Меню Услуги

Обучение подростков эффективной коммуникации с помощью социально-психологического тренинга. Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Глава 2. Методики и организация исследования обучения подростков эффективной коммуникации посредством социально-психологического тренинга

 

Для проверки гипотезы и достижения цели работы были проведены эмпирические исследования среди учащихся двух 9-х классов МОУ СОШ №5г. Всеволожска. В классах, где проводились исследования 43учащихся, из них 16мальчиков, 27девочек. Вся выборка была разделена на экспериментальную и контрольную группы согласно делению по классам (9А – экспериментальная группа n=23ученика, 9Б – контрольная n=20).

В начале исследования всем ученикам был предложен комплекс из двух методик (см. ниже) для диагностики уровня коммуникативных способностей. Далее с учениками 9А класса были проведены 3 занятия (по 3 часа) в тренинговой форме с целью совершенствования навыков эффективной коммуникации.

В заключении работы для оценки эффективности проведённого тренинга тем же ученикам 9-х классов повторно были предложены выбранные методики.

Методики.

Методика КОС, автор Б.А. Федоришин.

Вопросник КОС (Приложение 1)предназначен для диагностики коммуникативных и организаторских способностей для детей раннего подросткового возраста.

Методика включает 40 вопросов: 20 из них направлены на выявление организаторских, а 20 на определение коммуникативных способностей. На каждый вопрос предусмотрен (+) или (-) ответ.

Обработка результатов.

С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающий с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

Дешифратор.

Коммуникативные способности Организаторские способности

1+ 3- 5+ 7- 9+ 11- 13+ 15- 17+ 19- 21+ 23- 25+ 27- 29+ 31- 33+ 35- 37+ 39- 2+ 4- 6+ 8- 10+ 12- 14+ 16- 18+ 20- 22+ 24- 26+ 28- 30+ 32- 34+ 36- 38+ 40-

После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле К=м/20, где м – количество совпадающих с дешифратором ответов, 20 – максимально возможное число совпадений.

Интерпретация результатов.

Пользуясь оценочной шкалой, профориентатор, школьный психолог определяет у школьников уровень коммуникативных и организаторских способностей.

Способности Уровень

Низкий Ниже

среднего Средний Выше среднего Высокий

Коммуникативные 0,1-0,45 0,46-0,55 0,56-0,65 0,66-0,75 0,78-1,0

Организаторские 0,2-0,55 0,56-0,65 0,66-0,7 0,71-0,8 0,81-1,0

 

Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей.

Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

Методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникационных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Они не останутся неизменными в процессе дальнейшего развития людей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

Методика коммуникативная дистанция (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкина).

Структура общения может быть представлена тремя взаимозависимыми сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Существующие точки зрения на коммуникацию, как на обмен информацией подразумевают, что прием и передача информации – единый, неразрывный процесс, являющийся единицей коммуникативного акта. На наш взгляд, для оценки качественной стороны общения необходимо расчленение единого коммуникативного акта на процессы – приема и передачи информации, что позволит выяснить вклад в общение каждого из партеров.

Методика. Испытуемому предлагалось оценить:

— родителей;

— учителей;

— одноклассников;

— друзей вне школы,

как партнеров по общению при помощи «техники прямого шкалирования». В качестве тестового материала использовались две точки, расположенные на расстоянии 100 мм одна от другой, расстояние не сообщалось и не было предварительно проградуировано. Испытуемый должен был оценить интенсивность общения, проводя линию нужной ему длины от одной точки к другой. Такой прием дает возможность испытуемому установить «коммуникативную дистанцию» между собой и партнерами, не перекодируя своего отношения в цифры и баллы. Для решения задачи расчленения коммуникативного акта на процессы приема и передачи информации испытуемому предлагалось дать два независимых графических ответа для каждого партнера по общению (родителей, учителей, одноклассников, друзей вне школы), в первом случае оценивая коммуникацию с точки зрения коммуникатора, во втором – реципиента.

1. В жизни вам постоянно приходится общаться друг с другом, обмениваясь информацией. При этом каждый из вас испытывает потребность, как высказаться самому, так и выслушать другого. Эти потребности выражены неодинаково даже по отношению к одному и тому же человеку (или группе людей), тем более к различным людям.

Перед вами две точки. Представьте себе, что в левой точке находитесь вы сами, а в правой – ваши родители, учителя, одноклассники, друзья вне школы. Расстояние между точками символизирует исходную дистанцию между вами. У вас возникло желание высказаться, высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать информационное влияние на партнера (- ов). Насколько вы хотели бы «подойти», «приблизиться» для этого к нему (к ним)?
Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проведя линию от себя к нему. Для этого поставьте карандаш (ручку) в левую точку и с удобной для вас скоростью проведите отрезок прямой линии в сторону точки с указанием партнера (родителям, учителям, одноклассникам, друзьям вне школы), считая, что чем длиннее линия, тем больше вы заинтересованы в передаче ему (им) информации.

2. Перед вами те же две точки. Представьте себе, что вы хотели бы выслушать мнение, точку зрения, интересную для вас информацию от родителей, учителей, одноклассников, друзей вне школы. Насколько вы хотели бы «подпустить», «приблизить» его (их) к себе? Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проведя линию от него к себе. Для этого поставьте карандаш (ручку) в правую точку с указанием партнера (-ов) и, не спеша, проведите прямую линию в сторону точки «я», считая, что чем длиннее линия, тем больше вы заинтересованы в получении информации.

Выводы по главе.

Для проверки гипотезы и достижения цели работы были проведены эмпирические исследования среди учащихся двух 9-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Всеволожска.

Вся выборка была разделена на экспериментальную и контрольную группы согласно делению по классам (9А – экспериментальная группа n=23 ученика, 9Б – контрольная n=20).Был разработан комплекс из двух методик для диагностики уровня коммуникативных способностей.

Глава 3. Формирование коммуникативных навыков у учеников школы №5 г. Всеволожска посредством социально-психологического тренинга.

3.1. Результаты фонового исследования

 

Методика «Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин)

Данная методика помогла нам определить, на сколько испытуемые хотят «принимать» и «делиться информацией» со взрослыми и сверстниками. Методика проводилась с учащимися 9 –х классов. Были получены следующие результаты: на первое место в желании высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать информационное влияние оказались друзья вне школы; на втором месте родители; на третьем одноклассники и на четвёртом – учителя (Рис. 1).

 

Рис. 1. Распределение учащихся по параметру «потребность в передаче информации», %.

 

Результаты показывают,насколько открыты по отношению к своим родителям учащиеся 9-х классов. По желанию поделиться информацией со своими сверстниками учащиеся 9-х классов.

После беседы со школьным психологом выяснилось, что у многих ребят имеются проблемы, связанные с не очень благоприятной психологической обстановкой в семье, которая вызывает у ребят напряженные отношения с родителями.

Желание выслушать мнение, точку зрения, интересную и ценную информацию от друзей вне школы, родителей, учителей, одноклассников по предпочтениям были расположены по следующим местам: на первом месте – друзья вне школы, на втором – родители, на третьем – учителя, а на четвертом – одноклассники (Рис. 2).

Рис. 2. Распределение учащихся по параметру «потребность в принятии информации», %

 

Полученные нами результаты были несколько неожиданными, когда учащиеся показали высокий уровень заинтересованности информацией, получаемой от учителей, практически учителя с родителями находятся на одном уровне.

Особый интерес вызывают результаты 9А класса. Учитывая, что класс отличается невысокой мотивацией к учению, испытуемые показали достаточно высокий уровень заинтересованности информацией, получаемой от учителей.

Таким образом, при изучении уровня коммуникативной дистанции, то есть потребности отдать и получить какую-либо информацию, в исследовании установлено, что подростки большее предпочтение отдают друзьям вне школы, а затем родителям и учителям. Но значимость родителей в общении неоднозначна. Первое место у девушек и юношей занимает мать, на втором у мальчиков отец, а у девушек – друг или подруга. В некоторых случаях, в исследовании учащиеся отметили высокий уровень принятия информации от учителей. Можно предположить, что это связано с тем, что у этих ребят неблагоприятный климат в семье, напряженные взаимоотношения с родителями, а в учителе они видят взрослого, от которого они могут получить нужную информацию, которую, возможно, не получат в семье. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всём при этом, одноклассники по каждому параметру оказались на последнем месте. Сложности в коммуникации с одноклассниками, не достаточно доверительные отношения, может служить причиной их неприятия в личном общении.

Методика КОС, автор Б.А. Федоришин.

Испытуемые обоих классов оценивались по уровню коммуникативных качеств и были разделены на 5 групп: очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий.

В 9 А классе очень высоким уровнем обладают – 33% подростков, высоким лишь – 5%, средним – 33%, ниже среднего – 5%, низким – 22% (Рис. 3).

Рис. 3. Уровень коммуникативных качеств учеников 9-х классов

 

Примечательно то, что высокий уровень и уровень ниже среднего практически отсутствуют, таким образом, наблюдается достаточно большой разрыв между подростками, которые обладают высокими коммуникативными навыками и подростками, у которых эти навыки низкие. Исследование показало, что среди подростков, потребность в постоянном общении испытывают порядка 91% детей, при недостаточно развитых коммуникативных навыках (56%).

Полагаясь на данные этого исследования, мы можем сделать следующие выводы: в подростковом возрасте одной из важнейших особенностей является высокий уровень потребности в общении при недостаточно сформированных коммуникативных качествах и навыках.

Эти данные говорят о неумении подростков общаться, неумении проявлять такие качества как подлинность, искренность, доверие друг к другу. Поэтому именно на средние классы (подростковый возраст) приходится расстройство взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

 

3.2. Содержание социально-психологического тренинга формирования навыков межличностного общения младших школьников

 

В выбранной для исследования:МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Всеволожска среди учеников 9А класса (экспериментальная группа) был проведён социально-психологический тренинг. Программа тренинга является авторской методикой, разработанной при консультировании с сотрудниками ДДТ «Олимп».

Тренинг проводился в течение 3-х дней по 3 учебных часа. После каждого часа делался перерыв. Каких-либо значительных проблем на занятиях не возникло. Учителя школы о данном классе отзывались очень положительно.

Программа тренинга

Начало

Знакомство

Организацион-ные вопросы

Участие в тренинге

Бейджики

— Представиться.

— Обсудить организационные моменты: сколько время займут совместные занятия и сколько дней продлится тренинг.

— Выяснить наличие учеников, которые ранее участвовали в каких-либо тренингах. Прояснить разницу между тренингом и уроком. Отличие в том, что у нас будет много весёлых упражнений, игр, и то, что я расскажу, вы испробуете на практике – в инсценировках, разминках.

— Знакомство с участниками, раздать бейджики.

Упражнение «Паутинка» Теперь, чтобы подробнее вас всех узнать мы поиграем в паутинку.

Наматываем на палец, кидаем, представляемся, а так как наша встреча посвещена общению то назовите одно любое своё качество, помогающее вам в общении и одно – мешающее. А теперь мы пойдём в обратном порядке, и каждый, сматывая клубочек пусть скажет, что он ждёт от наших встреч.

«Теперь вы все видите, что у нас получилась паутинка, даже сеть и каждый в группе связан его с остальными». Видите, в нашей группе все связаны между собой. Но, чтобы получить хорошие результаты нам необходимо задаться правилами.

Правила участия в тренинге Стоит, ПОЯСНЯЯ выписать на доске.

1.      Конфиденциальность;

2.      «Я» — высказывание;

3.      Не критиковать;

4.      Проявлять активность

5.      Не перебивать;

6.      Не обижать и оскорблять;

7.      Выключить мобильные телефоны.

Все ли согласны с правилами?

 «30 совпадений» Разбейтесь пожалуйста на пары, но таким образом, что бы выбрать партнёра с кем вы меньше всего общаетесь… Сядьте вместе. А теперь ваша задача расспрашивать друг друга и находить совпадения между вами. Как можно больше. Например, « у нас у обоих зелёные глаза».
Разминка

«Самурай, принцесса, дракон»

Вам необходимо разбиться на две группы… Мы будем играть в «Самурай, принцесса, дракон».

