Меню Услуги

Обучение рассказыванию по сюжетным картинам как условие формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2.

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

ГЛАВА 2. Опытно-методическая работа по развитию связной повествовательной речи у детей СТАРШЕГО дошкольного возраста

2.1. Определение уровня развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста

 

Опытно-методическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №26 г. Усолье — Сибирское», дети подготовительной группы. Количественный состав группы-10 человек, из них 5 девочек, 5 мальчиков. В исследовании принимала участие вся группа.

Опытно-методическая работа по развитию связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в три этапа и преследовала следующие цели:

1 этап — констатирующий — диагностика исходного уровня развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста (октябрь 2017г.);

2 этап — формирующий — апробация серии занятий, направленных на развитее связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста (в течение года);

3 этап — контрольный — анализ результатов методической работы по развитию связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста (май 2018г).

Для определения исходного уровня развития связной речи старшим дошкольникам были предложены разные диагностические задания.

На констатирующем этапе опытно-методической работы мы опирались на критерии, выделенные О.С Ушаковой, Е.М. Струниной. Они определили три уровня развития связных высказываний детей (Таблица 2.1.).

Подобранные задания позволили выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 2.1. Уровни развития связных высказываний детей

I уровень

Высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень

Средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом
III уровень

Низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.

 

Диагностическое задание 1. «Составь рассказ» (по Стребелевой Е.А.)

Цель: выявление уровня сформированности связной речи.

Оборудование: четыре картинки с изображением серии последовательных событий (Рис. 2.1.)

Рис.2.1. «Кошка ловит мышку»

 

Ход обследования: взрослый непоследовательно раскладывает перед ребенком картинки и предлагает рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, что было вначале, что потом случилось и чем завершилось действие? Составь рассказ».

Оценка результатов:

  1. Ребенок самостоятельно составляет рассказ. Правильно раскладывает сюжетные картинки, выстраивает их в одну сюжетную линию. Активен в общении, умеет слушать и понимать речь. В рассказе присутствуют все композиционные части (зачин, основная часть, заключение), рассказ объединён общей темой, ответ содержательный. Составляет сложные предложения, грамматически правильная речь, богатый словарный запас, лексическая речь разнообразна. Хорошая чёткая дикция. Высокий уровень- 3балла.
  2. Ребенок составляет рассказ по вопросам воспитателя и перечисляет качества и действия предмета. При раскладывании сюжетных картинок путает местами 1-2 картинки. Объединяет общим сюжетом. Рассказ заимствованный. Использует две композиционные части. Составляет простые и сложные предложения, но редко, средний словарный запас, использует лексические повторы. Дикция средняя не чёткая. Средний уровень-2 балла.
  3. Ребёнок малоактивен в общении, не внимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли. Называет отдельные слова, не связывает их в предложение. При раскладывании сюжетных картинок путает все картинки местами. Пользуется одной композиционной частью (чаще это основная часть). Составляет только простые предложения, речь грамматически не правильная, лексические средства использует однообразные. Способ связи формально-сочинительный. Речь монотонная.-низкий уровень-1 балл

Диагностическое задание 2. Составь рассказ на тему: «Мои друзья» (по Ушаковой О.С., Струниной Е.М.).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Цель: выявления уровня сформированности развития речи в составлении рассказов

Оборудование: диктофон

Оценка результатов

Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

  1. Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа. Уровень – высокий-3балла
  2. Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом. Уровень — средний -2балла
  3. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний. Уровень – низкий-1балл

Исследование проводилось индивидуальным способом в несколько приёмов. Задания предлагались последовательно, в разные дни, в утренние часы, использовалась игровая мотивация. Все рассказы детей фиксировались воспитателем.

По сумме баллов двух заданий ребенок мог набрать 5-6 баллов, что соответствует высокому уровню, 3-4 балла – среднему уровню, 1-2 балла говорит о низком уровне развития связной речи. Обработав и обобщив результаты исследования, мы выявили уровень развития связной повествовательной речи у дошкольников подготовительной группы (Таблица 2.2.).

Таблица 2.2. Обобщённые результаты диагностической работы на констатирующем этапе исследования

 

Имя

ребёнка

Виды заданий Общее количество баллов Уровень
Составь рассказ по серии сюжетных картинок Составь рассказ на тему: «Мои друзья»
1. Кира Р. 2 2 4 С
2. Дима С. 1 1 2 Н
3. Саша К. 2 2 4 С
4. Максим К. 2 1 3 С
5. Катя Б. 1 1 2 Н
6. Оля Ж. 1 1 2 Н
7. Валентин П. 2 1 3 С
8. Денис М. 2 3 5 В
9. Юля П. 2 1 3 С
10. Лина П. 2 2 3 С

 

Исходя из данных таблицы, видно, что 1 человек (10%) показал высокий уровень владения связной речи. Она отвечает программным требованиям. Это связано с тем, что дома ребенку уделяют большое внимание. Большинство детей имеют средний уровень развития связной речи – 6 чел (60%). Они имеют невысокий лексический запас, пользуются несвязными между собой фразами. Ребята не умеют составлять рассказ, придумывать сюжет, ждут помощи от воспитателя в виде вопросов. 3 человека (30%) продемонстрировали низкий уровень. Они затруднились при составлении рассказа: с чего его начать, чем могло действие начаться. Маленький словарный запас не позволял им строить развернутую фразу, предложения строились простые, неполные.

Результаты диагностики выявили необходимость специально организованной систематической работы по развитию связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста. Для этого необходимо активно использовать сюжетные картины.

 

2.2. Серия занятий, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников посредством сюжетных картин

 

С целью улучшения качества развития связной повествовательной речи мы наметили систематическую работу в подготовительной группе. Мы ставили задачу обеспечить целенаправленное воздействие на процесс развития речи. Формирующий этап нашего исследования проходил в течение 2017 – 2018 учебного года в ходе непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), а также в свободной деятельности использовались словесные игры, осуществлялась индивидуальная работа с детьми. Была организована работа с родителями: подготовлены консультации, в папках-передвижках предлагались дидактические игры на развитие связной повествовательной речи детей, проводилось родительское собрание на тему «Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–7 лет в детском саду и дома»» на котором было продемонстрировано, как правильно рассматривать иллюстрации с детьми и рассказывать по ним. (Приложение 4, Приложение 5)

Работа с картиной является одним из эффективных методов развития связной речи детей. Свои переживания при рассматривании картин ребенок охотно претворяет в жизнь. Дети всегда с удовольствием рассматривали картины и участвовали в беседе по ним.

В процессе работы над данной темой было подобранно много различного материала: картин, иллюстраций, художественных произведений.

На всех занятиях в их содержание были включены загадки, поговорки, пословицы, небольшие рассказы. Мы еще раз убедились в том, что наглядный материал и художественное слово взаимно дополняют друг друга. Занятие становится интересным, насыщенным, если в нем сочетать рассматривание картин с использованием литературного произведения.

Тематическое планирование занятий представлено в Таблице 2.3.

Таблица 2.3. Тематическое планирование НОД в подготовительной группе с использованием сюжетных картин

 Тема занятия Программное содержание Оборудование
1. Составление рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».  -учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки;

— совершенствовать умения детей составлять рассказы по содержанию картины;

-развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже.

-картина В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»;

-свиток;

-аудиозапись А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Богатырская наша сила».

 

2. Составление рассказа по картине «Ледоход на реке»

 

— закреплять умение составлять рассказ по картине с помощью алгоритмов;

— развивать связную речь;

— обогащать словарный запас;

— учить выделять признаки, раскрывающие сюжет;

-учить устанавливать смысловые связи.

— фланелеграф;

— набор картинок для составления алгоритма;

— картина

«Ледоход»

3. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

 

-формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя);

-формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;

— листы А4;

— карандаши;

— мяч;

— два мольберта;

— два ватмана;

— фломастеры;

— картина «Кошка с котятами».

4. Составление рассказа по картине «Ежи»

 

— учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи;

-формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней.

— сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи»;

— мягкая игрушка ёж;

— лист осенний;

— фотография ежа;

— тарелочки с разрезными деталями ежа на каждого ребёнка (из картона).

5. Составление рассказа по картине «Зимние развлечения»

 

-упражнять детей в умении составлять небольшие рассказы по сюжетной картине;

-формировать умение связно, последовательно описывать изображенное.

— картина «Зимние развлечения»;

— магнитофон.

6. Составление рассказа по картине «Кролики» -продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;

-формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине по «цепочке», опираясь на план;

-картина «Кролики»;

-мяч;

— песочные часы.

7.

Составление рассказов по картине «Купание медвежат».

 

продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;

-формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст.

картина «Купание медвежат».;

— рассказ В. Бианки;

— мяч

 

8. Составление рассказа по картине «Дети Севера » -учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные знания и представления; модели;

-воспитывать умение самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображённым и последующие;

карта;

— картина «Дети Севера»;

-стрелки синяя и красная.

 

9. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Путешествие в зонтике» -учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;

 

-серии сюжетных картин «Путешествие в зонтике».
10. Составление рассказа по картине «Медведица с медвежатами» -научить детей составлять рассказы по картине;

-развивать связную речь детей, научить решать противоречия, развивать фантазию, творческое воображение.

 

фланелеграф;

-аудиозапись «Колыбель природы»;

-картина «Медведица с медвежатами»;

-буквы, составляющее слово «Весна»;

-гномики «Дели — Давай», «Объединяй — Давай», «Я все слышу», «Я ощущаю запахи».

 

Согласно календарно-тематическому планированию мы провели занятия по развитию речи, в ходе которых решалась основная задача нашего исследования: развитие связной речи дошкольников. На занятиях мы использовали различные сюжетные картины (см. Таблицу 2.3., Приложение 2.). Так, например, на занятии по теме: «Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри» мы использовали мультимедийное оборудование, игру «Восстанови богатырское снаряжение», составление рассказа с использованием схем. Выбранные методы и приемы позволили заинтересовать детей на протяжении всего занятия. Дети активно принимали участие во всех заданиях. На занятии по теме: «Составление рассказов по картине «Медведица с медвежатами» использовался интересный прием «Вхождение в картину». Дети с удовольствие рассказывали, как с помощью гномиков «Я все слышу», «Я ощущаю руками и кожей», они оказались в лесу, а некоторые даже почувствовали запах деревьев.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В своей работе, кроме непосредственно образовательной деятельности (занятий), мы уделяли большое внимание индивидуальной работе. В утренний и вечерний отрезки времени использовали словесные игры: «Небылица», дидактические игры «Хорошо – плохо», «Кто больше назовет действий», «Что кому нужно?», «Доскажи словечко», «Чудесный мешочек», «Опиши игрушку», «Четвертый лишний», «Вкус и запах». Эти игры вызывали эмоциональный отклик у детей, развивали внимание, воображение, память, формировали умение называть и описывать игрушки, предметы, профессии, снижали психоэмоциональное напряжение. Работу по развитию связной повествовательной речи мы продолжали и в повседневной жизни: при чтении книг, рассматривании иллюстраций к произведениям и составляли рассказ по ним, описывали картины и предметные картинки, находящиеся в групповой комнате и раздевалке, детские рисунки. Использовали прием сравнения двух персонажей. Проводили беседы по сюжетным картинам, обобщение которых делали педагоги или дети.

В индивидуальной работе использовала лексико-грамматическое упражнение «Продолжи предложение»: — Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно посмотреть на картину.

— Я думаю, что на картине изображена весна, потому, что …

В предложенные игры дети играли с удовольствием.

Рассматривая картины, дети не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому учили их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность, замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свой рассказ описание природы используя художественное слово (стихотворение, отрывок из прозы, загадка, скороговорка).

На протяжении всего года широко использовались логико-синтаксические схемы высказывания, которые помогали осваивать детям разные способы внутри текстовых связей. Продолжали работу над всеми сторонами речи, детей учили подбирать антонимы, синонимы для характеристики объектов, персонажей, действий.

Дети обучались связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. У детей формировались умения внимательно и доброжелательно слушать ответы товарищей, определять, насколько соответствуют эти ответы заданию. В обучении рассказыванию применялись специфичные приемы, назначение которых получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой).

В ознакомлении дошкольников со структурой связного высказывания особое место отводилось заданиям на пересказ знакомых сказок по иллюстрациям, рассматриванию и игровым упражнениям.

На протяжении всего обучения большое внимание уделялось развитию связной речи внутри диалога. Для этого широко использовался наглядный материал. Наглядность, с одной стороны, являлась источником информации для высказывания, средством накопления знаний и, с другой, подсказывала ход изложения мыслей, структуру высказывания. Учитывая данные поискового эксперимента, была определена следующая последовательность в использовании картин: иллюстрации к знакомым сказкам, сюжетная картинка, серия сюжетных картинок (3-4). Параллельно для демонстрации динамики действий использовались игрушки, фигурки для фланелеграфа.

Таким образом, на формирующем этапе была организована систематическая целенаправленная работа по развитию связной речи у дошкольников старшего возраста.

 

2.3 Результаты и выводы по итогам опытно-методической работы

 

По итогам формирующего этапа был проведён контрольный этап исследования с целью проверки эффективности проведённой работы. Повторное исследование проводилось в подготовительной группе в мае 2018 года с использованием методик, применявшихся на констатирующем этапе, чтобы выявить произошедшие изменения. Использовались те же критерии. Результаты, полученные в ходе диагностики, сравнивались с результатами тех же детей на констатирующем этапе. Сравнительные результаты диагностики представлены в Таблицах 2.4., 2.5

Таблица 2.4. Сравнительные результаты определения уровня развития связной речи на констатирующем и контрольном этапах исследования

 

Дети

Констатирующий (октябрь 2017г.) Контрольный (май 2018г.)
Уровень Всего баллов Уровень Всего баллов
1. Кира Р. С 4 В 5
2. Дима С. Н 2 С 4
3. Саша К. С 4 В 5
4. Максим К. С 3 С 4
5. Катя Б. Н 2 С 4
6. Оля Ж. Н 2 С 3
7. Валентин П. С 4 В 5
8. Денис М. В 5 В 6
9. Юля П. С 3 С 4
10. Лина П. С 3 С 4

 

Таблица 2.5. Обобщённые данные исследования

  Высокий уровень Средний уровень Низкий

уровень

Абс. % Абс. % Абс. %
Констатирущий этап 1 10% 6 60% 3 30%
 Контрольный этап 4 40% 6 67% 0 _

 

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал, что у группы детей повысился уровень связной повествовательной речи. В группе по завершении исследования 4 человека получили высший балл, но уровень развития связной речи в группе по-прежнему остаётся средним, низкий уровень не зафиксирован. Всего уровень повысился у четырёх детей. Результаты представлены на Рис. 2.2.

Рис.2.2. Сравнительные результаты определения уровня развития связной речи на констатирующем и контрольном этапах исследования

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Таким образом, наблюдается небольшая положительная динамика, что можно считать результатом целенаправленной работы по развитию связной речи.

 

Выводы по главе 2

 

Описав теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, мы спланировали и организовали опытно-методическую работу, состоящую из трех этапов.

Нами был проведен констатирующий этап исследования по изучению уровня развития связной повествовательной речи. В методику проверки мы включили задания, традиционно предлагаемые для этой цели.

Выявив проблемы в построении связного рассказа, мы подготовили и организовали формирующий этап. Он состоял из непосредственно-образовательной деятельности, индивидуальной работы и работы с родителями.

С целью проверки эффективности проделанной работы мы провели повторное исследование и отметили, что уровень развития связной речи детей в группе повысился. В результате проведенного исследования мы убедились, что подготовленная и проведенная нами работа по развитию связной повествовательной речи является достаточно эффективной. Использование сюжетных картин является наиболее эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью нашей работы было теоретическое обоснование и практическая проверка возможностей использования сюжетных картин в развитии связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Этим вопросом в свое время занимались многие известные педагоги – М.М. Конина, Л.А. Пельевская, Е.И. Родина, Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева и психологи –А.А. Люблинская, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн.

Ученые внесли свой весомый вклад в теоретические и методические вопросы по развитию связной речи. Мы думаем, что рассказывание по картинам и картинкам в старшем дошкольном возрасте, бесспорно, играет весьма солидную роль в развитии правильной, свободной и красивой с точки зрения эстетики речи детей.

Часть информации по выбранной нами теме, мы получили изучая работы А.М. Бородич «Методика развития речи детей» и Е.И. Тихеевой «Развитие речи детей». В вышеназванных источниках подробно и доступно изложены приемы и методы развития связной речи при работе с картинами и картинками. Этому вопросу посвящен большой раздел в книге А.М. Бородич. Е.И. Тихеева отводит особое место картине в жизни ребенка и подчеркивает ее значение в формировании речевых навыков.

Занятиям с детьми по картинам и картинкам принадлежит в методике развития речи первенствующее место. Дети всегда с удовольствием рассматривают картины и участвуют в беседе по ним.

В процессе работы над данной темой было подобранно много различного материала: картин, картинок, иллюстраций, художественных произведений.

На всех занятиях в их содержание были включены загадки, поговорки, пословицы, небольшие рассказы. Мы еще раз убедились в том, что наглядный материал и художественное слово взаимно дополняют друг друга. Занятие становится интересным, насыщенным, если в нем сочетать рассматривание картин и картинок с использованием художественного слова.

В своей работе, кроме занятий, мы уделяли большое внимание индивидуальной работе и работе с родителями. Работу по развитию связной речи мы продолжали и в повседневной жизни: при чтении книг рассматривали иллюстрации к произведениям и составляли рассказ по ним, описывали картины и картинки, находящиеся в групповой комнате и раздевалке, детские рисунки.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
  2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. — с.27-43.
  3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. — М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. — с. 4-16.
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004. — 255 с.
  5. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: .
  7. Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. — М.: Педагогика, 2003. – 136 с.
  8. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание — 2005. — N 1. — с. 18-23.
  9. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 9. — с. 28-34.
  10. Елецкая. О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1985.
  11. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М, 2004. – 107 с.
  12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с.
  13. Ладыженская Т. А. и др. Речь. Речь. Речь. – М., 1983.
  14. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 9. — с. 49-55.
  15. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с.
  16. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  17. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984.
  18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
  19. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с.
  20. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. — N 11. — с. 8-12.
  21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Просвещение, 1999 г.
  22. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. — N10. — с. 9-14.
  23. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития связной речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1999г.
  24. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1984 г.
  25. Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего возраста // Современные проблемы воспитания и развития детей раннего возраста. – Н. Новгород, 1992.
  26. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте./Д.Б.Эльконин. – М.: Изд-во МГУ, 1968. – С.65-78.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2