Меню Услуги

Обучение подростков эффективной коммуникации с помощью социально-психологического тренинга. Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





1.3. Социально-психологический тренинг как метод обучения подростков эффективной коммуникации

 

Как правило, нарушение отношений подростка со сверстниками не осознается ни родителями, ни самим подростком; либо же нарушение коммуникации со сверстниками видится в ряду всех других нарушений и также не расценивается как их источник и причина.Именно поэтому подростки нуждаются в советах педагога-психолога. Деятельность педагога-психолога состоит из нескольких направлений: диагностическая;профилактико-просветительская и консультативная; коррекционно-развивающая работа. [34, 17, 39].

Приоритетным направлением психодиагностики, с одной стороны, является реализация индивидуализирующей функции, позволяющей увидеть портрет неповторимости, уникальности каждого ребенка, с другой стороны –определение статистической нормы, соответствие возрастному нормативу и стандарту [17]. По итогам комплексной диагностики выделяются группы «психологически благополучных» детей, а также детей, имеющих проблемы в общении. Диагностические данные необходимы также для составления социально-психологического портрета ребенка, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении, для выбора средств и форм психологического сопровождения в соответствии с присущими особенностями общения.
Для качественного проведения коррекционно-развивающей работы определяется общее направление коррекции. В программе должны отражаться формы и средства коррекции; подбирается или разрабатывается практический материал для тренингов,упражнений, игр и т.п. В настоящее время школьный педагог-психолог в своей практической индивидуальной коррекционной работе может активно использовать различные методы психотерапевтического воздействия: арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму и др.[34, 17]. В групповых формах работы школьный педагог-психолог использует такие основные методические средства как: ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры,способствующие углублению осознания сферы общения; задания на формирование «эмоциональной грамотности», когнитивные и дискуссионные методы.

Работа психолога с подростками, которые имеют трудности в коммуникации, должна быть ориентирована не только на самого подростка (в плане развития у него навыков общения, помощи в осознании собственных проблем, связанных с общением), но и на учителей, и родителей, способных увидеть проблемы общения подростка со сверстниками глазами самого ребенка. [17, с.53].

Наиболее полно задачам обновления существующей воспитательно-образовательной системы соответствует активное социально-психологическое обучение, или социально-психологический тренинг, который обеспечивает высокую познавательную активность обучаемых в овладении необходимыми практическими социально-психологическими знаниями и коммуникационными умениями [54, 48, 19, 53].

Активное социально-психологическое обучение уже сейчас можно рассматривать как новое направление в педагогике, обеспечивающее интеграцию различных прикладных аспектов психологии, элементов психотерапии, организации умственного труда, культуры эмоций и мышления, творческого потенциала педагогического общения в процессе формирования гармоничной личности. Эффективность этого процесса обеспечивается за счет целого ряда групповых феноменов [19, 48]. Прежде всего это возможность получения обратной связи и поддержка от людей, которые имеют общие проблемы и переживания, возникающие во время занятий учебно-тренировочной группы. Кроме того, в такой группе человек чувствует себя принятым и активно принимающим других, он пользуется полным доверием группы и не боится доверять другим. Во время занятий он окружен заботой и сам искренне заботится об окружающих, помогает и рассчитывает на помощь. Еще одна принципиально важная возможность, которая появляется в процессе активного социально-психологического обучения, в рамках группы человек может экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые для него умения и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими, группа в значительной мере облегчает самоанализ и самораскрытие каждого члена этого временного социального объединения. И пожалуй, самое главное это интенсивная подготовка к активной и полноценной жизни среди людей.

Анализ научных публикаций по данной проблеме позволяет выделить несколько основных направлений развития социально-психологического тренинга [19, 48, 54]: а) поведенческий, ориентированный на развитие специальных умений (коммуникативных, умения разрешать межличностные конфликты и т. д.); б) личностноразвивающийся, направленный на изменение личности обучаемого с помощью преобразующего воздействия тренинговой группы и личности руководителя; в) ситуационноаналитический, ориентированный на углубление опыта анализа ситуаций общения (имеется ввиду повышение адекватности самоанализа, изучение партнера по общению, групповой ситуации в целом).

Общие рекомендации по организации занятий группы социально-психологического тренинга.

Цель группы, по мнению большинства психологов, занимающихся теоретическими и практическими вопросами тренинга, развитие социально-психологической компетентности личности, т.е. способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми. Но это не единственная цель, которую нужно ставить перед практикой социально-психологического тренинга. Есть еще две сопутствующие цели: развитие активной социально-психологической позиции участника тренинга, т.е. способности человека производить общественно значимые преобразования в сфере межличностных отношений; повышение психологической культуры как существенного аспекта всестороннего развития личности.

Общие цели социально-психологического обучения конкретизируются в следующих психолого-педагогических задачах [19, с.47], к которым мы относим: а) овладение определенными психолого-педагогическими знаниями; б) коррекцию и формирование социально-психологических умений и навыков участников; в) осознание целостности своего социально-психологического бытия среди людей; г) развитие способности адекватного и полного познания себя и других; д) овладение приемами декодирования психологических сообщений, идущих от окружающих людей и групп; е) обучение индивидуализированным приемам межличностного общения; ж) чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям.
Следующий важный вопрос принципы организаций социально-психологического тренинга [19, 48].

Ведущим является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха.Сегодня совершенно необходимо заменить существующий в школе административно-авторитарный стиль отношений творческим сотрудничеством. Такой тип отношений выступает прежде всего,как установка, как принятие педагогом личностно-равноправной позиции по отношению к любому участнику учебно-воспитательного процесса, будь то ребенок, коллега, родители и т. д. Именно такое отношение позволяет взаимодействовать с человеком на самых глубинных слоях внутреннего мира личности. Межличностный диалог это не любой диалог, разговор людей, а разговор с уважением… Это значит терпимость и заинтересованность, но не конформизм и равнодушие. В состоянии доверительного диалога с другим (другими) личность сама произвольно отказывается от психологической защиты и неизбежно самораскрывается. Нам еще предстоит освоить многомерный потенциал диалога, но сделать это необходимо, так как только на его основе возможно подлинное развитие и личности ребенка, и личности учителя.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Следующим принципом организации работы группы является принцип психологического события. В жизни мало полагаться только на эволюционные пути развития личности, в частности его коммуникативных качеств. Для реализации личностных перемен, перестройки отношений нужны «острые моменты, взрывы, потрясения», которые, по мнению А.С.Макаренко, должны быть не только конфликтными, но и созидательными. Поэтому в учебно-тренировочной группе должны использоваться такие приемы, как откровенное обсуждение поведения участников, элементы психодрамы, и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.

Один из ведущих принцип самодиагностики, провоцируемой группой для каждого из участников и руководителя. Руководитель включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы каждый из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предлагаемых путях их решения. После формирования самодиагноза важна психологическая поддержка группы.

Необходимо отметить и принцип натурной материализации изучаемых социально-психологических феноменов. Благодаря материализации многие проявления человеческой психики предстают перед членами группы не только в виде абстрактных, теоретических понятий, а будучи лично глубоко пережиты, становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предлагаемых межличностных феноменов каждым участником тренинга.

Одним из новых принципов является, несомненно, принцип личностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Этот принцип, по мнению В.А.Сухомлинского, предполагает более широкий подход, нежели его толкование в современной традиционной педагогике и даже в педагогике сотрудничества. Вся педагогическая система В.А.Сухомлинского основана на идее замены традиционного субъект-объектного подхода педагога к ребенку на качественно иной субъект-субъектный подход, т.е. выход на уровень межличностного общения.

Отправным пунктом для обеспечения успешной работы группы тренинга является принцип добровольности. Члены группы должны иметь естественную заинтересованность в собственных изменениях. Принудительно можно заставить посещать группу, но не обучаться в ней, добиваясь личностных изменений. Сплоченность в группе возникает быстрее, если группа закрыта. Продолжительность занятий в целом должна быть определена с самого начала. Опыт занятий говорит о том, что лучше работать крупными блоками, так как много времени теряется на «размораживание» участников группы тренинга, их эмоциональное вхождение в групповые процессы.

Располагать участников тренинга лучше по кругу, в мягких креслах (можно на ковре). Важно, чтобы участники обучения были уверены, что их не подслушивают.На начальной стадии обучения наиболее важной задачей, которую решает руководитель, является становление групповых норм и усвоение участниками основных принципов тренинга. Руководитель должен ознакомить группу с основными принципами нормами общения [19, 48].

1. Общение по принципу «здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, давно случившихся событий и т. д. В этом случае непроизвольно срабатывает механизм психологической защиты. Но основная идея тренинга в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемное зеркало или даже систему таких зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих проявлений. Это достигается, в частности, тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, основанная на доверительном межличностном общении.

2. Принцип персонификации высказываний. Суть его заключается в добровольном отказе от безличных речевых форм, помогающих в повседневном общении скрывать собственную позицию говорящего или же избегать прямого высказывания в нежелательных случаях. Конкретно вместо суждений типа: «обычно считается…», «некоторые полагают, что…» в группе необходимо говорить личными формами: «я считаю, что…», «я полагаю…» и т. д.

3. Принцип акцентирования языка чувств. В соответствии с этим принципом участники группы должны акцентировать внимание на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и своих партнеров по группе) и при обратной связи по возможности использовать язык, фиксирующий указанные состояния. Пример такой формы языка представляет констатация типа: «Твоя манера разговаривать на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентированной манере не является типичным. Соответственно перед каждым участником стоит задача определенной перестройки своего общения и, в частности, выработка умений «поймать», четко идентифицировать и по возможности адекватнее выразить свое чувство.

4. Принцип активности. Активность является основной нормой поведения в тренинге, она подразумевает постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие. С целью активного всматривания, вслушивания, вчувствования в самого себя, партнера, группы в целом. В жизни человек часто как бы замыкается на себе, центрируется лишь на собственных проблемах. Необходимо научиться сочетать эту погруженность в себя с активной включенностью в другого, в анализ групповых процессов. На занятиях поощряется конструктивная полемика между участниками, включая руководителя.

5. Принцип доверительного общения. Один из фундаментальных элементов тренинга климат доверительного общения, который в решающей степени ускоряет групповую динамику, обусловливает результативность занятия. Как самый простой и первый шаг к практическому созданию климата доверия руководитель предлагает принять единую форму обращения на «ты», психологически уравнивающую всех членов группы и привносящую некоторый элемент интимности и доверительности. Доверительность поддерживается также правилом: «Говорить только правду или по крайней мере не лгать».

6. Принцип конфиденциальности. Суть этого принципа сводится к рекомендации на выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы. Это способствует становлению доверительности, так как участники уверены, что содержание общения останется в рамках данной группы, они легче включаются в открытый, искренний контакт. Участники не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным. Наконец, конфиденциальность позволяет группе сохранить дискуссионный потенциал, так как обсуждение участниками вопросов группы за ее пределами приводит к тому, что готовность и потребность в обсуждении этих вопросов в рамках самой группы уменьшаются, поскольку тема в какой-то степени исчерпывает себя.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Для участников группы эти нормы общения в процессе тренинга излагаются в более конструктивной форме, и нельзя рассчитывать, что содержание этих принципов окажется немедленно усвоенным. Для этого требуется определенное время.

В качестве одной из закономерностей начального периода можно отметить некоторое противодействие со стороны отдельных участников, которое возникает из-за боязливых ожиданий и чрезвычайно развитой психологической защиты. Для того, чтобы «сломать лед» скованности, можно использовать подгруппы (24 человека), в которых участники могли бы обсуждать волнующие их проблемы. Важно с самого начала работы группы установить между ее членами доверие. Задача каждого участника социально-психологического тренинга найти в себе мужество для преодоления собственного противодействия обучению и для постепенного превращения себя в объект исследования.

Важная для обучения атмосфера в группе создается по мере осознания ее участниками положительных аспектов своей личности, и поэтому именно этой стороне должно уделяться особое внимание [54, 19]. Именно открытие в себе новых положительных качеств придает силы для дальнейшего конструктивного изменения себя. Руководителю группы также необходимо обеспечить, чтобы никто из ее членов не был подвержен групповому давлению, нарушению конфиденциальности, чтобы не было «козлов отпущения», чтобы каждому участнику в случае переживания им кризисного состояния были оказаны необходимая помощь и поддержка.При руководстве группой следует помнить, что обучение ее участников имеет ценность не только (и даже не столько) при интенсивном и сильном переживании чувств, а главным образом при их понимании, внутреннем переосмыслении, раскрытии причин их возникновения, т.е. при выявлении назревших вопросов и проблем, не поддающихся контролю и волевой регуляции со стороны самого субъекта.

В методическом обеспечении руководителя должен находится широкий спектр упражнений, позволяющих интенсифицировать тот или иной момент группового процесса или определение чувств членов группы. Но в тоже время нужно четко помнить, что этого мало, необходимо ясно себе представлять, что сделать группе потом с этим полученным материалом. Иными словами, искусство руководителя и эффективность обучения во много зависят от того, как он умеет использовать полученный материал, «вытягивать» из него учебный эффект, иначе даже самые эффективные и броские игры и ситуации могут оказаться непродуктивными.
Нужно предупреждать поспешные решения того или иного члена группы измениться, если они являются результатом просто наполнения эмоциональной энергии благодаря работе в группе, а не следствием глубокого самоанализа. Руководитель не должен выступать посредником в принятии членом группы решений относительно личных изменений, но его обязанность предупреждать необдуманные решения с учетом того временного энергетического подъема, к которому привели групповые занятия.

Особенно уместна активная поддержка руководителя, когда член группы проявляет готовность начать наполненное смыслом самоисследование; руководитель должен обдумывать и находить способы вовлечения членов группы в работу друг с другом, а также исследовать пути оказания помощи в понимании причин того или иного поведения в группе. Желательно периодически проводить рефлексию того, что происходит на занятиях, подводить промежуточные итоги направления развития группы.

Учитывая сложность групповых процессов, а также чрезвычайную важную роль руководителя в организации социально-психологического тренинга и те высокие требования, которые предъявляются его личности, ему желательно самому пройти обучение в такого рода группе в качестве ее члена. Благодаря этому он сможет узнать, насколько его черты характера соответствуют эффективной работе социально-психологического тренинга. Так, участвуя в группе, руководитель может узнать особенности своей реакции на критику, о своей потребности получать одобрение, о своих тревогах и факторах, повышающих чувство ревности, о своих тенденциях к лидерству, о том, на сколько реальны его представления о собственном «я», и многое другое. Например, потребность в одобрении будет мешать руководителю идти в случае необходимости на столкновение, конфронтацию с другими. Стремление к лидерству и управлению может порождать тенденцию механического использования методического инструментария социально-психологического тренинга с тем, чтобы поразить членов группы своим профессиональным мастерством. Несомненно, что при этих условиях забота об изменении участников, их личностном росте будет отодвинута на второй план. Таким образом, профессиональная компетентность руководителя является совершенно необходимым условием успешной работы группы социально-психологического тренинга.

На заключительных занятиях необходимо предупредить членов группы, чтобы они не переносили на прямую отношения в группе социально-психологического тренинга в жизнь, в другие коллективы.

Участники должны видеть реальный уровень развития другого коллектива и подходить к организации своих отношений с людьми творчески, не отвергая, а используя опыт, который они получили в процессе обучения.

Важно также проводить дополнительные встречи (через несколько месяцев, полгода и т. д.) для консультаций, поддержки нового поведения участников тренинга.

 

Выводы по главе.

 

Коммуникативные навыки — навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки располагающего общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Существуют различные подходы в понимании сущности понятие «общение». А.Н. Леонтьев считает, что общение – определенная сторона деятельности, идо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. В.М. Соковкин анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.

Анализ работ по проблеме общения показывает, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях есть много общего и главное – это признание роли общения в формировании личности.

Отмечено, что в подростковом возрасте проявляется более острая необходимость в межличностном общении. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире.

Основной тенденцией подросткового возраста является переориентация на общение со сверстниками. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире.

Необходимо отметить, что общение оказывает огромное влияние на становление личности подростка. Так как общение – это не только обмен информацией (например, между учителем и учеником), но и взаимодействие, взаимовлияние. Подросток «переживает» общение не только на интеллектуальном, но и на физиологическом и эмоциональном уровнях. Возникают проблемы с родителями, главным образом связанные с недопониманием (некоторые родители не успевают за изменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной стороны подросток привязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны он претендует на большую самостоятельность в решении каких-то дел и проблем.

Отмечено, что в подростковом возрасте при высокой потребности в общении, уровень коммуникативных навыков и качеств, достаточно низок у подавляющего большинства подростков.

Как показывают исследования И.С. Кона, именно недостаточность навыков эффективной коммуникации чаще всего является причиной недисциплинированности и, даже, правонарушения подростков и юношей. Это сопровождается повышенной конфликтностью ребят по отношению к своим группам, членами которых они являются.

Причины, вызывающие затруднения в общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут, по мнению исследователей, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.
Деятельность психолога состоит из нескольких направлений:

  • диагностическая;
  • профилактико-просветительская и консультативная;
  • коррекционно-развивающая работа.

В групповых формах работы школьный педагог-психолог использует такие основные методические средства как: ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры,способствующие углублению осознания сферы общения; задания на формирование «эмоциональной грамотности», когнитивные и дискуссионные методы.

Наиболее полно задачам обновления существующей воспитательно-образовательной системы соответствует активное социально-психологическое обучение, или социально-психологический тренинг, который обеспечивает высокую познавательную активность обучаемых в овладении необходимыми практическими социально-психологическими знаниями и коммуникационными умениями.

Рассмотрены общие принципы и рекомендации по организации занятий социально-психологического тренинга.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2   3