Заявка на расчет
Меню Услуги

Обеспечение устойчивости развития эколого-экономических систем. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ГЛАВА 3. Перспективы перехода к устойчивому развитию эколого-экономических систем Московской области

3.1. Направления улучшения экологической ситуации в регионе

Основная цель водопользования — обеспечение эффективного использования водных ресурсов, способствующее удовлетворению потребностей населения и всех отраслей промышленности в воде надлежащего качества и в достаточном объеме при гарантии сохранения и охраны водных ресурсов от антропогенного влияния.
Достижение данной цели, на наш взгляд, возможно только путем разработки и применения эффективного механизма стимулирования рационального водопользования в регионе [13, с. 170].
Совершенствование экономического механизма стимулирования рационального водопользования является актуальной проблемой. Это подтверждается современным состоянием водных ресурсов и объектов, наличием большого количества недостатков в функционировании действующего механизма, противоречиями и несогласованностями в законодательных актах, а также большим количеством различных точек зрения на направления его совершенствования [16, с. 59].
На наш взгляд, следует выделить три основных направления совершенствования экономического механизма стимулирования рационального водопользования: внутренние, экономические, политические (рисунок 3.1).
Выделение внутренне-ориентированных направлений совершенствования экономического механизма стимулирования рационального водопользования обусловлено современным неудовлетворительным состоянием водопроводных сетей, очистных и гидротехнический сооружений. Отсутствие качественной инфраструктуры замедляет процесс рационализации водопользования и не позволяет достигать необходимого уровня эффективности при реализации инструментов и методов экономического механизма.

Рис. 3.1 – Основные направления совершенствования экономического механизма стимулирования рационального водопользования

По нашему мнению, основой совершенствования системы стимулирования рационального водопользования должен стать комплексный подход, то есть подчинение всех разрабатываемых направлений единой цели. В ходе исследования был разработан алгоритм совершенствования экономического механизма стимулирования рационального водопользования [31, с. 344]. Он представлен на рисунке 3.2 (Приложение 4).
Как показано в Предложении 4, предложенный алгоритм имеет циклический вид. По нашему мнению, только постоянный мониторинг функционирования механизма и анализ его эффективности, позволят достигнуть положительного экологического, экономического и социального эффекта от рационализации процесса водопользования.
Эффективный экономический механизм должен основываться на следующих основных принципах:
1. Принцип комплексности. Все элементы механизма должны быть взаимосвязаны между собой и подчинены общей цели — рационализации водопользования [31, с. 342].
2. Принцип гибкости и цикличности функционирования механизма. Как показано на рис. 6, на наш взгляд, только непрерывное совершенствование и корректировка экономического механизма в соответствии с изменениями состояния окружающей среды, нормативно-законодательной базы, социально-экономического развития региона, позволит ему эффективно функционировать, достигать поставленных целей и адекватно реагировать на происходящие изменения [13, с. 174].
4. Принцип платности. Любое использования или воздействие на водные ресурсы должно иметь соответствующую стоимостную оценку. При этом, уровень платы должен быть дифференцированным в зависимости от вида водопользователя, объема и качества используемой воды, а также способа использования и стимулировать водопользователей рационально использовать водные ресурсы.
5. Принцип баланса экономических и экологических интересов. Экономический механизм не должен быть ориентирован только на реализацию одного вида интересов. Приоритетность экономических интересов повлечет за собой значительное ухудшение состояния водных ресурсов, в то время как экологическая направленность механизма затормозит необходимое экономическое развитие региона.
6. Принцип дифференцированного материального поощрения. Любые водосберегающие и водоохранные мероприятия должны быть материально поощрены в соответствии с экономическим и экологическим эффектами от проведения данных мероприятий.
7. Принцип дифференцированного материального взыскания. Любые действия связанные с нерациональным использованием водных ресурсов, их загрязнением, нарушением водного законодательства должны быть подвержены штрафным санкциям, адекватным размерам причиненного вреда и стимулирующих рационально использовать водные ресурсы.
8. Принцип результативности. Эффективность функционирования экономического механизма должна оцениваться путем использования конкретных качественных и количественных результирующих показателей.
Структура экономического механизма представлена на рис. 3.4 (Приложение 4).
Рассмотрим подробнее элементы и результирующие показатели экономического механизма стимулирования рационального водопользования в регионе.
На наш взгляд, внутренне-ориентированные инструменты экономического механизма играют важную роль в рационализации процесса водопользования. Даже самый действенный механизм не будет эффективно работать если трубопроводные сети и гидротехнические сооружения изношены и нуждаются не просто в ремонте, а в замене [40, с. 39].
На наш взгляд программно-целевое планирование должно быть лишь вспомогательным инструментом, дополняющим действия механизма, а не решать сложившиеся проблемы за него.
Инструментом для решения данной проблемы должна стать повышенная ставка амортизационных отчислений для гидротехнических сооружения, оборудования и сетей [31, с. 342].
Внедрение инновационных технологий очистки воды, является эффективным инструментом экономического механизма, которому в настоящее время уделяется недостаточно внимания. Современные технологии очистки сточных вод являются менее затратными и более эффективными по сравнению с применяемыми технологиями.
Так, например, система ультрафиолетового обеззараживания воды, в отличие от традиционных технологий очистки [13, с. 172]:
— не меняет химический состав воды;
— обладает высокой эффективностью очистки;
— предотвращает повторный рост бактерий;
— проста в эксплуатации, не требует специалистов для обслуживания;
— экономит затраты энергии в 3-5 раз;
— не требует реагентов;
— безопасна.
Метод гидроволновой очистки:
— объем очищения вод оставляет около 95%, в то время, как применение традиционных технологий обеспечивает лишь 35-40%;
— не требует водоподготовки;
— экономит энергопотребление;
— гарантирует отсутствие опасных отходов;
— надежен, прост в эксплуатации;
— не требует расходных материалов;
— производительность модуля размером 10*3*3 м. составляет 50м3 очищенной воды в час.
Применение подобных инновационных технологий позволит:
— сократить затраты предприятий на очистку сточных вод;
— повысить качество сбрасываемых водных ресурсов;
— сократить нарушения водоохранного законодательства.
Внедрение данных технологий должно поощряться льготами со стороны государства, которые будет подробно рассмотрен во втором параграфе данной главы.
Применение безотходных и циклических технологий также должно стимулироваться льготами со стороны государства.
Рассмотрим порядок расчета результирующих показателей эффективности действия внутренне-ориетированных элементов экономического механизма.
Показатель экономии водных ресурсов на основе применения инновационных технологий рассчитывается по следующей формуле:
Рэ = Р1 — Р2, (3.1)
где:
Р1 — объем потребляемых водных ресурсов при базисной технологии и базисном уровне вторичного использования ресурсов;
Р2 — объем потребляемых водных ресурсов при использовании инновационной технологии и увеличения интенсивности использования вторичных водных ресурсов.
Экологичность технологических процессов рассчитывается по следующей формуле:
К^вод_ч=М_изв/М_сток, (3.2)
где:
Мизв — масса веществ извлеченная из стоков;
Мсток — масса стоков.
Значение коэффициента стремится к единице.
Если 0,9 < К^вод_ч ≤ 1, процесс производства считается чистым;
Если 0,7 < К^вод_ч ≤ 0,9, процесс производства считается получистым;
Если 0,5 < К^вод_ч ≤ 0,7, процесс производства считается полугрязным;
Если К^вод_ч ≤ 0,5, процесс производства считается грязным.
Рассмотрим внешне-ориентированные элементы.
Платность, включая тарифную политику, является одним из основных инструментов стимулирования рационального водопользования.
Плата за пользование водными объектами, включает следующие инструменты [31, с. 343]:
— плата за пользование в пределах установленных нормативов;
— в пределах установленных лимитов;
— плата за сверхлимитный сброс.
Басейново-участковый метод заключается в разделении водного бассейна на условные участки, на которых несколько компаний осуществляют свою деятельности. Если водный бассейн является небольшим, или функционирующих предприятий меньше 5, то водный бассейн сам является водным участком.
На данном участке раз в квартал проводится мониторинг состояния водных ресурсов.
Если состояние водной среды на исследуемом участке улучшилась по сравнению с предыдущим анализом, предприятия освобождаются от уплаты водного налога в этом квартале. Схема действия данного инструмента представлена на рис. 3.5 (Приложение 4).
Данный метод позволяет улучшать качество водных объектов за счет водопользователей и, при этом, стимулировать их к экологическим методам производства и внедрению инновационных технологий очистки сточных вод.
Следующим элементом экономического механизма стимулирования рационального водопользования является система нормирования и планирования, включающая в себя следующие инструменты [13, с. 172]:
— определение основных направлений региональной политики в области охраны и восстановления водных ресурсов.
— планирование водоохранных мероприятий;
— установление нормативов забора воды;
— установление нормативов сброса загрязняющих веществ;
— установление лимитов сброса загрязняющих веществ;
На наш взгляд, действенным инструментом экономического механизма стимулирования рационального водопользования должно стать Обязательное Страхование Водохозяйственной Ответственности (ОСВО).
Данный инструмент должен быть подкреплен соответствующим законодательным актом, в котором должны быть указаны:
— порядок страхования водохозяйственной ответственности;
— уровень страхового взноса;
— величину страховых выплат;
— ответственность сторон.
ОСВО подразумевает страхование ответственности водопользователей на случай причинения вреда окружающей среде и водным объектам, в частности.
Схема действия ОСВО представлена на рис.3.6 (Приложение 4)
Важной особенностью данного вида страхования является [13, с. 173]:
— исключение из договора страхования загрязнение водных ресурсов в рамках норм и лимитов, установленных законодательно;
 тщательная оценка степени риска при заключении страхового договора;
 предоставление страхового возмещения только в случае проведения превентивных мер по предупреждению наступления страхового случая;
 дифференцирование страхового возмещения в зависимости от причин и вида загрязнения;
 исключение из страхового договора ответственности за ущерб, связанный с периодическими или постоянными выбросами загрязняющих веществ в водные ресурсы, а также систематическим нарушением водоохранного законодательства;
 установление лимитов ответственности.
Одним из важнейших элементов экономического механизма стимулирования рационального водопользования в регионе является мониторинг состояния водных ресурсов или экологический мониторинг [31, с. 342].
Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что экологический мониторинг, являясь частью экономического механизма стимулирования рационального водопользования в Московской области, на практике не функционирует должным образом.
При этом, фактически, мониторинг должен являться центральным инструментом действующего механизма: с одной стороны, его результаты должны рассматриваться с позиции оценки эффективности действующего механизма, его инструментов и проводимых мероприятий, а с другой стороны, должны рассматриваться как основа для разработки принципов, инструментов и элементов экономического механизма.
Отсутствие взаимодействия системы экологического мониторинга с другими элементами экологического механизма, на наш взгляд, является одной из главных причин неэффективности действующего экономического механизма Московской области.
При этом, исследования в области взаимодействия экологического мониторинга с элементами и инструментами экологического механизма не проводилось. Также не были проанализировала место и роль мониторинга в разработке и реализации механизма стимулирования рационального водопользования. На рис. 3.7 представлена система взаимодействия экологического мониторинга с элементами разработанного экономического механизма стимулирования рационального водопользования [16, с. 59].
Следует отметить, что в приведенную выше систему взаимодействия экологического мониторинга с элементами экономического механизма не включен такой элемент как бассейново-участковый метод [40, с. 37], поскольку его взаимосвязь с экологическим мониторингом подробно представлена на рис. 3.7 данной работы.
Предложенная система взаимодействия, позволит:
 повысить эффективность функционирования экономического механизма;
 сделать механизм гибким, способным подстраиваться под изменяющиеся условия;
 повысить действенность элементов механизма;
 обеспечить улучшение качества состояния водных ресурсов и окружающей среды, в целом;
 решать сложившиеся проблемы до того, как они примут катастрофические последствия..
Планирование водоохранной деятельности основано на поиске лучшего из предлагаемых наборов водоохранных мероприятий всех водопользователей водосборного бассейна. Организационным инструментом здесь является действующее положение об обязательном наличии на каждом предприятии, сбрасывающем загрязнения в воды, утвержденного плана водоохранных мероприятий.
К числу водоохранных относятся мероприятия [37, с. 79]:
 направленные на совершенствование технологии использования воды (сокращение потребления воды на единицу произведенной продукции, применение оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, борьба с потерями воды на производстве и т.д.);
 по очистке сточных вод, осуществляемой механическими, химическими, физико-химическими, биологическими методами;
 осуществляемые непосредственно на водоемах (очистка водной поверхности от нефтяной пленки и плавающих предметов, удаление загрязненного грунта, периодическая уборка макрофитов);
 проводимые на водосборе (создание водоохранных зон и лесозащитных полос, проведение противоэрозионных мероприятий, строительство прудов, организация безопасной технологии складирования, использования минеральных удобрений, ядохимикатов) и т.д.
Идея выбора лучшего из предлагаемых наборов мероприятий основана на использовании метода производственных функций (см, например [2]), позволяющего каждому из вариантов сбросов предприятий сопоставить со- ответствующее распределение загрязняющих веществ в речном бассейне как результат внедрения выбранного набора. Это становится возможным при наличии мониторинговых моделей качества вод, которые используются для прогнозирования экологических последствий различных сценариев антропогенной деятельности.
Модельные расчеты качества вод в реке с одновременным сравнением результирующего распределения загрязнений по выбранному критерию дают возможность выбрать тот вариант «правил игры», когда все водопользователи, действуя из собственных интересов увеличения чистой при- были, в целом, обеспечивают наилучший из возможных вариантов состояния природных вод.
Опыт регионального управления качеством вод речного бассейна на основе применения математического моделирования и ИТ-технологий сейчас успешно применяется и в других отраслях народного хозяйства.

3.2. Формирование системы государственного регулирования эколого-экономическими системами Московской области

Современные эколого-экономические проблемы Московской области во многом обусловлены неэффективной экономической политикой, которая основывалась на устаревших принципах экономической теории [12]. Господствующий долгие годы техногенный тип экономики приводит к чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, опережая их естественное воспроизводство. Следствием данных тенденций является деградация окружающей среды, вызванная абсолютным приоритетом экономики над экологией [37, с. 78].
В основу концепции создания системы эколого-экономического управления земельными ресурсами Московской области должны быть положены следующие положения:
 Вопросы охраны природы в условиях функционирования рынка неразрывно связаны с регулированием землепользования и могут решаться методами земельной политики.
 Вопросы сохранения природно-ресурсного и экологического потенциала связаны с повышением эффективности использования земель, выражающемся в увеличении отдачи (доходов государства, местных сообществ) от использования инвестиционно привлекательных земель при одновременном сохранении потенциала ценных природных территорий, эстетически и исторически привлекательных ландшафтов, и при- родных объектов, являющихся национальным, культурным и природным наследием.
 В условиях рыночных отношений основными критериями эффективности использования земель и сохранения ценных природных территорий является рыночная стоимость земли и общая экономическая ценность природных территорий, а также потенциальные убытки сообществ, разного уровня, вызванные причинением экологического ущерба [40, с. 37]. Для этого требуется развитие методологии оценки земли, природных ресурсов и экологических функций почв и земель. Кроме того, требуется актуализация информации о фактическом состоянии почв и земель.
 Условия использования земель, даже находящихся в частной собственности должны быть жестко ограничены требованиями охраны природы и сохранения благосостояния людей, проживающих на определенной территории.
 Добиваться поставленных целей экологически ориентированной земельной политики, в условиях рынка можно экономическими методами, основанными на установлении земельных платежей, адекватных земельной ренте, ренте от использования ассимиляционного потенциала (плата за загрязнение) и возмещение причиненного экологического ущерба.
Основными принципами формирования системы эколого-экономического управления земельными ресурсами Московской области должны являться:
 регулирование землепользования методами рыночного характера –введение налогов, штрафов, экономических санкций или льгот;
 регулирование землепользования жесткими административными нормами и правилами — установление ограничений по использованию определенных территорий, например, запрет строительства, изменения фасадов, вырубки деревьев и др.;
 совмещение рыночных и административных методов регулирования землепользования.
Основными элементами системы эколого-экономического управления земельными ресурсами Московской области должны являться:
 государственная экологическая экспертиза проектов намечаемой хозяйственной деятельности и оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС);
 система земельных, природно-ресурсных платежей, создающих условия для эффективного использования земли, сохранения экологического потенциала, хорошего качества окружающей природной среды и ценных природных объектов и ландшафтов;
 экологические требования и ограничения при осуществлении развития наиболее инвестиционно-привлекательных территорий;
 зонирование и территориальное планирование использования земель различных категорий;
 применение процедур согласования интересов инвесторов и местного населения в отношении использования земельных участков.
Основными инструментами эколого-экономического управления земельными ресурсами региона, обеспечивающими сохранение и восстановление природного и почвенного потенциала, являются экономические и правовые инструменты, побуждающие природопользователей восстанавливать нарушенные и деградированные земли и почвенное плодородие для производства качественной сельскохозяйственной продукции. К таким инструментам относятся:
 учет экологического фактора при формировании земельных платежей;
 создание полноценного механизма взимания средств с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные ресурсы, на воспроизводство данных ресурсов и восстановление нарушенного качества природной среды, и их целевого использования;
 реализация в полной мере принципа «загрязнитель платит» на основе разработки, правовых и экономических подходов, позволяющих компенсировать экологический ущерб, причиняемый природе и обществу в полном объеме;
 создание системы социально-экономической оценки природных ресурсов, совместимой Международными и отечественными стандартами оценки рыночной стоимости;
 введение обязательности полного возмещения ущерба сельскохозяйственным землям;
 осуществление государственной поддержки работ по устранению прошлого ущерба;
 введение компенсационных выплат на восстановление деградированных и нарушенных земель при их выведении из сельскохозяйственного оборота;
 аккумуляция средств в специализированных фондах;
 введение налога на восстановление сельхозземель при добыче полезных ископаемых;
 запрет на горные работы до полного восстановления нарушенных ранее земель и др.
Основными условиями и одновременно ограничениями применения данной модели является наличие правовой основы как в виде федеральных, так и региональных нормативных правовых актов, позволяющей реализовывать предлагаемую методологию в полном объеме. Положительным моментом, позволяющим реализовать основные концептуальные положения модели эколого-экономического регулирования землепользования, уже сейчас является серьезное изменение правовой базы и принятие целого ряда законов (Земельный кодекс Российской Федерации 2001 г., Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 г., глава о земельном налоге Налогового кодекса РФ и др.), направленные на переход к рыночным механизмам в сфере землепользования [19, с. 102].
При возможности выйти за рамки данных границ модель эколого-экономического регулирования может быть применена в любых регионах к землям поселений, землям лесного и водного фонда, землям промышленности, а также землям особо охраняемых территорий и землям запаса.
Эффективность этой системы позволяет свести к минимуму недобросовестность в сделках с недвижимостью и обеспечивает защиту публичных интересов. Основными положениями системы являются:
 государственное планирование землепользования, при котором проводится строгое целевое назначение каждого земельного участка;
 ведение земельного кадастра, который включает в себя комплекс инвентаризационных, оценочных, правовых данных (дает описание земельного участка, фиксирует его форму; границы и их координаты, устанавливает площадь участка и присваивает ему уникальный кадастровый номер, показывает его стоимость и т. д.);
 ведение поземельной книги, позволяющей фиксировать все данные, в том числе и смену собственника (выписка из поземельной книги является обязательной для предоставления в банк при оформлении кредита);
 согласно закону, поземельная книга обладает публичным доверием, т.е. является истиной в последней инстанции, и заполнением ее занимаются специально обученные регистраторы:
 все возникающие споры разрешаются в специальных земельных судах, принимающих решение в сжатые сроки;
 разрешительный характер оборота земель сельскохозяйственного назначения предусматривает необходимость получения разрешения компетентного административного органа на проведена сделки с земельным участком, в противном случае сделка будет признана ничтожной;
 разработка системы мер противодействия спекуляции земельными участками;
 меры против занижения в договоре цены покупки.
Без сохранения биосферы в естественном состоянии невозможно обеспечить развитие общества, т. к. хозяйственная деятельность человека должна находиться в пределах ниши хозяйственной емкости соответствующей экосистемы и не превышать ее ради собственной безопасности. Данное самоограничение деятельности человека должно сохраняться на всех иерархических уровнях экосистем, входящих в биосферу, в целях реализации главной идеи устойчивого развития цивилизации при сохранении окружающей природной среды.
Необходимость повышения эффективности регулирования эколого-экономических отношений на уровне региона обусловлена тенденциями сокращения вмешательства государства в экономику, развитием рыночных механизмов саморегулирования, трансформацией хозяйственного подхода ликвидации ущербов к политике его прогнозирования и предотвращения, формированием эколого-экономических способов хозяйствования, способствующих сохранению окружающей среды [10]. К эффективным инструментам экономического регулирования региональных эколого-экономических отношений можно отнести:
 экологические налоги, сборы и платежи, соответствующие затратам на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды вследствие экологически неэффективной хозяйственной деятельности;
 субсидии и различные формы финансовой поддержки экологически неэффективных производств, стимулирующие загрязнителей природной среды к модернизации производства, внедрению современных технологий очистки и защиты, снижения уровня воздействия на окружающую среду до требуемых нормативов;
 комбинированные способы: система задатка (добавочного налога), включаемого в цену продукции-загрязнителя; принудительные стимулы правового характера (санкции, штрафы), применяемые к загрязнителю при несоблюдении им установленных требований по сохранению и защите окружающей природной среды.
Таким образом, регулирование региональных эколого-экономических отношений носит комплексный характер и может быть реализовано только в совокупности мероприятий научно-обоснованного стратегического планирования устойчивого и динамичного развития общественного производства [11]. Стратегический план регионального развития должен учитывать необходимость сохранения окружающей природной среды и включать эффективные управленческие решения по предупреждению кризисных явлений, смягчению и ликвидации последствий ущербов в системе «окружающая среда – экономика региона»

3.3. Эффективность предложенных мероприятий устойчивого развития эколого-экономических систем Московской области

Оценка экономического ущерба от загрязнения водных объектов рассчитывается по следующей формуле:
У_в=К_вг*К_в*К_ин*∑^n_i=1▒Н_i*М_i*К_из, (3.3)
где:
Квг — коэффициент, учитывающий природно-климатические условия:
— зима — 1,15,
— весна — 1,25,
— лето — 1,10,
— осень — 1,15.
Кв — коэффициент, учитывающий экологическое состояние водных объектов. Для реки Дон данный коэффициент равен 1,29, для Азовского моря 1,1-1,25;
Кин — коэффициент индексации, учитывает инфляционную составляющую экономического развития. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2014 годов» N 371-ФЗ от 30 ноября 2014 г. коэффициенты индексации платы за НВОС в 2015 году составляют: за нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 году Постановлением Правительства РФ № 344 — 2,05;
Нi — уровень платы за выброс i-го загрязняющего вещества;
Мi -масса сброшенного i-го загрязняющего вещества.
Киз — коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия на водные ресурсы, принимается в размере:
— 1, если ПДК веществ превышена в 10 раз;
— 2, если ПДК веществ превышена в размере до 50 раз;
— 5, более 50 раз.
Масса сброшенного i-го загрязняющего вещества определяется для каждого ингредиента по следующей формуле:
M_i=Q*(C_фi-C_дi)*T*10^-6, (3.4)
где:
i — загрязняющее вещество;
Q — расход сточных вод с превышением содержания i-го загрязняющего вещества;
Сфi — фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества;
Сдi — концентрация i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита;
Т — продолжительность, по времени, сброса сточных вод;
10-6 — коэффициент пересчета массы i-го загрязняющего вещества.
Величина предотвращенного ущерба определяется по формуле:
У^в_пр= ∑^n_j=1▒〖(У^в_удj*∑^k_i=1▒M^в_nk)*К^в_э〗, (3.5)
где:
У^в_пр — предотвращенный экологический ущерб в анализируемом регионе в результате реализации n-го направления водоохраной деятельности, тыс. руб.;
У^в_удj — показатель удельного ущерба, наносимого водным ресурсам, приведенной массой загрязняющих веществ для j-го водного объекта, руб./усл. т.;
M^в_nk — масса вредных веществ не поступившая в j-й водный объект, из-за проведения n-го направления водоохраной деятельности, тыс. усл. т.;
К^в_э — коэффициент экологической ситуации. Для Московской области составляет 1,56.
Показатель степени восстановления водных ресурсов, измененных за счет антропогенного воздействия, определяется по формуле:
С_в=Р_в/Р_а, (3.6)
где:
Рв — число восстановленных ресурсов;
Ра — число водных ресурсов, подвергающихся антропогенному влиянию.
В ходе исследования был проведен подробный анализ количественных результирующих показателей эффективности функционирования экономического механизма стимулирования рационального водопользования Московской области (его результаты представлены в таб. 3.1, приложение 5).
На наш взгляд, представленные результирующие показатели помогут в полной мере оценить эффективность или неэффективность действующего механизма [16, с. 59].
На основании данных Экологической истории предприятия, предлагается производить деление водопользователей на 4 типа [19, с. 103]:
I тип — экологически-ориентированные водопользователи;
II тип — экологически нейтральные водопользователи;
III тип — водопользователи загрязнители;
IV тип — злостные загрязнители.
Данное деление производится с помощью таблицы 3.1, в которой представлена система классификации и признаки отнесения предприятия к тому или иному типу. Расчет показателей используемых в таблице 3.1 представлен в Приложении 5. В связи с тем, что объем забираемых водных ресурсов предприятием зависит от объема производимой продукции, для возможности сравнения предприятий по объемам забираемых водных ресурсов, будем использовать показатель удельного потребления водных ресурсов или водоемкость предприятия, которая рассчитывается по формуле:
V_пр=В_п/Р, (3.7)
где:
Вп — расход водных ресурсов;
Р — объем валовой продукции предприятия.
Данный показатель носит нормативный характер для большинства видов продукции.
Объемы сбрасываемых загрязняющих веществ в водные ресурсы также зависят от количества производимой продукции. Для возможности сравнения предприятий, будем использовать показатель ущербоемкости или удельного ущерба, который рассчитывается по следующей формуле:
Y_пр=У_в/V_пр, (3.8)
где:
Ув — ущерб наносимый водным ресурсам от сброса загрязняющих веществ;
Vпр — объем производства предприятия.
Данный показатель также носит нормативный характер.
Для оценки состояния ГТС и очистных сооружений будем использовать показатель износа:
— 0% — 20% — хорошее техническое состояние;
— 21% — 40% — удовлетворительное техническое состояние;
— 41% — 60% — неудовлетворительное техническое состояние;
— 61% — 80% — аварийное состояние;
— 81% — 100% — непригодное техническое состояние.
Следует отметить, что Экологическая история отличается от экологического паспорта предприятия по целому ряду признаков. Сравнение этих двух категорий представлено в таблице 3.2 (Приложение 5)
В связи с тем, что основными загрязнителями водных ресурсов и нарушителями водного законодательства являются предприятия, совершенствованию системы штрафных санкций будет способствовать Система дифференцированного начисления штрафов.
В соответствии с данными о типе водопользования и экологической историй предприятия, предлагается следующая Система дифференцированного начисления штрафа.
На основе предлагаемой методики, уровень штрафа за загрязнение водных ресурсов и нарушение водного законодательства рассчитывается по следующей формуле:
Ш_в=(У_в-У^в_пр)*Т_в, (3.9)
где:
Ув — величина экономического ущерба, нанесенного водной среде в процессе функционирования предприятия;
У^в_пр — величина предотвращенного ущерба в процессе проведения предприятием водоохранных и водовосстановительных мероприятий, а также в результате внедрения инновационных технологий очистки вод и модернизации ГТС;
Тв — тип водопользования соответствующий предприятию.
С увеличением числового выражения типа водопользования увеличивается величина экономического нанесенного экономического ущерба и уменьшается величина предотвращенного. В этом и проявляется дифференцирование системы начисления штрафа.
Величина экономического ущерба нанесенного водной средой определяется по формуле (3.3). Коэффициент учитывающий климатические условия примем на уровне летнего периода для всех предприятий, то есть равном 1,10.
Показатель удельного ущерба в ценах 2015 года находится путем умножения величины данного показателя в ценах 2012 года на индексы-дефляторы 2013,2014 и 2015 годов.
Таким образом :
У^в_удj = 32867,6*1,295*1,372*1,4942 = 87257,07 руб./усл. тонн
Коэффициент экологической ситуации Московской области составляет 1,56 [45].
На наш взгляд, предложенная система деления водопользователей по типам, может также быть использована при расчете ставок Водного налога.
Нами предлагается следующая система расчета размера водного налога:
1. Размера налога за пользование водными ресурсами с их изъятием в пределах установленных лимитов рассчитывается по следующей формуле [16, с. 59]:
ВН^л_забор=V^л_ф*N^ст_забор*T_в, (3.10)
где:
V^л_ф — фактический объем забранной воды в пределах установленных лимитов;
N^ст_забор — налоговая ставка за забор 1 тыс. м3. Для поверхностных источников Московской области ставка составляет 390 рублей, для подземных 486 рублей [49].
Тв — тип водопользования соответствующий предприятию.
2. Расчет размера налога за пользование водными ресурсами свыше установленных лимитов производится по следующей формуле:
ВН^с/л_забор=(V^общ_ф-V^л_ф)*N^ст_забор*5*Т_в, (3.11)
где:
V^общ_ф — общий объем забранной воды предприятием;
V^л_ф — фактический объем забранной воды в пределах установленных лимитов;
N^ст_забор — налоговая ставка за забор 1 тыс. м3.
5 — пятикратный повышающий коэффициент установленный законодательно-правовыми актами Российской Федерации за загрязнение окружающей среды [34].;
Тв — тип водопользования соответствующий предприятию.
Расчет суммы Водного налога, за пользование морскими водными ресурсами с их изъятием в пределах установленных лимитов и сверх них, производится по формулам (3.12) и (3.13) соответственно. Налоговая ставка за забор 1 тыс. м3 морской воды составляет 14,88 рублей [46] 3. Расчет размера налога при использовании водных объектов без изъятия водных ресурсов определяется по следующей формуле:
ВН_б/забор=S_а*N^ст_б/забор*Т_в, (3.12)
где:
S_а — площадь акватории используемых водных объектов;
N^ст_б/забор — налоговая ставка за использование 1 тыс. м3 воды без ее изъятия. Для пресных водоемов Московской области составляет 34,44 рублей, для Азовского моря 44,8 рублей; [54].
Тв — тип водопользования соответствующий предприятию.
4. Расчет размера Водного налога при использовании водных объектов без изъятия водных ресурсов для нужд гидроэнергетики осуществляется по следующей формуле:
ВН^гэ_б/забор=Q_эн*N^ст_гэ*Т_в, (3.13)
где:
Q_эн — количество выработанной энергии;
N^ст_гэ — налоговая ставка за использование 1 тыс. м3 воды без ее изъятия, для нужд гидроэнергетики. В Московской области составляет 9,72 рублей; [24].
Тв — тип водопользования соответствующий предприятию.
5. Расчет размера Водного налога при использовании водных объектов без изъятия водных ресурсов для сплава древесины производится по следующей формуле:
ВН^дерев_б/забор=Q_дерев*Р_с/100*N^ст_дерев*Т_в, (3.14)
где:
Q_дерев — объем сплавляемой древесины;
Рс — расстояние сплава, выраженное в километрах;
N^ст_дерев — налоговая ставка за использование 1 тыс. м3 воды без ее изъятия, для нужд сплава древесины. В Московской области составляет 1183,2 рублей; [49].
Тв — тип водопользования соответствующий предприятию.
В таблице 3.3 (Приложение 5) представлен размер водного налога за использование 1 тыс. м3 воды рассчитанный согласно приведенной выше методике.
Определим экономическую эффективность водоохранных мероприятий.
Таблица 3.4 – Экономическая эффективность водоохранных мероприятий
Исходные данные Данные
Количество сточных вод, QСУТ, м3/сут 300
Загрязненность сточных вод по БПК20, г/м3 до очистки
после очистки 50
10
Взвешенные вещества до очистки
после очистки 100
45
Нефтепродукты до очистки
после очистки 90
55
СПАВ до очистки
после очистки 10
5
Капитальные вложения К, млн. руб. 48
Эксплуатационные расходы С, млн.. руб. 9,7
Водохозяйственный участок 6
Масса годового сброса примесей до внедрения водоохранных мероприятий для каждого загрязнителя вычисляется по формуле: [40, с. 38]

где QГ – объем годового сброса сточных вод, м3/год. QГ= 109,5 тыс. м3/г
БПК20 : m_1 =50*109500*10^-6=5,4 т/год;
Взвешенные вещества: m_2 =100*109500*10^-6=10,95 т/год;
Нефтепродукты: m_3 =90*109500*10^-6=9.855 т/год;
СПАВ: m_4 =10*109500*10^-6=1.095 т/год;
Приведенная масса годового сброса примесей до внедрения водоохранных мероприятий [19, с. 103]:

где i – номер сбрасываемой примеси; N – общее число примесей, сбрасываемых источником; Ai – показатель относительной опасности сброса i – вещества в водоем, определяется по таблице 7 приложения [6]; mi – общая масса годового сброса i-й примеси источником, т/год.
БПК20 : M_1 =5,4*0.33=1,78 усл т/год;
Взвешенные вещества: M_2 =10,95*0.05=0,55 усл т/год;
Нефтепродукты: M_3 =9,855*20=200 усл т/год
СПАВ: M_4 =1.095*2=2,19 усл т/год;
Аналогично ведется расчет этих величин после внедрения водоохранных мероприятий.
Масса годового сброса примесей:
m_1 =10*109500*10^-6=1,095т/год;
m_2 =45*109500*10^-64,927 т/год;
m_3 =55*109500*10^-6=6,022 т/год;
m_4 =5*109500*10^-6=0,548 т/год;
Приведенная масса годового сброса примесей:
M_1 =1,095*0.33=0,361 усл т/год;
M_2 =4,927 *0.05=0.247 усл т/год;
M_3 =6,022*20=120,44 усл т/год;
M_4 =0,548*2=1,096 усл т/год
Годовой экономический ущерб определяется по формуле:

где γ – константа, равная 144, при оценке ущерба от годовых сбросов (руб/усл.т) [49];
σК — константа определяется по таблице приложения 8 [6];
М – приведенная масса годового сброса примесей данным источником в К–й водохозяйственный участок (усл.т/год).
До проведения водоохранных мероприятий:
M_1=∑^4_i=1▒M_i= 1,78+0,55+200+2,19=204,52усл т/год;
Y_1=144*2.6*204,52=76572 тыс. руб.
После проведения водоохранных мероприятий:
M_2=∑^4_i=1▒M_i= 0,361+0.247+120,44+ 1,096=122,46 усл т/год;
Y_2=144*2.6*122,46=45849 тыс. руб.
5. Предотвращенный годовой экономический ущерб:

П=76572-45849=30723 тыс. руб.
Экономический результат от проведения водоохранных мероприятий:
Э = П.
Э = 30723 тыс. руб.
Приведенные затраты:
З = С + ЕН· К,
где С – годовые эксплуатационные расходы, руб/год; К – капитальные вложения;
ЕН – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений принимается ЕН= 0,12.
З=9700+0.12*48000=15460 тыс. руб.
Чистый годовой экономический эффект мероприятий:
ЭП = Э – З.
Э_п=30723-15460=15263 тыс. руб.
Экономическая эффективность водоохранных мероприятий определяется по формуле:

Е=30723-9700/48000=0,438
Вывод: экономическая эффективность равна Е=0.438. Поскольку 0.438>0.12, проведение водоохранных мероприятий эффективно.
Таким образом, Эффективность предложенного экономического механизма определяется комбинацией внутренне- и внешне-ориентированных элементов; взаимосвязью и взаимозависимостью элементов механизма между собой; подчиненностью механизма таким принципам, как: комплексность, гибкость, законность, платность, результативность, баланс интересов, дифференцированное материальное поощрение и взыскание; использованием системы результирующих показателей позволяющих в полной мере оценить эффективность или неэффективность действующего механизма. Данный механизм стимулирования рационального водопользования рекомендуется к применению в Московской области и других регионах Российской Федерации.

Выводы по третьей главе

Предложен алгоритм совершенствования экономического механизма стимулирования рационального водопользования, позволяющий учитывать при разработке экономического механизма такие параметры, как: состояние водных объектов, нормативно-законодательную базу, зарубежный опыт, непротиворечивость принципов и элементов.
Эффективность предложенного экономического механизма определяется комбинацией внутренне- и внешне-ориентированных элементов; взаимосвязью и взаимозависимостью элементов механизма между собой; подчиненностью механизма таким принципам, как: комплексность, гибкость, законность, платность, результативность, баланс интересов, дифференцированное материальное поощрение и взыскание; использованием системы результирующих показателей позволяющих в полной мере оценить эффективность или неэффективность действующего механизма.
Данный механизм стимулирования рационального водопользования рекомендуется к применению в Московской области и других регионах Российской Федерации.Предложенная система призвана стимулировать водопользователей к проведению водоохранных мероприятий и экологизации производственных процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показало проведенное исследование, в основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста или три вида капитала: трудовые ресурсы (человеческий капитал); искусственно созданные средства производства (капитал, в литературе также используются понятия физический, искусственный, произведенный капитал); природные ресурсы (природный капитал).
Основная экономическая роль экосистемных услуг состоит в реализации системы функций, обеспечивающих экономические выгоды для потребителей этих услуг, базирующихся на обеспечении природой различного рода регулирующих функций. Потребители услуг могут находиться как на локальном уровне (например, отдельные предприятия), так и на муниципальном, региональном и глобальном уровнях. В последнем случае можно говорить о глобальных экосистемных услугах.
Важную роль в процессе оценки качества общего воспроизводственного процесса в регионе играет показатель эффективности использования производственных ресурсов. При этом, общий эффект (величина произведенного продукта) может соотноситься как с величиной стоимостной оценки затрат, так и с величиной использованных ресурсов.
На территории Московской области расположено 1 200 напорных гидротехнических сооружений (далее – ГТС), из них 821 сооружение не имеет собственника, 280 гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилищах емкостью более 100 тыс. куб. м, требуют проведения ремонтных работ. На многих сооружениях отсутствуют службы эксплуатации.
Износ объектов водоснабжения составляет от 30% до 70%. По состоянию на конец 2015 года из 24 309,6 км водопроводов (одиночное протяжение) 11 625,9 км нуждаются в замене, что составляет 47,8 %.
Неудовлетворительным является санитарно-техническое состояние 40 процентов сооружений канализации. Из 4 949,3 км канализационных коллекторов и сетей, 41%, (а это — 2 029,1 км) нуждаются в замене. Обеззараживание сточных вод осуществляется на 40 очистных сооружениях, что составляет всего 52% .Обеззараживание в основном производится хлорсодержащими реагентами.
Сложившаяся ситуация с водными ресурсами и неудовлетворительное состояние гидротехнических и очистных сооружений Московской области, свидетельствует о необходимости проведения мероприятий, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов и их водных ресурсов, предотвращение негативного воздействия вод, развитие системы рационального водопользования.
Основная цель водопользования — обеспечение эффективного использования водных ресурсов, способствующее удовлетворению потребностей населения и всех отраслей промышленности в воде надлежащего качества и в достаточном объеме при гарантии сохранения и охраны водных ресурсов от антропогенного влияния.
Достижение данной цели, на наш взгляд, возможно только путем разработки и применения эффективного механизма стимулирования рационального водопользования в регионе.
Развитие водопользования Московской области по сценарию оптимистического прогноза предполагает: реализацию всех пунктов программно-целевых планов; создание эффективной системы управления водным хозяйством путем внедрение аналитико-информационной системы управлением водопользованием; совершенствование тарифной, налоговой политик в области водопользования; совершенствование экономического механизма стимулирование рационального водопользования, повышение эффективности использования экономических инструментов, входящих в его состав; развитие системы экологического воспитания в сфере охраны и рационального использования водных ресурсов; инновационное развитие водопользования, путем внедрения инновационных технологий во все стадии процесса водопользования; гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Российской Федерации;
В качестве основных показателей прогноза использовались значения целевых индикаторов стратегических инициатив.
Основной предпосылкой развития водопользования Московской области по оптимистичному сценарию является разработка эффективного экономического механизма стимулирования рационального водопользования.
Предложен алгоритм совершенствования экономического механизма стимулирования рационального водопользования, позволяющий учитывать при разработке экономического механизма такие параметры, как: состояние водных объектов, нормативно-законодательную базу, зарубежный опыт, непротиворечивость принципов и элементов.
Эффективность предложенного экономического механизма определяется комбинацией внутренне- и внешне-ориентированных элементов; взаимосвязью и взаимозависимостью элементов механизма между собой; подчиненностью механизма таким принципам, как: комплексность, гибкость, законность, платность, результативность, баланс интересов, дифференцированное материальное поощрение и взыскание; использованием системы результирующих показателей позволяющих в полной мере оценить эффективность или неэффективность действующего механизма.
Данный механизм стимулирования рационального водопользования рекомендуется к применению в Московской области и других регионах Российской Федерации.Предложенная система призвана стимулировать водопользователей к проведению водоохранных мероприятий и экологизации производственных процессов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Закон РФ № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Закон РФ № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 29.12.2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Комплексная стратегия обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации. Утверждена приказом Мин- природы России от 14.08.2013 г. № 298. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
9. Утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». / Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=128646
10. ГОСТ Р ИСО 14050-2009 « Менеджмент окружающей среды. Словарь»
11. ГОСТ Р ИСО 19011- 2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента »
12. ГОСТ Р 51898-2002 « Аспекты безопасности . Правила включения в стандарты» (Руководство ИСО/МЭК 51:1999)
13. Антоненко, Л.А. Влияние эколого-энергетических факторов на рынок продуктов органического земледелия [Текст] / Л.А.Антоненко, Н.Г. Зобенко Н.Г., Ван Цюйши // Бизнес информ. – 2013. – № 7. – С. 170-175.
14. Атабиева А.Х., Бабугоева З.А. Стимулирование устойчивого регионального развития: эколого-экономический аспект // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-9. – С. 1984–1987.
15. Алпеева Е.А., Афанасьева Л.А., Коптева Ж.Ю. Инновационные технологии подготовки, принятия и практической реализации кадровых решений. Учебно-методическое пособие.- ООО «Учитель».- Курск.- 2015.-84с.
16. Антропов В. А., Морозова Е. Н. Экологический менеджмент как научная отрасль современного знания // Вестник УрГУПС. № 4. 2014. С. 59–71.
17. Аузан, А.А. О возможности перехода к экономической стратегии, основанной на специфике человеческого капитала в России [Текст]// Журнал НЭА. – 2015. – № 2 – С. 243-248.
18. Бабина, Е.Н. Концепция перехода к устойчивому сбалансированному развитию территории [Текст] / Е.Н. Бабина Е.Н., Э. Патрик // Вестник Международной академии наук. – 2014. – № 1. – C. 29-31.
19. Басырова Э.И. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность региона// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.-2014.-№9.-С.102-104.
20. Бобылев, С. Вызовы кризиса: как измерять устойчивость развития? [Текст] / С. Бобылев, Н. Зубаревич, С. Соловьева // Вопросы экономики. – 2015. – № 1. – С. 147-160.
21. Бурматова, О.П. Экологический аспект финансово-бюджетной политики в России [Текст] / О.П. Бурматова, Т.В. Сумская // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 3. – С. 30-33.
22. Гирусов, Э.В. Идеи В.И. Вернадского в условиях современной экологической реальности [Текст] / Э.В. Гирусов, П.С. Кочетов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. – 2013. – № 2-3. – С. 120- 131.
23. Горшков М.В. «Экологический мониторинг», Владивосток, Издательство ТГЭУ, 2010.
24. Дадонов В.А. Вопросы развития интегрированных систем менеджмента на российских промышленных предприятиях в условиях продвижения продукции на международные рынки // Инженерный журнал: наука и инновации. — 2013. — № 3.
25. Дарбалаева, Д.А.Природный капитал в устойчивом развитии эколого-экономической системы [Текст]: монография / Д.А. Дарбалаева, Т.Г. Романова, В.Б. Яковлева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 134 с.
26. Доклад об итогах деятельности Федеральной службы по аккредитации за 2014 год и задачах на 2015 год и среднесрочную перспективу. М.: Росаккредитация, 2015. [Электронный ресурс] Режим доступа http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/203
27. Забелина И.А., Клевакина Е.А. Оценка экологических затрат в произведенном валовом региональном продукте // Регион: экономика и социология. 2011. № 2. С. 223–232.
28. Забелина И.А., Клевакина Е.А. Оценка и сравнительный анализ показателей качества экономического роста в разрезе экологических тем // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 8. С. 103–115.
29. Информационный выпуск «О состоянии природных ресурсов и окружающей среды Московской области в 2014-2015 гг.» // Сайт Министерства экологии и природопользования Московской области. 11Р1_: http://mep.mosreg.ru/red_book/
30. Кригер, Н.В. Экология и природопользование: учеб. пособие / Н.В. Кригер. Красноярск, 2011.
31. Кудрявцева, О.В. Перспективы развития российского энергетического машиностроения [Текст] / О.В. Кудрявцева, О.И. Маликова // Вестник Чувашского университета. – 2013. – № 4. – С. 342-349.
32. Кудрявцева, О.В.Охраняемые природные территории в контексте устойчивого развития региона: экотуризм [Текст] / О.В. Кудрявцева, С.М. Никоноров, К.С. Ситкина // Вестник Московского университета. Серия Экономика. – 2013. – № 2. – С. 29-45.
33. Лапыгин Д.Ю. Стратегические цели развития региона: проблема системности // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 31. – С. 56–66.
34. Мудрая А.В., Тищенко И.А., Травин Г.М. Моделирование экологически устойчивого функционирования объектов экомониторинга промышленного предприятия // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2012. – № 1.
35. Пахомова Н.В., Титов В.О. Дискуссионная панель «Эффективность экономики, устойчивое развитие и окружающая среда» в рамках Международного экономического симпозиума, Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: ЭКОНОМИКА – 2015. — Выпуск 2. — С. 143-153.
36. Тагаева Т.О., Гильмундинов В.М., Казанцева Л.К. Экологическая ситуация и природоохранная политика в регионах России // Экономика региона. — 2016. — № 1. — С. 78-92.
37. Папенов, К.В. Теоретические подходы к анализу развития рекреационных зон в регионе [Текст] / К.В. Папенов, С.М. Никоноров //Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2012. – № 3. – С. 21-39.
38. Подпругин М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы. [Текст] / М.О. Подпругин // Российское предпринимательство. – 2012. — № 24(222). – С. 214-221.
39. Ратнер С.В., Алмастян Н.А. Экологический менеджмент в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. — №17. – С. 37-45
40. Ратнер С.В., Иосифова Л.В. Информационные барьеры как фактор снижения скорости диффузии новых технологий // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. — №16. — с. 14-28.
41. Ратнер С.В., Панченко Ю.М. Диффузия новых технологий в энергетике: международная стандартизация как инструмент снижения барьеров нетехнического характера // Инновации. – 2014. — №1. — С. 70-76.
42. Радченко В. И., Рачек С. В., Бельский А. Ю. Методология согласования управленческих решений // Экономика железных дорог. 2012. № 3. С. 97.
43. Резник Г.А., Малышев А.А. Разработка модели управления устойчивостью эколого-экономической системы// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 47
44. Резник Г.А., Малышев А.А. Механизмы экономической мотивации предприятий в условиях устойчивости эколого-экономической системы // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 63-68.
45. Резник Г.А., Малышев А.А. Методологические подходы к исследованию факторов устойчивости эколого-экономической системы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 1 (25). С. 136-145.
46. Савкин В.И. ISO 14000: национальный интерес в формировании механизма устойчивости системы агропромышленного комплекса России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2009. — №17(50). — С. 39-
47. Системы экологического менеджмента для практиков / С.Ю. Дайман, Т.В. Островкова, Е.А. Заика, Т.В. Сокорнова; Под ред. С.Ю. Даймана. — М.: Издательство РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2012. — 248 с.
48. Филобокова Л.Ю. Высокий уровень конкурентоспособности региональной экономики – глобальный, геополитический и стратегический вектор развития // Государственный советник. – 2014. – № 1 (5). – С. 90–98.
49. Хорошавин А.В. Разработка и применение базовых инструментов экологического менеджмента и маркетинга на предприятиях России // Экономика природопользования, 2014. — № 4. — С. 23-37
50. Шмелева И. Социальные аспекты устойчивого развития – проблемы и стратегии: размышления по итогам Всемирного саммита «Рио+20» [Текст] /под ред. С. Бобылева. Материалы конференции «Устойчивое развитие в России» / И. Шмелева – М., 2013. – С. 200
51. Экологический словарь терминов, А.С.Боголюбов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/07referats/slovar/18t.php (05.04.2016).
52. Яковлева Н.Ф. «Социологическое исследование», учебное пособие, Флинта наука, 2014.
53. Чудинова Л.Н. Оценка экологической эффективности инновационного проекта с учетом его жизненного цикла / Л.Н. Чудинова. – Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени. V Международная научно-практическая конференция, г. Екатеринбург, 5-6 декабря 2014 г. – №5. – 2014. – С. 16-18.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф