Заявка на расчет
Меню Услуги

Национальная политика в Исламской республике Иран. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   


Теперь рассмотрим конкретные инструменты национальной политики на современном этапе. Во-первых, что касается сферы языков, ст. 15 Конституция ИРИ гласит, что в школах и университетах должны преподаваться все языки национальных меньшинств, проживающих Иране (арабский, курдский, азербайджанский), а для национальных школ должно осуществляться право вести обучение на языке соответствующей нации. Самая острая проблема с использованием языка всегда стояла для арабов и азербайджанцев. В 2013 году по поводу решения Х. Роухани о внедрении во всех местных школах и университетах преподавания национальных языков, развернулось много споров среди элиты. Внутри Ассамблеи Персидского языка многие ее члены начали выступать против этой меры, они выступили с тезисом о том, что расширение лингвистических прав – это угроза персидскому языку. После этих событий, активисты собрали 10 тыс. подписей граждан с просьбой к президенту о том, чтобы он продолжал намеченную им самим политику по реализации лингвистических прав. Азербайджанские студенты собрали 1800 подписей с требованием того, что «Х. Роухани должен воздержаться от восприятия меньшинств как угрозы безопасности», а также требовали выполнить предвыборные обещания и признать тюркский язык в качестве официального на территории Иранского Азербайджана. Удалось добиться некоторых незначительных сдвигов. К 2015 г. был опубликован учебник по Курдскому языку и литературе в рамках официальной школьной учебной программы, а также в Курдском университете открылись курсы курдского языка, но это не стало причиной их полного удовлетворения, тем более для остальных национальных меньшинств. В арабском Хузестане долгое время был запрещен арабский язык, а религиозное меньшинство — сунниты были не признаны со стороны государства, и, соответственно, не защищены. В то время как Конституция гласит, что арабский язык – разрешен по всей стране в качестве религиозного, а на местном уровне любые национальные языки должны быть основными. Сегодня богатая природными ресурсами провинция недовольна несправедливым перераспределением ресурсов, закрытием арабских школ и запретом преподавания на арабском языке. Азербайджанцы, также, как группа с сильным чувством национальной идентичности, стремятся увеличить количество азербайджанских школ в стране. Для них, как и для арабов, главная проблема – сохранение языка. Несмотря на много общего с персами (например, шиитский ислам), азербайджанцы сохраняют в себе особое этническое сознание, построенное на основе тюркского языка и культуры.

Второй, после языков, аспект — это религиозные институты. Гонения на церкви, секты и другие религиозные организации в основном проводились в постреволюционный период правления рахбара Р. Хомойни и в период президентства М. Ахмадинежада. Х. Роухани, придя к власти, начинает решать вопрос дискриминации религиозных меньшинств. За два года правления Х. Роухани в стране было проведено около двухсот заседаний по диалогу религий. Были предприняты некоторые меры по улучшению положения суннитского меньшинства, разрешены арабские школы (арабы преимущественно сунниты), арабский язык, стало меньше проблем с поиском работы, также несколько глав провинций являются суннитами. Многие суннитские богословы в Иране призывают и готовы к интеграции суннитов и шиитов для мирного сосуществования, они считают противостояние внутри ислама – искусственно сконструированным политическим механизмом. Но ни арабы как национальное меньшинство, ни сунниты как религиозное, пока официально не имеют права занимать высшие государственные должности центральной власти.

Третий аспект — это проблема неравномерности социально-экономического развития провинций, которая на протяжении долгого времени не решалась еще со времен династии Пехлеви, она остается актуальной по сей день. При правлении Пехлеви ситуация с благосостоянием народа в провинциях была еще хуже, во многих останах было очень мало школ и больниц, неразвитая инфраструктура, мало рабочих мест и даже голод. Конечно, в связи с тем, что этнический фактор все еще влияет на территориальное устройство, то проблема выходит на этнополитический уровень. Страна делиться на провинции, в каждой из которых есть коренное население как национальной большинство. Социально-экономические проблемы в провинциях способны обострять сепаратистские настроения, основанные на этнических принципах. Особенно это касается богатых природными ресурсами территорий. Главным аргументом многих национальных движений к политической и культурной автономии остается несправедливое перераспределение ресурсов при высоком природном потенциале конкретных территорий (Хузестан, Азербайджан, Кудристан). Национальные движения данных провинций требуют расширение прав на распоряжение собственными природными ресурсами. А также, существует недостаточность инвестиций в некоторые области из общенационального бюджета, которые остаются наиболее неблагополучными в социально-экономическом смысле. К ним относятся такие активные, в сепаратистском отношении, провинции, как Курдистан, Систан и Белуджистан (см. приложение Г – показатели экономического развития по останам). Из перечисленного выше втыкает слабая культурная и политическая автономность и невозможность нормального экономического и социального развития регионов. На фоне вышеперечисленных проблем, появляется и усиливается основное требование национальных движений – удовлетворение их конституционных прав, у некоторых, – вплоть до права на самоопределение, например, у арабов, белуджей, азербайджанцев и курдов.

В данных условиях в стране активизируются национальные движения и сепаратистские группировки. Приведем некоторые примеры группировок и их основных требований.

Партия Свободной Жизни Курдистана и Партия Рабочих Курдистана являются террористическими организациями. Но курды в Иране довольно разобщены, любые объединения курдов активнее и успешнее действуют в Сирии, Турции и Ираке, в Иране – самые слабые, за счет сильного давления центральных властей. Поэтому, в Иране для курдского самовыражения активнее применяются культурные каналы коммуникации по принципу «мягкой силы» (открытие разных культурных центров, культурная пропаганда и тд.), происходит обмен между курдами Ирака и Ирана. Довольно успешное курдское национальное движение, сложившееся в Ираке, выраженное в существовании автономного Курдистана с собственным президентом, поднимает общее курдское самосознание в остальных странах (Турции, Сирии, Иране). На сегодняшний день на территориях, где проживают курды, то есть, в основном на западе Ирана, остается много экономических и социальных проблем. Слабо развита инфраструктуа, мало образовательных и медицинских учреждений, а курды-сунниты недовольны положением по политическим и религиозным правам и свободам (курды-шииты в меньшей степени, потому что они не являются религиозным меньшинством). В целом, иранские курды менее радикальны в отношении требований защиты своих прав или борьбы за автономию, по сравнению с иранскими азербайджанцами, арабами, или теми же курдами, проживающими в Ираке, Турции и Сирии.

В Белуджистане также существует ряд сепаратистских, религиозных и национальных организаций. В Иранском Белуджистане зачастую происходят нападения на шиитов или представителей иранской власти со стороны белуджских суннитов. Например, группировка «Джандалла», которой оказывается помощь из Пакистана. Также существует группировка «Джейш-оль-адл» («борцы за права белуджей»), которая базируется в Пакистане и делает вылазки в Иран. Главная цель организаций – создать независимый Белуджистан. В начале периода правления Х. Роухани, группировка «Джандалла» перешедшая границу со стороны Пакистана и устроила резню иранских пограничников, после чего, 14 ее представителей были повешены в Иране.

На одном из курдских информационных ресурсов в марте 2017 года появилась статья, рассматривающая ситуацию вокруг национальных меньшинств Белуджистана. В ней говорится о том, что Х. Роухани не выполнил ничего, из того, что обещал. Белуджистан и Курдистан голосовали за него на выборах как самые активные провинции, а в итоге в Кабинете министров не представлено ни курдов ни белуджей, по словам автора. Также он пишет, о том, что губернатор в Белуджистане – никому не известный человек, которого назначили из центра. Особенно, автор поражен ужесточением контроля на границах между Ираном, Афганистаном и Пакистаном при Х. Роухани, и тем, что приграничную торговлю на территории Белуджистана полностью контролирует КСИР, как и многие отрасли экономики в Иране, не оставляя возможности местному населению.

Если говорить о туркменах, то на современном этапе уже не удается наблюдать особо выраженной национальной идентичности туркмен, в отличии от курдов, белуджей, арабов и азербайджанцев. Туркмены говорят в основном на фарси, интегрированы в персидское общество, но остаётся вопрос урезания политических и гражданских прав, чем недовольно туркменское население, в провинциальных школах нет обучения на туркменском языке, а также существует много религиозных туркменских группировок, которые сотрудничают со своими единомышленниками из Средней Азии и Афганистана.

Провинция Хузестан, населенная арабами, недовольна главным образом экономическим положением. Хузестан является самым богатым, с точки зрения полезных ископаемых, районом на юго-западе Ирана. Как и во всех остальных провинциях, имеющих большие запасы ресурсов, но не получающих от них доходов, так как доходы получает центральное правительство, а добыча осуществляется старым оборудованием, загрязняющим окружающую среду, уровень жизни в Хузестане остается низким. Почти все государственные посты в провинции занимают персы, назначенные центральной властью. Поэтому происходят частые столкновения арабов с властью. В 2005 году в апреле прошли 4-дневные массовые манифестации против центрального правительства в Хузестане. С 2005 года началась активная террористическая деятельность, в основном теракты были совершены организацией Арабский народный демократический фронт. Ее главная цель – полная независимость Хузетсана от Ирана. Все арабские националистические движения понимают, что персы считают арабов «людьми второго сорта». Вторая террористическая организация Хузестана – Арабское движение борьбы за освобождение Ахваза, которая взяла на себя ответственность за теракты в 2006 г. в городах Абадан и Дезфул. Затем, на фоне Арабской весны в 2011 году, в Хузестане также прошли массовые демонстрации, где выражалась память и поддержка апрельских событий 2005 года. Есть также арабская национальная политическая партия Партия Ас-Садех. За свою независимость Хузестан сражается еще с 40-х годов XX века. В феврале 2017 года состоялось крупное многодневное восстание арабов против шиитской власти. Организация «Minority Voices» разработала доклад, в котором говориться о низких социально-экономических показателях в остане Хузестан, о нарушениях прав человека, бедности, безработице, и суицидах, а также о репрессиях в отношении суннитов.

8 марта 2017 г. состоялось Пленарное заседание в Швейцарском парламенте на тему «Меньшинства в Иране в течении правления Хасана Роухани», на котором выступал один из членов Демократической Партии Солидарности Аль-Ахваза — Д-р Абдиан, а также присутствовал лидер партии Демократической Партии Курдистана, представители общин белуджей, азербайджанцев и туркмен. Д-р Абдиан выдвинул следующие тезисы: «в Иране царствует расизм со стороны персов»; «режим назвал нас вместо арабов персами, чтобы уничтожить нашу идентичность»; «90% иранского нефтегазового ВВП – из недр Ахваза, при крайней его нищете»; «мы верим в ненасильственную борьбу, которая способна создать справедливое общество как в Канаде или Швейцарии»; «нет никакого прогресса от правления Роухани»; «проблема в том, что власть думает, что все меньшинства – сепаратисты»; «арабы и сунниты не упоминаются как меньшинства, которых надо защищать». Также он упомянул ситуацию, когда Совет по правам человека в Иране опубликовал Доклад, в котором арабы не упоминались как национальное меньшинство, что возмутило арабскую общину, и было расценено как ассимиляция арабов.

В другой статье, под названием «Rouhani fail with human rights», авторы, проделавшие анализ сферы реализации прав человека в Иране, предполагают, что именно службы безопасности, которыми распоряжается духовный лидер, мешают Х. Роухани, и когда-то мешали М. Хатами, защищать права меньшинств.

Подводя итоги анализу современной политики Исламской Республики Иран, все-таки стоит признать, что с приходом президента Х. Роухани в 2013 этнополитическая ситуация в стране в некоторой степени изменилась, но не существенно. Расширились политические и культурные права многих этнических и религиозных групп, постепенно увеличивается их представительство в исполнительной, а особенно в местной власти, равномерно открываются новые образовательные и медицинские учреждения во всех провинциях Ирана, в некоторых учебных заведениях разрешено преподавание на местных языках.

Необходимо добавить, что помимо национальной политики есть много других достижений современного правления. Президенту удалось завершить полную изоляцию страны от внешнего мира, страна открылась для притока новых инвестиций, производятся совместные с другими странами проекты по развитию науки и высоких технологий, новых стратегических разработок, в Иране также очень распространено университетское образование среди населения и тд. Это все способствует прогрессу. Появилось много рабочих мест, удалось решить некоторые социально-экономические проблемы, в том числе, в провинциях, значительно повысилось представительство женщин на всех уровнях государственной власти, женщины начали занимать высшие государственные должности. 19 мая прошли выборы президента. Х. Роухани был снова избран народным голосованием, его поддержали 57% населения. Показателен тот факт, что на следующую ночь иранцы устроили масштабные праздники по всей стране, толпы нарядных людей с флагами Ирана и с портретами президента выходили на улицы и ликовали.

Фундаментальных изменений в сфере национальной политики с приходом Х. Роухани не произошло, меры по реализации конституционных прав меньшинств оказались скорее поверхностными, ассимиляторские механизмы все также превалируют над интеграционными, оказалось достаточно сильным противостояние внутри элит и отсутствие консенсуса во власти в отношении национального вопроса. Но все же, достижения нового президента в других сферах, перечисленные выше, показывают некоторую действительную либерализацию политического курса, и, вместе с тем, данная тенденция говорит о возможных импульсах к расширению прав, свобод и возможностей для национальных и религиозных меньшинств в ближайшем будущем.

 

Заключение

 

В настоящей работе был проведен анализ истоков национальной политики от периода правления династии Пехлеви. В этот период наметились некоторые концептуальные основы интеграции общества для укрепления единства государства и налаживания мирного сосуществования этнических групп внутри страны. Главным интегратором общества выступила шахиншахская идея возрождения цивилизационного величия Персидской империи с акцентом на великие достижения прошлого, этические принципы зороастризма, а главное – на абсолютную власть мудрого и достойного шахиншаха («царя царей»). Произведена попытка построения иранской гражданской нации на фундаменте арийского величия персов, основой данной политики стал культурно-лингвистический национализм. Главными ее мотивами являлись укрепление национального единства, независимости и стабильности государства, что стало важной стратегической целью в международном измерении. Данная политика стала достаточно успешной с точки зрения интеграции иранского общества.

Второй стадией формирования курса национальной политики и создания иранской идентичности стало правление духовного лидера аятоллы Р. Хомейни, осуществляемой после Исламской революции 1979 г. Во-первых, в Конституции 1979 г. происходит институциональное закрепление принципов по обеспечению прав и свобод национальных и религиозных меньшинств, что является значительным достижением. Во-вторых, к культурному фундаменту интеграционной политики, который был заложен при шахе М. Р. Пехлеви, добавляется ислам шиитского толка как высшая ценность, объединяющая всех иранцев. На основах шиитского ислама построено законодательство, духовный лидер нации возвышается над классической системой разделения властей и решают все ключевые вопросы в стране, он является главой государства. Таким образом, происходит повсеместная шиитизация всех сфер общественной жизни для скрепления населения в единую иранскую нацию в гражданском ее понимании.

В ходе исследования также было выявлено, что президент как политическая фигура имеет значительное влияние на формирование курса и реализацию национальной политики в стране. Это показали результаты относительно либерального правления М. Хатами в отношении национальных и религиозных меньшинств. Ему удалось значительно расширить их права. А также это показывает правление М. Ахмадинежада, при котором происходит обратный процесс, усиление авторитарных механизмов управления, а основой национальной политики становится персидский национализм. У обоих президентов происходит столкновение с духовной элитой. Данная тенденция прослеживается и на современном этапе. Поэтому, отсутствие консенсуса в среде политического истеблишмента становится проблемой для реализации конституционных прав национальных и религиозных меньшинств на практике.

Кроме того, международной фактор в значительной степени обуславливает национальную политику государства ИРИ. Вокруг страны на сегодняшний день разворачиваются мощнейшие конфликты, Иран окружают нестабильные многонациональные государства, которые находятся на пороге распада, что способно задать в будущем импульс для проблем внутри ИРИ, в основе которых лежит этнический фактор. Поэтому, грамотная национальная политика необходима на сегодняшний день.

У власти ИРИ остаются большие опасения на счет возможного сепаратизма, и как следствие, — происходит сильная вербализация в официальном дискурсе угрозы целостности страны. Чрезмерные опасения по этому поводу влияют на радикализацию центробежных сил за счет сильного давления со стороны центральной власти на локальные сообщества и ограничения их в культурных, политических и экономических правах. Удалось выяснить, что ужесточение мер по отношению к национальным меньшинствам и сокращение возможностей воспользоваться конституционными правами, усиливает стремление национальных меньшинств выйти из общего политического поля для более благоприятного социального, культурного и экономического развития, особенно тех провинций, которые богаты природными ресурсами. Делается постоянный акцент на угрозе сепаратизма, вместо того, чтобы расширять требуемые меньшинствами права в сфере политики, экономики, образования, языка и культуры для их гармоничной интеграции как единой гражданской многонациональной общности. Наглядным примером может послужить канадское многосоставное общество, где национальные провинции федерации обладают широкими правами, правом свободного использования собственного языка, правом самостоятельно распоряжаются природными ресурсами и решать политические вопросы местного значения и тд., подобная политика способствует минимизации сепаратистских настроений.

В широком смысле, вся настоящая работа — это рассмотрение политического поля в плоскости отношений: «официальная власть и политический дискурс» – «положение этнорелигиозных групп в этом общем политическом поле вместе с их политической и гражданской состоятельностью или несостоятельностью». Был проведен анализ причин стремления этих групп выйти из общего политического поля Исламской Республики Иран и создать собственное этнополитическое пространство. Это, в первую очередь, касается Курдистана, Южного Азербайджана и Белуджистана, которые имеют потенциальные территории для воссоединения с ними и построения собственной суверенной государственности в будущем. Также это касается арабской провинции Хузестан, в котором на сегодняшний день сложились самое активное национальное движение. Данная проблема выходит на международный уровень.

На современном этапе некоторые этнические группы в Иране не перестают активно защищать свои интересы и выдвигать новые требования к центральной власти; происходит поиск каналов осуществления самостоятельного управления локальными территориями, а также мобилизация масс на этнической почве. Сегодня явные сепаратистские настроения мы можем наблюдать уже далеко не у всех этнических групп, они остались сильны у азери, арабов, курдов и белуджей, другие же группы слабо это демонстрируют. Многие из них органично интегрированы в общество, особенно, если живут в больших городах.

Позволю себе привести пример Индии, о которой писал Роберт Даль, как об уникальном феномене. Он отметил глубокую приверженность общества к ценностям демократии. Это страна со сложнейшей социальной структурой, она сочетает в себе, помимо кастового деления, неисчислимое множество этнических, лингвистических и конфессиональных элементов. Но граждане, довольно сильно скреплены национальной идеей, построенной на индуизме и демократии. Они образуют очень плотное интегрированное сообщество, минуя многие конфликты, которые могли бы возникнуть исходя из сложнейшей структуры индийского общества. Подобная модель общественного устройства могла бы подойти и для Ирана. Кончено, это сильное обобщение, так как Иран имеет много своих специфических особенностей. Но, все-таки, если создать условия, в которых меньшинства Ирана готовы на гармоничную интеграцию, при этом с необходимой культурной и языковой автономией, расширением политических и гражданских прав, а главное с реально действующими на практике демократическими институтами, то возможно обеспечить мирное сосуществование и защитить целостность страны.

Таким образом, если удастся реализовать на практике конституционные права меньшинств, станет возможным укрепление безопасности и целостности государства, и вместе с тем, прекращения конфликтов на этнической и религиозной почве.

Попытки реформирования в данном направлении делал М. Хатами, а также нынешний президент — Х. Роухани, который добился значительных успехов. Но этого пока недостаточно в силу того, что необходим консенсус правящих элит и общая позиция исполнительной власти и рахбара.

Вспомним великих философов, которые писали о праве народов на самоопределение как об одном из фундаментальных и естественных прав. Или Декларацию ООН по правам коренных народов, которая является основным документом, защищающим права народов, входящих в состав многонациональных государств. Там не сказано о том, что культурные, политические или экономические права национальных меньшинств и коренных народов в ареалах их проживания могут ограничиваться. В документе говориться об их правах на самоопределение, на свободное определение культурного, социального, экономического развития (ст.3), а также они имеют право не подвергаться насильственной ассимиляции (ст. 8) и тд.

Необходимо обеспечить баланс прав в стране, чтобы принцип государственной целостности не реализовывался за счет нарушения фундаментальных прав человека и прав народов на самостоятельное развитие. Государственная целостность и стабильность должны стать, скорее результатом усовершенствованного функционирования на практике уже созданных иранских демократических институтов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абилов И. Этнический фактор во взаимоотношениях Турции, Азербайджана и Ирана (2001-2013). Вестник полоцкого университета №1. – 2015. – 8-15 с.
  2. Алиев С.М. История Ирана XX век/Алиев С.М., А.З. Егорин, Г.В. Миронова – М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004. – 648 с.
  3. Асатрян Г. С., “Этническая композиция Ирана: От ‘Арийского простора’ до Азер- байджанского мифа”/ Г. Асатрян, ЕГУ Кафедра иранистики; Отв. ред.: А. Г. Арешев, В. А. Аракелова. Ереван: «Кавказский центр иранистики» 2012. – 130 с.
  4. Атаев С. К. О политике иранского правительства в отношении белуджей в 40-60-х гг. ХХ в.: автореферат диссертации/ ВАК РФ: 07.00.03. – Всеобщая история.
  5. Атаев С. К. Социально-экономическое и политическое положение белуджей Ирана в 20-30-х гг. ХХ в.: автореферат диссертации/ ВАК РФ: 07.00.03
  6. Ачкасов В.А. Этнополитология: учебник для бакалавров / В.А. Ачкаосв. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – с. 42-70.
  7. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. — М.: КАНОН ПРЕСС-Ц, 2001
  8. Боев Э.Б. Представления о роли и месте монархии в Иране в работах последнего Иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви//Вестник нижегородского университета им. Н.И Лобачевского № 2. – 2014. – 257-261с.
  9. Боев Э.Б., Воронкова Г.В. Национальная политика шахского режима 1925-1979 гг. //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12. Ч. 1. С. 25-31.
  10. Васильев Л. С. История Востока. М.: Высшая школа. – 1994. — Т.1. – 495 с.; Т. – 495 с.
  11. Бурдье П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993. — 160 – 210 с.
  12. Воскресенский А.Д. Восток и политика: сборник статей. М.: «Аспект-Пресс». – 2015.
  13. Воскресенский А.Д. Конфликты на востоке: этнические и конфессиональные: учебное пособие. М.: «Аспект-пресс». – 2008.
  14. Гаджиев. Национальная идентичность: концептуальный аспект [Электронный ресурс]//журнал Вопросы философии. – 2011. № 10. – Режимдоступа: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=400
  15. Галкина Е.С. Становление нации и пути национализма в Иране/ Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. — №32_за_2011 г. — Рязань: Рязанский государственный университет им. С.А .Есенина . – сс. 87-91.
  16. Гусев Л. Права религиозных меньшинств в Иране//[Электронный ресурс]: АПН Казахстан, 2006 – 19 января. Режим доступа: http://www.apn.kz/opinions/article527.htm
  17. Даль Р. О демократии/ Пер. с англ. А.С. Богдановского; под ред. О.А. Алякринского. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 208 с.
  18. Жигалина О. И. этносоциальная эволюция иранского общества: научное издание/отв.ред. М.С. Лазарев. — М.: «Восточная литература» РАН, 1996. — 164 с.
  19. Жигалина О. И. Этнокултурная конфликтность в современном Иране/ сборник: Конфликты на востоке: этнические и конфессиональные: учебное пособие. М.: «Аспект-пресс». – 2008 М., 2008.
  20. Каменева М.С. Национальные традиции и языковая политика в Иране 20-е – начало 80-х гг. XX в. // Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. М.: Наука, 1983. С. 140-145.
  21. Кокайслова П., Кокайсл П. Этническая идентичность белуджей//Центральная Азия и Кавказ Т. 15, вып. 3, Прага, — 2012. – 50-62 с.
  22. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. – М.: МПСИ. 1999
  23. Мамедова Н. М. Социально-экономическая модель Ирана к вопросу о региональной неравномерности экономического развития. М.: Аспект-пресс., — 2012. – 11-15с.
  24. Мехди Санаи Мусульманское право и политика: история и современность: учебное пособие/М.: Садра, — 2015.
  25. Мид Дж. Философия настоящего. М.: Серия социальная теория ВШЭ. – 2014. – 310.
  26. Мосаки Н.З . Гидропроекты на территории иранского Курдистана. Курдистан: ресурсы и политика. М.: ИБВ. – 2005. – 280 – 300с.
  27. Мутагиров Д. З. Права и свободы человека: теория и практика. Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос. – 2006. – 420-450с.
  28. Нечитайло Иран: суннитские группировки в Хузестане [Электронный ресурс]/ Режим доступа: iimes.ru/rus/stat/2012/08-01-12b.htm.
  29. Оришев А.Б. Политика нацистской Германии в Иране// вопросы идеологического проникновения элементов германского национал-социализма в шахский Иран накануне Второй мировой войны. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005..
  30. Раванди-Фадаи Л.М. Раванди-Фадаи Л.М. Этнос, нация, национализм: иранский взгляд//Ислам на Ближнем и Среднем Востоке № 9, — 2015. – 193-206 с.
  31. Раванди-Фадаи Л.М. Партии и политические группировки в Иране: монография/отв.редакторы Н. Маедова, Л. Кулагина. – М.: ИВ РАН. – 2010. – 216 с.
  32. Сеидов Р. А. О национальном формировании азербайджанцев в Иране // Вопросы национально-освободительного движения на Ближнем и Среднем Востоке. Баку 1985. – сс. 36-60.
  33. Терещенко Н.И. Лингвистическое и национальное самосознание этносов современного Ирана: источник конфликта или орудия мира? [Электронный ресурс]/ Журнал: Язык и текст. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21953101
  34. Фролова В.А. Белуджский язык. — М.: ИВЛ, 1960. – 5-40 с.
  35. Хатами Мохаммад. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: РОССПЭН, 2001 242 с.
  36. Ягуб Г. И. Национальная политика СССР в Иране и ее влияние на развитие демократического движения в иранском Курдистане после Второй мировой войны
  37. Atkin M. Tajikistan`s Relations with Iran and Afghanistan // The New geopolitics of Central Asia / edited by Ali Banuazizi and Myron Weiner. Indiana University Press. 1994. p. 91-118.
  38. Canfield Robert. L. Turko-Persian in Historical Perspective, Cambidge University, 1991
  39. Chandra K., Wilkson S. Measuring the Effect of Ethnicity// Comparative Political Studies. 2008. Vol. 41. P.523
  40. Charles Hirchkind. The ethnical soundscape //Columbia University Press.
  41. Clark B. Iranian Foreign Policy towards Tajikistan and Afghanistan. – 82 -85с.
  42. Foreign Affairs Journal
  43. Foroughi P. Tajikistan: Nationalism, Ethnicity, Conflict and Socio-economic disparities – Sources and Solutions // Journal of Muslim Minority Affairs. Vol.22. 2002. P.39-61.
  44. Hamid Ahmadi. Iranian Review of Foreign Affairs. Islam and Nationalism in Contemporary Iranian Society and Politics.
  45. Mohammed Reza Pahlavi. The White Rwvolution [of Iran]. – Teheran: Imperial Pahlavi Library, 1967. – 177 p.
  46. Pain E.A. Nations, civic nationalism and democracy//Russia in Global Affairs. Vol. 11, No. 2//НИУ ВШЭ. – 2013.
  47. Tribes and State Formation in the Middle East// Edited By Philip S. Khoury and Joseph Kostiner UNIVERSITY OF CALIFORNIA PRESS/ Oxford 1991 The Regents of the University of California

Список электронных ресурсов:

  1. Ахмадинежад назвал Холокост мифом. Реакции [Электронный ресурс]/РИА Новости. – 2013. – 25 сентября. Режим доступа: https://ria.ru/trend/Holocaust_reaction_Iran_Israel_141205/
  2. «Кейхан» газета [Электронный ресурс]/ Kayhan International. Режим доступа: http://kayhan.ir/en
  3. Конституция Исламской Республики Иран: офиц.текст, принят 15 ноября 1979 Заседанием Конституционного Собрания ИРИ [Электронный ресурс]/ Посольство Исламской Республики Иран, Москва. – 2017. Режим доступа: http://www.ru.moscow.mfa.ir/index.aspx?fkeyid=&siteid=410&pageid=12686
  4. Официальный сайт президента ИРИ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://president.ir/en/
  5. Al-Ahwaz: Iran’s best-kept dirty secret [Электронный ресурс]/Minority voices newsroom. Режим доступа: http://minorityvoices.org/news.php/fr/715/al-ahwaz-irans-best-kept-dirty-secret
  6. Arrest of a number of Christian converts in Kermanshah [Электронный ресурс]/Christian Telegraph.- Режим доступа: http://www.christiantelegraph.com/issue15642.html
  7. Christian Solidary Worldwide [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.csw.org.uk/home.htm
  8. Сhristian Converts Face Criminalization of their Faith in Iran [Электронный ресурс]Center for Human Rights in Iran. – 2016. – 13 January. Режим доступа:https://www.iranhumanrights.org/2013/01/cost_of_faith/
  9. Iran in General Debate of the 71st Session [Электронный ресурс]/ General Assembly of the United Nations. – 2013. – September, 24. Режим доступа: https://gadebate.un.org/en/68/iran-islamic-republic
  10. IRAN [Электронный ресурс]/Open Doors официальный сайт. Режим доступа: http://www.opendoorsuk.org/persecution/worldwatch/iran.php
  11. Minorities in Iran During Hassan Rouhani’s presidency“ a Panel in Swiss Parliament [Электронный ресурс]/AHWAS NEWS. – 2017. – March, 27. Режим доступа: http://www.ahwaznews.tv/2017/03/minorities-in-iran-during-hassan.html?m=1
  12. Mohammad Rafi. An Old Predilection Based on an Aryan Myth and its Resurrection in Virtual Space: Iran’s Historical Affinity for Germany [Электронный ресурс]/ Telospress – March, 2012. Режим доступа: http://www.telospress.com/an-old-predilection-based-on-an-aryan-myth-and-its-resurrection-in-virtual-space-irans-historical-affinity-for-germany/
  13. Open Doors опубликовала список стран, наиболее притеснявших христиан в 2012 году [Электронный ресурс]/Katolik.ru. – 2013. – 8 января. Режим доступа: http://www.katolik.ru/mir/113409-open-doors-opublikovala-spisok-stran-naibolee-pritesnyavshikh-khristian-v-2012-godu.html
  14. Open Doors опубликовала ТОП-10 самых опасных стран для христиан [Электронный ресурс]/ Katolik.ru. – 2014. – 6 июня. Режим доступа: http://www.katolik.ru/mir/119290-open-doors-opub
  15. Rouhani’s primary steps towards linguistic rights for minorities in Iran [Электронный ресурс]/Rouhani Meter. – 2015. – August, 31. https://rouhanimeter.com/en/2015/08/rouhanis-primary-steps-towards-linguistic-rights-for-minorities-in-iran/
  16. Statistical Centre of Iran// [Электронный ресурс]: https://web.archive.org/web/20141202114437/http://www.amar.org.ir/Default.aspx?tabid=499
  17. The Iran Primer/ Rouhani fail with human rights [Электронный ресурс]/United States Institute of Piece. – 2016. – August, 12. Режим доступа: http://iranprimer.usip.org/blog/2016/jun/14/rouhani-fails-human-rights-reforms
  18. The World Factbook [Электронный ресурс]/Central Intelligent Agency, Iran –2016 – Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/geos/ir.html


Страницы:   1   2   3   

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф