Чувашская народная)

Развивать быстроту, ловкость, внимание.
  «Удочка»

(Татарская народная)

Развивать ловкость, внимание ,быстроту реакции.
19.01.2018 «Кошка и мышка»

(Русская народная)

 

Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.
  «Через ручеек»

(Русская народная)

Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
22.01.2018 «У медведя во бору»

(Русская народная)

 

 

Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.
23.01.2018 «Птички и кошка»

(Русская народная)

Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
  «Волк и жеребята»

(Якутская народная)

 

Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.
24.01.2018 «Петухи»

(Якутская народная)

 

Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Развить координацию движений.
25.01.2018 «Соколиный бой»

(Якутская народная)

Развивать у детей внимание и выдержку.
  «Игра с перетягиванием»

(Якутская народная)

Развивать у детей умение действовать по сигналу.
26.01.2018 «Сокол и лиса»

(Якутская народная)

 

Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.
29.01.2018 «Один лишний»

(Якутская народная)

Развивать у детей внимание.

 

 

Формирующий этап эксперимента провели весьма увлекательно и весело. Нами были проведены народные подвижные игры, каждый из которых имеет развивающий характер. Воспитанникам очень понравились игры, все дети активно участвовали, и с каждым днем все больше и больше нравилось играть именно в подвижные игры. Больше всего детям понравилась игра «Соколиный бой», им было очень весело играть в эту игру, что даже просили играть еще дольше.

При проведении игр очень важно помнить про физиологические и индивидуальные особенности воспитанников, при этом относиться ко всем одинаково. Главное не забывать поощрять и хвалить, что способствует детям стимулом дальше развиваться и быть замеченным правильным способом.

Группа очень активная и способная, в ходе игр дети все больше открывались и развивались, что очень радостно заметить.

 

2.3 Обработка и сравнительный анализ результатов исследования

 

На данном контрольном этапе мы также провели эксперимент по тем же методикам что и в констатирующем этапе.

Цель: проверка достигнутого результата, коррекции психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи:

— диагностика уровня коррекции психомоторного развития детей

— сравнение результатов констатирующего и контрольного результатов

— анализ полученных результатов

Диаграмма 1. Сравнение констатирующего и контрольного этапа
по методике №1

 

Диаграмма 2. Сравнение констатирующего и контрольного этапа
по методике №2

 

Диаграмма 3. Сравнение констатирующего и контрольного этапа
по методике №3

 

Таблица 21 Сравнение результата констатирующего и контрольного этапов

  Этап

эксперимент

Высокий Средний Низкий
Экспериментальная

Группа

Констатирующий этап 2 (16,7%) 6 (50%) 4 (33,3%)
  Контрольный этап 3 (25%) 9 (75%) 0%
Контрольная

группа

Констатирующий этап 2 (16,7%) 7 (58,3%) 3 (25%)
  Контрольный этап 2 (16,7%) 7 (58,3%) 3 (25%)

 

На таблице 21 мы видим результаты констатирующего и контрольного эксперимента по трем методикам, у экспериментальной группы выявлены значительные улучшения, исходя из данных можно сделать вывод о том, что народные подвижные игры благоприятно действуют на психомоторное развитие детей.

Выводы по второй главе. В практической части нашего исследования нами определена эффективность народной подвижной игры как средство коррекции психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. С целью выявления уровня особенностей психомоторного развития нами было проведено практическое исследование. Мы использовали три методики: «Кулак-ребро-ладонь», «перебор пальцев» и пробу на развитие реципрокной координации движений (проба Озерецкого).

На констатирующем этапе исследования уровни воспитанников показывали средний и низкий результаты. После проведения нами народных подвижных игр результаты значительно увеличились и на контрольном этапе низкие результаты у экспериментальной группы не выявлены.

Детям было очень интересно играть в народные игры, данные контрольного эксперимента позволяют сделать вывод о том, что народные подвижные игры являются средством коррекции психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дети с задержкой психического развития составляют одну из самых многочисленных групп детей с проблемами в развитии. Эти дети чаще всего попадают в общеобразовательные учреждения и их всестороннее изучение является одной из актуальнейших задач современной специальной психологии и инклюзивной практики. В формировании психических функций детей с нормальным и отклоняющимся развитием огромная роль отводится их психомоторному развитию.

Однако как показал теоретический анализ психолого-педагогической литературы в науке несформирован даже единый подход трактовке термина «психомоторное развитие», не говоря уже о других аспектах данной проблемы (влияние психомоторного развития на интеллектуальное развитие, уровень психомоторных способностей у детей с отклонениями развития и др.). В своей работе мы приняли в качестве рабочего следующее определение «психомоторное развитие — развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой».

Анализ исследований таких авторов как М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, Г.Е.Сухарева, И.А.Юркова, В.В.Ковалева, Е.А.Аркин, Н.А.Берштейн, Н.П.Вайзман, А.В.Запорожец, Е.М.Мастюкова, позволил сделать вывод о том, что детям с ЗПР свойственны следующие особенности развития психомоторной сферы: запаздывание становления произвольных двигательных и статических функций; сенсомоторные нарушения; недоразвитие мелкой моторики, нарушение зрительно-двигательной координации, трудности в организации двигательного контроля.

Результаты нашего психодиагностического исследования,, подтвердили результаты нашего теоретического обзора. Так, обследованные нами дети с ЗПР в отличие от своих нормальных сверстников хуже справляются с заданиями на скорость движения для левой (левши правой) руки, при измерении одновременности движения проводят движения разновременно, у них также наблюдается недостаток силы, отмечается наличие синкенезий

Для изучения возможностей коррекции данных особенностей развития психомоторной сферы детей с ЗПР, нами была разработана и реализована работа, основанная на коррекции психомоторного развития посредством народных подвижных игр.

Как показали результаты контрольного диагностического среза, диагностируемые нами показатели психомоторного развития у детей с ЗПР значительно улучшились после проведения формирующего этапа исследования.

В результате проведенного исследования подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, решены поставленные задачи, доказано их соответствие цели исследования, получены теоретические и научно-практические результаты, однако проведенное исследование не исчерпывает всех проблем, связанных с психомоторным развитием изучаемой нами категории детей, а полученные результаты отражают лишь часть целостной картины нарушений моторных и интеллектуальных функций у детей, имеющих задержку психического развития.

Рекомендации по проведению подвижных игр с дошкольниками ЗПР

необходимо уделять большое внимание двигательному развитию детей данной категории.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому для детей с ЗПР надо использовать физкультурные занятия, построенные на подвижных играх. При этом следует учитывать, что у таких детей отмечается психологическая и эмоционально-волевая незрелость.

Подвижные игры нужно подбирать таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение текущего месяца.

Занятия так же должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики, равновесия.

Игра должна приносить радость. Не заставлять ребёнка играть, а создать условие для возникновения интереса.

При проведении подвижных игр использовать музыку.

Оживлять игру внесением нового содержания и правил. Пусть ребёнок фантазирует, придумывает свои правила, новый персонаж.

Создавать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать двигательную активность детей.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Акрушенко, А.В. Психология развития / А.В. Акрушенко, О.А.Ларина. — М.: Эксмо, 2013. — 306 с.
  2. Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей. — М., 2012. — 244 c.
  3. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. — М.: Изд-во УРАО, 2014. — 148 с.
  4. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений / Н.А. Берншейн. — Воронеж, 2014. — 119 с.
  5. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии 6. активности Н.А. Берншейн. — М., 2015 — 349 с.
  6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. — СПб.: Питер, 2016. — 400 с.
  7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб.пособие / Л.Р. Болотова, Т.С.Комарова, С.П.Баранов. — М., 2015. — 388 c.
  8. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Ю Борякова. — М.: ГномПресс, 2016. — 64 с
  9. Вайзман, Н.П. Психомоторика детей олигофренов / Н.П. Вайзман. — М.: Педагогика, 2016. — 104с.
  10. Валуева, М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма / М.Н. Валуева. — М., 2013. — 244 c.
  11. Вильчковский, Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста / Э.С. Вильчковский. — Киев: Здоровье. 2012,. — 232 с.
  12. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т. А Власова К.С. Лебединская // Дефектология. — 2014. — № 6. — С. 8-17.
  13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 2012. — 224 с.
  14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. ВЛАДОС, 2013. — 335с.
  15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. — М., 2015. — Т. 6. — 324 c.
  16. Герд, А. Обучение детей с нарушениями поведения в ГДР / А. Герд // Дефектология. — 2013. — № 6. — С. 54-63.
  17. Гуревич, М.О. Психомоторика / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий. — М., 2011. Т 1- 2. — 782 с.
  18. Демьянов, Ю.Г. Клинические особенности младших школьников со стойкими нарушениями успеваемости / Ю.Г. Демьянов // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / под ред. К.С. Лебединской, В.М. Явкина, В.Г. Петровой. — М., 2015. — С. 47-53.
  19. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов специальных учреждений. -М.: Аквариум, 2015. — 122 с.
  20. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А.О. Дробинская. — М.: Шк. Пресса, 2015. — 96 с.
  21. Дубинская, А.В. Клинические проявления задержки психического развития у детей шестилетнего возраста / А.В. Дубинская, В. Плуде // Изучение шестилетних детей. — Рига, 2014. — С. 31- 47.
  22. Ермолаева, М.В. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. — М.-Воронеж, 2012. — 118 с.
  23. Дорожнова, К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка / К.П. Дорожнова. — М., 2013. — 160 с.
  24. Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения / Е.А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 1. — C. 23 — 25.
  25. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. — М., 2015. — 78 с
  26. Запорожец, А.В. Психология действия. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. — М.; Воронеж, 2016. — 312 c.
  27. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. — М: Изд-во АПН РСФСР, 2013. — 430 с.
  28. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: учеб.для вузов / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2013. — 384с.
  29. Кистяковская, М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни / М.Ю. Кистяковская. — М.: Педагогика, 2016. — 232 c.
  30. Ковалёв, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. — М., 2013. — 278 c.
  31. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности) / М.М. Кольцова. — М.: Педагогика, 2016. — 144с.
  32. Конева, Е.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями / Е.А. Конева, Н.А. Рудаметова. — Новосибирск, 2015. — 116 с.
  33. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. — М., 2014.- 298 c.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2