Меню Услуги

Психологическое консультирование подростков по проблемам общения в группе сверстников


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы общения в подростковом возрасте
  • 1.1. Содержание психологического консультирования
  • 1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста
  • Глава 2. Разработка и оценка программы психологического консультирования подростков по вопросам общения в группе сверстников
  • 2.1. Организация психологического консультирования и анализ выборки
  • 2.2. Программа психологического консультирования подростков по вопросам общения со сверстниками
  • 2.3. Разработка тренинговой программы по преодолению барьеров в общении со сверстниками
  • 2.4. Оценка результатов проведенного исследования и разработка рекомендаций подросткам по преодолению трудностей общения в группе сверстников
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований с целью выявления специфических психических особенностей, присущих этому возрасту. Подростковый период развития (11-17 лет), будучи по своему содержанию, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Одна из главных тенденций переходного возраста — переориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими, на более или менее равных по положению. Роль эмоциональной функции общения проявляется в двух аспектах: в приобретении опыта эмоциональных отношений с людьми и в развитии эмоционального приятия окружающей действительности (12, 20, 51).

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими измене­ниями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются фи­зиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских воз­растов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения (2, 9, 18, 42, 43).

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение самоутверждение. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый — кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка (9, 26).

Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям с взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости (5,23, 39, 45).

Объект – процесс общения подростков в группе сверстников.

Предмет исследования – организация психологического консультирования подростков по общению со сверстниками.

Цель исследования — изучить особенности организации экспериментальной системы психологического консультирования подростков по вопросам межличностного общения со сверстниками в общеобразовательной школе – базе исследования.

Задачи исследования:

— исследовать теоретические основыпсихологического консультирования подростков по вопросам общения в группе сверстников;

рассмотреть психологические особенности подростков и изучить психолого-педагогические проблемы подросткового возраста;

— разработать алгоритм психологической консультативной работы с подростками по развитию социально-коммуникативных и интерактивно-перцептивных навыков общения со сверстниками;

— сделать выводы и дать рекомендации по результатам исследования.

Гипотеза исследования: можно предположить, что своевременное оказание психологической помощи подросткам по преодолению барьеров общения со сверстниками с учетом особенностей подросткового возраста будет более эффективной, если будут учитываться личностные особенностиих общения с помощью психологического консультирования.

Выборка исследования. Численность выборки составила 12 человек – учащихся младшего подросткового возраста 11 – 13-ти лет из 5 – 6 классов, чьи родители дали письменное согласие на участие их детей в эксперименте.

Методологической основой исследования являются основные принципы психологии, такие как саморазвитие и самосовершенствование, нашедшие отражение в теории подростковго периода (Л. С. Выготский, Ш.Бюлер), концепции стилей воспитания и форм взаимоотноше­ния между учащимися (В.А. Аверин, Е.И. Артамонова), психодиагностические методики (Р.С.Немов,  А.Г. Шмелев, Е.В.Сидоренко), последние исследования по психологическому консультированию (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, Л.Б. Шнейдер, О.В. Хухлаева, А.Г. Лидерс, др.), которые отражают психолого-педагогическую помощь подросткам.

Методы исследования:

— теоретического анализа или анализа литературных источников (А.С. Лаппо-Данилевский, др.,);

— психодиагностические методы (анкетирование, тестирование, беседа, стандартизированные опросники, проективные методики Спилберга, Филипса, др.)

— коррекционные методы (повышения самооценки, самоуправляемости, снятия мышечного напряжения или релаксации Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, др.)

— методы математико-статистической обработки данных (Пирсон, др.)

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка литературы, приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы общения в подростковом возрасте

1.1. Содержание психологического консультирования

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы общаемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы [31, c.7].

В литературных источниках о психологическом консультировании наиболее устойчиво выделяемыми (в отечественной и зарубежной психологии) подходами к его осуществлению называют следующие (критерий выделения — основнаяцентрация подхода):

поведенческое (бихевиоральное) направление, в том числе рационально-эмоциональная поведенческая терапия А. Эллиса;

— когнитивное направление;

— психодинамическое (психоаналитическое) направление, в том числе: психонализ (З. Фрейд и др.), индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология (К. Юнг);

— экзистенциальное (экзистенциально-гуманистическое) направление;

— конструктивистское направление;

— нарративное направление;

— гештальттерапевтическое направление;

— психодраматическое направление;

— эклектическое направление и др.

Современные основы психологического консультирования были сформулированы в работах Р. Нельсона-Джоунса, а именно следующие его составляющие: консультирование как вид отношений помощи, консультирование как репертуар воздействий, консультирование как психологический процесс, цели консультирования, консультирование и психотерапия[30, с. 11-14].

Функции теорий консультирования, источники теорий консультирования, ограничения теории консультирования, цели консультирования и жизни были разработаны К. Роджерсом и А. Маслоу.

Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии. Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт К. Роджерс выделил три основных принципа этого направления:

а. каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

б. каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

в. каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения[48,c.7].

В отечественной психологии виды психологического консультирования были сформулированы А.Н.Елизаровым, в частности такие, как проблемно-ориентированное консультирование, личностно-ориентированное консультирование, дистантное и др. Ю.Е. Алешин определил пространственные и временные аспекты консультативной работы.

Вопросам разграничения психологии, психологического консультирования и психотерапии, уточнения основных понятий были посвящены исследования Ф.Е. Василюка, Б.Д.Карвасарского, формированию общего представления о психологическом консультировании, его сущности и специфики- Ю.Е.Алешина, А.Н.Елизарова.

Ю.А. Алешиным были сформированы такие методологические принципы консультирования как:

— доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

— ориентация на нормы и ценности клиента;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— запрет давать советы;

— анонимность;

— разграничение личных и профессиональных отношений;

— включенность клиента в процесс консультирования;

— принятие клиентом ответственности.

Вопросы самоопределения и мотивы ведения консультативной работы были заложены Дж. Бьюдженталем и Э. Берном. Требования к личности психолога-консультанта, модель эффективного психолога-консультанта составили предмет исследований А.Н.Елизарова: аутентичность; открытость собственному опыту; развитое самопознание; сильная идентичность; толерантность к неопределенности; принятие личной ответственности; стремление к глубине межличностных отношений; постановка реалистичных целей; типичные ошибки психолога-консультанта. Феномен альтруизма и его искажения были комплексно раскрыты в публикациях А.Н. Моховикова.

Изучению вопросов организации и структуры консультирования были посвящены разработки Дж. Бьюдженталя, Ю.Е. Алешина, А.Н. Моховикова, Р.С. Немова [31, c.44-72].

Значительный вклад в формирование и развитие различных аспектов психотерапевтической техники понимающей психотерапии принадлежит Леонтьеву А.А. (25). Это касается эмпатии, майевтики, интерпретации, психотехнического расширения, регистров сознания, типологии     жизненных миров, модель образа сознания, структуры психотерапевтической ситуации и психотерапевтических методик.

Так, И. В.Дубровина утвердила положение о том, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психологическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого. Таким образом, можно говорить о том, что психологическое здоровье — это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде. Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции:

— обучение положительному самоотношению и принятию других;

— обучение рефлексивным умениям;

— формирование потребности в саморазвитии.

Таким образом, можно увидеть, что в психологическом консультировании и коррекции И.В. Дубровиной основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, а не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью [46, c.21].

Проблемы психологической поддержки человека в трудной ситуации изучены в работах Ф.Е. Василюка, В.А. Бодрова.  О.В. Хухлаева на основе возрастной психологии разработала рекомендации по формам психологической поддержки. По её мнению, у подростков обычно не применяется такая форма психологической поддержки, как психологическая коррекция, осуществляемая по инициативе взрослых: родителей или педагогов. Индивидуальная помощь может осуществляться в форме психологического консультирования по запросу самого подростка. Соответственно теряется значимость психологической диагностики, поскольку ее результаты не служат основаниями для организации психологической помощи. Групповые развивающие занятия, проводимые в рамках школы, возможны в младшем и среднем подростковом возрасте. В старшем подростковом возрасте могут проводиться уроки психологии или же занятия профориентационной направленности [53, c.64].

Современные исследования в области психологического консультирования  направлены в том числе на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения. Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

Б. Кочубей, Е. Новиковой были изучены тревожность в связи с половозрастными особенностями.  В исследовании уровня притязаний у подростков М.З. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. В целом специалисты констатируют зрелый уровень развития современного психологического консультирования [31, c.70-71].

В настоящее время в соответствии с определением Р.С. Немова психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке [31, с. 7].

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту [31, с. 8].

Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

  1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.
  2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности.
  3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.
  4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.
  5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.
  6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем.
  7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки.

Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

  1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.
  2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности.
  3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.
  4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.
  5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.
  6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем.
  7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки [31, с. 11-12].

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

  1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.
  2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.
  3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 часов [53, c.31].

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца более детально можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению методов и приемов ведения консультирования, с помощью которых решается какая-нибудь из частных задач [40, c.106].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  1. Этап консультативной деятельности – вводный. Задачи – создание условий для доверительного контакта; понять, как видит родитель проблему взаимоотношений с ребенком. Метод – активное слушание. Позиция консультанта – стимулирующая.
  2. Этап консультативной деятельности – анализ первичных данных. Задача – сформулировать предположительную психологическую проблему. Методы – анализ данных протокола беседы, уточняющие вопросы. Позиция консультанта – активная.
  3. Этап консультативной деятельности – формулирование запроса. Задача – помочь родителям сформулировать запрос и ожидания. Методы – наводящие вопросы, незаконченные предложения. Позиция консультанта – направляющая.
  4. Этап консультативной деятельности – психодиагностический. Задача – уточнение психологической проблемы. Определение индивидуальных особенностей ребенка или, например, детско-родительских отношений. Методы – анкетирование, тестирование. Позиция консультанта – стимулирующая.
  5. Этап консультативной деятельности – анализ результатов. Задачи: составить объективную картину психологического состояния личности ребенка; выявить причины возникшей проблемы. Метод – изучение продуктов деятельности, стимульных материалов, анализ и составление документации. Позиция консультанта – направляющая, аналитическая.
  6. Этап консультативной деятельности – выбор эффективных методов коррекции. Задача – способствовать формированию ответственной позиции родителей при решении психологических проблем. Методы – совместная деятельность по моделированию ситуации, составлению программы коррекции. Позиция консультанта – активная, направляющая.
  7. Этап консультативной деятельности – реализация программы коррекции. Задача – способствовать решению проблемы клиента. Метод – отслеживание динамики, мониторинг результатов. Позиция консультанта – стимулирующая, направляющая.
  8. Этап консультативной деятельности – подведение итогов консультативной работы. Задача — способствовать формированию ответственной позиции клиента при решении его психологических проблем. Методы – беседа, перспективное планирование. Позиция консультанта – стимулирующая, подкрепляющая [31, c. 81-82].

1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст – возраст интенсивного развития самосознания, личностной рефлексии, активного поиска путей самореализации и самоутверждения. Приобретая социальный опыт, подросток способен осознать свои переживания, выразить их, понять, чем они вызваны. Одна из главных особенностей подросткового возраста — смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков[51, c. 226].

Причина этого кроется, прежде всего, в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменения внутреннего мира подростка. Рассуждая абстрактно, родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто-либо другой, даже он сам. Но изменения, происходящие с ребенком, происходят слишком быстро, а родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад. Спешка, неумение и нежелание выслушать и понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, уверенность в собственной непогрешимости — вот что в первую очередь создает психологический барьер между растущими детьми.

Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» — и совершенно не замечают позитивного нового. Одним из таких ростков является развитие в подростковом возрасте способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать их горе или радость. Взрослые, в лучшем случае, готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним на равных [28, c.17].

Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации (позволяющий часть информации по вопросам пола подросток получать от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или предать ему нездоровый характер). Положение принципиального равенства детей-сверстников делает эту сферу отношений особенно привлекательной для подростка: это положение соответствует этическому содержанию возникающего у подростка чувства собственной взрослости.

Характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности – умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т. д. Главная же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте [15, с.113].

В рамках культурно-психологической концепции подросткового возраста описаны три возможных типа развития личности подростка. В частности, для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает главные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины[18, c. 73-74].

Главными психологическими новообразованиями этого возраста считаются открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности. Специфика развития подростка может быть объяснена с позиции пубертата. Известно, что пубертат – это период резкого ускорения физического развития и полового созревания и, что он составляет лишь часть внутри подросткового возраста.

Можно видеть одновременное присутствие у подростка ненависти к себе и окружающему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим и непонятным окружающими людьми. Ребенок на этой стадии наиболее чувствителен к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает его либо к агрессивной самозащите, либо пассивной меланхолии. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания [32, c.62].

Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окружения. Перед ним открываются источники радости, «переживание природы» – сознательное переживание прекрасного. При благоприятных условиях развития такими источниками радости могут стать искусство и наука. К этому присоединяется и любовь, дающая выход самому тяжелому напряжению.

Ключевой проблемой этого периода Л.С. Выготский называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развитие новых. К ним он относил «эгоцентрическую доминанту» (интерес подростка к собственной личности), «доминанту дали» (доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними, текущими интересами), «доминанту усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, героическому) [10, c. 237].

Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся новые психологические новообразования подросткового возраста [9, c. 91].

Поэтому внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или 7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).

Психологические новообразования младшего возраста изменяют возможности ребенка, а, следовательно, и сферу его интересов и мотивов поведения. Именно способность к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов и мотивов подростка, формированию новых моментов в его потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения.

Первый таким моментом в этой сфере младшего подростка является появление потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток будет соответствовать не только требованиям окружающих его людей (что явилось приобретением предшествующего возрастного этапа развития), но, прежде всего, собственным требованиям и самооценке. Это – второй новый момент в мотивационной сфере.

Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в окружающей его социальной среде. Таким образом, мы видим, что психологические новообразования, приобретенные в младшем школьном возрасте, открывают перед ребенком новые возможности и связаны они, прежде всего, с изменениями в сфере потребностей и мотивов поведения.

Становится очевидным, что новые потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности, которая могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней ведущей деятельности – учебной [38, c. 56].

Характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками — это резкое ухудшение поведения. Оно проявляется в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п.

Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.

Отличительной чертой поведения подростков является также реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.

Отрочествотак иногда по старинке называют подростковые годы — характеризуется усилением независимости детей от взрослых людей, причем во всех сферах поведения. Если младший школьник, несмотря на его чрезвычайную внешнюю подвижность и кажущееся непослушание, все же еще полностью зависим от взрослых людей, которые, если они достаточно авторитетны, могут влиять на психологию и поведение ребенка, то подросток гораздо более независим и гораздо менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает собой негативистическую, вполне еще детскую реакцию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок [51, c. 304].

Отрочество характеризуется повышенным вниманием ребенка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как вполне достойного, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны — как личность, обладающую многими реальными недостатками, от которых необходимо избавляться. Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преувеличивает свои достоинства и столь же по-детски преуменьшает недостатки.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!