Заявка на расчет
Меню Услуги

Народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

2.1. Выявление исходного уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста

 

Опытно экспериментальная работа проведена с 12 января по 9 февраля на базе детского сада «Мюрючээнэ» Усть – Алданского улуса, село Борогонцы с участием детей в количестве 12. Экспериментальную и контрольную группу вошли по 6 детей.

Таблица 1 Список детей экспериментальной и контрольной группы

Экспериментальная группа Контрольная группа
Код ребенка Код ребенка
1. А-01 1. Б-01
2. А-02 2. Б-02
3. А-03 3. Б-03
4. А-04 4. Б-04
5. А-05 5. Б-05
6. А-06 6. Б-06

 

Цель исследования — выявление уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

— Проанализировать предметно-развивающую среду группы.

— Проанализировать план воспитательно-образовательной работы;

— Провести беседу с воспитателем;

— Провести наблюдение за речью детей в течение дня;

— Провести диагностику уровней развития образной речи детей.

— Педагогический эксперимент проходил в три этапа:

— Констатирующий эксперимент

— Формирующий эксперимент

— Контрольный эксперимент

На констатирующем этапе мы поставили цель: изучить педагогические условия, созданные в группе для развития образной речи детей, провести диагностику уровня развития образной речи у детей.

Изучение педагогических условий в группе. Анализ развивающей предметно-пространственной среды. Чтобы решить первую задачу, мы проанализировали предметно-развивающую среду группы. Анализ показал, что в группе имеются необходимые условия для использования народной сказки в развитии образной речи детей. Имеется книжный уголок, в котором среди прочих произведений представлены сборники народных сказок, отдельно имеются подборки иллюстраций к различным сказкам. Они эстетично оформлены и соответствуют возрасту детей. Также в группе имеется уголок с костюмами для драматизаций, в которых имеется достаточное количество костюмов и атрибутов. Все они находятся в отличном состоянии, доступны детям в любое время.

Решая вторую задачу — проанализировав календарный план учебно-воспитательной работы, — мы пришли к выводу, что целенаправленной работы по развитию образной речи в старшей группе данного детского сада не ведется. Данная задача присутствует в занятиях по развитию речи, но не в полном объеме. За четыре месяца воспитателем лишь на трех занятиях спланирована работа по развитию у детей умения использовать эпитеты в процессе пересказа художественного произведения, и на двух – упражнять детей в подборе синонимов и антонимов к словам. Задача развития образной речи ставится в разделе ознакомления детей с художественной литературой, но не конкретизируется. Среди художественных произведений, предлагаемых к прочтению детям, народная сказка («Морозко») встречается лишь однажды. Анализ календарного плана говорит о том, что систематической работы по развитию образной речи не ведется, художественная литература используется с целью обогащения словаря детей эпитетами, синонимами и антонимами. Народная сказка с этой целью практически не используется.

Таким образом, мы выяснили, что в группе имеются хорошие возможности для использования народной сказки как средства развития образной речи детей. Задача развития образной речи ставится, но не конкретизируется, и решается в основном в процессе чтения произведений художественной литературы детям. Работа по художественным произведениям не описана, а из беседы с воспитателем и наблюдения мы выяснили, что беседа по прочтении направлена в основном на то, чтобы помочь детям разобраться в содержании произведения, внимание же детей на красивые слова и выражения практически не обращается.

В ходе решения четвертой задачи, мы наблюдали за речью детей в течение дня. Мы пришли к выводу, что в самостоятельной речи дети не используют метафоры, был замечен только один случай употребления сравнения (А-05.: «Соня, у тебя сегодня косичка как метелка, вся растрепанная!»). Синонимы и антонимы присутствуют в речи детей, но в незначительном количестве. Значительно чаще дети употребляют эпитеты, они используют их для характеристики игрушек, предметов окружающей обстановки (как правило, при рассказе о том, что есть дома, кто что делал, чем играл).

Для решения пятой задачи была проведена диагностика уровня развития детей, где были определены экспериментальная и контрольная группы, состоящие из детей старшего дошкольного возраста в количестве 6 человек в каждой.

С целью определения уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста нами использовалась методика, предложенная В.Н.Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова, (приложения 1) конкретизированная к задачам нашего исследования. Опираясь на исследования О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.В. Гавриш и других мы выделили критерии развития образной речи детей старшего дошкольного возраста: критерии с таблицы.

Таблица 2 Результаты экспериментальной группы по методике изучения образности речи детей дошкольного возраста (Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н.)

Коды детей Зад

1

Зад

2

Зад

3

Зад

4

Зад

5

Зад

6

Зад

7

Зад

8

Зад

9

Зад

10

Итог
А – 01 С Н/5 Н/6 Н С/10 С/6 Н/4 Н Н С Н
А – 02 С С/8 Н/7 С Н/6 С/4 С/7 Н С Н С
А – 03 Н С/6 Н/6 Н Н/8 Н/3 С/6 Н С Н Н
А – 04 С Н/6 С/7 С С/9 С/5 С/7 Н С С С
А – 05 Н С/6 Н/6 С Н/7 С/5 Н/4 Н С С Н
А — 06 Н С/6 Н/5 Н С/8 С/6 Н/3 Н С С Н

 

Таблица 3 Результаты контрольной группы по методике изучения образности речи детей дошкольного возраста (Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н.)

Коды детей Зад

1

Зад

2

Зад

3

Зад

4

Зад

5

Зад

6

Зад

7

Зад

8

Зад

9

Зад

10

Итог
Б – 01 С С/8 Н/6 С С/10 С/6 С/6 Н Н С С
Б – 02 С С/8 Н/7 С Н/6 С/4 С/7 Н С Н С
Б – 03 Н С/6 Н/6 Н Н/8 Н/3 С/6 Н С Н Н
Б – 04 С Н/6 С/7 С С/9 С/5 С/7 Н С С С
Б – 05 Н С/6 Н/6 С Н/7 С/5 Н/4 Н С С Н
Б — 06 Н С/6 Н/5 Н Н/6 С/6 Н/3 Н С С Н

 

Таблица 4 Результаты качественного анализа контрольной и экспериментальной группы

Уровень

 

Группа

Низкий Средний Высокий
Экспериментальная

группа

4 – 66,7% 2 – 33,3% 0 – 0%
Контрольная

группа

3 – 50% 3 – 50% 0 – 0%

 

Диаграмма 1. Результаты экспериментальной группы

 

Диаграмма 2. Результаты контрольной группы

 

На основе данных критериев мы выделили три уровня развития образной речи у старших дошкольников:

Высокий уровень: Ребенок правильно и самостоятельно подбирает сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; умеет правильно воспринимать и понимать художественную информацию; умеет правильно использовать в своем высказывании средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы).

Средний уровень: Ребенок в основном правильно умеет подбирать сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; иногда обращается за помощью к педагогу; умеет без затруднений воспринимать и понимать художественную информацию; умеет частично использовать в своем высказывании изобразительные языковые средства;

Низкий уровень: Ребенок затрудняется в подборе сравнения, эпитетов, синонимов и антонимов. Постоянно обращается за помощью к педагогу. Ребенок не умеет правильно воспринимать художественную информацию; не умеет правильно строить предложения в своём высказывании; не умеет использовать изобразительные языковые средства в речи, повторяемость одних и тех же слов.

Нами были обследованы две группы детей старшего дошкольного возраста.

Результаты анализа выполнения заданий детей позволили определить исходный уровень развития образной речи у дошкольников. Как видно, детей с высоким уровнем развития образной речи в обоих группах не оказалось.

На среднем уровне находятся в экспериментальной группе 2 детей, в контрольной группе 3 детей, на низком соответственно 4 и 3 детей.

Анализ ответов детей показывает, что у многих детей обеих групп вызвало затруднение задание по подбору пословиц к близкому по смыслу. Так, детей экспериментальной группы 5 и 4 детей контрольной к предложенной пословице не смогли подобрать близкие по смыслу пословицы.

Затруднение вызвало задание по подбору пословиц и поговорок на разные темы. В контрольной группе не справились с этим заданием 3 детей, а в экспериментальной 4 детей. 3 детей в контрольной и 2 детей справились с этим заданием частично.

В первом задании дети затруднялись в определении жанров произведений. Сравнения, так, А – 02. Ответил, что снег он сравнивает с сугробами, мальчик не смог ярко и образно придумать сравнение этому слову. Зато эпитеты к словам дети придумывали достаточно легко.

Наблюдение за речью детей в повседневной жизни показало, что дети редко использовали в своей речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Эпитеты же присутствуют в речи практически всех детей.

На основании проведенных исследований мы сделали следующий вывод: у детей отмечается отставание в формировании образной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной воспитательно-образовательной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

 

2.2. Содержание работы по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки

 

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте. Формировать образную речь детей мы решили при помощи народной сказки. Выбор данного жанра связан с тем, что именно в народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности.

Цель формирующего этапа эксперимента – апробировать на практике предложенную нами систему занятий по развитию образной речи старших дошкольников с использованием народной сказки.

На подготовительном этапе мы произвели отбор народных сказок, с помощью которых предполагалось формировать образность речи детей. Критериями отбора сказок выступили:

— наличие языковых средств выразительности;

— наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения, антонимы, синонимы);

— наличие многозначных слов.

Для работы с детьми нами были выбраны народные сказки: «Кукушка», «Лисичка со скалочкой», «Как дети забросили солнце в небо», «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Собо», «Ыт хаьаайынын хайдах булбутай», «Мешок яблок».

Также мы осуществили подбор иллюстраций к данным сказкам и разработали перспективный план деятельности.

Таблица 4 Перспективный план работы по развитию образной речи посредством народной сказки

Дата Организационная деятельность
12.01.2018 Проведение диагностики для определения уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста нами использовалась методика, предложенная Макарова В.Н.,Ставцева Е.А., Едакова М.Н.
15.01.2018 Проведение диагностики для определения уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста нами использовалась методика, предложенная Макарова В.Н.,Ставцева Е.А., Едакова М.Н.
16.01.2018 Чтение народной ненецкой сказки «Кукушка» с использованием наглядных материалов.
17.01.2018 Повторение народной ненецкой сказки «Кукушка» с использованием наглядных материалов. И пересказа сказки детьми
18.01.2018 Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» с использованием кукольного театра.
19.01.2018 Повторение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» с использованием кукольного театра. И проигрывание сказки с помощью кукольного театра

Вспоминание прочитанных сказок за неделю. И их пересказывание детьми… подсчёт жетонов. Игры — беседы

22.01.2018 Чтение африканской народной сказки «Как дети забросили на небо солнце» с использованием наглядных материалов.
23.01.2018 Повторение народной африканской сказки «Как дети забросили на небо солнце» с использованием наглядных материалов. И пересказа сказки детьми
24.01.2018 Чтение якутской народной сказки «Ыт хаьаайынын хайдах булбутай» с использованием ИКТ.
25.01.2018 Повторение якутской народной сказки «Ыт хаьаайынын хайдах булбутай» с использованием ИКТ. И пересказа детьми сказки.
26.01.2018 Вспоминание прочитанных сказок за неделю. И их пересказывание детьми… подсчёт жетонов. Игры – беседы

Вечер сказок и загадок

29.01.2018 Чтение русской народной сказки «Мешок яблок» с использованием мнемотаблиц.
30.01.2018 Повторение русской народной сказки «Мешок яблок» с использованием мнемотаблиц. И пересказа детьми сказки
31.01.2018 Чтение якутской народной сказки «Собо» с использованием наглядных материалов.
01.02.2018 Повторение якутской народной сказки «Собо» с использованием наглядных материалов. И пересказа детьми сказки.
02.02.2018 Вспоминание прочитанных сказок за неделю. И их пересказывание детьми… подсчёт жетонов
05.02.2018 Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» использованием наглядных материалов.
06.02.2018 Повторение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» использованием наглядных материалов. И пересказа детьми.
07.02.2018 Итоговое мероприятие «В гостях у сказки»
08.02.2018 Повторная диагностика определения уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста нами использовалась методика, предложенная Макарова В.Н.,Ставцева Е.А., Едакова М.Н.
09.02.2018 Повторная диагностика определения уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста нами использовалась методика, предложенная Макарова В.Н.,Ставцева Е.А., Едакова М.Н.

 

С целью мотивации детей на употребление в речи средств художественной выразительности, нами была разработана система поощрений. На первом занятии детям читалась одна и та же короткая сказка, при первом прочтении из текста были умышленно убраны все средства художественной выразительности. Вместе с детьми мы пришли к выводу, что эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы, метафоры украшают речь, делают ее живой. Символом речи без образных слов и выражений выступил рисунок девочки, в сером платье. Детям было предложено сделать платье нарядным. Осуществлялось это путем приклеивания на платье кружочков из фольги, которые являлись жетонами. Серебряный жетон ребенок получал в случае использования образного слова или выражения при ответе на специально организованном занятии. Золотой жетон получал ребенок, использовавший красивое слово в обыденной речи. В конце дня каждый ребенок приклеивал свой жетон на платье, начиная с подола. Таким образом, детям хотелось целенаправленно вставить в речь образное слово или выражение, чтобы получить жетон.

Для того чтобы восприятие народных сказок было более глубоким, а речь образной, яркой нами был разработан план работы по формированию образности у детей экспериментальной группы.

Система работы по формированию образной речи велась в двух направлениях:

  1. Обучение на специально-организованных занятиях.
  2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни.

Знакомство ребёнка со сказкой начиналось с выразительного чтения её взрослым. Исходя, из поставленных перед нами задач, мы использовали сочетание разных методов.

После первого прочтения сказки мы задавали ряд вопросов, с целью выяснения того, насколько дети поняли сюжет. Далее мы совместно с детьми рассматривали, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические моменты, драматические повороты сюжета).

Дети сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно находили в тексте сказки красивые слова и выражения. Также детям предлагалось подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету); найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; придумать похожие слова (синонимы); подобрать определения, сравнения к словам (отрывки из сказки, где встречаются эти слова, можно перечитать с использованием образных слов и выражений, придуманных детьми). Особое оживление среди детей вызывало предложение придумать главному герою необычное определение, придумать красивое, интересное слово самостоятельно.

Интересным оказался прием словесного рисования по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Дети не только использовали слова и выражения из художественного текста, но и придумывали свои.

Метод узнавания и воспроизведения стилистических особенностей включал в себя узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное. Показывая иллюстрацию к сказке, мы добивались от детей не просто ответа на вопрос, «что изображено?», но и вместе вспоминали как об этом явлении или герое говорится в сказке. Как еще можно красиво об этом сказать.

Чтобы ребенок не только запомнил, но и осмыслил средства образности языка, мы использовали имитации. Например, при обсуждении слова «резво» детям предлагалось не только сказать по-другому, т.е. подобрать синонимы, но и изобразить, как молодец резво подскочил. А как будет выглядеть действие наоборот (медленно встал)?

Эффективным оказался и метод проведения игр-бесед. В гости к детям приходили персонажи сказок, с которыми дети вели диалог. В ходе данной беседы дети использовали образные слова и выражения, услышанные ими в сказке. Например, к детям пришли герои сказки «Кукушка» — мать и ее дети. Сначала мы зачитывали характеристику персонажа словами из сказки, и спрашивали детей, о ком это сказано, а затем просили детей припомнить, а как в сказке говорилось о матери.

Перечисленные методы и приемы работы по народной сказке использовались на специально организованных занятиях.

Нами был создан уголок, в котором находился рисунок для приклеивания полученных жетонов. Мы не просто выдавали ребенку жетон, а обращали внимание группы на то, как красиво он сказал, интересное определение подобрал, вспоминали, в какой сказке, и какой, персонаж говорил такие же слова.

С целью закрепления в речи детей образных слов и выражений, почерпнутых ими из сказок, мы использовали игру-драматизацию, например по сказке «Лисичка со скалочкой».

На заключительном этапе нами был проведен литературный досуг «Путешествие в сказку», одним из моментов которого была необходимость говорить только сказочными, красивыми словами. Здесь же был подведен итог собирания детьми жетонов – платье девушки стало очень красивым, как и речь детей.

Таким образом, мы апробировали на практике разработанную нами систему развития образной речи старших дошкольников с использованием народной сказки.

 

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки

 

В конце эксперимента было проведено итоговое контрольное обследование детей.

Цель контрольного этапа эксперимента – выявить уровень развития образной речи детей старшего дошкольного возраста после проведенной нами системы занятий и сравнить исходные и полученные данные, а также сравнить результаты контрольной и экспериментальной группы.

Для обследования были отобраны те же задания, что и при начальном обследовании. Результаты выполнения заданий обработаны и занесены в таблицу.

Нами был проведен сравнительный анализ результатов по выявлению уровня развития образной речи у экспериментальной и контрольной групп до проведения формирующего эксперимента и после него.

Таблица 5 Результаты экспериментальной группы по методике изучения образности речи детей дошкольного возраста (Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н.)

Коды детей Зад

1

Зад

2

Зад

3

Зад

4

Зад

5

Зад

6

Зад

7

Зад

8

Зад

9

Зад

10

Итог
А – 01 С Н/5 Н/6 Н С/10 С/6 Н/4 Н Н С Н
А – 02 С С/8 Н/7 С Н/6 С/4 С/7 Н С Н С
А – 03 С С/6 Н/6 Н С/9 Н/3 С/6 Н С С С
А – 04 С Н/6 С/7 С С/9 С/5 С/7 Н С С С
А – 05 С С/6 Н/6 С Н/7 С/5 Н/4 Н С С Н
А – 06 С С/6 Н/5 Н С/8 С/6 Н/3 Н С С С

 

Таблица 6 Результаты контрольной группы по методике изучения образности речи детей дошкольного возраста (Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н.)

Коды детей Зад

1

Зад

2

Зад

3

Зад

4

Зад

5

Зад

6

Зад

7

Зад

8

Зад

9

Зад

10

Итог
Б – 01 С С/8 Н/6 С С/10 С/6 С/6 Н Н С С
Б – 02 С С/8 Н/7 С Н/6 С/4 С/7 Н С Н С
Б – 03 Н С/6 Н/6 Н Н/8 Н/3 С/6 Н С Н Н
Б – 04 С Н/6 С/7 С С/9 С/5 С/7 Н С С С
Б – 05 Н С/6 Н/6 С Н/7 С/5 Н/4 Н С С Н
Б – 06 Н С/6 Н/5 Н Н/6 С/6 Н/3 Н С С Н

 

Таблица 7 Результаты качественного анализа контрольной и экспериментальной группы

Уровень

Группа

Низкий Средний Высокий
Экспериментальная

группа

2 – 33,3% 4 – 66,7% 0 – 0%
Контрольная

группа

3 – 50% 3 – 50% 0 – 0%

 

 

Диаграмма 3. Сравнение результатов констатирующей и контрольной части эксперимента экспериментальной группы

 

Диаграмма 4. Сравнение результатов констатирующей и контрольной части эксперимента контрольной группа

 

Из диаграммы видно, что результаты детей экспериментальной группы стали лучше.

Большинство детей экспериментальной группы продемонстрировало средний уровень развития образной речи — 66,7% (4), часть детей показали низкий уровень развития образной речи – 33,3% (2).Количество детей со средним уровнем развития образности речи незначительно увеличилось. Высокого уровня по-прежнему не достиг ни один ребенок.

Ответы детей стали отличаться выразительностью, образностью. Дети свободно подбирали синонимы к заданным словам, но по-прежнему у ребят вызвало затруднение выполнение задания по подбору антонимов.

Речь детей стала отличаться большей связностью, в описательной речи дети старались как можно больше использовать эпитетов. Ребята не только смогли подобрать синонимы, но и ещё задумывались над тем, где уместно употребить это слово.

Нами было замечено, что в экспериментальной группе дети не только стали больше употреблять образных слов и выражений, но и улучшилось понимание значений этих слов. Т.е. если на констатирующем этапе эксперимента дети в основном употребляли красивые слова в речи по подражанию (услышали, у взрослых, повторяли), то на контрольном этапе дети использовали их осознанно, исходя из ситуации. В контрольной же группе подражание речи взрослого осталось главным фактором использования образных слов в собственной речи. Например, воспитатель на занятии, описывая березу, использовал слова «пушистая», «кудрявая», дети повторяли эти слова после занятия. В другие дни употребление данных слов не зафиксировано.

Также отметим, что речь детей экспериментальной группы обогатилась в основном за счет эпитетов, синонимов, сравнений. Дети по-прежнему редко употребляют метафоры, фразеологизмы в речи, но понимают их. Мы считаем, что это есть первый шаг на пути их употребления детьми для оформления собственных высказываний.

В процессе работы мы заметили, что у детей повысился интерес к народной сказке, на констатирующем этапе эксперимента они уже с легкостью, с повышенным интересом находили в ее тексте средства выразительности.

Таким образом, речь детей экспериментальной группы обогатилась образными словами и выражениями, значительно увеличилось понимание этих слов. Из этого следует, что при систематической работе по формированию у детей образности речи в процессе использования народной сказки можно добиться ощутимых результатов.

Выводы по второй главе

Опытно-экспериментальная работа показала, что в практике дошкольного образования недостаточно внимания уделяется развитию образности речи детей, о чем свидетельствуют данные констатирующего эксперимента. Также мало внимания уделяется народной сказке как средству развития образной речи старших дошкольников.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей средний и низкий уровень развития образности речи. Это послужило основой приступить к разработке системы занятий по развитию образной речи с использованием народных сказок, которую мы апробировали в формирующем эксперименте.

При разработке системы занятий мы использовали некоторые методы и приемы, предложенные О.С. Ушаковой, Н.В. Гавриш, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговой, Т.Б. Филичевой, Л.Б. Фесюковой, а также собственные наработки.

Для проверки эффективности разработанной нами системы занятий по развитию образной речи старших дошкольников средствами народной сказки, мы провели контрольный эксперимент. Результаты контрольного среза свидетельствуют о том, что уровень развития образной речи детей экспериментальной группы повысился существеннее, чем у контрольной группы.

Эксперимент позволяет судить об эффективности работы и рекомендовать разработанную нами систему занятий в практику дошкольных учреждений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.

Наша работа была ориентирована на формирование образности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной сказкой. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности образности речи старших дошкольников и влияние народной сказки на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. С помощью народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.

Во второй главе рассмотрены известные методики работы по использованию народной сказки, приемы и формы работы.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе детского сада «Мюрючээнэ» Усть – Алданского улуса, село Борогонцы, по использованию народной сказки как средства формирования образности речи. Проследили динамику изменения уровня развития образной речи в процессе экспериментальной работы.

При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного системы занятий по развитию образной речи старших дошкольников средствами народной сказки. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним уровнем развития также увеличился.

В процессе работы были замечены такие изменения: у детей повысился интерес к жанру народной сказки, они используют в своей речи фразеологизмы, эпитеты, синонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно обыгрывают сказки;

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что система занятий по народной сказке будет способствовать, развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи при соблюдении ряда условий подтвердилась.

Таким образом, использование народной сказки в процессе формирования образности речи детей вполне оправдывает себя.

Рекомендации по использованию народной сказки.

— Многочисленные исследования речи дошкольников показали, что образная речь у дошкольников с нарушением речи развита неоднородно, следовательно, в работе с дошкольниками необходимо осуществлять дифференцированный подход с учётом особенностей нарушения речи.

— Детям с нарушением речи, нужен подготовительный этап коррекции, на котором следует развивать у детей внимание, зрительное восприятие, слухоречевая память, мышление.

— В работе с этими детьми требуется большее количество наглядного материала, количество занятий также должно быть больше. Необходимо оказывать детям необходимую помощь на всех этапах коррекционного воздействия. Нужно использовать образцы выполнения заданий, наводящие и альтернативные вопросы.

— При работе над формированием образной речи рекомендуем использовать вспомогательные средства: наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагать от простого к сложному, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания.

-Родителям ребенка, имеющего речевое нарушение, необходимо контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Говорить четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу.

-Родителям необходимо озвучивать любую ситуацию – но только, если они видят, что ребенок их слышит и видит. Не надо говорить в пустоту, надо смотреть ребенку прямо в глаза. Необходимо, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.

-Читайте как можно больше ребенку коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку, так как, дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали.

-Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать Вашу поддержку. Вам необходимо поощрять успехи и достижения ребенка.

-Отвечайте на вопросы детей. Объясняйте незнакомые слова. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. — М.: Педагогика, 2012. – 65 с.
  2. Алексеева, М. М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 400 с.
  3. Боголюбская, М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение а рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 2013. – 88 с.
  4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 255 с.
  5. Боша, Р. П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников: Дис…. канд. пед.наук. — М., 2016. — 143 с.
  6. Бухвостова, С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 2016. –178с.
  7. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – М.,2015. – 98 с.
  8. Выготский, Л. С. Мышление и речь — В кн. Избранные психологические исследования М., 2016. – 87 с.
  9. Гальперин, П. Я. Введение в психологию. – М.: Университет, 2013. – 336 с.
  10. Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2013. – 94 с.
  11. Гурович, Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. – М.,2012. – 95 с.
  12. Зимина, И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. – 2015. – 74 с.
  13. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 2012. –143с
  14. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы «РОН», 2014. – 125 с.
  15. Короткова, Э. П. Беседа о книгах в подготовительной группе. – М., 2014. – 102 с.
  16. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2013. – 98 с.
  17. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. –144 с.
  18. Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. — М., «Просвещение», 2014. – 92 с.
  19. Макарова, В. Н., Ставцева, Е. А., Мирошкина, М. Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников.Учебно-методическое пособие. Часть 1. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 96 с.
  20. Макарова, В. Н., Ставцева, Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие. Часть 2. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 112 с.
  21. Митькина, И. Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни. – Диссерт. Канд. Пед. Наук. – М.,2014. – 73 с.
  22. Орланова, Н. А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис…. канд.пед.наук. — Киев, 2014. — 18 с.
  23. Пастернак, Н. Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2014. – 32 с.
  24. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2016 – 143 с.
  25. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под редакцией Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2014. – 200 с.
  26. Рогаткина, Т., Овод, Г. В нашем театре – сказка. // Дошкольное воспитание. – 2012. – 83 с.
  27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2012 — 712 с.
  28. Савушкина, Е. В. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства//Дошкольное воспитание. – 2016. – 34 с.
  29. Сакулина, Н. П., Ветлугина, Н. А., Езикеева, В. А., Карпинская, Н. С. Художественное воспитание в детском саду. – М. 2014. – 76 с.
  30. Смольникова, Н. Г., Ушакова, О. С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.–153 с.
  31. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.
  32. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под редакцией Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2014. – 200 с.
  33. Рогаткина, Т., Овод, Г. В нашем театре – сказка. // Дошкольное воспитание. – 2012. – 83 с.
  34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2012 — 712 с.
  35. Савушкина, Е. В. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства//Дошкольное воспитание. – 2016. – 34 с.
  36. Сакулина, Н. П., Ветлугина, Н. А., Езикеева, В. А., Карпинская, Н. С. Художественное воспитание в детском саду. – М. 2014. – 76 с.
  37. Смольникова, Н. Г., Ушакова, О. С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.–153 с.
  38. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.

Страницы:   1   2

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф