Вид работы: Проект
Тема: Образ Петербурга в произведениях русских писателей II половины XIX века и поэтов Серебряного века
ВВЕДЕНИЕ
Петербург – северная столица стала центром культурной жизни, здесь зарождалась русская философская мысль, расцветала поэзия, гремели скандалы и запутанные любовные истории. Что характерна для каждой эпохи существует свой образ Петербурга. Например, для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина — Петербург предстает как «преславный град», «Северный Рим». Только в XIX веке появляется город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя. Петербург Достоевского — сырой, темный и мрачный, здесь всегда холодный ветер, дождь или мокрый снег, реже — жара, зловоние и пыль. Здесь ютятся в углах, страдают, умирают и сходят с ума бедные люди, униженные и оскорбленные.
Таким образом, интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом. Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы сквозь призму столетий взглянуть и оценить образ Петербурга в произведениях русских писателей II половины XIX века и поэтов Серебряного века.
Цель исследования заключается в том, чтобы показать особое очарования образа Петербурга в произведениях русских поэтов и писателей как равноправное действующее лицо Северная столица. Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Для того чтобы достигнуть поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить эволюционный процесс образа Петербурга в русской литературе;
- дать комплексную характеристику и провести сравнительный анализ образа Петербурга в произведениях русских писателей II половины XIX века и поэтов Серебряного века;
- исследовать образ Петербурга на основе романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Таким образом, в ходе нашего исследования мы прогуляемся по знаковым местам Петербурга и прислушаемся к эху утраченной эпохи.
Эволюция образа Петербурга в русской литературе
Петербург – «Северная Пальмира» — великолепный, пышный и вместе c тем бедный город, созданный «волей роковой» и гениальной мыслью одного человека, возникший в сказочно быстрое время «из тьмы лесов, и топи блат». Этот город едва ли не с первых дней его необыкновенной жизни связан в сознании человеческом с представлением о чём-то сверхъестественном, находящемся на грани между миром реальным и миром фантастическим. Петербург с самого начала вызвал к себе двойственное отношение.
Город Петра в сознании русских писателей и поэтов всегда обладал особой значимостью. Петербург вошел в русскую литературу XVIII века на максимально мажорной ноте. Смысл творческой задачи авторами XVIII века виделся в том, чтобы найти оригинальные приёмы, образы сравнения для передачи понятного и близкого всем: удивления и восторга.
Сегодняшнему читателю, несомненно, бросится в глаза в стихах поэтов XVIII века, посвященных Петербургу, обилие исторических и мифологических параллелей, частые упоминания античных богов и героев. В этом сказалось стремление поэтов вписать своего “героя” в мировой культурно-исторический контекст, подчеркнуть неслучайный и в то же время чудесный характер его появления.
В художественном творчестве Гаврилы Романовича Державина Петербург — это гордая столица молодой, полной сил Империи, это город величаво простой, ясный, отмеченный изяществом вкуса своих строителей, город гармоничный, лишенный всякого трагизма.
Цельное и многообразное отражение получил образ северной столицы в творчестве Достоевского. Выдающийся исследователь петербургской темы в русской литературе Николай Павлович Анциферов отмечал, что из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие Достоевского, можно выделить двадцать, где Петербург является главным местом действия.
Петербург- город контрастов. Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе.
К образу Петербурга в поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин обращается со словами, полными любви и восхищения, несмотря на то, что в других случаях его отношение к Петербургу двойственно и скептично, и он видит в нём порою
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно – бледный,
Скука, холод и гранит…[1]
Лирическое обращение к городу, «Петра творенью», где повторяется пять раз слово «люблю», заканчивается своего рода заклинанием, в котором «град Петров» как символ всего созданного призывается красоваться и стоять «неколебимо, как Россия». Однако город этот двойствен и равнодушен к людям, обыкновенному человеку жить в нём неуютно, холодно и страшно. Пушкин говорит нам о трагедии «маленького человека», раздавленного мощью официального города, города, ставшего подтверждением величия одного человека, «народного кумира», «вздёрнувшего» «Россию на дыбы».
И у Пушкина, и у Достоевского картина Петербурга достоверна и объективна. У Гоголя изображение северной столицы расширяется, обрастает подробностями, образ города становится метафоричным: Невский проспект, например, олицетворяет собою двуличное существо, он живет двойной жизнью.
В петербургских повестях Н.В Гоголя нашли отражение как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества – чиновников, военных, ремесленников, художественной интеллигенции. Тема утраченных иллюзий – одна из главных в повести Н.В Гоголя «Невский проспект». Несмотря на метафоричность, описание Петербурга у Гоголя наполнено массой деталей, которые делают образ города реальным и узнаваемым. Вымышленные события у Гоголя связываются с настоящими фактами, географическими названиями и историческими лицами, а сама столица государства является отдельным, очень широко представленным, достоверным образом.
К образу Петербурга обращались многие писатели. Петербург как персонаж живет и действует на страницах романов Достоевского. Нередко авторы с первых же строчек информируют нас, что действие происходит, или герой живёт, или герой родился в Петербурге, как это делает, например, И.А.Гончаров. И эту деталь никак нельзя не заметить, возможно, что она вообще определяющая.
В начале ХХ века подходил к своему трагическому итогу Петербургский период русской истории, и тема Петербурга и Петра с новой силой зазвучала в отечественной литературе. Практически все крупные писатели Серебряного века подхватили и продолжили «петербургские» традиции литературы XIX века, прежде всего Пушкина, Достоевского и Некрасова, – И.Анненский, А. Блок, А.Белый, В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, а позже – А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Есенин, А.Толстой[2]. Это ещё раз подтверждает особую роль города Петербурга не только в русской истории, но и в русской литературе.
Образ Петербурга в произведениях русских писателей II половины XIX века и поэтов Серебряного века
Пожалуй, не было в XIX веке писателя или поэта, который не написал бы о Петербурге. Город этот стал тайной, загадкой, которую каждый пытался разгадать по-своему.
Русское искусство запечатлело сложный многопланный образ великого города в его внешнем выражении, во всём богатстве и во всей красоте его монументальных форм. Но изобразительное искусство по природе своей, не могло в полной мере воплотить чувство Петербурга как явления культурной истории и темы душевных переживаний. Зеркалом, вобравшим в себя многообразные отражения Петербурга в сознании русского общества, явилась художественная литература.
Петербург — один из “вечных образов” русской литературы. Образ этот, естественно, не оставался неизменным на протяжении двух столетий “петербургского периода” русской истории. Каждая историческая эпоха накладывала на Петербург свой отпечаток и вносила нечто новое в его понимание. Каждое поколение по-своему чувствовало Петербург.
Множество русских писателей в стихах и в прозе в той или иной мере затронули тему Петербурга. Но, если не вдаваться в частности, нужно назвать четырёх великих художников слова, для которых эта тема стала органической и в творчестве которых нашли наиболее полное и чёткое художественное воплощение главные аспекты восприятия Петербурга в разные эпохи его истории. Это — Пушкин, Гоголь, Достоевский и Блок.
К сороковым годам 19 столетия в русской литературе явно прослеживается тенденция изображение образа Петербурга в серых мрачных тонах.
Петербург любили или ненавидели, но равнодушными не оставались. Вечный спутник Герцена Огарев образ Петербурга рисует несколькими интересными фразами – «Трагический лик его не возбуждает в нем ни ненависти, ни преклонения, а нагоняет жуть. Город без солнца… Средь года выходит солнце только раз, Блеснет и спрячется тотчас»[3].
Писатели второй половины XIX века вслед за Пушкиным полюбили окраины города и искали в них раскрытия еще не исследованных сторон многогранного города.
В рассказах И. С. Генслера мы находим любопытную характеристику отдаленного уголка Петербурга — Гавани («Гаванские чиновники в домашнем быту, или Галерная гавань во всякое время дня и года. Пейзаж и жанр»). Тема наводнения здесь трактуется в спокойных бытовых тонах. Кругом жизнь переменилась, город не раз менял свой наряд, а старая Гавань все та же.
Н. А. Некрасов запечатлел Петербург с самой мрачной стороны; его образ знаменует самый безотрадный момент в цепи сменяющихся образов северной столицы. Вместе с тем следует отметить, что Н. А. Некрасов поставил достаточно широко проблему города, пытаясь в обрисовке его пейзажа, в характеристике его частей, в описаниях его быта найти общее выражение; все это свидетельствует, что Петербург, даже в эпоху своего помрачения, сохранял власть над сознанием, вызывал к себе жгучий интерес. Н. А. Некрасов определил город, в котором он трудной борьбой «надорвал смолоду грудь», городом страданий, преступлений и смерти.
В то время, когда, казалось, совсем померк город Петра, незаметно началось возрождение в русском обществе чувства Петербурга. Достоевский открыл в городе, самом прозаическом в мире, незримый мир, полный фантастики. Образ его Петербурга чрезвычайно широк и значителен, он охватывает многие черты предшествующей эпохи образа Северной Пальмиры и предопределяет в основном и во многих деталях подход к нему Достоевского.
Достоевский в беглых заметках о городе («Маленькие картинки» в «Дневнике писателя») пытается дать характеристику архитектуры Петербурга. Мы можем быть уверены заранее, что сочувственной оценки ждать не следует. Годы, когда русское общество восхищалось строгим, стройным городом, отошли в далекое прошлое. И даже гениальный его гражданин, ясновидец, в этом отношении был безнадежно слеп. Это указывает лишний раз, как органична жизнь общества, до какой степени велика власть целого над его частями.
Достоевский подчеркивает бесхарактерность внешнего облика города:
«Вообще архитектура всего Петербурга чрезвычайно характеристична и оригинальна и всегда поражала меня именно тем, что выражает всю его бесхарактерность и безличность за все время существования. Характерного в положительном смысле, своего собственного, в нем вот разве эти деревянные гнилые домишки, еще уцелевшие даже на самых блестящих улицах, рядом с громаднейшими домами и вдруг поражающие ваш взгляд, словно куча дров возле мраморного палаццо.
Таким образом, Достоевский в новой столице видит его символ и его выражение. Ничего своего, все вывезено на кораблях, что со всех концов устремлялись к богатым пристаням. Чувство Достоевского к Петербургу многогранно и с трудом поддается анализу.
Что же касается образа Петербурга в творчестве поэтов серебряного века, у каждого поэта этого времени был свой Петербург. В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине “действенным” городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественно сознание. Не будет преувеличением сказать, что Блок — наиболее “петербургский” из всех русских поэтов. И это при том, что он сравнительно скупо и бегло описывал Петербург — его площади, улицы, памятники и здания. Но всё творчество Блока проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа — от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить самое чувство Петербурга.
Литературные критики девятисотых годов единодушно аттестовали Блока как “поэта города”, и не просто города, а именно Петербурга, и ещё точнее — “как гениального поэта Невского проспекта”.
Пусть в стихах Блока мы сравнительно редко встречаем конкретно-вещественные детали петербургского пейзажа, но при всём том эти стихи (и не только составляющие в собрании лирики Блока раздел “Город”) очень локальны. И в “Снежной маске”, и в “Страшном мире”, и в других лирических циклах Блока перед нами возникает цельный и сложный образ не безликого большого города, но именно Петербурга.
Поэт, прозаик, критик Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) был коренным москвичом, не любил Петербурга. Но в то же время притягательность города на Неве была для него совершенно магической и нашла свое высшее воплощение в романе «Петербург». Всестороннее изображение «переворотившегося» состояния, в какое пришла Россия вместе со своей столицей в бурные дни 1905 года, делает роман Белого одним из наиболее важных явлений в русской литературе начала серебряного века.
Роман «Петербург» совпал по замыслу и содержанию с «Бесами» Достоевского.
Повесть «Серебряный голубь» была первой книгой трилогии, второй частью которой должен был стать роман «Петербург». Как нечто иное, синтезирующее воплощенные в первых книгах идеи, вернее, как противовес отраженным в них негативным тенденциям замысливалась третья книга – «Невидимый град», в который поэт хотел коснуться положительных устремлений душевной жизни.
Используя художественные образы Петербурга, созданные его предшественниками, с помощью прямых литературных ассоциаций, А.Белый на небольшом временном романном пространстве как бы концентрирует всю историю послепетровской России, приведшей ее народ к искусственной, омертвленной бессмысленным порядком жизни.
Совершенно другой, непохожий образ города на Неве предстаёт перед нами в творчестве А. Ахматовой. С 1890 года по 1916 Анна Ахматова жила в Царском селе. Почти вся её связана с Петербургом.
Уже первая встреча с образом Петербурга в лирике Ахматовой создает впечатление о городе, который живет, заблуждается, страдает, меняется, подобно человеку; он бывает беспутен, несправедлив, жесток, но он прекрасен, душа его божественна.
Литература
[1] Пушкин А.С. Стихотворение М.: ОЛМА Медиа Групп, 2002. С.92. [2] Глезеров С.Е. Петербург Серебряного века. Быт и нравы. М.: Центрополиграф 2007.С. 58. [3] Анциферов Н.П. . Душа Петербурга [Электронный ресурс] СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1922. – Режим доступа: . http://elib.shpl.ru/ru/nodes/22188-antsiferov-n-p-dusha-peterburga-pb , свободный.Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


