1.3. Система предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
В настоящее время одной из приоритетных задач в Российской Федерации выступает борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (далее — незаконный оборот наркотиков). Именно данная сфера преступного поведения влияет на физическое и моральное здоровье населения страны, экономическую ситуацию, правопорядок, социальную стабильность, а также будущее развитие молодого поколения.
Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733 была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, одной из важнейших целей которой является сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления.
Необходимо констатировать, что в этой сфере наблюдается увеличение профессиональной преступности. Для выявления преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, следует установить механизм совершения сделки, отследить перемещение денежных средств, используемые технические устройства связи со сбытчиком, соучастников совершения преступления.
Стоит отметить, что бурное и быстрое развитие информационно-телекоммуникационных технологий дает все новые и новые возможности по сокрытию своего преступного поведения в сфере незаконного оборота наркотиков, а также выстроить сложную организованную структуру наркобизнеса.
Приложения для обмена мгновенными сообщениями в сети Интернет с различными возможностями и степенью шифрования передаваемых данных (Telegram, VIPole, Signal и т. п.), создание и организация автоматизированных веб-сайтов, которые регулярно пополняются сведениями о местонахождении тайников-закладок с наркотическими веществами, максимально осложнили деятельность по противодействию органов исполнительной власти преступности в сфере незаконного оборота наркотиков .
Наблюдается высокая технологичность наркопреступности, оперативно внедряются в преступную деятельность достижения науки. Примером тому служит использование технологий VPN (Virtual Private Network «виртуальная частная сеть») — программ, которые изменяют IP-адрес пользователя, что исключает возможность при взаимодействии с интернет-провайдером установить местоположение лица, осуществившего отправку сообщения с местоположения тайника-закладки с наркотическим средством.
3 марта 2021 г. на расширенном заседании Коллегии МВД России В. А. Колокольцев выразил обеспокоенность ростом количества несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения. При этом общее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, сократилось почти на 12%, кроме этого, уменьшилось число подростков, находившихся при совершении преступления в состоянии алкогольного опьянения на 10% .
Основываясь на статистических показателях, можно сделать вывод, что привлечение в сферу незаконного оборота наркотиков несовершеннолетних лиц осуществляется чаще всего через сеть Интернет.
Лица, заинтересованные в развитии наркобизнеса, активно используют популярные среди молодежи социальные сети. Регулярно там распространяются сообщения от незнакомых лиц, предлагающих высокооплачиваемую работу с минимальной загруженностью. Причем в таких предложениях нет прямого указания на то, что эта работа будет связана с распространением наркотиков .
Учитывая юношескую любознательность и желание заработать, подростков завлекают в данный вид преступной деятельности, не раскрывая возможных правовых последствий. В настоящее время предпринимается большой комплекс мер по противодействию правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков. Их цели направлены на установление и ликвидацию схем построения наркобизнеса, каналов поставок наркотиков, на выявление местонахождения лабораторий по производству наркотиков, на блокирование счетов, на которые поступают денежные средства от наркобизнеса, а также обнаружение и закрытие автоматизированных веб-сайтов, посредством которых производится сбыт наркотических средств .
На наш взгляд, комплекс принимаемых мер профилактики правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков в настоящее время недостаточен. Необходимо наделить правоохранительные органы правами по внесудебному получению информации о владельцах банковских счетов и движении средств, по оперативному блокированию интернет-ресурсов, пропагандирующих и осуществляющих сбыт наркотиков.
Для комплексного исследования существующих систем предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, обратимся к опыту сотрудничества на международном уровне.
Одним из аспектов такого сотрудничества выступает принятие международных документов. Первым документом международного характера явилась Международная конвенция по опиуму 1912 года, которая была принята после созыва Международной опиумной комиссии 1909 году. Именно этот документ положил начало в развитие международных договоров по борьбе в наркопреступностью .
Под эгидой Лиги Наций также был принят ряд нормативных актов: Соглашение относительно производства опиума для курения, внутренней торговли им и его использования 1925 года, Международная конвенция по опиуму 1925 года, Конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств 1931 года, Соглашение об установлении контроля над курением опиума на Дальнем Востоке 1931 год и другие.
После ликвидации Лиги Наций законотворческая деятельность начало проходить под эгидой ООН. И уже с 1946 года началась активная работа над подписанием протоколов о контроле над культивированием отдельных видов наркосодержащих растений, производством и немедицинским распространением наркотических средств. Универсальными же международными соглашениями, которые действуют и по сей день, являются:
-Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с Протоколом о поправка 1972 года;
— Конвенция о психотропных веществах 1971 года;
— Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года .
Единая Конвенция 1961 года фактически объединила существовавшие на тот момент времени международные акты, кодифицировала и обновила. Данная Конвенция ввела ряд абсолютно новых положений, например, были введены списки подконтрольных веществ, а также были определены полномочия и компетенция Комиссии по наркотическим средствам и Международного комитета по контролю над наркотиками. В связи с тем, что наркомания выходила на новый уровень, получая широкую популяризацию и дальнейшее распространение, появилась необходимость в создании документа, имеющего механизм по международному мониторингу .
В 1971 году была разработана и принята Конвенция о психотропных веществах. Был ряд нововведений, в частности, международному контролю начали подлежать не только психотропные вещества, но и сами препараты, которые содержат их, это позволило пресечь их утечку в незаконный оборот. Конвенция установила обязанности для странучастниц, так, к примеру: ограничить изготовление, экспорт, импорт и распределение психотропных веществ, ввести ограничения по их торговле; создать специальный орган, деятельность которого заключается в контроле над психотропными веществами.
В Конвенции были определены меры государств, которые включают в себя: внутригосударственные мероприятия, помощь в проведении кампании по борьбе с наркопреступлениями, обеспечение международного сотрудничества в области незаконного оборота наркотиков и ряд других. В свою очередь Конвенция1988 года о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ целью ставила выработку единого подхода к криминализации преднамеренных действий, которые имеют отношение к наркопреступности .
В перечне преступлений, которые были предложены еще Единой Конвенцией 1961 года, Конвенция 1988 года ввела дополнения и ввела новые составы преступления: перевод собственности, полученной в результате прибыли от незаконного оборота наркотических средств, сокрытие или утаивание настоящего характера и источника происхождения такой собственности, приобретение, владение или пользование ею, владение оборудованием, материалами, веществами, предназначенными для незаконных операций с наркотиками .
Отягчающим обстоятельством было признано совершение преступления в организованной преступной группе. Все эти Конвенции стали основополагающими источниками международного сотрудничества по борьбе с преступностью. Из минусов хотелось бы отметить, что все эти три Конвенции не содержат точного определения размеров количества наркотических средств и психотропных веществ, которое бы в свою очередь позволило сформировать единый международный механизм для определения тяжести наркопреступления.
Помимо этих Конвенций ООН разработал Политическая декларацию и План действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков в 2008 году.
Особый вклад в развитие международного сотрудничества в области незаконного оборота наркотиков играют международные организации. Органом ООН, который вырабатывает политику по контролю над наркотиками является ЭКОСОС, в частности Комиссия по наркотическим средствам. Комиссией проводятся различные мероприятия, такие как: анализ проблем наркомании и контрабанды в целом, вырабатываются предложения по усилению международного контроля над наркотиками, осуществляется анализ международных договоров и так далее.
Международный Комитет по контролю над наркотиками осуществляет мониторинг соблюдения государствами международных обязательств по международным нормам. Его целью выступает обеспечение медицины и науки наркотическими средствами для «благих» намерений и не допущение утечки. Еще одним подразделением ООН является Управление ООН по наркотикам и преступности (далее – ЮНОДК). В целом его деятельность заключается в том, чтобы убедить молодых людей не употреблять наркотики с помощью образовательных кампаний при этом основываясь на научных фактах; в поиске лечения для наркозависимых .
Несмотря на то, что практически всем мировым сообществом идет активная борьба с наркотиками, есть ряд стран, которые легализовали некоторые наркотики в пределах своей страны.
Наркотики разрешены самые разные, начиная с легких (марихуана, гашиш, мескалин, конопля) до тяжелых (героин, кокаин, морфин). Тенденция легализации начала брать свое начало в 21 веке, когда начались некоторые послабления, которые в итоге обернулись легализацией. В Уругвае легализована марихуана в 2013 году и продается в аптеках, а в Ирландии его используют в медицине. Конопля в Австралии используется как лекарственный препарат.
Вопрос легализации наркотиков очень актуален и обширен. Согласно докладу ООН в 2019 году, в 2017 году производство кокаина в мире достигло рекорда за все времена и составил – 1,976 тонн. А самым распространенным считается каннабис, который за 2017 год употребили около 188 миллионов человек .
Однако профилактика лечения наркомании в свою очередь терпит неудачи и только каждый седьмой человек с расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, получает лечение каждый год. Для того, чтобы борьба с наркопреступностью была эффективной необходимо не легализовать наркотики, а запрещать, однако некоторые считают иначе.
Таким образом, международная борьба с незаконным оборотом наркотиков имеет уже отработанный механизм регулирования, однако необходимо его дальнейшее совершенствование. Необходимо и дальнейшее «плотное» сотрудничество государств между собой, в частности в разработке межправительственных и межведомственных регуляторов в роли соглашений и иных документов. Еще одним проблемным вопросом является распределение преступных «благ» после их конфискации. Во многих соглашениях ни слова не сказано о данном моменте, поэтому возникает необходимость в регулировании данного пробела.
Вывод по главе 1
Анализ уровня и динамики наркопреступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий (сети Интернет) показал, что доля преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершенных с использованием сети Интернет в анализируемом периоде увеличивается с 9,87% в 2017 году до 23% в 2021 году, что обусловлено популяризацией социальных сетей, их многообразием. Вместе с развитием технологий развиваются и способы совершения таких преступлений, что составляет проблему расследования и противодействия.
На современном этапе в наркобизнесе для расширения и активного распространения наркотиков используются такие распространенными мессенджеры как «Skype», «Viber», «WhatsApp», «Brosix», «Telegram», поскольку правоохранительным органам затруднительным представляется осуществлять техническую обработку данных программ для общения.
