Заявка на расчет
Меню Услуги

Обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ
ПЛАВАНИЯ ВОЛЬНЫМ СТИЛЕМ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ
1.1 Определение техники плавания вольным стилем
1.2 Возрастные особенности детей 10-11 лет, занимающихся
плаванием
1.3 Этапы, средства и методы обучения технике плавания вольным
стилем
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ
ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ ВОЛЬНЫМ СТИЛЕМ ДЕТЕЙ 10-11
ЛЕТ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Экспериментальная методика обучения технике плавания вольным
стилем детей 10-11 лет
2.3 Анализ результатов исследования, их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

 

Плавание – специфический вид спорта, который подразумевает преодоление внешнего сопротивления в виде водной среды. Эффективность данного вида спорта определяется техническим выполнением того или иного способа плавания. Рациональная техника движений является основой спортивной результативности, рациональная техника способствует повышению коэффициента полезного действия работы, затрачиваемой пловцом на преодоление дистанции [17].

В плавании самой зрелищной дисциплиной является плавание вольным стилем. Плавание вольным стилем – дисциплина, в которой пловцу разрешается плыть любыми способами, произвольно меняя их по ходу дистанции. В настоящее время в соревнованиях по плаванию вольным стилем применяется исключительно кроль. Он является на сегодняшний день самым быстрым способом плавания как на коротких, так и на длинных отрезках, поскольку в данной технике руки и ноги действуют наиболее эффективно [19].

Бурное развитие плавания, особенно в последние годы, и его постоянно растущая популярность во всем мире активизировали научную мысль исследователей, вследствие чего, заметно увеличилось количество публикаций, посвященных повышению эффективности спортивной подготовки юных пловцов. При прочих относительно равных психофункциональных состояниях спортсменов, одинаковом развитии их физических качеств, как правило, победителем в соревновательной деятельности становится тот пловец, который оптимальным образом оснащен технически [15].

Технические приемы плавания относятся к сложно-координационным движениям и поэтому требуют от педагога тщательной предварительной подготовки в процессе обучения детей. При этом стоит отметить, что при воспитании технической подготовленности необходимо учитывать сенситивные характеристики пловцов, соответствующие возрастному развитию детей. Становление и развитие техники плавания вольным стилем принято интенсифицировать в возрасте 10-11 лет [8].

Проблема обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет отражена в работах таких исследователей как Н.В. Чертов, Е.С. Яроповец, Т.Д. Эрельман, З.П. Фирсов, М.М. Боген, Т.И. Осокина, Я.Н. Бобко, С.С. Полуяхтов, А.В. Беляев, В.Б. Шестаков, М.Ф. Шебето, Ф.А. Иорданская и др.

Анализ научно-исследовательской литературы позволяет констатировать факт, что оптимальное и целесообразное обучение технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет способствуют становлению спортивного мастерства, повышению интереса к двигательной активности на занятиях плаванием, а также развитию специфических для данного вида спорта физических качеств.

Однако, во мнениях исследователей имеются значительные расхождения в выборе и применении наиболее рациональных соотношений средств, методов и условий обучения технике плавания вольным стилем (многие средства и методы разрознены и требуют четкой систематизации). Также в работах исследователей нет ясности в вопросах структуры и дозирования тренировочных нагрузок при обучении технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет. Это объясняется отсутствием оптимального программно-методического сопровождения. Данные факты затрудняют не только отбор наиболее подготовленных и одаренных спортсменов, но и поиск рациональных форм организации учебно-тренировочного процесса пловцов.

Тем самым, необходимо констатировать, что в настоящее время нет оптимально разработанной методики обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет, что ограничивает возможность физиологически и педагогически адекватно интенсифицировать процесс технической подготовки пловцов, а также обосновывать индивидуальные физические нагрузки, формы и методы работы с юными спортсменами.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена разрешением противоречия между необходимостью обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет и отсутствием оптимального методического сопровождения.

Данное противоречие и определило проблему исследования: что включает в себя целесообразная методика обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет.

Цель исследования: разработать и апробировать методику обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет.

Объект исследования: техническая подготовка пловцов 10-11 лет.

Предмет исследования: методика обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет.

Гипотеза исследования: разработанная методика обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет будет эффективной, если:

— подобрать оптимальные средства и методы обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет;

— учитывать направленность учебно-тренировочного процесса во всех его периодах;

— определить соответствующие допустимым границам индивидуально дозированные физические нагрузки для пловцов 10-11 лет.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть определение техники плавания вольным стилем;
  2. Изучить психофизиологические особенности детей 10-11 лет, занимающихся плаванием;

3) Проанализировать этапы, средства и методы обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет;

4) Экспериментальным путем определить эффективность разработанной методики обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет;

5) Разработать практические рекомендации по обучению технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет.

Методы исследования: изучение научно-исследовательской литературы по теме исследования, анализ, синтез и обобщение фактов; наблюдение, контрольное тестирование; педагогический эксперимент; методы математической обработки экспериментальных данных.

База исследования: специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Юность», отделение «Плавание», г. Екатеринбург. Исследованием были охвачены 22 спортсмена в возрасте 10-11 лет.

Методологической основой исследования являлись фундаментальные исследования физического воспитания и спортивной тренировки (В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.П. Филин); частные концепции обучения технике плавания вольным стилем (Н.В. Чертов, Т.Е. Симина).

Практическая значимость. Выявлены подходы, направления и методические особенности обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет. Достигнут положительный эффект от применения разработанной методики. Результаты данного исследования можно использовать в работе тренеров по плаванию с целью обучения детей 10-11 лет технике плавания вольным стилем.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, практических рекомендаций, списка использованных источников и приложений. Библиография содержит 50 источников.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ ВОЛЬНЫМ СТИЛЕМ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ

 

1.1 Определение техники плавания вольным стилем

 

Для более полного понимания техники плавания вольным стилем следует для начала определить сущность самого понятия техники.

Техника двигательного действияспособ его выполнения, который характеризуется определенными параметрами: траектория, амплитуда, частота, напряжение и т.д. [1].

Спортивная техника  это способ выполнения движений (двигательных действий) в избранном виде виде спорта. Техника, пользуясь которой достигают наиболее высоких спортивных результатов (то есть та, которой пользуются сильнейшие спортсмены мира), считается наиболее совершенной. Поэтому понятие «спортивная техника» часто воспринимается как наиболее рациональный, эффективный способ выполнения физических действий в данном виде спорта [3].

В плавании в зависимости от его вида техника напрямую связана с решением тех или иных задач. Так, при преодолении водной преграды, да еще и с возможным грузом, не ставится задача плыть на скорость, так же, как и при занятиях оздоровительным плаванием. В спортивном же плавании ставится задача преодоления регламентированной дистанции с наивысшей скоростью за минимальный промежуток времени. Критерий спортивного результата в плавании  время [17].

Исследователь Л.П. Макаренко под техникой спортивного плавания понимает систему движений, которая позволяет реализовать свои двигательные способности в высокий результат. Данное понятие охватывает форму, характер, взаимосвязь движений, а также умение пловца ощущать и использовать для продвижения вперед все силы, действующие на его тело [25].

В настоящее время в спортивном плавании принято выделять следующие основные способы (техники) плавания: баттерфляй, брасс, кроль на груди, кроль на спине. Их же можно назвать и общими моделями. Учитывая, что техника плавания постоянно развивается, можно сказать, что эти модели сильно вариативны и зависят от мирового опыта, индивидуальных особенностей спортсмена, творческого поиска и исследований в биомеханике [1].

Всероссийская Федерация плавания дает вольному стилю следующее определение: «Вольный стиль означает, что пловцу разрешается плыть любыми способами, произвольно меняя их на дистанции». Единственное ограничение – спортсмен может быть полностью погружен в воду только «во время поворота и на расстоянии не более 15 м после старта и каждого поворота». В настоящее время в соревнованиях по плаванию вольным стилем применяется исключительно кроль. Он является на сегодняшний день самым быстрым способом плавания как на коротких, так и на длинных отрезках, поскольку в данной технике руки и ноги действуют наиболее эффективно [6].

Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме исследования, мы выявили, что во всех современных правилах и классификациях вместо кроля на груди описывается способ «вольный стиль». Это означает, что спортсмен может плыть без ограничений любым удобным для него способом, а также имеет право менять его в любой момент, преодолевая дистанцию. Кроль на груди – самый быстрый в плане скорости стиль плавания, поэтому многие пловцы отдают предпочтение именно этому способу.

Существуют три разновидности техники кроль на груди в зависимости от частоты работы ног: 2-ударный, 4-ударный и 6-ударный, когда на один цикл работы рук (2 гребка руками) приходится 2, 4 или 6 ударов ногами. Стоит отметить, что 2-х и 4-ударный кроль применяется обычно на средних и длинных дистанциях, а 6-ударный  на спринтерских и на финишных рывках [8].

Рассмотрим положение тела, движение руками, движение ногами, дыхание, а также общее согласование движений техники кроля на груди.

1) Положение тела. При плавании в стиле «кроль» спортсмен выполняет широкие гребки вдоль туловища левой и правой руками попеременно, а ногами постоянно производит удары в вертикальной плоскости (подобные движения напоминают работу ножниц). Лицо человека при плавании вольным стилем опущено в воду. В момент одного из гребков пловец поднимает лицо из воды, чтобы сделать очередной вдох, при этом он поворачивает голову сторону.

Перед началом движения пловец лежит на поверхности воды почти горизонтально, в хорошо обтекаемом положении, лицо опущено в воду. С увеличением скорости он принимает более высокое положение и угол атаки уменьшается. Плечи пловца поворачиваются вправо-влево относительно продольной оси тела, упрощая при этом выход рук из воды и движение их по воздуху и давая возможность при выполнении гребка рукой активно включать в работу мышцы туловища. Поворот плеч происходит при вдохе так, что из воды показывается подмышка.

Чтобы сделать вдох, спортсмен поворачивает голову в сторону. Поворот головы для вдоха, а также гребки руками вызывают небольшие колебания тела вокруг продольной оси.

2) Движение руками и дыхание. Руки пловца работают попеременно: левая рука делает гребок, правая переносится над водой; левая рука заканчивает гребок у бедра и вынимается из воды, а правая входит в воду и начинает наплыв и т.д. Пловец вводит руку в воду под острым углом, против одноименного плеча. В воде рука постепенно вытягивается вперед- вниз, принимая обтекаемое положение.

Для выполнения хорошего и сильного гребка надо по возможности его удлинять, продолжая движение до бедра. Гребок выполняется согнутой рукой с высоким положением локтя, позволяя пловцу удерживать кисть и предплечье – основные гребущие поверхности- почти перпендикулярно направлению его движения. При этом ладонь обычно проходит под средней линией тела и даже немного заходит за нее. Наибольшее сгибание руки в локте приходится на середину гребка – угол между плечом и предплечьем должен составлять почти 90 градусов.

3) Движение ногами. Ноги выполняют непрерывно попеременные  встречные движения сверху вниз и снизу вверх с небольшой амплитудой. Движения ног обеспечивают устойчивое горизонтальное положение тела и поддерживают скорость продвижения. Движение ног состоит из двух фаз – рабочей (опорной) и подготовительной (безопорной). Движение ноги вниз (опорная фаза) называется еще гребковым, или ударом (оно способствует некоторому продвижению тела вперед), а движение ноги вверх  подготовительным (оно не влияет на продвижение тела вперед). Поскольку движения обеих ног совершенно одинаковы, можно рассматривать технику на примере движения одной ноги.

4) Дыхание. При обычном дыхании на один цикл движений (на 2 гребка руками) выполняется один вдох и один выдох. Для вдоха голова поворачивается относительно продольной оси тела пловца в сторону гребущей руки (вправо или влево) настолько, чтобы рот оказался над водой. Вдох выполняется быстро и активно через широко открытый рот в начале проноса руки над водой, когда тело накренено.

После этого голова мгновенно поворачивается в воду (лицом вниз) и сразу же начинается постепенный выдох сначала через рот, затем через нос. Выдох выполняется продолжительнее вдоха. Завершается дыхательный цикл резким выдохом остатков воздуха через рот в тот момент, когда рот вновь показывается над водой – рот и губы освобождаются от воды, пловец готов начать очередной вдох. Между вдохом и выдохом, а также между выдохом и вдохом не должно быть пауз.

При дыхании на один цикл пловец дышит под одну руку – или под левую или под правую. Стоит отметить, что вдох-выдох также могут производиться и на каждый третий гребок (на 1,5 цикла) или даже на каждый пятый гребок (2,5 цикла), тем самым выполняя вдох поочередно то под правую, то под левую руку.         

5) Общее согласование движений техники кроля на груди. Из крайнего верхнего положения одна нога двигается вниз, при этом другая из крайнего нижнего положения движется наверх. Наибольшая амплитуда двигательных действий между голеностопными суставами составляет около 30-40 см. Она детерминирована скоростью плавания: при высокой скорости амплитуда двигательного действия может уменьшаться, поскольку повышается быстрота движений стоп, а их путь (по вертикали) при этом сокращается. Так как ноги выполняют непрерывные движения в воде, а продвижение от них незначительное, они должны осуществлять свободные движения с небольшими усилиями [7].

Таким образом, проанализировав научно-методическую литературу по проблеме исследования, мы выявили, что во всех современных правилах и классификациях вместо кроля на груди описывается способ «вольный стиль». Это означает, что спортсмен может плыть без ограничений любым удобным для него способом, а также имеет право менять его в любой момент, преодолевая дистанцию. Кроль на груди – самый быстрый в плане скорости стиль плавания, поэтому многие пловцы отдают предпочтение именно этому способу.

 

 

1.2 Психофизиологические особенности детей 10-11 лет, занимающихся плаванием

 

Возраст 10-11 лет характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата у детей, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, например, длина тела увеличивается в этот возрастной период в большей мере, чем его масса [2].

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 11 лет. Исследования Т.Д. Эрельмана показывают, что данный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах. Мышцы детей в возрасте 10-11 лет имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышечные группы конечностей развиты лучше, чем мелкие. В данном возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы детей 10-11 лет характеризуется преобладанием процессов возбуждения. Это необходимо учитывать при дозировании физических нагрузок в заключительном периоде учебно-тренировочного занятия [39].

У некоторых детей 10-11 лет может быть диагностирована диспропорция сердечнососудистой системы, это означает, что сердце растет быстрее, чем сосуды. Данное состояние является нормальным и не носит патологического характера. У спортсменов могут появиться различные функциональные нарушения, например потемнение в глазах, головные боли при субмаксимальных нагрузках.

К концу 11-летнего возраста у детей объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 4000 мл/мин у 10-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1900 мл в 10-летнем возрасте до 2200 мл в 11-летнем. Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм [16].

В данный возрастной период у ребенка происходят резкие нейрогормональные перестройки, приводящие к морфофункциональному и психофизиологическому переформированию организма. По мнению Е.Ф. Полонского, данный возрастной период основывается на строгом взаимодействии ЦНС, гипоталамических структур, на фоне которых реализуются различные типы приспособительных реакций организма, направленные на сохранение устойчивого уровня его жизнедеятельности. Поэтому особую значимость приобретает углубление знаний тренера о психофизиологическом развитии пловцов, определяющего последовательность возрастных изменений в ЦНС, обеспечивающих условия для возникновения и реализации той или иной функций [14].

Многочисленные исследования Т.И. Осокиной свидетельствуют, что пловцы отличаются от других спортсменов по своим морфологическим и функциональным особенностям, по-разному адаптируются к различным экстремальным условиям спортивной деятельности; экстремальные факторы целенаправленной спортивной деятельности в плавании оказывают влияние на отбор наиболее пригодных и на формирование у них специфического морфофункционального статуса. Так, например, у пловцов в отличие от легкоатлетов, спортсменов-игровиков более развита дыхательная система (показатели ЖЕЛ, ОЕЛ, показатели дыхательного объема, альвеолярной и максимальной вентиляции легких) [28].

Исследователь Д.Б. Хухлаев подчеркивает, что прежде чем рассматривать непосредственно обучение технике плавания вольным стилем детей необходимо учитывать следующие важные моменты, характерные для возраста 10-11 лет:

— оптимальный возраст для начала предварительной спортивной подготовки в плавании составляет для девочек 9-10, а для мальчиков – 10-11 лет;

— у детей в возрасте 10-11 лет преобладают процессы созревания тканей и органов при снижении интенсивности их роста. Заканчивается морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга, печени, наблюдается, усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание размеров сердца, заканчивается структурная дифференциация миокарда;

— этот возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 8 до 12 лет. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы;

— в этом возрасте у детей неустойчивое внимание. Для его поддержания следует создавать на занятиях повышенный эмоциональный уровень (использование игровых форм ведения урока, оценку действий каждого ребенка, метод поощрения);

— для детей 10-11-летнего возраста свойственно конкретно-образное мышление, что определяет важность использования образного показа и наглядного метода объяснения для понимания ребенком сущности задания;

— у детей этого возраста сравнительно «легкий» костный скелет и развитые мышечные группы обеспечивают хорошую плавучесть тела в воде, что облегчает разучивание движений техники плавания [37].

В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере ребенка 10-11 лет:

— замедляется темп их деятельности (на выполнение определенной работы теперь ребенку требуется больше времени, в том числе и на выполнение новых двигательных действий);

— дети зачастую отвлекаются, могут неадекватно реагировать на замечания;

—  могут вести себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение может часто меняться.

Также на данном возрастном этапе, в процессе межличностного взаимодействия детей со сверстниками и значимыми взрослыми происходит рефлексивный оборот на себя. При решении той или иной задачи ребенок ориентируется не только на объективные условия и образец действия, но и на собственные качества (особенности, умения, знания, черты характера) как на решающее условие ее решения. Этот рефлексивный оборот является системообразующим механизмом формирования новообразований.

Одним из существенных новообразований данного возраста – рационально структурированная внутренняя позиция. Она способствует появлению структурности восприятия, что предполагает «осмысленную ориентировку в собственных переживаниях», «логику чувств». Происходит обобщение и классификация переживаний, возникают новые смыслы и отношения к себе. Внутренняя позиция определяется устойчивой структурой мотивов, что обеспечивает чувственное внутреннее единство и организованность поведения: целостность восприятия окружающего и самого себя, осмысленность переживаний, что вызывает и новое отношение к себе. Поэтому обучение техническим приемам в плавании следует начинать в 10-11-летнем возрасте [4].

Таким образом, в у детей 10-11 лет, занимающихся плаванием, происходят значительные психофизиологические изменения в развитии сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, происходит развитие мышечных групп, развитие психических процессов – мышление, восприятие, запоминание, активизируется познавательная сфера. Учебно-тренировочная работа по обучению техники плавания с детьми данного возраста может быть успешной лишь в том случае, если тренер хорошо знает психофизиологические особенности спортсменов и учитывает данные особенности во время занятий.

 

 

1.3 Этапы, средства и методы обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет

 

В целом процесс обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет условно можно разделить на три этапа, каждый из которых решает определенные цель и задачи, для решения которых подбираются соответствующие средства и методы. При этом стоит отметить, что общая схема в обучении технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет выглядит следующим образом: обучение дыханию; обучение работе ног; обучение согласованию дыхания с работой ног; обучение работе рук; общее согласование работы ног, рук и дыхания [5].

На первом этапе формируется предварительное представление о навыке плавания вольным стилем, проводится освоение с водной средой и ознакомление с элементами техники данного вида плавания.

На втором этапе происходит разучивание элементов, связок и техники способа плавания вольным стилем в целом.

На третьем этапе проводится закрепление и совершенствование техники плавания вольным стилем.

Основной целью первого этапа является предварительная подготовка для успешного освоения навыка плавания вольным стилем на последующих этапах.

К основным задачам первого этапа относятся:

1) Создание представления о технике движений руками и ногами на суше;

2) Устранение страха перед водой, освоение рабочей позы пловца и развитие умения ориентироваться в воде;

3) Создание представлений о движениях пловца в воде с помощью движений конечностями.

На данном этапе принято использовать следующие средства обучения: 5 подгрупп упражнений, используемых в различных сочетаниях (общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше, подготовительные упражнения для освоения с водой, учебные прыжки в воду, игры и развлечения на воде, упражнения для изучения и совершенствования техники плавания вольным стилем).

Количество повторений определяется успешностью освоения, запоминания и воспроизведения вышеперечисленных упражнений. Интервалы отдыха между повторениями зависят от подготовленности детей и успешности освоения ими двигательной задачи.

К основным методам обучения относятся: словесные, наглядные метод практических упражнений (направленные на освоение техники плавания вольным стилем и на развитие двигательных качеств).

Основная цель второго этапа – формирование умений и навыков техники плавания вольным стилем с учетом достигнутого уровня плавательной подготовленности.

Задачи второго этапа:

1) Создание представлений о технике согласования движений руками с дыханием и общим согласованием движений в кроле на груди;

2) Освоение общей согласованности движений в плавании кролем на груди (по элементам, в связках и в обшей координации) в воде;

Использование средств и методов определяется задачами этапа.

Оценка техники плавания вольным стилем проводится:

1) По результатам сравнения индивидуальных вариантов выполнения с эталонным образцом (учитывая длину скольжения, количества гребков, длины дистанции и т.д.);

2) Конкурсной оценки всей группы – кто лучше, кто дальше, кто быстрее и т.п.;

3) Объективной оценки по достигнутому результату.

На этом этапе необходимо обеспечить оптимальное владение двигательным действием в условиях его практического применения и своевременно начать исправление возможных ошибок, так как повторность в упражнениях создает предпосылки для закрепления ошибок на уровне стереотипа.

Цель третьего этапа обучения техники плавания вольным стилем детей 10-11 лет состоит в закреплении и совершенствовании техники.

Задачи третьего этапа:

1) Совершенствование техники плавания кролем на груди;

2) Овладение навыком дыхания в ритме гребковых движений и умением проплывать задания без нарушений в технике плавания.

Средства и методы те же, но соотношение их будет различаться. Большое значение имеет демонстрация техники плавания в целом в ее эталонных вариантах и метод повторного выполнения упражнений. Особое внимание уделяется выполнению упражнений на совершенствование общей координации движений и техники движений рук. Для устранения ошибок и формирования темпоритмовой структуры движений применяются методы контрастных заданий – плавание с ускорением, с постепенно возрастающим темпом и скоростью, «горка» и т.д. [38].

После характеристики трех этапов обучения техники плавания вольным стилем детей 10-11 лет педагогам в большей мере необходима информация о средствах обучения, которые можно использовать в процессе обучения плаванию. Стоит отметить, что все группы упражнений отличаются по условиям выполнения, направленности воздействия, применяясь для решения различных задач на разных этапах обучения. Эффективность занятия во многом зависит от правильного подбора упражнений для занятия на суше и в воде, она определяется задачами каждого урока. В качестве средств принято использовать следующие виды упражнений:

— общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения выполняются на суше для совершенствования силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости занимающихся, они создают благоприятные предпосылки для обучения технике плавания вольным стилем;

— подготовительные и подводящие упражнения носят более специфический характер и направлены преимущественно на развитие тех качеств, которые необходимы для овладения основным навыком в воде. Различают подготовительные упражнения для освоения с водой, для изучения техники облегченных и спортивных способов плавания;

— учебные прыжки в воду носят сложный характер и представляют собой многоэтапное выполнение двигательного действия. Данное средство необходимо, поскольку оно является начальным действием пловца в технике;

— игры на воде. Данное средство выгодно отличается от других средств тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может разучиваться в самых различных игровых ситуациях, все занятие может проходить в игровой форме [18].

Методы обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет делятся на три вида:

— вербальные (объяснения, пояснения, разбор и анализ, указания, команды, распоряжения);

— наглядные (показ упражнений и движений, изучение учебных пособий, наглядного материала в виде фотографий и видеороликов, просмотр кинофильмов, жестикуляция и демонстрация тренером необходимых тонкостей);

— практические (практические упражнения, соревнования, игры в самых различных сочетаниях, с акцентом как на общую координацию, так и на отдельные элементы алгоритма) [38].

Следует отметить, что по мере освоения техники плавания вольным стилем в учебно-тренировочном процессе детей 10-11 лет увеличивается:

— длина проплываемых дистанций и отрезков в сериях;

— количество выполняемых серий в плавании с обшей координацией, по элементам и в связках;

— короткие дистанции и серии из коротких отрезков выполняются с высокой скоростью и максимальным темпом двигательной активности;

— непрерывное дистанционное плавание проводится с равномерным темпом движений и скоростью, а также вариативно-переменно. Дистанции при этом могут преодолеваться с равномерной либо переменной скоростью с чередованием плавания в обшей координации с плаванием по элементам и в связках (то есть отрезки в общей координации проплываются с ускорением, по элементам и в связках – свободно) [38].

Одной из форм организации процесса обучения техники плавания вольным стилем детей является учебно-тренировочное занятие, как элементарная единица спортивной подготовки. В связи с основными дидактическими целями и задачами, реализуемыми преподавателем, выделяют три типа учебно-тренировочных занятий:

— комбинированное;

— по усвоению нового материала;

— занятие закрепления пройденного, занятие проверки знаний, умения и навыков [5].

Учебно-тренировочное занятие по плаванию имеет три части: подготовительную, основную и заключительную. В отличие от традиционной последовательности этих частей, в занятии по плаванию они располагаются на суше и в воде. Следует отметить, что в зависимости от типа занятия будет изменяться и расположение частей занятия. Обычное расположение частей на занятии по плаванию выглядит так: на суше – подготовительная, основная; в воде – подготовительная, основная, заключительная; на суше – заключительная.

Планирование учебной работы по обучению технике плавания вольным стилем отличается по своему содержанию от планирования по другим предметам. Это детерминировано спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие пловцов. Основными документами планирования выступают: план-график (учебный план) прохождения программного материала в учебном году, который основывается на программе по обучению плавания; конспект (план-конспект) отдельных учебно-тренировочных занятий [38].

Также стоит отметить, что значительное место в работе тренера по обучению технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет занимает жестикуляция  способ общения педагога с учениками с помощью жестов. Это необходимое условие работы, так как повышенный шум (40-80 децибел) в бассейне не всегда позволяет педагогу руководить занимающимися при выполнении упражнения через слово. Поэтому преподаватели по плаванию применяют большой арсенал условных сигналов, ориентиров и жестов, позволяющих установить тесный контакт с группой.

Наиболее простыми средствами звуковой сигнализации служат короткий возглас педагога, хлопок в ладоши и т.п. Они могут напомнить занимающимся о необходимости выполнить определенное движение, стимулировать усилие, создать нужный темп, ритм и т.д. [18].

Одной из особенностей обучения пловцов 10-11 лет плаванию вольным стилем является систематическое выявление и последующая корректировка технических ошибок:

— колебания туловища относительной продольной оси тела;

— большой угол атаки туловища;

— чрезмерный прогиб в пояснице;

— высокое положение головы над водой

— опущенное положение головы;

— укороченный гребок, резкое начало гребка;

— зигзагообразные движения кисти во время гребка;

— во время вдоха прекращаются движения ногами;

— чрезмерное напряжение мышц рук и ног [38].

Таким образом, в целом процесс обучения технике плавания вольным стилем детей 10-11 лет условно можно разделить на три этапа: на первом этапе формируется предварительное представление о навыке плавания вольным стилем, проводится освоение с водной средой и ознакомление с элементами техники данного вида плавания; на втором этапе происходит разучивание элементов, связок и техники способа плавания вольным стилем в целом; на третьем этапе проводится закрепление и совершенствование техники плавания вольным стилем. К средствам обучения относят общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше, подготовительные упражнения для освоения с водой, учебные прыжки в воду, игры и развлечения на воде, упражнения для изучения и совершенствования техники плавания вольным стилем. К методам принято относить наглядные, вербальные и практические.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф