Меню Услуги

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





Содержание

 

  • Введение
  • Глава 1. Роль сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста
  • 1.1. Основы психолого-педагогического формирования ценностей дошкольников
  • 1.2. Основные аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • 1.3. Влияние сказки на процесс воспитания нравственных качеств у старших дошкольников
  • Глава 2. Экспериментальное исследование влияния сказки на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста
  • 2.1. Методы ознакомления старших дошкольников со сказкой
  • 2.2. Исследование влияния сказки на развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

 

Особое значение в условиях современного российского общества приобрела проблема духовно-нравственного воспитания, а связано это с глубинными изменениями, приводящими к осознанию общественности коренного пересмотра как структуру образования, так и действующих методов духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной среде нашей страны.

Обществу свойственна потеря нравственных ориентиров – таких качеств как совесть, честь и долг, что приводит к отрицательным последствиям в самом обществе: возникает социальное сиротство, бродяжничество, усиливается криминогенная обстановка в кругу подростков, теряется интерес к самообразованию среди молодежи, растет родительская безответственность, равнодушие в процессе воспитания детей. Социальная ответственность включает в себя нравственность.

Современной технологией нравственного воспитания подрастающего поколения является нравственное воспитание детей, содержащее вопросы содержания, форм, средств и методов использования дидактической сказки, являющейся методологическим средством в процессе воспитания детей, что показывает роль педагога в нелегком процессе нравственного развития детей.

Нравственное воспитание с использованием сказки берет свое начало в трудах Б. Спинозы, И. Канта, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева, Л.С. Рубинштейна, М.М. Бахтина. Ребенка считали основным субъектом в воспитании Г.С. Батищев, Я.А. Коменский.

Объект дипломной работы: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет дипломной работы: нравственное воспитание старших дошкольников при использовании сказки.

Цель: провести обоснование возможностей использовать сказки в процессе нравственного воспитания старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Изучение особенностей нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Изучение методики использования сказки в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  4. Организация и проведение эксперимента по формированию нравственных качеств с детьми старшего дошкольного возраста.

«Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок», что говорит о том, что сказка способна формировать нравственные качества человека.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




 

Глава 1. Роль сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Основы психолого-педагогического формирования ценностей дошкольников 

 

Современная психология не дает четкой формулировки понятию «ценностные ориентации» и не все авторы специально разделяют понятия «ценностные ориентации» и «ценность». Такие понятия в основном используются для обозначения и ценностных ориентации, и ценностей с использованием единого термина «ценности». Существует пять основных позиций понятия «ценностные ориентации»:

1. Как относится человек к ценностям в своей жизни. Ценностные ориентации способны выразить внутреннюю структуру отношений человека к различным ценностям. Л.О. Лотаром отмечено, что в ценностных ориентациях усматривается особый вид отношений человека к ценностям.Отношение личности к объектам окружающей действительности. По заметкам М.Б. Демина, ценностное отношение — это отношение человека к предметам и явлениям, которые его окружают.

2. Насколько человек стремится и проявляет интерес к ценностям в жизни. По мнению В.Б. Ольшанского, ценностные ориентации — стремление человека или группы людей к разным формам социальной значимости. Согласно мнения А. Оппенгейма, система ценностей включает все особо важные социальные интересы человека.

3. Насколько личность направлена на ценности. По мнению Б.Г. Ананьева, ценностные ориентации составляет направленность человека на определенные ценности. В.А. Ядовым отмечено, что ценностные ориентации можно представить как фиксированные — в психике индивида и социально обусловленную направленность на цели и средства деятельности в некоторой (некоторых) сфере (сферах) его жизни. По мнению Е.М. Бабосова и С.Е. Бабосова, ценностная ориентации- это направленность личности в социальных отношениях на определенные типы ценностей, в которых производится выбор наиболее предпочтительных.

4. Какое представление имеет человек о жизненных ценностях. С точки зрения К. Клакхона, ценностные ориентации — это эксплицитные или имплицитные концепции желаемого, характеризующие индивида или группу и определяющие выбор ими типов, средств и целей поведения. Г. Оллпорт трактует ценностные ориентации как убеждения человека в том, что поистине важно в жизни, а что — нет. По мнению Д.А. Леонтьева, ценностные ориентации — осознанные представления человека о личных ценностях, о том, что имеет ценность именно для него. В «Российской социологической энциклопедии» ценностные ориентации определяются как осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.

5. Установка личности на жизненные ценности. По мнению И.С. Кона, ценностные ориентации — это ориентации, которые направлены на социальные ценности, а ориентации в данном случае это некая система установок, в которой человек, воспринимая ситуацию, делает выбор соответствующего образа действия. Нами ценностные ориентации понимаются как относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на определенные цели, которые имеют для нее особо важное значение.Важнейшей характеристикой ценностных ориентации является личность и показатели ее сформированности.

Судить об уровне развития личности позволяют степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления.Существуют три группы факторов, обуславливающих нравственное становление и развитие личности дошкольника:

  • природные (или биологические);
  • социальные;
  • педагогические.

Необходимый опыт нравственного поведения дошкольники приобретают при взаимодействии со средой и целенаправленными воспитательными влияниями.Следует отметить о решающей роли в процессе нравственного формирования личности помимо биологических факторов еще и педагогических, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогического влияния придается еще и потому, что они более целенаправленно на выработку определенного рода отношений.Можно сказать, что сущность воспитанной личности состоит не только в усвоенных знаниях, идеях, опыте общественного поведения, а также в отношении к окружающей действительности.Ребенок приобретает основы личностной культуры в дошкольном детстве, формируя основу, соответствующую принятым в обществе ценностям. В состав этой основы личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом и формирование этого базиса продолжается в младшем школьном возрасте.Человеческое начало в человеке – это есть основа личностной культуры, представляющая сосредоточение ценностей общества: красота, добро, истина и др. и предметов жизнедеятельности: представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему. В процессе становления основы личностной культуры дети приобщаются к общечеловеческим ценностям, а не ценному для определенного круга людей. Процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно в процессе приобщения к универсальным средствам жизнедеятельности людей.Мир может выступать в восприятии ребенка как устойчивый релятивный, складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления. Ребенок к концу периода ставит себя на место другого человека: смотрит на происходящее с позиции другого и понимает мотивы его действий; строить самостоятельно образ предстоящего итога продуктивного действия, отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.Волевое развитие. Ребенок избавляется от глобальной подражательности, присущей более раннему возрасту, противостоит в волевым свойствам другого человека.Эмоциональное развитие. В эмоциях ребенка закладываются чувства ответственности, справедливости, привязанности и т. п., формируя радость от инициативного действия, ребенок освобождается от импульсивности и сиюминутности.Предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования формируются к 7 годам. При проявлении детской любознательности позже происходит формирование интереса к обучению; развиваются познавательные способности, которые в дальнейшем послужат в качестве основы в формировании теоретического мышления.В области познавательных ценностей у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как поступку. Происходит формирование интереса к событиям жизни общества, в своем городе. В области ценностей преобразования у ребенка наблюдается стремление воздействовать на окружающих, оказывая влияние на них, защищать их и оказывать им помогать.Искусство играет большую роль в формировании ценностной сферы дошкольника. Необходимо создавать условия, чтобы жизнь ребенка протекала в мире разнообразного и богатого искусства. Искусство — это уникальное средство для формирования главных сторон в психической жизни и эмоциональной сфере, в образном мышлении, художественных и творческих способностях. Дошкольное детство является временем для закладки основы эстетического сознания, культуры, в этом возрасте проявляются потребности в художественной деятельности.

 

1.2. Основные аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

В период старшего дошкольного возраста происходит активное развитие в области психической, физической и личностной организации дошкольник. Происходит развитие внутренних органов, мышечная масса и вес мозга увеличиваются, вместе с этим происходит усиление регулирующей роли коры больших полушарий. Это как раз является необходимым условием как для психического, так и для личностного развития. Ребенку в данном возрасте свойственно развитие зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Происходит формирование элементарной наблюдательности при изучении предметов, когда ребенок выделяет их главные признаки. Дошкольники могут дать элементарные эстетические оценки: красиво — некрасиво, нравится — не нравится. Происходит развитие воображения, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. В конце дошкольного возраста ребенком в большей степени осваивается родная речь.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок является спецификой дошкольного возраста. Ребенок стает более самостоятельным, со стороны взрослых к нему повышаются требования, меняется сфера взаимодействия со сверстниками и со взрослыми. Ребенку в этот период свойственен внутренний конфликт, проявляющийся в своих желаниях, потребностях быть взрослым, но у ребенка есть недостатки физических и психических возможностей. Такая кризисная ситуация имеет несколько особенностей (по Л.С. Выготскому):

  • Негативизм (отказ ребенка подчиняться взрослым).
  • Упрямство (ребенка устраивают только собственные требования и решения).
  • Строптивость (ребенок не поддерживает порядок, существующий в доме).
  • Своеволие (отделение от взрослых).
  • Обесценивание взрослых (может назвать маму «дура»).
  • Протест-бунт (частые ссоры ребенка с родителями).

В семьях, где один ребенок, может проявляться деспотизм. В этом случае для ребенка нужно открывать новые возможности в абсолютно других видах деятельности, при которых ребенку будет предоставлен шанс в проявлении инициативы.

В этом возрасте как родителями так и воспитателями у ребенка наблюдается его любимое выражения: «Я сам», что является попытками к самоутверждению, в результате чего (при поддержке взрослых) могут формироваться инициативность и предприимчивость, а при отсутствии поддержки со стороны взрослого ребенку будет свойственно чувство вины и зависимости.

У ребенка в дошкольном возрасте формируется эмоциональная реакция на похвалу, которая лежит в основе формирования самооценки, отношения к самому себе и своим качествам.

Эмоции детей с легкостью читаются на лице ребенка, в их позах, жестах и поведении, так как они еще непосредственные и импульсивные.

К поставленной цели можно продвигаться даже ошибаясь- это необходимо знать ребенку формирования положительной самооценки. Как можно чаще ребенку говорите, что он «может», «на что способен», «умеет», тогда ребенок будет верить в себя [21, с. 21].

В период дошкольного детства у ребенка происходит познание мира человеческих отношений с разными видами деятельности и общественными функциями людей. Происходит рождение ролевой игры, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого.

 

1.3. Влияние сказки на процесс воспитания нравственных качеств у старших дошкольников

 

По словам древних римлян «корень учения горек». Нет смысла учить чему-то со слезами, чему научиться можно, лишь улыбаясь. Если ребенок проявляет интерес, то и основа учения («корень») может изменить свой вкус, вызвав у ребенка адекватное желание. В дошкольном детстве происходит формирование характера, становление и развитие личности ребенка. Многие психологи М.В. Бениаминова, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.С Мухина и др. заметили, что в этом возрасте главным образом формируется волевая сторона: устойчивость, определенность, твердость. С понятием характера связана ещё нравственная сторона. По словам Е.А. Аркина: «Ни крепкая воля, ни твердый характер, ни высокий ум сами по себе еще не гарантируют ценности человека как члена общества, как сына или дочери своего народа».

К человеческой индивидуальности необходимо иметь свой «ключик». Возможно, чтобы нравственное развитие происходило не только на основе пассивного, непроизвольного подражания, «заражения» чувствами другого, а имело своевременное и осознанное вмешательство. Один из путей такого «вмешательства» лежит через сказку.

Возраст сказки – это конечно же дошкольный возраст и ребенка очень интересует все сказочное, необычное, чудесное. В сказках ребенка вдохновляет неожиданная удача и счастливая судьба героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, наказание, постигающее злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Им очень нравится сам язык сказки вместе с ее стилем, простотой и выразительностью, яркостью и наглядностью образов. Сказка найдет в детях чутких, внимательных слушателей, если она естественно и выразительно рассказана. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия. Это так же относится к детям младшего школьного возраста.

Исследователями Е.А. Аркиным, А.М. Виноградовым, В.Г. Нечаевой и др. было отмечено, что нарядные легенды и наши русские былины являются лучшим инструментом в воспитательном отношении. Многими педагогами не в достаточной мере оценена сила детского воображения и чуткость детского сердца, способность дошкольника воспринимать и почувствовать обаяния прекрасной человеческой личности, присутствие нравственного подвига, доблестную силу мужества и отваги. Детям чаше всего рассказывают о различных животных. Нельзя ничего сказать против о таких душевных произведениях, которые расширяют кругозор ребенка.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




С помощью сказочных произведений возможно бороться с различными детскими «недугами», что в психологии называется сказкотерапия. Различными авторами, использующими этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д. Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л.П. Стрелкова и др.) указано, что с помощью сказкотерапии можно решать множество проблем, которые возникают у детей. С помощью сказкотерапии можно бороться с агрессией, неуверенностью, застенчивостью детей; избавлять ребенка от стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т.д. С помощью сказкотерапии можно актуализировать и осознавать для ребенка свои проблемы, увидев различные пути их решения.

В чем же сила эффект сказки при нравственном воспитании старших дошкольников?

Во-первых, в дошкольном возрасте процесс восприятия сказки представляется как собственно специфическая деятельность ребенка, которая обладает притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

Сказка для ребенка это еще и особая реальность, а не только вымысел и фантазия, она позволяет выходить за рамки обычной жизни, сталкиваться с различными трудными ситуациями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во — вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. При восприятии сказки ребенку свойственно сравнивать себя со сказочным персонажем, что отождествляет его со всеми проблемами и переживаниями в самой сказки.

Исследования в области дошкольного воспитания показали важность условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка, которая может быть создана с помощью жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Это было замечено Е.А. Аркиным. Сказка — это источник проявления чувств ребенка, поэтому малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. «Никогда не надо гасить детскую радость», — говорила А.М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д.

Быть плохим «понарошку» помогает игра в злодея, давая возможность потом снова стать хорошим, показывая ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, не оставаясь плохим навсегда.

Ребенок, в отличие от взрослого, не умеет управлять своим воображением, эмоциями, у него слаба критика к проявлениям чего-либо.

С этим особым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Ребенок постоянно тянется к новым приемам фантазирования, что помогает различать «по правде» и «понарошку».

Слушая и переживая сказки, ребенок воспитывает в себе критику к событиям.

Основным преобразующим фактором является приведенное в действие воображение, так как душа ребенка желает вымысла.

Итак, сказка выступает в роли самого доступного средства для духовно-нравственного развития дошкольника, которое всегда использовали в педагогических кругах. В процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций — в этом заключается влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста. Сказкотерапия является не просто направлением, а синтезом определенных достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия представляет из себя живой и творческий процесс, обогащаемый детскими находками и озарениями, а слово сказки живет в детском сознании. В процессе разных занятий дети познают пространство и время, связь человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке происходит познание мира не только умом, но и сердцем. И не только познание, но и ответная реакция на события и явления окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу. Сказка способная поставить границу между справедливостью и несправедливостью, позволяет ребенку однажды испытать храбрость и стойкость. Сказку можно рассматривать как средство нравственного воспитания детей и в то же время как метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2   3