Глава 2. Порядок осуществления государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
2.1. Основания государственной регистрации недвижимости и прав
на недвижимое имущество
В соответствии с п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации, которая осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав выступают составными частями «единой учетно-регистрационной процедуры». Отметим, что указанный термин является неофициальным и о «единой» процедуре можно говорить лишь с определенной долей условности. Все же кадастровый учет и государственная регистрация прав в ряде случаев осуществляются раздельно, а сроки проведения самих процедур и состав необходимых документов при этом отличаются.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются по общему правилу на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» порядке. Закон, закрепляет в обобщенном виде документы и обстоятельства, выступающие основаниями кадастрового учета и государственной регистрации прав. Для удобства сравнения соответствующих перечней обратимся к сводной таблице 1.
Таблица 1
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав | |
Закон № 218-ФЗ | Законы № 122-ФЗ и № 221-ФЗ |
— акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте и на момент издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение или ограничение права и обременение объекта недвижимости; | — акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
|
— договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
| — договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; |
— акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; | — акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; |
— свидетельства о праве на наследство; | — свидетельства о праве на наследство; |
— вступившие в законную силу судебные акты; | — вступившие в законную силу судебные акты; |
— акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; | — акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; |
— не упоминаются, однако, по сути, охватываются другим пунктом перечня («иные документы…») | — иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; |
— межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее — карта-план территории); | — в Законе № 221-ФЗ в качестве оснований для кадастрового учета прямо не поименованы, однако приведены в составе необходимых для кадастрового учета документов
|
— иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; | — иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. |
— наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе. | — |
Как видно из приведенной таблицы, Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» приводит по большей части те же основания для регистрации прав и кадастрового учета, что и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральный закон «О кадастровой деятельности».
Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» перечислены конкретные ситуации, когда кадастровый учет и регистрация прав осуществляются одновременно, а когда раздельно. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» кадастровый учет и регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: 1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного в порядке, предусмотренном статьей 19 данного закона; 2) образованием объекта недвижимости, за исключением случая, предусмотренного п. 8 ч. 5 ст. 14 данного закона; 3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН; 4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав без одновременного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с: 1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в п. 1 ч. 5 той же статьи; 2) возникновением права на образованный земельный участок в случае, указанном в п. 8 ч. 5 той же статьи; 3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в п. 3 ч. 3 той же статьи); 4) переходом права на объект недвижимости; 5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона; 6) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.
В свою очередь, кадастровый учет без одновременной регистрации прав проводится исключительно в тех случаях, если он осуществляется: 1) в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, иными лицами; 2) в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН; 3) в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в ЕГРН; 4) в отношении всех помещений в здании одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание либо в случае, если право собственности на это здание уже зарегистрировано в ЕГРН; 5) в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир; 6) в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости; 7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования; 8) в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд; 9) в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ч. 14 ст. 41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
2.2. Порядок внесения сведений в Единый государственный реестр
недвижимости
Одним из ключевых нововведений Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» является формирование Единого государственного реестра недвижимости, предназначенного объединить в один информационный блок сведения об учтенных объектах недвижимости (включая и те, права на которые не зарегистрированы) и зарегистрированных правах на недвижимое имущество.
Как определено в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В свою очередь, ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» конкретизирует содержание ЕГРН, указывая на то, что он представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость);
3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе РФ, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также — реестр границ);
4) реестровых дел;
5) кадастровых карт;
6) книг учета документов.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН общедоступны (за исключением государственной тайны), они подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.
Для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» и Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Для ведения ЕГРН осуществляется кадастровое деление территории РФ, это позволяет присваивать объектам учета кадастровые номера. Единицами кадастрового деления являются кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. Вся территория Российской Федерации делится на кадастровые округа. Каждому кадастровому округу присваивается учетный номер и наименование. Перечень кадастровых округов утвержден Приказом Росреестра «О кадастровом делении территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы».
Далее территория кадастрового округа делится на кадастровые районы, каждому из которых также присваивается учетный номер и наименование. При этом учетный номер кадастрового района состоит из учетного номера кадастрового округа, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового района в кадастровом округе (например, 78:12). Затем территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Например, в Петербургском кадастровом округе — 18 кадастровых районов и 5 729 кадастровых кварталов. Каждому кадастровому кварталу присваивается учетный номер, который состоит из учетного номера кадастрового района, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового квартала в кадастровом районе (например, 78:12:5325). За порядковым номером кадастрового квартала указывается номер земельного участка в квартале.
Кадастровый номер — это уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РФ номер, который присваивается объекту недвижимости при осуществлении кадастрового учета.
Например, кадастровый номер земельного участка включает номер кадастрового округа, номер кадастрового района, номер кадастрового квартала и номер участка в квартале: 63:26:0101017:44, где: 63 — регион РФ – Самарская область (кадастровый округ), 26 — административный район — Красноярский район (кадастровый район), 0101017 – село Новый Буян (кадастровый квартал), 44 — номер участка
В целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых округов, создается кадастровый округ с учетным номером «О» и наименованием «Общероссийский», границы которого совпадают с Государственной границей Российской Федерации. В кадастровом округе «Общероссийский» создается один кадастровый район с учетным номером «0:0» и наименованием «Условный», в котором соответственно — один кадастровый квартал с учетным номером «0:0:0», границы которого совпадают с границами кадастрового округа «Общероссийский».
Порядок представления заявления о кадастровом учете и (или) государственной регистрации (с прилагаемыми к заявлению документами) регламентирован статьей 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Определены те же, что и ранее, способы подачи документов: 1) в форме документов на бумажном носителе: личное обращение; почтовое отправление; 2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов: отправление в электронной форме. При этом: личное обращение может быть реализовано: в регистрирующий орган, к уполномоченному лицу регистрирующего органа при выездном приеме, либо через многофункциональный центр; почтовое отправление должно производится с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; электронные документы (электронные образы документов) должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, а сама отправка может осуществляться посредством сети «Интернет» через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) или официальный сайт.
К заявлению, если законом не установлен иной порядок, прилагаются следующие необходимые для кадастрового учета и (или) регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» упростил требования при подаче заявления представителем юридического лица либо лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица. Отметим, что Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» требовал от указанных лиц предоставлять, за некоторыми исключениями, учредительные документы юридического лица (смотрите абзацы 5 и 6 п. 4 ст. 16). Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» подобного требования не содержит. Напротив, согласно ч. 9 ст. 18 закона орган регистрации прав самостоятельно запрашивает такие документы в органе регистрации юридических лиц, а заявитель может их представить по собственной инициативе.
Особенности оформления и представления документов почтой практически не изменились, им посвящена ч. 12 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Также как и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действующий Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» содержит общее правило, не допускающее истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают всем установленным требованиям. Заявителю не требуется представлять и документ об оплате государственной пошлины (хотя он вправе представить его по собственной инициативе). Опять же, по собственной инициативе, заявитель вправе подать в регистрирующий орган документы, представляемые в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч.ч. 5-7 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Заметим, что по сравнению с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правила уведомления заявителей о приеме их документов непосредственно в тексте нового закона не вполне конкретизированы. Так, заявитель уведомляется о приеме заявления и документов, в том числе с указанием их перечня, даты и времени представления с точностью до минуты: 1) при личном обращении в орган регистрации прав и к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме — в виде расписки непосредственно при приеме заявления и документов; 2) при личном обращении в многофункциональный центр, а также посредством почтового отправления или электронной форме — в течение рабочего дня, следующего за днем приема органом регистрации прав заявления и документов, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
Сокращен максимальный срок передачи многофункциональным центром принятых им заявлений и иных необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в орган регистрации прав. Теперь срок не должен превышать 1 рабочий день (ч. 18 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). Согласно п. 8 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» такой срок составляет два рабочих дня.
Еще одно изменение заключается в том, что единым законом предусмотрено основание для отказа в приеме заявления о кадастровом учете и (или) регистрации прав и прилагаемых к нему документов. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», как известно, указывает на недопустимость отказа в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав (п. 4 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). Согласно действующему Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости» отказ в приеме заявления и прилагаемых документов не допускается, за исключением случая, когда при личном обращении с документами на бумажном носителе не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением кадастрового учета и (или) регистрации прав, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий его личность, или оно отказалось предъявить такой документ — в этой ситуации в приеме заявления и прилагаемых документов должно быть отказано непосредственно в момент их представления (части 14 и 15 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Содержание единой учетно-регистрационной процедуры схематично отображено в ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием заявления и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных ст. 25 данного закона; 3) проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим законом оснований для приостановления учета и (или) регистрации прав либо для отказа в осуществлении учета и (или) регистрации прав; 4) внесение в ЕГРН установленных данным законом сведений, необходимых для осуществления учета и (или) регистрации прав, либо, при наличии к тому соответствующих оснований, уведомление о приостановлении учета и (или) регистрации прав, либо уведомление об отказе в осуществлении учета и (или) регистрации прав, либо уведомление о прекращении учета и (или) регистрации прав; 5) выдачу документов после осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав, либо после отказа в осуществлении учета и (или) регистрации прав, либо после прекращения учета и (или) регистрации прав.
В том случае, если основания для возврата заявления и прилагаемых документов без рассмотрения отсутствуют, регистрирующий орган осуществляет одно из следующих действий: 1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав — в случае отсутствия оснований для отказа в учете и (или) регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали их осуществлению и наличие которых послужило основанием для приостановления учета и (или) регистрации прав; 2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав — при наличии оснований для их приостановления; 3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав — в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению учета и (или) регистрации прав и наличие которых послужило основанием для их приостановления; 4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав — при наличии заявления о их прекращении (ч. 4 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Документы, подлежащие выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» выдаются:
— правообладателю — физическому лицу или его представителю (при наличии нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом);
— правообладателю — юридическому лицу, а именно — лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени юридического лица, либо представителю организации (при наличии нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом);
— представителю органа государственной власти или органа местного самоуправления (при наличии доверенности, составленной на бланке соответствующего органа власти и заверенной печатью и подписью его руководителя; нотариальное удостоверение такой доверенности не требуется);
— если заявителем является нотариус — нотариусу или его уполномоченному в установленном порядке работнику;
— если регистрация прав осуществляется по требованию судебного пристава-исполнителя — судебному приставу-исполнителю.
Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», также как и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регламентирует возможность выдачи документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав через многофункциональный центр (ч. 18 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). Наряду с этим, нормами ч.ч. 19, 20 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена новая возможность для заявителей и правообладателей: подлежащие выдаче после осуществления учета и (или) регистрации прав документы (в форме документов на бумажном носителе), а также уведомление об отказе в учете и (или) регистрации прав и подлежащие выдаче подлинники представленных заявителем документов на бумажном носителе (при отказе в учете и/или регистрации) могут быть за плату доставлены регистрирующим органом посредством курьерской доставки — при наличии указания на такой способ доставки в заявлении.
Отдельного внимания заслуживает вопрос об удостоверении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Статьей 28 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что:
— кадастровый учет и государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН;
— государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
Выписка из ЕГРН, равно как и документ, выражающий содержание сделки, могут иметь электронную форму.
Таким образом, действующий Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает всего два вида удостоверения: 1) выписка из ЕГРН; 2) регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки. Тем самым, единым законом предусмотрено изменение существующего порядка, которое без преувеличения можно назвать знаковым, а именно — полный отказ от оформления и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав.
Сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в рабочих днях и отсчитываются с даты приема органом регистрации либо многофункциональным центром документов, являющихся основанием, соответственно, для государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации.
Соответствующие сроки можно наглядно отобразить в виде таблицы 2.
Таблица 2
Основание | Срок в рабочих днях, если документы для государственной регистрации и/или кадастрового учета представлены в: | |
Орган регистрации прав | Многофункциональный центр | |
заявление на осуществление государственной регистрации прав (и прилагаемые к нему документы) | 7 | 9 |
заявление на осуществление государственного кадастрового учета (и прилагаемые к нему документы) | 5 | 7 |
заявление на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (и прилагаемые к нему документы) | 10 | 12 |
заявление на осуществление государственной регистрации прав (и прилагаемые к нему документы) на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов | 3 | 5 |
— по тому же основанию, если заявление и прилагаемые документы представлены в электронном виде | 1 | — |
вступивший в законную силу судебный акт, установивший обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав | 5 | — |
судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом. | 3 | — |
Из представленной таблицы видно, во всех случаях, когда документы поступают через многофункциональный центр, срок, отводимый на осуществление регистрации увеличивается на два рабочих дня.
Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» также установлены отдельные сроки государственной регистрации, исчисляемые независимо от адресата представления документов. Речь идет о государственной регистрации:
— найма (и прекращения найма) жилого помещения — не позднее чем через 5 рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (ч. 8 ст. 51);
— ипотеки земельного участка, здания, сооружения, нежилого помещения, возникающей на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально удостоверенного договора, влекущего за собой возникновение ипотеки на основании закона, а также ипотеки жилого помещения — не позднее 5 рабочих дней с даты приема необходимых документов (ч. 9 ст. 53);
— передачи права по закладной в случае, если права залогодержателя удостоверяются закладной, — в течение 1 рабочего дня с даты приема документов, необходимых для осуществления государственной регистрации (ч. 10 ст. 53).
Таким образом, сроки осуществления государственного кадастрового учета, равно как и сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество, претерпели изменения. Сроки осуществления отдельных процедур сократились. Общий срок кадастрового учета, установленный ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О кадастровой деятельности», равен 10 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления, а по единому закону общий срок для осуществления государственного кадастрового учета составляет 5 рабочих дней — с даты приема необходимых документов регистрирующим органом, либо 7 рабочих дней — с даты приема их многофункциональным центром по предоставлению государственных услуг. Что касается даты государственной регистрации прав, то ею признается дата внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости. Датой государственного кадастрового учета является дата внесения в ЕГРН записи об объекте недвижимости (ч.ч. 2 и 3 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
2.3. Приостановление и отказ в государственной регистрации прав
на недвижимое имущество
В отличие от Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» содержит отдельную статью, предусматривающую основания для возврата заявления о кадастровом учете и регистрации прав без рассмотрения (ст. 25). Тот факт, что законодатель их консолидировал, несомненно, способствует упрощению восприятия текста закона.
Для удобства сравнения обратимся к таблице 3.
Таблица 3
Основания для возврата заявления и документов без рассмотрения | |
по Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 25) | по Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» |
заявление и документы представлены в электронной форме — в формате, не соответствующем установленному (п. 1) | — |
заявление и документы представлены на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание (п. 2) | — |
информация об уплате госпошлины за осуществление регистрации прав по истечении 5 дней с даты подачи заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате госпошлины не был представлен заявителем (п. 3) | — |
в ЕГРН содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его представителя) и заявление на регистрацию прав представлено иным лицом (п. 4) | +
аналогичное основание предусмотрено п. 2 ст. 28
|
Таким образом, Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает большее число оснований возврата заявления о кадастровом учете или регистрации прав без рассмотрения, а именно — пять вместо двух. При этом четыре из пяти оснований являются новыми.
Согласно Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости» отказ в регистрации прав может произойти в момент подачи документов на государственную регистрацию прав или в процессе юридической экспертизы поданных документов. Так согласно пункту 15 статьи 18 закона при подаче документов на бумажном носителе (личное обращение) их могут не принять, если не установлена личность заявителя.
Учитывая, что прием документов на государственную регистрацию прав физических лиц осуществляют многофункциональные центры по предоставлению государственных услуг (далее — МФЦ), фактический отказ в принятии документов физические лица получают в МФЦ. МФЦ и регистрирующий права на недвижимость государственный орган делает вывод о неустановлении личности заявителя, если в момент подачи заявления на гос регистрацию прав не предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя, или заявитель отказался предъявить документ, удостоверяющий его личность. Вместе с тем, заявителям необходимо учесть, что положения закона позволяют трактовать его расширительно, поскольку основания для отказа в принятии документов на гос регистрацию прав сформированы в виде открытого перечня.
Срок возврата документов без рассмотрения — 5 рабочих дней со дня их получения регистрирующим органом. Исключение составляют случаи возврата документов по основанию, закрепленному в п. 3 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (отсутствие информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее — ГИС)). Возврат документов в этом случае осуществляется в течение 3 рабочих дней по истечении предусмотренного указанным пунктом срока (5 рабочих дней со дня получения заявления и документов регистрирующим органом) (ч. 2 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Закон также обязал регистрирующий орган уведомлять заявителя о возврате прилагаемых к заявлению документов с указанием причин возврата, а также вернуть документы тем же способом, которым они были представлены (ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Рассмотрим приостановление, отказ и прекращение процедуры регистрации прав на недвижимое имущество.
Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает широкий перечень оснований, в силу которых осуществление учета и (или) регистрации прав приостанавливается по решению регистратора, а именно — 51 основание (ч. 1 ст. 26). Тем самым, круг их существенно расширен по сравнению с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральным законом «О кадастровой деятельности». Изменения представлены в таблице 4.
Как видно из таблицы 4, перечень достаточно широкий и содержит оценочные критерии, что позволяет каждый из пунктов перечня оснований для приостановки государственной регистрации достаточно широко толковать. То есть Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» предоставляет регистратору широкое поле возможностей для усмотрения. Гарантией интересов заявителя государственной регистрации прав является двухэтапная процедура отказа в гос регистрации которая в обязательном порядке должна содержит: 1) приостановку по инициативе регистрирующего органа, и 2) решение об отказе. Каждое из решений и решение о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав, согласно ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», оформляется в виде отдельного документа.
Таблица 4
Основания приостановления кадастрового учета и (или) регистрации прав по решению регистратора | |
Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» | Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральный закон «О кадастровой деятельности» |
1. лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на него | — |
2. с заявлением обратилось ненадлежащее лицо | — служит основанием для отказа в регистрации прав (п. 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ), осуществлении кадастрового учета (п. 5 ч. 2 ст. 27 Закона № 221-ФЗ) |
3. имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами | —
служит основанием для отказа в регистрации прав (п. 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ) |
4. право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с ГК РФ или иным федеральным законом | — служит основанием для отказа в регистрации прав (п. 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ) |
5. не представлены документы, необходимые для осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав | — (в части регистрации прав) служит основанием для отказа в регистрации прав (п. 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ) + (в части кадастрового учета) предусмотрено п. 4 ч. 2 ст. 26 Закона № 221-ФЗ |
6. представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны | + предусмотрено п. 1 ст. 19 Закона № 122-ФЗ |
7. форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации | — (в части регистрации прав) служит основанием для отказа в регистрации прав (п. 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ) + (в части кадастрового учета) предусмотрено п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона № 221-ФЗ |
8. представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами | — |
9. не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам | + предусмотрено п. 1 ст. 19 Закона № 122-ФЗ |
Можно выделить ряд причин, по которым возникают самые распространенные основания для вынесения решения о приостановлении или отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество:
1) документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (например, договор купли-продажи долей в праве общей собственности должен быть заверен нотариально);
2) не предоставлено нотариально удостоверенное согласие супруги(а) (необходимо предоставлять в случае отчуждения имущества, приобретенного в период брака);
3) наличие в ЕГРН не погашенных записей об аресте, запрете, которые препятствуют осуществлению государственной регистрации прав.
В первом случае со вступлением в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» у заявителей появилась возможность одновременной подачи заявления на кадастровый учет и государственную регистрацию прав, что, несомненно, повлияет на сокращение приостановлений и отказов. Однако по-прежнему основной причиной является не представление заявителем документов, необходимых в соответствии с действующим Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Что касается как таковой процедуры приостановления кадастрового учета и (или) регистрации прав, то в отличие от порядка, предусмотренного Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то уведомление о приостановлении процедуры теперь должно направляться заявителю непосредственно в день приостановления (п. 5 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Приостановление учетно-регистрационной процедуры в заявительном порядке регламентируется в Федеральном законе «О государственной регистрации недвижимости» специальной статьей. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на 6 месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (то есть, лиц, правомочных выступать заявителями).
Возможность обжаловать отказ в государственной регистрации прав предусмотрена в статье 8.1 ГК РФ, с января 2017 года — в ч. 12 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Способ обжалования отказа единственный — судебный. Но это не догма, поскольку действия заявителей при получении отказа каждый раз индивидуальны и зависят от конкретной ситуации. Как было показано выше, отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество возможен только после приостановки регистрации, а приостановка допускается только по основаниям, прямо установленным в ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Именно от оснований приостановки и отказа в государственной регистрации права зависят дальнейшие действия заявителей. Мотивы и приостановки и отказа в государственной регистрации права должны быть изложены в соответствующем решении регистрирующего органа. Суд по регистрации прав, фактически, разбирает мотивы принятого государственным органом решения.
Подготовка заявления, его оформление и прилагаемые документы — в целом, соответствуют правилам подготовки и подачи исковых заявлений. Вместе с тем, к заявлению, согласно статье 199 АПК РФ, должно быть приложено оспариваемое решение.
Существенным отличием рассмотрения заявления в порядке главы 24 АПК РФ является распределение бремени доказывания: согласно ч.5 ст.200 АПК РФ именно на соответствующий государственный орган возлагается обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия).
Производство по административным делам осуществляется в порядке главы 22 КАС РФ. Так, обращение в суд оформляется административным исковым заявлением, а заявитель именуется административным истцом. Согласно ст. 219 КАС РФ административный иск может быть подан в течении 3-х месяцев с даты нарушения прав заявителя, или с даты, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Вместе с тем, согласно части 3 указанной статьи заявление о признании незаконным решения, действий государственного органа может быть подано в течение 10 дней с даты, когда заявителю стало известно соответственно о приостановлении или об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения о приостановке или об отказе в государственной регистрации права, суд выясняет (ст. 227 КАС РФ): 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В рамках спора при государственной регистрации права на недвижимость административный истец (заявитель) доказывает только два обстоятельства: 1) нарушение прав и законных интересов заявителя отказом в гос. регистрации права на недвижимость, и 2) соблюдение срока подачи административного искового заявления. Остальное — пункты 3 и 4 (ст. 227 КАС РФ), доказывает административный ответчик. Решение суда по административному исковому заявлению вступает в силу в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме, если не была подана апелляционная жалоба (ст. 298 КАС РФ).
Подведем некоторые итоги второй главы выпускной квалификационной работы.
Единственным доказательством прав на недвижимое имущество является зарегистрированное право — то есть сведения, внесенные в государственный реестр прав. Права на недвижимость регистрируется в электронной системе — Едином государственном реестре недвижимости, в который с 2017 года объединены непосредственно ЕГРП и Кадастр недвижимости. Новый реестр ЕГРН состоит из текстовой и графической частей. В отличие от прежнего ЕГРП, выписка из нового реестра ЕГРН теперь состоит из двух частей: 1) таблицы со сведениями по объекту недвижимости, сходными с выдававшимися ранее в выписке из ЕГРП, и 2) из графической части — характерной для кадастрового паспорта на объект недвижимости.
Регистрацию проводит специальный уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росреестр. Именно он осуществляет ведение государственного реестра и регистрацию прав на недвижимое имущество. При госрегистрации фиксируется факт наличия недвижимости и приводятся ее характеристики, сведения о том, кому принадлежит данная недвижимость, а также есть ли обременения (ограничения в использовании, владении и распоряжении имуществом), например в результате залога или аренды.
По сравнению с общим порядком государственной регистрации прав на объекты недвижимости регистрация прав через суд имеет очевидное преимущество — решение суда не подлежит юридической экспертизе регистраторами Росреестра, а значит избавлено от усмотрения чиновников взгляды которых на одни и те же юридические факты иногда существенно отличаются. В отдельных ситуациях государственная регистрация права собственности через суд — единственная возможность оформить права на недвижимость. Прием судебной регистрации в равной мере применяется как к регистрации прав на вторичную недвижимость, так и для государственной регистрации прав на новостройки.
Представляется актуальной и значимой предварительная консультация, в ходе которой можно получить наиболее полную информацию о необходимом пакете документов для конкретного регистрационного действия. Все это позволит снизить количество приостановлений и отказов по большинству причин, указанных выше, а соответственно сэкономить время граждан.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф