Страницы 1 2
Глава 2. Экспериментальная работа по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в 4 классе
Экспериментальная работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы №31 г. Химки, в 4 классе. В эксперименте принимали участие 50 школьников. Было сформировано две группы: экспериментальная и контрольная. Количество детей в каждой группе – по 25 человек.
Цель экспериментальной работы — проверить гипотезу, которая , что речевая деятельность младших школьников будет более содержательной, если регулярно включать в процесс обучения задания, направленные на обогащение и активизацию словаря.
Работа проводилась в 3 этапа:
- Констатирующий этап экспериментальной работы
- Экспериментальная работа
- Контрольный этап экспериментальной работы
2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы
Цель констатирующего этапа экспериментальной работы заключалась в выявлении уровня словарного запаса младших школьников до проведения комплексной формирующей и развивающей работы.
Работа проводилась с опорой на методики выявления уровня словарного запаса М.Р.Львова. Методики М.Р. Львова обязательно включают в себя проверку пассивного и активного словарей [37].
Методика № 1. Проверка пассивного словарного запаса.
Задача методики – выявление уровня сформированности словарного запаса пассивной формы.
Инструкция. Детям предлагается пять наборов слов:
- Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
- Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
- Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
- Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
- Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда — «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения».
Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл». Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд.
Замечание 1. Если после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд. Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.
Замечание 2. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов.
В таблице 2.1 представлена система оценки результатов.
Таблица 2.1 – Система оценки результатов по методике № 1
Количество слов | Количество баллов | Уровень |
40-50 | 9-10 | высокий |
18-39 | 5 – 8 | средний |
0 – 17 | 0 – 4 | низкий |
Методика № 2. Проверка активного словарного запаса.
Задача методики – выявление уровня сформированности словарного запаса активной формы.
Инструкция. Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена на рис. 2.1). Его просят в течение пяти минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.
Замечание. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется (приложение 1).
Рисунок 2.1 – Диагностический к методике № 2
В таблице 2.2 представлена система оценки результатов.
Таблица 2.2 – Система оценки результатов по методике № 2
Количество слов | Количество баллов | Уровень |
40-50 | 9-10 | высокий |
18-39 | 5 – 8 | средний |
0 – 17 | 0 – 4 | низкий |
Методика № 3. Подбор синонимов.
Задача реализации методики – выявление уровня сформированности словаря синонимов.
Инструкция. Ребенку предъявляется совокупность слов, к каждому из которых нужно подобрать близкое по значению:
хмурый –
сильный –
гладкий –
торопиться –
добрый –
яркий –
веселый –
пасмурный –
хитрый –
Замечание. Ребенок получает один балл, если подобранное слово является синонимом.
В таблице 2.3 представлена система оценки результатов.
Таблица 2.3 – Система оценки результатов по методике № 3
Количество слов | Количество баллов | Уровень |
40-50 | 9-10 | высокий |
18-39 | 5 – 8 | средний |
0 – 17 | 0 – 4 | низкий |
Методика № 4. Подбор антонимов.
Задача реализации методики – выявление уровня сформированности словаря антонимов.
Инструкция. Ребенку предъявляется совокупность слов, к каждому из которых нужно подобрать отличное (противоположное) по значению слово:
светлый –
злой –
встать –
тонкий –
ненависть –
болтун –
ясный –
взять –
трусливый –
большой –
Замечание. Ребенок получает один балл, если подобранное слово является антонимом.
В таблице 2.4 представлена система оценки результатов.
Таблица 2.4 – Система оценки результатов по методике № 4
Количество слов | Количество баллов | Уровень |
40-50 | 9-10 | высокий |
18-39 | 5 – 8 | средний |
0 – 17 | 0 – 4 | низкий |
Методика № 5. Работа со словарем (толкование значения слов)
Объясните значение слов: кенгуру, озимь, клич, луг, повадки.
Составьте по одному предложению с каждым словом, если нужно, измените его.
Замечание. Ребенок получает один балл за каждое верно указанное значение и правильно составленное предложение.
В таблице 2.5 представлена система оценки результатов.
Таблица 2.5 – Система оценки результатов по методике № 5
Количество слов | Количество баллов | Уровень |
40-50 | 9-10 | высокий |
18-39 | 5 – 8 | средний |
0 – 17 | 0 – 4 | низкий |
По итогам выполнения 5 заданий был выявлен общий уровень словарного запаса младших школьников:
Таблица 2.6 – Система оценки уровня словарного запаса
Количество баллов | Уровень |
0-17 | Низкий |
18-39 | Средний |
40-50 | Высокий |
В приложении 2 приведены результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной и контрольной группам.
Предварительный анализ данных не выявил на констатирующем этапе детей с очень высокими уровнями сформированности пассивного и активного словарей, словарей синонимов и антонимов.
Проведен компонентный анализ сформированности словарного запаса у обучающихся обеих групп.
Средние по каждому компоненту рассчитывались следующим образом: сумма баллов за отдельно взятый компонент делилась на общее количество испытуемых в группе (на объем выборки экспериментальной и контрольной групп).
Итак, наибольшие затруднения у большинства детей вызвала работа по Методике 1 «Проверка пассивного словарного запаса». Проще детям было объяснить значение слов, обозначающих конкретный предмет (велосипед, автомобиль, книжка, плащ и др.) Сложнее было объяснить значение слов друг, герой, трус.
Методика 2 «Расскажи по картинке» выявила, что дети активнее использовали при описании картинки существительные, местоимения и глаголы, гораздо реже – прилагательные, еще реже наречия. При описании младшие школьники использовали в основном простые предложения.
Анализ результатов Методики «Подбор синонимов» показал, что присутствовали единичные ошибки в подборе синонимов к словам: «парк», «торопится», «улица». Чаще всего дети пытались объяснить слово, охарактеризовать ситуацию, когда они сталкивались с данным понятием, например, «хмурый – небо серое», «мальчик хмурый», либо расширяли значение синонима, например, «торопится — бежит».
Рассмотрим ошибки результатов методики «Подбор антонимов». Самые распространенные ошибки в подборе антонимов к словам: «тонкий», «трусливый». Дети называли слова той же части речи: тонкий — маленький, либо добавляли отрицание, т.е. частицу «не», например, трусливый — «не трусливый». Остальные слова – затруднений не вызвали. Дети отвечали быстро, наблюдался интерес к предложенному заданию.
Работа со словарем (толкование значения слова) в целом не вызвала трудностей. Были единичные ошибки в толковании слов мангуст и ложбина. Дети понимали, что мангуст – это хищное животное, но подробнее описать его не могли.
На рисунке 2.2 представлена диаграмма, отражающая различия в средних баллах по группам.
Рисунок 2.2 – Средние значения по группам на констатирующем этапе
Как видно из диаграммы, словарь антонимов развит в обеих группах меньше всего; пассивный словарь, напротив, развит в обеих группах больше всего.
Для сравнения общего уровня словарного запаса младших школьников результаты наглядно представлены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Уровень словарного запаса младших школьников на констатирующем этапе
Таким образом, достаточно резких различий в каждом компоненте сформированности словаря у обучающихся количественно-графический усредненный анализ не выявил. Однако пассивный запас больше выражен у экспериментальной группы, в то время как другие компоненты (активный запас, синонимия, антонимия) больше выражены у контрольной. Общий уровень словарного запаса младших школьников в группах идентичен.
2.2 Экспериментальная работа
Экспериментальная работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы №31 г. Химки, в 4 классе, в течении двух недель в феврале 2020 года.
Формирование словаря младших школьников – важное направление работы в начальной школе, напрямую связанное с успешность обучения ребенка на всех последующих этапах. В начальной школе дает хорошие результаты проведение словарной работы с применением элементов игр.
Игровая форма делает задания привлекательными для ребенка, и обучение проходит легко, с удовольствием, давая в то же время положительные результаты.
Цель предлагаемого нами комплекса игр-упражнений – дальнейшее совершенствование словаря детей. Использованные нами игры представляют собой авторскую адаптацию известных и широко применяемых в работе с учащимися начальной школы упражнений на уроках русского языка и литературного чтения.
«Что означает выражение?».
Цель: развитие лексикона младших школьников за счет введения устойчивых выражений; формирование умения понимать смысл и использовать устойчивые выражения. Соотносится с аналогичными заданиями учебников русского языка.
В русском языке существует множество устойчивых выражений, оборотов. К ним относятся фразеологизмы, поговорки, пословицы.
Представить все богатство языка невозможно без освоения и дальнейшего применения в активной речи устойчивых выражений.
Известно, что дети, не понимания общего смысла выражения, вникают в значение отдельных слов, могут заменять их, таким образом, изменяя, трансформируя фразеологизмы. Например, ребенок может сказать «пойти на исправку» вместо «пойти на поправку», «куда глаза видят» вместо «куда глаза глядят», «открыть Африку» вместо «открыть Америку», «нервы скандалят» вместо «нервы шалят» и так далее. Наша цель – приучить ребенка к правильному, уместному применению устойчивых выражений, для чего необходимо понять их переносное значение.
Например:
Баклуши бить — бездельничать
Без году неделя — совсем недавно, очень короткое время
Бок о бок — рядом
Болеть душой — волноваться, переживать, беспокоиться
Будь что будет — выражение готовности ко всему
Быть на высоте — проявить себя достойно
В ежовых рукавицах — очень строго, в большой строгости
В огонь и в воду — не раздумывая, идти на любые поступки
В поте лица — с большим усилием, напряжением
В пух и прах — совершенно, окончательно (напр., разругаться)
В час по чайной ложке — очень медленно
Висеть на волоске — быть в очень трудном, отчаянном положении
Волк в овечьей шкуре — злой человек, прикидывающийся добрыми
Глаза слипаются — хочется спать
Глазом не моргнул — быстро, моментально [произошло что-либо]
Делать из мухи слона — преувеличивать что-либо
Держать камень за пазухой — затаить злобу
Жить на широкую ногу — жить в довольстве, проявлять хлебосольство
За тридевять земель — очень далеко
Задирать нос — зазнаваться
Ломать голову — напряженно думать
«Картинки-загадки». В приложении 3 представлены примеры картинок-загадок.
Цель – развитие умения использовать слова в соответствии с ситуацией общения.
Учитель достает из коробки, где хранятся материалы для проведения игр, картинку с изображением какого-либо предмета. Водящий ребенок берет картинку. Не показывая остальным, он описывает предмет, изображенный на картинке. Дети отгадывают. Ребенок, давший правильный ответ, становится следующим водящим.
«Шаги».
Цель: совершенствование качественной стороны словарного запаса за счет использования семантических групп слов.
Игра содержит элементы соревнования. 3-4 игрока становятся в одну линию и договариваются, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). Затем оговаривается тема, например, вежливые слова. Участник может сделать шаг, лишь назвав слово по теме. Повторяться нельзя. Другие возможные темы: «Все горячее», «Все круглое», «Все мокрое», «Слова утешения» и так далее.
«Соавторы».
Цель: развитие активного словаря учащихся, умения подбирать слова в соответствии с контекстом, варьировать лексические средства. Совпадает с творческими заданиями учебника «придумай продолжение», «допиши рассказ» и др.
Взрослый читает часть предложения (их можно придумать самостоятельно, а можно подобрать из рассказов В.Бианки, В.Сутеева др.). Детям необходимо восполнить недостающие члены предложения. Это могут быть подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала… (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно… (что делала?). Кошка поймала в саду… (кого?). Шерсть у кошки… (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами… (где?). Котята играли мячиком… (как?)».
«Распространи предложение».
Цель: формирование активного словаря, умения подбирать слова в соответствии с контекстом.
Взрослый начинает предложение, называя подлежащее и сказуемое. Например: «Ребята отправились… (куда? зачем?). Бабушка поливает (что? где? когда? зачем?).
«Закончи сложное предложение».
Цель: формирование активного словаря, умения подбирать слова в соответствии с контекстом, использовать сложные синтаксические конструкции. Совпадает с заданиями «продолжи предложение».
Учитель предлагает детям закончить сложное предложение. Например: «С деревьев облетели листья, потому что…», «Вода в пруду замерзла, потому что…», «Дети пошли на занятии в спортзал, чтобы…» и так далее.
«Снежный ком».
Цель: развитие активного словаря, умения подбирать слова по семантическим группам.
Учитель предлагает первую фразу. Каждый из игроков по очереди добавляет слова к предложенному предложению. Например, ведущий говорит:
— Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан…
Первый игрок начинает фразу с начала, добавляя к ней одно слово:
— Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло…
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что считает нужным. По такому же принципу можно обыграть и другие ситуации, например:
Ведущий: «Мы готовим завтрак, давай составим меню».
Ребенок: «Обычно на завтрак я ем бутерброд».
Следующий игрок: «А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю …».
Следующий «Я не люблю, ни бутерброд, ни…, я предпочитаю …» и т. д.
«История с продолжением».
Цель: формирование активного словаря, умения использовать слова в соответствии с контекстом. Соотносится с заданиями типа «продолжи рассказ», «придумай продолжение».
Учитель предлагает детям придумать историю на заданную тему и произносит первое предложение. Первый ученик повторяет его и добавляет свое предложение. Второй ученик повторяет обе предыдущие фразы и добавляет свою. Так постепенно складывается небольшой рассказ.
«Похожие слова» (синонимы).
Цель: знакомство школьников с явлениями синонимии. Соотносится с аналогичными упражнениями учебника русского языка.
Подбор синонимов не только помогает усваивать различные значения одного и того же слова, но и приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторов. Учитель объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу – синонимами.
Например, учитель задает тему: «Я начну, а ты продолжай. Винни Пух забавный, а еще… (веселый, смешной, потешный, комичный и т.д.). Ослик Иа печальный, а еще (грустный, безрадостный, огорченный и т.д.). Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (боязливый, робкий, пугливый). Заяц убегает от лисы. Как можно заменить слово убегает? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).
«Мостик».
Цель: формирование активного словаря, умения распознавать и использовать семантические группы слов.
Учитель поочередно показывает карточки, на которых изображены разные предметы. Задача упражнения заключается в том, чтобы найти слово, представляющее переход, «мостик» между двумя загаданными словами. Участники отвечают по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например, загадываются два слова «сова» и «береза». Мостиком могут стать слова «лететь» (сова взлетела на березу»), «вырезать» (сову вырезали из березы), прятаться (сова спряталась за березу) и т.д.
«Я был в цирке…».
Цель: формирование активного словаря, развитие умения подбирать слова в соответствии с контекстом.
Для игры понадобятся карточки с буквами или слогами. Участники поочередно берут карточки и говорят: «Я был в цирке и видел…». Необходимо назвать что-то, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву «к» можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес. Возможные варианты игры «Я был на море…», «Я был в лесу», «Я был в театре…» и т.д.
«Добавь букву».
Цель – развитие активного словаря, а именно его количественного состава. Дети узнают и запоминают новые слова и начинают использовать их в речи.
Учитель загадывает существительное в единственном числе и называет первую букву. Второй игрок должен назвать следующую букву, имея в виду какое-то конкретное слово. Следующий игрок называет следующую букву. Таким образом игроки продолжают удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово. Игрок, конечно, может и «блефовать», то есть называть букву, не имея в виду конкретное слово. В этом случае возможны такие варианты. Либо следующий игрок может попросить предыдущего назвать слово, и тогда не сумевший ответить участник проигрывает. Либо игроки продолжают «блеф», пока кто-то не предложит назвать слово.
«Какие бывают слова».
Цель: развитие представлений младших школьников об определениях, эпитетах, что приводит к качественному формированию словаря учащихся. 47
Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова».
Затем учитель называет любое имя существительное (дом, гроза, радость и др.) и спрашивает, каким оно может быть. Участники придумывают определение.
Наоборот (антонимы).
Цель упражнения: знакомство учащихся с явлением антонимии, что приводит к качественному улучшению словаря младших школьников. Игра соотносится с аналогичными упражнениями в учебниках русского языка.
Ко многим словам можно подобрать антонимы, то есть слова с противоположным значением. Учитель может начать фразу, а ученик должен завершить. Например:
Сахар сладкий, а перец…
Дорога широкая, а тропинка…
Пластилин мягкий, а камень…
Чай горячий, а мороженое…
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет…
Днем светло, а ночью…
Можно обыграть с детьми стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:
«Звучат одинаково, а обозначают разное» (многозначные слова и омонимы).
Цель – знакомство с явлением омонимии в русском языке, что способствует развитию активного словаря. Совместимо с упражнениями учебника русского языка, посвященными омонимам.
Учитель предлагает ребятам вспомнить, что означает слово лук. Это может быть и огородное растение, и оружие, из которого стреляют. Учитель поясняет, что в русском языке немало многозначных слов, а также омонимов. В толковом словаре разные значения слова содержатся в одной словарной статье, а слова-омонимы получают разные словарные статьи. 48
А какие значения есть у слова игла? (Швейная игла, игла у хвойного дерева, иглы у ежа). Можно проверить в школьном толковом словаре, является ли это слово многозначным или это омонимы. Можно обсудить с детьми семантику слов носик, ручка, коса, бежать, идти и других.
Можно обсудить с ребятами стихотворения В.Лунина «Есть у булавки головка, но без волос…» и В.Орлова «Семен портфель несет в руке…».
Таким образом, можно начать и постоянно вести работу с толковыми и другими словарями.
Таким образом, проведя проектировочную работу по формированию словаря детей младшего школьного возраста, можно сказать, что: работа над формированием словаря учащихся начальной школы – важнейшее направление обучения на уроках русского языка и литературного чтения. Постоянная, целенаправленная лексико-семантическая работа приводит к развитию словаря учащихся. Предложенная нами система упражнений состоит из разнообразных игровых заданий, которые благодаря необычной, увлекательной форме могут заинтересовать обучающихся, пробудить интерес к словарной работе. Эти упражнения являются помогают учителю при работе над соответствующими темами по программе. В этом заключается практическая ценность разработанного комплекса. Таким образом, эта система является действенным методом развития словарного запаса младших школьников.
2.3 Контрольный этап эксперимента
Для того чтобы проверить эффективность предложенных заданий, был проведен контрольный эксперимент. Для проведения контрольного этапа эксперимента использовался тот же диагностический инструментарий, что и на констатирующем этапе, изменен был только набор слов во всех пяти методиках (см. приложение 4).
В приложении 5 приведены результаты контрольного эксперимента по экспериментальной и контрольной группах.
Анализ результатов исследования на контролирующем этапе показал, что в экспериментальной группе наблюдается наличие высоких показателей по всем методикам. В то время как в контрольной группе не выявлено детей с очень высокими уровнями сформированности пассивного и активного словарей, словарей синонимов и антонимов.
Проведен компонентный анализ сформированности словарного запаса у обучающихся обеих групп. Средние значения по каждому компоненту рассчитывались так же, как и на констатирующем этапе.
На рисунке 2.5 представлена диаграмма, отражающая различия в средних баллах по группам.
Рисунок 2.5 – Средние значения по группам на контролирующего этапе
Как видно из диаграммы, на контролирующем этапе все показатели развития словарного запаса выше в экспериментальной группе.
Для сравнения общего уровня словарного запаса младших школьников результаты наглядно представлены на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Уровень словарного запаса младших школьников на контролирующего этапе
Результаты исследования уровня словарного запаса младших школьников на контролирующем этапе показали, что в экспериментальной группе он находится на более высоком уровне.
Так, количество учащихся с низким уровнем развития словарного запаса в экспериментальной группе ниже на 48%.
Большинство учащихся экспериментальной группы (60%) имеют средний уровень словарного запаса, в то время как в контрольной группе он все еще находится на низком уровне (76%). Таким образом, видно, что использование предложенного комплекса заданий помогает увеличить словарный запас. Кроме того, в экспериментальной группе выявлено 12% учащихся с высоким уровнем словарного запаса, в то время как в контрольной группе нет учащихся, имевших высокий уровень словарного запаса.
Анализируя результаты диагностической работы, было отмечено, что уровень словарного запаса у экспериментального класса значительно повысился.
Таким образом, использование предлагаемых заданий и упражнений, будет эффективным при развитии словарного запаса, в частности активного и пассивного словаря, синонимии и антонимии, а также умения объяснять и использовать новые слова. Предлагаемые приемы могут быть использованы учителями начальных классов, студентами на педагогической практике на уроках.
Заключение
Проблема формирования словаря учащихся общеобразовательных школ по-прежнему является одной из самых актуальных задач современного образования. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Соответственно, гораздо активнее осуществляется психическое развитие обучающегося.
К началу школьного обучения ребенок пользуется языком в целях повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: учащийся активно осознает языковые средства, которыми овладел в дошкольный период, так как уже на пороге школьного возраста располагает достаточно развитыми вниманием и памятью.
В то же время той лексики, которую ребенок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе – и для понимания изучаемого материала. В условиях общения в кругу семьи можно добиться лишь самой первой, элементарной ступени владения языком. Ребенок к моменту прихода в начальную школу понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Все дело в том, что лексическая и грамматическая подсистемы языка ребенка остаются далеко не разработанными. Особенно мал активный словарь, не сформировано умение строить логически последовательную речь.
Словарный запас, лексикон каждого из нас – динамическая самоорганизующаяся система, изменяющаяся по мере накопления человеком знаний и речевого опыта для удовлетворения его коммуникативных потребностей. Особенно интенсивно изменения в лексиконе происходят на ранних возрастных этапах, в детстве. Процесс приближения детского лексикона к словарному запасу взрослого происходит постепенно. Динамика этих изменений зависит от многих факторов: речевой среды, внимания окружающих ребенка взрослых к его речи, познавательной активности самого ребенка.
В процессе обучения необходимо создавать специальные условия для развития словаря детей – целенаправленно и систематически проводить работу, направленную на полноценное усвоение детьми лексики родного языка. Лексико-семантическая работа рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность педагога, обеспечивающая овладение детьми лексикой родного языка.
В целях определения эффективности словарной работы с младшими школьниками, а, следовательно, и уровня развития лексикона нами осуществлено исследование уровня сформированности словаря 50 учащихся четвертого класса.
Цель констатирующего этапа экспериментальной работы заключается в выявлении уровня словарного запаса младших школьников до проведения комплексной формирующей и развивающей работы.
Формирование словаря младших школьников – важное направление работы в начальной школе, напрямую связанное с успешность обучения ребенка на всех последующих этапах. В начальной школе дает хорошие результаты проведение словарной работы с применением элементов игр.
Игровая форма делает задания привлекательными для ребенка, и обучение проходит легко, с удовольствием, давая в то же время положительные результаты.
Цель предлагаемого нами комплекса игр-упражнений – дальнейшее совершенствование словаря детей. Использованные нами игры представляют собой авторскую адаптацию известных и широко применяемых в работе с учащимися начальной школы упражнений на уроках русского языка и литературного чтения.
Анализируя результаты диагностической работы, было отмечено, что уровень словарного запаса у экспериментального класса значительно повысился.
Таким образом, использование предлагаемых заданий и упражнений, будет эффективным при развитии словарного запаса, в частности активного и пассивного словаря, синонимии и антонимии, а также умения объяснять и использовать новые слова. Предлагаемые приемы могут быть использованы учителями начальных классов, студентами на педагогической практике на уроках.
Список литературы
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов[Текст] / Г.С.Абрамова. – М.: Академический проект, 2001. – 704с.
- Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. — М.: ПРОТОС, 2013. — 488с.
- Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
- Андрюхова, Л.Л. Уроки развития речи: Методика и практика преподавания[Текст] /Л.Л.Андрюхова. – Ростов н /Д. : Феникс, 2013 – 320 с.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. институтов [Текст] / Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.Бабанского. – 4-е изд., доп. и перераб. – М. : Терра, 2011. – 479с.
- Баранов, М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся // Методика преподавания русского языка [Текст] /под ред. М.Т.Баранова. – М. : Педагогика, 1990. – 355 с.
- Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника[Текст] / Г.В.Бобровская // Начальная школа. – 2017. — № 4. – С. 47-51.
- Богуславская, Н.Е. Значение слова в восприятии младших школьников и принципы сопоставления учебного словаря [Текст]: (Метод. пособие) / Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина; Свердл. гос. пед. ин-т. – Свердловск : Изд-во Свердл. ГПИ, 1975. – 96 с.
- Борисенко, И. В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения[Текст] / И.В.Борисенко //Начальная школа. — 2014. — № 11 /12. – 116 с.
- Булохов, В.Я. Писательская компетенция учащихся : монография / В. Я. Булохов; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева». — Красноярск : Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2007. — 252 с.
- Буяновер, А.Б. Упражнения по предупреждению речевых и грамматических ошибок: Пособие для учителя[Текст] / А.Б.Буяновер. – К.: Рад. Шк., 2015. – 136 с.
- Вахтеров В. П. Новая школа // Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987. С. 225-230.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С.Выготский. – М. : Протос, 2013. – 469 с.
- Выготский, Л. С. Основы педологии [Текст] / Л.С.Выготский. – М. : Академия, 2015. – 229 с.
- Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — Москва : Творческий центр Сфера, 2007. – 470 c.
- Горелов, И.Н., Седов, К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие [Текст] / И.Н.Горелов, К.Ф.Седов. – М. : Лабиринт, 2001. – 240 с.
- Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В.Петровского/ В.В.Давыдов. – М. : Педагогика, 1973 – 322 с.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV[Текст] / В.И.Даль. – М.: Русский язык, 1980. – 683с.
- Елисеева, М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста [Текст] / М.Б.Елисеева. – СПб : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 143 с.
- Жеден, П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах [Текст] / П.С.Жеден. – Томск : 2012. – 178 с.
- Зельманова, Л.М. Наглядность в преподавании русского языка [Текст] / Л.М.Зельманова. – М. : Педагогика, 2014. – 317 с.
- Зимняя, И.А., Путиловская, Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи [Текст] / И.А.Зимняя, Т.С.Путиловская // Начальная школа +. – 2015. — №7. – С. 66-67.
- Иванов, С.В., Евдокимова, А.О., Кузнецова, М.И., Петленко, Л.В. Русский язык (1-4) [Текст] / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко. – М. : Вентана-Граф, 2018.
- Иванов, С. В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изучение [Текст] / С.В.Иванов // Начальное образование.- Спецвыпуск. – 2015. – 190 с.
- Иванова, С.Ф. Воспитание культуры речи у школьников. Из опыта работы учителя [Текст] / С.Ф.Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 267 с.
- Канакина, В.П. Особенности лексики младших школьников [Текст]/ В.П.Канакина //Начальная школа. – 2016. — № 6 – С. 211.
- Канакина, В.П. Русский язык (1-4). Учеб.для общеобразоват. организаций / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М. : Просвещение, 2013.
- Корепина, Л.Ф. Развитие речи учащихся [Текст] / Л.Ф.Корепина // Начальная школа. – 2011. — №1. – С. 27-31.
- Крючкова, Л.Ю. Речь — канал развития интеллекта [Текст]/ Л.Ю.Крючкова // Начальная школа. – 2017. — № 7. – С. 68-70.
- Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений[Текст] / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
- Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК[Текст] / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов–н/Дон : Изд-во «Учитель», 2011. – 351 с.
- Купина, Н.А. Работа над словом [Текст] / Н.А.Купина // Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т.А.Ладыженской. – М. : Педагогика, 1991. – 205 с.
- Ладыженская, Т.А. Развитие речи учащихся как теоретическая и грамматическая проблема межпредметного характера [Текст] / Т.А.Ладыженская//Сов.педагогика. — 1994. — №9. – С. 289.
- Левушкина, О.Н. Словарная работа в начальной школе: пособие для учителей [Текст] / О.Н.Левушкина. – М. : Педагогика, 2004. – 258 с.
- Лыжова, Л.К. Логический анализ содержания учебников как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения[Текст] // Рус.яз. в школе. – 2016. — №5. – 317 с.
- Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности : А. А. Леонтьев. — Москва :Либроком,2014. — 246 с.
- Львов, М. Р. Опыт изучения грамматического строя речи учащихся [Текст] / М.Р.Львов. В кн: Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах// под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичёвой. – М. : Академия, 2014. – 96 с.
- Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников[Текст]/ М.Р.Львов. – М. : Академия, 2015. – 163 с.
- Львов, М.Р. Уровень лексический (словарная работа) [Текст] / М.Р.Львов // Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М. : Педагогика, 2000. – С. 385-388.
- Львов, М.Р., Горецкий, В.П., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в младших классах: Уч. пос. для студентов высших пед. учебных заведений и колледжей [Текст] / М.Р.Львов,В.П.Горецкий, О.В.Сосновская. – М.: Академия, 2013. – 224 с.
- Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г., Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах[Текст] / М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. – М.: Просвещение, 2015. – 58 с.
- Максаков, А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье : пособие для родителей и воспитателей [Текст] / А.И.Максаков. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.
- Матвеева, А. Н. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку [Текст] / А. Н. Матвеева. – М. : Просвещение, 1982 – 31 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) [Текст] / сост. Т.В.Игнатьева, Л.А.Вохмянина. 3-е изд. – М. : Педагогика, 2002. — Ч 1. – 401 с.
- Сниткина, Г.И. Обогащение словаря учащихся 1 класса на уроках русского языка [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (130002) / Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения АПН СССР. — Москва : [б. и.], 1976.
- Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языка и речи[Текст] / М.С.Соловейчик. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 208 с.
- Ушинский, К.Д.. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К.Д.Ушинский. – М.: Педагогика, 2015. – 311 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) [Текст] / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnayashkola/fgos/fgos-noo.html
- Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. — 240с.
- Фомичева, Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах : Пособие для учителей / Г. А. Фомичева. — М. : Просвещение, 1981. – 159
- Словарный запас младших школьников. Особенности усвоения, отклонения, обогащения / Электронный ресурс URL: http://www.stranamam.ru/post/1079714/
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф