Меню Услуги

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой. Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния сказки на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

2.1. Методы ознакомления старших дошкольников со сказкой

 

Работа со сказкой специфична и основным моментом здесь является общение. Именно общение является своеобразным социально-психологического механизмом, с помощью которого осуществляется воздействие на духовный мир человека, психику и осознание.

Общение- это взаимодействие субъектов, хотя существует множество трактовок данному определению.

Психологический контакт является общностью психического состояния, вызванная и вызывающая взаимопонимание в совместной деятельности, которая связана со взаимной заинтересованностью и доверием в отношении друг друга. Внутренние механизмы контакта подразумевают эмоциональное и интеллектуальное сопереживание.

Сказка может удовлетворять три естественные психологические потребности ребенка:

  1. Потребность в автономности. Герой в сказке действует самостоятельно на протяжении всего пути, делая выбор и принимая решения, при этом полагается только на себя и свои собственные силы.
  2. Потребность в компетентности. Герой может преодолевать различные преграды, в результате оказывается победителем, достигая успеха, хотя в процессе терпит неудачи.
  3. Потребность в активности. Герой сказки всегда находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне, порождается другими персонажами.

В результате удовлетворения таких потребностей формируются автономность, выраженная в стремлении показать свое мнение, позицию или взгляды; активность, с помощью которой можно владеть инициативой в общении, уметь организовать внимание партнеров, дать стимул к их коммуникативности; социальная компетентность.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста используются стихотворные сказки, в основу которых может лечь славянская мифология. С помощью наших сказок ребенок погружается в новую область знания. Педагогами используются два варианта ознакомления ребенка со сказкой:

  1. Сказка для чтения
  2. Сказка для театрализации

Стихотворные сказки для чтения могут сопровождаться иллюстрациями, фотографиями кукол, чертежами и фотографиями элементов оформления театральной постановки сказки, рисунками костюмов к театральным постановкам сказок.

Каким же образом читать (рассказывать) детям сказку? Эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому — одно из главных условий рассказа сказки. В данном случае педагог берет на себя функцию эталона. Ему необходимо при рассказе выражать подлинные эмоции и чувства, потому что дети четко разделяют преувеличение и фальшь. При чтении сказки лицо педагога должно быть доступно детям для отслеживания эмоций, ритма, мимики, выражения глаз и т.п., потому что данные формы дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

Стиль произведения важно сохранить при пересказе. Нельзя допускать паузы или пропускать какие-то моменты. Педагогу заранее необходимо подготовиться, воспроизведя текст для себя.

Предварительно отработаны должны быть также и манипуляции с куклами при использовании элементов кукольного театра, чтобы во время показа не фиксировать на этом внимания. При работе с куклой, звуки речи должны быть направлены к зрителям, нужно позаботиться о четкой дикции и достаточной силе голоса. При действиях с куклой, необходимо следить за ее движениями, которые должны соответствовать произносимым репликам и их интонации. Голос и речь должны соответствовать внутренней характеристике персонажа.

Общение персонажа сказки с детьми вызывает всплеск эмоций, особенно в ситуации, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. Здесь педагог выступает советником. От имени героя сказки педагог моделирует сложные ситуации в педагогические задачи, подводя детей к решению проблемы, а дети совместно с героем ищут различные способы действия, споря с ним или соглашаясь, предлагая свои решения.

Внешний облик куклы при подборе для спектакля должен максимально отвечать возрасту и психологической характеристике персонажа.

Увлекаться описанием второстепенных моментов игрой кукольных персонажей в процессе рассказа не стоит, нужно доносить до ребенка саму идею сказки, главное ее содержание, выделяя основные аспекты необходимой интонацией голоса, громкостью или паузой. В данном случае педагог выступает в роли инструктора.

В процессе чтения сказки нужно следить за восприятием и вниманием слушателей. При этом необходимо не читать, а рассказывать, потому что нужно видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. При рассказе сказки и выполнении вышеназванных функций, педагог еще и выступает в виде наблюдателя. При наблюдении за ребенком можно заметить что именно взволновало ребенка. По отношению ребенка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жизни.

В процессе развития сюжета у детей происходит усиление сопереживания персонажам сказки, эмоционально дети оценивают действия героев. Дети в этот момент общаются друг с другом, делятся личными переживаниями и оценками. Педагог в данном случае выступает в роли партнера, проявляя реакцию на эмоциональную активность детей. Не рекомендуется требовать от детей полной тишины, делая им замечания, так как это помешает им в полноценном переживании событий сказки и не даст эффекта по эмоциональным оценкам. При активном поведении детей у них есть возможность активно высказываться, радоваться и предаваться печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывают сомнений.

После прочтения сказки следует беседа с детьми, это необходимо для выяснения эмоционального отношения детей к героям и их поступкам. Здесь педагог выступает в роли фасилитатора. Вопросы для беседы необходимо выстраивать таким образом, чтобы помочь ребенку разобраться в образе, при этом высказав свое отношение к нему.

Необходимо вместе с детьми обсуждать персонажей сказки, их характер. Нужно побуждать детей по собственной инициативе высказывать свою точку зрения о героях, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено под воздействием других ребят и при косвенном руководстве педагога.

Есть такие дети, которые в ходе прослушивания сказки как бы застывают в напряженной позе, не замечая ничего вокруг. В процессе рассказа сказки нужно следить за реакцией таких детей. Если такой ребенок, писал В. Сухомлинский, «не переживает борьбу добра и зла, вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».

С такими детьми необходимо проводить игру-беседу с использованием кукол-персонажей. Благодаря таким играм можно уже на основе такого действия сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от нее, став самим собой, и, зная все горести и радости героя, отнестись к нему уже со своей позиции, что чаще всего вызывает у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.

После прослушивания сказки, просмотра спектакля много информации могут содержать детские рисунки. Если внимательно всмотреться в них и проанализировать их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т. д., то можно без особых усилий узнать, кто из персонажей сказки побудил ребенка к наибольшему эмоциональному отклику, понравился больше всех; как дети представляют себе дети какой-либо сказочный персонаж и т.д. То есть, сказка, прослушанная детьми от взрослого или просмотренная на «театральных подмостках» детского сада, является сильнейшим эмоциональным стимулом, служащим базисом для детского творчества, являясь при этом источником новых художественных впечатлений детей.

Чем большее эмоциональное воздействие сказка оказала на ребенка, тем будут интереснее и разнообразнее их рисунки. Но наблюдаются и случаи, когда после просмотра или прослушивания сказки дети не знают, что рисовать: они думают над чистым листом бумаги, вертят в руках карандаш и т. д. Здесь дело в обилии впечатлений, а это просто мешает им сосредоточиться. Не нужно в таком случае торопить ребенка или ругать его. Немного подумав, он все равно начнет рисовать и нарисует то, что в наивысшей степени тронуло его душу, задело его эмоциональную сферу. Ведь ситуация свободного выбора — важнейшее условие развития детского творчества.

Для того, чтобы ребенок прочувствовал сказку, необходимо ее отражение в разных видах деятельности, чтобы он жил в ней какое-то время. Успешно развивать творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста можно при использовании сказочных сюжетов, сказочных мотиваций в разных видах деятельности.

Итак, сказка наталкивает на сопереживание и внутреннее содействие персонажам, а в результате такого сопереживания у ребенка появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира вместе с новым «эмоциональным» отношением к ним.

В течение года в соответствии с программой детей знакомят со сказками. В их число входят русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказки народов мира «Фея» (французская), «Три поросенка» (английская), «У солнышка в гостях» (словацкая), и авторские: «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева.

По-разному осуществляется подготовка старших дошкольников к восприятию новой сказки. Необходимо рассмотреть наиболее эффективные приемы:

В книжном уголке воспитатель помещает новую книгу, отдельно рисунки художников к этому произведению. При просмотре иллюстраций дети пытаются определить — что это за книга (сказка, рассказ) и о чем она. А в начале занятия воспитателю необходимо спросить детей об их предположениях, похвалить их за наблюдательность и догадливость. После чего называет название произведения.

Происходит демонстрация игрушек, предметов, имеющих отношение к содержанию сказки, помогает запомнить их названия, объясняя назначение и рассказывая об их особенностях.

Воспитателем проводится специальное речевое упражнение, которое помогает детям осваивать новые слова. Например, перед началом чтения сказки «Заяц-хваста» он говорит: «Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» — восхищаются прохожие». Здесь предлагается детям самостоятельно придумать слова, которые будут характеризовать очень крупные предметы. Прослушивает ответы. Просит заканчивать фразы, которые она будет произносить («У кота усы, у тигра — усищи, у кота лапа, у льва? — лапища»). Нужно объяснить детям, что такие слова, как усищи, лапищи принадлежат зайцу — герою сказки «Заяц-хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»,— говорит воспитатель. Дети повторяют. Спрашивает: «Как вы думаете, должно быть в сказке пойдет речь про зайца-великана?» Выслушав противоречивые мнения детей, предлагает: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав»,— и читает сказку.

Воспитатель говорит детям, что собирается рассказать сказку с совершенно необычным названием — «Крылатый, мохнатый да масленый». Спрашивает: «Как вы думаете, кто это такие?» (При ответе на этот вопрос, дети учатся согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.) «Название сказки вы знаете. Попробуйте, ориентируясь на него, сочинить ее начало»,— предлагает воспитатель новое задание. Затем просит придумать концовку к произведению.

Необходимо чаще использовать присказки, особенно в случаях отсутствия подготовительной работы к занятию. Идеальный вариант, если по своему настрою присказка была связана с произведением, хотя подбор этот будет во многом условен. Опыт показывает, что во втором полугодии дошкольники, научившись вслушиваться в присказку, нередко довольно верно угадывают, о чем будет идти речь. Присказку нужно рассказывать дважды. Для старшего дошкольного возраста рекомендуются следующие присказки:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Лиса по лесу ходила, Как кот в печи пироги печет,

Звонки песни выводила, Кошка у окошка рубашку шьет,

Лиса лычки драла, Поросенок в ступе горох толчет,

Лиса лапотки плела. Конь у крыльца в три копыта бьет,

Это еще присказка, а Уточка в сапожках избу метет.

Сказка дальше пойдет.

Рассказывание сказки целесообразно завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:

Так они живут,

Пряники жуют,

Медом запивают,

Нас в гости поджидают.

И я там был,

Мед, пиво пил,

По усам бежало,

В рот ни капли не попало

Или концовкой из сказок А.С. Пушкина:

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

Такие же присказки используются при чтении детям сказок во внеурочное время. Рекомендуется осуществлять их повтор на занятиях по звуковой культуре речи, предлагать детям называть слова с определенным звуком. Это ведет детей к запоминанию присказки и дальнейшему их самостоятельному использованию в играх, спектаклях, это способствует обогащению речи дошкольников.

По завершению рассказывания сказки необходимо провести беседу, что поможет детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; провести повтор наиболее интересных сравнений, описаний, типично сказочных оборотов речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Еще Б.М. Теплов, известный советский психолог [17, с. 151] отметил, что сказка выступает перед ребенком в форме эстетического объекта не с самого начала, а тогда, когда оно становится для него конкретным, осмысленным. Ведь каждая встреча со сказкой — это есть воспитание чувств детей. Справедливо отметим, что ребенок должен наслаждаться услышанным, а не рассуждать. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что это возможно тогда, когда он хотя бы частично запомнит текст.

Развитие в ребенке личности есть цель воспитательного процесса, ребенок должен отличаться мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающим. Заметим, что принудительно это сделать невозможно — можно только оказать содействовие ребенку в выработке определенных качеств и идеалов.

Существуют следующие разновидности сказочного жанра:

  • Сказки о животных (животный эпос);
  • Волшебные (или чудесные) сказки;
  • Социально — бытовые сказки;
  • Авантюрно — новеллистические сказки.

Социально — бытовые и авантюрно — новеллистические сказки близки друг к другу, но фантастический элемент в них служит целям юмора и сатиры.

В сказках о животных описываются встречи с дикими и домашними животными, рисуется дружба зверей, показывается взаимовыручка. Исходя из того, что истоками сказки являются древние времена, человек верил в то, что животные, как и люди, передвигались, жили стаями или семьями, дрались друг с другом, боялись один другого, более сильного. Людям свойственно верить в происхождение его рода от того или иного рода животных или растения, поэтому животные или растения в сказках одушевлены. Недаром медведь берёт в жёны девушку, в сказке об Ивашке — медвежьем ушке.

Животные, как и люди, разговаривают, занимаются делами, как люди, оказывают им помощь, имея человеческие достоинства и недостатки. В сказках более древнего происхождения человек оказывается слабее животного, а в сказках более позднего периода человек побеждает животного своим умом и смекалкой. Мужик обманул медведя в сказке «Вершки и корешки», деля с ним урожай. Медведь каждый раз проигрывал мужику, получая вершки пшеницы, репы. Медведь выступает комическим персонажем, героем простоты и глупости. Он ведь не знает, что есть съедобного у растений, которые выращивает мужик. А в жизни медведь — хозяин леса, которого бояться не только звери, но и люди.

Хитрая кума Лиса, Лисица Патрикеевна, Лисица — масляна губица — главный персонаж сказок о животных, это существо льстивое, жадное, хитрое, коварное.

Высмеивается ханжество и корысть духовенства в сказке «Лисица — исповедница», а в другой сказке «Кот и лиса» высмеивается помещичье — чиновничий произвол.

Но не всегда сказки о лисе заканчиваются её торжеством, за лесть, хитрость, коварство она часто наказывается. Так, вместо «невесточки», она получает от мужика мешок с собакой, от которой ей здорово достаётся («За скалочку — гусочку»).

В противоположность лисе в сказках обычно выводится волк — глупый, старый, волк — дурень, серый дурак, жадный, но не менее лисы. Иногда он действует «лисьим» способом: хитростью: притворным тонким голосом, заставляя козлят отворить ему дверь — и поедает их. Но обычно это наглый сильный насильник.

Медведь — Михайло Иваныч, Михаил Потапыч, Мишка выступает главным персонажем в ряде сказок. Представлен он в виде неповоротливого, неуклюжего, сластёны, тугодума, зверя огромной силы. Медведь — это насильник и хищник. Часто он оказывается в глупом положении, когда всё время берёт вершки, а не корешки.

