Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Особенности проявления творческих способностей детей дошкольного возраста
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Приемы обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада
Младший дошкольный возраст:
— Наблюдение за объектом изображения (предмет должен быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного);
— Метод пассивных движений (воспроизведение движений рукой в воздухе, затем это движение повторяются вместе с детьми);
— Показ способов изображения;
— Художественное слово (используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя);
— Прием дорисовывания;
— Прием «рука в руке»;
Средний дошкольный возраст:
— Использование натуры несложной формы (Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части).);
— Художественное слово (можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни).
— Показ способов изображения (продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д.)
— Образец рисунка в декоративном рисовании (в предметном и сюжетном рисовании не может быть применен, так как он будет сковывать инициативу и воображение ребенка).
— Наглядное моделирование.
Старший дошкольный возраст:
— Использование натуры: рассматривание и анализ (более сложные и разнообразные предметы. Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям. Рисование с натуры не требует обычно дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых технических приемов)
— Метод использования образца в декоративном рисовании (образец используется только для объяснения поставленной задачи).
— Использование картин (помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете и знакомит их с некоторыми изобразительными приемами).
— Частичный показ способов изображения (Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей).
— Художественное слово (расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.
— Наглядное моделирование (помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, воспроизвести существенные свойства изображаемого объекта).
Подготовительная к школе группа:
— Метод рисования с натуры (ведущий метод обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом. В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств).
— Картина как средство обогащения представлений и знаний детей
— Использование книжек-картинок с игровыми действиями (Ценным пособием для рисования являются книжки-картинки с игровыми действиями, на которых дети видят, как от изменения какой-то детали меняется иногда смысл изображенного или внешний вид предмета, например книжка-кукла, где страницы представляют различные платья. При перелистывании их дети видят куклу в разных нарядах).
— Использование образца в декоративном рисовании (В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец дается в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения).
— Словесное объяснение (Показ приемов рисования в подготовительной группе проводится реже, чем в других группах, так как дети этого возраста многое могут усвоить на основе только словесного объяснения).
— Художественное слово.
— Наглядное моделирование.
С помощью игровых действий и инсценировок у детей возникает нравственная аргументация, и они способны указать на общественную значимость поступков. Отрицательная моральная сторона поступков литературных героев, сверстников и окружающих людей вызывает у старших дошкольников протест и возмущение. Дети осознанно встают на сторону добра и отвергают зло.
Инсценировки и игры учат дошкольников умению учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы другого и ориентироваться в них при построении взаимодействия, вырабатывают осознанные представления о нормах поведения. Кроме того, учитывая игровой опыт, ребенок учится руководствоваться полученной суммой нравственных норм в повседневной жизни. В инсценировках и играх воспитывается умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьми на основе развития гуманных чувств.
Инсценировки нацелены на освоение этических категорий, которые способствуют развитию мотивов нравственного поведения. В них моделируются всевозможные нравственные ситуации.
Например, такие игры, как «Грустно-весело», «Нелепицы», «Дирижер»; упражнения «Вырази эмоцию», «Назови и покажи», «Передача чувств», «Улыбнись», «Встречаемся и прощаемся с улыбкой» и, др. способствуют развитию навыков общения, умение ориентироваться на эмоциональное состояние сверстника. Такие игры можно проводить в течение всего дня.
Реализация данных игр направлена на формирование у старших дошкольников мотивационной направленности на усвоение базовых этических понятий; на повышение активности ребенка в освоении этических понятий; развитие умения оперировать ситуацией нравственного выбора. Беседы о настроении помогут развить у детей диапазон понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубину переживаний; упражняют в способах управления и регуляции настроения, вырабатывают умение распознавать и мимически изображать различные эмоции и чувства.
Использование проблемных ситуаций будут ставить детей перед нравственным выбором. При этом возникают механизмы нравственной идентификации, обогащается личный опыт ребенка. Дети учатся анализировать поведение свое и окружающих, формируется умение самостоятельно разрешать конфликты. Проблемные ситуации способствуют формированию нравственного опыта, стратегий нравственного поведения, проявлению моральных переживаний ребенка.
Остановимся на рассмотрении некоторых рекомендаций по подготовке и проведению коллективного творчества детей разного возраста.
По данным исследований, положительных результатов в процессе формирования коллективной композиции можно достичь при условии введения в деятельность детей ситуаций, требующих выполнения вариативных творческих заданий для достижения конкретных результатов. Четкие представления ребенка о тех предметах, которые он будет рисовать, лепить, позволяют ему изображать объекты в их внутренних связях, свойствах и признаках. Дети сами находят эти связи, учатся сравнивать, анализировать, сопоставлять.
В процессе педагогического руководства изобразительным творчеством особое место занимают методы стимулирования творческого воображения, приобщения детей к разным видам искусства и художественной деятельности. Наблюдение предметов и явлений окружающей действительности является для старших дошкольников активным творческим процессом, когда происходит переработка полученных впечатлений и на их основе создание новых образов, с опорой на предшествующий опыт. У ребенка-дошкольника данный процесс имеет свою специфику. В частности, известно положение Л.С. Выготского о необходимости культивировать творческое воображение и процесс воплощения образов, создаваемых творчеством.
Накопление детьми в процессе обучения элементарных, конкретных знаний об окружающей действительности, овладение способами ее изображения способствует развитию образа. Например, изображая деревья в зимнем наряде, дети стремятся передать красоту ветвей, концом кисти рисуя их кружевной узор, подчеркивая четкость силуэтов стволов на белом снегу.
При анализе рисунков дети отмечают их образный характер: «дремучий лес», «яркие огни в домах». Таким образом, полнее будет проявляться индивидуальность ребенка, желание выразить в рисунке замысел так, чтобы он был понятен другим. Дети не будут заимствовать содержание изображения друг у друга, у них появится разнообразие композиционных и цветовых решений: изображали место действия на всем листе, в виде фризового построения, по диагонали или по вертикали листа и т.д. самостоятельно могут выбрать формат в соответствии с тем образом, который хотели бы передать.
Также широко используется в коллективных работах аппликация. Выполнение их обычно приурочивается к празднику. Дети участвуют в оформлении зала, групповой комнаты. Объединившись по 5-6 человек, они вырезают силуэты, составляют композицию, отвечающую общему замыслу.
В результате таких коллективных работ дети учатся сочетать приемы вырезания ножницами с приемами обрывной аппликации (из отдельных кусочков бумаги, из целого листа). В результате получаются картиныпанорамы пейзажного характера («Зима в лесу», «Цветочная поляна», «Вечерний город» и т.д.), орнаментальные фризы из растительных форм разного характера (геометрических, зооморфных, антропологических).
Приведем пример выполнения коллективной композиции пейзажного характера «Лето». Художественный образ «лесной поляны» дети могут рисовать красками гуашь. На большом листе могут быть изображены много березок («они как в хороводе», «есть большие и маленькие березы, они такие белые», «в траве появились одуванчики, как маленькие желтые солнышки»).
Таким образом, художественный образ «лесной поляны» будет создан детьми в сотворчестве, так как общий результат — «картина» — порадует всех детей.
Также следует отметить, что в процессе изобразительного творчества четко прослеживаются все этапы создания художественного образа: возникновение замысла, выбор изобразительно-выразительных средств, анализ и оценка готовой продукции. Вначале основное внимание обращается на формирование эстетического восприятия предметов и явлений, которое осуществляется в процессе наблюдений, бесед, рассматривания произведений изобразительного искусства, в процессе игр, при выполнении специальных заданий на занятиях.
Следует выделить три взаимосвязанных этапа формирования художественного образа.
Первый — приобретение художественного опыта (впечатлений, образов, предметов, явлений); второй — самостоятельный выбор средств изображения и материалов для создания образа; третий — воплощение своих замыслов в разных видах изобразительной деятельности.
С целью выяснения специфики художественного образа в детском творчестве, выявления условий, влияющих на его создание, можно предложить детям задания разного характера, которые выполняются различными материалами (карандашами, красками гуашь). Например, задание по сказкам А.С. Пушкина дети могут выполнять красками, используя приемы смешения цветов, без предварительного рисунка карандашом, что дает возможность использовать различное сочетание цветовых пятен, мазков, создать в целом композицию рисунка. Дети могут обсуждать, какие цвета они используют для изображения.
Художественный опыт, полученный детьми в процессе коллективного творчества, используется ими в самостоятельном творчестве. Действуя по своей инициативе, ребенок как бы утверждается в том, чему он научился. В процессе таких занятий особенно ярко проявляются индивидуальные способности каждого, возникают предпочтения, интерес к тем или иным художественным материалам, различные формы общения.
2.2 Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в дошкольной образовательной организации
В рамках данного исследования предлагается разработка программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ, а именно: Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196); санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4. 3172-14 от 04.07.2014 № 41); примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844); методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242); устав и локальные акты учреждения.
Содержание программы соответствует возрастным особенностям деятельности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. На начальном этапе большее внимание уделяется работе в подгруппах, так как дети только начинают изучать различные техники нетрадиционного рисования. Затем занятия проводятся со всей группой, но может быть запланировано выполнение коллективной работы. Так же постоянно проводится индивидуальная работа с детьми.
Форма обучения: очная.
Во время занятий следует опираться и последовательно реализовывать следующие психолого-педагогические и методические принципы:
— Принцип доступности (тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор материала, учет возрастных и индивидуальных особенностей).
— Принцип интеграции (различные направления образовательной работы и виды деятельности детей).
— Принцип творчества (заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей).
— Принцип научности (дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.).
— Принцип динамичности (от простого к сложному).
— Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
— Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов изображения).
— Принцип сотрудничества (совместная работа с педагогическим коллективом детского сада, родителями, школьниками).
Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать максимально возможного результата обучения и воспитания детей, которые имеют самый различный уровень предрасположенности к изобразительному творческому.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Основной формой работы являются творческие занятия. Отчет по работе проходит в форме организации выставки детских работ, участия в конкурсах.
Методы и приёмы:
— метод наглядности (рассматривание иллюстраций, открыток, презентаций и др. наглядных материалов);
— игровой метод;
— метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности);
— метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.);
— частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
— метод сотворчества (создание коллективных работ, выставок, объединенных общей темой).
Объем программы: 40 занятий
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Планомерная работа кружка по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные краски» предполагает достижение следующих результатов в развитии детского изобразительного творчества:
— у дошкольников повышается мотивация заниматься художественной деятельностью (всегда интересно попробовать что-то новое, необычное и посмотреть, что из этого получится. Новые возможности удивляют ребенка, вызывают восторг);
— дети «заряжены» на успех (исчезает страх критики со стороны сверстников и взрослых);
— развивается мышление, воображение, дети постепенно учатся моделировать композицию, сочетая разные техники и приемы, способы и материалы в одном рисунке;
— развиваются художественно-творческие способности дошкольников.
Учебно-тематическое планирование представлено в приложении 1.
Использование техник нетрадиционного рисования:
Рисование методом напыления (набрызг) Технология рисования: на одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
Пуантилизм (ватная палочка или тонким концом кисти). Техника рисования: сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.
Граттаж. Техника рисования: на плотную бумагу (картон) нанести плотный слой свечи, чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную плакатную тушь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести рисунок.
Обрывной. Техника исполнения: при изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подойдет для передачи пушистой, объемной и мягкой фактуры предмета.
Кляксография. Основной метод кляксографии – создание абстрактных пятен, которые дополняются деталями согласно придуманному образу. Делать это можно любым удобным способом. С трубочкой: на бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку для сока и раздувают пятно в разных направлениях. Делать это следует под наклоном.
Акварельные мелки. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Печатка – техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
Учимся делать фон. Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же 21 обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Проступающий рисунок или восковые мелки + акварель. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
Отпечатки листьев. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками. Этот способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал ero свойства — вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство.
Рисование методом тычка. Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них никаких сложностей. Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку), опустить его в краску и ударить им по лист сверху вниз. Будет оставаться четкий, определенной формы отпечаток. Если тычок делать целенаправленно, например по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной, неоднородной фактуры. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.
Смешивание цветов. Смешивание красок – это удивительное превращение одних цветов в другие. При смешивании трёх основных цветов (кpaснoгo, синеrо и жeлтогo можно получать новые, а при добавлении в краски белой и черной — разные oттенки исходного цвета. Краски смешивают на палитре или на белой керамической плитке, тарелочке. Кладут небольшими порциями, начиная с наиболее светлого тона, а затем вводят темный цвет, тщательно перемешивая краски между собой, и, только добившись нужного oттенка можно начинать рисовать на бумаге
Рисование мыльными пузырями. Способ получения изображения: в воду добавляется шампунь или жидкое мыло. Концентрация примерно 1:10. Пропорция не является строгой, однако резко уходить в сторону все-таки не стоит. Если мыльные пузыри предназначены для маленького ребенка, рекомендуется использовать детский шампунь без слез. Чтобы пузыри были большими и подолгу не лопались, добавьте в воду чуть-чуть желатина или глицерина
Раздувание краски. Несколько похожая на кляксографию техника, при которой на лис бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складывают, а берут трубочку (для коктейля ил полую часть от шариковой ручки), ее нижний конец направляют в цент кляксы, затем с усилием дуют в трубочку и раздувают краску от центр в разные стороны.
Монотипия. Данная техника используется дл изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реи и т.д.). Техника, схожа по исполнению с кляксографией: лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуют подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтоб получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, что бы он имел более четкие контуры, чем его отражение на «воной глади» водоёма.
Фотокопия – рисование свечой. Данная техника называется «фотокопией. Рисунок наносится при помощи водooттaлкивающего материала — свечки ил сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотоплёнки.
Техника выполнения витражей – клеевые картинки. Клеем ПВА (из флакона с дозированным носком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур карандашом), даётся время для просыхания клеевой основы рисунка — витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими краскам. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
Каракулеграфия. Если на лист бумаги изобразить какие-нибудь каракули или недорисованный контур предмета, то можно увидеть в них какие-то объекты, постараться их дорисовать, дополнить необходимыми элементами, доводя до восприятия целостности образа. По сложности задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определённого уровня развития воображения, опыта наблюдений.
Шаблонография. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. Дети с раннего возраста учатся узнавать форму в игрушках, в предметах окружающей действительности. С возрастом опыт ребенка становится шире, и он начинает понимать, что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов , овалов, прямоугольников. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов — геометрических фигур — с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
Ожившие предметы. Частью любо творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувственном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умении выражать своё отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики.
Расчесывание краски. Это прием рисования, при котором специальным гребешком , стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии , длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.
Рисование поролоном. Хорош для рисования кусочек поролоновой губки . Им можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности , листопада и т.д.)
Рисование нитками. Первоначально на листе плотной белой или тонированной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА из флакона с дозировочным носи ком, а затем цветными ниткам и выкладывается изображение.
Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Вместо клея можно использовать двусторонний скотч, который взрослый наклеивает по нарисованному ребенком контуру, а нитки легко приклеиваются на липкую основу.
Рисование солью. Нарисованный краской рисунок посыпается солью, соль пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придает объемность изображению.
Рисование штрихом. Этот прием рисования называется «чиркать» — карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих. Штрих — это линия, черта, проведенная одним движением руки, короткая или длинная , тонкая или толстя и т.д.
Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть черным или серым. Oтвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материал, передать его мягкость ил колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.
Прогнозируемые результаты.
Обучаемые должны знать:
— Различные способы изображения, их название.
— Различные способы изображения фона.
— Жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж.
Должны уметь:
— Пользоваться различными материалами и способами изображения.
— Проявлять фантазию при создании изображения и при выборе материала для реализации изобразительных замыслов.
2.3 Динамика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Исследование в рамках данной работы проводилось на базе ГБОУ Школа им. А. Боровика. В исследовании принимали участие дети различного возраста в количестве 30 человек.
На первоначальном этапе исследования был проведен констатирующий этап эксперимента.
Цель: выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Диагностическое исследование на выявление уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста осуществлялось по адаптированной методике Н.В. Шайдуровой.
С помощью данной методики оцениваются следующие показатели:
— разработанность содержания изображения;
— самостоятельность замысла;
— оригинальность.
На основании показателей и критериев были выделены три уровня развития творческих способностей (см. таблицу 1).
Таблица 1 — Система оценки уровня деятельностного компонента по адаптированной методике Н.В. Шайдуровой
Уровень, балл | Характеристика |
Высокий, 9-6 баллов | в выполнении заданий проявляет самостоятельность и оригинальность; высокое качество выполненной работы, образ эмоционален, ярко выражен. |
Средний, 5-3 балла | при выполнении заданий ребенок испытывает трудности в создании рисунков; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и оригинальность в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы. |
Низкий, 2-0 балла | ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы. |
Для определения уровня художественно – творческого развития детям в рамках методики, были предложены следующие задания:
- Дорисуй геометрическую фигуру;
- Нарисуй какой хочешь узор;
- Весёлые картинки;
- Сказочная птица.
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений — видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест — фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор».
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Третье задание «Весёлые картинки (рисование при помощи открыток)».
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Четвёртое задание «Сказочная птица».
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.
На занятиях была создана атмосфера творчества. Ребята чувствовали себя комфортно, свободно. Нами была создана обстановка, которая позволяла каждому ребенку реализовать свой замысел, что немаловажно для развития творчества детей в данном возрасте. Детям в интересной форме сообщалось о теме занятия, детей заинтересовали и настраивали на практическую деятельность. На следующем этапе мы сообщали детям о структуре творческой работы и побуждали детей к составлению плана работы, чтобы была правильно осуществлена их практическая деятельность. После предварительной работы дети выполняли задание самостоятельно. В процессе выполнения задания мы оказывали помощь некоторым детям с низким уровнем сформированности воображения, творчества.
В таблице 2 представлены обобщенные результаты обследования по методике Н.В. Шайдуровой. Данные по всему классу приведены в приложении 2.
Таблица 2 – Результаты обследования по методике Н.В. Шайдуровой
Уровни эстетических знаний | Количество детей | |
чел | % | |
Высокий | 3 | 10 |
Средний | 17 | 57 |
Низкий | 10 | 33 |
Далее представим полученные результаты графически (см. рисунок 1).
Рисунок 1 — Результаты диагностики по методике Н.В. Шайдуровой, %
Данные рисунка 1 показывают, что у большинства детей выявлен средний уровень: 57% или 17 детей не всегда проявляют самостоятельность и оригинальность. Так же выявлена достаточно значительная доля школьников с низким уровнем деятельностного компонента: 33% или 10 детей.
После выполнения задания все работы были анализированы совместно с детьми.
Все занятия были интересны детям. Дошкольники, все без исключения, проявили любознательность при получении знаний. Дети с удовольствием приступали к интересной работе. В процессе занятия дети проявляли большое внимание, заинтересованность, задания выполняли с удовольствием. Все дети были эмоциональны в течение всего занятия.
У детей наблюдалась большая заинтересованность, стремление довести дело до конца. В процессе выполнения заданий повысилась инициативность и самостоятельность детей, радость от процесса деятельности.
Дети были эмоционально восприимчивы и отзывчивы в течение всего занятия и показали неплохие результаты.
Важным фактором стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста является взаимосвязь различных видов творческой деятельности в системе обучения детей.
Подводя итоги можно сделать вывод, что на данных занятиях дети учились самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что рисование по замыслу может служить эффективным средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.
На констатирующем этапе эксперимента в процессе наблюдения за деятельностью детей разновозрастной группы мы также диагностировали уровни развития таких способностей как быстрота, гибкость мышления, познавательная активность, способность к самостоятельным действиям и суждениям, проявлению собственной индивидуальности, а также образное мышление, эмоциональность, эстетическое отношение к действительности. Мы определяли развитие специальных художественных способностей в области музыкальной, изобразительной, хореографической, театральной художественной деятельности (слух, ритм, музыкальную, зрительную память, сенсорные качества и др.).
Оценка результативности опытно-экспериментальной работы по развитию изобразительного творчества детей разновозрастной группы в процессе коллективного рисования осуществлялась с помощью методик, применяемы на констатирующем этапе.
Далее рассмотрим результаты исследования на контрольном этапе по каждой из методик.
На рисунке 2 представлены результаты сопоставления констатирующего и контрольного этапов по Н.В. Шайдуровой.
Рисунок 2 — Результаты сопоставления констатирующего и контрольного этапов по методике Н.В. Шайдуровой., чел
Данные рисунка 2 наглядно отражают эффективность опытно-экспериментальной работы. По результатам контрольного обследования, детей с низким уровнем деятельностного компонента выявлено не было. При этом значительно возросло количество детей, которые в ходе выполнения задания открыто проявляли свою фантазию и оригинальность, аи по результатам число детей с высоким уровнем деятельностного компонента составило 10 человек (в сравнении с результатами констатирующего этапа + 8 детей).
Таким образом, повторная диагностика на контрольном этапе исследования позволила прийти к выводу, что опытно-экспериментальная работа в виде предложенных рекомендаций является эффективной и целесообразной.
Значительно возросло количество детей, которые в ходе выполнения задания открыто проявляли свою фантазию и оригинальность, аи по результатам число детей с высоким уровнем деятельностного компонента составило 10 человек (в сравнении с результатами констатирующего этапа + 8 детей).
Выводы по 2 главе
Исследование в рамках данной работы проводилось на базе ГБОУ Школа им. А. Боровика. В исследовании принимали участие дети различного возраста в количестве 30 человек. Цель эксперимента состояла в выявлении уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В рамках данного исследования предлагается разработка программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Диагностическое исследование на выявление уровня развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста осуществлялось по адаптированной методике Н.В. Шайдуровой.
Подводя итоги диагностического исследования на выявление уровня развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста., было констатировано положительное отношение их к художественной деятельности. Вместе с тем у обучающихся был отмечен недостаточный уровень эстетический знаний, а так же продемонстрированы отсутствие оригинальности, самостоятельности; в осуществлении самоконтроля и самооценки они испытывают определенные трудности.
Повторная диагностика на контрольном этапе исследования позволила прийти к выводу, что опытно-экспериментальная работа в виде предложенных рекомендаций является эффективной и целесообразной. Значительно возросло количество детей, которые в ходе выполнения задания открыто проявляли свою фантазию и оригинальность, аи по результатам число детей с высоким уровнем деятельностного компонента составило 10 человек (в сравнении с результатами констатирующего этапа + 8 детей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие творческих способностей строится с позиции единства психофизических, духовных и социальных факторов, оказывающих воздействие на обучающегося во все периоды становления его как личности и способности принимать нестандартные решения в условиях многозадачности.
Творческое развитие предполагает самостоятельный поиск решения проблемы, теоретическое осмысление знаний, развитие самостоятельности школьников, их умение ставить и решать творческие учебные задачи, а так же умение находить наиболее рациональный путь решения нестандартных задач.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт-рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Исследование в рамках данной работы проводилось на базе ГБОУ Школа им. А. Боровика. В исследовании принимали участие дети различного возраста в количестве 30 человек. Цель эксперимента состояла в выявлении уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В рамках данного исследования предлагается разработка программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Содержание программы соответствует возрастным особенностям деятельности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Основной формой работы являются творческие занятия. Отчет по работе проходит в форме организации выставки детских работ, участия в конкурсах.
Диагностическое исследование на выявление уровня развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста осуществлялось по адаптированной методике Н.В. Шайдуровой.
Подводя итоги диагностического исследования на выявление уровня развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста., было констатировано положительное отношение их к художественной деятельности. Вместе с тем у обучающихся был отмечен недостаточный уровень эстетический знаний, а так же продемонстрированы отсутствие оригинальности, самостоятельности; в осуществлении самоконтроля и самооценки они испытывают определенные трудности.
Результаты диагностики деятельностного компонента младших школьников, показали, что у большинства детей выявлен средний уровень: 57% не всегда проявляют самостоятельность и оригинальность. Так же выявлена достаточно значительная доля школьников с низким уровнем деятельностного компонента: 33%.
Оценка результативности опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста осуществлялась с помощью методик, применяемы на констатирующем этапе.
Таким образом, повторная диагностика на контрольном этапе исследования позволила прийти к выводу, что опытно-экспериментальная работа в виде предложенных рекомендаций является эффективной и целесообразной. Значительно возросло количество детей, которые в ходе выполнения задания открыто проявляли свою фантазию и оригинальность, аи по результатам число детей с высоким уровнем деятельностного компонента составило 10 человек (в сравнении с результатами констатирующего этапа + 8 детей).
Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
2. Акав Е. Нетрадиционные техники рисования в работе со старшими дошкольниками // Искусство в школе. 2021. № 5. С. 32-33.
3. Афиногенова Е.К. Методы развития творческого потенциала младших школьников // Развитие познавательных способностей младших школьников. — 2020. — № 7. — С. 13-17.
4. Баудер Г.А., Никулина Е.Н. К вопросу об особенностях развития фантазии и творческого воображения младших школьников // Научный альманах. — 2020. — № 5-1 (67). — С. 61-63.
5. Благонравова, А. В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей 5-6 лет / А.В. Благонравова. — М.: Академия развития, 2018. — 435 c.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2017. — 320с.
7. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. — Люберцы: Юрайт, 2018. — 477 c.
8. Борытко Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. — М.: Academia, 2017. — 352 c.
9. Быкова М.А. Особенности развития творческой активности младших школьников в психолого-педагогическом аспекте // Студенческое сообщество и современная наука. — 2020. — №7. — С. 304-307.
10. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика: учебное пособие / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. — М.: Юрайт, 2017. — 198 c.
11. Веретенникова Л.К. Стратегия и концепция формирования творческого потенциала и развития креативности обучающихся в инновационной среде: монография. — М.: МПГУ, 2019. — 93 с.
12. Виноградова Н.В., Сорока, А.В. Проблема ценностно-смысловых ориентаций в системе художественного образования детей // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – 3(70). — С. 22-25.
13. Волков В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. — СПб.: Планета Музыки, 2018. — 160 c.
14. Воробьёва В.В. Педагогическое проектирование творческого развития обучающихся в процессе коллективного дела // Научные исследования XXI века. — 2019. — № 2 (2). — С. 452-457.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – 2-ое издание. – М., 1967. – 411 с.
16. Гасанова А.М. Особенности развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3. С. 75-77
17. Даринская Л. А. Педагогика творческого развития личности: учебно-методическое пособие. — М.: Издательство СПбГУ, 2017. — 501 c.
18. Дмитриенко О.В., Калита Н.Ю. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников // Прогрессивные технологии в мировом научном пространстве. 2022. №4. С. 22-25.
19. Журавлева А. А. Формирование воображения у детей дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2022. № 35. С. 235-240.
20. Загвязинский В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. — М.: Academia, 2017. — 160 c.
21. Иванова Г.В., Лазарева Ю.А. Нетрадиционные техники рисования как фактор организации самостоятельности у старших дошкольников в процессе продуктивной деятельности // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования (в рамках года науки и технологий). 2021. С. 110-113.
22. Козак Е.В. Нетрадиционные методы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности // Развитие познавательных способностей младших школьников. — 2020. — №9. — С. 60-64.
23. Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г., Третьяков А.Л. Нетрадиционные техники рисования как педагогическое средство развития творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2021. № 3 (27). С. 34-39.
24. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. — М.: Риор, 2018. — 112 c.
25. Кузнецова Е.В. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников // Вопросы педагогики. 2021. № 12-1. С. 208-214.
26. Кузуб А.А., Синельникова А.Н. Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у дошкольников // Основные вопросы лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации. 2021. С. 227-234.
27. Куликова А.А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 2022. С. 22-24.
28. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты / Н.Н. Леонова. — СПб.: Детство-Пресс, 2017. — 320 c.
29. Лукьянова И.Н. Развитие творческих способностей младших школьников // Развитие познавательных способностей младших школьников. — 2020. — С. 69-74.
30. Максимова С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 2 / С.В. Максимова. — М.: Русское слово — учебник, 2018. — 277 c.
31. Маслова О.С., Яковлева Е.В. Изучение особенностей проявления и развития творческих способностей у младших школьников // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. — 2020. — № 8. — С. 203-205.
32. Миронова, А. В. Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников / А. В. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 61-63.
33. Немов Р. С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.1.: «Общие основы психологии». — 688 с.
34. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007.
35. Никольская О. А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей / О. А. Никольская. – М. :АСТ–ПРЕСС, 1997. – 96 с.
36. Околелов О.П. Педагогика: учебное пособие / О.П. Околелов. — РнД: Феникс, 2018. — 222 c.
37. Орлова В.А., Гринёв Д.В. Развитие творческого мышления обучающихся на уроках технологии // Научные исследования XXI века. — 2019. — № 2 (2). — С. 505-508.
38. Пантелеева Н.Г. Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности // Юсовские чтения. Культурно-творческие компетенции в гуманитарном образовании. 2021. С. 400-405.
39. Рамазанова К.К., Джалалова А.М. Развитие творческих способностей учащихся посредством личностно-ориентированных технологий // Форум молодых ученых. — 2019. — № 12 (40). — С. 784-790.
40. Рамазанова Э.А. Художественно-творческая деятельность в формировании эстетической культуры учащихся // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2019. — № 3. — С. 60-64.
41. Ревякина К.С. Проблема развития детского творчества дошкольников в изобразительной деятельности // Последние тенденции в области науки и образования. 2022. С. 321-324.
42. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982 — 365 с.
43. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. — Люберцы: Юрайт, 2017. — 509 c.
44. Тажинова Г.А., Кабдрахманова Г.С., Тажинова А.А. Развитие изобразительной деятельности дошкольников // Заметки ученого. 2021. № 12-1. С. 195-197.
45. Темурова М.Н. Использовании основных методов обучения на уроках изобразительного искусства // Мировая наука. — 2020. — № 6 (39). — С. 373-376.
46. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.:, 1961. – 181 с.
47. Черкасская В.Д., Юсупова С.И. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей // Январские педагогические чтения. 2022. № 8 (20). С. 128-131.
48. Agoguйa, M., Poirel, N., Pineau, A., Houdй, O. & Cassotti M. (2014). The impact of age and training on creativity: A design-theory approach to study fixation effects. Thinking Skills and Creativity, 11, 33–41.
49. Alfonso-Benlliurea, V. & Santos, M. R. (2016). Creativity development trajectories in Elementary Education: Differences in divergent and evaluative skills. Thinking Skills and Creativity, 19, 160–174.
50. Fryer, M. & Collings, A. J. (2011). eachers’ views about creativity Teachers’ Views about Creativity. British Journal of Educational Psychology, 61, 207–219.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф