Вид работы: Курсовая работа
Тема: Нарушение осанки у детей старшего дошкольного возраста
ВУЗ: «Гатчинский педагогический колледж имени К.Д. Ушинского»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время отмечается четкая тенденция к ухудшению здоровья детей старшего дошкольного возраста. Постоянно растет частота заболеваний, и особенно, отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата. По достоверным сведениям, Научного центра здоровья детей РАМН, в пределах 90% детей имеют разные отклонения в физическом и психологическом развитии. 1 из 1-ых мест в их числе занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, которые оказывают отрицательное воздействие на главные физиологические системы организма (сердечно-сосудистая, дыхательная, др.), на характеристики здоровья вообще и уровень работоспособности.
Проблема выявления нарушений правильной осанки у старших дошкольников, а так же их предупреждение и исправление на современном этапе развития медицины и физической культуры является наиболее актуальной. Статистика нарушений осанки в старшем дошкольном возрасте составляет от 30% до 73,5% от общей численности.
Значительный рост частоты выявления нарушений осанки у детей оказывает негативное влияние на работу ведущих органов, в связи с чем эффективность любых оздоровительных и коррекционных мероприятий во многом определяется максимально ранним началом их реализации. Это обуславливает необходимость поиска и определения критериев раннего нарушения в работе ведущих органов детей старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки.
На основании выше изложенного можно прийти к выводу, что проведение специально организованных занятий лечебной гимнастикой в критериях дошкольного учреждения даст возможность вовремя и отлично устранить указанные предпосылки в самом начале формирования нарушений осанки. Конкретно своевременность применения физических упражнений с лечебной целью считается наиболее весомым фактором внедрения лечебной гимнастики в практику коррекционной работы дошкольных учреждений.
Используемые в лечебной гимнастике физические упражнения должны быть ординарны и доступны для исполнения, не вызывать второстепенного воздействия, а проводимые в игровой форме становиться наиболее привлекательными, увеличивать эмоциональное состояние малыша, его физические способности и устранять имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата.
Целью данной работы является исследование нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста ГБДОУ № 37 г. Пушкин и практическое обоснование средств формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— изучение понятия правильной осанки, средств и методов формирования ее детей старшего дошкольного возраста;
— рассмотрение этиологии и патогенеза нарушений осанки;
— анализ физиологических особенностей формирования осанки у детей старшего дошкольного возраста;
— определение основных аспектов проблемы формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста;
— исследование нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста ГБДОУ № 37 г. Пушкин и анализ результатов исследования;
— практическое обоснование средств формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.
В качестве предмета исследования в работе выступают нарушения осанки.
Базой исследования является ГБДОУ № 37 г. Пушкин.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста: Алиева М., Арсяна А.Б., Асачевой Л.Ф., Безруковой Е.В., Бенсбаа А., Бычковой С.С., Гамовой С.Н., Насоновой М.В., Глазыриной Л.Д., Железняка Ю.Д., Лебедевой Е.А., Русаковой Е.В., Красиковой И. С., Котешевой И. А., Кучма В. Р., Скоблиной Н. А., Орлова С. А., Ушаковой С. А., Потапчука А.А., Cолодкова А.С., Сологуба Е.Б. Халемского Г. А. и др.
Теоретической и методологической основой данного исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие возрастные особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста и этиологию нарушений осанки в раннем возрасте.
В работе использовались материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий, а также ресурсы сети Интернет.
Методы исследования. В работе использованы теоретические и практические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, обследование, педагогическое тестирование физических качеств, антропометрическое измерение, методы оценки физической работоспособности, обработка полученных материалов.
Научная новизна полученных результатов заключается в комплексном исследовании понятия нарушений осанки и ее составляющих, а так же основных аспектов формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования состоит в практическом обосновании средств формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Первая глава посвящена анализу теоретических основ понятия нарушений осанки, а так же рассмотрению особенностей формирования осанки у детей старшего дошкольного возраста. Вторая глава содержит практическое обоснование средства формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Понятие правильной осанки, средства и методы формирования ее детей старшего дошкольного возраста
В раннем возрасте и в школьные годы у детей часто встречается нарушение осанки, которые могут привести к серьезным расстройствам нормальной деятельности организма, в запущенных случаях к потере трудоспособности. Осанка начинает формироваться с раннего возраста и в основном зависит от разнообразных воздействий внешней среды. Тема настоящей статьи приобретает еще большую актуальность для будущих музыкантов, которые, помимо общеобразовательных предметов и уроков по специальным дисциплинам, вынуждены в силу своей профессии много часов проводить за инструментом. Между тем эти дети особенно нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры.
Осанка – это привычная, непринужденная поза человека в покое и в движении, приобретенная им в процессе развития. Осанку человек может выработать, воспитать. Правильная осанка имеет большое значение для работы всех органов грудной и брюшной полости. При неправильной осанке, например при плоской запавшей грудной клетке, ухудшается вентиляция легких при дыхании, уменьшается приток кислорода в крови. Вследствие этого хуже питаются органы и ткани всего организма, ослабляется работа сердца. Дети с неправильной осанкой быстрее утомляются. Все это отражается на общем состоянии и самочувствии ребенка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Физическое развитие», одной из составляющих которой является «…приобретение опыта в двигательной деятельности детей, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, в том числе способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма» (1). Это обусловлено ролью правильной осанки для здоровья дошкольников, а также ее физиологическим и эстетическим значением: правильная осанка обеспечивает нормальное положение и деятельность внутренних органов (особенно легких и сердца), оказывая положительное влияние на жизнедеятельность организма, а также придает телу ребенка стройность и красоту. Именно в дошкольный период, как показывают многочисленные психолого-педагогические исследования (Л.И. Абросимова, О.Е. Веннецкая, Н.В. Зимкина, В.Е. Карасик, В.М. Краснова, В.В. Марков, И.А. Пенькова, Е.Б. Сологуб, А.С. Солодков и др.), формируются основы физического здоровья ребенка, в связи с этим в условиях ДОО особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию детей, в том числе и по формированию правильной осанки.
Осанка – это поза ребенка, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Нормальная, правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночного столба. При определении осанки учитываются такие критерии, как положение головы, конфигурация позвоночного столба, положение пояса верхних и нижних конечностей, форма грудной клетки, форма живота и угол наклона таза. Причинных факторов нарушения осанки очень много. Можно эти факторы распределить на две группы:
— внутренние факторы (анатомическое строение опорно-двигательного аппарата, соматическое здоровье, психоэмоциональное состояние ребенка, развитие центральной нервной системы);
— внешние факторы (заболевания; экологические факторы, характер и режим питания, особенности организации физического воспитания и интенсивность физической деятельности; гигиена).
В различные периоды жизни ребенка дошкольного возраста преобладающее значение могут иметь то одни, то другие факторы, то их комплексы. Однако подавляющее большинство нарушений осанки у детей дошкольного возраста имеет приобретенный функциональный характер и связаны с нерационально организованным процессом воспитания и с несоблюдением педагогических условий формирования осанки у детей дошкольного возраста.
Что касается старшего дошкольного возраста, то именно в этом возрастном периоде ребенка-дошкольника наиболее часто выявляются нарушения осанки. Это обусловлено, во-первых, физиологическими особенностями старшего дошкольника (быстрая утомляемость мышц, слабость костно-мышечного аппарата, недостаточная укрепленность позвоночного столба, неустойчивость нервной системы), а во-вторых, тем, что в преддверии школы у детей старшего дошкольного возраста двигательная активность всё больше ограничивается за счет увеличения объема непосредственно образовательной деятельности с преобладанием статических поз. При этом у старшего дошкольника еще не сформированы навыки и рефлексы, обеспечивающие сохранения правильного положения тела во время учебной или самостоятельной, игровой деятельности (не умеет правильно стоять, сидеть и т.д.). Нарушения осанки в старшем дошкольном возрасте, таким образом, обусловлены длительным нахождением ребенка в неправильной позе за столом, за партой при выполнении учебных задач в ходе непосредственной образовательной деятельности или в другие режимные моменты. В педагогической литературе содержатся различные подходы к определению факторов, влияющих на формирование правильной осанки (4).
Так, к внутренним факторам, определяющим осанку, Потапчук А.А. относит:
— строение скелета – на формирование правильной осанки оказывают воздействие опорные, рессорные и эластические свойства скелета, а так же взаимодействие звеньев этих свойств;
— состояние костного аппарата и соединительных тканей, а так же наличие нарушений в их строении и функциях;
— тонические и фазнотонические свойства мышц, отвечающих за формирование поз, корреляционные соотношения в их развитии;
— рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуляция высшими отделами центральной нервной системы;
— состояние зрительного и слухового анализаторов – нарушение зрительного и слухового восприятия практически с в 100% случаев связано с нарушением осанки;
— психоэмоциональное состояние, соблюдение этических норм поведения (16).
Позвоночник представляет собой вертикальный столб, состоящий из 32-34 позвонков, которые соединены между собой межпозвоночными дисками, суставами и связками (которые придают ему гибкость). В нем различают отделы: шейный, образованный из 7 шейных позвонков, грудной отдел -12 позвонков, поясничный- 5 позвонков, крестцовый- 4-6 (сливающихся в единую кость) и копчиковый отдел 4- 5 позвонков. Позвонки разных отделов различны по форме и величине. Окружающие позвоночник мышцы образуют так называемый мышечный корсет. При гармоничном физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела. В позвоночнике, отмечает Бычкова С.С. возможны различные движения: сгибание, разгибание, боковые наклоны, вращение и кружение. Это достигается в результате работы мышц спины и брюшного пресса (7).
После рождения, в процессе развития организма ребенка, на его позвоночнике появляются изгибы, свойственные позвоночнику взрослых людей. Образовавшиеся изгибы, в период 5- 7 лет жизни еще недостаточно стойки и часто уменьшаются или даже исчезают в положении лежа. Формирование и закрепление шейного и грудного изгибов происходит быстрее и в основном заканчивается к 7-ми годам. Поясничная кривизна принимает стойкий характер значительно позже. Одновременно с физиологическими кривизной позвоночника начинает формироваться и привычное положение отдельных частей тела: головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота и др., то есть начинает определяться осанка, которая вырабатывается в течении всего периода роста. Бычкова С.С. приходит к выводу, что осанка — это приобретенное человеком в процессе роста и развития, т. е. непринужденное положение тела, сохраняемое в покое и при движении (7).
Правильная осанка считается, когда шейный и поясничный изгибы не превышают 3-5см., в зависимости от длины позвоночника, голова поднята, плечи слегка отведены назад, грудь несколько выдается вперед, живот подтянут, отмечает Кучма В. Р. (14).
Рассмотрим подход М.И. Фонарева относительно характеристики нормальной осанки: симметричное расположение частей тела относительно позвоночника – главная характеристика нормальной осанки в любом возрасте. В процессе осмотра определяется вертикальное положение головы при условии приподнятого подбородка, при этом линия, соединяющая нижний край орбиты и козелок уха должна быть горизонтальной. Углы, которые образуются боковой поверхностью шеи и надплечьем – симметричны. Так же при нормальной оценке обязательным условием является симметрия живота, вертикальная брюшная стенка, прижатые лопатки к туловищу.
Процесс воспитания правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста направлен на решение следующего перечня задач:
— развитие и совершенствование мышечно-суставной чувствительности;
— укрепление и развитие мышц, отвечающих за разгибание спины и живота;
— развитие гибкости позвоночного столба;
— развитие навыков правильного дыхания, походки;
— улучшение общего физического состояния и развития школьника.
Этиология и патогенез нарушений осанки
Нарушение осанки — это опорно-двигательный дисбаланс, во время которого увеличивается нагрузка на несущие конструкции тела. Впоследствии это приводит к травмам и прогрессирующей деформации позвоночника. Функция осанки осуществляется с помощью поддержания головы и туловища человека в пространстве. За счет правильного положения скелета и мышц, формируемого под действием силы тяжести, мы можем свободно передвигаться, стоять или сидеть.
К основным задачам осанки относятся:
— поддержание опорно-двигательного аппарата;
— уменьшение износа и снижение нагрузки на суставы;
— амортизация при движении (9).
Постуральный дисбаланс обусловливают разные причины: врожденное искривление позвоночника, наличие заболеваний, перенесенные травмы и нездоровый образ жизни. Возраст также приводит к деформации осанки. Поскольку поддержание позвоночника и ног основывается на мышцах, процесс старения их ослабляет. Однако главной причиной нарушения считается малоподвижность. Когда человек проводит большую часть своего времени в одном положении, позвоночник быстро к нему привыкает. Факторы, способствующие плохой осанке:
— наследственность;
— хронические заболевания костей;
— сидячий образ жизни;
— отсутствие физической активности;
— тугоподвижность суставов;
— мышечная слабость;
— неэргономичная мебель для сна.
Излишнее давление на позвоночник непосредственно влияет на положение тела.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия часто приводят к таким симптомам:
— боли в спине;
— мышечная усталость;
— проблемы с дыханием;
— стеснение в груди;
— высокое кровяное давление;
— трудности с пищеварением;
— головные боли.
Постуральный дисбаланс также сжимает внутренние органы, снижая их эффективность и здоровые функции. Усталость считается одним из наиболее распространенных симптомов плохой осанки. Из-за неудобного положения, отнимается слишком много энергии на то, чтобы держать удобно тело. Из-за этого также изменяется способность дыхания.
Нарушения осанки делятся на две группы:
— Изменение кривой в сагиттальной плоскости (проходит спереди назад);
— Искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиоз).
Виды нарушений осанки предусматривают три степени искривления позвоночника (для этого требуется физическая диагностика пациента):
Деформация 1-й степени — искривление, которое выравнивается в нормальное положение сразу при правке.
Деформация 2-й степени — частично совмещается с выпрямлением и ЛФК.
Деформация 3 –степени. Кривизна не поддается исправлению при всех методах лечения (11).
Отклонения во фронтальной плоскости не делятся на отдельные типы. Они характеризуются нарушением симметрии между правой и левой сторонами тела. Боковое искривление позвоночника может быть диагностировано в положении лежа. Сколиоз считается начальной стадией нарушения осанки во фронтальной плоскости. Более поздние этапы развития искривления приводят к деформации позвонков, расположенных в верхней части позвоночника. Диагноз сколиоза определяется на основании клинических и рентгеновских обследований.
Коррекция нарушений осанки требуется при любой стадии. Даже самое безобидное отклонение о нормы позвоночника может привести к тяжелейшим осложнениям. Варианты терапии для осанки делятся на два типа: хиропрактика (массаж) и лечебная физкультура (ЛФК).
Коррекция осанки выступает не только задачей физического воспитания детей, но и важнейшим фактором первичной и вторичной профилактики возможных ортопедических заболеваний, а так же заболеваний и других органов. Дети с нарушениями осанки обладают заниженными физиологическими резервами дыхания и кровообращения, а так же слабые мышцы брюшного пресса. Все это приводит к нарушению нормальной работы желудочно-кишечного тракта. Нарушение рессорной функции позвоночника оказывает отрицательное воздействие на состояние нервной системы ребенка, что отражается в повышенном уровне утомляемости, снижении работоспособности и частых головных болях. Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод, что необходимо своевременная и точная диагностика, а так же системная профилактика нарушений осанки в раннем возрасте.
Физиологические особенности формирования осанки у детей старшего дошкольного возраста
Вопрос формирования осанки детей старшего дошкольного возраста довольно широко освещен в современной психолого-педагогической литературе такими авторами, как Г.Л. Апанасенко, Т.В. Забалуева, В.М. Краснова, С.Н. Попов, С.С. Прищепа, Е.Б. Сологуб, А.С. Cолодков, А.Г. Сухарев, Г.А. Халемский и мн.др.
Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночного столба. При нормальной осанке определяется вертикальное положение головы, когда подбородок несколько приподнят, а линия, соединяющая нижний край орбиты и козелок уха, параллельна полу; надплечья расположены на одном уровне, углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, так называемые шейно-плечевые углы симметричны; грудная клетка спереди и сзади не имеет западаний или выпячиваний, симметрична относительно средней линии (12).
Состояние позвоночника является одним из наиболее важных элементов формирования осанки, так как именно позвоночник выступает опорой для других костных сегментов скелета человека. В норме позвоночник имеет следующие изгибы: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцовый кифоз. Появление этих изгибов (физиологические кривизны) связано с определенными этапами в развитии ребенка и обусловлено развитием и функционированием мышц, прикрепленных к остистым и поперечным отросткам позвонков.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


