Вид работы: Дипломная работа
Тема: Обзор источников и литературы по Брест — Литовской унии
ВУЗ: Николо-Угрешская Духовная семинария
Кафедра Церковно-практических дисциплин
ВВЕДЕНИЕ
Об унии пишут и спорят давно, вплоть до сегодняшнего дня. Актуальность проблемы сохраняется, но видение ее во временной перспективе не может состояться без всестороннего и тщательного анализа ее предыстории. Решение проблемы требует комплексного исследования. В настоящей работе мы остановимся на некоторых ее социально-философских аспектах, опираясь на документы эпохи.
Брест-Литовская уния 1596 года, соглашение об объединении Православной и Католической церквей в Речи Посполитой под властью римской курии с признанием верховенства Папы Римского, некоторых католических догматов и при сохранении православной обрядности. Заключению унии содействовал ряд причин. С конца 14 в. в ВКЛ постепенно усиливалось влияние католического духовенства на государственную политику, подтверждением чему служит заключение Кревской 1385 и затем Городельской унии 1413. Согласно последней на государственные должности могли назначаться только католики. Обострение межконфессиональных отношений привело к принятию ряда сдерживающих законов – общеземских грамот (привилеев) 1432, 1434, 1447, 1492, постепенно уравнивающих в правах православных землевладельцев с католиками. Последующие законы также содержали нормы о равенстве прав православной и католической шляхты и веротерпимости, однако роль католического духовенства в государстве усиливалась.
Следует отметить, что созданные в Беларуси и Литве в 14 в. католические бискупства не являлись самостоятельной церковной провинцией с подчинением непосредственно Риму, а входили в состав польской Гнезненской церковной провинции, подчиняясь польскому духовенству. Православный белорусский епископат входил в состав Киевской митрополии. Межконфессионные отношения в ВКЛ в середине 16 в. значительно обострились. В 1573 в Речи Посполитой принимается закон «О сохранении в мире всех граждан со стороны разного понимания и употребления службы христианской», однако и этот закон не мог сдержать внутренних междоусобиц в условиях активизации католической контрреформации и усиления влияния московского духовенства на внутренние дела Речи Посполитой. Положение усугубилось после провозглашения в Москве в 1589 собственного патриаршества и патриарха всея Руси, стремящихся распространить своё влияние на Православную церковь в Беларуси и Украине. Особо ухудшилась политическая ситуация в ВКЛ, состоящем в Люблинской унии, с католической Польшей. В связи с этим всё большее распространение получает идея объединения Правословной церкви с Католической.
Идея заключения церковной унии была призвана содействовать консолидации общества и укреплению государства путём избавления его от зависимости церковных властей и влияния соседних государств, а также способствовать установлению единой для всего государства религии, которая, как следствие, могла бы помочь в сохранении национальной культуры.
Брестская церковная уния имела не только религиозное, но и огромное государственно-правовое значение. Несмотря на то, что большинство белорусской и украинской шляхты поддержало создание униатской церкви, вместо консолидации общества и мира между христианскими конфессиями религиозная вражда в государстве обострилась. Унию не поддержала значительная часть горожан Великого Княжества. Против многих положений унии выступили высшие чины Католической церкви Польши. В Речи Посполитой создавались преграды для занятия униатами высших государственных должностей, не допустились униатские епископы и в её сенат. В связи с этими процессами активизировалась деятельность и влияние на православное население Московского патриархата, поддержанного представителями константинопольского, александрийского и иерусалимского патриархов.
В научной литературе относительно роли и значения Брестской церковной унии имеется несколько мнений, в т. ч. резко противоположных. Некоторые политические деятели считали униатскую церковь национальной церковью белорусов, другие отрицали её наличие в Беларуси. После присоединения белорусских земель к Российской империи в результате разделов Речи Посполитой в конце 18 в. наблюдается активная деятельность царского правительства по ликвидации униатской церкви в Беларуси. Окончательно Брестская церковная уния была ликвидирована в Беларуси Полоцким церковным собором в 1839. В результате бывшие униаты стали православными, количество которых значительно возросло.
Объектом исследования является Брест-Литовская уния.
Предметом исследования являются исторические предпосылки и обстоятельства заключения Брест-Литовской унии.
появления праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, а также гимнографические тексты и уставные особенности богослужения этого дня.
Целью данной работы является обзор и анализ источников и литературы по заключению Брест-Литовской унии.
Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— обзор источников по Брест-Литовской унии – документов, представленных светской властью;
— обзор источников по Брест-Литовской унии – документов, представленных церковным духовенством и служителями церквей;
— анализ литературы по Брест-Литовской унии.
В работе применяется метод комплексного источниковедения, т.е. анализ различных видов источников (в первую очередь, письменных) в их взаимосвязи и взаимодополнении.
Краткий обзор библиографии
Для освещения истории заключения Брест-Литовской унии в различные исторические периоды был привлечен широкий круг исследований, затрагивающих тематику данной работы. Для удобства их краткого обзора использованные материалы были разделены на несколько групп: источники светской власти и представителей духовенства и служителей церкви. Так же в рамках данной работы проанализирована литература, разделенная на несколько временных периодов: дореволюционная, литература периода атеистической (советской) власти, постсоветская.
К источникам, представленным светской властью до заключения Брест-Литовской унии, следует отнести Постановление Городельского сейма от 2 октября 1413 года, Баламандское соглашение. К источникам по Брест-Литовской унии, представленным духовенством и служителями церкви относятся Соборная грамота киевского митрополита Михаила Рагоза от 2 декабря 1594 года, Острожскую Библию – первое славянское полное издание Писания, которое с филологической точки зрения не уступало лучшим тогдашним западноевропейским образцам, а так же Артикулы.
Источниками дореволюционного периода, наиболее полно отражающем все аспекты заключения Брест-Литовской унии являются многочисленные источники Иосифа Семашко, анализ которых приведен в работе.
К источникам постсоветского периода и современного времени, отраженным в работе, стоит отнести работы Яковенко С.Г. и Флори Б.Н., Филатовой Е.Н. и Петрушко В.И.
Практическая значимость работы. Собранный в ходе исследования материал о заключении Брест-Литовской унии может быть использован студентами духовной семинарии в качестве дополнительной информации при подготовке к занятиям, касающихся данной темы.
Структура работы обусловлена целью, задачами, и проблематикой исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и библиографического списка.
Во Введении обозначена актуальность выбранной темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и основные задачи работы, описан метод исследования, дан краткий обзор источников и литературы по теме работы.
В первой главе анализируются источники по Брест-Литовской унии представителей светской власти и представителей духовенства и служителей церкви до подписания и после ее заключения.
Вторая глава работы посвящается рассмотрению литературы по Брест-Литовской унии трех временных периодов: дореволюционного, время атеистической (советской) власти, а так же постсоветского периодов.
В Заключении приведены основные выводы работы, а также обозначена ее перспективность.
ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДСТАВЛЕНЫЕ СВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ
Понятие «церковная уния» (uniaecclesiastica), выражающее известную практику Римской Католической церкви, сегодня понимается как обозначение союза «между двумя Церквями, в силу которого осуществляется их фактическое слияние в одну Церковь, но с сохранением обрядовых, языковых и иных особенностей за каждой из Церквей».
Все церковные унии Рима с различными церквями Востока, включая и унию, провозглашенную на Ферраро-Флорентийском соборе (1438–1445), «для присоединившихся Церквей фактически подразумевали лишь признание примата Папы Римского и не означали отступления от прежней веры». На практике, однако, в конкретной социальной реальности такое присоединение оказывалось крайне сложным, длительным, многоплановым, противоречивым и драматичным событием, некоторые конкретные аспекты которого мы и рассмотрим ниже.
Так, хорошо известно, что памятники древнерусской письменности «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона и «Повесть временных лет» фиксируют становление богословского языка, описывающего отечественное понимание «подлинной благочестивости»[1]. Так, в тексте «Повести временных лет» греческий богослов, обращаясь к великому Киевскому князю Владимиру, говорил: «Не принимай же учения от латинян, – учение их искаженное». Вместе с тем история знает периоды не только противостояния, но и поисков единства Рима и Константинополя, к юрисдикции которого принадлежала тогда Киевская Русь.
Новая страница в этих отношениях открывается в период возвышения Москвы и соперничества ее с Великим княжеством Литовским. С этого периода в источниках обнаруживается появление самого конфессионима «православие»: «Анализ летописей конца XV – начала XVI века показывает, что в языке летописания происходит постепенное замещение термина «правоверный» на «православный»»[2].
Хроники свидетельствуют, что великий князь Литовский Ягайло просил у Димитрия Донского руки его дочери, но получил отказ. Москва поставила условием не только распространение «греческого обряда», но и политическое подчинение Литовского князя князю Московскому, на что Ягайло, естественно, пойти не мог. Политический расчет привел Ягайло к подписанию в 1385 году Кревской унии с Польшей, одним из условий которой был отказ князя от «греческого обряда» и переход в «латинский обряд». Сам Ягайло был подвергнут перекрещиванию. В хронике Яна Длугоша читаем: «Другие литовские князья, которые уже раньше были окрещены по греческому обряду, не согласились с обновлением, или, лучше сказать, усовершенствованием крещения. Таким образом, князь Владислав, или Ягайло, принявший основной и первый обряд, в тот же день приступил к другому и в названном костеле Краковском обвенчался торжественным браком с достойной девицей Ядвигой, королевой Польской…»[3].
Православие в Литве (католичество находилось там в зачаточном состоянии) оказалось в тяжелом положении. Греческий обряд постепенно теряет привлекательность для литовской элиты, становясь религией второстепенной. 20 февраля 1387 года Ягайло (в крещении Владислав) издает грамоту, в которой объявляет привилегии феодалам за переход в католическую веру: «Всякий, кто приняв католическую веру, позорно от нее отойдет, или кто будет отказываться принимать ее, не должен пользоваться никакими указанными правами»[4].
Это косвенное принуждение инаковерующих продолжалось и далее, о чем наглядно свидетельствуют Постановления Городельского сейма от 2 октября 1413 года: «… только католики и Римской церкви подвластные, и кому гербы пожалованы, наслаждаются, владеют и пользуются, как паны и шляхта Королевства Польского своими владеют и пользуются»…, «урядником назначаются только католической веры поклонники и подвластные святой Римской Церкви…»[5]. Православные, которых со времени Константинопольского патриарха Фотия католики именовали «схизматиками», в Постановлениях сейма отмечены особо: «Сверх того, названными выше свободами, привилегиями и милостями только те паны и шляхтичи земли Литовской могут владеть и пользоваться, которым оружие и гербы шляхтичей королевства Польского пожалованы, и почитатели христианской религии, Римской церкви подвластные, не схизматики или другие неверующие».
Православных, как и лютеран и кальвинистов, католики называли также «дезунитами». Для христиан-некатоликов было еще одно общее наименование – «диссиденты».
Такая политика, проводимая Римом на белорусско-литовских землях, отражала формирование «эксклюзивистского» понимания себя как единственно «спасающей Церкви», что перечеркивало саму возможность диалога с другими церквями. В государстве с поликонфессиональным составом населения, каким была Речь Посполитая, это не могло не вызывать социальную напряженность.
По этой причине Сигизмунду II Августу пришлось жалованной грамотой от 7 июня 1563 года распространить решение Городельского сейма 1413 года на всех «подданных веры христианской» и предоставить им новые права и привилегии. Сигизмунд писал: «… не только подданные костелу Римскому от того часу обираны и прекладаны бытии мають, але однако и заровновсирыцерского стану з народу шляхетского люди веры хрестиянское, яко Литва, так и Русь, кождыйводле заслуг годности своее…»[6].
Грамота Сигизмунда II едва ли случайно была обнародована в год закрытия Тридентского собора Римской Церкви (13 декабря 1545 года – 4 декабря 1563 года). На соборе назревало решение, которое могло серьезно осложнить и без того взрывоопасное религиозное состояние в польско-литовском государстве. Король как мог, приласкав «дезунитов», пытался упредить угрозу, исходившую от собора.
Все дело в том, что если прежнее понимание унии Восточных церквей с Римом мыслилось лишь как подчинение папе, не требуя отступления от своей веры, то со времени Тридентского собора «все схизмы стали рассматриваться как потенциально содержащие в себе ереси, так что принятие в лоно Католической Церкви включало в себя не только послушание папе, но и отречение от заблуждений. Эта экклезиология до II Ватиканского собора был общепринятой в Католической Церкви. Впрочем, прозелитизм как метод поддержки и распространения унии церковной практиковался всеми сторонами. После II Ватиканского собора «экклезиология возвращения» вышла из употребления. Теперь униатские Церкви называются Восточными Католическими Церквями, и богословы предпочитают говорить не об униатской церкви, а об «общении». Униатство было сочтено несоответствующим современным методам поиска единства Церквей, и это отражено в документе, принятом смешанной католическо-православной комиссией в 1993 году (Баламандское соглашение)»[7].
Люблинская государственная уния 1569 года, объединившая Польшу и Великое княжество Литовское в одно государство Речь Посполитую, все же не могла создать крепкое государство. Этому мешали вероисповедные различия, так как большая часть населения литовских земель оставалась преданными «греческому обряду», а католицизм, став государственной религией, находился в кризисном состоянии в связи с развивающимся движением Реформации. Сам Сигизмунд II склонялся к идее церковной унии, которая, по его мнению, укрепила бы государство – об этом король говорил на Люблинском сейме, но хотел он достигнуть этого ненасильственным путем[8].
С 1564 года в Польше и Литве начали действовать иезуиты. Призваны они были для борьбы с реформационными движениями. Быстро справившись с этой задачей, иезуиты ополчились против «схизмы» – православия и, «становясь духовниками особ королевского достоинства и крупнейших государственных деятелей, иезуиты оказывали сильное влияние на внутригосударственную политику». Иезуитские школы, полемическая литература, издательская деятельность, государственное покровительство довольно быстро продвигали это дело, рождая противников православия.
Теснимые со всех сторон, ряд епископов «греческого обряда» стали почитать за благо избавиться от этих неудобств путем подчинения папе, то есть путем унии. Особенно мрачные перспективы вырисовывались для «греческого обряда» в связи с восшествием 19 февраля 1594 года на королевский престол Сигизмунда III Вазы, воспитанника иезуитов, ревностного католика.
Православный Киевский митрополит Михаил Рагоза 2 декабря 1594 года поспешил издать соборную грамоту, в которой писал: «…тое писмо межи собой даемо, и щчирую и уприймую волю нашу до соединения с костелом Римским тым же собеосветчаем». То же самое повторилось 12 июня 1595 года – Рагоза и некоторые православные епископы направили папе Клименту VIII соборную грамоту о готовности их со своими паствами перейти в его подчинение, чтобы «святыни вашой яко пану и зверхнейшомупастырунашомупоклонитися». Но не все так мыслили, как Рагоза, или бывшие православные епископы Ипатий Потей (потом митрополит униатский), Кирилл Терлецкий, Григорий, епископ Полоцкий и Витебский и некоторые другие[9].
Окружным посланием к духовенству и мирянам «единыаправыа веры сопричастником, святыа Восточныа церкве» в королевстве Польском и Великом княжестве Литовском крепко стоять в православной вере.
Сигизмунд III пытался урезонить Острожского, убеждая его принять унию и содействовать в этом деле православным духовным властям, «яко до преднее столицы апостольское, привести были могли людей набоженства Кгрецкого…»[10].
Принявших унию король соответственно хвалит, обещает свою помощь и льготы, которые дарованы католическому духовенству (см. королевские грамоты от 28 июля 1595 г., от 30 июля 1595 г., 2 августа 1595 г.). Ему вторят отступившие от православия епископы, угрожая духовенству и мирянам за сопротивление унии отлучением от Церкви.
Митрополит Киевский Михаил Рагоза, опасаясь гнева православного народа, чувствовал себя неуютно. 1 сентября 1595 года он обращается к духовенству и мирянам с Окружной грамотой, в которой пытается убедить их в своей верности православию. В Послании к князю Константину Острожскому от 28 сентября 1595 года Рагоза проводит ту же мысль[11].
Особенное усердие в деле насаждения унии проявляли бывшие православные епископы Ипатий Поцей и Кирилл Терлецкий, которые в ноябре 1995 года прибыли в Рим и изъявили якобы от всей православной Церкви в Речи Посполитой желание подчиниться Клименту VIII. Папа устроил торжество по случаю «возвращения» русского народа, живущего во владениях польского короля, в лоно католической Церкви. По этому случаю была выбита специальная медаль, на которой русские епископы стояли на коленях перед Папой, а латинская надпись гласила: «На восприятие русских». В своей булле от 23 декабря 1595 года Папа писал по этому случаю, что русские епископы наконец-то осознали, «что они и стадо, которое они пасут, не являются членами тела Христова, которое есть церковь, поскольку не имеют связи с наличной главой самой церкви, с высшим римским первосвященником…».
Условия соединения католической и православной церквей в Речи Посполитой, которые Ипатий Поцей и Кирилл Терлецкий приняли в Риме в 1595 году, включали в себя и особое исповедание веры, в котором было прописано и пресловутое «филиокве», учение о том, что Дух Святой исходит от Сына, и учение о чистилище, и о примате папы и другие католические догматы.
Естественно, что религиозная ситуация в Речи Посполитой стала крайне напряженной. Для окончательного решения вопроса об унии 14 июня 1596 года Сигизмунд III Окружным посланием православным митрополиту, духовенству и мирянам дает дозволение открыть церковный собор в Бресте Литовском. Со своей стороны митрополит Михаил Рагоза 21 августа 1596 года своим Окружным посланием предлагает сановникам и мирянам «греческого обряда» съехаться на собор в Брест к 6 октября 1596 года.
Особо следует отметить, что католиками, среди которых важную роль играли ряд видных представителей ордена иезуитов, в период 1570–1580-х гг. была выдвинута идея перенесения православной Константинопольской патриаршей кафедры в пределы Речи Посполитой с переездом туда из Стамбула Патриарха Иеремии II Траноса с последующим переходом греческого первоиерарха в униатство. Этот акт мыслился как инструмент вовлечения в унию православного населения западных территорий. Проект, однако, реализовать не удалось.
Рассмотренный нами период, как мы убедились выше, шел под знаком религиозной унификации, стремления к принудительному «идейному монологизму» и навязываемой «сверху» властями светскими и духовными ригористической однозначности. Отсюда его неспокойный и социально напряженный характер, потому что «монологизм и однозначность, которые совершенно необходимы в естествознании и технологиях, в других сферах социального бытия, в сфере религиозных верований оказывают парализующее действие на живую мысль и личную свободу совести».
Каждая сторона, и католическая, и православная, стремилась провести в народ свои идеи, вытесняя идеи противника. Возникла угроза того, что уния, вместо сближения обеих церквей, еще глубже разделит их, причем уже не на уровне богословских дискуссий, а на глубинном уровне «народной веры», потому что, как писал французский социолог и криминолог Г. Тард, «во все времена собеседники говорят о том, что преподали им их священники или их профессора, их родители или их учителя, их ораторы или их журналисты». Для западных территорий Руси и восточных территорий Речи Посполитой эта историческая эпоха, действительно, стала временем серьезных социальных потрясений.
Литература
[1] Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 1. Киев, 1859. N 25-29, 31, 34, 40, 41, 46. С. 455-459.
[2] Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1848. Т. 3. N 146. С. 1098.
[3] Грамоты Собора 1591 г. опубликованы в: Жукович П.Н. Брестский собор 1591 г. (по новооткрытой грамоте, содержащей деяния его) // Известия отделения русского языка и словесности Академии наук. Т. XII. Кн. 2. СПб., 1907. С. 45-71.
[4] Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины события / Отв. Ред. Флоря Б. Н. М., 1996. С. С. 137-139.
[5] Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. N 33.С. 992-994.
[6] Текст см. стб. 1133-1137: Апокрисис // Российская историческая библиотека. Т. 7. СПб., 1882 (Памятники полемической литературы в Западной Руси. Т. 2). Стб. 1003-1820.
[7] Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 1. Киев, 1859. N 79.С. 877.
[8] Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 1. Киев, 1859. N 44, 49, 51, 52. С. 1298.
[9] Левицкий Д. Извлечения из документов, относящихся ко времени епископов Владимиро-Волынских Иоанна Борзобогатого-Красненского и Феодосия Лазовского (1563-1565) // Волынские епархиальные ведомости. 1872. N 6-7; Площанский В.М. Прошлое Холмской Руси по архивным документам XV-XVIII вв. и другим источникам. Ч. 1. Вильна., 1899. С.163-164.
[10] Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. N 149. С. 882-885.
[11] Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. N 33. С. 1032-1034.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


