ГЛАВА 2. АНТИОХ КАНТЕМИР И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
2.1. Антиох Дмитриевич Кантемир как представитель русской литературы XVIII века
Как было определено в первой главе настоящего исследования русская литература ХVIII века сохранив лучшие традиции древнерусской литературы также восприняла опыт европейской культуры.
В конце XVII – начале XVIII века в России стал обновляться весь уклад жизни. В этом сыграли преобразования осуществляемые Петром Первым. С 1703 года на берегах Невы началось строительство Петербурга. В начале века появились учебные заведения нового типа – технические школы, где обучали математике, инженерному, морскому и военному делу.
Одним из первых создателей новой литературы был А. Д. Кантемир.
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) – князь, сын молдавского господаря, переселившегося в Россию в 1711 г. Кантемир получил дома хорошее образование, пополненное потом занятиями при Академии наук. С молодых лет он был на службе в гвардии. С 1732 года Кантемир был полномочным министром (послом) русского правительства в Лондоне, а в 1738 году был переведен в Париж.
Первыми наставниками его были грек священнок Афанасий Кондоиди (впоследствии еп. вологодский: см. „Энц.“ III, 708–709) и ученик московской Академии Ильинский; первый учил иностранным языкам, второй русскому языку. Широкое и всестороннее образование получил Кантемир при посредстве вызванных в Академию Наук иностранных ученых. Любимым его предметом была нравственная философия, влияние которой очевидно на его произведениях.
Писать Кантемир начал рано. К 1726 г. относится первый дошедший до нас перевод его и при нем небольшое стихотворение. В том же году он окончил составление книги – «Симфония псалтырь» — это указатель к тексту библейских псалмов.
Практически на каждого писателя оказывает влияние эпоха в которой он живет. Общественные настроения второй четверти ХVIII века были пропитаны недовольством сворачивания петровских реформ.
Начало творческого пути писателя пришлось на те годы, когда в обществе наблюдалась болезненная реакция на приостановление реформ Петра I. Пожалуй, самый известный идеолог петровских реформ это Феофан Прокопович. Когда Петр I, только одержавший победу под Полтавой, приехал в Киев. Прокопович, в это время уже префект Киево-Могилянской академии, произнес в Софийском соборе в его честь проповедь-панегирик «Слово похвальное о баталии Полтавской». Антиох Дмитриевич Кантемир, также будучи приверженцем петровских преданий, в 1727 году примкнул к группе лиц, во главе которой и стоял Феофан Прокопович и стал членом так называемой «ученой дружины».
Настроения «дружины» нашли отражение в первых написанных на русский язык по классическим образцам Горация и Н. Буало стихотворных сатирах Кантемира, о которых подробно будет изложено в следующем параграфе настоящего исследования.
Особое место в творческой деятельности Кантемира занимало издание научного наследия его отца. На свои средства Кантемир опубликовал в Лондоне фундаментальный труд отца «История возвышения и упадка Оттоманской Порты».
После смерти императора Петра II (1730 год) Кантемир выступил противником «затейки» верховников, сторонником самодержавной власти. Содействовал восшествию на престол императрицы Анны Ивановны (участвовал в составлении и редактировании текста обращения дворянства к Анне Ивановне о восстановлении самодержавия).
Первым трудом А.Кантемира стала «Симфонией на Псалтирь». Исследователи характеризуют ее как практическое руководство к библейским стихам и псалмам. В 1726 году он преподнес свою рукопись Екатерине I в знак уважения и почтения. Царице весьма понравились его изречения, и рукопись напечатали тиражом более 1000 экземпляров. В XVIII веке книги, печатаемые по именному указу, не являлись собственностью авторов, права на них целиком принадлежали типографии. Поэтому не было ничего удивительного в том, что Кантемир захотел приобрести в личное пользование несколько экземпляров своей «Симфонии». Для этого он «прислал в типографию полторы стопы книжной бумаги с просьбой сделать на его имя десять оттисков» .
Но печатание книги неожиданно было приостановлено: директор типографии ожидал ответа от Духовной Коллегии, под началом которой он служил — оказалось, Абрамову не сообщили, сколько экземпляров следует напечатать. Коллегия упорно молчала. Тогда Абрамов, по-видимому, решивший выслужиться перед начальством, приказал выпустить, ни много ни мало, 1250 экземпляров «Симфонии» (для сравнения — в 1719 году тираж сверх популярнейшей, неоднократно переиздававшейся, книги «Юности честное зерцало» составлял 1200 экземпляров). Это было очень хорошим стартом для начинающего автора. Книга Антиоха Кантемира вышла в свет. К тому времени ушла из жизни императрица Екатерина I.
Льстивый Абрамов поспешил преподнести по экземпляру «Симфонии» Петру II и его сестре Наталье Алексеевне, а затем раздарил ещё девять экземпляров членам Верховного совета и Синода, упустив, однако, из виду одну существенную деталь, а именно указ императрицы, запрещавший безденежно раздавать книги из типографии.
Антиох Кантемир, не получивший ни одной книги (директор типографии сослался на то, что якобы без специального распоряжения не вправе исполнить его желание), вынужден был обратиться с просьбой в вышестоящие инстанции
Как ни странно, его просьбу удовлетворили. Абрамова призвали к ответу. Обнаружилась недостача одиннадцати книг. Директор типографии был признан виновным, а в качестве наказания определили ему «вместо жалованья выдать теми книгами, которых он множество без указу самовольно напечатал, а за взятую у господина Кантемира на напечатание оных книг бумагу отдать теми книгами по истинной цене, а именно четыре книги без удержания» .
Современные историки рассматривают это произведение как богословское сочинение, стоящее у истоков жанра русской симфонии на книги Св. Писания.
Необходимо отметить, что Кантемиру значительную помощь в составлении алфавитного указателя к этому произведению оказал его учитель, известный ученый того времени Иван Ильинский.
Учитывая характер «Симфонии на Псалтирь», исследователи утверждают, что и по содержанию, и по форме это сочинение назидательное, поучительное .
Анализ этого произведения позволяет сделать вывод, что А.Кантемир не только прекрасно владел знаниями древнего библейского текста, но и смог грамотно его проанализировать. Изучая его биографию, становится понятно – в молодости Антиох прилежно изучал псалтырные стихи, которые и остались навсегда в памяти поэта. В дальнейшем они появлялись в светских стихах и прозе Кантемира, даже после знакомства с французской классицистической литературой, когда Кантемир становится ярким представителем новой литературы, по-европейски ориентированным на античные образцы.
2.2 Сатиры Антиоха Кантемира и их место в литературе XVIII века
Антиох считается основоположником такого вида литературы, как сатира. Его первые стихосложения обличали хулителей наук. Одной из самых известных работ является «На хулящих учения. К уму своего», в этом произведении он с иронией отзывается о тех, кто считает себя «мудрецами», но «В златоусте не уразумеют».
Самый расцвет его творческой деятельности пришелся на 1727-1730 годы. В 1729 году им была создана целая серия сатирических стихосложений. Всего он написал 8 сатир, вот самые известные из них: «На зависть дворян злоенравных» — насмехается над дворянами, которые успели потерять свое изначальное благонравие и сильно отстали от культуры. «О различии страстей человеческих» — это было своего рода посланием к архиепископу Новгородскому, в котором обличались все грехи и страсти высокопоставленных церковных служителей. «О истинном блаженстве» — в этом произведении писатель Антиох Дмитриевич Кантемир рассуждает над извечными вопросами бытия и дает ответ «только тот блажен в сей жизни, кто малым довольствуется и живет в тишине».
Из 8 сатир Кантемира первые 5 написаны в России в 1729-1731 годах и позднее сильно переработаны, 6-8-я — в Париже в 1738-1739 годах (впервые изданы на русском языке в 1762 году, до этого выходили во французском переводе в 1749 году, в немецком — в 1752 году). Приписываемая Кантемиру 9-я сатира (издана в 1858 году) ему не принадлежит.
Две первые сатиры («На хулящих учения» и «На зависть и гордость дворян злонравных») отличаются изобилием злободневных политических аллюзий, антиклерикальной направленностью, резкой критикой допетровской старины. В них автор осуждал действия тех представителей церковных и светских кругов, которые пытались после смерти императора Петра I препятствовать распространению научных знаний в России.
Рассматривая петровскую Табель о рангах 1722 года, Кантемир отстаивал идею физического равенства людей и внесословной ценности человека. 3-я сатира («О различии страстей человеческих»), практически лишённая политического подтекста, в духе Феофраста и Ж. де Лабрюйера представляет картину нравов, развёрнутую в череде персонажей, олицетворяющих общечеловеческие пороки. Сатиры, написанные Кантемиром в Париже («О истинном блаженстве», «О воспитании», «На бесстыдную нахальчивость»), представляют собой преимущественно морально-философские рассуждения, в которых оптимистичные воззрения ранних просветителей на человеческую природу (Дж. Локка и др.) корректируются пессимистичной нравственной философией античного стоицизма.
Присущие стилю сатир сложный, иногда латинизированный синтаксис и свободное смешение церковнославянской и просторечной лексики — результат стремления Кантемира к созданию особого поэтического языка.
В.Г. Белинский в своей статье о творчестве А. Кантемира обратил внимание на то, что светская русская литература не случайно начиналась не с оды, «плода весеннего», но с сатиры — «плода осеннего». Само содержание общественной жизни России после смерти Петра I (1725), непримиримая борьба сторонников и противников петровских преобразований требовали от передовых писателей активного противодействия придворным консерваторам и реакционерам. Пафос борьбы за просвещение и духовную свободу определил характер творчества молодого писателя .
В первой сатире «На хулящих учение» Кантемир создает яркие памфлетные образы противников науки и гонителей просвещения в России того времени. В качестве объектов сатиры выведены четыре типа представителей дворянского сословия. Не случайно сатира начинается и завершается впечатляющими образами священнослужителей. Реакционная верхушка русской церкви, по мнению Кантемира, олицетворяла собой догматизм и схоластику.
Священник Критон жалуется на то, что прихожане, которые в прежние времена были «тихи и покорны», свято и бездумно верили отцам церкви, утратили былое послушание.
Ныне, по мнению Критона, молодежь не следует заветам отцов, а проявляет любознательность, желая «всему знать повод, причину. Мало веры подая священному чину». Как ни странно, но Критона смущает даже то, что люди начинают проявлять интерес к главной книге Церкви — Библии. Отказ от слепой веры — путь к духовной раскрепощенности и, как следствие, снижение авторитета церкви.
Судя по высказыванию Критона,
Расколы и ереси науки суть дети,
Больше врет, кому далось больше разумети;
Приходит в безбожие, кто над книгой тает…
Другой враг образования и науки — помещик Силван. По его мнению, изучать явления природы и мира столь же нелепо и глупо, как «лепить горох в стену». Особенно бесполезна наука для дворянства, потому что умение доказывать справедливость своих суждений — дело «подлых», т.е. людей низкого происхождения. «Благородному» человеку — дворянину, как убежден Силван, достаточно утверждать или отрицать что-либо без всяких доказательств:
Довод, порядок в словах — подлых то есть дело,
Знатным полно подтверждать иль отрицать смело .
Третий из выведенных Кантемиром сатирических типов — гуляка Лука. Он восстает против науки, потому что, по его словам, она является помехой для веселой жизни. Занятия наукой требуют уединения, и люди науки ради «мертвых друзей» (книг) отказываются от веселых пирушек. Следует отметить, что за внешней шутливостью высказываний Луки кроется жесткая и непримиримая позиция. Выдвигая условия, при которых он предпочитает вину книги, Лука дает понять, что этого не произойдет никогда.
Четвертый тип, порожденный слепым подражанием Западу, безудержному мотовству и щегольству, — Медор. Он с явным пренебрежением отзывается о науке, и модного петербургского портного ставит выше римского государственного деятеля и оратора Цицерона, а известного в то время в Петербурге сапожника Егора ценит выше римского поэта Вергилия. Медор огорчен, что вследствие развития книгопечатания ему может не хватить бумаги для завивки волос:
Медор тужит, что чересчур бумаги исходит
На письмо, на печать книг, а ему приходит,
Что не в чем уж завертеть золотые кудри…
Кроме этих типов «хулителей науки», Кантемир разоблачает невежду и взяточника судью, который полагает, что его дело лишь подписывать бумаги, а разбираться в делах — обязанность секретаря. Язвительно и остроумно выведен образ епископа, прототипом которого был новгородский епископ Георгий Дашков. Кантемир издевается над стремлением церковных иерархов к пышности и торжественности во время своих «явлений народу», что должно вызывать страх и восхищение:
Епископом хочешь быть — уберися в рясу,
Сверх той тело с гордостью риза полосата
Пусть покроет, повесь цепь на шею из злата,
Клобуком покрой главу, брюхо — бородою…
С горечью и обидой сетует Кантемир на бедственное положение науки и просвещения в России:
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Изо всех домов с ругательством сбита;
Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы…
Однако итоговое суждение писателя оптимистично и знаменательно. В заключительной строфе сатиры Кантемир высказывает глубокую мысль о том, что преданность науке делает человека внутренне свободным и потому — непобедимым, бесстрашным:
Бесстрашно того житье, хоть и тяжко мнится,
Кто в тихом своем углу молчалив таится…
Во второй сатире — «Филарет и Евгений» («На зависть и гордость дворян злонравных») Кантемир выясняет проблему истинного благородства, истоки которого он видит в гражданских достоинствах дворянина, его способности и готовности служить Отечеству. Защищая петровскую Табель о рангах, позволявшую незнатным людям занимать высокие должности в государстве, Кантемир утверждает внесословную ценность человека. «Адам дворян не родил», — пишет Кантемир и добавляет, что потомками его были простые землепашцы:
От них мы сплошь пошли, один поранее
Оставя дудку, соху, другой попозднее.
Сатира написана в форме диалога между дворянами Евгением и Филаретом. Евгений не может примириться с тем, что с ним не считаются, обходят чинами и милостями, хотя он имеет много знатных предков. Филарет говорит своему приятелю о том, что достойным и благородным делают человека заслуги и добродетели, а не знатное происхождение. Высмеивая лень, мотовство и безделье молодых щеголей-дворян, Кантемир рисует яркие, выразительные картины их жизни и поведения.
В сатире «О воспитании» Кантемир утверждает, что поведение человека в обществе зависит не от врожденных свойств, но от воспитания, которое, по мнению писателя, нужно начинать с младенческих лет. Задачи воспитания сатирик видит в том,
Чтобы сердце, страсти изгнав, младенчее зрело
В добрых нравах утвердить, чтоб через то полезен
Сын твой был отечеству, меж людьми любезен
И всегда желателен, — к тому все науки
Концу и искусства все должны подать руки .
Особое место в сатире занимает тема Петра I. Кантемир считает Петра выдающимся педагогом и реформатором, вся деятельность которого была примером для русского народа. Петр, по словам Кантемира, «… сам странствовал, чтоб подать собою Пример в чужих брать краях то, что под Москвою сыскать нельзя…»
В своем творчестве Кантемир следовал принципам эстетики французского классицизма. Основу философских представлений сатирика составляла философия рационализма (Декарт), признающая высшим критерием поведения человека разум.
По стилю и композиционному строению сатиры Кантемира также соответствуют правилам классицизма. Они начинаются вступлением в форме обращения к конкретному или абстрактному адресату. Благодаря этому, сатиры Кантемира, даже те, которые написаны не в форме диалога, носят характер разговора, беседы. После вступления следует само повествование, в котором сатирик разоблачает и высмеивает носителей различных пороков. Причем объекты сатирического осмеяния не связаны между собой сюжетной линией, а даны в виде портретной галереи. Заключительная часть сатиры имеет форму морального рассуждения, в котором излагаются положительные идеалы самого автора .
В соответствии с таким построением все сатиры Кантемира имеют двойные заглавия: первое называет адресат («К уму своему», «К солнцу», «К музе своей» и т.д.), а второе определяет тему («На хулящих учение», «О воспитании», «О опасности сатирических сочинений» и т.д.).
Следуя советам теоретика классицизма Буало, Кантемир наделяет большинство своих героев греко-латинскими именами: Критон, Силван, Медор, Филарет и т.д. Однако живые, остроумные и язвительные портретные характеристики делали героев сатир Кантемира легко узнаваемыми читателями России того времени. Эту черту сатир Кантемира подметил Белинский, по словам которого, «несмотря на подражание латинским сатирикам и Буало, он умел остаться оригинальным, потому что был верен натуре и писал с нее».
Сатиры Кантемира написаны доходчивым для читателя середины XVIII в. языком. Отчасти это объясняется обширным использованием пословиц и поговорок, живой разговорной речи («исправит горбатого могила», «двух денег не стоит», «лепя горох в стену», «пялит глаза», «скалит зубы», «не прибьешь их палкой к соленому мясу» и т.д.). При этом, однако, Кантемир сознательно усложнял синтаксические конструкции своих стихов, часто использовал инверсию. Сатиры Кантемира написаны архаичным уже для того времени тринадцатисложным силлабическим стихом. Правда, поэт ввел дополнительные ударения на 5-м и 7-м слогах, что придает стихам сатир некоторую ритмическую упорядоченность и музыкальность .
Всего Кантемир написал около 150 произведений, среди которых есть и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы, оды и переводы с французского языка. Они сохранились по сей день, однако несколько его крупных переводов были утеряны. Есть подозрения, что они были уничтожены умышленно.
Например, до сих пор неизвестна судьба рукописей «Эпиктет», «Персидские письма», а также многих других переводов статей с французского языка на русский.
Некоторые свои произведения Антиох Кантемир подписывал под именем Харитон Макентин, что является анаграммой его имени и фамилии. Он гордился своими трудами, однако они не увидели свет: были утеряны, практически, все страницы рукописей.
Еще одним направлением творчества А.Кантемира стал перевод зарубежных произведений, в основном с французского. Самая известная работа, утвердившего его как отличного переводчика — это перевод Фонтенеля. Антиох Кантемир не только выполнил грамотный пересказ книги «Разговоры о многообразии миров», но также и дополнил каждый ее раздел собственными мыслями и комментариями.
Биографов и исследователей всегда поражал тот факт, как мог Антиох в таком окружении столь органично воспринять русский язык — не только овладеть им, но и запечатлеть в произведениях яркие образцы литературно-книжной и разговорной речи XVIII в. И это несмотря на 12-летнее пребывание писателя за границей на дипломатической работе. Русский язык всегда оставался для писателя родным. Не говоря уже о том, что все его произведения (в том числе научные и философские) написаны на русском языке, об этом же свидетельствует, в частности, его переписка с сестрой. Они обменивались письмами по-новогречески и (в основном для упражнения) по-итальянски, но в трудные минуты и по особенно серьезным вопросам Кантемир обращался к родному для него русскому языку. Вот начало одного из последних его писем (1744): «Будучи я весьма слаб, а наипаче сего дня, не в состоянии много писать, для того ответствую по-русски» .
Нельзя забывать, что в решающий период жизни Кантемир находился в гуще русского общества. Раннее детство его прошло под Харьковом. С 1713 г. семья переезжает в Москву, причем отец нередко берет Антиоха в курские и орловские деревни. Уже тогда русский быт, живая, простая речь прочно входили в сознание будущего писателя. Авторы биографий приводят также следующий символический эпизод, относящийся к детству Антиоха. В бытность учеником Славяно-греко-латинской академии (в 1718 или 1719 г.) он выступал там в день Дмитрия Солунского с чтением стихов («Панегирического слова») в присутствии Петра I. Уважение к Петру было в семье Кантемиров неизменным и оставило глубокий след в творчестве Антиоха.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:
Таким образом, на основании вышеизложенного в первой главе можно сделать следующие выводы
Вклад Антиоха Кантемира в развитие и становление древнерусской, да и современной литературы, сложно переоценить. Ведь вопросы, поднимаемые в его произведениях, актуальны и по сей день: обращение к служителям власти, неправомерные действия чиновников и их членов семьи и т. д. Кантемир является праотцом такого вида литературы, как сатира. Может возникнуть вопрос, чем же мог быть недоволен титулованный князь, и для чего же он писал сатиру? Ответ находится в его трудах, в которых он признается, что только истинное чувство гражданина придает ему смелости писать столь пронзительные сатирические произведения. Его литературное наследие составляет более полторы сотни произведений, среди которых 8 сатирических стихосложений, 5 песен (оды), 6 басен, 15 эпиграмм (3 из которых называются «Автор о себе», и представляют собой три части единого произведения), около 50 переводов, 2-3 крупных перевода произведений с французского языка, авторы которых были современниками Кантемира.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф