1 2
2. Анализ звучания концертной программы (на примере концерта хоровой музыки «Все поют»)
2.1 Характеристика концертной программы «Все поют»
Для практического исследования была взяла концертная программа на открытой площадке на примере концерта хоровой музыки «Все поют», представленного вокальными ансамблями ДШИ.
Музыкально-звуковое оформление один из самых важных составляющих концертной программы «Все поют»
Наличие хорошей звуковой аппаратуры и профессионального звукорежиссера (DJ) за пультом дают возможность:
• ведущему и всем участникам говорить в микрофон, не надрываясь в попытках быть услышанными;
• обеспечить возможность выступления артистов;
• заполнять паузы в программе фоновой музыкой;
• организовать «звуковую канву» программы (музыкальные отбивки, джинглы, фанфары, звуковые подкладки под голос):
• провести музыкальные номера в соответствии с заявленными, оперативно реагируя.
Музыка является наиболее действенным средством обращения к душе человека. Звуковое оформление мероприятия должно соответствовать его целям и содержанию. Поэтому человек, работающий с пультом, с музыкальной аппаратурой играет очень важную роль при проведении культурно-досуговых мероприятий.
Звукооператор:
• производит установку звукотехнической аппаратуры, её коммутацию в месте проведения мероприятия
• участвует в работе по подбору музыкального материала
• подготовке и проведении репетиций
• осуществляет запись тематических фонограмм, их компьютерную обработку в аналоговом и цифровом режиме
• ведёт фонотеку по жанрам звуко-музыкального оформления.
Чтобы грамотно озвучить концерт, спектакль, игровую программу, выступления вокалистов и другие концертные номера необходимо звукооператорское мастерство, а значит, звукооператор должен:
• владеть основами сценического и музыкального оформления мероприятий
• нести ответственность за техническое качество звука, в зависимости от акустики помещения
• производить светомонтаж мероприятия с использованием световых приборов
• соблюдать правила и нормы технической и пожарной безопасности.
Был выбран вариант подключения звуковой аппаратуры и музыкальных инструментов, представленный на рис. 2.
Рис.2. Схема звукового оборудования для выступления музыкантов
С целью качественного звукового обеспечения концертной программы «Все поют» на открытой площадке были выполнены следующие задачи:
1. Отрегулирована качественная работа микрофонов ведущим и всем выступающим.
2. Озвучены выступления артистов разных жанров: вокалистов, актёров, танцоров, исполнителей на музыкальных инструментах.
3. Заполнены паузы в программе фоновой музыкой.
4. Организована звуковая канва мероприятия (музыкальные отбивки, джинглы, фанфары, звуковые подкладки под голос).
5. Подобраны и смонтированы музыкальные фонограммы, стилизованные под конкретное мероприятие.
В условиях открытой площадки звуковая аппаратура требовалась для обеспечения музыкального сопровождения мероприятия, ее подключение и размещение было организовано так:
• Акустические системы подключались к выходам усилителя мощности
• К входным каналам микшерного пульта подключались источники звука (микрофоны, звуковая карта компьютера, различные проигрыватели и др.)
• Выходы микшера соединили с входами усилителя мощности
• Аппаратура, для которой было необходимо питание, подключалась к сети 220В
• Акустические системы, усилитель и микрофоны располагались на сцене, а микшерный пульт, монитор компьютера и проигрыватели располагаются на столе, за которым сидел звукооператор.
2.2 Диагностика проведения концертной программы
С целью понимания эффекта звукового обеспечения концертной программы после того как концерт окончился были опрошены 50 зрителей с помощью экспресс-анкеты, позволяющей представить себе впечатления зрителей о концертной программа и звуковом сопровождении. Так как, чтобы оценить профессиональность звучания, необходима специальная оборудование и специалисты (которого у нас не было), мы разработали следующие параметры для оценки именно зрителями, ведь они являются участниками концертной программы, именно для них и организуются концертные мероприятия.
Экспресс-опрос состоял из 5 вопросов (представлен бланк в таблице 1).
Таблица 1
Опросный бланк зрителей
| Вопрос | Ответ (от меньшего к большему) в баллах Нет – Да, Плохо – Хорошо, Нет-Да, Дискомфорт-Комфорт, Сильно-Несильно | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| 1. Насколько понравилось вам музыкальное звучание? | |||||
| 2. Хорошо ли было слышно пение? | |||||
| 3. Нужно ли, по вашему мнению менять обеспечение звука на таких программах? | |||||
| 4. Насколько вы испытывали комфорт от звучания музыки и пения на концерте? | |||||
| 5. Насколько вам мешали (если мешали) расположенные колонки, стол звукооператора и пр. техники, связанной со звуком на концерте | |||||
По результатам опроса были составлены для наглядного понимания ситуации диаграмма, представленная на рис. 3.
Рис. 3. Сводная диаграмма диагностики звукового обеспечения музыкального концерта
Как можно видеть из данных диагностики:
— большинство зрителей достаточно средне (22%) оценили музыкальное звучание;
— 18% зрителей также средне оценили слышимость концертного пения;
— 20% зрителей считают, что необходимо что-то изменить в обеспечении звука на концерте;
— 32% зрителей оценили некоторое состоянии близкое к дискомфорту по звуковому восприятию концерта;
— 22% зрителей посчитали, что им мешали различные технические приборы звукового обеспечения.
Далее мы провели анализ результатов диагностики и выявили основные проблемы передачи звучания концертных программ.
2.3 Анализ результатов и рекомендации по улучшению передачи звучания концертных программ
Проанализировав звуковое обеспечение концертной программы, мы выявили то, что было использовано всего два монитора, установленных на переднем крае сцены. Мониторы – широкополосные акустические системы небольшой мощности, поскольку они предназначены для подзвучки, а не озвучивания сцены (звук на сцене не должен попадать в зал). Если в мониторы вывести перегруженный звук электрогитары с плотной серединой, то получим перегруз по средним частотам, поскольку некоторый звук с легкостью перекроет все усилия неопытных вокалистов и придется серьезно добавлять уровень вокала в мониторы.
После добавления в мониторы сигнала от бас-гитары мы получим перегруз по низким частотам, поскольку широкополосные мониторы просто не смогут выделить 80% мощности на воспроизведение низких частот, поскольку эти 80% уже отданы на воспроизведение вокала и звучания электрогитары.
С другой стороны, для типовой сцены порядка 5*3 кв. м двух мониторов явно недостаточно. Поэтому все участники вокальных ансамблей по очереди просили добавить звук в мониторы, поскольку кроме музыки ничего не слышно. В итоге к гулу на сцене добавилась ещё и «звуковая каша» из общих мониторов.
Именно поэтому большинство зрителей отметили, что им не слышно слов за громкостью музыки.
В условиях плохой акустики открытой концертной площадки и весьма ограниченном бюджете, которого не хватило даже для акустической обработки 20 кв. м поверхности стен построенной сцены открытой площадки, для более или менее комфортной игры на сцене рекомендовано приобрести и установить на сцене персональные мониторные системы — мониторы и комбики.
Компактное подключение оборудования на сцене к микшерному пульту звукооператора осуществляется при помощи мультикора. Благодаря последнему появляется возможность вывести рабочее место звукооператора в зал для контроля звука в нём.
Один из принципов озвучивания музыкальных выступлений на сцене заключается в том, чтобы получить контролируемый и управляемый звук, как на сцене, так и в зале.
В условиях плохой акустики открытой площадки однозначно следует отдавать предпочтение управляемости звуком. Если внимательно посмотреть на рис. 2, то можно заметить, что показанное на нём подключение позволяет получить лишь частичный контроль над звуком на открытой концертной площадке, поскольку у звукооператора нет возможности корректировать звучание музыкальных инструментов. Для более или менее полного контроля над звуком необходимо подзвучить некоторые музыкальные инструменты (саксофон, фортепиано, ударная установка) с помощью нескольких микрофонов.
Для подзвучки рабочей области вокалиста используются два пассивных монитора, подключённых к своему усилителю мощности, а для барабанщика выделен один активный монитор. Поскольку глубина сцены на открытой концертной площадке небольшая, порядка трех метров, то для подзвучки рабочей области вокалиста практичнее использовать напольные мониторы, а не акустические системы, положенные на бок. В последнем случае высока вероятность того, что хорошо будет подзвучена только область около ног вокалиста из-за недостаточного угла подъема центральной оси динамика акустической системы относительно пола сцены.
Для комфортного выступления вокалистов и музыкантов на сцене необходимо использовать персональные мониторные системы. Подключение звуковой аппаратуры необходимо осуществлять таким образом, чтобы звукооператор имел возможность оперативного контроля и управления звуком в зале.
Таким образом, мы посредством диагностики выявили некоторые проблемы звукового обеспечения концертных программ на открытых площадках и дали свои рекомендации ДШИ, ознакомив руководителя с результатами диагностики.
Заключение
Проанализировав теоретические и практические особенности обеспечения качественного звучания концертных программ на открытых площадках мы можем сделать следующие выводы:
1. Эффект психологического воздействия на слушателя зависит от профессиональной работы с аппаратурой. Важным моментом является аранжировка и использование фонограмм. Современное техническое оснащение мероприятий предполагает мультимедийные технологии, фото и видеосъёмку, наличие компьютера, светотехники, программ для создания музыкальных эффектов – всё это усиливает психологическое и педагогическое воздействие на зрителей в зале.
2. Проблема хорошего или плохого звука на концертах представляется «трехсторонней»: она имеет технический, психологический и эстетический аспекты. При этом все так переплетено, что отделить одно от другого очень трудно. В самом деле, тот или иной инструмент может звучать плохо потому, что для его озвучивания выбрано неверное техническое решение. Но затем оказывается, что оно, в свою очередь, стало результатом недостаточной технической квалификации звукорежиссера, или его неверными представлениями о характере звучания инструмента.
Размышления над тем, что же является корнем, или сердцевиной, всех проблем с качеством концертного звука приводят к выводу — все проблемы идут от заметных искажений реального характера звучания исходных источников сигнала.
3. На практике, от зрителей, как известно, чаще всего приходится слышать жалобы на чрезмерную громкость звука, однако эта проблема многослойна. Анализируя, на что же именно жалуются зрители, говоря о громкости, понимаешь, что суть глубже, чем просто избыточное давление. Дело не просто в большом звуковом давлении как таковом, хотя и оно способно испортить впечатление от самых лучших исполнителей. Дело в том, что излишняя громкость искажает характер звучания практически всех источников звука. (Под искажениями в данном случае имею в виду не перегрузку по амплитуде, а именно недостоверность звучания источника сигнала). Поэтому в итоге главной проблемой оказывается проблема реалистичности, достоверности тембров источников звука.
4. По результатам наблюдения и опроса зрителей были выявлены основные проблемы обеспечения качественного звучания концертной программы и даны рекомендации по расстановке техники, микрофонов с целью повышения качества звучания концертной программы на открытой площадке.
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
1. Ананьев А.Б. Акустические основы звукорежиссуры: учебное пособие / А.Б. Ананьев. — Киев: КНИК, 2017. — 115 с.
2. Бормотов Н.Г. Объективные измерения тракта звукопередачи и его звеньев в звукорежиссуре / Н.Г. Бормотов // Актуальные вопросы реализации в ВУЗе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: сборник трудов научной конференции. — Самара: СГИК, 2016. — С. 53-58.
3. Бормотов Н.Г. Сотворчество режиссеров и звукорежиссеров в процессе подготовки концертных программ / Н.Г. Бормотов // Научно-методическое сопровождение ФГОС ВПО третьего поколения: проектирование и реализация: сборник трудов научной конференции. — Самара: СГИК, 2015. — С. 48-50.
4. Будченко К.И. Концертная эстрада: историко-теоретические аспекты / К.И. Будченко // Искусство эстрады глазами молодых: сборник трудов научной конференции. — Белгород: БГИИК, 2019. — С. 16-19.
5. Бунькова А.Д. Звуковой образ как основополагающее понятие в звукорежиссуре / А.Д. Бунькова, С.Н. Мещеряков // Студийная звукозапись и основы звукорежиссур: монография / А.Д. Бунькова, С.Н. Мещеряков; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург, 2014. — С. 8-28.
6. Бунькова А.Д. Звукорежиссура. Специфика профессиональной деятельности / А.Д. Бунькова, А.Н. Дворников // The first International Scientific-methodical Conference of Young Teachers: сборник трудов научной конференции. — Вена: East West, 2017. — С. 10-15.
7. Буянова А.А. Эстрадный номер — традиции и тенденции развития / А.А. Буянова // Академическая публицистика. — 2018. — № 10. — С. 111-116.
8. Владимирова Н.А. Техническое обеспечение культурно-досуговых программ: учебное пособие / Н.А. Владимирова. — Екатеринбург: ЕАСИ, 2017. — 45 с.
9. Волчек Е.В. Художественно-творческое воспитание молодежи в условиях организации концертных программ / Е.В. Волчек // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса: сборник трудов научной конференции. — М.: Перспектива, 2019. — С. 186-189.
10. Гребельная В.М. Особенности художественной структуры эстрадного вокального номера / В.М. Гребельная // Известия УрГУ. — 2010. — № 6. — С. 63-71.
11. Гришко А.К. Методы субъективной оценки качества звучания электроакустических систем / А. К. Гришко, М. В. Бойцова // НиКа. — 2006. — № 1. — С. 141-143.
12. Гурылева М.А. Художественно-эстетический аспект вопросов панорамирования звуковых источников в создании стереообразов / М. А. Гурылева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — № 92. — С. 244-250.
13. Дмитриев Ю.А. Номер / Ю.А. Дмитриев // Эстрада России. ХХ век; под ред. Е.Д. Уваровой, Ю.А. Дмитриева, О.А. Кузнецовой. — М.: Олма-Пресс, 2004. — С. 121-139.
14. Запесоцкий А.С. Звукорежиссура — мир волшебства технологий и творчества / А.С. Запесоцкий // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: сборник трудов научной конференции. — СПб: СПбГУП, 2019. — С. 9-10.
15. Кливзоник А.В. Инновационные формы концертной деятельности: современный подход / А.В. Кливзоник // Научная палитра. — 2017. — № 4. — С. 17-19.
16. Ключкова Е.Ю. Основные тенденции современной звукорежиссуры / Е.Ю. Ключкова // Культурная жизнь Юга России. — 2017. — № 2. — С. 44-47.
17. Костюкевич Н.А. Особенности звукорежиссуры концертно-зрелищных мероприятий в акустически неподготовленных помещениях / Н.А. Костюкевич // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сборник трудов научной конференции. — Новосибирск: СибАК, 2017. — С. 9-15.
18. Ляшенко Н.В Специфические особенности работы звукорежиссера в процессе создания театрализованных представлений и концертных программ / Н.В. Ляшенко, А.В. Манжуров // Современные научные исследования и инновации. — 2018. — № 3. — С. 37-42.
19. Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры / Б.Я. Меерзон. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 205 с.
20. Моисеенко Ю.П. Звукорежиссура театрализованных представлений и концертных программ как вид художественного творчества / Ю.П. Моисеенко // Universum. — 2019. — № 5. — С. 4-10.
21. Удалова С.В. Принципы построения и реализации концертной программы на современной эстраде / С.В. Удалова, А.И. Щербакова // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы. — М.: РГСУ, 2015. — С. 255-265.
22. Чудинов А.К. Профессиональные компетенции звукорежиссеров культурно-массовых представлений и концертных программ / А.К. Чудинов // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: сборник трудов научной конференции. — СПб: СПБУП, 2019. — С. 51-53.
1 2
