Заявка на расчет
Меню Услуги

Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в 4 классе

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……….
Глава 1. Теоретико-методические основы работы по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в 4 классе……………….…………………………………………………………
1.1. Формирование словарного запаса младших школьников………………
1.2 Методика работы по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в 4 классе……………….
Глава 2. Экспериментальная работа по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в 4 классе………………………………………………………………….………….
2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы……………………….
2.2 Экспериментальная работа…………………………………………….……
2.3 Контрольный этап эксперимента………………………………….………..
Заключение …………………………………………………………….…………
Список литературы…………………………………….…………………….….
Приложение ……………………………………………………………….……..

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

Человек в своем развитии совершенствует свою речь, овладевая богатством языка. Каждый возрастной период имеет свои особенности в развитии речи, но наиболее важными шагами в овладении речью являются дошкольный и младший школьный возраст.
Речь – это социальное явление, средство общения и познания окружающего мира, планирования действий.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок изучает родной язык, в первую очередь подражая разговорному языку других (Б.Д. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.). В процессе развития ребенок обогащает свой словарный запас, осваивает законы словообразования, грамматики, синтаксических конструкций, изучает фразеологию. Эти средства языка используются для передачи знаний, в общении с другими людьми в процессе деятельности. Однако для успешного развития речи и формирования речевых навыков у детей должны быть созданы определенные условия: необходимость общения, создание речевой среды и т.п.
При проведении работы по обогащению словарного запаса детей необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе.
Актуальность развития речи младших школьников подтверждается на государственном уровне. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен «на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России»[47].

Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в изучении особенностей и поиске эффективных методов работы по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в 4 классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить особенности словарного запаса школьников 4 класса;
2) рассмотреть научную и методическую литературу по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в 4 классе;
3) провести экспериментальную работу по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в 4 классе.
Объект исследования — словарный запас учеников 4-го класса.
Предмет исследования — обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в 4 класс.
Гипотеза исследования: речевая деятельность младших школьников будет более содержательной, если регулярно включать в процесс обучения задания, направленные на обогащение и активизацию словаря.
Теоретической базой при написании данной выпускной квалификационной работы выступили труды учёных: Л.Л. Андрюховой [2], М.Т. Баранова [4], Г.В. Бобровской [5], М.Б. Елисеевой [17], И.А. Зимней [20] и других.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез научной и учебной литературы по рассматриваемой теме), эмпирические (наблюдение, тестирование младших школьников), качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проведён анализ работ отечественных учёных, изучающих проблему обогащения словарного запаса детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что на основе диагностики уровня развития словарного запаса младших школьников был разработан комплекс заданий, способствующий обогащению и активизацию словарного запаса учеников 4-го класса.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретико-методические основы работы по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в 4 классе

1.1. Формирование словарного запаса младших школьников

Наука о методах обучения собрала достаточно много информации о словарном запасе учащихся младших классов. Эта информация собиралась на основе исследования устных высказываний и письменных работ М.Т. Баранова [4], В.Ю. Булохова [8] и др., а также в результате исследования словарного запаса школьников путем изучения ответов о лексическом значении слова, на основе заданий типа ассоциативного эксперимента, заданий по составлению словосочетаний и предложений на основе исследований М.Т. Баранова [7], Г.И. Сниткиной [44] и др.
На основе глубокого исследования процессов формирования и развития речи детей А.Н. Гвоздев установил, что к моменту поступления в школу родной язык ребенка практически уже освоен. А.Н. Гвоздев отмечает, что к этому времени ребенок уже полностью освоил всю сложную систему грамматики, включая закономерности морфологического и синтаксического порядка, действующего в русском языке [1313].
Структура лексики младшего школьника во многом формируется содержанием школьной программы, так как теперь ученик усваивает новые ценности «не только из своего практического опыта и непосредственного общения со взрослыми, но и на основе зафиксированного в предметах учебной программы социально-исторического опыта» [13].
Процесс развития понимания смысловых значений слов продолжается и в ранние школьные годы путем обогащения содержания слов словесно-логическими, иерархически выстроенными отношениями; вместе с бытовыми факторами формируются научные понятия, что, конечно же, приводит к уточнению или даже перестройке смысловых значений, используемых учащимися слов.
Необходимость расширения словарного запаса учащихся начальной школы определяется различными причинами. Младшие школьники обогащаются знаниями об окружающей их жизни, школьной учебе, чтением книг, прослушиванием аудиокниг, пользуясь сетью интернет, просмотром познавательных передач, игр, викторин, с которыми, в свою очередь, приходят незнакомые слова.
Язык ребенка не соответствует нормативному языку; это обобщенный и упрощенный вариант нормативного языка. Грамматические и лексические явления в языке младших школьников единообразны. Это связано с тем, что изначально язык детей не делится на нормативный и системный. Хорошо известно, что норма изучается значительно позже, чем система. На проявление речевых ошибок у младших школьников существенное влияние оказывает речь окружающих.
Л.П. Федоренко отмечает, что если в речи есть случаи нарушения норм литературного языка, то младшие школьники, соответственно, повторяют их. Эти нарушения могут касаться словарного запаса, морфологии, синтаксиса, фонетики, что в свою очередь приводит к одному из видов языка. Это мощный негативный фактор, влияющий на формирование речи у детей и вызывающий значительное количество различного рода ошибок [48].
А.А. Леонтьев в своих исследованиях отмечает, что младшим школьникам трудно понять образное значение слова, в частности, если перенос основан не на конкретном, показательном знаке, а на отвлеченном понятии. Слабый словарный запас младших школьников проявляется в его функционировании, проявляющемся в неточности употребления слова, частых повторениях одних и тех же слов [34].
Младшие школьники, еще не полностью овладевшие русской речью, часто не знают, как правильно сочетать слова в языке. Словарь младших школьников быстро пополняется: количество используемых учениками слов увеличивается с 4 тыс. до 15 тыс. на 10-11 лет жизни, изучаются новые значения известных им слов [3].
Активный и пассивный словарь первоклассников содержит от 2,5-3 до 7-8 тысяч слов. Ученые, исследовавшие словарь младших учеников, отмечают, что он содержит слова всех грамматических категорий, однако преобладают существительные (41,8%) и глаголы (42,6%). Причина этого заключается в том, что мышление учеников младшего школьного возраста специфично. Это, в свою очередь, всегда связано с определенными действиями и событиями. В этом возрасте у детей все еще слабо развито абстрактное мышление, поэтому абстрактные существительные в словаре первого класса составляют 1-2%. К собственным именам относятся имена людей, прозвища животных, названия озер, стран, рек, городов. Младшие учащиеся используют различные категории существительных, это может быть связано с их окружением или интересами самих детей младшего школьного возраста. Среди существительных большое количество — слова для различных профессий, времен года, названий растений, названий конкретных предметов, животных, насекомых, птиц, степеней родства и так далее. [24].
По наблюдениям методистов можно сделать вывод, что вся жизнь младших школьников связана с движением и игрой, поэтому в речи 7-8-летних детей часто встречаются глаголы во всем их лексическом разнообразии: это, прежде всего, обозначение конкретных действий, глаголы движения, глаголы, обозначающие различные состояния человека и природы, положения в пространстве и др. [2726]. Наиболее часто встречающиеся глаголы — это глаголы быть, хотеть, видеть, давать, говорить, идти, становиться, призывать и так далее.
Характерной особенностью использования глаголов в речи младших школьников является частое повторение одних и тех же слов. Это можно наблюдать при пересказе сказок, историй, в процессе передачи чужой речи. В связи с этим, начиная с первых дней обучения ученика, перед учителем стоит задача научить младших школьников употреблять синонимы глаголов [11].
Следующей характеристикой школьников в возрасте 7-8 лет является низкая частота использования прилагательных в речи. Исследователь В. П. Вахтеров в своих работах писал, что у ребенка в возрасте от 4 до 8 лет число прилагательных составляет 4,3%. Чаще других дети употребляют качественные прилагательные, обозначающие размеры (большой, маленький), цвет (черный, белый, синий), внешние и внутренние свойства объекта или лицa (красивый, толстый, сладкий, плохой, страшный), качества, воспринимаемые органами чувств, притяжательные прилагательные [10].
Число относительных прилагательных в речи младших учеников невелико, в родительном падеже они чаще всего заменяются существительными. Например, вместо словосочетания деревянный дом, младшие школьники чаще говорят на деревянном доме. Это можно объяснить тем, что увеличение количества прилагательных не успевает за развитием детских мыслей, поэтому младшие школьники обращаются к использованию существительных, с помощью которых пытаются выразить определённые чувства или отношение к ситуации.
Наречия в языке у младших школьников встречаются не так часто. И это преимущественно обстоятельственные наречия времени, места, образа действия (порядка 3-4% всех используемых детьми в своей речи слов) [9].
Исследователи детской речи говорят о том, что словарный запас у младших школьников бывает весьма бедным. И это несмотря на то, что он дополняется по несколько слов за день, в среднем около 5. Они пока ещё с трудом подбирают подходящие синонимы к словам. Кроме того, они зачастую повторяют одни и те же слова в своей речи, как устной, так и письменной. Речевые ошибки, связанные с повтором слов или значений, встречается двух разных видов [23]:
− Частый повтор различных слов;
− Неправильные сочетания между собой иноязычных слов с корнями: “моя автобиография»;
− Повтор различных слов с одинаковым корнем: зеленая зелень, случился случай и т. п.
Дети нередко повторяют различные используемые в своей речи существительные, прилагательные, местоимения, а также глаголы. Среди подобных причин тавтологии стоит в первую очередь отметить следующиt:
1. Небольшой словарный запас, недостаток слов в активном словаре для выражения тех или иных своих мыслей, если даже такие слова есть в их пассивном словаре;
2. Некритичное отношение к оформлению мыслей в виде слов, нет контроля при выборе наиболее подходящих слов в речи детей в той или иной ситуации. Обучение не решает задачу нужным образом распределять внимание между предметом высказывания и оформлением мысли с помощью слов. Зачастую младшие школьники не обнаруживают частые повторы слов в своей речи.
Методист Т.А. Ладыженская, отмечает у детей наличие неуместного использования синонимов, что встречается на практике довольно часто [31]. Например, «книга – источник, сокровищница, самый настоящий кладезь знаний людей». Избыток синонимов часто встречается у чересчур эмоциональных учащихся.
Но, в свою очередь, редкое использование в речи синонимов в итоге делает речь слишком скучной. Следует также отметить наличие в речи детей сниженной лексики, тех или иных просторечий [32]. Это иногда скрашивает речь. Но дети зачастую используют такие слова и в своей письменной речи. Здесь есть, над чем поработать педагогу.
Данные особенности лексики в речи младших школьников, как полагает А.Н. Матвеева, дает возможность наметить пути ее дальнейшего успешного развития. Автор говорит о том, что, словарный запас учащихся начальных классов нуждается в осуществлении количественного роста. Имеет значение также качественное усовершенствование. В частности, требуется уточнение значений определенных слов, формирование понимания переносных значений, используемых в речи детей слов. Увеличение словарного запаса при этом, в любом случае, должно направляться у детей в первую очередь по линии осмысления и использования лексики [41].
Итак, словарный запас учащихся начальной школы растет за пределами учебной организации: чтение книг, общение со взрослыми, просмотр телепередач и кинофильмов, и в школе – в процессе изучения какого-либо учебного предмета.
Тем не менее, только в школе обогащение словарного запаса учащихся младших классов происходит организованно.
Методистом М.Т. Барановым отмечается, что каждый предмет помогает младшим школьникам овладеть в первую очередь специальной лексикой и фразеологией, такой как, литературоведческая, общественно-политическая, биологическая, химическая, географическая и т.д. [4].
Проведем сравнительный анализ комплектов русского языка для 4 класса, по количеству упражнений, формирующих словарный запаса младших школьников.

Таблица 1.1. Сравнительная характеристика УМК

Виды упражнений «Начальная школа 21 века» «Школа России» «Перспектива»
Упражнение на определение лексического значения многозначного слова 16 18 17
Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания 11 17 15
Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 9 15 11
Упражнение на составление предложений с многозначными словами 4 2 3
Упражнение на замену многозначных слов синонимами 5 1 3
Упражнения на определение лексического значения омонимов 5 11 7
Упражнения на нахождение омонимов 4 5 6
Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания 4 3 2
Упражнения на определение омографов 7 5 5
Упражнение на составление предложений с омонимами 2 3 4
Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0
Итого 67 80 78

 

Как видно из таблицы, первенство отдается «Школе России».
Все представленные здесь и проанализированные нами программы вполне отвечают требованиям ФГОС по предмету «Русский язык» и успешно работают в контексте повышения орфографических навыков младших школьников. Более традиционная и комплексная программа «Школа России» подразумевает классический подход и углубленное изучение языка, «Перспектива» ориентирована на гармоничное сочетание предмета с другими предметами, а «Начальная школа 21 века» предлагает сверхсовременную игровую форму обучения.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что развитие словарного запаса детей младшего школьного возраста является важным аспектом в современной методике.
1.2 Методика работы по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в 4 классе

Сегодня современная школа уделяет немало внимания развитию интеллекта школьников в процессе обучения. По мнению известного ученого и методиста мнению М.Р. Львова, мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Понятия обозначаются словами, соответственно, в слове понятие приобретает необходимую для процесса коммуникации материальную оболочку. Знание слов, обозначающих понятия, помогает людям применять эти понятия.
Слова соединяются в синтаксических конструкциях, тем самым позволяя выражать связи, отношения между понятиями, мысли [35]. Обогащение речи человека в свою очередь оказывает положительную динамику на развитие мышления. Крайне важно, чтобы новые языковые средства, усваиваемые младшими школьниками, наполнялись реальным смыслом. Этот процесс и обеспечивает связь мышления и речи. Если говорить о характере отношений между мышлением и речью, исследователи позиционируют его как единство.
Под единством понимают неразрывность этих двух процессов. В конечном итоге, какой бы речевой элемент мы ни взяли, в нем всегда содержится две стороны: внешняя и внутренняя.
Ученые выделяют два основных вида речи [3]:
1. Внешняя речь, делится на устную (монологическая и диалогическая) и письменную речь;
2. Внутренняя речь (мысленная), происходит на языковом материале, без внешних проявлений.
В отношениях между речью и мышлением можно проследить основные этапы в развитии речи детей – дошкольного и младшего школьного возраста.
Работа по развитию устной речи складывается из следующих компонентов, рисунок 1.

Рисунок 1 – Компоненты устной речи [1.a.i.1]

Из всех этих вопросов развития речи главное место отводится словарной работе и связной речи, в связи с тем, что они наиболее специфичны и более тесно связаны с анализом читаемых младшими школьниками художественных произведений, чем другие компоненты устной речи.
В работе над обогащением словарного запаса младших школьников воспитывается умение видеть, с помощью каких слов и каким изображается действующее лицо, поступок, явление, позже и умение пояснить, почему выбраны те или иные слова для характеристики предметов и явлений, о чем они нам говорят. Через анализ языка художественных произведений младшие школьники знакомятся с синонимами, расширяется понимание школьниками значений слов и способов их применения. Перед учащимися младших классов практически раскрывается богатство языка, эмоциональная выразительность и поэтичность [13].
Ведение работы над развитием речи, в частности, над развитием слов, очень важна. Важно осуществлять работу над выбором словосочетаний и целых предложениями у детей. Немаловажной задачей оказывается и развитие связной речи. Эти важные направления развития речи — цель работы педагога. Причем развивать их следует параллельно друг другу. Так, к примеру, проводимая словарная работа в итоге позволяет обеспечить получение необходимого материала для построения предложений. При осуществлении подготовки к пересказу или сочинению важно проводить работу над словами. Большое значение имеет осуществление работы над словами, как одним из важных средств характеристики образа.
Исследователь и методист Г.А. Фомичева связала с богатством словарного запаса человека признак развития общества и каждого личности в отдельности. И работе над увеличением словарного запаса у детей в младших классах школы, в связи с этим очень важна. Методист под словарной работой подразумевал систематическую работу при изучении разных разделов курса русского языка [49].
Особенность осуществления работы над существующим словарным запасом у учеников состоит на практике в ее ведения в ходе тщательно продуманной учебно-воспитательной деятельности.
На уроках русского языка и чтения дети, ученики начальных классов, обучаются посредством своего родного языка усваивать различные новые знания, касающиеся различных сторон жизни. Учащиеся постепенно обучаются наблюдать за всем происходящим вокруг, размышлять, верно выражать все свои мысли по поводу всего ими прочитанного или пережитого ранее.
В итоге проведение таких уроков обучает младших школьников богатству родной речи. Они учатся правильно выражать с помощью богатства родного языка свои мысли и чувства. На уроках, которые посвящены правописанию, а также основам грамматики, ребята узнают все большее количество слов, обозначающих собой те или иные окружающие предметы, различные совершаемые людьми действия и т. д. Все это очень важно для детей [15].
Известно, что ребята, обучающиеся в младших классах школ, только-только приходя на обучение в 1 класс, имеют в своем словарном запасе пока что слишком мало слов. Это порядка лишь 5 — 7 тысяч различных слов, иногда чуть больше. Словарный запас у каждого индивидуален. А к завершению обучения в начальной школе их словарный запас постепенно увеличивается, и составляет уже порядка 10 — 15 тысяч слов, что уже значительно больше. Причем дети ознакомлены в том числе и с точным значением этих слов, они умеют правильно употреблять их в своей повседневной речи и во время школьных занятий. Ежедневно школьники узнают от учителя порядка 5-ти и больше новых слов, и их словарный запас в итоге становится значительно богаче [18].
Для обеспечения обогащения словаря дети, обучающиеся в младших классах школы, на каждом уроке должны вести работу над 5-ю совершенно новыми для них словами или больше. При этом они должны обязательно для начала достаточно четко уяснить себе их значение, а также понять в рамках того или иного предложения и текста оттенок их значения.
М.Р. Львов утверждает, что при обучении новым словам педагогу весьма важно соблюдать последовательность в работе над словами. Учитель должен управлять указанным процессом, обеспечивать правильность, полноту усвоения детьми новых для них слов [37].
Следует учесть то, что словарный запас школьников не представляет собой просто лишь обычную совокупность различных не связанных друг с другом слов. Его обогащение нельзя свести единственно к введению в активный словарь детей тех или иных отдельных выражений. В основе обогащения словарного запаса учащихся начальной школы языковое сознание отбора языковых словарных объединений. Изучение детьми существующих системных лексико-семантического связей дает им возможность обогащать индивидуальный словарный запас детей, являющийся, как считал ранее К.Д. Ушинский, «духовным богатством» [46] детей младшего школьного возраста.
Как считает исследователь Р.С. Немов, чем больше используется на практике различных неповторимых, непохожих друг на друга элементов языка, тем в итоге речь оказывается гораздо лучше и красочнее [42].
Задача постепенного обогащения словарного запаса детей, учащихся начальных классов, решается на практике как в плане восприятия, так и в плане воспроизведения речи.
В плане формирования речи педагогу нужно попытаться добиться от детей достаточного владения с их стороны различными языковыми системными объединениями слов при формировании того или иного высказывания. Дети должны учиться тому, чтобы создавать различные объединения слов с целью обеспечения выразительности речи, для уточнения смысла высказываний и т. д.
В плане восприятия речи работа заключается в том, что учитель добивается от детей адекватного восприятия смысла слова в тексте со всеми контекстуальными оттенками, наращениями, формирует способность восприятия словесных образных элементов в составе художественного текста во всем его смысловом и эмоционально-экспрессивном объеме, воспитывает у учащихся умение объяснять значение слова, особенности его употребления. В данном случае происходит расширение пассивного словаря детей, т.е. расширение круга знакомых слов, которые дети (до определенного момента) не используют в речи [24].
Увеличение у детей, учащихся младших классов, объема словарного запаса проявляется в том, что они постепенно добавляют к уже имеющимся в их запасе словам различные новые слова. Обогащение словарного запаса на практике состоит в следующем:
1. В постепенной замене тех или иных нелитературных слов, используемых в речи детей, литературными, нормативными словами. В итоге их речь становится более благозвучной, соответствующей действующим нормам.
2. В улучшении текущих показателей качества употребления слов и словосочетаний и в уточнении значения различных слов, известных детям.
Любой человек владеет некоторой частью лексики своего родного языка. Она как раз и составляет на практике индивидуальный словарный запас. Словарный запас при этом может различаться у разных людей.
В самом раннем возрасте у детей начинают постепенно меняться границы между активной и пассивной частями словарного запаса. Постепенно активный словарь детей начинает обогащаться благодаря изучению детьми все новых и новых для них слов.
Задача учителя в данном случае состоит в первую очередь в том, чтобы помочь детям овладеть сферой использования и сочетаемостью между собой различных слов из пассивного словаря. Это дает возможность в итоге постепенно перевести эти слова в активный словарный запас, и обогатить речь детей. Речевая деятельность в любом случае требует не столько механического воспроизведения выученных слов, сколько их достаточно свободного использования на практике. Важно также научиться использовать эти слова в различных новых ситуациях. Так что успешность овладения лексикой определяется в том числе числом запоминающихся слов, возможностью ими достаточно широко пользоваться, догадываться, если нужно, о значении того или иного слова [30].
Г.И. Сниткина в своих трудах говорила о том, что «любое слово, выученное детьми, представляется весьма важным. На практике нередко изученное новое слово имеет общий корень с ранее изученными словами. Так что в результате ребенку уже проще его запомнить. Если помочь школьнику с пониманием идейного содержания их словарный запас в результате обогащается» [44].
В существующей сейчас теории и методике преподавания русского языка постоянно происходят поиски в области определения непосредственного содержания и в проведении работы с лексикой в ходе обучения младшеклассников своему родному языку. Но при этом вопрос пока что не разрешен полностью.
По указанной причине сейчас растет роль педагога, учителя младших классов школы, в деле осуществления планирования и последующего проведения с детьми лексической, а также семантической работы. Учитель должен со своей стороны с учетом существующих сейчас принципов организации словарной работы с детьми, с учетом уровня текущего развития их лексикона, правильно подобрать необходимый материал и сформировать все необходимые условия, чтобы дети сумели этот материал усвоить за предельно короткое время [19].
Содержание проводимой педагогом работы определяется сейчас на основе существующих педагогических закономерностей и особенностей изучаемого детьми предмета.
Методисты И.П. Слесарева, М.Т. Баранов, П.И. Колосов раскрыли суть существующих дидактических принципов при организации работы детей над их словарным запасом. При этом они отметили в первую очередь такие принципы:
● Функциональный принцип, он формирует на практике необходимость в раскрытии правил, а также закономерностей функционирования различных слов в языке;
● Структурно-семантический принцип — он подразумевает осуществление на практике деятельности, направленной на тщательное изучение семантики слова, связанной с анализом его структуры;
● Экстралингвистический принцип — подразумевает учет того, как на практике выражается обусловленность тех или иных лексических значений слов складывающимися явлениями действительности;
● Исторический принцип — он предполагает обращение к существующему происхождению того или иного слова, к истории развития с течением времени его значений;
● Нормативно-стилистический принцип — он на практике требует постоянного наблюдения за существующими нормами и за уместностью употребления слов в зависимости от контекста [4].
Известный методист М.Т. Баранов со своей стороны отдельно отметил важность принципа отбора тематической лексики в рамках отдельных тематических групп с целью осуществления во время уроков словарной работы [4].
М. Т. Баранов выделяет также принципы отбора тематических групп лексики и слов внутри тематических и лексико-семантических групп для словарной работы на уроках русского языка. Отбор тематических групп должен осуществляться на основе социально-коммуникативного принципа (отбор лексики, обслуживающей значимые для школьника сферы коммуникации) и межпредметно-коммуникативного принципа (отбор лексики, необходимой для овладения содержанием тех или иных учебных дисциплин). Внутри тематической группы отбираются общеупотребительные слова, составляющие ее основу. При отборе слов той или иной лексико-семантической группы М. Т. Баранов рекомендует руководствоваться «частотным принципом (отбирается лексика, часто употребляемая в текстах разных стилей), коммуникативным принципом (выбираются слова нечастотные, но необходимые для удовлетворения коммуникативных потребностей школьника), системным принципом (включаются слова нечастотные, но отражающие основные виды связей в лексико-семантической группе) и стилистическим принципом (включение эмоционально и стилистически окрашенных слов)» [4].
Из этого следует то, что принципы лексико-семантической работы формируются сейчас у школьников на основании осознания существующих лингвистических закономерностей.
Главные источники осуществления обогащения словарного запаса младших школьников – это, в первую очередь, различные художественные произведения, а также тексты учебников. Имеет значение и речь учителя, проведение занятий по внеклассному чтению в школе.
Важную роль в обогащении словарного запаса детей, обучающихся в начальной школе, имеют в том числе различные учебные книги, составленные так, чтобы любой изучаемый детьми новый материал урока содержал обязательно некоторые из слов, изученных ранее, то есть важна последовательность в работе [6].
В ходе обучения детей в младших классах школы на практике используются самые разные приемы осуществления работы над значением слов. В итоге у детей постепенно растет интерес к осуществлению словарной деятельности, они интересуются новыми словами и их значением, начинают использовать их в своей повседневной речи и во время уроков русского языка и чтения. У учителя при этом возникает возможность использовать для обучения детей все новые слова, подходящие для того или иного конкретного случая или ситуации.
Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Иногда можно ограничиться показом рисунка или иллюстрации. При этом для объяснения имен существительных и прилагательных следует показывать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные, где есть действие. Такая работа очень эффективна. Прием показа используется для объяснения слов с конкретным значением, и то далеко не для всех. Этот прием, который может быть назван предметным, дополняется другими – языковыми и логическими – приемами.
Можно в числе прочих применять на практике прием подстановки синонимов к слову. Дети по указанию учителя должны, в соответствии с этим методом, подобрать те или иные слова-синонимы к заданному слову. Но при этом в случае необходимости педагог должен объяснять детям в случае необходимости различия в оттенках и значениях различных слов.
Донести до детей богатство каждого слова помогает художественный текст. Но и в самой словарной работе замена нового слова синонимом должна сопровождаться дополнительными пояснениями. Особенно это относиться к эмоционально-окрашенным словам, заменяемым в процессе словарной работы нейтральными синонимами. Такая замена слов синонимами может обеднять речь учащихся. Если на уроках школьники систематически будут заменять выразительные слова стилистически нейтральными, это нанесет ущерб развитию речи.
Нередко содержание слова раскрывается способом логического определения, т.е. подведением его под ближайший род и выделением видовых признаков.
Многие слова могут быть объяснены с помощью развернутого описания, состоящего из нескольких предложений. Этот способ объяснения слов особенно удобен в анализе художественных текстов, так как он позволяет сохранить непринужденность беседы. Так, способом развернутого описания могут быть объяснены названия национальностей.
Иногда для разъяснения значения слова можно использовать его антоним, если последний детям уже знаком [7].
Следующий прием – анализ морфологической структуры и словообразования. Этот прием особенно полезен тем, что подготавливает детей к усвоению словообразования, его знаков и способствует усвоению орфографии. Объясняя значение слова путем его словообразовательного анализа, дети приучаются проникать в структуру слова, обнаруживать его корень, другие морфемы, улавливать родство слов [17].
Применение на практике всех указанных приемов объяснения значения слов дает в итоге возможность учителю несколько разнообразить свою работу в классе. В итоге ученики быстрее достигают необходимых результатов в своем обучении.
Содержание деятельности, направленной на увеличение словарного запаса детей, в любом случае должно включать обучение младших школьников словарный запас-минимум. В современных условиях это очень актуально.
Чтобы определить необходимый детям словарный запас, нужно:
1) определить текущий словарный запас;
2) определить фронт работы, направленной на обогащение словарного запаса младших школьников;
3) определить основные принципы для осуществления отбора слов для составления словаря-минимума для детей.
В существующей сейчас методике преподавания русского языка и чтения указанные задачи полностью пока что не решены. Сейчас в ходе обогащения словарного запаса детей учителя, в первую очередь, принимают в расчет данные текстов учебников, литературные произведения и словари текстов для изложений и т. п. [20].
Лексика из упражнений учебников достаточно легко и просто усваивается детьми, и в итоге становится для них основной для дальнейшего пополнения словарного запаса. Педагог должен проводить работу в том числе над тем, чтобы объяснять детям значения различных слов. К примеру, это касается слова «роковой (день)». Некоторые из имен прилагательных, используемых в упражнениях учебника, применяются в переносном смысле, и это тоже нужно обязательно объяснять детям. Педагог при этом показывает детям использование того или иного слова и в прямом, и в переносном смысле. Подобное сопоставление позволяет в итоге показать детям выразительные средства имен прилагательных. В частности, можно показать детям такой пример: «бархатная трава, горячее желание» [22].
Вместе с упражнениями, следует также давать детям самим отыскать в том или ином тексте имена прилагательные (существительные, глаголы и др.) которые автор применил в переносном смысле. При этом дети должны привести какие-то свои примеры, в которых те же самые слова применяются уже непосредственно в прямом значении слова. Выполнение подобных упражнений позволяет воспитать у детей чуткость к слову, помогает им ярче отобразить свои чувства, увеличить имеющийся словарный запас.
Работа по обогащению словаря младшего школьника в школьном курсе русского языка тесно связана с изучением раздела «Лексика». Анализ рабочей программы по русскому языку УМК «Школа России» 4 класс показал, что изучение раздела «Лексика» является сквозным, т.е. распределяется по всем разделам курса.
Изучение «Лексики» предполагает:
1. определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря;
2. расширение представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах;
3. наблюдение за их использованием в тексте;
4. работу с разными словарями.
При обучении по программе В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого младшие школьники должны достичь следующих результатов по разделу «Лексика».
Планируемые результаты в 4 классе.
Базовый уровень:
− осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
− выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
− определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
− распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
− подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
− понимать этимологию мотивированных слов-названий;
− выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
− подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
− находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
− пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Повышенный уровень:
− оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
− подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
− иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
− работать с разными словарями;
− приобретать опыт редактирования предложения (текста) [Канакина, Горецкий, Бойкина].
Анализ учебника русского языка для 4-го класса показал, что лексическая работа над словом проводится при изучении всех разделов: «Предложение», «Слово в языке и речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол». Всего в учебнике дано 601 тренировочное упражнение и 28 контрольных заданий из рубрики «Проверь себя». Общая доля упражнений, направленных на работу со словом — 22 % (136 упражнений), что составляет пятую часть всех упражнений в учебнике.
В таблице 1.2. показано соотношение упражнений учебника, реализующих разные направления работы над словарем.

Таблица 1.2. – Соотношение упражнений учебника 4 класса, реализующих разные направления работы над словарем

Направление работы Доля в %
Обогащение словаря 24%
Уточнение словаря 67%
Активизация словаря 23%

 

Наглядно соотношение упражнений учебника 4 класса, реализующих разные направления работы над словарем представлено на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Соотношение упражнений учебника 4 класса, реализующих разные направления работы над словарем

Большая часть этих упражнений направлена на уточнение словаря младших школьников – 67% (91 упражнение). На обогащение словаря направлено 24% (32 упражнения), а на активизацию словаря – 23% (31 упражнение). Как и в остальных учебниках русского языка в некоторых упражнениях предусмотрено одновременно обогащение и уточнение и активизация словаря. Стоит заметить, что к числу словарей, которые даны в учебнике 4 класса, добавляется «Словарь иностранных слов».
Таким образом, основным результатом работы над словом к концу четвертого класса должно стать умение учеников осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи; выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова; подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы; находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения; оценивать уместность употребления этих слов в речи.
Анализ показал, что словарная работа в 4 классе направлена в основном так же, как и в трех предыдущих классах, на уточнение словаря.
На обогащение и активизацию словаря направлена лишь третья часть всех упражнений учебника.
Итак, можно сделать вывод, что при обучении русскому языку, задача школьного педагога при этом заключается в том, чтобы по возможности сформировать у детей достаточно развитую речевую культуру, которая сообразна с современными потребностями. Язык позволяет передавать и выражать те или иные мысли, как устно, так и письменно, позволяет в том числе пополнять словарный запас и выражать участникам общения своим мысли.
Пополнение словарного запаса школьников, обучающихся в начальных классах, представляет собой весьма важную на сегодня проблему обучения и играет свою роль в решении педагогом задачи языковой подготовки школьников [15].
В последнее время, к сожалению, у школьников можно наблюдать зачастую нежелание работать над увеличением своего словарного запаса и кругозора. Дети не стремятся со своей стороны повышать культуру и грамотность своей речи. В итоге, дети обедняют речь, и свою общую культуру.
Так как традиционно применяемые на практике способы обучения детей в школе не всегда позволяют обеспечить нормальное усвоение детьми материала, появятся в связи с этим необходимость венной организации учебной деятельности детей во время проведения уроков. При этом педагог должен сформировать у детей познавательную мотивацию. На практике часто применяются методы внешних побуждений — похвала, отметка, а также наказание. Но реальная мотивация возможна, только если дети реально хотят учиться сами, и им во время занятий интересно [5].
Применение на практике творческого подхода к подготовке уроков и их проведению со стороны учителя позволяет мотивировать детей, заинтересовывать их. Для активизации интереса детей можно применять в том числе занимательные разновидности занятий для учеников младшего школьного возраста.
В возрасте 6 – 10 лет учащиеся являются весьма и весьма восприимчивыми к изучению языковых основ, и важно привить им любовь к родному языку и стремление изучать его дальше [6].
С начала обучения детей в школе важно уделять внимание в том числе активному развитию их внимания, в том числе к значению новых для них слов. Это побуждает детей определять и сравнивать различные слова и другие языковые единицы.
В результате дети будут стремиться к тому, чтобы активно запоминать слова, применять их в своей речи. Постепенно новые слова входят не только в пассивный, но и в активный словарь детей.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф