Меню Услуги

Общественное телевидение: зарубежные и российские модели


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ
  • 1.1. Основные модели общественного телевидения
  • 1.2. Зарубежная модель общественного телевидения
  • Глава II. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ЭВОЛЮЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ
  • 2.1. История общественного телевидения в России
  • 2.2. Сравнительный анализ телеканалов BBC и ОТР
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих лет телевидение остается одним из самых сильных инструментов формирования общественного мнения. Телевидение, являясь самым доступным и распространенным средством массовой информации в условиях современной России, обеспечивает большинство людей сведениями из всех областей человеческой деятельности, тем самым, влияя на информационную и культурную ситуацию в современном обществе. Телевидение заполняет досуг человека, информирует его о состоянии мира, развлекает, иногда обучает его, а также достаточно сильно воздействует на духовные ценности, на весь строй мышления людей, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Современная же культура складывается не только из совокупности освоенных и вновь созданных ценностей, но также формируется средствами массовой коммуникации, в том числе телевидением, которое выступает механизмом распространения этих ценностей. Поскольку телевидение является средством массовой коммуникации и мощным инструментом формирования общественного сознания, собственник того или иного канала (будь то государство или коммерческая организация) не может преследовать только прагматические цели. Он обязан учитывать национальные, социальные особенности аудитории.

Порядка 90 лет существует общественное телевидение в мировой телевизионной практике. Российскому общественному телевидению как телеканалу и как явлению 19 мая 2014 г. исполнился ровно год. За этот короткий срок телеканал уже успел обзавестись постоянными заинтересованными зрителями и постоянными критиками своей работы. Но, что еще более важно, сформирован телеконтент и выработана общая концепция телеканала. Сегодня ОТР можно рассматривать на федеральном уровне не просто как набор телепрограмм, расставленных в сетке вещания, а как целостный проект со своими миссией и задачами.

Все средства массовой информации вне зависимости от их политики вещания должны отвечать требованиям так называемого системного подхода. Иными словами – выполнять возложенные на них социальные функции по информированию, рекреации, культурному просвещению, социализации и так далее.

Однако современное телевидение редко выдерживает баланс в выполнении этих функций. Таким образом, один телеканал больше тяготеет к информационному вещанию, другой – к развлекательному, а третий – к аналитическому, и это зависит не только от предпочтений учредителя. Многие факторы вкупе влияют на формирование образа канала, в том числе и технические. Такие, например, как частота вещания, охват территории, возможность устраивать свое программное производство.

Сегодня телевидение выступает как некая самостоятельная, значительная сила, выражающая общесоциальные тенденции. И эта медиафункция утрируется, когда речь заходит о российском общественном телевидении. Ведь ОТР – это не просто информационный или развлекательный канал. Основными задачами он ставит перед собой развитие гражданского общества и пропаганду общечеловеческих ценностей. Однако насколько приписываемые ОТР социальные функции и качества соответствует действительности? Для этого и необходимо провести анализ формата телеканала.

Актуальность темы исследования связана с тем, что вопрос развития телевидения в России является одним из важных и дискуссионных по своей сути. Варианты и прогнозы развития телевидения в России и в мире предлагаются и рассматриваются самые различные, но одна из очевидных тенденций последних лет — общественное телевидение, которое является новым типом и форматом вещания. Общественное телевидение отличается своей независимостью, свободой слова, большим выбором предложений программ и прочих медиа решений.

Сторонники общественного телевидения, прежде всего, журналисты, которые отстаивают свободу слова, его независимость и выступающие за активное развитие телевидения выступают за создание общественного ТВ, которое может стать источником информации, свободным от какого-либо влияния различных групп и интересов. Формирование и развитие демократического гражданского общества в России делает рассмотрение феномена общественного телевидения довольно актуальным.

Важный вклад в изучение национальных систем общественного телевещания внесли международные организации, такие как ЮНЕСКО, Европейская ассоциация регионального телерадиовещания (Circom), а также международные исследовательские компании.

Объект исследования — общественное телевидение в целом как реальная форма социально-функциональной организации института телевидения.

Предмет исследования – конкретные общественные телеканалы (BBC, ОТР).

Цель исследования — на основе анализа социальных условий в России и изучения мирового опыта определить предпосылки становления отечественного общественного телевидения.

Для достижения данной цели нам потребуется решить следующие задачи:

  • рассмотреть основные модели общественного телевидения;
  • изучить зарубежную модель общественного телевидения;
  • провести исторический анализ общественного телевидения в России;
  • провести сравнительный анализ телеканалов BBC и ОТР.

Научная новизна исследования состоит в том, что, несмотря на достаточно широкое освещение темы развития и трансформации концепции общественного телевидения в условиях современного медиарынка, общественное телевидение как таковое практически не попадало в поле зрения исследователей. В работе предметом исследований избрана национальная модель общественного телевидения Великобритании, осуществлен анализ последних тенденций и проблем в данной сфере, рассмотрены первые признаки трансформации концепции в условиях развития цифрового телевещания, а также рассмотрение возможности создания регионального общественного вещания.

Теоретическая и практическая значимость результатов настоящего исследования представляется достаточно высокой. Его основные положения, выводы и прогнозы создают предпосылки осуществления на практике оптимального планирования, формирования, регламентации, обеспечения системного функционирования и контроля общества за деятельностью телевидения в информационном обществе сообразно существующим национальным, социальным, экономическим, политическим и культурным предпосылкам и с учетом опыта зарубежных медиасистем.

Материалы и источники исследования. К вопросу об автономности общественного телевидения как некой социальной единицы в своих теоретических работах обращаются такие отечественные исследователи, как А.Г. Качкаева, В.И. Савинков, С.С. Сумленный, И.В. Григорьева.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Основными методами исследования в работе стали анализ документов, как отечественных, так и зарубежных, особенно на английском языке, изучение аналитических монографий, статей и обзоров, посвященных деятельности британских средств массовой информации, а также изучение освещения исследуемой темы в сети Интернет.

При непосредственном написании практической части работы использовался системно-структурный подход.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка используемой литературы.

 

Глава I. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ

1.1. Основные модели общественного телевидения

Мировой опыт создания общественного вещания предполагает, по крайней мере, два варианта зарождения общественного вещания. Первый из них создавался по инициативе власти, ну а второй под давлением народа.

Исторически, первой моделью был британский вариант. Общественное вещание в этой стране было создано в 20-х годах прошлого века Королевской хартией. Ну а как следствие, по такому же принципу создавались большинство европейских моделей общественного вещания. Альтернативные варианты были созданы во Франции и Чехии.

Предпосылкой создания института общественного телевидения во Франции было недовольство молодежи вещательной политикой государственных телеканалов. Во время усиления волнений, когда население уже пошло на штурм Эйфелевой башни, власти пошли на создание нового — общественного формата вещания.

За годы войны во всех странах была создана радиопромышленность, которая в массовых масштабах поставляла армии радиооборудование. После войны эти заводы остановились, и промышленники стали искать новые рынки сбыта своей продукции. Первый взгляд пал на продажу радиоприемников населению. Но проблема возникала в том, что не существовало передач, которые можно было бы предложить слушателям. Кроме того, не было также системы сбыта, которая могла бы продавать и обслуживать технически сложные аппараты населению. Для решения этих проблем стали создаваться корпорации, в которые стали вступать заводы, сбытовые сети и специально созданные программные службы, которые стали делать развлекательные и информационные передачи. Именно таким образом и была создана BBC. Это был достаточно долгий процесс трансформации государственных телеканалов. Для превращения коммерческих корпораций в общественные понадобился политический фактор.

Миллионы погибших людей во время войны разрушили религиозную мораль, веру в прогрессивный характер развития человеческой цивилизации. Кроме того, эффективность военной пропаганды напугала европейское общество. Если до этого господствовало представление о человеке как о разумном индивидууме, стремящемся к познанию, то после войны представление о человеке сменилось на образ толпы управляемой эмоциями и легко подверженной внешнему воздействию. В 1917 году в России произошла революция и к власти пришли коммунистическая партия, социалистические идеи стали очень популярны в Европе.

У европейских правящих политических элит, сформировалось убеждение, что ограничением «красной пропаганды» удастся остановить рост популярности демократических и рабочих партий.

Именно поэтому во второй половине 1920-х годов в большинстве стран мира коммерческие корпорации были преобразованы в общественные. Кроме того, было введено монополия на вещание – были запрещены все остальные вещатели.

Давление общества на власть в поддержку общественного вещания имеет место и в других странах. Громкие истории в Чехии и США, когда народ был недоволен попытками Парламента контролировать телевидение. Национальные модели общественного вещания, несмотря на многообразие форм, имеют четыре объединяющих признака.

Во-первых, все общественные телерадиоканалы формируются только на основе специального законодательства. Это могут быть отдельные законы, как, например, Королевская хартия, составляющая правовую базу Би-би-си, или Закон об общественном вещании, принятый в 1967 году в США, давший старт развитию общественного вещания в этой стране.

Во-вторых, любое общественное вещание предусматривает контроль со стороны общества через соответствующие коллегиальные органы, представляющие структуры гражданского общества, и гарантирует вещателю независимость от государства.

В-третьих, финансирование общественного вещания производится в соответствии с законом и исключает возможность подчинить канал коммерческим интересам.

В-четвертых, содержание общественного вещания, его программная политика строится на основе объективной информации и стремится удовлетворить интересы самой широкой аудитории.

Прежде чем переходить к анализу общественного телевидения как самостоятельного явления, целесообразно ввести понятие «общественного» в более широком виде.

Общественным вещанием является всякое вещание, удовлетворяющее трем условиям: оно должно служить интересам общества, финансироваться обществом, контролироваться обществом. Под обществом в данном случае подразумевается «все население страны (региона), которую обслуживает общественная вещательная организация». Это определение хотя и выражает основную идею общественного вещания, но при этом не носит строгого характера: каждый из его пунктов допускает неоднозначное толкование. Служить интересам общества, информируя его о последних событиях, развлекая и просвещая его, предоставляя отдельным его членам возможность донести до других свою точку зрения — это в той или иной степени цель телевидения как такового. В то же время именно способы достижения этой цели, особенности того, как «служит» обществу тот или иной телевещатель, являются важнейшим результатом его деятельности, так как в конечном итоге, с точки зрения общества, важна именно социальная миссия телеканала: то воздействие, которое телеканал оказывает на людей, формирующих это общество. От этого напрямую зависит и контент телеканала, он должен быть максимально разнообразным и включать в себя все жанры программ, от новостных и аналитических до развлекательных.

На сегодняшний день в научной литературе существует несколько понятий «Общественное телевидение». И.В. Григорьева считает, что общественное телевидение – это средство массовой информации, которое предоставляет информацию, помогающую зрителю сформировать наиболее объективное понимание сути происходящего. Факты, сообщаемые общественным телевидением, должны подвергаться тщательной проверке. Автор статьи отмечает, что обеспечение зрителей независимой, объективной информацией – одна из основных задач общественного вещания.

Н.Е. Орешкина придерживается мнения, что общественное телевидение – это «некоммерческий институт, находящийся в общественной или государственной собственности, отвечающий за выполнение ряда общественных функций, возложенных на него государством или иным институтом регулирования вещательной деятельности в стране, посредством вещания на одном или нескольких телевизионных каналах».

С.С. Сумленный в своей статье «Общественное телевидение в России и мире: проблемы и перспективы» определяет общественное телевидение как независимые медиа, отражающие интересы широкого спектра общественных групп.

На современном этапе общественные телеканалы функционируют более чем в 40 странах мира.

В Северной Америке можно наблюдать две разных модели общественного телерадиовещания. Ее можно назвать уникальной. Если в Европейских моделях общенациональное общественное телевидение создавалось через трансформацию государственных телерадиокомпаний, и тем самым ликвидировало государственную монополию в эфире, то в США вообще никогда не было общенациональных государственных телерадиокомпаний. И изначальная идея создания общественного вещания в США была преимущественно в противовес коммерческому и потому в первую очередь акцентировало свое внимание на детских и образовательных передачах, от которых навряд ли можно ждать большой прибыли, но в то же время они являются общественно значимыми, особенно с непрерывным ростом образования.

В 1951 году Федеральная комиссия связи, FCC, зарезервировала первые 242 телевизионных канала для некоммерческого вещания, завив, что эти частоты необходимы для образовательных целей. Стали запускаться первые каналы. Правительство США выделило средства на создание материально-технической базы некоммерческого вещания. Это вызвало рост не только числа некоммерческих вещателей, но так же увеличился охват населения. Если коммерческое телевидение просуществовало исключительно за счет доходов от рекламы, то общественное было наоборот совершенно свободным от нее, и лишено мотивации, присущей коммерческим вещателям. Но это не значит, что меркантильные подоплеки не играют никакой роли в выборе политики общественного вещания. Известный американский социолог Роберт Путнам связывает социальную роль общественного вещания с задачей накопления «социального» капитала. «Общество, для которого характерна обобщенная взаимность, более эффективно, чем общество всеобщего разобщения, точно так же, как деньги эффективнее бартера.» — пишет Путман. Общественное вещание в США вопрос спорный и поэтому зачастую является предметом дискуссий. Его сторонники считают, что именно эти вещатели смогли создать популярные во всем мире детские и молодежные программы, и остались свободными от властей и корпораций.

Противники же критикуют его финансовую несостоятельность, и постоянное выпрашивание денег у Конгресса и неэффективный менеджмент.

Но, несмотря на разногласия, в 1967 году была учреждена некоммерческая корпорация «Служба общественного вещания» (PBS) . Эта организация включает себя 356 местных станций общественного телевидения, и каждая из них имеет свою собственную организацию. Поэтому и управление компанией строится в соответствие с ее характером. Согласно уставу PBS, утвержденному в 2000 году, членами корпорации могут стать только некоммерческие образовательные телевизионные станции, как они определены в Законе о коммуникациях. Для участия в управлении делами, каждая станция должна иметь по три представителя в том числе двух внештатных, которые и являются членами совета директоров. В свою очередь Совет директоров создает исполнительный комитет, а так же финансово-бюджетный комитет для контроля за финансовыми делами корпорации. Совет также назначает президента PBS, который является главой всей корпорации.

Финансирование представляет собой острейшую проблему для всех организаций общественного вещания. В отличии от европейской практики организации общественного вещания, в США нет лицензионных сборов за пользование телеприемниками или специальных налогов. Финансирование складывается на местах, и распределяется в неравных долях между станциями. И в результате получается небольшая сумма из федерального бюджета.

Программная политика общественного вещания также является ареной постоянных споров. Одни полагают, что общественному вещанию в первую очередь следует заниматься образовательными и детскими передачами, избегая дискуссий или документального кино. К числу сторонников таких взглядов относился президент США, Ричард Никсон, который хотел прекратить финансирование общественного вещания, видя в нем опасность для правления Республиканской партии. Напротив, сторонники демократической партии стремились к тому, чтобы телерадиовещание больше внимания уделяло общественным проблемам. В Европейских моделях общественного вещания больше сходств.

Франция.

Вопросы общественного вещания решены в законе о свободе вещания 1986 года.

В настоящее время во Франции существует шесть национальных компаний, три из них являются теле- и три — радиовещательными компаниями:

  • Франс 2, с мандатом транслировать телевизионные программы на всю центральную территорию;
  • Франс 3, с мандатом транслировать телевизионные программы национального или регионального характера на всю центральную территорию;
  • Ля синкъем, с конкретным мандатом транслировать программы культурного и образовательного характера;
  • Радио-Франс, с общим мандатом транслировать радиопрограммы;
  • Радио-Франс-Отр-Мер, с мандатом делать радио- и телевизионные программы для трансляции в заграничных департаментах и территориях;
  • Радио-Франс-Интернасьональ, с мандатом транслировать международные радиопрограммы.

Кроме того, общественный спутниковый канал Ля Септ-АРТЕ отвечает за трансляцию культурных и европейских программ.

Япония.

Организация общественного вещания Эн-эйч-кей создана в 1926 году на основе трех городских радиовещательных компаний.

В настоящее время Эн-эйч-кей функционирует как классическая организация общественного вещания, в соответствии с Законом о вещании от 1950 года с внесенными в него поправками.

Эн-эйч-кей является оператором пяти национальных телевизионных и трех национальных радиостанций. Она также предоставляет вещательные услуги во всем мире, имея в своем составе Эн-эйч-кей Уорлд ТВ, Эн-эйч-кей Уорлд Премиум и Эн-эйч-кей Уорлд Радио Джапан. У Эн-эйч-кей есть две наземные телевизионные службы: Дженерал ТВ (Общее ТВ) и Эдьюкейшнл ТВ (Образовательное ТВ).

Великобритания.

Британская вещательная корпорация (Би-би-си) была создана в 1926 году в соответствии с Королевской грамотой (Патент), и по сей день она имеет свой прежний статус. С самого своего начала в 1926 году и до 1954 года Би-би-си обладала монополией на вещание. Даже после 1954 года монополия на радиовещание оставалась в силе, поскольку эта область рассматривалась как традиционный рынок Би-би-си, однако независимые телевизионные станции были лицензированы. До 1981 года независимые вещательные компании также, как и Би-би-си, были обязаны обеспечивать вещание в качестве «общественной образовательной, информационной и развлекательной службы». В 1973 году было разрешено местное коммерческое радиовещание.

В настоящее время Би-би-си предоставляет широкий спектр услуг, включая наземные каналы телевещания, и пять радиовещательных программ для общего приема на территории Соединенного королевства, по одной дополнительной радиовещательной программе для Шотландии и Северной Ирландии, две для Уэльса, а также целый ряд местных радиовещательных программ. Эти услуги называют местными службами. Би-би-си также имеет всемирную службу вещания, которая осуществляет трансляцию программ и оказывает услуги зарубежной аудитории на разных языках. Все эти услуги Би-би-си предоставляет как единый корпоративный орган.

Германия.

Германская модель общественного телевидения — публично-правовые каналы.

Отличительной стороной немецкой модели общественного вещания является государственный правовой надзор за деятельностью публично-правовых вещателей.

Общество также реализует свой контроль программной политики общественного телевидения через систему общественных советов, объединяющих представителей политических партий, профсоюзов, независимых представителей общественности.

Система финансирования общественного вещания в ФРГ значительно отличается от принятых в других западноевропейских странах. Оба общественных канала — ARD (АРД, Arbeitsgemeinschaft der Offentlich — Rechtlichen Rundfunkanstalen der Bundesrespublik Deutschland, «Всеобщее телевидение Германии», создан в 1954 году) и ZDF (ЦДФ, Das Zweite Deutsche Fernsehen, «Второе германское телевидение», создан в 1963 году) — финансируются за счет рекламных поступлений.

Другой особенностью публично-правовых каналов, определяющей их чисто немецкую специфику, является значительная децентрализация, в том числе и организационная.

Канал ARD — это федералистское объединение публично-правовых телерадиокомпаний, в котором единая финансовая и программная политика согласованно определяется компаниями земель. По первому каналу наряду с общими информационными и развлекательными программами транслируются и программы земельных компаний в соответствии с их долей доходов от абонентской платы. По третьему каналу также идут региональные программы.

Программы ZDF имеют отчетливый общенациональный фокус, однако часть времени на канале отводится и региональным и местным программам.

Страны Северной Европы.

Для аудитории стран Северной Европы монополия общественного вещания стала привычной. Географическая и лингвистическая близость этих стран, способствовавшая развитию приграничного приема телепрограмм соседей, только упрочила положение общественных вещательных монополий.

Общими чертами, характерными для программной и экономической политики вещания стран Северной Европы являются: сохранение общественной (прежде всего государственной) собственности в сфере общественного вещания; опора на абонентскую плату как единственный или главный источник финансирования общественного вещания; доминирование национальных, главным образом документальных программ при значительной доле программ, произведенных общественными вещателями (55-60%); замкнутость национальных рынков телепрограмм (телепрограммы различных жанров, производимые в странах Северной Европы, редко экспортируются в другие страны, что лишает общественных вещателей дополнительных источников доходов, однако усиливает национальное и культурное своеобразие телевидения).

Несмотря на наличие общих принципов программной политики, между общественными вещателями Северной Европы существуют определенные экономические и организационные различия. Экономически «чистая» система общественного вещания существует только в Швеции и Норвегии, где национальные общественные вещатели SVT и NRK финансируются полностью за счет абонентской платы зрителей.

Вопрос о необходимости для России обзавестись общественным телевидением относится к числу тем, дискуссия по которым возникает и прекращается с завидной регулярностью. Ключевыми понятиями в подобных дискуссиях обычно выступают «ответственность», «объективность», «высокое качество передач», «малое количество рекламы» и другие, несомненно, замечательные качества, которые априори приписываются общественному телевидению.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!