Скоро защита?
Меню Услуги

Новый тип биографии в творчестве Питера Акройда

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. Литературные биографии и их соответствие жанру
1.1Классификации биографий
1.2 Исследовательские биографии
1.3 Художественно-документальные биографии
2. Новый тип биографии в творчестве П.Акройда
2.1Романизированные биографии
2.2 Квазибиографии: романы на основе биографий
3. Геобиография
3.1 Геобиография Лондона: персонификация биографии
3.2 «Темза: священная река»
3.3 «Венеция: прекрасный город»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Питер Акройд являетс одним из известнейших английских писателей современности. При этом, Питер Акройд в современном литературоведе-нии – один из наименее изученных писателей среди англоязычных авто-ров.
Его авторству принадлежат такие произведения как романы («Пер-вый свет» First Light (1989), «Дом доктора Ди» The House of Dr Dee (1993), «Клеркенвеллские истории» The Clerkenwell Tales (2003), «Три брата» Three Brothers (2013)), и документальные исторические исследования («Английский призрак» The English Ghost (2010), «Подземный Лондон: история, притаившаяся под ногами» London Under (2011). В настоящее время автор работает над многотомником об истории Великобритании. Запериод 2012-2014 годоввышлитритома: «Основание: c самогоначаладо-Тюдоров» (Foundation: The History of England from Its Earliest Beginnings to The Tudors (2012)), «Тюдоры: историяАнглии с Генриха VIII до Елиза-веты I» (Tudors: The History of England from Henry VIII to Elizabeth I (2014)) и»Мятеж: историяАнглии от Якова I доСлавнойреволюции 1688 года» (Rebellion: The History of England from James I to The Glorious Revo-lution, (2014)).
Помимо вышеуказанных трудов П.Акройд является автором раз-личных биографий английских художников, фантазеров («visionaries»). В результате этой работы сложился новый тип биографии.
Объектом исследования выступают биографии в творчестве Питера Акройда.
Предметом исследованияявляется авторская модификация жанра биографии.
Цель настоящего исследования – првоести анализ жанра биографии в творчестве П. Акройда.
Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:

В данной работе используются нескольких основных методов: изу-чение, анализ, обобщение, сравнение.
Исследование биографии как жанра основывается на работах рус-ских ученых Г.О. Винокура, Ю.Н. Тынянова, М.М. Бахтина и Ю.М. Лот-мана, а также зарубежных ученых Р.Д. Алтика, П. Бекшайдер, Т. Кента, Ж. М. Шеффера и др. Кроме того, мы применяем такие традиционные ме-тоды, как сравнительный анализ и культурно-исторический анализ. Также при анализе модификаций жанра был применен структуралистский под-ход, подробно описанный в работах Р. Барта и Ж. Деррида. Особой зна-чимостью для биографий Акройда обладают теория интертекстуальности, подробно разработанная в исследованиях Ю. Кристевой и теория влияния П. де Мана и Х. Блума. В разговоре о постмодернизме у Акройда мы опи-рамся на работы таких ученых, как С. Онега, Л. Хатчен и др.
В зарубежном литературоведении к творчеству Акройда в научных статьях и монографических работах обращались С. Онега,
Дж. Гибсон и Дж. Волфрей, У. Ханнинен, Б. Финни, Б. Эпплиярд.
Финский ученый У. Ханнинен подготовил диссертации на тему: «Пе-реписывание истории литературы: Питер Акройд и интертекстуальность» (Rewriting Literary History: Peter Ackroyd and Intertextuality) в 1997 году. Он первый в зарубежном литературоведении анализирует творчество пи-сателя с точки зрения постмодернизма. Ханнинен разбирает вопросы ими-тации и пародии в творчестве писателя, деконструкции и истории творче-ства, реализма и достоверности. Основополагающий вывод финского уче-ного гласит о том, что Питер Акройд принадлежит к «культуре дискурса».
По мнению Ханнинена, талант англоязычного писателя проявился в точности его определения природы современного сознания .
Монография «Метатекст и миф в творчестве Питера Акройда» (Meta-fiction and Myth in the novels of Peter Ackroyd) написана в 1999 году уче-ным С. Онега. В данной научной работе рассматриваются произведения Питера Акройда с точки зрения теории «исторического метатекста». Именно исторический метатекст используется в пародийной форме, что да-ет возможность переосмыслить историческое прошлое с целью поиска но-вого смысла, актуального для современности. В монографии исследова-тель делает вывод о том, что Акройд использует прошлое в романах как объект художественного анализа и как творческое начало. Данный объект впоследствии диктует способы переустройства описываемой действитель-ности .
Книга «Питер Акройд: абсурдный и запутанный текст» (Peter Ackroyd: The Ludicand Labyrinthine Text) написана Гибсоном и Волфреем в 2000 году. Исследование посвящено анализу полифонического стиля ро-манов-пастишей Питера Акройда. Авторы книги пытаются разрушить об-раз Акройда как писателя, использующего исключительно постмодернист-скую игру. Гибсон и Волфрей рассматривают образ города и националь-ной литературы как основополагающее понятие в творчестве Питера Ак-ройда и пытаются показать английского писателя с другой стороны, кото-рая ранее была не изучена .
Б. Финни рассматривает Питера Акройда как представителя новой ветви британских романистов – постмодернистов. В своей монографии ученый четко разделяет британских и американских современных писате-лей-романистов. В отличие от американских, британские романисты не со-вершают радикальных экспериментов и не концентрируются на высших слоях общества
В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

1. Литературные биографии и их соответствие жанру

1.1 Классификации биографий

Литературная биография является одним из интереснейших способов создания биографических материалов. К сожалению, эта форма преподне-сения фактического материала слабо распространена, на что есть вполне веские причины: рождённый на стыке художественной литературы и науч-ных изысканий жанр сложен для написания, автор должен обладать опре-делённым талантом, сравнимым с талантом настоящего писателя. Однако, если вы решитесь посвятить себя именно этому, вы можете достигнуть за-мечательных результатов. Ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов литературную биографию, поэтому, рассмотрим данное понятие.
Литературная биография – описание важнейших событий жизни ре-альных людей, представляющих интерес для истории и культуры, с помо-щью художественных приёмов. Из этого определения следует сразу не-сколько выводов.
Во-первых, речь идёт о реально существовавших людях, и в этом за-ключается первое отличие этого жанра от прозаического произведения: автор обязан неукоснительно следовать конкретным данным, основывать-ся на достоверных источниках, если же он начнёт что-то выдумывать, не предупреждая об этом читателя, историческая ценность произведения рез-ко упадёт. Когда автору встречаются события, данные о которых не со-хранились, или данные о которых не могут считаться достоверными, он обычно предлагает читателю свои предположения, предварительно уведо-мив его об этом («Было бы логичным предположить…», или «Мне кажет-ся, что он поступил тогда следующим образом…»).
Во-вторых, важно отметить, что рассматриваются в таком контексте именно важные моменты жизни. Конечно, иногда интересно почитать об обычном дне Великого человека, но делать это нужно аккуратно, так как автор рискует полностью перейти на домыслы, утратив достоверность.
В-третьих, литературная биография обычно посвящена значимым фигурам. Возможно, жизнь простого человека какой-то определённой ис-торической эпохи представляет интерес, но жизнь людей известных содер-жит куда меньше белых пятен, часто её можно восстановить практически до мельчайших подробностей. Более того, она интересна значительно большей читательской аудитории.
И наконец, в-четвёртых, автор использует не сухой биографический язык, а всё многообразие художественных приёмов, наделяя героя подчас такими качествами, которые не были ему свойственны. Где та грань, за ко-торой художественный приём начинает посягать на реалистичность – во-прос сложный, требующий серьёзных исследований. Поэтому, часто автор преподносит мысли своего героя в форме догадки. При этом, литератур-ной биографии свойственно использование большого количества тропов, благодаря чему повышается не только её ценность как собственно биогра-фии, но и как художественного текста. Именно это требует от автора серь-ёзной подготовки и таланта прозаика.
Теория литературоведения редко апеллирует понятием видов лите-ратурных биографий, так как не существует их чёткой классификации. Можно предположить, что возможна классификация по степени достовер-ности материала, а также по художественной ценности оного. Так, жизне-описание личности, написанное на основе многочисленных документаль-ных источников, является более полным, чем биография человека, о кото-ром сохранилось крайне мало информации. Нам важно, что можно выде-лить два вида литературных биографий, которые вы сможете использовать при создании собственной колонки или серии произведений:
— литературные биографии, ставящие своей целью максимально по-дробное жизнеописание героев,
— литературные биографии общего характера, в которых описывае-мые события должны лишь не противоречить реально имевшим место.
При кажущейся схожести, эти виды сильно отличаются. Причины написания подобных произведений совершенно разные: в первом случае это желание создать подробнейшее исследование, украшенное художе-ственным текстом, во втором – произведение прозаическое, в котором фантазия автора ограничена рамками исторических событий.
Литературные биографии позволяют изящно сочетать художествен-ные приёмы и реальные факты жизни известных людей. Вступив на эту сложную тропу, вы определяете свою деятельность, как создание художе-ственно ценных материалов на основе исторических событий, благодаря чему превращаете своё СМИ, или свою колонку практически в произведе-ние искусства. Конечно, это возможно только при условии, что вы готовы тратить огромное количество времени и сил на поиски и сопоставление ма-териалов, а также на малую производительность: нового номера вашей рубрики придётся ждать очень долго.
В творчестве П.Акройда литературные биографии занимают значи-тельную часть творчества. Писатель расширяет границы литературной биографии, включая в ее границы не только писателей, но и творческих людей в широком смысле этого слова.
Анализируя творчество П.Акройда, следует отметить, что его инте-ресует определенный тип художника – художник-фантазер. В оригинале автор использует термин «visionary», словарное значение которого – че-ловек, переживший мистический опыт. Сам автор определяет своих героев следующим образом: «Я хочу описать тех художников, поэтов, драматур-гов, романистов, актеров, которые воссоздали все разнообразие, энергию и зрелище, которое город ожидает и требует от своих жителей». По мне-нию писателя — движущая сила их дара — это энергия города. Согласно Акройду, их основной интерес – жизнь и движение толпы. Чтобы быть фантазером, не обязательно быть художником или писателем, одним из фантазеров становится комик Дэн Лино, герой романа «Процесс Элизабет Кри». В последнее время Акройд обращается к деятелям киноискусства, также причисляя их к фантазерам (например, биографии Чарли Чаплина и Альфреда Хичкока) .
Называя героев фантазерами, писатель подчеркивает мотив игры, связывающий все его биографии.
Исследователь И.В. Липчанская в своей диссертации «Образ Лондо-на в творчестве Питера Акройда» предлагает разделить образы фантазе-ров на две группы: «провидцы», обладающие активным типом воображе-ния, и «мечтатели», обладатели пассивного типа.
Не все ученые согласны с подобным делением воображения. Е.П.
Ильин в своей книге «Психология творчества, креативности, одаренности»
(2009), посвященной психологии творчества, утверждает: «Пассивное
преднамеренное воображение (грезы) создает образы, не связанные с во-лей, с
попыткой воплотить их в жизнь. Преобладание в процессах воображения
грез свидетельствует о дефектах развития личности, о ее одиночестве,
фрустрированности. Активное (истинное) воображение – это намеренный и
сознательный процесс, при котором образы сознательно формируются и
преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе человек». В то же время активное воображение может быть воспроизво-дящим (воссоздающим) и творческим (преобразующим).
Не только воображение объединяет фантазеров. Ильин в своей книге приводит ссылки на работы, в которых выделяется до восьмидесяти четы-рех качеств, характерных для творческих личностей. В целом ученый вы-деляет две основные группы творцов: социально активных и социально пассивных. «Таким образом, креативы разделились на основании соци-альных контактов на две группы: одна группа – замкнутые и отчужденные с выраженной интеллектуальной инициативностью, а другая группа – наряду с интеллектуальной инициативностью, еще и открытая, контактная, с выраженной социальной инициативностью». Фантазеры, описанные Ак-ройдом, большей частью относятся ко второй группе. Чосер и Шекспир, по роду деятельности связанные с публикой, не могли не быть легко иду-щими на контакт личностями. Уилки Коллинз всегда мечтал писать для театра, славился своей общительностью и обходительностью. «Он был известен всем своей любезностью и общим добродушием; он был, пожа-луй, самым кротким из всех викторианских романистов<…> у него не бы-ло «стороны», и, кажется, его обожали знакомые женщины за его лукавое чувство юмора и непринужденное обаяние. Он успокаивал людей своей жизнерадостностью и тем, что называлось жизнерадостностью юношеско-го духа».
Публичные чтения Диккенса играют важную роль в его творчестве. Он проводит их, несмотря на очевидный вред здоровью, поскольку имен-но эта форма общения с публикой наиболее отвечает внутренним потреб-ностям автора. Т. С. Элиот становится главным редактором «Крайтерио-на», также пишет пьесы, получает Нобелевскую премию по литературе. Паунд в период жизни в Лондоне ищет во многом не творческого разви-тия, но социальных связей. Он знакомится с О. Шекспир и ее дочерью До-роти, которая потом станет его женой, философом и поэтом Э. Хьюмом, актрисой Э. Терри, поэтом У.Б. Йейтсом и другими выдающимися лично-стями своей эпохи.
Важная общая черта фантазеров – и возможная причина интереса к ним со стороны Акройда – их общая увлеченность Лондоном. Подробнее образ города в творчестве писателя будет рассмотрен во второй главе данного исследования.
Исключением из правила ‒ одиноким фантазером, «мечтателем» по классификации И.В. Липчанской ‒ становится Уильям Блейк. Третья глава биографии Блейка, написанной Акройдом, открывается упоминанием его одиноких прогулок: «Это характерно для такого одинокого и обособлен-ного мальчика, что главным детским воспоминанием Блейка является оди-нокая прогулка». Он живет в своем мире, полном видений и ангелов. Пси-холог конца XIX века Ф. Гальтон утверждает, что способность видеть сверхъестественное характерна для детей, которым сложно разделять субъективное и объективное, но мало кто может сохранить эту способ-ность в зрелом возрасте. Блейк же сохраняет своивидения до конца жизни. «Возможно, в каком-то смысле, при всем его упрямстве и чрезвычайной чувствительности, он оставался ребенком, < … > его видения стали спосо-бом как придать себе связную идентичность, так и подтвердить особую судьбу; они дали ему подлинность и пророческий статус в мире, который игнорировал его, они действовали как утешение и утешение в обстоятель-ствах, когда он чувствовал себя нелюбимым или нежеланным». В биогра-фии Блейка реализуется провидческий элемент термина visionary, который не так явен в остальных биографиях.

1.2 Исследовательские биографии

Исследовательские биографии составляют значительный процент биографий в творчестве Акройда. Они ближе всего к тому, что входит в представление о традиционной литературной биографии: рассказ о жизни, совмещенный с литературным анализом. Среди этих биографий выделя-ются первые две, биографии Эзры Паунда(1980) и Т.С. Элиота(1984), по-скольку они служат теоретическим фундаментом, на котором писатель со-здает концепцию творчества.
Серия «Краткие жизнеописания Акройда» играет скорее популяри-заторскую, чем исследовательскую роль; автор пишет их по определенно-му шаблону.
Акройд начинает с исследовательских, документальных биографий.
Его жизнеописание Эзры Паунда (Ezra Pound and His World) 1980 года
выделяется среди других наличием впервые опубликованных фотографий
поэта, его окружения и мест, где он жил.
В своей диссертации А. В. Шубина
утверждает, что эта биография – развернутое эссе-комментарий к
фотографиям. «Задачей автора объявляется создание пояс-няющих комментариев к иллюстрациям. Первоначально задуманная как своеобразный «комикс» для взрослой аудитории, работа переросла в кри-тико-биографическое эссе или, по авторскому определению, long essay» . Документальность позволяет считать эту биографию редким примером чи-стого жанра биографии-исследования.
Хотя Акройд еще не сформулировал концепцию художника-фантазера, мотив фантазерского видения мира реализуется в повествова-нии об организаторской стороне жизни поэта. Подчеркивается почти мис-сионерский оттенок, который сам Паунд придавал данному аспекту своей деятельности. О творчестве Паунда говорится намного меньше, чем о его социальной жизни. Лейтмотивом биографии является творческая отчуж-денность Паунда, его стремление к конфликту. П.Акройд пишет: «Он нуж-дался в конфликте, и все превращалось в серию столкновений ‒ с самим собой, со своими современниками и с системой».
В данной биографии впервые появляется представление о времени, возникающее и в других, более поздних, биографиях. Для Паунда, настаи-вает Акройд, все, что значимо, ‒ современно, для поэзии нет никаких гра-ниц. «Чтобы соединить трансцендентное и действительное, чтобы увидеть свет, движущийся между ними, ему необходимо было охватить всю миро-вую историю. Ничто в этой эпопее мира не может быть потеряно». Следует отметить, что эта концепция нашла свое воплощение и в творчестве самого Акройда. В биографиях автор стремится охватить все многообразие фак-тов и легенд, касающихся героя и его эпохи.
Значительная часть данной биографии посвящена отношениям Эзры Паунда и Т.С. Элиота. Эзра Паунд – не только друг Т.С. Элиота, но и один из самых значимых источников влияния на последнего. Он приехал в Англию на несколько лет раньше Элиота и к моменту их знакомства уже печатался и пользовался широкой известностью. Как в дальнейшем вспо-минал Элиот, он оттягивал момент их знакомства почти два месяца, (как говорит Акройд, набираясь храбрости, чтобы выдержать это испытание («ordeal»)). При этом оказалось, чтомежду ними много общего и объеди-няющего: «Здесь были два молодых американца, различавших друг в друге черты страны, которую они оставили позади, оба более похожие друг на друга, чем, возможно, хотели бы признать. Оба они были выход-цами со Среднего Запада, оба получили собственное образование, оба стремились к традиционному культурному авторитету и чувству собствен-ного достоинства в Европе».
Возможно, предполагает Акройд, именно эта идея ограничения по-влияла на то, что годы работы в банке одновременно оказались самими плодотворными для Элиота-поэта. Организацией публикаций стихов Эли-ота занялся Паунд. В знак благодарности Элиот писал рецензии на книги Паунда.
Плодотворное сотрудничество поэтов, отраженное в
биографиях Акройда, задает направление, в котором писатель работает и по
сей день: поиск всех возможных связующих нитей для образования единой
целостной картины. При этом в данном исследовании Акройд в меньшей
степени выступает в качестве писателя-фантазера, здесь он – дотошный
исследователь. Отчасти биография Паунда – дополнение к биографии
Элиота, вышедшей на четыре года позже.
Биография Т.С. Элиота (1984) также снабжена иллюстративным ма-териалом. Более того, многие из этих материалов были опубликованы впервые. Акройд стал одним из первых, кто осмелился написать биогра-фию недавно умершего поэта. Как известно, в 1925 году поэт оставил своеобразное творческое завещание, в котором запретил публиковать свои черновики, письма и другие документы, ограничил возможность цитиро-вания. Акройд подробно изучил те документы, которые остались доступ-ны, и на их основе написал детальную биографию, не выходя за рамки за-прета. В этом и заключается принципиальная новизна исследовательских биографий писателя: для создания образа ему хватает минимальных све-дений и того, что герой сказал своим творчеством. Биография Элиота – одна из первых, где проявляется фантазерский образ мыслей писателя и его героя.
Опубликованных документов хватило Акройду для создания творче-ского портрета Элиота. Идеи последнего о творчестве как непрерывной традиции и заимствовании также стали краеугольным камнем биографий Акройда. В процессе написания этой биографии писатель осознал творче-ство как заимствование, впервые попытался ассимилировать героя, пока-зать его в настоящем. Для процесса заимствования огромную роль играет цитата, своеобразный способ воскресить человека, дать читателю услы-шать его голос. Если же прямое цитирование по некоторым причинам не-возможно или неуместно, то на помощь приходят образы, важные для ге-роя. В биографии Элиота этими образами будут маски, море и река, а также некоторые речевые обороты. И в дальнейшем Акройд будет исполь-зовать эти приемы: цитирование и акцент на творческой составляющей своих героев.
Много внимания Акройд уделяет дружеским связям Т.С. Элиота. Среди друзей поэта философ Бертран Рассел, Вирджиния Вулф (хотя с са-мой Вирджинией и ее мужем Элиот познакомился в конце 1918 года, ассо-циировать с группой Блумсбери его начали еще раньше), П.У. Льюис и другие художники 10-20хх годов XX века. КакутверждаетАкройд, Элиот глубоко понимал механизм создания репутации: «Почти с самого начала Элиот ясно понимал механику литературной репутации; он понимал важ-ность регулярного упоминания в газетах, так же как в своей собственной критике он всегда сознавал необходимость произвести правильное впечат-ление; отсюда и его ученый вид, который отчасти только предполагался».
В своих биографиях-иссследованиях Акройд разделяет личную и творческую жизнь. Как и многие модернисты, Акройд видит в повседнев-ных событиях канву, на которой расцветает узор произведения, дополня-ющий всеобщую материю творчества.
Даже в максимально исследовательских биографиях П.Акройд много внимания уделяет составлению психологического портрета героя. Начиная исследование с детства того или иного персонажа, П.Акройд проводит ис-следование – каким образом обстановка и окружение этого периода пов-дияло на формирование гения и таланта. Самые ранние воспоминания со-провождаются подробным анализом их отражения в произведениях героев биографий. Факты остаются фоном для исследования творческого разви-тия и влияния творчества автора на европейскую культуру.
Важным отличием биографий и Эзры Паунда, и Т.С. Элиота от бо-лее поздних биографий является еще не оформленная концепция художни-ка-фантазера. В биографии Паунда нет даже упоминания о подобной кон-цепции (хотя есть идея о Паунде – вершителе судеб поэтов), в биографии Элиота есть первые упоминания об особом видении мира, и Акройд свя-зывает фантазию Элиота со стремлением найти личностную основу для творчества.
Рассмотренные биографии не демонстрируют того, как П.Акройд модифицирует жанр биографии. Однако именно они заложили основу для дальнейших экспериментов с жанром. В исследовательских же биографиях автор незаметно меняет установку от стремления к документальности по-вествования на создание правдоподобного образа героя.
П.Акройд продолжает работать над созданием исследовательских биографий. В настоящее время он выпускает серию биографий «Краткие жизнеописания Акройда» (Ackroyd’s Brief Lives (2004 – н.в.)), приурочен-ную к знаменательным датам в истории литературы. Одна из первых био-графий в серии – биография Чосера (Chaucer (2004)). Помимо биографии Чосера в ней есть биографии Тернера «Дж. М. У. Тернер» («J.M.W». Turner, 2005), И. Ньютона «Ньютон» («Newton», 2007), Э. А. По («Poe: A Life Cut Short», 2008) и Уилки Коллинза («Wilkie Collins», 2012). Эта се-рия рассчитана на широкую аудиторию, внимание к фактам сочетается с лаконичностью повествования. В этих биографиях отчетливо проявляется личность автора – Акройд комментирует поступки героев от своего лица, не прикрываясь маской бесстрастного исследователя. В отличие от самых первых исследовательских биографий, в этой серии подчеркивается фанта-зерская природа творчества выбранных Акройдом персонажей.
Биография Чосера. Как и в других кратких биографиях, автор начи-нает жизнеописание героя не с детства, а с портрета, так как именно это позволяет читателю создать первое яркое впечатление об объекте повест-вования. В случае Чосера сохранился фронтиспис одной из копий «Троила и Крессиды», черно-белый репринт которого печатается в книге, а Акройд «раскрашивает» его, поясняя, какие именно цвета в нем использованы. Здесь появляется и мотив Чосера-проповедника, поскольку его поза напо-минает священника во время проповеди: «…он стоит на закрытой плат-форме с богато расшитым гобеленом, перекинутым через перила. Это не кафедра, но Чосер поднял правую руку в проповеднической позе; обычно считается, что он читает свои стихи, но ни одна книга не видна ясно». Чо-сер был скорее скептиком, нежели религиозным фанатиком. С одной сто-роны, его творчество пронизано гармонией низкого и высокого, фарса и жития, где все определяется Высшим Промыслом. C другой стороны, цер-ковь уже в те времена начинают критиковать за корыстолюбие и чрезмер-ную увлеченность мирскими делами, и эта тенденция находит свое отраже-ние в «Кентерберийских рассказах». Его поэзия служит проповедью не традиционной религии, но религии всеобщей любви и гармонии. «Приро-да и духовный эффект любви-главный интерес для Чосера и-его обращение с любовью, тем не менее, является одним из существенных ингредиентов в его поэзии». Так реализуется мотив фантазерского видения мира, интере-сующий Акройда.
Писатель с самого начала указывает на двойственность личности Чо-сера и намеревается отразить ее в своей биографии. «Он считал себя книж-ником, но был привержен активной и успешной жизни в этом мире. Он представился сдержанным и тихим, но на него подали в суд за долги и об-винили в изнасиловании. Он наиболее известен как светский автор пародий и сексуальных фарсов, но он также обладал глубоким религиозным виде-нием. Из этих контрастов, возможно, сложится связная картина». Важно, что Акройд не претендует на истинность возникающего портрета, он утверждает лишь возможность создания ясного и понятного изображения. Модифицированные биографии Акройда можно рассматривать как даль-нейшее воплощение данной идеи: создание не столько правдивого, сколько яркого и понятного портрета художника, места или процесса формирова-ния английского воображения.
Мотив отношений Чосера и двора занимает в этой биографии боль-ше места, чем образ Чосера – отца английской литературы. Автор моти-вирует это тем, что сам Чосер в первую очередь считал себя придворным, а только во вторую – поэтом. Названия глав красноречивы: «Лондонец» (The Londoner, 1 глава), «Дипломат» (The Diplomat, 3 глава), «Связь с Италией» (An Italian Connection, 4 глава) и др. Только три главы из двена-дцати напоминают о произведениях Чосера: «Гнездо проблем» (A Nest of Troubles, 7 глава, аллюзия на «Птичий двор»), «Дела Трои» (Thе Affairs of Troy, 9 глава) и «Кентерберийские рассказы» (The Tales of Canterbury, 11 глава).
Другой важной чертой этой биографии становится подчеркнутая изолированность Чосера-поэта от современности. Англия вела Столетнюю войну с Францией (сам Чосер участвовал в одном из сражений и попал в плен), пережила несколько вспышек бубонной чумы, но эти со-бытия ненашли отражения в произведениях Чосера. Он не писал на зло-бодневные темы, не описывал свой личный опыт. Максимальная удален-ность от эпохи позволила ему следовать своим принципам и убеждениям.
Рассказывая о в творчестве Чосера, П.Акройд не забывапет говорить и о Лондоне. Чосер родился в Лондоне, где и провел значительную часть своей жизни. Отличительная черта его характера – удивительная начитан-ность и книжность. Акройд говорит о растворении его личности в тексте: «Он предпочитает прятаться за словами. Или, скорее, он позволяет им растворить свою личность». Слова — его главное оружие. Акройд настаи-вает на том, что Чосер – дипломат в первую очередь, а поэзия для него — отдых и развлечение. Тем не менее, уже первые поэтические творения Чо-сера несут на себе отпечаток глубокого знания традиции и стремления развить ее. Французская лирика трубадуров становится образцом для «Книги Герцогини», стихотворения в память о жене покровителя поэта, которое, возможно, читали на ее поминках. Визит Чосера в Италию мог послужить стимулом для развития именно английской традиции до уровня итальянцев, Данте, Боккаччо и Петрарки. ЯзыкЧосера – языксамогоЛон-дона. «Чосер также озабочен разнообразием и контрастом в мире, где смешиваются «высокое» и «низкое». Его стихи наполнены множеством со-перничающих голосов, как если бы он повторял акценты Лондонской тол-пы, и его творчество наполнено театральностью и живостью, которые мог-ли бы проистекать из бесконечно меняющегося городского мира. <…> Он лондонский художник».
Акройд подчеркивает фантазерскую природу творчества поэта, свя-занную не только с городом, но и с традицией. Он демонстрирует, как Чо-сер создает свои произведения, заимствуя отдельные черты поэзии совре-менников. Чосера называют «отцом английской поэзии», подчеркивая, что именно его произведения лежат в основе того, что сейчас понимается под классической английской литературой.
Новаторство биографии Акройда заключается в смене точки зрения на
Чосера. Он остается художником-фантазером, но на первый план выходит
его деятельность при дворе. Она не только не становится помехой для
творчества, наоборот, служит одним из мощных стимулов. Первые стихи
юный Чосер сочиняет под влиянием французской литературы, которую он
услышал или прочел, будучи пажом. Поездки в Италию с дипломатиче-скими
миссиями обогатили его познания знакомством с такими великими
литераторами, как Данте, Петрарка и Боккаччо, что не могло не отразить-ся на
его собственном творчестве. И, наконец, утомительная служба начальника
таможни обернулась для Чосера возможностью собрать удивительную
коллекцию людских душ и типажей, использованную потом в «Кентерберийских рассказах». Кроме того, с практической точки зрения,служба при дворе обеспечивала Чосера, избавляя его от беспокойства о хлебе насущном, давая возможность творить в свободное время.
По форме исследовательские биографии из серии «Краткие жизне-описания Акройда» почти не отличаются от традиционных биографий. Следовательно, можно предположить, что стремление к модификации жанра не связано с хронологической эволюцией творчества писателя. Ос-новым признаком изменения жанра служит портрет героя в первой главе биографии.
В 2014 году П.Акройд выпустил в свет исслпедовательскую биогра-фию известнейшего актера Чарли Чаплина. Так же как и в предыдущих работах, основная тема этой биографии — отражение и переосмысление жизни творца в его творениях.
Чарли Чаплин Акройда, как и можно было бы ожидать от этого био-графа — воплощение Лондона, варьете и поздней викторианской Англии. Он «истинный преемник Диккенса».
«Чаплин — как Диккенс», — пишет Акройд, — «гонимый, упорный, все-побеждающий. Оба всегда подчиняли себе мир вокруг, в отношении своих семей они были почти тираны, их часто обвиняли в диктаторском и деспо-тичном поведении. Они казались общительными и веселыми в компании, но были подвержены приступам внезапного ужаса, необъяснимым стра-хам, оба были очень богатыми людьми, боявшимися, что их богатство может быть отобрано».
Родившись в 1889 году, почти спустя 20 лет после смерти Диккенса, Чаплин вырос в трущобах южной части Лондона, будто бы списанных с его любимого романа «Оливер Твист». Вечно отсутствующий отец, эст-радный артист и алкоголик, стал прототипом для многих скетчей «весело-го выпивохи» («Ночь напролет», «В час ночи», «Исцеление», «Семейная жизнь Мэйбл»), в основе же фильма «Малыш» — возможно, образ душев-нобольной матери, Ханны. Фильм снимали на чердаке, на таком же черда-ке жил в детстве Чаплин, его героиня — актриса Эдна Первинс, женщина, «чей единственный грех – материнство».
Также Акройд вписывает Чаплина в лондонскую комическую тради-цию, ставя его в один ряд с другим лондонским фантазером, комиком Де-ном Лино. Оба актера поразительно тонко чувствовали свою публику, от-ражая самые мимолетные ее настроения. Интересно, что самые отврати-тельные и жестокие человеческие черты, показанные в его комедиях, вызы-вали наибольший восторг у публики: «Он может быть хитрым, жестоким и враждебным; он любит грубость; он кусает противника и делает ему гадо-сти, остающиеся безнаказанными; он может в мгновение ока изобразить злобную ухмылку или идиотскую улыбку пьяницы, он показывает язык; демонстрирует почти эльфийскую, невообразимую испорченность; он пло-тоядный и распутный, пристающий к каждой встреченной им женщине, … он в сговоре с публикой»
Детство Чаплина на всю жизнь привило ему ненависть к нищете, не-доверие к женщинам и страх перед собственным сумасшествием и финан-совым крахом. Эти переживания подстегивали его амбиции и делали ма-лочувствительным по отношению ко всему, что могло стоять на его пути. С юных лет он был полон решимости стать звездой. Акройд последова-тельно прослеживает прошлое комика: в чечетке в «Восьми ланкаширских парнях», в изображающем белолицего клоуна Дэне Ленно, в работе с Цирком Кейси и компанией Фреда Карно. Это была буффонада, которую Чаплин сравнивал с танцами. «Все, что я делаю – это танцую» — сказал он однажды Ричарду Мерриману. Очарование этим замечанием приводит его нового биографа к преувеличению: «Если все искусства стремятся к состо-янию музыки, как утверждает Уолтер Патер, то все немые фильмы стре-мятся к состоянию балета». Это было бы новостью для Дэвида Уорка Гриффита, Жоржа Мельеса и Эриха фон Штрогейма. Пожалуй, Фридрих Вильгельм Мурнау упустил свой шанс: «Носферату» как балет имел бы, без сомнения, бесспорный резонанс.
Проследив становление Чаплина до 1915 года, когда он стал самым известным человеком в мире (и единственным человеком, с которым, как признавался Ленин, тот хотел бы встретиться), Акройд трогательно рас-сказывает о его героическом возвращении в Лондон, где он «был не столь-ко очарован преклонением перед собой, сколько напуган и смущен им». Чаплин считал известность пустой и ненастоящей, и вернулся домой, что-бы заново открыть «источник своей индивидуальности и бытия». Сомни-тельно, что он его когда-нибудь нашел.
Эта сосредоточенность на Чаплине как на «визионере -кокни», пре-емнике Диккенса и вечном лондонце, с точки зрения психологии плодо-творна, но доводы в пользу ее целесообразности не всегда впечатляют. В 1944 году Чаплин уже не не так популярен как прежде, его подозревают в симпатиях к коммунизму, он находится под следствием из-за поездки с мо-лодой актрисой с аморальными целями – в этой ситуации Чаплин, говорит Акройд, «имел глубокую веру в свои силы, чтобы настойчиво добиваться своей цели и ради нее преодолевать все препятствия. Эту уверенность он вынес из тяжелого детства».
Биография Ч.Чаплина интересна тем, что она представляет собой но-вый этап в творчестве П.Акройда. В ней он наделяет особым видением не только художников прошлых эпох, но и почти наших современников. (В 2015 году в свет вышла биография Альфреда Хичкока). Автор показыва-ет, что фантазеры могут существовать в любое время и пользоваться лю-быми доступными изобразительными средствами.

1.3 Художественно-документальные биографии

Помимо составления биографий исследовательского типа, П.Акройд создаёт художественно-документальные биографии. Основное отличие данных биографий состоит в стремлении изменить форму повествования. К художественно-документальным биографиям относятся следующие ра-боты писателя: «Диккенс» (Dickens, 1990), «Блейк» (Blake, 1995),»Шекспир: биография» (Shakespeare:A Biography, 2005), «Э.А. По: прерванная жизнь» (Poe:A Life Cut Short, 2008).
С одной стороны, эти биографии выдержаны в хронологическом порядке, в них приводятся ссылки на свидетельства и документы, касаю-щиеся жизни героев. С другой стороны, во всех этих биографиях присут-ствуют эпизоды, основанные на документах, но дополненные автор-ским воображением.
Кроме того, Акройд эмоционально комментирует некоторые по-ступки своих героев. К примеру, когда он пишет о том, что Диккенс пред-лагал Коллинзу закончить за него роман, мотивируя это тем, что все рав-но никто не увидит разницы, Акройд тут же комментирует в скобках, что это прозвучало довольно оскорбительно для тяжело болеющего Коллинза.
Жанр художественно-документальной биографии оказывается для Акройда наиболее сбалансированным из всех. В интервью 2009 года он говорит о своей привычке писать несколько книг параллельно: «Если бы я делал только одно дело за раз, я бы подумал, что зря трачу время. Если бы, например, я писал только романы, я чувствовал бы себя шарлатаном и мошенником… Я думаю, что [написание художественной литературы], возможно, довольно неблагородная профессия». В художественно-документальной биографии гармонично сочетаются научное исследование и поэтическая свобода, несомненно, в равной степени важные для Акрой-да. Кроме того, автор считает, что симбиоз художественной литературы и биографии – неотъемлемая часть англоязычной культуры. «Это смешение биографии и художественной литературы, по-видимому, естественным об-разом проистекает из английского письма; например, обзор литературы шестнадцатого века недавно пришел к выводу, что « примечательной осо-бенностью поздних английских экспериментов с формой «является размы-вание границ между законом и историей».
Похожую идею развивает Джон Ч.Гарднер в биографии Чосера: «Вековые человеческие эмоции живут и живут, поколение за поколением, и лучшие поэты чувствуют их или замечают в других и хитро пронизывают их; и размышления об этом, размышления о том, когда и где поэт, воз-можно, испытал описанные им эмоции – поскольку никто никогда не узна-ет наверняка-это в такой же степени дело романиста – как и историка». Художественно-документальные биографии можно назвать первым этапом модификации жанра. Акройд привносит элементы художественной литера-туры в биографию, среди них: интерлюдии, «лирические отступления» и стремление показать не столько героя, сколько среду, его окружавшую.
Биография Диккенса
Акройд пишет биографию Диккенса (Dickens) в 1990 году. Она от-крывается описанием мертвого Диккенса в потоках света – картина, нети-пичная для викторианской эпохи, когда комнату с мертвецом старались максимально затемнить. АкройдобъясняетэтолюбовьюДиккенсаксвету: «Семья, сидевшая рядом с ним, знала, как он наслаждается светом, как он нуждается в нем; и они также понимали, что ни одна из обычных мрачно-стей поздневикторианского периода-1870 года-никогда не касалась его». И на протяжении всего повествования Чарльз Диккенс предстает писателем-новатором, прославляющим надежду на добро. Недаром Акройд, а за ним и другие исследователи Диккенса, утверждает, что именно писатель при-думал Рождество, каким мы его знаем: сказкой и надеждой на чудо.
Биография Диккенса включает в себя семь интерлюдий, безусловно
относящихся к области беллетристики. Среди них встреча Диккенса и
крошки Доррит, диалог Диккенса и Акройда, описание сна Акройда о
Диккенсе, беседа Элиота, Диккенса, Уайлда и Чаттертона, и другие. Как
отмечает Дж. Сазерленд в своей рецензии на эту биографию: «Эти
интерлюдии позволяют Акройду предстать самим собой, романистом и
писателем, свободным на секунду от бремени биографа»
Сам Акройд говорит об этом в одном из интервью так: «Эти интерполяции будут поражать некоторых людей как постмодерн и в будущем будет рас-сматриваться как часть этого периода. <…>Когда я закончил я знал, что чего-то не хватает. Я поехал в отпуск и эти отрывки приходили мне в го-лову один за другим. У меня не было сознательного контроля над их как бы – или даже над всей работой».
В интерлюдиях Акройд стирает границы между жизнью и творче-ством Диккенса, оживляет писателя.
Он пишет биографию Диккенса языком Диккенса, как и в случае с «Последним завещанием» в точности имитируя стиль героя биографии. «Это выходит за рамки обыкновенного пастиша или стилизации с целью понимания героя. Это упорная, отчасти нервная, попытка сыграть на опи-сании всех сторон личности персонажа: личной, пуб-личной, профессиональной и финансовой»Биография Диккенса не претен-дует на то, чтобы закрыть тему биографий писателя раз и навсегда. Ак-ройд рисует еще один портрет Диккенса, собирая его по кусочкам из ро-манов и свидетельств эпохи. Как и в других своих биографиях, автор не претендует ни на уникальность, ни на истинность этого портрета.
Поэтическая вольность и любовь к домысливанию появляются и в других эпизодах биографии Диккенса. Как известно, сам писатель уничто-жил большую часть личных документов, не желая делать свои эмоции до-стоянием публики. Тем не менее, во многих главах Акройд рассуждает о психологическом состоянии Диккенса в тот или иной момент его жизни. Значительная доля биографии посвящена отражению жизни Диккенса в его романах, то, как она влияла на развитие сюжета и персонажей. Цити-руяописаниедоктораМериголда, прототипом которого послужил учитель самого Диккенса, Акройд комментирует: «Это так близко к личным жало-бам Диккенса в тот же период и так близко к его собственной роли пуб-личного исполнителя во время чтения, что трудно сопротивляться вере в то, что он в некотором смысле писал о своем собственном несчастье; или, скорее, видя свое несчастье в этом обличье». Характерно и частое упо-требление слова «предполагать» («speculate»), говорящее о неуверенности, недостаточной доказанности мыслей автора.
Интересно, что в шестой интерлюдии Диккенс расспрашивает Ак-ройда о достоинстве его биографии, преимуществе ее перед остальными. Акройд говорит, что для написания этой биографии проштудировал все доступные книги о Диккенсе. Он боится, что его книга получается слишком педантичной, теоретической и оторванной от настоящего Диккенса. Пара-доксальная ситуация, поскольку в данной интерлюдии Акройд выступает не столько в качестве биографа, сколько в качестве романиста, заново со-здающего образ Диккенса и вольного трактовать его поступки. Пересозда-ние Диккенса существует не только на уровне содержания, но и оформления текста. Некоторые главы копируют ритм и стиль диккенсов-ских романов. К примеру, начало третьей главы, в которой юный Диккенс в 1822 году идет работать на фабрику, напоминает начало «Холодного дома» («Bleak House»): «London. The Great Oven.The Fever Patch. Babylon. The Great Wen. In the early autumn of 1822 the ten-years-old Charles Dickens entered his kingdom». Далее, когда Акройд описывает атмосферу этой фаб-рики, онснова заимствует ритм и синтаксис диккенсовских текстов: «Это призрачное место его воображения. Сырость. Разрушать. Гнилость. Кры-сы, знакомые ему по книгам, которые он читал, и по рассказам, которые слышал. Древоточец.Запах разложения. А рядом река, Темза, которая те-чет через его вымысел точно так же, как она текла через сам город.».
Акройд не только пишет о Диккенсе, он вживается в него, пишет словно от его имени. По мнению Сазерленда, это и есть основное достоин-ство книги. Трудно написать нечто принципиально новое, обладая теми же источниками и знаниями, что и авторы многочисленных более ранних диккенсовских биографий. Интерес Акройда к вчувствованию в персонажа делает эту биографию важной и ценной вехой в исследованиях, посвящен-ных жизни писателя. «Степень оригинальности полноценной биографии Диккенса ограничена. <…> Акройд следует каноническому форстеровско-му объяснению опыта работы на ваксенной фабрике Уоррена и пребыва-ние отца писателя в Маршалси как главных факторов, травмирующих и определяющих психологию взрослого Диккенса. Но он потрясающе ре-конструирует – или изобретает – атмосферу и склада и тюрьмы. Его пей-зажи – особенно готического Лондона – великолепны. И его описание сто-личного убожества, пачкающего сознание Диккенса, крайне убедительно». Как и в других биографиях, Акройд рассказывает не только непосред-ственно о своем герое, но и о его времени. Викторианская эпоха, или, по крайней мере, первая ее половина, – период расцвета Британской империи, веры в будущее и справедливость ‒ находит свое отражение в романах Диккенса. В то же время все больший успех доставался предпринимате-лям. И Чарльз Диккенс – один из первых писателей-предпринимателей. Он извлек максимальную выгоду из своего творчества: периодические журна-лы, отдельные издания, публичные чтения. Недаром он ездил на гастроли по Соединенным Штатам Америки, а после этих гастролей всерьез заинте-ресовался разработкой авторского права и защиты произведений от неза-конного копирования и воспроизведения.
Рассуждения Акройда о том, как творил Диккенс, применимы и к произведениям самого биографа, поскольку сходство между двумя авто-рами неоспоримо. ВрецензиинаэтубиографиюДиккенсаДжонСазер-лендприводитследующуюцитатуАкройда: «I wanted to understand him, in that sense Dickens was like a character in a novel I might write – I never like or dislike any of the characters I have created. I simply try to understand them and, in understanding them, to bring them to life». Акройд, утверждает кри-тик, понимает Диккенса, как сам Диккенс мог понять Микобера. Приведен-ная цитата показывает, как Акройд становится в один ряд со своими ху-дожниками-фантазерами, описывая их творческий процесс словно изнут-ри. Рассуждая о Диккенсе, автор пишет и о себе самом.
Биография Шекспира. Акройд пишет «ту самую» биографию Шекс-пира – «Shakespeare: TheBiography» – в 2005 году. Она состоит из девяти частей, каждая часть включает в себя несколько главок, озаглавленных строчками и шекспировских пьес и сонетов. По-скольку в книге много главок (около девяноста), некоторые из них могут служить самостоятельными эссе на различные темы. Как отмечается в об-зоре книги от газеты Guardian, «Некоторые из них – отдельные самостоя-тельные обдуманные эссе о таких темах, как сценические условности, ма-нера игры, музыка в театре и внешность Шекспира. ―Он мог потолстеть с возрастом‖. Да, действительно, писатели иногда полнеют с годами» Кри-тики приняли эту биографию сдержанно. Как замечает Стэнли Уэллс, председатель «Shakespeare Birthplace Thrust»: «С 1998 года появилось как минимум шесть значительных биографий Шекспира. Эта же не может за-менить ни одну из них, но может стать альтернативой, дополнением, по-вторяющимся набором взглядов». Среди недостатков – недостаточное ко-личество цитат из самого Шекспира, некритическое отношение к источни-кам («это часть тенденции принимать домыслы за факты») и, как след-ствие, мелкие и неприятные ошибки. Джонатан Бэйт в рецензии для «Telegraph» тоже отмечает эти ошибки и во многом эссеистическую струк-туру биографии. При этом Бэйт говорит о романтическом восприятии Ак-ройдом Шекспира, традиции, восходящей к Джону Китсу и Уильяму Хэз-литту. Недостаток сведений о внутреннем мире драматурга, по мнению Бэйта, компенсируется темами, интересными Акройду. Одной из таких тем становятся отношения между Шекспиром и Лондоном. В Акройдовской биографии отчетливо вырисовывается отчужденность Шекспира, провед-шего детство в небольшом городе, от огромного и энергично-го Лондона. Более того, в книге лейтмотивом повторяетс слово «aloofness» отчужденность, индифферентность.
В шекспировском вопросе, занимающем умы шекспироведов долгое время, Акройд занимает сторону стратфордианцев, он считает, что Шекс-пир – реально существовавший человек, а не мистификация. Поэтому био-графия Шекспира относится не к романизированным или альтернативным биографиям, а к документально-художественным исследованиям. Интерес Акройда кразного рода мистификациям, связанным с именем драматурга, можно объяснить его интересом к литературной игре. Хотя автор уверен, что Шекспир существовал, он с явным удовольствием исследует альтерна-тивные теории.
Традиционно много внимания уделяется обстановке, в которой ро-дился и вырос Шекспир. Читатель узнает все о Уорвикшире, Стратфорде-на-Эйвоне, родственных, дружеских и соседских связях семьи Шекспиров. Особое место в рассказе занимают родители Шекспира – Джон Шекспир и Мэри Арден, поскольку отец служит прототипом для множества королев-ских образов в шекспировских пьесах, а мать — женских. От отца юный Шекспир узнает о перчаточном деле, отголоски которого будут во многих его произведениях, первые речи он произносит, освежевывая животных по заданию Джона Шекспира. Тогда же он знакомится с людьми, которые помогут ему в лондонской жизни. Немаловажную роль играют католиче-ские знакомые, которые познакомят Шекспира с актерами и труппой. Воз-можно, один из соседей Шекспиров был родственником Ричарда Бер-беджа, актера, игравшего в пьесах драматурга многие годы.
Акройд мало анализирует собственно произведения драматурга, так как его больше интересует внешние условия творчества. Шекспир показы-вается не уникальным самородком, а «первым среди равных». Подчерки-вается, что он появился в правильное время в правильном месте. «В ре-зультате более крупных компаний также было больше изобретательности в постановке с быстрым изменением сцены и более эффектными эффектами. Сами драматурги стали более честолюбивы и стали работать в большем масштабе; каким-то странным естественным образом и сами пьесы стали длиннее. Все эти силы помогли создать по-настоящему популярную дра-му, главным героем которой был Шекспир бенефициарий».
Как и другие шекспироведы, Акройд рассуждает о
заимствованиях из чужих пьес. К примеру, одна из ранних пьес, Тит
Андроник (Titus Andronicus, 1588?) во многом пародирует Пила, старше-го
современника драматурга. Первая версия «Гамлета», очевидно, вдохнов-лена
не только личным опытом Шекспира, но и «Испанской трагедией» (The
Spanish Tragedy, 1582?) Томаса Кида: там так же появляется призрак,
изображаются сцены настоящего и ложного безумия, и, что самое необыч-ное,
в одном из актов пьесы изображается постановка пьесы. Если призрак,
безумие и убийства могут быть списаны на вкусы публики и общие
драматургические тенденции того времени, то спектакль в спектакле –
слишком редкий элемент, чтобы не принять его во внимание.
Рассматривается также и конкуренция Шекспира и Марло за покровительство графа Саутгемптона, в ходе которой бы-ли написаны поэмы «Венера и Адонис» (Venus and Adonis, 1592-1593) и «Герo и Леандр» (Hero and Leander, 1598?). В мужских персонажах легко узнается граф, хотя похвалы Шекспира не так прямы, как Марло. Оба со-перника цитируют и перефразируют друг друга, как это было принято в то время. Кроме этого, между пьесами Шекспира и Марло существуют очевидные параллели: «Ричард III» и «Тамерлан» (Richard III, 1593) и Tamburlaine the Great, 1587/88), «Ричард II» и «Эдвард II» (Richard II, 1595, и Edward II, 1594), «Венецианский купец» и «Мальтийский еврей» (The Merchant of Venice, 1597?, и The Jew of Malta (1598?)). Акройд пред-полагает, что, если бы Марло прожил дольше, их конкуренция-сотрудничество с Шекспиром могли бы привести к другому развитию ис-тории английской литературы. Ackroyd. Shakespeare. P.
Литературный анализ не свойственен этой биографии Акройда. Ав-тор показывает не столько индивидуальные особенности творчества Шекс-пира, сколько то, как он становится частью национальной традиции. Он изображен не великим новатором, но чутким писателем, хорошо знавшим свою публику. Как и в других биографиях, Акройд мало говорит о семей-ной жизни Шекспира, поскольку она не важна для раскрытия его творче-ской личности. Кроме того, в отличие от некоторых других фантазеров, Шекспир не оставил после себя дневников, мемуаров или других свиде-тельств внутренней эмоциональной жизни. Даже авторство его пьес может быть подвергнуто сомнению. Биография подразумевает рассказ о жизни героя, основанный на правдивых свидетельствах, а не догадках биографа.
Акройд повествует и о шекспировском Лондоне. Шекспир – уроже-нец Стратфорда-на-Эйвоне, большого, но достаточно провинциального города. Многие диалектные слова в его пьесах напоминают о происхожде-нии драматурга: bilberry – черника, honey-stalks – клевер, golden lad и chimney¬sweeper – одуванчик в разную пору цветения. В отличие от Чосе-ра, стремившегося облагородить английский, Шекспир привносит в него просторечья и те обороты, которые он мог слышать в разговорной речи. Его пьесы обязаны успехом среди публики в том числе и тому, что горо-жане в театре слышали себя, а не эвфуизмы, модные среди ученых поэтов. В отличие от Чосера, Шекспир не стремится раствориться в тексте, наобо-рот, он хочет запечатлеть в нем себя и своих современников.
Шекспировский Лондон ‒ место возможностей, место энергии, того самого движения толпы, которое, по Акройду, привлекает фантазеров. В то время Лондон был очень молодым городом, средний возраст населения – 20-30 лет. Это период основной активности, энергичной жизнедеятельно-сти человека. И даже если в шекспировских пьесах не найти детального указания на конкретные улицы, то общая атмосфера города пронизывает все его творчество. «Shakespeare did not need to address London directly in his work; it
is the rough cradle of all his drama». В этой биографии особенно ярко
выражена театральность лондонского мировоззрения, близкая Акройду. Он
демонстрирует, что шекспировский театр отражает контраст-ную,противоречивую суть самого Лондона, неизменную и по сей день.
В Акройдовской биографии Шекспира присутствуют черта, которые отличают ее от аналогичных биографий других авторов. Это уже упомя-нутая эссеистичность повествования. Главы занимают в основном не более пяти страниц, рассказывая не только о Шекспире, но и о мире вокруг него. Подобная структура характерна для геобиографий и биографии вообра-жения, о чем подробно будет рассказано в следующих главах.
Из этой биографии читатель не столько узнает о жизни самого дра-матурга, сколько о елизаветинской эпохе в целом. Характер Шекспира не-сколько меняется по сравнению с другими биографиями. Если традицион-но он представляется человеком, который с удовольствием променял жизнь в маленьком городе на жизнь в Лондоне, то Акройд показывает, как драматург чувствует свою отчужденность, отчасти тоску по родным ме-стам. Фантазерская природа Шекспира раскрывается в биографии Акрой-да через взаимоотношения драматурга и публики.
Художественно-документальные биографии – важная часть творче-ства Акройда. В них сочетаются усердие исследователя и талант писателя, помогающие создать яркие и запоминающиеся образы тех, кто уже почти превратился в миф о самих себе. Неслучайно в качестве своих героев Ак-ройд выбирает знаковые фигуры английской культуры – он стремится оживить их в глазах читателей. Чтобы добиться поставленной цели, автор прибегает к стилизации, подражая своим персонажам. Но более широкое применение эти техники получат в следующем типе биографий.


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф