Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические основы выделения социальной структуры общества
- 1.1. Понятие социальной структуры общества
- 1.2. Элементы выделения социальной структуры общества
- 1.3. Тенденции развития социальной структуры российского общества
- Глава 2. Специфические характеристики социальной структуры общества Республики Дагестан
- 2.1. Особенности социально-экономической дифференциации в Р. Дагестан
- 2.2. Основные этносоциальные общности Дагестана
- 2.3. Характеристика состояния социальных институтов, групп и их влияние на дагестанское общество
- Глава 3. Совершенствование развития социальной структуры современного Дагестана
- 3.1. Социально-экономическая ситуация
- 3.2. Возможные пути развития
- Заключение
- Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью постоянного мониторинга трансформации социальной структуры общества республик Северного Кавказа, что связано со стратегическими задачами, развития региона. В условиях социально-экономических преобразований в России, социальные процессы в республиках Северного Кавказа отличаются особой сложностью и противоречивостью. Это объясняется более низким уровнем развития экономики и накопившимися внутрирегиональными проблемами, связанными со спецификой истории, культуры, религии, национальных отношений региона. К подобным регионам, где высокая демографическая нагрузка сопряжена с низкой занятостью населения, многонациональностью и влиянием исторических традиционный на структуру общества, относится Республика Дагестан. Несмотря на довольно устойчивые темпы социально-экономического развития региона, Дагестан продолжает оставаться депрессивным субъектом РФ и страдает структурными диспропорциями в социальной структуре общества, которые сильно отличают регион от остальной России. Решение межнациональных проблем Дагестана и развитие сильного гражданского общества во многом связано с оптимизацией социальной структуры населения региона.
Исследование социальной структуры общества – традиционная для науки тема. Первые исследования социальной структуры общества и осознание необходимости существования особого, стабильного, устойчивого класса, который является оплотом государства можно обнаружить в трудах античных мыслителей (Платона[1], Аристотеля[2]). Они выделяли сословия, и указывали функции каждого из них, в результате они стали аналогами социальных классов в современном понимании. Развитие эти идеи получили в эпоху Возрождения (Н. Макиавелли[3], Т. Мор[4]). В новое время и, особенно, в эпоху Просвещения классовая структура общества рассматривается как угроза существования государства. Например, Ж.-Ж. Руссо отвергал классовое деление общества, так как по общественному договору власть в государстве принадлежит всему народу[5].
М.Вебер выделял доминирующие в рамках определенной общественно-экономической формации и неосновные классы (существование которых обусловлено сохранением в данной общественно-экономической формации остатков прежних или появлением зачатков новых производственных отношений). По М. Веберу социальный класс это совокупность индивидов, обладающих сравнительно равнозначной долей власти, богатства и престижа[6].
Веберовская трактовка социальной структуры общества получила развитие в рамках функциональной (статусной) концепции классов (Р. Арон, Д. Белл, Т. Парсонс и др.), в которой отмечены ряд признаков для дифференциации общества: уровень доходов, уровень образования и квалификации, престиж профессии, доступ к власти[7].
В современной России проблемы социальной структуры населения – традиционный объект исследования социологов. К настоящему времени разработано много концепций социальной структуры общества. Из работ отечественных специалистов использованы работы Е.М.Авраамовой, Л.М. Григорьева, Т.М. Малевой, Т.И. Заславской, Н.Е.Тихоновой и др.
Т.И. Заславская выделяет 4 основных группы, составлявшие, по её оценке, реальную социальную структуру российского общества в реформенный период: 1) правящий класс; 2) сравнительно небольшой средний класс, включавший директорский корпус и часть интеллигенции; 3) низший класс «наёмных работников» (рабочих, колхозников, представителей интеллигенции средней и низшей квалификации), в который она включила большинство населения страны и который впоследствии совершенно справедливо начала называть базовым классом (в традициях современной западной социологии ему примерно соответствует нижний средний класс); 4) «социальное дно»[8].
Н. Е. Тихонова выделяет в структуре современного российского общества четыре класса, включающих в себя одиннадцать страт, в том числе: класс бедных, состоящих из: люмпенизированных низших слоев; пограничной 3-й социальной структуре, балансирующей на черте бедности и условно названной «нуждающиеся»; средний (медиальный) класс; средние слои (нижний средний класс, собственно средний класс); класс богатых[9]. Однако, в силу разнообразия условий России, данные схемы не имеют всеобщий характер, поэтому необходимо проводить исследования социальной структуры общего каждого региона, особенно такое специфического, как Дагестан.
Цель работы – Проанализировать динамику развития социальной структуры современного Дагестана.
Задачи работы.
- Определить факторы формирования, влияющие на социальную структуру населения Дагестана.
- Определить особенности формирования социальной структуры республики Дагестан по социально-экономическим показателям.
- Исследовать специфику социоэтнической структуры общества Дагестана.
- Провести анализ состояния основных социальных институтов дагестанского общества.
Объект исследования — социальная структура общества Дагестана.
Предмет исследования – факторы и условия, влияющие на социальную структуру населения республики Дагестан.
Методологической и теоретической базой работы стали теории и методы социологии, системно-структурный подход, сравнительный и статистический анализ, работы отечественных ученых, разрабатывающих различные подходы к изучению социальной структуры общества (Е.М. Авраамова, Т.И. Заславская, Т.М. Малева, Н.Е. Тихонова и других). Фактической базой исследования послужили данные Статистической службы Р. Дагестан, данные социологических исследования структуры населения республики.
Структура работы. В первой главе работы раскрываются теоретико-методологические основы социальной структуры населения в России. Показаны особенности социальной структуры населения страны. Во второй главе проведено исследования специфических условий развития социальной структуры дагестанского общества: этнической структуры населения, состояния политических и общественных институтов, состояние гражданского общества В третьей главе проанализировано развитие социальной структуры современного Дагестана.
Степень научной разработанности. За последние годы большой вклад в исследование проблем развития социальной структуры современного Дегестанского социума был внесен учеными России. На основе данных социологических исследований, этнополитического и этноконфессионального мониторинга ими были проанализированы причины и характер роста этноконфессиональной напряженности Дагестана.
Научная новизна исследования заключается в использовании социокультурного контекста при изучении современного состояния этноконфессиональной идентичности народов Дагестана.
Глава 1. Теоретико-методологические основы выделения социальной структуры общества
1.1. Понятие социальной структуры общества
Понятие социальной структуры общества является сложным и в социологии не существует его единого определения. Определение понятия социальной структуры во многом зависит от того, к какой теоретической школе принадлежит исследователь, давший это определение.
Первые исследования социальной структуры общества и осознание необходимости существования особого, стабильного, устойчивого класса, который является оплотом государства можно обнаружить в трудах античных мыслителей (Платона[10], Аристотеля[11]). Они выделяли сословия, и указывали функции каждого из них, в результате они стали аналогами социальных классов в современном понимании. Развитие эти идеи получили в эпоху Возрождения (Н. Макиавелли[12], Т. Мор[13]). В новое время и, особенно, в эпоху Просвещения классовая структура общества рассматривается как угроза существования государства. Например, Ж.-Ж. Руссо отвергал классовое деление общества, так как по общественному договору власть в государстве принадлежит всему народу[14].
С начала XIX века, когда западная цивилизация вступила в период трансформаций и потрясений начинается поиск идеальной структуры общества. Герберт Спенсер отождествлял социальную структуру с биологическим организмом. Социальная структура по Спенсеру становится все более дифференцированной и специализированной в результате «социальной эволюции» общества. Многие социологи не согласны с тем, что социальная структура общества сравнивается с механическими и биологическими структурами. Также очевидно, что социальная структура общества не имеет таких четких границ во времени и пространстве, какие имеют многие физические и биологические структуры.
Карл Маркс по другому видел понятие социальной структуры общества. Он выделял два главных элемента социальной структуры общества – это базис (инфраструктура) и надстройка. В основу социальной структуры он положил классовое деление. Социальная структура существует в любом обществе. В этом смысле под социальной структурой общества понимается вся существующая в обществе совокупность социальных классов, общностей, групп социальных институтов это все элементы социальной структуры общества. Таким образом, основным элементом социальной структуры общества является класс.
Выделяют основные (доминирующие в рамках определенной общественно-экономической формации) и неосновные классы (существование которых обусловлено сохранением в данной общественно-экономической формации остатков прежних или появлением зачатков новых производственных отношений). Такое понимание представляет классовую структуру общества менее жестко и приближает анализ социальной структуры к стратификационному анализу. Однако выделение чрезмерно больших групп населения в рамках социальной структуры делает социальный анализ чересчур абстрактным и не позволяет учитывать довольно существенные внутриклассовые различия. Отчасти этот недостаток классового анализа был преодолен М. Вебером, у которого класс – это совокупность индивидов, обладающих сравнительно равнозначной долей власти, богатства и престижа. Более детально социальная структура представлена в теории социальной стратификации. Класс может быть определен также как группа, которую объединяют профессиональные, имущественные и социально-правовые интересы[15].
Веберовская трактовка классов получила развитие в рамках функциональной (статусной) концепции классов (Р. Арон, Д. Белл, Т. Парсонс, У. Уорнер, X. Шельский и др.), в которой выделяются следующие классообразующие признаки: уровень доходов, уровень образования и квалификации, престиж профессии, доступ к власти[16].
В узком смысле социальная структура — это социальная стратификация, т.е. распределение в иерархическом порядке групп и слоев (классов), выделенных по какому-либо признаку (экономическому, политическому, профессиональному и др.).
В широком смысле социальная структура совокупность социальных институтов, статусных отношений, групп, слоев, классов данного общества.
Социальная структура – это достаточно постоянная взаимосвязь социальных элементов, например, социально классовая структура общества. Социальная структура общества – это относительно постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, например, социальная структура современного российского общества.
Таким образом, понятие «социальная структура» отражает социальное неравенство в во всех его проявлениях, а понятие «социальная стратификация» — только в вертикальном срезе. В качестве признаков, по которым люди объединяются в страты, выступают, прежде всего, уровень доходов, уровень образования и квалификации, престиж профессии и доступ к власти. В соответствии с местом в социальной иерархии различные социальные страты можно объединить в классы. Индикатором положения человека в классовой структуре общества является стиль жизни – совокупность поступков и предметов собственности, которые воспринимаются индивидом и окружающими как символы его социального статуса.
В современной социологии принято деление общества на три основных класса.
- Высший класс (обычно 1-2 % населения) – это владельцы крупного капитала, промышленная и финансовая элиты, высшая политическая элита, высшая бюрократия, генералитет, наиболее преуспевающие представители творческой элиты. Они обычно владеют значительной частью собственности (в индустриально развитых странах – около 20 % общественного богатства) и оказывают серьезное влияние на политику, экономику, культуру, образование и другие сферы общественной жизни.
- Низший класс – низко квалифицированные и неквалифицированные работники с низким уровнем образования и дохода, маргинальные и люмпенизированные слои, для многих из которых характерны значительные расхождения между относительно высокими ожиданиями, социальными притязаниями и низкой оценкой своих реальных возможностей и достигнутых в обществе личных результатов. Представители таких страт встраиваются в рыночные отношения и добиваются жизненных стандартов среднего класса с большим трудом.
- Средний класс – совокупность групп самостоятельного и наемного труда, занимающих «срединное», промежуточное положение между высшими и низшими слоями в большинстве статусных иерархий (собственность, доходы, власть) и обладающих общей идентичностью.
Существует западная модификация этой классификации, которая включает семь статусных групп:
- «Высший высший класс» — главные управляющие общенациональных компаний, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы, артисты;
- «Высший класс» — главные управляющие средних фирм, инженер-механик, газетные издатели, врачи с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа;
- «Высший средний класс» — банковские кассиры, преподаватели муниципальных колледжей, управляющие среднего звена, учителя средней школы;
- «Средний средний класс» — банковские служащие, дантисты, учителя начальных школ, начальники смен на предприятиях, служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов,
- «Низший средний класс» — автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники почты, полицейские, водители грузовиков;
- «Средний низший класс» — таксисты, среднеквалифицированные рабочие, бензозаправщики, официанты, швейцары;
- «Низший низший класс» — домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики.
Таким образом, социальная структура общества– это устойчивая совокупность его элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. Социальная структура общества – проявление его неоднородности, неравенства.
Основные элементы социальной структуры общества: социальные группы, социальные слои, социальные классы, социальные общности и социальные институты связаны между собой социальными отношениями, носителями которых являются люди.
В качестве признаков, по которым люди объединяются в социальные классы, выступают, прежде всего, уровень доходов, уровень образования и квалификации, престиж профессии и доступ к власти.
Человеческое общество нужно изучать, как и всякую отдельную целостность единого универсума, в его тотальности» учитывая его внутренние и внешние связи, взаимозависимость его частей и его самодвижение. В этом смысле правильно подчеркивается в социологической литературе, что наука об обществе для того, чтобы она «…вообще могла изучать общественную жизнь, ее внутренние связи и законы, должна, прежде всего, осуществить анализ состава общественной жизни, состоящей из различных явлений, и на основе этого анализа создать единую научную классификацию и систематику общественных явлений, такую, которая не удовлетворяется эмпирическим описанием явлений в соответствии с их внешней формой и случайными связями, также не в их группирование в с разными спекулятивными критериями, такую, которая логически группировать по их признакам и объективным связям определенные группы ряды (серии, явлений — социальные области»[19].
Таким изучение общества целостности общественных во всех разнообразных проявлениях, сгруппирования разнородных общества в целостности в с их признаками и выявления взаимосвязей групп явлений. все социологические так или занимаются проблемой общественных явлений, элементов, из состоит общество, стремятся установить между группами т.е. структурой различаясь этом зависимости того, они отношения элементами структуры. термин происходит французского и самом смысле более менее целостность между какой-либо явления же обширной действительности. поэтому подчеркивают, благодаря структуре и а более области имеют облик различаются. собой. словами, структура позволяет превратиться хаотическую различных частей, имеющую постоянных качеств.
понятии структуры современной социологии оживленные и этот существуют различные Эти появляются в с о общественных и понятии вообще, и связи дискуссиями функциях социальных как институт, статус социальная Понятие структуры различным однако одна черта теорий структуры[20]. именно, социологические каждая содержат себе о что критерий, дифференциальный для общественных на области: экономических и неэкономических А считается, область явлений основе же подразделяется меньшие в с признаками, все явления во зависимости. социологические в считают, всякая область явлений свое существование свои законы, в общей связи» явлений как и партнер.
1.2. Элементы выделения социальной структуры общества
Существует общепризнанные рассмотрения структуры:
- социальных институтов;
- теории неравенства.
Социальные образно определяет «фабрики социальных и т.е. институтами, общем определенные отношений людьми, постоянно обществом поэтому вновь вновь[21]. институты это образования, обеспечивают устойчивость и в социальной общества, обусловленные организации регулирования жизни. Социальные – сложившиеся формы совместной людей. должны надежность, удовлетворения индивидов, общества целом. институты жизнедеятельность общества. понятия институт», всего в различного упорядочения, общественных и овладение чертами, как[22]:
- постоянство и степень между участниками и отношений;
- четкое функций, прав обязанностей, которые взаимодействие каждого участников связей;
- регламентация контроль за субъектов, наличие подготовленных кадров, обеспечивают функционирование институтов.
Для того возник и такой структурный общества, как институт, нужны условия[23]:
в обществе возникнуть и некая потребность, будучи осознанной членами общества общесоциальная, или становится главной становления нового института;
- быть наличии средства этой т.е. система для функций, операций, целей, новую потребность;
- чтобы мог выполнять миссию, наделяется ресурсами финансовыми, организационными), общество стабильно пополнять;
- для самовоспроизводства института и культурная т.е. сформироваться только субкультура система действий, поведения, отличают принадлежащих институту).
Основные элементы социальной структуры общества: социальные группы, социальные слои, социальные общности и социальные институты связаны между собой социальными отношениями, носителями которых являются люди. Существует также классификация, выделяющая такие компоненты социальной структуры общества как: сословия, касты, классы, рисунок 1.
Структура общества представлена сложной взаимосвязанной системой статусов и ролей. Хотя социальная структура образуется посредством функционирования социальных институтов, это не вся социальная организация, а лишь ее форма. В основе социальной структуры лежат общественное разделение труда, отношения собственности, а также другие факторы социального неравенства.
Преимущества общественного неравенства состоят в возможностях профессиональной специализации и предпосылках для роста производительности труда. Недостатки социального неравенства связаны с социальными конфликтами, которые оно порождает. Эмпирическим показателем социального неравенства служит коэффициент дифференциации доходов, или отношение доходов 10 % самых богатых к доходам 10 % самых бедных групп общества[24].
Социальные многообразны:
- институты партия, армия);
- экономические институты (распределение собственность, и т.п.)
- институты брака, семьи;
- институты, в духовной (образование, культура, коммуникации).
Социальное в чаще понимается стратификация распределение групп иерархически ранге возрастанию убыванию признака).
Теории неравенства на принципиальных функционалистское конфликтологическое.
Функционализм, традициях Хайруллин Р. З., социальное из труда: (природного, и органического (возникающего обучения профессиональной специализации)[25].
Социальная общества собой тех и в вступают собой группы общности по экономических, политических духовных их а ее являются:
- — социальные (большие малые группы);
- — профессиональные группы;
- — социально-демографические группы;
- — социально-территориальные общности.
Типы структур различаются зависимости от развития разделения и социально-экономических отношений.
социальную структуру общества составляли рабов и а также торговцы, землевладельцы, крестьяне, представители деятельности – философы, поэты, учителя, врачи т.д.
структура феодального представляла собой основных классов феодалов и крестьян, а сословий и групп интеллигенции. класс, где они ни различаются между по их в системе разделения труда социально-экономических отношений. место в занимают сословия. – это группы, место в обществе не только положением в социально-экономических отношений, также сложившимися и правовыми актами.
России, например, такие сословия, дворянство, духовенство, купечество, мещанство.
социальную имеет общество, современное. рамках социальной взаимодействуют всего группы так среднего и рабочих.
элементами общества рабочий кооперативное интеллигенция, и группы национальные
все элементы структуры неоднородны составу и свою очередь на отдельные и группы, как самостоятельные социальной структуры присущими им которые они во взаимодействии другими субъектами.
Социальные – это устойчивые, исторически общности людей, отличаются по и месту системе социальных исторически определенного общества[26].
Социологи социальные от тем, первые на объективных и к связана объективным людей системе связей, определенных ролей, вторые некоторое людей, собралось определенном пространстве не сознательных Для чтобы людей группой, взаимодействие ее и ожиданий, каждым крупы других членов.
Различают формальную неформальную группы:
Формальная – это группа, обладающая статусом, являющаяся социального института, имеющая целью определенного результата рамках разделения в данном организации». Важным то, что формальной группы определенная иерархическая соподчиненности[27].
Неформальная группа это такая общность, которая на основе отношений и имеет официального, фиксированного, утвержденного Форма существования групп может разной, они функционировать как изолированные, замкнутые общности и складываться внутри групп, быть частью официальной группы[28].
признаку принадлежности можно различать и аутгруппу.
– те к индивид свою и которых идентифицируется другими то понимает ингруппы «мы». группы, которым не являются него то «они».
Кроме ингруппы аутгруппы выделяют референтную группу, означает реальную условно-социальную общность, которой индивид себя как эталоном и нормы, взгляды, и оценки он ориентируется своем поведении самооценке. Различают и сравнительную функции группы. проявляется в что группа источником норм социальных установок ценностных ориентаций
(сравнительная проявляется том, референтная выступает эталон, которому может себя других.
По взаимоотношений членами различают и группы. первичной каждый видит членов как и Члены групп друзья, стремятся социальные неформальными смягченными.
Во группах социальные являются безличными имеют утилитарный характер. Все являются функциональными социальным ролям.
Для социальной структуры используется такая часть общества, сосредоточивает в себе все социальных связей это малая группа, общественные которой проявляются форме непосредственных контактов. Малая может быть первичной, так вторичной в от того, тип взаимоотношений между ее Большая же может быть вторичной[29] При малых можно зарождение процессов, сплоченности, лидерства, взаимоотношений.
К общностям семья, клан, народности, Они на генетических и эволюционную началом выступает семья.
– кровнородственная людей общностью Несколько вступивших союз, род. объединяются кланы, из кровных и имя предка. объединившихся составляют которое собой более форму охватывающей число и обладающих языком диалектом, формальной общими
ходе экономического культурного племена в которые высших развития в
– исторически форма людей, приходит смену Она общностью условий территории, известных психологии, также национального характера, в культуры быта[30]
наций, и ранних связанно осознанием к принятием ценностей, Этничность чувство которое через «мы они». нет принадлежности общности, осознания особенностей сводится к этнического и
структура тесно с национально-этнической, классовой результатом является взаимовлияние взаимодействие.
подструктуру общества определенные социальные общности по основным критериям, пол, возраст, положение.
структура по предусматривает равное мужчин и в обществе. этом смысле значение приобретают категории, как и социальные признаки. Биологические физические и различия мужчинами и Социальные признаки это совокупность норм поведения позиций, которые с лицами и женского в каждом.
Тип структуры определяется соотношении таких групп:
- дети и до 16 лет;
- молодые люди 16 до лет;
- среднего 36-55 лет;
- пожилые 55 и старше.
1.3. Тенденции развития социальной структуры российского общества
Социальная структура российского общества определяется особенностями, которые для него характерны: история развития, советское наследие, невысокий уровень доходов населения, низкие показатели социальных выплат, уровень образования.
Т.И. Заславская выделяет 4 основных группы, составлявшие, по её оценке, реальную социальную структуру советского общества в предреформенный период:
- 1) правящий класс («номенклатуру»);
- 2) сравнительно небольшой средний класс, включавший директорский корпус и часть интеллигенции;
- 3) низший класс «наёмных работников» (рабочих, колхозников, представителей интеллигенции средней и низшей квалификации), в который она включила большинство населения страны и который впоследствии совершенно справедливо начала называть базовым классом (в традициях современной западной социологии ему примерно соответствует нижний средний класс);
- 4) «социальное дно».
Н. Е. Тихонова выделяет в структуре современного российского общества четыре класса, включающих в себя одиннадцать страт.
- Класс бедных, состоящих из:
— люмпенизированных низших слоев, включающих преимущественно неквалифицированных рабочих города и села (в том числе пенсионеров, бывших до выхода на пенсию неквалифицированными рабочими), и подразделяющихся на 1-ю социальную структуру (условно названную «нищие») и 2-ю структуру (собственно бедные);
— пограничной 3-й социальной структуре, балансирующей на черте бедности и условно названной «нуждающиеся», которая по уровню жизни ближе к низшим слоям, чем к медианному классу, но еще не люмпенизирована.
- Средний (медиальный) класс;
— включающий 4-ю социальную структуру (условно названную «малообеспеченные» и являющуюся медианной по структуре российского общества в целом практически по всем показателям).
- Средние слои, включая:
— нижний средний класс — 5-6-я страты;
— собственно средний класс — 7-8-я страты.
- Класс богатых, состоящих из:
— пограничной 9-й страты (условно названной «верхний средний класс»);
— высших слоев, в том числе 10-й страты (собственно богатые) и 11-й страты (элита и субэлита)[33].
Как видим, модель стратификации (структуры) российского общества по уровню жизни уже сформировалась и приняла устойчивые формы.
В рамках этой модели две нижние страты (1-я и 2-я) объединяют около 20% россиян. Это люди, находящиеся по их реальному уровню жизни за чертой бедности, а по показателям индекса уровня жизни их характеризуют минусовые значения, однозначно свидетельствующие о депривации. Не случайно 61% группы, оценившей свои возможности удовлетворения трех базовых потребностей (в питании, одежде и жилье) как плохие, относились именно к этим стратам, а еще четверть — к 3-й страте, которая объединяет россиян, балансирующих на грани бедности, и то сползающих за эту грань, то чуть поднимающихся над ней. Таковых сегодня 14%. К сожалению, в России сформировался новый для нее класс бедных, катящихся в андеркласс (люмпенов и маргиналов), но самое плохое, что молодежь из этого класса не имеет никаких шансов выбиться за пределы низшего класса.
Четвертая социальная структура соответствует уровню малообеспеченности. Именно этот уровень жизни является и медианным (серединным), и модальным (т. е. наиболее типичным) в сегодняшней России, что чувствуют и сами ее представители. Среди них доминирует оценка своего социального статуса как удовлетворительного (2013 г. -73%), а остальные практически поровну разделились на тех, кто оценивает его как хороший и как плохой. Уровень жизни этого наиболее массового слоя российского общества, объединяющего четверть всех россиян, задает и тот стандарт потребления, который воспринимается россиянами как минимально приемлемый прожиточный минимум, заставляющий жить впритык.
Социальные структуры же с 5-й по 8-ю – это средние слои, благосостояние которых имеет значимые различия между собой, но которые в любом случае могут рассматриваться как относительно благополучные на общероссийском фоне (35% российского общества).
9-10-я страты объединяют тех, кто с точки зрения подавляющего большинства россиян может считаться богатым. Их отличительной чертой выступает ощущение себя хозяевами собственной жизни. Таковых 5-7%.
Сложной проблемой является выделение в России среднего класса. С.В. Мареева и Н.Е. Тихонова полагают, что к среднему классу можно отнести до 34% населения России. Однако, у этого автора понимание среднего класса очень широкое, поэтому она уточняет, что «ядро» среднего класса составляют 14% всех россиян, ближнею периферию – 20%. В дальней периферии среднего класса оказалось 17% населения[34].
Неоднородность российского среднего класса доказана многие отечественными специалистами (см. таб. 1).
Таблица 1.
Уровни социальной структуры российского общества.
Границы по Григорьеву, 2011 | Границы по Тихоновой, Мареевой, 2009 | Границы по Малеевой, Овчаровов, 2009 |
Верхний высший класс | — | — |
Низший высший Верхний средний (до 5%) | Верхний средний (20%) | Выше среднего, по набору признаков внутри среднего класса (3,5%) |
Средний средний (20%) | Средний средний (28%) | Средний класс (22,9%) |
Нижний средний и протонижний средний (25-30%) | Нижний средней (41%) | Рекруты среднего класса (30%) |
Верхний нижний (35 — 40%) | — | Группа риска бедности (40%) Низший класс (10%) |
Таким образом, выделяются несколько уровней среднего класса, которые с разной степень достоверности можно отнести к среднему класса. Границы между уровнями среднего класса, четко не установлены. Существуют сомнения в отнесении к среднему класса, так называемых, нижних слоев среднего класса, поэтому некоторые специалисты используют особые названия для обозначения этих уровней («рекруты среднего класса», протонижний средний).
«Ядро» среднего класса демонстрирует устойчивость позиций и имеет ярко выраженные отличия от другой части – ближней периферии. Эти отличия с трудом позволяют объединить их в единую группу по следующим причинам. Ближняя периферия характеризуется большим составом, но слабыми структурными позициями, ослабляющими ее на фоне ядра. Дальняя периферия имеет много общего с ближней, т.к. ее представители фактически являются выходцами из одного слоя, отличаясь лишь по ряду факторов (критериев), но в целом также являются сильно подверженными влиянию внешних факторов.
Таким образом, для социальной структуры российского общества характерна высокая доля низших социальных слоев – до 40% населения страны. Средний класс в России узкий и его сложно дифференцировать – разделить на страты. Верхний класс очень незначительный, так, что в некоторых квалификация не выделяется. Ключевой признак разделения российского общества на социальные классы – уровень доходов.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф