Меню Услуги

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой. Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





2.2. Исследование влияния сказки на развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

 

На основании теоретических знаний для реализации задач нашего исследования мы приступили к выполнению исследования в форме опытно-экспериментальной работы, которая проходила на базе с дошкольниками подготовительной группы.

После изучения и анализа различных источников по данной теме мы перешли к изучению диагностических методик, позволяющих исследовать у детей уровень нравственного развития.

Эксперимент состоял их трех этапов: констатирующий, формирующий

и контрольный.

Констатирующий эксперимент проводился для выявления уровня нравственного развития детей подготовительной группы. (использовалась диагностика нравственного развития И.Б. Дерманова, методика «Закончи историю» (Приложение №1).

Цель диагностики заключалась в изучении понимания детьми старшего дошкольного возраста различных нравственных норм (что такое щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость – лживость, внимание к людям — равнодушие).

Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Диагностика состояла из четырех историй, которые детям надо было завершить. Дети при выполнении этих заданий используют свои знания о явлениях общественной жизни, а так же знания о нравственных нормах.

Опорой в процессе диагностирования послужило также наблюдения за детьми в повседневной жизни.

Для эксперимента были отобраны 20 детей и в ходе эксперимента мы убедились, что у многих детей возникли затруднения при выполнении предложенного задания, не могли продолжить истории, ответы были односложными.

В результате анализа выполнения детьми заданий [Приложение №2], выявили следующее: из 20 детей высоким уровнем обладают следующие:

Артем Е. – 11б.

Сергей С. – 9б.

Большая часть детей показала средний уровень.

Станислав К. – 8б

Екатерина К. – 8б

Роман З. – 8б

Ольга У. – 7б

Валерия М. — 7б

Маргарита П. – 7б

Дарья П. — 7б

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Никита С. — 7б

Дмитрий В. – 6 б.

Виктор А. – 6 б.

Николай С. – 6 б.

Софья С. – 6 б.

У этих детей в результате диагностики сформированы все качества, однако дети не смогли объяснить, почему нужно поступать именно так, а не иначе. Ребята понимают, как хорошо поступать, а как плохо.

Низкий уровень.

Ольга Ф. – 5б

Екатерина Б.- 5б

Андрей Б. – 5б

Мария Е. – 4б

Константин К. – 4б

Петр П. – 4б

У этих детей сформированы некоторые качества, но дети не проявляют их в общении со сверстниками.

По результатам диагностики можно сделать вывод, большинству детей свойственен не высокий уровень нравственного развития. Детьми даны односложные ответы, они не смогли объяснить, как хорошо поступать, а как нет. На формирующем этапе эксперимента обращаем внимание на качества личности как забота, трудолюбие, правдивость, внимательность.

Отметим зависимость уровня эмоционально-нравственного развития зависит от характера накопленного социального опыта, от особенностей развития эмоциональной и нравственной сферы.

Теперь перейдем формирующему этапу нашего эксперимента.

Нами был разработан перспективный план работы [Приложение №4]. В формирующий этап мы внесли десять сказок, направленных на развитие трудолюбия, правдивости, внимания к людям и заботы. Каждый день детям читали по одной сказке на основании перспективного плана, занятия проводились со всей группой детей. Работали проходила в кругу, чтобы была возможность отслеживать реакцию детей. По ходу чтения детям задавались вопросы и обращалось их внимание на те ситуации, в которых как раз и проявлялись качества противоположные выбранным.

У детей необходимо было вызвать оценочное суждение к социальным явлениям, фактам, событиям, что способствовало бы развитию их нравственных качеств.

Мы не применяли в общении с детьми повелительного тона, чаще выражали уверенность в их возможностях, помогали выражать мысли детей.

Первая сказка с которой мы познакомили детей — Л.П. Стрелкова «Знакомство» (Приложение №4).

Основной целью сказки являлось развитие заботливого отношения ко взрослым, внимательности. В этой сказке мы познакомили детей с главными героями.

Для осмысления поступков персонажей сказки во время чтения детям были заданы вопросы: Почему же пропал Зайчик? Что произошло с бабушкой? Почему же Зайчик постоянно исчезал?

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Эти вопросы не вызвали затруднения у детей. Пятеро детей четко и активно ответили на эти вопросы, объяснив поступки героев и оценив их. В заключении вместе с детьми был подведен итог. Я старалась активизировать всех детей с помощью вопросов.

При знакомстве со второй сказкой Л.П. Стрелкова «Печальная история о том, как оторвали мишке лапу» (Приложение №5) была поставлена цель развития внимательности, воспитание заботливого отношения ко взрослым, к игрушкам, внимания. ихологический дидактический нравственный сказка

Данилка, главный герой этой сказки, узнает, что нужно беречь родителей, заботиться о них. Дети научились анализировать картинки к сказке, так как при чтении сказки мы обращали внимание на иллюстрации к тексту. Детьми были четко и ясно выражены мысли и чувства. Во время чтения были заданы вопросы: почему Данилка покраснел? Подходящие ли это условия для сна? С какой из девочек вы бы хотели дружить? Во время чтения сказки были активными четыре ребенка.

В основу третьей сказки В. Драгунский «Друг детства» (Приложение № 6) была поставлена цель воспитания заботливого отношения к игрушкам, доброты, развитие терпимости, памяти.

Данная сказка очень впечатлила детей, после чего дети стали с заботой относиться к игрушкам, очень бережно пользовались и групповыми принадлежностями. В ходе чтения были заданы вопросы:

Зачем Дениске понадобилась груша?

А почему Дениска не сделал себе боксерскую грушу, он ведь больше не играл с Мишкой?

На эти вопросы дети быстро, не задумываясь ответили, смогли проанализировать поведение персонажа. Ребятами была перенесена данная ситуация на себя и они пришли к выводу, что не смогли бы так поступить со своей любимой игрушкой. Работа над сказкой была традиционно закончена беседой о любимых игрушках, все дети были неравнодушными, все рассказали про своих «друзей детства». В конце беседы большинством детей были сделаны рисунки собсвтенных игрушек.

Чтение четвертой сказки стало подводящим к сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Л.П. Стрелкова «История о том, что такое хорошо и что такое плохо». (Приложение №7).

Целью являлось воспитание внимательного заботливого отношения, развитие понятий о морали, развитие умений понимать, отличать хорошее от плохого.

В процессе чтения были заданы такие вопросы:

А что сделал бы ты на его месте?

О чем думает Данилка?

Что бы ты пожелал, если бы у тебя остался последний лепесток?

Сказка очень понравилась детям, вызвав бурю эмоций. Ребята поделились своими мыслями о том, что бы они загадали.

В процессе знакомства с пятой сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик» (Приложение №8) основной целью было развитие умения заботиться о себе и о своих близких, о нуждающихся в этом людях.

Мы получили эмоциональный отклик детей. Было получено масса ответов на вопрос: что бы ты загадал, если бы у тебя остался последний лепесток? Причем большинство детей думали о себе и загадывали желание, соответствующее их потребностям. Но были дети с ответами, в которых прозвучала забота о своих родственниках, например, дедушках и бабушках. Дети проявили общую активность.

При чтении шестой сказки В. Осеева «Сыновья» (Приложение №9). Детьми были проанализированы поступки разных мальчиков и выбраны те, которые поступили правильно. В конце чтения сказки были заданы вопросы:

Почему третья мама промолчала?

Кто из мальчиков тебе понравился больше?

На них дети дали верные ответы, смогли понять поступки персонажей. Дети пришли к выводу, что в нашей помощи и заботе нуждаются наши мамы. Наиболее активными были четверо детей. В конце чтения сказки дети сами начали разговор о том, кто и как помогает дома маме. Этот интерес был мною поддержан, были заданы вопросы и приведены примеры.

Послушанию и уважению ко взрослым учит нас русская народная сказка «Гуси-лебеди» (Приложение №10), учит заботливому отношению к младшим братьям и сестрам. При помощи вопросов дети оценили поступки героев, смогли понять, что слово матери или отца является очень важным и их предостережения не напрасны. После прочтения сказки мы с ребятами беседовали о том, как часто они не слушаются родителей и поему. Говорили о том, что это не хорошо, что родители все делают для нашего блага. Ребята очень активно вниклись в этот разговор и каждый для себя сделал собственный вывод.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Сказка О. Уайлда «Мальчик-звезда» (Приложение №11). Была выбрана нами для воспитания внимания к людям, бережного и уважительного отношения.

Ребята ответила на такие вопросы:

Почему он решил прогнать нищенку?

Правильно ли он поступил?

Кто заступился за женщину?

Почему мальчика – звезду не приняли дети лесоруба?

Как вернулась красота к мальчику?

Главный герой детям очень не понравился, они высказали свое осуждение и говорили о том, что так поступать нельзя, что нужно уважать всех окружающих. Основы морали дети быстро усваивают на примере сказки, они понимают, где герой поступил правильно, а где нет. Ребята были очень активными, с интересом слушали сказку и отвечали на вопросы. Наиболее активными были четверо детей.

Контрольный этап нашего эксперимента включал индивидуальную диагностику, которую использовалась нами на констатирующем этапе и увидели повышение уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Контрольный этап показал, что дети приобрели уверенность, они продолжали истории и могли объяснить плохое и хорошее. Дети давали развернутые ответы, которые были похожи на рассуждения, я помогала детям, если они не могли сформулировать свою мысль. В ходе работы качества, которые мы формировали (трудолюбие, забота, внимание к людям, правдивость) были проявлены детьми в повседневной жизни.

Дети начали проявлять заботу к сверстникам, воспитателям, к своим родителям, к игрушкам, были честными, оказывали помощь в уборке игрушек. Сравнивая результаты 1 и 3 этапа (54.1% и 72.0% соответственно) выявляем разницу в 17.9%, а это является показателем результата нашей работы.

Эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому — одно из главных условий рассказа сказки. Воспитатель выступает в роли эталона, своего рода образца. В ходе рассказа важно выражать подлинные эмоции и чувства, дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает наш опыт, успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сказка играет важную роль в становлении нравственной сферы личности. После осуществления нами запланированной работы произошли видимые изменения — у детей повысился уровень нравственных качеств.

 

Заключение

 

Сказка в настоящее время подобна другим ценностям традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Современные книги и мультфильмы способствовали этому, выражаясь в упрощенном диснеевском стиле пересказ известных сказок с искажением первоначального смысла сказки, что превращает сказочные действия из нравственно-поучительного лишь в развлекательное. Определенные образы навязывает детям такая трактовка, которая лишает их глубокого и творческого восприятия сказки. В результате дети не получают наставлений (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»). В содержании сказки всегда должен быть заложен урок, который ими постоянно воспринимается. Дети учатся преодолевать барьеры в общении, проживая сказку, учатся тонко чувствовать друг друга, искать адекватное телесное выражение разным эмоциям, чувствам и состояниям. С помощью сказки очень хорошо происходит усваивание детьми нравственных норм, происходит развитие нравственной сферы личности ребенка.

Постоянно используемые в сказках этюды дают возможность детям улучшить и активизировать выразительные средства общения, пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

В начале нашей работы мы поставили цель: обосновать возможности использования сказки в нравственном воспитании дошкольников. И в соответствии с этой целью мы изучили психолого-педагогическую литературу, выявили уровень развития нравственных качеств (трудолюбие, правдивость, заботливое и внимательное и внимательное отношение к людям) у детей старшего дошкольного возраста, разработали и реализовали перспективный план.

Результаты экспериментальной работы подтвердили, что систематическое использование сказки в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста способствует воспитанию нравственных качеств личности у дошкольников.

Сказка выступает в роли одного из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали в педагогическом мире. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле формируются гуманные чувства и социальные эмоции, происходит последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, а это обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка в практике семейного и общественного воспитания.

 

Список использованной литературы

 

  1. Аберкромби , Н. Социологический словарь [Текст] / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С.Тернер / издание 2-е — М: Издательский центр «Экономика», 2014. 620 с.
  2. Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения [Текст] / М.Н. Аплетаев — Омск, 2015. 34 с.
  3. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст] / Н.В. Архангельский — М: 2012. 534с.
  4. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под редакцией Б.М. Бим-Бад // Большая Российская энциклопедия. М: Просвещение, 2016. 528 с.
  5. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н.И. Болдырев — М.: Просвещение, 2012. 102 с.
  6. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности [Текст] / З.Н. Васильева М.: Издательский центр «Академия», 2013. 66 с.
  7. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у дошкольников [Текст] / А.М. Виноградова — М: Просвещение, 2013. 45с.
  8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С.- Выготский — М: Издательский Дом «Восток», 2013. 32с.
  9. Горький, М.А. Сказки жизни [Текст] / М.А. Горький — М: Просвещение 2014. 67с.
  10. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / под ред. А.И. Бодуэна Куртене — СПб. — М.: 2013. 1917 с.
  11. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев — М: Издательство «ТК Велби», 2015. 560 с.
  12. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказкотерапия [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева: Екатеринбург: Издательство «Литур», 2014. 50 с.
  13. Каган, М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа) [Текст] / М.С. Каган — М.: Политиздат, 2013. 328 с.
  14. Каирова , И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / И.А. Каирова — М: Политиздат, 2012. 78 с.
  15. Калинина, Р.Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников [Текст] / Р.Р. Калинина // Дошкольное воспитание. — М: 2015. 178 с.
  16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь терминов [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров:- М.: Издательский центр «Академия», 2013. 176 с.
  17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова — М: 2012. 112 с.
  18. Козлова, С.А. Нравственное и духовное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д.Калишенко и др.; под ред. С.А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. 192 с.
  19. Константинов, Н.А. История педагогики [Текст] / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский — М.: Издательский центр «Академия», 2014. 445с.
  20. Липницкая, А.В. Программа нравственного воспитания дошкольников [Текст] / А.В. Липницкая — М: Издательский дом «Народная асвета», 2013. 150 с.
  21. Марченко, И.С. Нравственное становление личности [Текст] / И.С. Марченко — М: 2013. 15 с.
  22. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет [Текст] / И. Ф. Мулько — М: Просвещение, 2014. 96 с.
  23. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, А. Н. Российская; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное — М.: 2013. 928 с.
  24. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского — М.: 2014. 178 с.
  25. Позднякова, О.К. Нравственное сознание учителя: этический аспект [Текст] / О.К. Позднякова — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2016. 160 с.
  26. Программа развития воспитания в системе образования России [Текст] // Вестник образования. — 2015. — №12. — С. 16-49.
  27. Федеральный закон «Об образовании» / / Российская газета. — 2016. 1 декабря
  28. Пропп , В.Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] / В.Я. Пропп — М: Просвещение , 2014. с 33.
  29. Пропп, В.Я. Морфология сказки [Текст] / В.Я. Пропп. — М: Просвещение 2015. 56 с.
  30. Савкина, Г.П. Проблема преемственности в освоении дошкольниками нравственных ценностей [Текст] / Г.П. Савкина // Вопросы психологии: М: 2016. 116 с.
  31. Смирнова, Е.О. Системы и программы дошкольного воспитания [Текст] / Е.О. Смирнова — М.: Издательский дом «Владос», 2015. 160 с.
  32. Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание — М.: Издательский дом «Владос», 2015. 98 с.
  33. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие [Текст] / Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 2016. 288 с.
  34. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В.А. Сухомлинский — М.: Педагогика, 2014. 176 с.
  35. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов — М: 2014. 34 с.
  36. Урунтаева, Б.А. Диагностическое обследование детей [Текст] / Б.А. Урунтаева — М: 2013. 25 с.
  37. Усова, А.П. Русское народное творчество в д/сад [Текст] / А.П. Усова — М: Просвещение, 2014. 49 с.
  38. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский — М: Просвещение, 2012. 431 с.
  39. Фесюкова, Л.В. Воспитание сказкой [Текст] / Л.В. Фесюкова — М: Просвещение, 2016.- 2 с.
  40. Фролов, И.Т. Философский словарь [Текст] / Под ред. И. Т. Фролова // 5-е изд. — М.: Политиздат, 2012. 590 с.
  41. Шитякова, Н. П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников [Текст] / Сост. Н. П. Шитякова, И. В. Гильгенберг. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2014. — 79 с.
  42. Штольц, Х. Как воспитать нравственное поведение? Книга для учителя [Текст] / Под ред. Х. Штольц, Р. Рудольф // Пер. с нем. — М.: 2014. 80 с.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2   3