Меню Услуги

Оценка конкурентного потенциала предприятия ООО «Питерстрой


Страницы:   1   2   3   4


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия

1.1 Конкурентоспособность как проявление качества в условиях рыночных отношений

1.2 Основные подходы к оценке конкурентоспособности

Глава 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Правд»

2.1  Общая характеристика деятельности ООО «Прайд»

2.2  Оценка конкурентоспособности ООО «Прайд СПБ» c использованием метода расстановки приоритетов

2.3 Исследование конкуренции на рынке отрасли

Глава 3. Направления повышения конкурентоспособности ООО «Прайд СПБ»

3.1 Фиксированная цена как фактор повышения конкурентоспособности ООО «Прайд СПБ»

3.2 Внедрение международных стандартов системы качества на предприятии ООО «Прайд СПБ»

Заключение

Библиографический список

Введение

Переход экономики России от планово-директивной к рыночной привел к появлению конкуренции между различными хозяйствующими субъектами. Ранее понятие конкуренции и конкурентоспособности было знакомо только предприятиям, ведущим внешнеэкономическую деятельность, a таковых было очень мало. Основная доля предприятий страны осуществляло производство готовой продукции, запасных частей и комплектующих, добычу различных видов сырья и материалов a соответствии c госзаказом и установленными планами, a торговлю осуществляли различные внешнеторговые организации. Таким образом, основная масса российских предприятий столкнулась c наличием конкуренции и проблемой обеспечения конкурентоспособности организации только c развалом советского союза.

В настоящее время в литературе встречаются различные методики оценки конкурентоспособности организации, но при этом в нашей стране нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности, которая была бы приемлемой для различных типов предприятий, действующих в различных сферах. Каждое предприятие осуществляет оценку своих конкурентных позиций на рынке товаров и услуг, руководствуясь методикой принятой на предприятии или пользуясь уже существующей методикой, которая частично или полностью адаптирована к условиям функционирования организации. При этом большинство существующих методик оценки конкурентоспособности предприятия приравнивают конкурентоспособность предприятия к конкурентоспособности товаров, производимых данным предприятием. Конкурентоспособность товара в основном определяется соотношением цена-качество в сравнении c аналогичными товарами, представленными на рынке в данный момент времени.

Таким образом, актуальность выбранной автором темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.

Целью данной дипломной работы является изучение основных методик оценки конкурентоспособности предприятия, оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Прайд СПБ» и поиск путей повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:

  • изучение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности предприятий, анализ литературных источников по исследуемому вопросу;
  • ознакомление c предприятием и его положением на рынке;
  • изучение возможных методов повышения конкурентоспособности предприятия.

Предметом данной дипломной работы является процесс оценки конкурентоспособности предприятия.

Объектом исследования является ООО ТФГ «Прайд», ведущая российская компания, специализирующаяся в области торговли средствами автохимии, автокосметики, профессионального автомобильного инструмента и автоаксессуаров, a также производитель средств автохимии.

Структура работы. Работа содержит введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.

В первой главе рассматриваются теоритические основы оценки конкурентоспособности предприятия.

Во второй главе была произведена оценка конкурентоспособности ООО «Прайд СПб» несколькими способами.

В третье главе предложены направления повышения конкурентоспособности ООО «Прайд СПб».

Информационной основой работы послужили труды таких авторов как Горбашко Е.А., Четыркина и др.

Глава 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия

1.1 Конкурентоспособность как проявление качества в условиях рыночных отношений

Главный фактор коммерческого успеха предприятия на рынке- его конкурентоспособность(КСП). Понятие КСП, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального его  определения не существует. Например:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Под конкурентоспособностью понимается «…текущее положение предприятия на рынке( в первую очередь, занимаемая доля рынка- объем продаж в сопоставлении c общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения»  [37].

Конкурентоспособность- это понятие, включающее в себя «… уровень экономических, технический и эксплуатационных параметров, которые позволяют выдержать соперничество(конкуренцию) c другими аналогичными фирмами/предприятиями/товарами на рынке» [18].

Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику предприятия/товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого предприятия/товара.

Это некая относительная интегральная характеристика, отражающая отличия товара/фирмы от товара/фирмы-конкурента и, соответственно, определяющая его/ее привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики.

В основном при оценке сосредотачиваются на параметрах предприятия/товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляют между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для различных конкурирующих предприятий/товаров.

Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатель качества, и тогда оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывать неверность такого подхода. Несмотря на тесную взаимосвязь между понятиями «конкурентоспособность» и «качество», «конкурентоспособность» и «технических уровень», они неравнозначны. Понятие «конкурентоспособность» значительно шире понятий «качество» и «технических уровень», хотя последние являются важнейшей составляющей  составной частью КСП [36]. Кроме того, если качество в каждый небольшой отрезок времени представляет собой определенную неизменяемую совокупность свойств, то КСП может значительно меняться при неизменных характеристиках в зависимости от изменения таких важнейших факторов, как условия реализации, спроса и предложения, поведение конкурентов.

КСП- это многоаспектное понятие, означающее соответствие предприятия/товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям( сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).         Предприятие, как система, должно быть само по себе конкурентоспособным и не зависеть от уровня конкурентоспособности ее товаров. Высокая конкурентоспособность организации должна давать ей возможность выпускать более конкурентоспособную продукцию.

Оценка конкурентоспособности является сложной задачей, решение которой должно начинаться c определения наиболее значимых показателей конкурентоспособности и выявление их весомости в общем интегральном показателе конкурентоспособности предприятия. Погрешности в определении данного интегрального показателя конкурентоспособности предприятия c использованием большинства существующих методик возникают при определении коэффициента весомости того или иного показателя, то есть присвоения данному показателю численного значения, соответствующего его весомости. Многие методики основаны на том, что данные числовые значения различным показателям присваиваются экспертами. При этом величина интегрального показателя будет зависеть от того, какие эксперты делали эту оценку, от уровня квалификации, a также большого количества факторов, например, таких как состояние их здоровья в момент осуществления оценки значимости и весомости того или иного показателя, отношениями в семье и трудовом коллективе и т.д. Ошибки, допущенные в оценке конкурентоспособности предприятия, могут привести к ошибкам в управлении конкурентоспособностью и как следствие к ухудшению рыночных позиций предприятия. Следовательно, выбор критериев оценки и определение их весомости, a также численного значения, является одним из наиболее важных моментов при определении конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия это процесс создания, выпуска и реализации товаров и услуг, пользующихся спросом на данном рынке в данный момент времени. Показатель конкурентоспособности предприятия является показателем эффективности использования его финансового, производственного, научно-технического и трудового потенциала. Поэтому при оценке конкурентоспособности предприятия более правильным будет, если рассматривать конкурентоспособность организации как сумму одной из составляющих которой будет конкурентоспособность ее товаров(услуг), второй составляющей при этом будет конкретный потенциал предприятия. При этом следует учитывать, что показатель конкурентоспособности предприятия это постоянно изменяющаяся величина, то есть достигнув определенного уровня конкурентоспособности нельзя сохранить данный уровень без всяких усилий. Другими словами, процесс поддержания и роста уровня конкурентоспособности предприятия является процессом, требующим управления.

Следует отметить, что в отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность предприятия не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации достигается длительной и безупречной работой на рынке. Следовательно, при сравнении и оценке двух предприятий, выпускающих одинаковые товары равного качества, предприятие, работающее более длительный период времени на данном рынке будет иметь конкурентные преимущества перед предприятием только входящим на данный рынок. Конкурентные преимущества в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Оказывать влияние на внешние факторы организация не в состояние, но при этом руководство организации имеет все необходимые условия для контроля внутренних факторов. То есть, процесс управления конкурентоспособностью предприятия сводится к управлению внутренними факторами организации. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителям. Иными словами конкурентоспособность организации напрямую связанна с конкурентоспособностью персонала предприятия и, в особенности с конкурентоспособностью управленческого персонала. Данный показатель характеризует конкурентный потенциал предприятия. Достичь высокой конкурентоспособности предприятия, даже при наличии конкурентоспособного товара, без конкурентоспособного персонала невозможно.

Изучение КСП должно вестись непрерывно и систематически, с использованием методики, приведенной на рисунке 1.1. Это позволит своевременно выявить момент начала снижения показателя КСП и принять соответствующие решения.

Рисунок 1.1. — Типовая схема оценки КСП

1.2. Основные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия

Исходя из вышесказанного, конкурентоспособность предприятия можно оценить, рассмотрев конкурентоспособность товара, представляемого данным предприятием на рынке. Ниже представлен ряд способов оценки конкурентоспособности предприятия.

Общая эмпирическая формула конкурентоспособности товара имеет

вид:

КСП = К + Ц + 0 (1.1.)

где КСП — конкурентоспособность;

К — качество;

Ц — цена;

О — обслуживание.

Конкурентоспособность товара — понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении как с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров-конкурентов.

При оценке конкурентоспособности экспортируемых отечественных товаров необходимо учитывать наличие таких факторов, как недостаточность технической и экономической информации, так как изготовителями в основном используются проспекты и каталоги конкурентов; длительность сроков и частые сбои при исполнении заказов; отсутствие достаточно развитых и приближенных к иностранным потребителям сетей сбыта товара; отсутствие объективной оценки уровня издержек потребления у конкурентов и т.д. Влияние этих факторов должно быть по возможности сведено к минимуму.

На рынке товаров конкурентоспособность рассматривается с точки зрения потребителя. При этом совершенно очевидно, что покупателя прежде всего интересует эффективность потребления, определяемая как отношение суммарного полезного эффекта, т.е. суммарных потребительских свойств товара к полным затратам на приобретение и использование товара. Следовательно, условия конкурентоспособности товара со стороны потребителя принимают вид:

Эп=Р/С->mах, (1.2.)

где Эп — эффективность потребления;

Р — суммарные потребительские свойства товара;

С — полные затраты на приобретение и использование товара.

В этих условиях изготовитель никогда не забывает о своих собственных интересах. Рентабельность его собственной деятельности — основное условие коммерческого успеха. Для обеспечения преимуществ поставляемого товара по уровню цены, качеству, условиям поставки и сервису производитель вынужден, как правило, расходовать дополнительные средства, выделяемые им из прибыли. Поэтому для производителя условия конкурентоспособности его товара в практическом плане оцениваются как отношение общей выручки от реализации к совокупным издержкам на изготовление, доставку товара и его сервисное обслуживание.

Подход к оценке товара с позиции производителя традиционен и выражает, прежде всего, стратегию продаж, достижения их безусловной рентабельности. При этом продавцы непременно должны использовать оценку конкурентоспособности их товаров с позиции покупателей, как один из важнейших ориентиров в своей работе в условиях рыночной конкуренции.

Поскольку КСП — это ключ к рыночному успеху товара и его производителя, а решение проблемы КСП — самая сложная задача в деятельности любой фирмы-товаропроизводителя, требующая согласованной целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы является разработка стратегических подходов к решению этой проблемы.

Особое внимание при разработке стратегий КСП уделяется созданию конкурентных преимуществ (желательно подавляющих). Эта часть стратегии КСП представлена на рисунке 1.2, на котором приведена основная направленность создания ключевых конкурентных преимуществ и возможная динамика любого стратегического преимущества фирмы во времени в условиях конкурентной среды.

Рисунок 1.2. — Базовые стратегии конкуренции и конкурентных
преимуществ
Другое важное направление в стратегии КСП — достижение экономического превосходства над конкурентами посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортирования продуктов, повышения эффективности проводимых НИОКР, рекламы, маркетинговой деятельности в целом. Отмечена тесная взаимосвязь между нерентабельностью и долей фирмы на рынке: рентабельность повышается по мере увеличения рыночной доли фирмы. Это означает, что конкурентные преимущества, предрешая успех фирмы и соответственно увеличение ее доли на рынке, в свою очередь усиливаются вследствие повышения рентабельности деятельности фирмы.

Существенное внимание уделяется фактору транспортных издержек, которые в совокупных издержках могут составить (в зависимости от вида товара) 10 — 50% и более. По дешевизне перевозок и перевозочной способности лидирует водный транспорт, а по частоте отправлений, надежности соблюдения графиков и географической доступности — автомобильный транспорт [31].

Сейчас можно наблюдать эволюцию подходов методов оценки КСП товара в российском бизнесе. Тенденция развития и изменения методов стала появляться совсем не давно. Ведь в первые годы рыночных отношений наблюдалась, в буквальном смысле, паника из-за наплыва высококачественного и порой дешёвого товара из-за рубежа. Большинство предприятий не смогли адаптироваться к быстро меняющейся окружающей среде и, как результат, конкурентоспособность их товара молниеносно упала. Методы оценки конкурентоспособности не исходили из принципа, что «клиент всегда прав» и «всё для потребителя». В результате чего «в главу угла» ставили товар и его характеристики, не придавая значение потребительской ценности. Оценка производилась путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения [18].

Сравнения проводились по группам технических и экономических параметров. При оценке использовались дифференциальные, комплексные и смешанные методы оценки.

Сначала появились дифференциальные методы оценки. Дифференциальный метод оценки основан на использовании единичных параметров взятого продукта и сопоставляемого с ним образца (или потребности). В результате определяют, достигнут ли уровень в целом, по каким параметрам он отстает, какие из них максимально отличаются от базовых.

Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводился по формуле:

qi  = Pi / Pi0 *100 %    (1=1,2,3,…,п), (1.3.)

q1 = Pi0 /P I    *100%     , (1.4.)

где  qi, qi- единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

Рi — величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Рio — величина i-го параметра для изделия, принятого за образец.

Анализ результатов оценки: из формул (1.3.) и (1.4.) выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствуют повышение конкурентоспособности (например, для оценки производительности — формула (1.З.), а для удельного расхода топлива — формула (1.4.); если технические параметры продукции не имеют физической меры (например: комфортность, внешний вид, соответствие моде), для придания этим параметрам количественных характеристик необходимо использовать экспертные методы оценки в баллах.

При оценке КСП по нормативным параметрам единичный показатель может принимать только два значения: 1 и 0. Если анализируемый товар соответствует обязательным нормам и стандартам, этот показатель равен 1; в противном случае показатель приравнивается к нулю.

Однако дифференциальный метод дает возможность лишь констатировать факт КСП продукта или наличия у него недостатков по сравнению с товарами-аналогами и фактически не позволяет решать более сложные задачи.

Вслед за дифференциальным методом, появился комплексный метод оценки КСП продукта. Он основан на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого продукта и образца.

Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:

, (1.5)

 

где Iнп — групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;
qнi — единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитываемый по формуле (1.3.);

п — число нормативных параметров, подлежащих оценке.

Если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.

Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производился по формуле:

, (1.6)

 

где Iтп — групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

qi- единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру, рассчитывается по формулам (1.З.), (1.4.);

аi — весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;

n  — число параметров, участвующих в оценке.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Полученный групповой показатель IТП характеризовал степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей; основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах рыночных исследований, опросов потребителей, семинаров, выставок образцов; в случае трудностей, возникающих при проведении рыночных исследований, а также в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров могла быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр — полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении (для повышения точности оценки необходимо учесть влияние на его величину эргономических, эстетических и экологических параметров).

Существовала целая система расчётов таких показателей, которые могли давать довольно-таки точную картину ситуации. После кризиса 1998 года появилась возможность проявить себя и занять рыночные ниши, которые до этого занимали иностранные фирмы и компании. Стала рассматриваться потребность покупателя, в этом случае расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

q1 = Pi0 /P I    *100%     (i=1,2,3,…,n), (1.7.)

где qi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по 1-му параметру;

Рi — величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Рio — величина i-го параметра для изделия, принятого за образец, при котором потребность удовлетворяется полностью;

п — количество параметров.

Групповой показатель по техническим параметрам характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности n всему набору технических параметров.

Подсчет группового показателя по экономическим параметрам производится путем определения полных затрат потребителя, связанных с приобретением и потреблением товара.

Подсчет интегрального показателя КСП производится по формуле, включающей групповой показатель по нормативным параметрам, групповой показатель по техническим параметрам (исключая нормативный) и групповой показатель по экономическим параметрам.

Популярен и смешанный метод оценки КСП. Он основан на совместном применении единичных и комплексных (интегральных) показателей. При использовании смешанного метода часть единичных параметров объединяют в группы и для каждой группы определяют соответствующий комплексный (групповой) показатель. На основе получаемой совокупности единичных параметров и групп параметров оценивается КСП продукции дифференциальным методом.

Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях России, но всё большое и большое распространение получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности товара. Особенность данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.

Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Госкомстата затрачено с точки зрения траты времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение — это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило, эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большой степени носит качественный (не формализованный) характер.

Можно предложить следующую последовательность проведения анализа конкурентного положения предприятия, используя метод параметрического анализа [6]:

  1. Выявление основных конкурентов предприятия.
  2. Выявление основных сегментов рынка, на которых происходит конкуренция.
  3. Выявление характера конкуренции на данном сегменте рынка (ценовая, конкуренция качества, конкуренция в сфере каналов сбыта пр.).
  4. Определение общих тенденций конкурентного положения предприятия на этих сегментах рынка (динамика доли в рыночном объеме продаж).
  5. Проведение параметрического анализа предприятия и конкурентов по следующим блокам:

— уровень цен;

— обеспеченность материально-техническими ресурсами;

— обеспеченность кадрами;

—  ценовая политика;

—  политика в области снабжения сырьем и материалами;

— политика в области сбыта (продажи в кредит, предоставление сопутствующих услуг, развитие сбытовой сети, рекламная кампания и пр.);

—  административные ограничения;

— прочее.

На основе проведенного анализа менеджер предприятия может сделать определенные выводы о факторах, лежащих в основе тенденций рыночной доли предприятия, и внести соответствующие коррективы в управленческую политику (например, если параметрический анализ выявил отставание в области обеспеченности материально- техническими ресурсами, то целесообразно, возможно, производить инвестиции в модернизацию машин и оборудования; если предприятие теряет рынок вследствие завышенных цен — пересмотреть ценовую политику и пр.).

Таким образом, анализ изменения рыночной конъюнктуры и конкурентного положения предприятия:

а) Оценивает состояние рынка с точки зрения его емкости и эластичности и исследует сравнительную ценовую конъюнктуру по видам реализуемой продукции.

б) Оценивает состояние рынка с точки зрения его сегментации и монополизации. Сравнительный параметрический анализ предприятия и конкурентов вскрывает факторы, лежащие в основе динамики доли продаж предприятия в общем объеме сбыта на рынке.

Необходимо заметить, что параметрический анализ с меньшей точностью позволяет формулировать управленческие рекомендации на основе формализованной обработки данных. Это связано как с объективными причинами (неразвитость рынка в нашей стране и в силу этого громадная роль административных и личных факторов в положении предприятия на рынке), так и с субъективными причинами (отсутствие информации о важнейших параметрах регионального и отраслевого рынка, таких как отраслевой объем выпуска, эластичность потребительского спроса и т.п., а также отсутствие какой бы то ни было документальной информации о конкурентах). Все эти факторы затрудняют качественное проведение анализа конкурентного положения предприятия на рынке. Тем не менее, на основании бесед со специалистами предприятия представляется возможным нарисовать определенную картину конкурентного состояния предприятия на рынке.


Страницы:   1   2   3   4