Меню Услуги

Нормирование труда работников. Часть 2.

Страницы: 1 2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Глава 2 Изучение состояния нормирования труда на примере предприятия Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ»

2.1 Краткая технико-экономическая и организационная характеристика предприятия Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ»

 

Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ» специализируются на продаже электронного оборудования для торговли, а также работает на рынке технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовой техники и весоизмерительного оборудования с 1994 года.

Компания имеет опыт сотрудничества с крупными торговыми сетями такими, как сеть универмагов «Копейка», сеть аптек «36.6», сеть аптек «Ригла» и др.

Перечень реализуемого и обслуживаемого оборудования включает практически все модели контрольно-кассовых машин, разрешенные к применению на территории РФ, весоизмерительное оборудование, компьютеры и оргтехнику. ЦТО ООО «Спектр-Сервис ККМ» является партнером ведущих производителей контрольно-кассовой техники и торгового оборудования таких, как «АТОЛ», «Инкотекс», «Сервис Плюс», «СКБ ВТ «ИСКРА», «Штрих-М».

Более 10 000 организаций и индивидуальных предпринимателей доверили обслуживание своей контрольно-кассовой техники, количество которой в общей сложности превышает 15 000 единиц.

Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ» по своей организационно – правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью.

В настоящее время ООО «Спектр-Сервис ККМ» имеет свыше 20 филиалов, компания является одной из крупнейших сетей сервисных центров на территории Московского региона. Общая численность персонала, работающего в компании, свыше 1 тысячи человек.

Общая структура управления предприятия подобна стандартной структуре управления ООО. Высшим органом управления является Общее собрание участников Общества, которое назначает Генерального директора, который является единоличным исполнительным органом.

Генеральным директором Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ» является Котов Э.Б.

Общая штатная численность Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ» – 80 человек. Предприятие имеет хорошо организованную, разветвленную структуру.

В каждом отделе, сервисе, магазине и в других подразделениях компании имеется штатное расписание, а также на каждого специалиста составлены должностные инструкции.

Многие подразделения Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ» имеют свое структурное деление. Например, торговый отдел состоит из шести отделов. В каждый ТОРГ входят несколько магазинов. Торгом руководит директор по торговле, а магазином – директор магазина.

В свою очередь директорам магазина подчиняется персонал магазина. Директора магазина отвечают за работу персонала и работу в целом магазина. Заработная плата сотрудников магазина напрямую зависит от товарооборота данного магазина за месяц.

Также к торговому отделу относится отдел качества, который занимается качеством и сертификацией продукции.

Экономико-ревизионный отдел является контролирующим органом деятельности магазинов.

Основная функция транспортно-диспетчерской службы – это прием заказов от магазинов на поставку определенных заканчивающихся или новых товаров и передача этих заказов на склады с последующей увязкой маршрутов следования грузовых машин с товаром.

Кроме того, в подчинение у технического директора находятся такие отделы: проектный отдел, отдел коммуникаций, отдел пожарной и технической безопасности, отдел по обслуживанию линий связи, сметный отдел и т.д.

Коммерческому директору подчиняются снабженцы, экспедиторы, товароведы по складам, заведующие складами. Коммерческий директор отвечает за ассортимент и качество поставленной продукции в магазины.

 

 

2.2 Организация труда. Изучение организации труда

 

В современных условиях необходимость высокой организации труда растет по мере роста конкурентной среды и эффективности производства. Упорядоченная планомерная работа всегда обеспечивала и обеспечивает самые высокие результаты. Система организации на высоком уровне становится гарантией эффективной деятельности в любой сфере.

Она устанавливает необходимое количество человек для конкретного вида деятельности, организацию рабочих мест, способы и методы, создание наилучших условий труда, режима работы и отдыха. В рамках предприятия организация труда — это взаимодействие работников друг с другом и производственными средствами, которое основано на выстроенном и последовательном трудовом процессе для достижения наилучших результатов. Это самостоятельный элемент организации производства. Но также организация труда — это и непосредственно влияющая на производство составляющая, которая реализуется через установленную трудоемкость работ.

Основными направлениями организации труда являются: — совершенствование форм разделения и кооперации труда;

улучшение подготовки и повышения квалификации кадров;

рационализация приемов и методов труда;

улучшение организации и обслуживания рабочих мест;

улучшение условий труда;

укрепление дисциплины труда;

— совершенствование практики мотивации труда;

— совершенствование нормирования труда.

Особую роль в организации труда играет вознаграждение за труд — его оплата. Дело в том, что человек включается в производственный процесс по экономическим соображениям, с целью заработка на жизнь. Поэтому заработная плата является одновременно звеном, соединяющим человека со средствами производства и фактором эффективной организации труда.

Труд организуется в промышленности и других отраслях народного хозяйства в многообразных формах. Это многообразие форм организации труда предопределяется прежде всего различием качественного расчленения и количественной пропорциональности в технологических и производственных процессах, и как следствие, в общественном процессе труда.

Важно отметить, что при разделении труда на предприятиях должен учитываться не только рост производительности труда, но и условия для всестороннего развития работников, устранение отрицательного влияния производственной обстановки на организм человека и повышение привлекательности труда. Степень разделения труда во многом зависит от конкретных условий работы предприятия: принадлежности к отрасли производства, типа и масштабов производства, уровня механизации, автоматизации, объема выпуска и специфики изделий и др.

Существуют следующие категории персонала:
руководители – к ним относятся работники, занимающие должности руководителей предприятия (директора, главные специалисты);

— специалисты – ответственные работники, занимающие управленческие должности, осуществляющие контроль и учет работ на предприятии;

— служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание;

— работники – лица непосредственно участвующие в осуществлении производственного процесса;

Каждая категория персонала имеет свои права и обязанности, оговариваемые в должностных инструкциях и контрактах.

На рис.2 представлена классификация персонала торгового предприятия

Рис. 1. Система признаков классификации персонала торгового предприятия

 

Важное направление организации труда – разделение труда, представляющее собой расстановку работников по рабочим местам и закрепление за ними определенных обязанностей по их специальностям и квалификации.
Специализация трудовой деятельности обусловлена значительным увеличением производительности труда за счет его разделения, расчленения на ряд частичных функций, операций в пределах производительных циклов.
Рассматривая разделение труда внутри предприятия, следует выделить следующие основные его виды:

— функциональное разделение труда между различными категориями работников предприятия;

— разделение труда между группами рабочих по признаку технологической однородности выполняемых ими работ — профессиональное разделение труда;

— разделение труда между группами рабочих в зависимости от сложности выполняемых ими работ — квалификационное разделение труда.

Следует отметить, что разделение труда, означая одновременное сосуществование различных видов трудовой деятельности, играет важную роль в развитии организации производства и труда: во-первых, оно является необходимой предпосылкой процесса производства и неотъемлемым условием повышения производительности труда; во-вторых, позволяет организовать последовательную и одновременную обработку предмета труда во всех фазах производства; в-третьих; способствует специализации производственных процессов и совершенствованию трудовых навыков участвующих в них работников. Но разделение труда как процесс специализации работников нельзя рассматривать лишь как сужение сферы деятельности человека путем выполнения все более ограниченных функций и производственных операций. Разделение труда является многосторонним, сложным процессом, который, меняя свои формы, отражает действие объективного закона перемены труда. В то же время необходимо учитывать существование границ целесообразности в процессе разделения труда, игнорирование которых может отрицательно сказаться на организации и результатах производства. В связи с этим особенно большое значение имеют следующие требования:

— разделение труда не должно приводить к снижению эффективности использования рабочего времени и оборудования;

— оно не должно сопровождаться обезличкой и безответственностью в организации производства;

— разделение труда не должно быть чрезмерно дробным, чтобы не усложнять проектирование и организацию производственных процессов и нормирование труда, а также не снижать квалификацию рабочих, не лишать труд содержательности, не делать его монотонным и утомительным.

Другим направлением функционального разделения труда является разделение работников на основных и вспомогательных.

Первые из них непосредственно участвуют в измерении формы и состояния обрабатываемых предметов труда, например, рабочие литейных, механических и сборочных цехов машиностроительных предприятий, занятые выполнением технологических операций по изготовлению основной продукции.

Вторые непосредственного участия в осуществлении технологического процесса не принимают, но создают необходимые условия для бесперебойной и эффективной работы основных рабочих. Значение отделения вспомогательных работ от основных заключается в следующем. Это, во-первых, улучшает использование рабочего времени; во- вторых, повышает эффективность использования оборудования, позволяет лучше организовать уход за ним, ремонт и всякого рода обслуживание; в-третьих обеспечивает непрерывность работы и, наконец, снижает общие затраты труда на единицу продукции.

Различают следующие формы разделения труда на предприятиях:
— технологическое;

— функциональное;

— профессиональное;

— квалификационное.

На предприятии Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ» применяются функциональная и профессиональная формы разделения труда.
Функциональное разделение труда осуществляется в зависимости от характера выполняемых работниками функций. По этому принципу на предприятии Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ» произведено деление на управленческий персонал, в лице директора и главного бухгалтера, и на обслуживающий персонал, в лице менеджеров торгового зала, администраторов, продавцов-кассиров и т.д.

Профессиональное разделение труда осуществляется по специальностям и профессиям. В магазинах Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ» это разделение произведено по следующим основным специальностям:

— Товаровед

— Менеджер

— Продавец-кассир

Организация труда включает кооперацию труда, которая предполагает установление системы производственной взаимосвязи между работниками, обеспечивающей согласованность совместных действий работников в процессе производства. Существование разделенного труда (по функциональному, профессиональному и квалификационному признакам) объективно требует установления определенных соотношений и взаимодействия между видами труда.
Между работниками и их отдельными группами, коллективами должно быть организовано взаимодействие, или осуществлена кооперация. То есть должна быть обеспечена планомерная деятельность многих участников производства для достижения определенного производственного эффекта. В конечном итоге должно быть обеспечено полное использование рабочей силы и средств труда, непрерывное течение производственных процессов, ритмичное выполнение работ, повышение производительности труда. В этом выражается эффективность кооперации труда.

Структура предприятия Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ» представлена на рис.3.

Рис. 3. Структура предприятия Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ»

 

Трудовой процесс — это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда. Его организация призвана обеспечить выполнение заданной работы с минимальными затратами рабочего времени, эффективное использование оборудования, оснастки и инструментов, высокое качество продукции.

Содержание трудового процесса определяется совокупностью методов и приемов труда работника (группы работников), необходимых для выполнения работы по всем ее стадиям: получение задания; информационная и материальная подготовка работы; непосредственное трудовое участие в процессе преобразования предметов труда в соответствии с производственной или функциональной технологией; сдача выполненной работы.

Все трудовые процессы, выполняемые работниками торговых предприятий разделены на два разных по своей природе и со­держанию вида:

— связанные со сменой форм стоимости товара;

— обусловленные продолжением процессов производства в сфере обращения.

Первый вид труда обеспечивает смену форм стоимости и включает в себя процессы купли-продажи, обслуживания покупателей, ведения учета и отчетности, организации рекламы и др.

Второй вид труда включает в себя такие трудовые процессы, как транспортировка, фасовка, хранение, подсортировка, погрузка, выг­рузка товаров и др.

Оба вида труда взаимосвязаны и составляют основу организации торгово-технологического процесса. Таким образом, первая отличительная особенность труда на торговых предприятиях — его двойственный характер.

Вторая отличительная особенность в том, что труд, связанный с продолжением производства в сфере обращения, занимает большой удельный вес в общей сумме трудовых процессов. Главная причина данного явления — низкая оснащенность техникой торговых предприятий. Как правило, большинство процессов, связанных с преобразованием промышленного ассортимента в торговый; фасовкой; подсортировкой, т.е. с предпродажной обработкой товаров, производится вручную. Большие затраты живого труда — негативный фак­тор, тем более что около 80% занятых в торговле — женщины (например, в розничной торговле в среднем за смену приходится перемешать от 3 до 15т груза).

Третья особенность труда в торговом бизнесе в том, что труд, связанный со сменой форм стоимости довольно однообразен и вместе с тем требует большого нервного и физического напряжения. Это обусловлено целым рядом причин: во-первых, организация торгово-технологического процесса не предполагает или сильно ограничивает свободу проявления инициативы работником; во-вторых, недостаточная компьютеризация предприятий торговли приводит к тому, что аналитические, учетные, статистические расчеты производятся вручную.

Четвертая особенность труда на торговых предприятиях — значительное влияние на него вероятностных факторов. Интенсивность покупательских потоков в течение дня, зависящая также от место­расположения предприятия; значительные колебания спроса по то­варным группам, и прочие факторы в одних случаях приводят к не­избежным простоям работников, а в других — к очень высокой на­грузке и резкому повышению напряженности труда.

Пятая особенность труда в торговых предприятиях заключается в том, что конечным результатом труда является не продукт, а услуга.

Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это относится, прежде всего, к работникам торговых залов – продавцам, кассирам, контролерам-кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть приветлив, следить за культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее тяжелым в физическом отношении является труд продавцов. Особенно это относится к труду продавцов продовольственных и хозяйственных товаров.

Физическая нагрузка на одного продавца продовольственного магазина за смену иногда достигает 900 кг, а при выполнении погрузоразгрузочных работ по перемещению груза — 1200 кг.

Для труда контролера-кассира характерна нервно-эмоциональная напряженность, обусловленная необходимостью в процессе трудовой деятельности вступать в контакт с большим количеством людей при различной коммуникабельности. В течение часа контролер-кассир может обслужить до 100 человек.

Источником нагрузки служит также значительное напряжение памяти и внимания, специфика работы с материальными ценностями, монотонность труда. Работа контролера-кассира, как и продавца, отличается неравномерностью распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели в связи с колебаниями покупательских потоков. При этом колебания числа обслуживаемых покупателей в часы «пик» могут достичь 50 % среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы «пик» нагрузка может составить 70-75 % всей нагрузки за смену.

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

В зависимости от цели, с которой приобретаются товары, торговлю делят на два вида:

— оптовую (торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием);

— розничную (торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Долговременной целью деятельности розничного торгового предприятия является максимизация прибыли. Реализовать эту цель можно лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей.

Наряду с названной целью в зависимости от конкретных условий, могут существовать и другие критерии — например, увеличение рыночной доли, минимизация издержек и др.

На предприятиях розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые (коммерческие) и технологические функции.

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

— изучение покупательского спроса на товары;

— формирование ассортимента товаров;

— организацию закупок и завоза товаров;

— оказание торговых услуг покупателям;

— рекламирование товаров и услуг.

Условия труда — совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которых осуществляется деятельность человека

Информация об условиях работы товароведа представлена в следующих таблицах:

Таблица 1 Условия труда товароведа

Направление анализа и критерии оценки Характер проявления
Условия работы Постоянно Иногда Редко
Неудобная или стесненная поза +
Слишком большая скорость рабочего процесса +
Шум, создаваемый оборудованием +
Шум, создаваемый людьми +
Необходимость напряженного внимания +
Необходимость повышения голоса +
Жара +
Холод +
Духота +
Отвлечение внимания на приходящих клиентов (поставщиков) +
Постоянное внимание начальства +
Дискомфорт от холода / жары +

 

Таблица 2 Окружающая обстановка

Параметр Удобная Располагающая Неудобная
Освещение +
Вентиляция +
Температура воздуха +
Вибрация +
Меблировка +

 

Анализируя таблицы №1 и №2, рабочее место товароведа нельзя назвать удовлетворительным. Оно находится в кабинете еще с одним товароведом. Рядом с ним расположен вход, где происходит разгрузка прибывшего товара, поэтому в кабинете сквозняк, а зимой температура опускается до +130С! Кондиционера нет, из-за чего летом там бывает душно. Постоянно приходится отвлекаться на поставщиков, хотя для них отведено свое время, но они этого не соблюдают. Объем работы очень большой, поэтому скорость рабочего процесса такая, что пообедать бывает некогда, особенно в предпраздничные дни, когда товарооборот вырастает почти в 2 раза. Оснащенность рабочего места тоже оставляет желать лучшего: компьютер старый, часто ломается, процессы идут медленно; монитор тоже старый, маленький, нечеткий, из-за чего напрягаются глаза и портится зрение. Стул, на котором сидит товаровед, не крутится, что неудобно, когда приходят поставщики. В общем, много факторов можно поправить для улучшения работы товароведа через комфортную рабочую обстановку.

Для товароведа в Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ» установлен регламент рабочего дня:

8.00-8.30 – переоценка товаров на текущий день

8.30-9.00 – формирование ценников

9.00-11.00 – работа с заявками по базе

11.00-13.30 – формирование заявок поставщиков по графику

14.00-15.30 – прием поставщиков

15.30-16.30 – работа в торговом зале

16.30-17.00 – работа с браком

Конечно, строго соблюдать такое расписание невозможно, но оно служит организующим ориентиром в работе товароведа. Бывает, много товара приходит по новым ценам, тогда переоценка занимает гораздо больше времени. Или поставщики приходят не в свое время, тем самым нарушая распорядок дня. Поэтому товароведу часто приходится оставаться после работы, чтобы выполнить план на сегодня.

Анализ состояния организации труда менеджера торгового зала (МТЗ).

Информация об условиях работы менеджера торгового зала:

Таблица 3 Условия труда менеджера торгового зала

Направление анализа и критерии оценки Характер проявления
Условия работы Постоянно Иногда Редко
Неудобная или стесненная поза +
Слишком большая скорость рабочего процесса +
Шум, создаваемый оборудованием +
Шум, создаваемый людьми +
Необходимость напряженного внимания +
Необходимость повышения голоса +
Жара +
Холод +
Духота +
Отвлечение внимания на клиентов +
Постоянное внимание начальства +
Дискомфорт от холода / жары +

 

Таблица 4 Окружающая обстановка

Параметр Удобная Располагающая Неудобная
Освещение +
Вентиляция +
Температура воздуха +
Вибрация +
Меблировка +

 

Из таблиц №3 и №4 следует, что условия труда менеджера торгового зала не комфортные. Ему приходится работать много времени в торговом зале, обстановка там не спокойная, много покупателей, которые создают шум и отвлекают менеджера. Да и сам менеджер, бывает, мешает покупателям своей работой. Но это такая специфика работы, тут ничего нельзя изменить, выставлять товар на полки кто-то должен. В торговом зале нет кондиционеров, поэтому летом там очень душно и жарко. Также много работы проводится в подсобных помещениях, например, фасовка. Там, напротив, бывает холодно, так как открываются двери, через которые происходит погрузка и выгрузка товаров.

Но в целом рабочее время используется эффективно, потери времени по вине работников незначительные, по организационно-техническим причинам – тоже. Напротив, имеется большая загруженность работой как товароведа, так и менеджера торгового зала. Это происходит по причине того, что не хватает персонала на такой большой магазин.

Менеджеру торгового зала иногда приходится работать за кассой, если в магазине много покупателей, а кассиров не хватает. Также он может подменять менеджера на другой группе товаров, если тот отсутствует. Вообще для работы персонала магазинов ООО «Спектр-Сервис ККМ» характерна взаимозаменяемость. Кассир может заменить менеджера, менеджер обязан знать кассу, товаровед может фасовать продукты и заменять директора магазина. С моей точки зрения это, конечно, полезно, но это не должно быть нормой. Каждый должен заниматься своим делом. Вообще, я думаю, что такое происходит, когда экономят на работниках, на стоимости их труда. Поэтому часто работнику приходится задерживаться после окончания рабочего дня. Да качество работы значительно снижается при необходимости выполнять несколько операций, часто не связанных между собой. Ухудшается внимание, увеличивается время на выполнение одного вида работ и время на переход с одной на другую работы (например, товаровед должен выйти в торговый зал, в подсобное помещение). Также вынужденная частая смена видов работ не положительно сказывается на психологическом состоянии человека.

 

2.3 Основные направления по улучшению и совершенствованию нормирования труда на предприятии Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ»

 

В настоящее время необходимым условием социально — экономического развития общества является повышение эффективности экономики при одновременном усилении ее социальной направленности, наиболее полном учете интересов и потребностей человека во всех сферах его деятельности, и в первую очередь — в сфере труда.

В качестве одного из важнейших направлений реализации этих задач является нормативно — методическое и информационное обеспечение решения вопросов нормирования труда персонала предприятий (организаций) любой формы собственности и организационной структуры управления.

В настоящее время целесообразно использовать имеющиеся методики, нормативную базу, специальную литературу по нормированию труда, монографии, переводы зарубежной печати по данному вопросу и т.п.

Для российской экономики значимыми являются следующие направления совершенствования нормирования труда:

— разработка комплекса мер по рациональному использованию трудового потенциала работника;

— повышение обоснованности применяемых норм труда и их взаимозависимость с планированием, ценообразованием, организацией производства, определением численности работников и оценкой их трудового вклада;

— нормирование труда руководителей, специалистов и служащих предприятия.

Еще одно направление работы по совершенствованию труда — своевременный пересмотр норм. Нормы должны идти в ногу с вводом нового и модернизированного оборудования, с внедрением прогрессивных технологий и материалов, с улучшением конструкций изделий, усовершенствованием оснастки, инструментов, с повышением уровня механизации и автоматизации, рационализацией рабочих мест, с внедрением рационализаторских предложений и, наконец, корреспондироваться с отраслевыми, межотраслевыми нормативами по труду.

Каждое предприятие, использующее нормы труда, должно строить свою систему нормирования труда, которая может включать:

— законодательные акты страны в области организации и нормирования труда, предусматривающие функции органов государственного управления, обязанности работодателей по обеспечению обоснованности и равно напряженности действующих норм труда;

— определение задач и выбор направлений совершенствования организации и нормирования труда в целом на предприятии, в его подразделениях, цехах и на рабочих местах;

— разработку системы нормативов и норм труда, включая требования к ним, основные положения, теоретические и методические основы комплексного обоснования;

— организационно-методические основы системы нормирования труда, качества действующих норм, трудозатрат, оценки условий труда на рабочем месте;

— критерии для пересмотра норм, прежде всего за счет усовершенствования производственного и трудового процессов;

— отражение вопросов организации и нормирования труда в трудовых соглашениях и договорах;

— методы исследования и комплексного проектирования трудовых процессов и оптимальных затрат рабочего времени;

— учет особенностей конкретного труда работников при различном его содержании и разных уровнях механизации (автоматизации): а) для основных рабочих различных профессий при разных формах организации труда и условиях производства; б) для вспомогательных рабочих; в) для специалистов; г) для служащих;

— обеспечение взаимосвязи нормирования и оплаты труда.

Кроме того, предприятию следует воспользоваться методической и нормативно — информационной помощью со стороны соответствующих структур управления трудом в форме консультативного обслуживания, проведения семинаров, курсов повышения квалификации, заключения договоров и пр.

На предприятии Краснознаменский филиал ООО «Спектр-Сервис ККМ» в первую очередь, я думаю, необходимо улучшить условия труда работников. Что касается менеджера торгового зала, то здесь в улучшении нуждается разве что климат на рабочем месте — необходимо поставить кондиционеры в торговом зале.

Остальные факторы, на мой взгляд, улучшить нельзя – такова специфика работы.

Но для товароведа, я считаю, в соответствии таблицей №2 нужно рационализировать либо ликвидировать рабочее место:

— поменять компьютер на более скоростной и менее шумный, большим объемом оперативной памяти

— поменять монитор на жидко-кристаллический (TFT, LCD-монитор)

— выдать специальные очки для компьютера

— поменять стул на удобное вращающееся кресло

— установить кондиционер

— решить вопрос с низкой температурой зимой в кабинете, утеплить его либо переместить специалистов в другое помещение

— нужно четко решить вопрос с поставщиками о времени, когда они могут приходить.

Также, я считаю, недопустимо, чтобы товаровед выполнял работу за других людей. Он не должен тратить свое рабочее время для работы на кассе, на фасовке, как это происходит иногда. Может быть, нужно уменьшить нагрузку на товароведа путем принятия в магазин еще одного, чтобы снизить интенсивность, а следовательно, и стрессовость работы. Но в таком случае снизится и зарплата, что, конечно, повлечет недовольство данных работников.

Внедрение данных решений позволит повысить эффективность использования трудового потенциала не только самого товароведа, но и увеличит общую продуктивность и эффективность работы фирмы. Ведь четкая организация труда данного специалиста, сбалансированный режим труда и отдыха, наличие времени, свободного от «текучки», позволяют ему разрабатывать меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности, производительности труда и снижению издержек.

 

Заключение

 

В рыночной экономике рабочая сила является товаром. Каждый обладатель рабочей силы стремится продать ее на более выгодных условиях. Миллионы людей вступают в отношения найма.

Цену рабочей силы определяет рынок рабочей силы, на котором присутствует конкуренция как между продавцами рабочей силы, так и между покупателями.

Трудовой вклад каждого работника оценивается исходя из его сопоставления с мерой труда, которая устанавливается на предприятии с учетом требований общества к данному виду работы. Конкретно выражением меры труда являются нормы, отражающие различные стороны трудового процесса.

Нормирование необходимо при любой форме собственности, при любом производственном и трудовом процессе.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что в новых экономических условиях не только ужесточаются требования к качеству нормирования, но и создаются благоприятные условия для повышения его уровня.

Роль нормирования трудовых затрат на современном производстве чрезвычайно велика. На нормах основываются расчеты перспективных и текущих планов производства, производственные мощности предприятия и их потребность в рабочей силе и оборудования. С помощью норм выбираются рациональные варианты технологических процессов, конструкция оборудования, технологической и организационной оснастки, определяются пути развития и повышения рентабельности предприятия.

Нормирование имеет исключительно важное значение для улучшения организации труда, только зная действительно необходимые затраты рабочего времени на выполнение той или иной работы (операции приема), можно правильно рассчитать количество рабочих, правильно организовать их труд, согласовать работу всех производственных звеньев, рационально использовать оборудование.

Развитие производства не может быть эффективным без научно обоснованных систем организации и нормирования труда, планирования и управления организацией труда, применения прогрессивных норм и нормативов для организации труда на рабочих местах.

В рыночной экономике возрастает значение различных факторов, которые воздействуют на эффективность производства, так как в силу возрождающейся конкуренции результативность деятельности становится решающей предпосылкой существования и развития предприятий.

Среди факторов эффективности существенное место занимает организация труда. Так, даже самое современное оборудование и высокопроизводительная техника не дадут желаемого результата при низкой организации их обслуживания и, наоборот, при научной организации труда можно получить от соответствующего технического оснащения производства максимальный результат.

Являясь важной составной частью организации производственного процесса, организация труда, как самостоятельная область экономической работы на предприятии, имеет особое содержание, сферу исследования и методы изучения производственной деятельности человека.

Для успешного выполнения своих задач организация труда опирается на естественные науки и, прежде всего, физиологию, психологию труда и социологию. В процессе любого труда обязательно происходит мобилизация физиологических и психологических функций, и возникают социальные аспекты.

Это позволяет, с одной стороны, комплексно подходить к выбору оптимальных вариантов взаимодействия человека с техническими средствами производства, а с другой, глубоко дифференцируя сложные явления на простые, всесторонне их исследовать и путем моделирования находить наиболее эффективные решения.

Таким образом, организационное развитие предприятия (организации, фирмы), в том числе внедрение инноваций, возможно лишь при наиболее полной, комплексной и объективной оценке существующей системы организации труда. Анализ уровня и эффективности организации труда – основа эффективного управления организацией труда и предприятием в целом.

В интересах предприятия его администрации следует предпринимать меры по привлечению сотрудников к совершенствованию нормирования труда. В процессе проведения анализа организации нормирования необходимо обратить внимание на такие формы и методы привлечения трудящихся к работе по нормированию труда, как поощрение рабочих за участие в пересмотре действующих и установление новых, более прогрессивных норм труда. Показатели масштабов и эффективности этой работы служит количество предложений рабочих по пересмотру норм и совершенствованию процессов труда, экономический эффект от их внедрения. Если поступившие предложения сгруппировать по профессиям и подразделениям, то станет ясно, где работа поставлена лучше, а где к ней относятся формально или недостаточно активно.

Выяснению причин состояния нормирования труда поможет рассмотрение применяемых форм и методов материального и морального поощрения работников за расширение сферы нормирования труда, внедрение технически обоснованных норм.

Вскрытые в ходе анализа резервы служат основой для разработки конкретных мероприятий по совершенствованию нормирования труда.

Процесс переосмысления основных экономических понятий как необходимая предпосылка экономической реформы не может не затронуть комплекса проблем нормирования труда. В отношении к этим проблемам выявились две достаточно определенные позиции. С одной стороны, весьма распространенными становятся представления о том, что нормы, тарифы, оклады, доплаты и т.д. – это атрибуты отживающей бюрократической системы, которые должны исчезнуть вместе с ней. С другой стороны, значительная часть специалистов убеждена, что без нормирования труда и элементов тарифной системы эффективное управление общественным производством и распределением материальных благ невозможно.

Среди мероприятий по совершенствованию нормирования труда важное место занимают вопросы улучшения организации нормирования, укомплектования предприятия нормировщиками, повышения их квалификации, правильной их расстановки и использования, улучшения порядка пересмотра норм и т.д.

Совершенствование нормирования труда достигает наивысших результатов в том случае, когда оно осуществляется одновременно с доведением организационно-технических условий производства до предусмотренного нормативами уровня, если своевременно проводится необходимая подготовка персонала, повышение его квалификации, освоение новых приемов и методов труда, улучшение санитарно-гигиенических условий труда, повышение безопасности работ, повышение содержательности и привлекательности труда.

Анализ и совершенствование нормирования труда – задача постоянная. Они должны проводиться планомерно и регулярно, с тем чтобы поддерживался высокий уровень обоснованности норм труда и максимально возможный охват ими работающих. Только в этом случае нормы труда будут выполнять свою важнейшую функцию – быть мерой труда.

По данным таблиц, представленных во второй главе работы, большинство проблем в организации работы Краснознаменского филиала ООО «Спектр-Сервис ККМ» происходит вследствие неукомплектованности кадрами. В настоящее время текучесть кадров – это актуальная проблема. Профессия продавца и вообще работника магазина не пользуется популярностью. Как известно, сегодня рабочие специальности являются непрестижными среди молодежи. В магазине работает много студентов, которые покидают его после завершения учебы. Многих не устраивает размер заработной платы, который за последние полтора года существенно снизился в связи с экономической ситуацией в стране. К счастью, в данный момент имеет место тенденция к повышению зарплаты, что должно увеличить число желающих работать в магазинах ООО «Спектр-Сервис ККМ». Персоналу магазина часто приходится подменять друг друга, что тоже не способствует психологическому спокойствию и комфорту на работе. Получается замкнутый круг: людей в магазине мало, много недовольных такими условиями работы, увольняются, приходят другие, опять нужно работать «за двоих», снова уходят.

Вообще, на мой взгляд, эту проблему необходимо решить путем вкладывания денежных средств в улучшение условий труда работников и повышение заработной платы. Станет больше желающих работать в магазине, организация улучшится вследствие уменьшения нагрузки на отдельного человека, покупатели будут более довольны, следовательно, увеличится прибыль.

Достижение высокой эффективности использования рабочего времени невозможно без активной поддержки руководства, грамотной системы мотивации, соответствующего отношения к технике безопасности, охране труда, трудовой дисциплине.

 

Список использованных источников:

 

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 янв. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ)
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 21.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 01.05.2016 N 132-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» //СПС «Консультант Плюс» 2016.
  4. Федеральный закон от 19.03.1991 №1032-1-ФЗ (ред. От 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс» 2016.
  5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 24.03.2000 № 31н, от 18.09.2006 № 116н,от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н) // СПС «Консультант Плюс» 2016.
  6. Постановление об утверждении единой формы бухгалтерского учета гуманитарной помощи (содействия) №ГП-1 и указаний по ее заполнению от 03.04.2001 N 21/29н//СПС «Консультант Плюс» 2016.
  7. Бойчук, Н.И. Организация и нормирование труда: учебно-методический комплекс//Н.И. Бойчук, 2015. -187с.
  8. Бухалков, М. И. Организация и нормирование труда: учебник//М.И.Бухалков, 2016-380с.
  9. Бычин, В.Б. Нормирование труда: учебник//В.Б.Бычин, С.В.Малинин, Е.В.Новикова, 2016-348с.
  10. Горелов, Н. А.Оплата труда персонала: методология и расчеты: учебник и практикум// Н.А.Горелов, 2016 — 400с.
  11. Ивановская, Л.В. Организация, нормирование и регламентация труда персонала: учебно-практическое пособие// Л.В. Ивановская, Е.А. Митрофанова, В.М. Свистунов, 2016. -52с.
  12. Касьянова, Г.Ю. Нормы труда: применение в целях оптимизации: практические рекомендации// Г.Ю. Касьянова, 2014. – 300с.
  13. Касьянова, Г.Ю. Охрана труда : Универсальный справочник//Г.Ю. Касьянова, 2016. -250с.
  14. Кибанова, А.Я. Организация, нормирование и регламентация труда персонала//А.Я.Кибанова, 2016. – 50с.
  15. Лайкам, К.М. Труд и занятость в России: официальное издание//К.М.Лайкам, 2015-230с.
  16. Пашуто, В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учебно — практическое пособие//В.П. Пашутко, 2016. -320 с.
  17. Рофе, А.И. Организация и нормирование труда: учебное пособие//А.И. Рофе, 2016. -221с.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы: 1 2