Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование нормативной численности персонала в электрических сетях. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


2.1. Государственное регулирование тарифов в России

В результате реформирования Единой энергетической системы России изменилась система государственного регулирования отрасли. Перемены начались с принятием «Основных направлений реформирования электроэнергетики РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526. Затем вышел «План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации», принятый распоряжением Правительства от 3 августа 2001 г. № 1040-р. В содержательном плане перемены в регулировании сводятся к изменению нормативно-правовой базы отрасли: частичному освобождению от контроля со стороны государства, перестройке антимонопольного регулирования, реорганизации регулирующих органов. В последствии был принят пакет законов, подписанных Президентом России 26 марта 2003 г. В этот пакет вошли следующие законодательные акты:

  • «Об электроэнергетике»;
  • «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;
  • «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях»;
  • «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

4 ноября 2007 года были дополнительно внесены изменения в законы:

  • «Об электроэнергетике»;
  • «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

Вместе с перечисленными изменениями была установлена дата окончания переходного периода реформирования – 1 июля 2008.

Основными целями реформирования электроэнергетики России являлись повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. В ходе реформы произошли радикальные изменения отрасли: осуществилось разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, были созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Таким образом, сформировался конкурентный рынок генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний. В естественномонопольных сферах, напротив, произошло усиление государственного контроля.

Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-Ф дает следующее определение естественной монополии:

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [9].

Под это определение в соответствии с законом попадают следующие сферы электроэнергетики:

  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с законом органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба по тарифам (ФСТ), которая выполняет тарифное регулирование для организаций-субъектов ЕЭС России. На территории субъектов РФ государственное регулирование тарифов осуществляют региональные энергетические комиссии (РЭК) [9].

Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» утратил силу со дня вступления в силу в полном объеме Федерального закона «Об электроэнергетике».

Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики [11].

Главными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются:

  • обеспечение единства технологического управления ЕЭС России, надежного и безопасного функционирования ЕЭС России и изолированных электроэнергетических систем;
  • достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
  • обеспечение доступности электрической и тепловой энергии для потребителей и защита их прав;
  • обеспечение социальной защиты граждан Российской Федерации от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию;
  • обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики и др.

В соответствии с этим законом государственное регулирование сохраняется для деятельности по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлению [13].

Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют:

  • государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике, в том числе регулирование в установленном порядке доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и установление стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий в электроэнергетике;
  • государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе установление их предельных уровней, за исключением цен (тарифов), государственное регулирование которых в соответствии с федеральными законами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности размера и правильности применения указанных цен (тарифов);
  • утверждение стандартов раскрытия субъектами оптового и розничных рынков информации для потребителей, в том числе информации об их продукции, о доходах и затратах раздельно по видам деятельности в электроэнергетике, и контроль за соблюдением этих стандартов и др.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:

  • установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям в рамках устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти предельных уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям;
  • установление тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти предельных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
  • контроль за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию и др.

«Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 года № 109 в настоящее время не применяются в части государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Постановление № 109 устанавливает, что в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят:

  • регулируемые цены (тарифы) и (или) их предельные уровни на оптовом рынке;
  • регулируемые цены (тарифы) и предельные уровни цен на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках;
  • регулируемые цены (тарифы), предельные уровни цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности).

Регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии [12]. Субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:

  • производство электрической энергии (мощности), в том числе с постанционной и поблочной разбивкой;
  • передача электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;
  • передача электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям;
  • реализация (сбыт) электрической энергии в случае, если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации, а также с выделением расходов на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей в рамках и сверх социальной нормы потребления, а также иными категориями потребителей;
  • услуги коммерческого оператора;
  • технологическое присоединение к электрическим сетям;
  • оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • оказание услуг по обеспечению системной надежности.

Существуют различные методы регулирования цен (тарифов). Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. Однако все методы основаны на учете расходов предприятия, связанных с осуществлением своей деятельности.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя:

  • расходы на топливо;
  • расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности);
  • расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
  • расходы на сырье и материалы;
  • расходы на ремонт основных средств;
  • расходы на оплату труда и страховые взносы;
  • расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета;
  • прочие расходы.

При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размеры фонда оплаты труда, фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен [12].

При установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

2.2. Органы государственного регулирования

В настоящее время обеспечение государственного регулирования тарифов осуществляется уполномоченными государственными органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях [13]. На федеральном уровне в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» тарифное регулирование выполняет Федеральной службы по тарифам (ФСТ). На территории субъектов РФ данную функцию осуществляют региональные энергетические комиссии (РЭК).

Полномочия ФСТ определены постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. № 204 «Вопросы Федеральной службы по тарифам».

В систему тарифов, устанавливаемых ФСТ, входят [13]:

  • тарифы на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке для поставщиков и покупателей электроэнергии в регулируемом секторе, а также предельные тарифы в секторе свободной торговли оптового рынка;
  • плата за услуги ЗАО «ЦФР», обеспечивающего заключение договоров субъектами оптового рынка и расчеты между ними (плата за услуги Администратора торговой системы – АТС);
  • плата за услуги по организации функционирования и развитию ЕЭС России;
  • плата за услуги системного оператора (СО ЕЭС), обеспечивающего ведение режима работы ЕЭС России;
  • плата ОАО «ФСК», оказывающему услуги по передаче электроэнергии по единой национальной сети;
  • ценовая ставка формирования средств, предназначенных для обеспечения безопасного функционирования и развития атомных электростанций (абонентская плата концерна «Росэнергоатом»);
  • плата за услуги субъектов естественных монополий за присоединение их к электрическим сетям;
  • тарифы для производителей электрической энергии, не поставляемой на оптовый рынок;
  • тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую электростанциями, поставляющими электроэнергию на оптовый рынок;
  • предельная плата за услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям (распределительным сетям, электрическим сетям перепродавцов электроэнергии);
  • предельные по субъекту РФ значения роста тарифов на электроэнергию для всех потребителей субъекта РФ с выделением тарифов для населения.

Начиная с 2003 г. тарифы на электрическую энергию изменяются раз в год. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в обязательном порядке предоставляют информацию по всем статьям расходов, формирующих тарифы, в региональные энергетические комиссии субъектов РФ, на территории которых они располагаются. РЭК осуществляют детальный анализ предоставленной информации: затрат на топливо, материалы, оплату труда, амортизацию, целевые средства и прибыль. Предприятия электроэнергетики также готовят на основе нормативных документов, разработанных ФСТ, свои предложения по тарифам на оптовый рынок и среднему отпускному тарифу на потребительском рынке. Утверждают тарифы ФСТ или РЭК.

РЭК субъекта РФ устанавливает следующие тарифы [13]:

  • на электрическую энергию и тепловую энергию для всех категорий потребителей на территории субъекта РФ в рамках предельных средних значений, установленных ФСТ;
  • на передачу электроэнергии по распределительным сетям на территории данного субъекта РФ, но не выше предельного тарифа, установленного ФСТ для данного субъекта РФ.

Регулирующим органом рассматривается дело об установлении тарифа, обязательной частью которого является протокол рассмотрения дела, в котором указываются все принятые во внимание факторы, в том числе расходы по отдельным статьям, формирующим тарифы. Контроль над деятельностью РЭК, в соответствии с законодательством, осуществляет ФСТ.

Однако, после принятия указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 и реорганизации ФСТ, региональные органы исполнительной власти также провели организационные изменения своих РЭК, преобразовав их в подразделения своей администрации. В связи с этим в методическом отношении РЭК находится в подчинении ФСТ, а в административном – главы администрации соответствующего субъекта РФ. Таким образом, администрации субъектов РФ, в чьем подчинении находятся РЭК, имеют большое административное воздействие на решения этих комиссий. В результате, эти решения могут приниматься не на экономической основе, а в целях «местной политической целесообразности» [13].

2.3. Состояние дел в области нормирования труда в электроэнергетическом секторе экономики России в настоящее время

В настоящее время можно с большой долей уверенности сказать, что в реальном секторе экономики России нормированием труда, являющимся основой организации и оплаты труда, в подавляющем большинстве отраслей практически никто не занимается. По-существу, за последние десятилетия в стране была утрачена нормативно-методическая база в области нормирования, организации и оплаты труда. Более того, почти не осталось специалистов в этой области и их не готовят ВУЗы страны или готовят крайне недостаточно — в объеме нескольких десятков часов в рамках подготовки менеджеров по управлению персоналом или специалистов по управлению в отдельных отраслях экономики [14].

На сегодняшний день государство устранилось от решения этой проблемы, в результате чего министерства и ведомства даже регулируемых отраслей экономики (в том числе Минэнерго) не имеют полномочий в области нормирования труда. Таким образом, сегодня, к примеру, практика работы Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) последних лет показывает, что при утверждении тарифов на будущий период ФСТ России исходит из фактически сложившихся затрат и, в частности, затрат на персонал, применяя некие корректирующие показатели, а не экономически обоснованные нормативы, как это делалось ранее. При этом в качестве экспертов привлекаются организации, не обладающие нормативно-правовой базой и знаниями в области нормирования. Еще более неприглядная картина в регионах России, где тарифы утверждаются региональными комиссиями. В результате, в стране происходит ежегодное повышение тарифов без удобоваримого экономического обоснования, в том числе и в части затрат на персонал.

В общей сложности, это приводит, в том числе и к тому, что, скажем, энергоемкость российской промышленной продукции в несколько раз выше, чем в развитых странах мира, а установленная мощность на единицу персонала, занятого в энергетике, соответственно, в разы ниже [14]. Конечно, отсутствие экономически обоснованных норм — это лишь один из множества негативных факторов, влияющий на эффективность экономики, но роль его, бесспорно, весьма существенна.

В соответствие с данными, опубликованными Российским статистическим ежегодником, среднегодовая численность промышленно-производственного персонала (далее — ППП) в электроэнергетике в 2004 году составила 868 тыс. человек, установленная мощность на конец 2004 года – 216,6 тысяч мегаватт  (МВт), т.е. удельная численность ППП на единицу установленной мощности (объем обслуживания или штатный коэффициент) равнялась 4,0 чел./МВт (868:216,6). В 1990 году в электроэнергетике России данный показатель был равен 2,55 (545:213,3). За 14 лет рост штатного коэффициента составил 57%. Иначе говоря, рост установленной мощности в электроэнергетике за эти годы составил 1,5%, а количество персонала и затраты на его содержание при этом увеличились в 1,57 раза.

В 2011 году среднегодовая численность ППП в электроэнергетике составила 717 тыс. человек, а установленная мощность – 233,3 тыс. МВт. Таким образом, штатный коэффициент на 2011 год составил 3,07 чел./МВт. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что с 2004 года ситуация в электроэнергетике страны улучшилась, но все еще осталась далекой от эффективных показателей. Для сравнения, аналогичный показатель в США на протяжении ряда последних лет не превышает значения 0,4 чел./МВт.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики средняя начисленная заработная плата в электроэнергетике (без выплат социального характера) за 2004г. составила 10,74 тыс. руб., за 2011 год – 23,7 тыс. руб., т.е. за период с 2004 по 2011 годы средняя зарплата в электроэнергетике выросла в 2,2 раза [15].

Таким образом, только за счет увеличения штатной численности персонала в 2004 году по сравнению с 1990 годом произошел рост прямых затрат на содержание персонала в электроэнергетике на сумму 41,6 млрд. рублей в год (323 000 чел. · 10 743 руб. · 12 мес.). Несмотря на уменьшение численности персонала в период с 2004 по 2011 г.г., в 2011 г. рост затрат составил 48,9 млрд. рублей в год.

Все рассмотренные выше показатели сведены в табл. 3.

Таблица 3. Сравнение электроэнергетических показателей за 2009-2011 гг.

Годы 1990 2004 2011
Среднегодовая численность персонала, тыс. чел. 545 868 717
Установленная мощность, тыс. МВт 213,3 216,6 233,3
Штатный коэффициент, чел./МВт 2,55 4 3,07
Рост установленной мощности, % 1,5 7,7
Рост штатного коэффициента 1,57 -1,23
Средняя заработная плата, тыс. руб. 10,74 23,7
Прирост затрат на содержание персонала, млрд. руб. 41,6 48,9

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Численность персонала на единицу установленной мощности в электроэнергетике России остается очень высокой. Это ведет к росту необоснованных затрат на содержание персонала и, соответственно, росту тарифов на электроэнергию.
  2. В отрасли с 1993 года не проводится единая, целенаправленная экономическая политика в области нормирования труда, не создан этот механизм и в условиях рынка. Образовавшийся в переходный период вакуум привел к росту численности персонала и росту издержек на его содержание при практически неизменной в последние двадцать лет установленной мощности в электроэнергетике.

В связи с этим необходимо:

  1. Провести работу по обновлению, а в отдельных случаях созданию новых отраслевых методических рекомендаций в области нормирования, организации и оплаты труда в электроэнергетике.
  2. Представить комплекс мер по приведению объемов обслуживания и численности персонала в электроэнергетике к сопоставимым значениям с электроэнергетикой США и др. передовых с этой точки зрения стран мира. Это самый сложный и ответственный этап, требующий привлечения к этой работе институтов, научных центров в России и за рубежом, предприятий электроэнергетики и государства в лице Минэнерго России.

Но, в тоже время, справедливости ради, надо сказать и о том, что в настоящее время в отдельных отраслях топливно-энергетического комплекса и некоторых других отраслях Российской экономики все же существуют подразделения по нормированию труда. Одной из таких организаций по формированию нормативно-правовой базы в области социально-трудовых отношений в электроэнергетике является ОАО «Центр организации труда в электроэнергетике» (ЦОТэнерго) [15].

2.4. Центр организации труда в электроэнергетике (ЦОТэнерго)

ЦОТэнерго  является правопреемником Научно — исследовательского, проектного и внедренческого центра организации труда в энергетике и энергетическом  строительстве (ЦОТэнерго), образованного в результате объединения двух старейших организаций энергетики «Энергостройтруд» и «Энергонот».

В 1993 г. Научно-исследовательский, проектный и внедренческий центр организации труда в энергетике и энергетическом строительстве (ЦОТэнерго)  распоряжением Комитета по управлению имуществом Москвы от 23.08.93г. № 690-р преобразован в акционерное общество «ЦОТэнерго» и в соответствии с Указом Президента РФ № 923 от 15.08.92 г. передан  в состав акционерного общества РАО «ЕЭС России» как дочерняя организация.

В соответствии с «Основными направлениями реформирования научно-проектного комплекса РАО «ЕЭС России» решением Правления ОАО «РАО ЕЭС России» от 07.07.2006 г. № 1493пр/2 ОАО «ЦОТэнерго» реорганизовано в форме присоединения к ОАО «Энергетический институт им. Г.М. Кржижановского» (ОАО «ЭНИН») и в настоящее время является научным отделением ОАО «ЭНИН» [14].

По мере развития электроэнергетических рынков, создания новых структур и внедрения новых рыночных инструментов, научным отделением ОАО «ЭНИН» ЦОТэнерго проводятся следующие виды работ:

  • совершенствуются единые отраслевые методические подходы к  определению оптимальной численности персонала энергокомпаний и их организационной структуры;
  • предлагаются решения по оптимизации численности персонала, обосновывается в регулирующих органах нормативная численность персонала энергокомпаний и расходы на его содержание;
  • разрабатываются проекты единой тарифной оплаты рабочих, специалистов и руководителей среднего звена;
  • проводится изучение и анализ условий труда персонала энергопредприятий путём аттестации рабочих мест с последующей сертификацией.
  1. Нормирование труда персонала генерирующих и теплосетевых компаний:
  • Разработка единых отраслевых методических подходов к нормативной численности персонала объектов генерирующих электро- и теплоэнергию (включая нетрадиционные источники энергии) во всех отраслях народного хозяйства;
  • Расчеты нормативной численности персонала (ТЭС; ГРЭС; ГЭС; электростанций, оборудованных парогазовыми установками, газотурбинными установками, дизель-генераторами; тепловых сетей (в т.ч. муниципальных), котельных, электрокотельных);
  • Предоставление консультационных услуг по комплексной оценке организации труда персонала, с учетом организационно-производственных структур управления, как для существующих, так и для вновь вводимых мощностей, с расстановкой оперативного персонала по рабочим местам в соответствии с тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих; кадровый аудит численности персонала.
  1. Нормирование численности персонала предприятий и организаций электросетевого комплекса, системного оператора и управления энергокомпаний:
  • Разработка нормативов численности персонала (распределительных сетевых компаний (ОАО «Российские сети», ОАО «ФСК ЕЭС»); исполнительного аппарата распределительных сетевых компаний (РСК, МРСК); исполнительного аппарата генерирующих компаний (РГК, ТГК, ОГК); региональных диспетчерских управлений (РДУ) и объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) ОАО «СО-ЕЭС»; магистральных электрических сетей (МЭС) ОАО «ФСК ЕЭС»);
  • Расчеты нормативной численности персонала по функциям ОАО «Российские сети», ОАО «ФСК ЕЭС», МРСК, РСК, объектов ЖКХ, нефтегазовой отрасли, ОАО «РЖД» и др. отраслей экономики, осуществляющих передачу электроэнергии; исполнительных аппаратов распределительных сетевых компаний (РСК, МРСК); исполнительных аппаратов генерирующих компаний (РГК, ТГК, ОГК); исполнительных аппаратов энергокомпаний ОАО «РАО Энергетические Системы Востока», РДУ и ОДУ ОАО «СО-ЕЭС»; МЭС ОАО «ФСК ЕЭС»;
  • Оптимизация численности персонала энергокомпаний;
  • Проектирование организационных структур управления энергокомпаний.
  1. Нормирование труда рабочих, занятых на ремонте и техническом обслуживании электрооборудования:
  • Расчёт нормативной численности структурных подразделений (цеха, службы и т.д.) предприятий с учётом местных условий и структурных особенностей;
  • Оптимизация численности подразделений (цехов, служб и т.д.);
  • Расчёт нормативной численности предприятий по водоснабжению и водоотведению;
  • Разработка нормативов по труду, включающих в себя 110 наименований Норм времени на техническое обслуживание и ремонт энергооборудования для предприятий ТЭЦ, ГЭС, ФСК, МРСК, электрических сетей, объектов ЖКХ, нефтегазовой отрасли, РЖД и других отраслей экономики.
  1. Нормирование численности персонала энергосбытовых компаний и энергосбытовых подразделений:
  • Разработка нормативов численности персонала промышленно-производственного персонала региональных энергосбытовых компаний.
  • Расчеты нормативной численности персонала региональных энергосбытовых компаний, независимых территориальных сбытовых компаний (НСК), энергосбытовых организаций ЖКХ, отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и других отраслей экономики независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности; филиалы (отделения) по сбыту электрической и тепловой энергии в составе ОАО, ЗАО, ООО, ТОО, ГУП и других юридических лиц.

На сегодня ЦОТэнерго разработаны следующие документы:

  • Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих  электроэнергетики;
  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций  электроэнергетики;
  • Рекомендации о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики (совместно с Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики);
  • Нормативы численности промышленно-производственного персонала для всех видов деятельности (генерация, передача, распределение и сбыт электрической и тепловой энергии, диспетчеризация);
  • Нормы времени на энергоремонтные и энергостроительные работы.

Услугами ЦОТэнерго сегодня пользуются десятки организаций и предприятий в энергетике, жилищно-коммунальной сфере, Минобороны и ряде других отраслей реального сектора экономики России. Среди заказчиков работ ЦОТэнерго в разные годы были Минэнерго, Минтруд, РАО «ЕЭС России», общественное объединение работодателей электроэнергетики и Электропрофсоюз, практически все энергосистемы и федеральные электростанции страны. В настоящее время ведутся работы с ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы».

Многолетний опыт работы, квалифицированные кадры и созданная уникальная нормативно-методическая база по нормированию труда, которая постоянно совершенствуется и обновляется,  позволяют ЦОТэнерго в настоящее время выполнять на должном профессиональном уровне высококачественные проекты в области социально-трудовых отношений в электроэнергетике и других отраслях реальной экономики. Этим ЦОТэнерго выгодно отличается от множества созданных в последние годы консалтинговых и проектных фирм, использующих разработки ЦОТэнерго прошлых лет и недобросовестно применяющих их к современным  реальным условиям.

Тем не менее, в настоящее время нормативная база по труду, не обновляемая уже более 20 лет, безнадежно устарела и возродить ее вновь без реальной поддержки государства, а лишь при помощи рыночных механизмов, вряд ли удастся. Вклад ЦОТэнерго — это лишь малая часть огромной работы по созданию научно обоснованных норм и нормативов и их применению в экономике страны [14].

2.5. Выводы

Законодательством Российской Федерации предусмотрен государственный контроль над деятельностью предприятий электроэнергетики в части тарифообразования. Однако за последние десятилетия нормативно-методическая база нормирования численности персонала в России оказалась практически утраченной. Анализ сложившейся в настоящее время ситуации в электроэнергетике показал, что штатный коэффициент в России в несколько раз выше, чем в развитых странах мира. В США на протяжении последних лет он не превышает 0,4 чел./МВт, в России на момент 2011 г. он составлял 3,07 чел./МВт. Поскольку численность персонала организации является одной из статей расходов, имеющих существенный вес в формировании тарифа, то это приводит к росту необоснованных затрат на содержание персонала и, соответственно, росту тарифов на электроэнергию. В связи с этим необходимо обновить, а в отдельных случаях создать новые отраслевые методические рекомендации в области нормирования, организации и оплаты труда в электроэнергетике. Одной из организаций, осуществляющих формирование нормативно-правовой базы в области социально-трудовых отношений в электроэнергетике, является ОАО «Центр организации труда в электроэнергетике» (ЦОТэнерго). Однако вклада ЦОТэнерго недостаточно для создания научно обоснованных норм и нормативов в масштабах всей страны, поэтому необходимо привлечение к этой работе институтов, научных центров в России и за рубежом, предприятий электроэнергетики и государства в лице Минэнерго России.


Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф