Страницы 1 2
2.2 Оценка уровня жизни населения на примере Республики Башкортостан
В целях оценки уровня жизни населения на примере Республики Башкортостан будут проанализированы следующие показатели:
— Динамика среднемесячной заработной платы работников организаций;
— Динамика индекса потребительских цен и реальных располагаемых денежных доходов населения;
— Уровень безработицы по методологии МОТ;
— Уровень зарегистрированной безработицы.
Динамика среднемесячной заработной платы работников организаций приведена на рисунке 2.5

Рисунок 2.5 — Динамика среднемесячной заработной платы работников организаций
Среднемесячная заработная плата за январь-июль 2022 года увеличилась на 14,8% в номинальном выражении и уменьшилась на 0,8% в реальном относительно соответствующего периода прошлого года, составив
46349,4 рубля (в России: номинальная заработная плата работников организация – 112,6%, реальная – 98,4%).
Согласно прогнозной оценке среднемесячная заработная плата за 2022 год составит 46,3 тыс. рублей против 42,8 тыс. рублей в 2021 году, реальная заработная плата сократится на 7,3%.
Динамика индекса потребительских цен и реальных располагаемых денежных доходов населения приведена на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 — Динамика индекса потребительских цен и реальных располагаемых денежных доходов населения, %
За январь-июнь 2022 года относительно аналогичного периода предыдущего года реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 1,5%. По итогам текущего года реальные располагаемые денежные доходы населения ожидаются на уровне 98,9%.
Уровень безработицы по методологии МОТ представлен на рисунке 2.7.
Уровень безработицы по методологии МОТ
в процентах
Уровень регистрируемой безработицы уменьшился с 1,17% по состоянию на 1 января 2022 года до 1,02% на 1 октября 2022 года. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ) за период с начала года уменьшился с 4,3% до 3,3%. Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, с начала года уменьшилась на 12,2% и составила 19,5 тыс. человек на 1 октября
2022 года.
%
Рисунок 2.7 — Уровень безработицы по методологии МОТ, %
Согласно прогнозной оценке уровень зарегистрированной безработицы
в 2022 году составит 1,1%, уровень безработицы по методологии МОТ – 3,9%.
К 2030 году Республика Башкортостан должна стать одним из наиболее привлекательных мест в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации с точки зрения развития социальной инфраструктуры. Качественное образование, медицинское обслуживание, успешная реализация государственной культурной и национальной политики, доступные культурные блага, благоустроенное жилье, высокий уровень безопасности, чистая окружающая среда будут формировать благоприятные условия для дальнейшего привлечения и удержания в регионе высококвалифицированных специалистов. Сбалансированное территориальное развитие обеспечит реализацию указанных мероприятий для всех жителей республики. Совершенствование государственного управления позволит повысить эффективность деятельности по достижению плановых значений целевых показателей.
3 Мероприятий и рекомендации по обеспечению национальных целей стабилизации и повышения уровня жизни населения Республики Башкортостан
3.1. Национальные цели стабилизации и повышения уровня жизни населения Республики Башкортостан
Национальные цели стабилизации и повышения уровня жизни населения Республики Башкортостан определены Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2022 года № 1830-р «Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
В 2023-2025 годах по базовому варианту прогноза среднегодовая численность населения увеличится с 4085,5 тыс. человек
до 4085,8 тыс. человек. В структуре населения ожидается увеличение численности как сельского, так и городского населения. Соотношение городского и сельского населения к общей численности населения в 2025 году составит 62,7% и 37,3% соответственно.
Рисунок 3.1 – Динамика численности населения Республики Башкортостан, тыс. чел
Сокращение численности населения в 2022 году обусловлено наличием естественной и миграционной убыли населения. Значительное влияние
на демографическую ситуацию оказывают последствия низкого уровня рождаемости, наблюдаемого в 90-е годы. Дальнейшее увеличение численности населения обусловлено наличием миграционного прироста населения.
Общий коэффициент рождаемости, характеризующий число родившихся на 1000 человек населения, в период с 2023 по 2025 годы по базовому варианту прогноза будет иметь тенденцию к уменьшению с 9,2 до 8,6 промилле. Тенденция к снижению рождаемости обусловлена уменьшением в численном составе женщин в репродуктивном возрасте (15-49 лет). Помимо продолжающегося снижения численности населения молодого репродуктивного возраста, дополнительное воздействие на показатели рождаемости оказывает влияние фактор откладывания беременности во время пандемии 2021 года, что дает сокращение рождаемости в текущем году. Вместе с тем отмечается снижение уровня брачности, что в последующие годы напрямую окажет влияние на показатели рождаемости первенцев.
По базовому варианту развития с учетом реализации мероприятий
в области ранней диагностики, лечения и профилактики заболеваний
в 2023-2025 годы прогнозируется снижение общего коэффициента смертности с 14,3 до 14,1 промилле.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2021 году составила 69,49 года со снижением к предыдущему году на 1,3%.
В 2023-2025 годы по базовому варианту прогнозируется увеличение значение данного показателя с 70,70 до 71,13 года.
По консервативному варианту прогноза коэффициент рождаемости снизится с 8,3 промилле в 2023 году до 7,8 промилле в 2025 году, коэффициент смертности не изменится и составит 14,4 промилле. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2025 году составит 70,92 года.
Развитие ситуации в сфере труда и занятости населения в прогнозном периоде во многом определили кризисное давление на экономику, связанное
с введением санкций со стороны ряда государств, и складывающаяся
в республике демографическая ситуация.
Так, уход с рынка некоторых иностранных компаний и связанная с этим приостановка некоторых производств, а также оптимизация численности работников предприятий, с одной стороны, и продолжающийся миграционный отток населения, с другой стороны, оказывают негативное воздействие на рынок труда.
Рисунок 3.2 — Уровень безработицы по методологии МОТ, %
В прогнозируемом периоде основными мерами для стабилизации ситуации на рынке труда будут являться реализация государственной программы «Регулирование рынка труда и содействие занятости населения
в Республике Башкортостан», регионального проекта «Содействие занятости» федерального проекта «Содействие занятости» в рамках национального проекта «Демография», плана мероприятий («дорожной карты») по жизненной ситуации «Трудоустроиться через центр занятости населения».
В рамках плана мероприятий по сохранению уровня занятости населения Республики Башкортостан в условиях действия санкционных мер, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан
от 13 апреля 2022 года № 328-р, предусмотрены меры по легализации неформальной занятости, приобретению безработными гражданами,
не имеющими квалификации, опыта работы, сохранению занятости граждан
с помощью переподготовки и освоения профессиональных навыков, профессиональной навигации и профориентации граждан, содействию трудоустройству выпускников.
Кроме того, будет продолжена реализация дополнительных мер, направленных на поддержку рынка труда и сохранение занятости
на предприятиях:
— частичная оплата труда при организации общественных работ для граждан, зарегистрированных в центрах занятости, включая безработных граждан;
— частичная оплата труда и материально-техническое оснащение
при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения;
— организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения.
Реализация вышеуказанных мер будет способствовать восстановлению численности трудовых ресурсов, после снижения в 2022 году, по базовому варианту прогноза с 2165,7 тыс. человек в 2023 году до 2186,9 тыс. человек
в 2025 году.
Рост численности трудовых ресурсов будет обеспечен за счет увеличения численности трудоспособного населения в связи с повышением пенсионного возраста в рамках реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающей постепенное повышение пенсионного возраста, которая будет продолжаться до 2028 года, а также вступления в трудоспособный возраст подростков.
Вместе с увеличением численности трудовых ресурсов прогнозируется рост занятых в экономике с 1648,6 тыс. человек в 2023 году
до 1664,7 тыс. человек в 2025 году.
Уровень безработицы по методологии МОТ по базовому варианту прогноза в 2023 году составит 4,0% и снизится к 2025 году до 3,8%, уровень зарегистрированной безработицы снизится с 1,15% до 1,07%, соответственно.
По базовому варианту в прогнозном периоде с 2023 по 2025 годы ожидается постепенный рост уровня заработной платы с 50116,7 рубля
до 59270,7 рубля.
Фонд заработной платы работников республики по базовому варианту прогноза увеличится в номинальном выражении с 617,6 млрд. рублей
в 2023 году до 738,5 млрд. рублей в 2025 году.
Рисунок 3.3 — Фонд заработной платы работников Республики Башкортостан, млн. руб
Увеличение фонда заработной платы и среднемесячной заработной платы работников Республики Башкортостан планируется за счет следующих мероприятий:
— реализации Региональной программы снижения доли населения
с доходами ниже прожиточного минимума в Республике Башкортостан, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 16 октября 2020 года № 612;
— проведения работы по регулированию заработной платы работников бюджетной сферы: обеспечение сохранения установленных Указами Президента Российской Федерации показателей соотношения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности;
— принятия мер по регулированию оплаты труда во внебюджетном секторе экономики.
Кроме того, в рамках Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан осуществляется индексация размеров тарифных ставок первого разряда основных профессий рабочих с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.
Численность занятых в экономике республики в 2023 году
по консервативному варианту прогноза составит 1627,2 тыс. человек,
к 2025 году увеличится до 1658,1 тыс. человек.
Уровень зарегистрированной безработицы по консервативному варианту прогноза в 2023 году составит 1,20%, в 2025 году – 1,13%.
Среднемесячная заработная плата в 2023 и 2025 годы по консервативному варианту прогноза составит 49330,0 и 55687,9 рубля соответственно.
Денежные доходы населения республики в среднесрочной перспективе по базовому варианту прогноза характеризуются положительной динамикой, увеличатся с 1612,3 млрд. рублей в 2023 году до 1685,9 млрд. рублей в 2025 году.
Рисунок 3.4 — Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему периоду
В целом структура формирования денежных доходов в 2023-2025 годах складывается следующим образом: доходы от предпринимательской деятельности увеличатся с 4,6% до 4,9%, оплата труда наемных работников увеличится с 50,3% до 51,2%, социальные трансферты увеличатся с 27,1%
до 27,8%, доходы от собственности незначительно снизятся с 2,6% до 2,5%, другие доходы уменьшатся с 15,4% до 13,7%.
Расходы населения в 2023 году составят 1508,1 млрд. рублей с ростом
на 5,4% к 2021 году, в 2025 году – 1604,6 млрд. рублей с ростом на 12,1%
к 2021 году.
Увеличение объема обязательных платежей и разнообразных взносов
и высокий уровень закредитованности населения обуславливают незначительный рост реальных располагаемых денежных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2023 году составят 100,1% с последующим увеличением к 2025 году на 0,6 процентного пункта,
до 100,7%.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц в 2023 году по базовому варианту прогноза увеличится по сравнению
с 2021 годом на 26,3%, в 2025 году – на 41,3% и составит 12650,0 рублей
и 14150,0 рублей соответственно.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума является ключевым индикатором неравенства в благосостоянии населения.
Реализация комплексных мероприятий, направленных на снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Республике Башкортостан, позволит достичь по базовому варианту прогноза значения
в 8,7% к 2025 году.
По консервативному варианту прогноза денежные доходы населения
в 2023 году увеличатся на 2,7% по сравнению с 2021 годом и составят
1606,2 млрд. рублей, в 2025 году увеличатся на 6,8% к 2021 году и сложатся
на уровне 1670,8 млрд. рублей. Расходы населения в 2023 году составят
1476,4 млрд. рублей с ростом на 3,2% к 2021 году, в 2025 году –
1554,2 млрд. рублей с ростом на 8,6% к 2021 году. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2023 году составят 99,7%, в 2025 году – 100,6%. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизится с 10,2% в 2023 году до 9,1% в 2025 году.
3.2 Рекомендации по обеспечению национальных целей стабилизации и повышения уровня жизни населения Республики Башкортостан
В рамках данной работы предлагается разработка плана стратегического развития Республики Башкортостан, нацеленного на повышение уровня жизни населения с учетом условий пандемии.
Предложенный план включает три этапа:
- Первый этап – формирование уточненного древа целей, задач и мероприятий, которое будет учитывать сферы жизни населения и развития территории региона с учетом условий распространения коронавирусной инфекции.
Важнейшим этапом является этап выделения целей социально-экономического развития, исполнение которых будет являться приоритетом всех уровней власти региона. Основным методом постановки целей и способов из решения при формировании стратегии является «метод древа целей и задач».
Опираясь на результаты оценки механизма обеспечения качества жизни населения и динамики качества жизни населения Республики Башкортостан, можно разработать древо целей и задач (рисунок 3.5).
Рисунок 3.5 — Древо целей субъекта РФ Республики Башкортостан
Под каждой целью необходимо выделить ряд мероприятий, которые поспособствуют реализации поставленных целей.
В таблице 3.1 представим рекомендуемый ряд мероприятий, которые должны обладать повышенным приоритетом в реализации по комплексному социально-экономическому развитию Республики Башкортостан.
Таблица 3.1. – Цели и мероприятия плана социально-экономического развития Республики Башкортостан
| Блок целей | Комплекс предлагаемых мероприятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Все перечисленные мероприятия должны быть включены в стратегию под наивысшим приоритетом реализации, а также должны быть публично обсуждаться среди населения Республики Башкортостан.
Для представленного древа целей и задач в дальнейшем необходимо создать отдельную страницу на официальном сайте региона, с возможностью комментирования жителями, а также она должна обновляться по мере успешной реализации и должны быть представлены пояснительные записки в случае отсутствия результатов.
- 2.Второй этап – оснащение плана социально-экономического развития передовыми методами стратегического планирования.
При исследование стартовых позиций Республики Башкортостан в первую очередь необходимо обратить внимание на действующую стратегию социально-экономического развития региона до 2025 года, в процессе изучения которой становятся видны крайне важные недостатки её разработки.
Как было сказано ранее в рамках данной выпускной квалификационной работы, что важнейшим элементом любой стратегии является оснащенность методами стратегического анализа.
Метод SWOT-анализа в действующей стратегии существует в форме текстового описания сильных и слабых сторон Республики Башкортостан, не включая в себя пункты «возможности» и «угрозы». Но стоит отметить что такой подход является несовременным с точки зрения развития территориального стратегического менеджмента, и, к тому же, без конфронтационной матрицы методика SWOT носит исключительно описательный характер без последующего выбора стратегических альтернатив, поэтому, для совершенствования процесса стратегического планирования в муниципальных образованиях, необходимо завершать до конца процесс разработки SWOT- анализа, и, конечно, должна быть интеграция с результатами других применяемых методов.
Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития региона, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. Наиболее общими и основными являются следующие стратегические альтернативы:
— Стратегия ограниченного роста. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом динамики основных социально-экономических показателей;
— Стратегия роста. Суть этой стратегии заключена в ежегодном значительном повышении уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Чаще всего эта стратегия применяется в динамично развивающихся регионах с быстро изменяющимися социально-экономическими показателями;
Стратегия сокращения. Суть ее заключена в установлении уровня преследуемых целей ниже достигнутого в прошлом. Если говорить более конкретно о стратегии сокращения, то этот вариант возможен при уверенности в наступлении кризиса на территории государства или региона, в котором расположено муниципальное образование;
— Стратегия сочетания. Суть этой стратегии заключена в сочетании вышеприведенных стратегий.
По результатам анализа, представленного в 3 главе данной работы, необходимо сделать вывод, что Республике Башкортостан необходима стратегия сочетания, так как в динамично развивающемся регионе, который одновременно имеет ряд существенных проблем необходимо очень осторожно стремиться к росту уровня социально-экономического развития, ведь как было отмечено ранее, экономика Республики Башкортостан очень чувствительно реагирует на национальные экономические потрясения. Стратегия сочетания позволяет быть готовым к потрясениям и росту одновременно, учитывая все кризисные и благоприятные экономические циклы.
- Третий этап – необходимость внедрения в стратегию блока о монопрофильности экономики региона и методах её преодоления.
Монопрофильность – ключевая проблема социально-экономического развития Республики Башкортостан, а также были выявлены факторы, определяющие уровень повышенной депрессивности монорегиона-объекта исследования.
В стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года рассматриваются проблемы монопрофильности, но отсутствует отдельный блок, в котором должна содержаться вся информация по состоянию данной проблемы, которая давала бы четкую картину для инвесторов и бизнес-среды Республики Башкортостан.
В целом, наличие блока о монопрофильности в стратегии социально-экономического развития позволит отнести стратегию региона к стратегиям-лидерам, инновационность данного подхода позволит привлечь пристальное внимание специалистов по территориальному стратегическому планированию. Состав блока о монопрофильности в главном стратегическом документе будет рассмотрена в дальнейшем.
Таким образом, в рамках данной работы предлагается разработка плана стратегического развития Республики Башкортостан, нацеленного на повышение уровня жизни населения с учетом последствий пандемии. Предложенный план включает три этапа: формирование уточненного древа целей, задач и мероприятий, которое будет учитывать сферы жизни населения и развития территории региона с учетом условий распространения коронавирусной инфекции; оснащение плана социально-экономического развития передовыми методами стратегического планирования; необходимость внедрения в стратегию блока о монопрофильности экономики Республики Башкортостан и методах её преодоления.
Заключение
Исследование теоретико-методологических основ управления процессами повышения уровня жизни населения позволило прийти к выводу, что уровень жизни населения представляет собой комплексную характеристику природно-климатических, социально-экономических, экологических, социокультурных условий жизнедеятельности населения и положения человека в обществе. Уровень жизни при этом является структурной составляющей качества жизни, охватывая материальные потребности человека.
По результатам изучения существующих уровней измерения качества жизни населения, было выделено два комплексных подхода: объективистский макроподход на основе статистики и субъективистский микроподход на основе опросов населения. Многие исследователи категории качества жизни сходятся во мнении, что оптимально использовать оба подхода вместе. Субъективистский подход лучше отражает оценку качества жизни, а объективистский — предоставляет рычаги влияния на качество жизни. Выбор системы оценивания качества жизни населения складывается из нескольких факторов: выбор подхода (объективный или субъективный); выбор метода оценки (количественный или качественный); выбор индикаторов оценки (доходы населения, уровень занятости, миграционные показатели и т.д.).
Наиболее подробно в работе рассмотрены процессы повышения уровня жизни населения в качестве объекта муниципального управления. В соответствие с федеральным и региональным законодательством органы местного самоуправления формируют местные бюджеты в части расходов на образование, здравоохранение, культуру, осуществляют деятельность в сфере социальной поддержки и социальной защиты населения. В соответствии с возложенными государственными полномочиями органы местного самоуправления осуществляют помощь малоимущим семьям в целях стабилизации их материального положения; участвуют в улучшении охраны здоровья семьи, организации воспитания детей; содействуют установлению равных прав женщин на рынке труда; поддерживают деятельность женских, молодежных, детских общественных организаций; помогают детям, находящимся в особо трудных обстоятельствах. Устойчивое развитие территорий, повышение качества жизни населения охватывает широкий круг вопросов. При исследовании в этих направлениях рассматривают доходы населения, доступные услуги, состояние экономики, состояние объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Сельские территории являются проблемным звеном в социально-экономическом состоянии большинства регионов РФ.
В качестве объекта исследования в работе выступил регион — Республика Башкортостан.
Башкортостан — один из крупнейших индустриальных центров Российской Федерации, в котором успешно функционируют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный комплексы и другие виды производств.
Основным механизмом обеспечения уровня жизни населения на уровне муниципального образования, применяемым органами региональной власти, является стратегирование.
В соответствии со стратегией развития к 2030 году Республика Башкортостан должна стать одним из наиболее привлекательных мест в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации с точки зрения развития социальной инфраструктуры. Качественное образование, медицинское обслуживание, успешная реализация государственной культурной и национальной политики, доступные культурные блага, благоустроенное жилье, высокий уровень безопасности, чистая окружающая среда будут формировать благоприятные условия для дальнейшего привлечения и удержания в регионе высококвалифицированных специалистов. Сбалансированное территориальное развитие обеспечит реализацию указанных мероприятий для всех жителей республики. Совершенствование государственного управления позволит повысить эффективность деятельности по достижению плановых значений целевых показателей.
По результатам анализа выявлен ряд проблем, для решения которых в работе предлагается разработка плана стратегического развития региона Республики Башкортостан, нацеленного на повышение уровня жизни населения с учетом условий пандемии.
Предлагается включить три этапа в разрабатываемый план:
— формирование уточненного древа целей, задач и мероприятий, которое будет учитывать сферы жизни населения и развития территории города с учетом условий распространения коронавирусной инфекции;
— оснащение плана социально-экономического развития передовыми методами стратегического планирования; необходимость внедрения в стратегию блока о монопрофильности экономики региона и методах её преодоления.
Для оценки эффективности предложенного плана все мероприятия предложено поделить на две группы: усовершенствованные предложенные мероприятия (строительство 4 детских садов и 4 мультимедийных школ в каждом из районов региона; формирование к 2022 году системы мониторинга нормативно-правового обеспечения инвестиционного процесса; введение системы муниципальных грантов на основе прозрачного конкурсного отбора для ведения бизнеса; строительство моста из с наивысшим приоритетом в самые кратчайшие сроки; реконструкция трамвайной линии и замена трамвайного парка на современные модели к 2025 году) и инновационные предложенные мероприятия (введение во всех учебных заведениях городского округа эффективно действующей системы профориентации выпускников; открытие 4 новых современных детских площадок в каждом районе в кратчайшие сроки; расширение границ территории региона, с целью выдачи земель под разработку бизнес-проектов; реконструкция парка культуры и отдыха региона для создания на его территории парка современных аттракционов; ребрендинг городского телевизионного канала и модернизация телекомплекса с учетом современных медиа тенденций.
Основываясь на результатах, полученных методикой выбора варианта программных мероприятий по комплексному социально-экономическому развитию региона, следует сделать вывод о том, что выгоднее включить в стратегию социально-экономического развития региона комплекс предложенных инновационных мероприятий, так как они обладают наиболее высокими показателями, рассчитанными по принципу «стоимость – реализуемость – эффективность».
Список использованных источников
- Айвазян С.А., Афанасьев М.Ю., Кудров А.В. Интегральный индикатор качества условий жизни // Цифровая экономика. – 2019. – № 1 (5). – С. 43–56.
- Анюрова Н.Н., Рыбкина М.В., Плаксина Ю.В. Повышение качества жизни населения как фактор устойчивого развития региона // Труды Ульяновского научного центра «Ноосферные знания и технологии». — 2019. — № 5. — С. 3-9.
- Балынин И. В. Порядок и особенности организации государственного управления в условиях распространения коронавирусной инфекции // Самоуправление. – 2020. — № 2. – С. 49-52.
- Баркенхоева Р.А. Реализация динамического подхода к оценке уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной системы показателей // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2019. № 2 (240). — С. 15-23.
- Благодарная Л.И. Возмещение убытков и компенсация ущерба, причинённого государственными органами и органами местного самоуправления в условиях пандемии // Адвокатура. – 2020. — № 2. – С. 55-58.
- Бойко А.С., Понедельникова А.А., Зубова О.Г. Мониторинг качества жизни сельского населения // Современные научные исследования. — 2019. — № 5. — С. 10-14.
- Гагарина С.Н., Чаусов Н.Ю., Бурцева Т.А. Обзор научных подходов к измерению и оценке качества жизни населения // Управление экономическими системами: электрон. журн. – 2019. – № 1 (119). – С. 21.
- Захарова С.Г., Соменкова Н.С. Критерии оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных органов власти Российской Федерации и их взаимосвязь с повышением качества жизни населения // Финансовая экономика.— 2019.— №3. – С. 87.
- Иванова М.В. Качество жизни населения как фактор поддержания региональной конкурентоустойчивости // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. — 2020. — № 5. — С. 199-202.
- Идигова Л.М. Роль муниципальных образований в социально-экономическом развитии страны и регионов // Тенденции развития науки и образования. — 2020. — № 60-6. — С. 36-37.
- Исхакова В.В., Салихова С.Ф. Управление развитием социально-экономической сферы муниципального образования // Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации. — 2019. — № 5. — С. 74-78.
- Карпухина, Д. Н. Уровень жизни населения как фактор повышения экономической безопасности государства / Д. Н. Карпухина, Ю. В. Сергеева // НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ГОДА 2022. 2022. – С. 59-65.
- Колесняк А.А., Колесняк И.А. Оценка уровня жизни населения в регионе с континентальным климатом // «Проблемы современной аграрной науки»: материалы Международной научной конференции. — 2019. — № 8. — С. 204–207.
- Колоскова Ю.И., Паршуков Д.В., Шапорова З.Е. Социальное обустройство территорий как фактор повышения качества и уровня жизни сельского населения // Фундаментальные исследования. — 2020. — № 11. — С. 101-107.
- Костицына Е.С. Денежные доходы как основной индикатор уровня жизни населения России // Знания молодых — будущее России. — 2019. — № 4. — С. 84-86.
- Кулакова А.А. Уровень жизни населения: сущность и критерии оценки // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 1 (23). — С. 25-28.
- Лосева О.В. Социально-экономическая политика на муниципальном уровне: сущность, цели и основные направления // Государство и бизнес в современной экономике. — 2020. — № 2. — С. 74-78.
- Малчинова А.Э. Взаимосвязь развития экономики и уровня жизни населения современного Китая // Учет и контроль. — 2020. — № 9. — С. 38-43.
- Макарова А.А., Пирогова Е.В. Подходы к оценке качества жизни населения // Труды Ульяновского научного центра «Ноосферные знания и технологии». — 2019. — № 5. — С. 29-38.
- Михайлова М.В. Качество жизни населения как социальная доминанта государственной и муниципальной политики. — Санкт-Петербург, 2020. – 133 с.
- Нифонтова А.В. Анализ генезиса понятийно-терминологического аппарата «качество жизни» населения // Управление в экономических и социальных системах. — 2020. — № 3 (5). — С. 42-48.
- Петрова К.Р. Качество жизни как показатель благосостояния населения // Социальные практики и управление: проблемное поле социологии. — 2019. — № 6. — С. 427-432.
- Половинкина О.В. Цели и задачи социально-экономической политики муниципальных образований // Наука и современное общество: актуальные вопросы, достижения и инновации. — 2020. — № 8. — С. 297-299.
- Прокопова Л.И. Повышение эффективности функционирования систем управления муниципальными образованиями //Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. — 2020. — № 1. — С. 15.
- Пыльцова Т.П. Качество жизни населения // Конкурентоспособность территорий Материалы XXII Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. — 2019. — № 6. — С. 201-203.
- Пятакова А.С., Иванова М.А. Изучение уровня и качества жизни в Российской Федерации // Наука молодых — будущее России сборник научных статей. — 2019. — № 1. — С. 231-233.
- Рябов В.А. Качество жизни населения для устойчивого развития индустриального региона // Фундаментальные и прикладные аспекты устойчивого развития ресурсных регионов. — 2020. — №1. — С. 105-108.
- Саидова, М. Ж. Вопросы повышения уровня жизни населения страны / М. Ж. Саидова // Colloquium-Journal. – 2023. – № 2-1(161). – С. 34-36.
- Садыков И.А. Повышение качества жизни населения как важнейшая цель правовой политики социального государства // Право, экономика и управление: актуальные вопросы. — 2020. — № 7. — С. 188-192.
- Саттаров, Т. А. Качество жизни в России: пути повышения и уровень развития / Т. А. Саттаров, Ю. Р. Хайруллина // . – 2022. – № 22. – С. 101-104.
- Стиглиц Дж., Сен А., Фитусси Ж.-П. Доклад Комиссии по измерению экономического развития и социального прогресса, 2019. – 255 с.
- Строева Г.Н. Уровень и качество жизни населения: оценка территориального неравенства // Ученые заметки ТОГУ. — 2019. — № 2. — С. 317-324.
- Тарасова Г.Н. Качество жизни и социальные функции государства // Образование и проблемы развития общества. — 2020. — № 3 (12). — С. 150-157.
- Теске Г.П., Радиловская Т.Ю. Теоретико-методологический анализ методов исследования качества жизни населения в условиях глобальной цифровизации // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2020. — № 4. — С. 278-289.
- Федотов А.А. Влияние экономических показателей на показатели человеческого потенциала населения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 9-1. — С. 127-130.
- Федотов А.А. Определение и измерение категории качества жизни // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 4-3 (62). — С. 120-128.
- Филатова А.И. Сущность социально-экономического развития муниципального образования // Вестник науки. — 2020. — № 5 (26). — С. 96-98.
- Чекменёва Т.Г., Осипенко М.В. Качество и уровень жизни населения России: теоретические подходы и показатели // Актуальные проблемы социально-трудовых отношений. — 2019. — № 7. — С. 299-301.
- Шамаева Е.Ф., Шадров К.Н., Горюнова Е.А., Карпачёв Д.А. Проблема измерения и моделирования качества жизни населения // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. — 2020. — № 1 (46). — С. 1-16.
- Якимова Л.А., Стрельцова А.В. Развитие социальной инфраструктуры села в сфере здравоохранения // Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: материалы IV Всероссийской (национальной) научной конференции. — 2019. — № 8. — С. 363–365.
- Якубов Н.А. Международные стандарты и опыт зарубежных стран в организации обследования уровня жизни населения // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. — 2019. — № 6. — С. 954-957.
- Ярных Э.А., Харланенкова П.С. Качество жизни населения в России // Европейский научный форум студентов и учащихся. — 2020. — № 9. — С. 6-11.
- Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: https://programs.gov.ru/
- Экономические показатели уровня и качества жизни населения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studme.org/12160411 /sotsiologiya/ekonomicheskie_pokazateli_urovnya_kachestva_zhizni_naseleniya
Страницы 1 2