Зайчик серенький или беленький, ножки тоненькие, сам лёгонький тоже часто встречается в сказках встречаются – это тип наивного и безобидного труса. В других сказках встречаются мышь, лягушка, а из птиц — дрозд, дятел, ворона и др.

Домашние животные в сказках представлены котом — баюном (сказочник) или котом гусельщиком, котишко мурлышко, серый лобишко, который рисуется красавцем. А Котофей Иваныч любит маслице, молочко, балуется сметанкой, за что был изгнан из дома. Но в ряде сказок это смелый и положительный герой, «кот с сабелькой» освобождает петуха от лисы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Следующий герой — это петушок, золотой гребешок, он часто оказывается в ситуациях, когда его приходится спасать, например, как в сказке: «Петушок — золотой гребешок» или «Петушок, бобовое зёрнышко».

Немного реже рассказывается о козе, козле, баране, свинье.

Композиция, стиль и язык сказок о животных в художественной форме складывается в зависимости от их происхождения. В сказочных образах животных верно подмечены и воспроизведены основные повадки зверей. Животные имеют фантастическую способность говорить, ходить друг к другу в гости, жить в одной избушке, заготавливать дрова и т. д.

В сказках животным присваиваются меткие эпитеты и прозвища, в которых народ выделяет черты их биологического поведения. Например: «Садись, косой!», или «сиволапый, чёрт» — обращение к медведю. В других сказках («Терем — мухи») муха — горюха, комар — пискун, зайчик — попрыгайчик, бычок — соломенный бочок.

Сказки о животных сопровождаются юмором: их поведение отождествляется с поведением людей. Поэтому и возникает большое количество смешных, комических и забавных ситуаций, которые не соответствуют природе животных: лиса пытается научить волка ловить рыбу, попадает головой в кадку с тестом, едет на волке и приговаривает: «битый небитого везёт», козёл прыгает волку в пасть, медведь делает себе липовую ногу и т. п.

Сказки о животных в композиционном построении просты и доступны для детского восприятия. Построены они на мотиве встрече животных друг с другом или с человеком. Повторяемость этого мотива ведёт к повторению сказочных словесных формул.

Например, в сказке «Волк и лиса», зайчик рассказывает каждому встреченному персонажу, что у него была избушка лубяная, а у лисы ледяная, как лиса попросилась к нему жить, а потом его выгнала. Повторяется и утешение каждого героя: «Не плачь, зайчик, я её выгоню». К таким сказкам можно отнести сказки: «Теремок», «Терем мухи», «Колобок», «Репка» и т. п. В таких сказках однородные эпизоды даются с нарастанием или с ослаблением последующих эпизодов, а заканчиваются эффектной развязкой, представляющей как бы обрыв сюжета на более сильном или слабом звене, а иногда звене иного качества. Построение некоторых сказок («Коза с орехами», «Смерть петушка») называют цепевидным. В таких сказках повторяется не одно звено, а все предыдущие звенья, до известного момента, когда повторение идёт в обратном направлении. Частые повторения в сказках помогают детям усвоить образцы народной речи.

Диалог – это излюбленная речевая форма сказок о животных. Именно диалог придаёт сказке активность, поэтому отличный сказочник имитирует голоса животных, использует жесты, мимику, потому что эти средства придают сказке живость, вполне театральное исполнение.

Говоря о волшебных сказках, отметим, что в них рисуется особый фантастический мир, находящийся где — то «в тридесятом царстве, в тридевятом государстве». Всё происходящее там таинственно и чудесно. Отважный персонаж сказки одолевает многоглавого Змея и Кощея бессмертного, мертвецы встают из могил, люди превращаются в животных, птиц, растения. В сказках присутствуют и совершают действия волшебные предметы: сапоги скороходы, ковёр — самолёт, шапка — невидимка.

Многое в сказках подчиняется слову: вызывается Сивка — бурка, отворяются двери темницы, появляется скатерть самобранка, поворачивается избушка на курьих ножках.

В таких сказках отражены волшебства магии: лечение настоями «чудесных» трав, поедание молодильных яблок, окропляют живой и мёртвой водой и т. д.

В сказках персонажи нарушают систему запретов, которые раньше служили как предостережение от опасностей, для своих родичей и соплеменников. Нарушив запреты старших, герои попадают в беду. («Гуси — лебеди», «Привередница», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.)

Носителем доброго начала выступают в сказке герои, героиня и их чудесные помощники. Главный герой русских волшебных сказок — Иван, реже Василий, Емеля, Андрей — стрелец. Иногда он волшебного происхождения: Ивашко — медвежье ушко; иногда — царского рода: Иван — царевич. Но обычно он мужицкого происхождения, а потому зовут его Иван — дурак, сидящий на печи.

Его внешность тоже отличается — это или писаный красавец, или невзрачный парень. Иван в начале сказки примечателен обиженностью судьбою, он последний сын из трёх братьев. Он слабый и не нужен никому, остаётся без наследства. На Иванушку — дурака все машут руками, над ним смеются, его презирают. На него нельзя положиться в любом обличии, он для окружающих является человеком, на которого нельзя надеяться, ничего хорошего от него не дождёшься.

Но со временем герой сказки начинает проявлять свои подлинные качества. Он вовсе не глупый, а просто не показывал свои силы без надобности. Иван отличается от своих «умных», хитрых, завистливых, жадных и коварных братьев бескорыстием, гуманностью, состраданием к слабым и обездоленным. Он любитель природы и щадит или выручает животных, попавших в беду, а они потом становятся его чудесными помощниками. Любимый народный герой — бесстрашный, он преодолевает все преграды; верный своему слову, он выполняет всё, за что ни возьмётся. Главный герой выступает как ловкий, смелый, даже порой хитрый, он проходит все преграды, а в качестве награды получает жену — красавицу, да ещё с царством — государством в придачу.

Женские образы в детских сказках представлены тремя основными типами.

Первый тип — это воинствующая дева, «сильно — могучая королева», «богатырица», такая, как Марья Моревна. Второй тип героинь — это «мудрые девы», которые наделены ясным умом и величавым спокойствием, находчивостью в деле, преданностью в любви. Это были еще красавицы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Такова Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Царь — девица. Они обычно помогают герою и часто во многом превосходят его.

В сказочных образах женщин — воительниц «мудрых жён» воплотились воспоминания о разных ступенях матриархата, когда женщина была главой и организатором рода, хранительницей житейской мудрости опыта, пользовалась глубочайшим уважением. В сказочных образах отражена женщина — хранительница домашнего очага и душа семьи.

Высокие нравственные качества русской женщины отображены в образах сказочных героинь — это красота, простота, полное неиссякаемой любви сердце, стремление пожертвовать собою для торжества своей мечты. Третий тип сказочных героинь — это скромная, обиженная судьбою падчерица, сирота — сестрица Алёнушка, возлюбленная Финиста — Ясного Сокола и т. д. За трудолюбие, терпение и верность сказка, в конце концов, приводит их к радости и счастью.

С помощью чудесных друзей помощников и волшебных предметов герои волшебной сказки побеждают все препятствия. Чудесные друзья помощники чаще всего животные: Сивка — бурка, серый волк, золотая рыбка, свинка — золотая щетинка, Ногай — птица, корова. Часто помощниками выступают добрые старички или старушки, которые случайно встретились на дороге, в лесу, даже бабы — яги, дарящие герою волшебные предметы. Добро и зло, как нравственные устои жизни, в волшебных сказках отделены друг от друга. Тёмным миром представлено зло, враждебными силами, таинственными, страшными, непонятными, но, в конце концов, человек одолевает их.

В сказках отрицательные персонажи чаще всего Змей Горыныч, Змей вихорь, Змей огненный, похититель и пожиратель людей, чудо — юдо, Баба -яга «костяная нога» и Кощей бессмертный. На разных этапах развития сказки Змей несёт различные образы. На ранних олицетворяя природную стихию: грозу, смерч, ураган, ливни, землетрясение. На поздних происходит борьба с внешними врагами, захватчиками родины. Баба — яга живёт в глубине дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Всех посторонних она чувствует по запаху и встречает недружелюбно, как чужеземцев. Баба — яга — колдунья, которая повелевает птицами и зверями, готова превратить людей в животных. Чтобы съесть, часто крадёт детей.

В ее избушке имеются предметы домашнего обихода: печь, нитки для пряжи, метла, ступа, на которой она летает. Ступа — это тяжелый предмет обихода из крестьянской избы. А в сказках на ней летает Баба — яга, да ещё метлой погоняет, поэтому выстраивается страшный образ старухи как смешного и иронического персонажа.

Главный враг героя или героини — Кощей бессмертный. Безобразный старик представляется в сказках, прежде всего насильником, похитителем женщин, которых он превращает в своих жён — рабынь. Это жадный скряга, обладатель несметных сокровищ. Кощей — колдун, обладающий огромной силой и волшебными предметами, он прозывается «бессмертным» — в этом, сказалось стремление увековечить своё господство, увековечить как несокрушимый закон природы.

Образ Кощея воплощал деспотическую силу мужчины и возник, возможно, в период распада матриархата. Но народ не соглашается с его «Бессмертием», вынужден признать силу Кощея. Тяжела борьба с ним, но одолеть Кощея можно, ведь его смерть — тайна. Она находиться далеко от самого Кощея, и достать её трудно: «На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце смерть Кощея». Но герой узнаёт об этой тайне и убивает Кощея.

В дальнейшем образы Кощея, Бабы — яги, Змея в развитии волшебной сказки стали играть одинаковую роль — враги героя. В сказках позднего периода появляются враги сказочного героя — Лихо одноглазое, Горе, недоля, Судьба.

В образах этих героев народ воплотил своё представление о враждебных ему социальных силах, которые несут бедность, нищету, разорение. Заканчиваются сказки о горе благополучно, так герой, намучившись от горя, избавляется от него: зарывает его в землю, топит его в речке, забивает клином в колесе и т. п. Образы Горя и ему подобные более характерны для сказок социально — бытовых, чем волшебных и свидетельствуют о перерождении одной разновидности сказки в другую.

Далее авантюрно — новеллистические сказки — это сказки о необычных, но не волшебных приключениях и событиях в личной или семейной жизни героя.

В таких сказках речь идет об удивительных путешествиях и опасностях, забавных и запутанных положениях в жизни, из которых герой (героиня) выходит победителем благодаря собственной изворотливости и ловкости, хитрости и уму, а не с помощью волшебства. Творческая фантазия и выдумка в таких сказках имеет принципиально другой характер, чем в волшебных сказках: это не столько фантастическое, сколько просто удивительное, исключительное, невероятное. Местом действия авантюрно — новеллистических сказок является вполне реальная обстановка, а не фантастическое «тридевятое царство, тридевятое государство», причём обычно городская (трактир, богатый дом и т. д.)

Сюжеты таких сказок часто тоже «свадебные», как и волшебных, но разворачиваются они в реальной обстановке. Эти сказки о том, как незнатный герой (Иван — пастух) жениться на царской дочери, разгадав её загадки, добыв её кольцо, узнав её приметы и т. п. Подобные сказки рассказываются и о простой девушке, которая смогла также ловко выйти замуж за царевича.

Популярны сюжеты о невинно оклеветанной девушке, честь которой восстанавливается. Из этого видно, что некоторые авантюрно — новеллистические сказки возникают в результате преобразования волшебных сказок. Героем таких сказок обычно является «бывалый» человек, пройдоха, не дающий себя в обиду и выходящий сухим из воды. Это купеческий сын или приказчик, шут, ловкий вор, солдат и т. п. В сказках этого типа царь награждает вора за то, что тот не соглашается обворовывать «государеву казну». В русской литературе авантюрно — новеллистические сказки нашли отражение раньше, чем другие разновидности русских народных сказок.

Так, на мотиве сказок о простых девушках, посрамляющих знатных лиц своей мудростью, построена древнерусская повесть о муромском князе Петре и его супруге Февронии.

Композиции и стиль таких сказок имеет отличие от художественной формы волшебных сказок. По построению сказки о личных и семейных отношениях более сложны, в них больше случайностей и неожиданностей. В них наблюдается стремление к описанию внешности действующих лиц и более развёрнутой характеристике их. Речь персонажей индивидуализируется.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В сказках подробно описывается обстановка, которая воспроизводит повседневный быт общественных групп. Язык и стиль таких сказок часто характеризуются книжными оборотами, своеобразной манерностью. Авантюрно-новеллистические сказки трудно отличить от социально -бытовых сказок.

Социально — бытовые сказки занимают большое место в русском сказочном жанре, обычно они имеют юмористический или сатирический характер. Они отличаются от волшебных сказок по своему сюжету, образам и художественному облику. Сюжеты социально — бытовых сказок строятся на том, что происходит всё невероятное и несбыточное в самой повседневной (чаще всего деревенской) обстановке.

В сказках жадный богач разоряется и не становится ещё богаче, бедняк же, наоборот становится богачом. В жизни барин, помещик, чиновник, поп издевались над мужиком, батраком, просителем — в сказке происходит наоборот.

В доме печка стоит неподвижно — в сказке Емеля-дурак разъезжает на печи по всему царству. Это общий принцип при построении сюжетов сказок такого типа. Разумеется, в сюжете разных сказок этот принцип проявляется по-разному, но в основе художественного метода такой сказки лежит стремление «показать алогизм обычного», «вывернуть его наизнанку».

Герои социально-бытовой сказки часто выступают самые простые люди: бедный мужик, батрак, «мастеровой человек», солдат. Характеризуются они почти также, как и герои авантюрно — новеллистических сказок.

В социально-бытовых сказках образ Иванушки-дурачка, изменяется и переосмысливается, наполняясь иным содержанием. Переосмысление образа сказочного русского Ивана шло в двух направлениях, но в обоих случаях возникал образ так или иначе сниженный, «прозаический», карикатурный.

Третьим, младшим сыном часто оказывается герой в социально-бытовых сказках. Его обижают старшие братья при дележе наследства.       Но сказка не обнаруживает сочувствия к нему по этому случаю. Если в волшебных сказках был «Иван меньшой», «разум большой», то у нового героя разума вовсе нет. Он только и знает, что сидит или лежит на печи («на печке лежал, да сопли в клубок мотал»). Это не сознательный бездельник или лодырь, но это дурак, который не может сделать хорошо, ни одного дела. Его ругают, и бьют (поэтому он «дурак набитый») — «да что толку: с дурака взятки гладки».

Поговорка «дуракам везёт» находит своё подтверждение и в сказке Иван награждается. Богатство и счастье, которые получает дурак, это не награда, это случайная удача. Глупость и нерасторопность, лень и праздность, неумение работать, болтливость и пустое упрямство, лживость — всё это осмеивается как пороки общечеловеческого характера, присущие многим людям из народа. Смех в сказках об Иване — дурне добродушный, беззлобный юмор.

Часто герой в социально — бытовых сказках рисуется изначально наивным дурачком и простофилей, а потом обнаруживается маска, за которой прячутся ум, хитрость, ловкость, сноровка. Но все эти качества человека на «уме», направленные вовсе не на борьбу с фантастическим злом в образе, к примеру, Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, а с реальным и социально определённым врагом. Хитростью, обманом, притворством и ложью герой социально-бытовой сказки, бедный человек жестоко мстит своим прямым угнетателям: жадным, но глупым барам, попам, богачам, судьям, купцам. Добродушный юмор превращается здесь в беспощадную сатиру. Пороки, обличаемые в сказках на эти темы, те же самые: лень, жадность, неуменье взяться за дело и т. д. Но носителями этих пороков являются — дворянство, чиновничество, духовенство.

Народом доказана в своих сказках справедливость созданной им пословицы, раскрывая «алогизм обычного»: «Мужик сер, да ум — то у него не волк съел». Народ верит в силу человеческого разума, справедливости и в сказках утверждает, что жизнь в классовом обществе устроена несправедливо. Носителем разума — догадки, находчивости, остроумия, житейской опытности т.д. — здесь выступает мужик, солдат, сапожник и т. п., то есть простой человек.

В исторической действительности крестьянин был крепостным, обманутым, приниженным и осмеянным. Это его барин называл «дураком» и «простофилей». В сказке мужик всегда торжествует над барином, одурачивает «умника», используя его жадность, зависть, хвастовство и другие слабости, изобличая барскую лень, неумение работать. Рассказывается, как мужик заставил встреченного им барина караулить под шапкой соловья, а на самом деле — кучу навоза. Сам угнал барскую тройку, явился к барыне, взял у неё денег и т. д. Принимая обличье «простака», «серого мужика», «дурака», мужик в глаза издевался над барином.

Сказки о богатом и бедном братьях близки по темам к сказкам о Доле и Недоле, о Правде и Кривде, но интересны они не столько своей моралистически-философской идеей, сколько конкретностью изображения реальные классовые взаимоотношений, социально-психологических качеств богача и различных форм закабаления.

Большинство сказок на этот сюжет оканчивается тем, что богач наказывается бедностью, а бедняк награждается богатством. Так происходит в сказке «Горе», где богатый брат позавидовал бедному брату. Бедный брат нашёл в яме золото, а в яму сбросил своё Горе и придавил его камнем. Богач полез в яму за золотом, приподнял камень, а Горе село ему на шею.

Своеобразие социально-бытовых сказок заключается в том, что действие их происходит в реальном мире, и всё лишь представляет «изнанку» этого же обыденного мира. Противоречия, столкновения, борьба, о которых повествуется в социально-бытовых сказках, сами по себе возможны, но заострены до предела, даны в гиперболическом виде, превращены в гротеск.

Социально-бытовым сказкам присущи некоторые общие черты сказочной поэтики. Образы героя и его противником носят предельно -обобщённый характер. Ни подробного описания внешности, ни глубокой психологической характеристики, ни развёрнутых картин природы или обстановки эти сказки не знают. Зато имена героев часто необычны, иногда с рифмованными прозвищами: Наум — взбрело на ум, Тихон — с того света спихан, Барьма — кутерьма. «Её герой чаще отставной лихой солдат, бедный мужик, крестьянский парень или батрак. Догадливостью, сметливостью и хитростью он ставит в смешное положение алчного хозяина, попа или барина, глупую попадью или барыню — помещицу» — писал А. Н. Нечаев в предисловии к социально — бытовым сказкам.

Герой этих сказок призван к тому, чтобы наказать, «проучить», обмануть своего социального противника. Он характеризуется только поступками, в действии, иногда дается его социально — экономическое положение: «бедный мужичок», «парень бедный окончательно», «Ондрон несчастный». И персонажи, которые противопоставлены главному герою этих сказок, имеют обобщённый характер: это любой барин, поп, попадья, любой богач. В сказке сразу, в одном — другом определении даётся ведущая черта персонажа: «В одном селе жил — был старик, да такой скупой, прижимистый…», «Жил — был у нас… скупой, прижимистый поп».

Известно, что дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок не одномоментно приобретает навыки и умения взрослых, а лишь при общении с взрослыми перенимает у них умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. С помощью проб и ошибок, ребенок овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Главный мотив деятельности старшего дошкольника – это познание окружающего мира, поиск в нем своего места с определением своей роли. На протяжении всего периода детства происходит процесс приспособления к новой среде, так как по мере развития ребенок обогащает свое восприятие мира, расширяет границы своего опыта.

Результатом успешной социальной адаптации ребенка является способность менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий. В процессе адаптации ребенком усваиваются правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп (семья, группа детского сада и др.). Любая нация передает из поколения в поколение личный общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. В роли воспитателя молодого поколения всегда выступает народ, а воспитание приобретает народный характер. В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

В процессе всей жизнедеятельности личности осуществляется Нравственное воспитание, при учете возраста и той среды, которая главным образом влияет на ценностные ориентации школьника (семья, среда товарищей и друзей и др.). Свою специфику имеют пути и средства нравственного воспитания в организации специальной работы по нравственному воспитанию старших дошкольников, происходит формирование у них нравственного опыта в коллективе, в общении, в совместной деятельности, при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств.

Формирование гуманистических отношений детей является основой воспитания, определяющей нравственное развитие дошкольника, причем в независимости от содержания, методов и форм воспитательной работы. Алгоритм воспитания, направленный на развитие всех детей, необходимо выстраивать с обеспечением оптимального развития каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

Взрослый является организатором жизни ребенка – это важно для нравственного воспитания, он является объектом новых знаний, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Иными словами, только взрослый выступает в качестве эталона поведения и отношения к действительности окружающего мира.

Чем идеальнее эталон, тем больше гарантия в достижении успеха в процессе воспитания. При разговорах о своих родителях или членов семьи дети часто говорят: «Мой папа самый сильный или моя мама самая добрая и ласковая».

Часто дети не способны глубоко осмыслить ситуацию, поэтому они принимают случайные решения. Поведение и выбор чего-либо проводится ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. В сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения проявляется нравственность человека.

Компоненты нравственного воспитания старших дошкольников можно разделить на несколько групп: фольклор, устное народное творчество, сказки, изобразительное искусство, музыка, мультфильмы и другие. Такая группа компонентов более чем важна для решения задач нравственного воспитания, потому что способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Опыт и исследования показали, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, поговорки, пословицы, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Дети находятся под впечатлениями от работ разных художников, если их картины реалистичны и понятны дошкольнику.

Сказки — это наиболее распространенный вид устного народного творчества. В раннем возрасте мышлению ребенка свойственна образность и конкретность; ребенок использует наглядные образы и конкретные представления, а не отвлеченные понятия, и на их основе делает обобщения, выводы. Потребностям ребенка народная сказка отвечает в этом отношении; мысль и идея сказки имеет метод «активной наглядности», в сказке разворачиваются конкретные факты и события. Герои сказок обрисованы четко, определенно и представлены в виде живых фигур, взятых из реальной действительности. Эта определенность достигнута благодаря тому, что героя сказки отличает ярко выраженная черта характера — доброта, трусость, смелость. Все поступки героя, его поведение подчиняются характеризующим его особенностям. В сущности происходящего детям помогает разобраться ясная, не сложная характеристика положительных и отрицательных героев, между ними может возникать конфликт, в результате которого дети определяют своё отношение к нему, дают правильную оценку поведению героев. Таким образом детьми понимается идея сказки, то, чему она учит детей.

В интересных, выразительных поэтических образах преподносит сказка своих героев.

В сказке нет прямых наставлений детям (например, «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но ее суть содержит урок для восприятия. Сказка «Репка» учит дошкольников дружбе и трудолюбию, «Коза и семеро козлят» предостерегает: нельзя незнакомцам открывать дверь, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых.

Внешне не привлекательны и отрицательные образы сказки (Баба Яга, Див), их поведение и поступки характеризуют их с плохой стороны. Сказка учит добиваться намеченной цели, развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью. В данном случае сказка учит детей быть сильными, бодрыми, способными преодолеть трудности.

Хороший конец — признак настоящей сказки, что дает ребенку чувство психологической защищенности. Все заканчивается хорошо, чтобы не происходило в сказке. Чтобы сделать героев более сильными и мудрыми им нужны были все испытания, которые выпали на их долю. Персонаж сказки, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, ребенок видит это. Обязательно вознаграждается герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества. Как ты относишься к миру, так и он к тебе! — в этом заключается закон жизни.

Дети учатся преодолевать барьеры в общении, проживая сказку, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям.

В процессе нравственного воспитания необходимо помнить и об атмосфере, в которой живет ребенок: она должна быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью. С помощью окружающей ребенка обстановки происходит воспитание чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3