Вы должны посовещаться и выбрать то что все вместе изобразите (по команде). Дракон делает так, самурай так, принцесса так. (Смысл как в игре «камень, ножницы, бумага». Заметьте как вы между собой договариваетесь, пользовались ли жестами, мимикой?…

Обсуждение упражнения «30 совпадений» — Стали ли вы чувствовать себя лучше в коллективе?- Знаете ли вы теперь больше о своих одноклассниках, с кем раньше мало общались?

— Заметили ли вы приподнятость настроения во время обсуждения?

Возможно открытость одноклассника разрядила атмосферу, позволила каждому из вас легче общаться, уменьшило напряжение. Стало ли вам интереснее общаться? Очень часто в компании вам интересней разговаривать с тем, с кем у вас больше общего. При знакомстве интерес к собеседнику повышается, когда находятся новые схожие черты характера.

Инсценировка. «Сын, родители, тусовка» Нужно 3 добровольца. Вы будите показывать сценку. (Распределить роли). Разговор: Сын приходит домой и просит отпустить его на тусовку к однокласснице. Родители сомневаются и не хотят отпускать. Нужно их убедить под разными предлогами.
Обсуждение

Мини лекция

Этапы общения ݊

Весь процесс общения можно разделить на этапы: 1. Контакт, 2. Объяснение проблемы. 3. Обсуждение. 4. Решение. 5. Выход. (Разобрать настроения, жестикуляцию, активность и т.д.)
Мини лекция

Виды общения

Общение бывает вербальное и невербальное (определения, ).
Упражнение «Ширенга» Нужно встать в две ширенги. Медленно сближаться одной пока не определитесь по взгляду когда остановиться. Это – комфортное расстояние. Тоже, наоборот. Глаза не отводить.

— То расстояние на которое вы подошли – это комфортное расстояние, т.е. то, на котором человеку будет удобно с вами общаться.

Мини лекция

З݊о݊н݊ы݊

У каждого из нас есть три зоны (физическая 15 см, инт. 30-45 см, соц >50 см.)

Обсуждение

Упражнение «Угадай эмоцию» Раздать карточки с эмоциями. Они парные. Все должны встать и изобразить попавшуюся эмоцию. Вы должны найти у кого та же карточка.

Сядьте теперь в тех парах, которые нашлись. Чем вы пользовались, когда изображали эмоции.

Упражнения на вербальное общение Упражнение «Испорченный телефон»

Обсуждение «Испорченный телефон»

Мини лекция «Перефразирование» (Как можно иначе задать вопрос, что бы не вызвать недовольство или непонимание собеседника)

НЛП

— Пример «Ученик идёт в школу» (Что он ВИДИТ, СЛЫШИТ, ОЩУЩАЕТ?)

— Обсуждение

— Упражнения «Магазин»

-Обсуждение упражнения

Конфликты

Игра «Кот и Дом»

Разделиться на две половины, попарно. Одну часть вывести за дверь, другой объяснить, что они будут рисовать кошку, но рисовать надо вместе одним карандашом. Другой части сказать, что рисовать будут дом. При этом всё должно происходить абсолютно молча.
Мини лекция

 

— показать рисунки

— обсудить рисунки

Виды конфликтов. Какую пользу может принести конфликт? (снятие напряжения, установление истины, узнать человека, скорректировать деятельность)

Исходы конфликтов. (компромис, соглашение, соревнование, уход, подчинение). Обсудить. Примеры.

Обсуждение рисунков.

Пример Давайте теперь подробно разберём какую-нибудь ситуацию и посмотрим как вообще протекает конфликт.

(сравнить с костром. Конфликтная ситуация, предлог, повод, противоборство, затухание, разрешение.)

Пример – «Мама, дочка и день рождения подруги в 11 часов.

Разминка

«Комки»

Участники разбиваются на две команды. Каждой команде даётся по 5 листов бумаги, которые они должны смять и превратить в комки. Играющие становятся друг против друга (можно разделить выстроив в ширенгу по возрастанию размера ступни). По команде участники перекидывают комки на другую сторону. Через 2 минуты игра прекращается. Выйграла та команда, на территории которой окажется меньше бумажных комков.
Упражнение «Дыхание» Сядте поудобнее, закройте глаза и попробуйте успокоить дыхание. Постарайтесь дышать медленно и плавно. Представьте, что перед вашим лицом подвесили небольшую пушинку, пёрышко. Дышите так, чтобы оно не колыхалось. Представьте себя на пляже, шум волн, лёгкое дуновение ветра.

Помогло вам это упражнение, чтобы расслабиться, сбросить напряжение?

Мини лекция

Эмоциональное напряжение

— Утомление от беседы, активности разговоров.

Снижает контроль за ситуацией, внимание к словам собеседника. Эмоциональное напряжение может испортить весь ход диалога. Иногда, ввиду эмоционального состояния хочется нагрубить.

Постарайтесь в ходе бурной беседы обратить внимание на дыхание.

Упражнение

«Примеры эмоционального напряжения»

Кто может привести какие-либо ситуации, когда вы чувствовали тревогу, беспокойство, волнение, гнев, негодование и т.д.?

Вербализация эмоций.

Вы можете сказать товарищу, что вы взволнованы или тревожитесь. Главное говорить про свои чувства. «Я согласен, что это вызывает дискомфорт…» «Да, это конечно огорчительно».

Пример

«Тетрадка»

Вы забыли принести взятую у одноклассника тетрадку. А проверочная работа. Подруга не смогла подготовиться и теперь взволновано высказывает своё негодование. Как быть?

— обратиться к фактам, предложить какое-то своё решение, признать свою неправоту,

— выговориться,

— можно представить её слова, которые проходят мимо и выстраиваются у доски в очередь. Юмор.

— Рассмотреть лицо подруги, одежду, чтобы сбить её с толку.

Окончание 1. Поиграть в «испорченный телефон»

2. Коллективно подарить подарки (сначала невербальный подарок, затем говорим что запомнилось, понравилось)

3. Анкетирование

 

 

3.3. Сравнительный анализ результатов фонового и повторного этапов исследования

 

При изучении коммуникативных способностей в экспериментальной группе после проведения тренинга, выделяются следующие уровни коммуникативных способностей в 9А классе (Рис. 4):

— низкий: 1 чел. (5%);

— ниже среднего: 3 чел (15%);

— средний: 7 чел. (29%);

— высокий: 3 чел. (14%);

— очень высокий: 9 чел. (37%).

 

Рис. 4 Уровень коммуникативных качеств учеников до и после тренинга.

 

Доминирующим уровнем коммуникационных способностей на контрольном этапе эксперимента является средний уровень (43%).

Сравнивая показатели, которые были получены при изучении коммуникативных способностей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (Таблица 1), можно сделать вывод, что в экспериментальной группе на контрольном этапе произошло увеличение количества учащихся, имеющих высокий и очень высокий уровни коммуникативных способностей, за счет снижения количества учащихся с средним и низким уровнями коммуникативных способностей. Изменения в экспериментальной группе являются достоверными (P<0.05, критерий Вилкоксона).

Таблица 1. Результаты оценки коммуникативных способностей до и после прохождения тренинга, чел.

  До тренинга После тренинга
 
Очень высокий 8 5 9 5
Высокий 1 1 3 2
Средний 8 7 7 7
Ниже среднего 1 2 3 3
Низкий 5 4 1 4
Всего учеников 23 20 23 20

 

При этом значительных изменений в контрольной группе (9Б класс) не произошло.

Исследование коммуникативных способностей на контрольном этапе выявило следующее:

— количество учащихся в экспериментальной группе, имеющих низкий и высокий уровни коммуникативных способностей полностью сократилось после проведения тренинга;

— количество учащихся, имеющих средний уровень, осталось прежним, но такой показатель получен за счет того, что часть учеников перешли на высокий уровень, а часть с низкого на средний уровень;

Социально-психологический тренинг оказал положительное влияние на повышение уровня коммуникативных способностей, о чем свидетельствует достоверное процентное изменение коммуникативных уровней. Особенно это заметно на примере низкого уровня коммуникативных способностей, где динамика характеризуется уменьшением в 5 раз (с 5-ти учеников до 1-го), и увеличением в 3 раза высокого уровня (с 1 ученика до 3-х).

По методике «Коммуникативная дистанция» после прохождения тренинга в экспериментальном классе ввиду небольшой выборки достоверных изменений не произошло.Однако, была выявлена тенденция к увеличению значимости для подростков других одноклассников (Таблица 2).

Таблица 2. Результаты, полученные по методике «Коммуникативная дистанция» до и после проведения тренинга.

Распределение учащихся по параметру «потребность в передаче информации»
  До тренинга После тренинга
Друзья вне школы 32 31 26 25
Учителя 19 20 17 20
Родители 28 26 26 25
Одноклассники 21 23 30 30
  100 100 100 100
Распределение учащихся по параметру «потребность в принятии информации»
Друзья вне школы 29 30 26 35
Учителя 26 25 26 25
Родители 27 26 22 20
Одноклассники 18 19 26 20
  100 100 100 100

 

Социально-психологический тренинг повлиял на отношения в классе, позволил раскрыться части учеников, наладить взаимодействие между ними. В результате увеличилось в 1,5 раза желание учеников,как в передаче, так и в принятии информации от сверстников – одноклассников. Судя по распределению учащихся по показателю «потребность в принятии информации», подростки стали чаще ставить на первое место одноклассников, чем родителей.

 

Выводы по главе.

 

В начале исследования всем ученикам был предложен комплекс из двух методик для диагностики уровня коммуникативных способностей: методика КОС (автор Б.А. Федоришин), методика «Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин).

При изучении уровня коммуникативной дистанции, то есть потребности отдать и получить какую-либо информацию, в исследовании установлено, что одноклассники в качестве референтной группы в ряду с учителями, друзьями, родителями оказались на последнем месте (менее 20% учеников отдали предпочтение в каждом классе). Сложности в коммуникации с одноклассниками, не достаточно доверительные отношения, могут служить причиной их неприятия в личном общении.

Исследование показало, что среди подростков, потребность в постоянном общении испытывают порядка 91% детей, при недостаточно развитых коммуникативных навыках (56%).

Далее с учениками 9А класса были проведены 3 занятия (по 3 учебных часа) в тренинговой форме с целью совершенствования навыков эффективной коммуникации.

Для оценки эффективности проведённого тренинга тем же ученикам 9-х классов повторно были предложены выбранные методики.

Социально-психологический тренинг, проведённый в экспериментальном классе,оказал положительное влияние на повышение уровня коммуникативных способностей, о чем свидетельствует достоверное процентное изменение коммуникативных уровней. Особенно это заметно на примере низкого уровня коммуникативных способностей, где динамика характеризуется уменьшением в 5 раз (с 5-ти учеников до 1-го), и увеличением в 3 раза высокого уровня (с 1 ученика до 3-х).

Так же социально-психологический тренинг повлиял на отношения в классе, позволил раскрыться части учеников, наладить взаимодействие между ними. В результате в 1.5 раза увеличилось желание учеников как в получении, так и в принятии информации от сверстников – одноклассников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эффективная коммуникация между людьми подразумевает легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки располагающего общения, умение договариваться.

Существуют различные подходы в понимании сущности понятие «общение». Однако, при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме, в исследованиях есть много общего и главное – это признание роли общения в формировании личности.

Отмечено, что в подростковом возрасте проявляется более острая необходимость в межличностном общении. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире.В этом возрасте при высокой потребности в общении, уровень коммуникативных навыков и качеств, достаточно низок у подавляющего большинства подростков.

Деятельность педагога-психолога состоит из нескольких направлений: диагностическая;профилактико-просветительская и консультативная; коррекционно-развивающая работа.Наиболее полно задачам обновления существующей воспитательно-образовательной системы соответствует активное социально-психологическое обучение, или социально-психологический тренинг, который обеспечивает высокую познавательную активность обучаемых в овладении необходимыми практическими социально-психологическими знаниями и коммуникационными умениями.

В исследовании в качестве гипотезы мы предположили, что проведение разработанного социально-психологического тренинга способствует развитию навыков эффективной коммуникации подростков.

На базе:МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Всеволожска была выполнена практическая часть исследования. Анализ результатов позволил подтвердить выдвинутую гипотезу. Проведение социально-психологического тренинга оказало положительное влияние на повышение уровня навыков общения,сделав коммуникацию более эффективной. Об этом свидетельствует достоверное процентное изменение уровней коммуникативных способностей. Особенно это заметно на примере низкого уровня коммуникативных способностей, где динамика характеризуется уменьшением в 4,5раза (с 22% учеников до 5%), и увеличением в 3 раза высокого уровня (с 5% учеников до 14%).

Так же тренинг повлиял на отношения в классе, позволил раскрыться части учеников, наладить эффективное взаимодействие между ними. В результате в 1.5 раза увеличилось желание учеников,как в получении, так и в принятии информации от сверстников – одноклассников.

Таким образом, в проведённом исследовании были решены все поставленные задачи:

рассмотрены основные подходы в понимании сущности понятий «коммуникация» и «общение» и выявлена специфика межличностного общения в подростковом возрасте;

определены основные направления в деятельности психолога по обучению подростков эффективной коммуникации;рассмотрены общие принципы и рекомендации по организации социально-психологического тренинга;

разработан и апробирован социально-психологический тренинг и диагностический комплекс методик для оценки и развития эффективной коммуникации подростков.

 

Список литературы

 

  1. Андреев, А.Н., Мдивани, М.О., Рыжонкин, Ю.Я. Методика измерения коммуникативной дистанции // Вопр. псих. – 2014. — №1.
  2. Байярд, Р.Т. Байярд, Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей — М.: Просвещение, 2011.-243 с.
  3. Беличева, С.А.. Сложный мир подростка –Свердловск: Изд. «Сред.-Урал», 2004.- 341 с.
  4. Бодалев, А. А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983.- 341 с.
  5. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1995.- 345 с.
  6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Знание, 1968.- 413 с.
  7. Брудный, А.А. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989.- 246 с.
  8. Вагин. И., Глущай, А. Тренинг лидерства — СПб.: Питер, 2012. — 192 с.
  9. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В. — М.: Просвещение, 1967.-367 с.
  10. Выготский, Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – т. 3, 4.
  11. Грехнев, В. С. Культура педагогического общения, -М.: Просвещение, 1990.- 341 с.
  12. Григорьева. Т.Г., Линская, Л.3., Усольцева., Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей -Новосибирск: Изд-во НУ, 1997.- 321 с.
  13. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск: Изд-во НУ, 1997.- 346 с.
  14. Джакупов. С.М. Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения: Учебное пособие.- Казань: КУУ, 2012. – 117.с.
  15. Добрович. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, — М.: Просвещение, 1987. – 327 с.
  16. Добрович, А.Б. – М.: Знание, 1980. – 341 с.
  17. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога.- М.:Знание, 1995. – 262 с.
  18. Зимняя. И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. -Ростов н/Д: Изд.-во -во»Феникс «,1997.- 351 с.
  19. Игры,обучение,тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского — М.: Новая школа, 2004.- 345 с.
  20. Казнова, Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии. – 1983 — №3. — С.40-45.
  21. Кащенко. В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Книга для учителя. — М.: Просвещение,1994.- 347 с.
  22. Клюева. Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1996.- 347 с.
  23. Кон И.С., Психология ранней юности. – М.: Знание, 1989.- 341 с.
  24. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.-273 с.
  25. Кори, Д., Кори, М., Колланэн, П., Расил, Д…. М. Техники групповой психотерапии. — СПб: Питер, 2011. — 319 с.
  26. Коломинский, Я.. Л. Психология общения. — М.: Знание, 1974.- 347 с.
  27. Коротаева. В.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение – М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997.- 253 с.
  28. Кроник, А.А., Кроник, Е.А. Диагностика удовлетворенности в отношениях // Вопр. псих. – 2009. — №5.
  29. Лабунская, В.А., Менджерицкая, Ю.А., Бреус, Е.Д. Психология затрудненного общения. — М.: 2014. — 288 с.
  30. Ли, Д. Практика группового тренинга — СПб: Питер., 2012. — 123 с.
  31. Лисина, М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1978. — 287 с.
  32. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия. — Д.: Медицина, 1985.- 349 с.
  33. Мадорский, Л.Р., Зак, А.3. Глазами подростков. Книга для учителя — М.: Просвещение,1991.- 341 с.
  34. Мелибруда, Е. Я –Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения // Пер. с польского Е.Н. Новиковой݊. – М.: Прогресс, 1986. 437 с.
  35. Смирнов, А.В.Мир детства. Подросток. – М.: Просвящение, 1982.- 265 с.
  36. Миславский. Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте — М.: Педагогика, 1991.- 347 с.
  37. Мнацанакан, Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 1991.- 347 с.
  38. Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. — М.:Знание, 1989.- 345 с.
  39. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984.- 276 с.
  40. Мудрик, А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990.- 263 с.
  41. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии АПН СССР./ Редкол: Петровский А.В. (отв. ред.) и др. – М. : Педагогика, 1991.- 367 с.
  42. Поварницына, Л.А. Психологический анализ трудностей общения. — М.:Педагогика,1987.- 373 с.
  43. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. –М.: Знание, 1989.- 375 с.
  44. Психологические проблемы юности. (Сборник статей) /.Под ред. . А.В. Петровского. — М.: Знание, 1985.- 346 с.
  45. Психотерапевтическая энциклопедия / под редакцией Б.П. Карвасарско-го — СПб.: Питер., 2001. — 1024 с.
  46. Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни .- — М.: Педагогика, 1999.- 279 с.
  47. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга.- СПб.: Речь, 2015.-213 с.
  48. Пугачев, В.П. Тесты. Деловые игры.Тренинги. — М.: Аспект Пресс, 2013.- 284 с.
  49. Рабочая книга школьного психолога/ под редакцией Дубровиной И.В. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 342 с.
  50. Развитие личности учащегося в процессе общения / Под. ред. М.И. Боришевский и др. — Киев: Высшая шк., 1985. 348 с.
  51. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа,1995.- 347 с.
  52. Сидоренко. Е.В. Мотивационный тренинг. Практическое руковдство. — СПб.:Речь, 2014.- 233 с.
  53. Сидоренко, Е.В.Тренинг коммуникативной компетентности. -СПб.: Речь,2013.-206 с.
  54. Сидаренко, Е.В., Тренинг влияния и противостояния влиянию.,- СПб.: Речь, 2014.- 255 с.
  55. Соколова, В.Н., Юзефович, Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М.: Просвещение, 2013 с..
  56. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников – М.: «Академия», 1997.- 357 с.
  57. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Р-н݊/Д݊: Феникс, 2011. — 671 с.
  58. Толстых, А. В. Подросток в неформальной группе. – М.: Знание, 1991. – 237 с.
  59. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. — СПб.: Питер, 2011.-205 с.
  60. Троицкая. К. Особенности психологии старшего подростка и юноши. – Л.: Лениздат, 1973.- 229 с.
  61. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Араканова Т.Г. – М.: Высшая школа, 1990.- 346 с.
  62. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современ¬ного подростка.// Вопросы психологии. – 1985 — №1.
  63. Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка // Вопросы психологии.– 1980.- №4.
  64. Формирование личности старшеклассника/ под ред. И.В. Дубровиной.– М.: Педагогика, 1989.- 432 с.
  65. Фридман, Л.М., Калугина, И.Ю. Психологический справочник учителя — М.: Просвещение, 1991.- 245 с.
  66. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Издательство МГУ, 1980. – 358 с.
  67. Цукерман, Г.А., Мастеров, Б.М. Психология саморазвития — М.: Интерпракс, 1995.- 341 с.
  68. Шерьязданова, Х.Т., Яровская, Ж.Х. Психология человеческого общения методическое пособие к СПТ личностного роста. — Алмата: 2012. -70 с.
  69. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии – 1971.- №4.

 


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3