Меню Услуги

Операции коммерческих банков с пластиковыми картами


Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ
  • 1.1  Понятие, сущность, классификация банковских пластиковых карт
  • 1.2 Нормативно-правовое регулирование операций коммерческих банков с пластиковыми картами
  • 1.3  Место пластиковых карт в общей системе банковских продуктов
  • и их роль в российском платежном обороте
  • 2 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В ФИЛИАЛЕ ОРУ АКБ «МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК»
  • 2.1. Экономико-организационная характеристика Орловского Регионального Управления Банка
  • 2.2 Особенности организации работы филиала «Московского Индустриального Банка» в г. Орел с пластиковыми картами. Проведение операций по выпуску и обслуживанию пластиковых карт
  • 2.3 Технические средства, технологии и программное обеспечение Орловского отделения Банка в работе с пластиковыми картами
  • 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В ФИЛИАЛЕ ОРУ ОАО «МИНБ»
  • 3.1 Мероприятия по оптимизации деятельности Орловского Регионального Управления в работе с пластиковыми картами
  • 3.2 Разработка предложений по улучшению организации обслуживания банковскими картами  в филиале ОРУ ОАО «МИнБ»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ  

 Совершенствование экономического механизма в условиях рыночных отношений в России предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежных расчетов. Используемые формы расчетов уже не в состоянии удовлетворить возникающие потребности в платежах, так как в силу своей физической природы они имеют предел подвижности, обуславливают высокую трудоемкость финансовых операций, не обеспечивают непрерывность цепи расчета и затрудняют контроль за движением денежных средств.  Решением данной проблемы может стать массовый переход от наличных расчетов к безналичным формам платежа.

В России, как и в других странах, идет непрерывный процесс развития платежной системы с целью повышения скорости, надежности, экономичности расчетов. Модернизация системы безналичных расчетов является, на наш взгляд, необходимым и очень важным моментом, поскольку основная часть расчетов приходится на безналичный оборот. Среди основных задач реформирования – поиск новых форм расчетов, более маневренных и эффективных, которые смогут сократить наличный оборот до минимума, а также обеспечат безопасность совершаемых расчетов. Одним из таких наиболее динамично развивающихся видов безналичных расчетов является банковская пластиковая карта.

Внедрение банковских карт в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей «технологической революции» банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет владельцам карт, кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, торговым точкам и самому государству массу преимуществ.

Интерес государства во внедрении расчетов по пластиковым картам очевиден: Россия входит в мировое сообщество, широко использующее системы расчетов по пластиковым картам — оставаться в стороне от общего процесса при расширении культурных, политических и экономических связей с другими странами практически невозможно и невыгодно.

Повышение роли безналичных расчетов и их совершенствование на фоне нарастающих процессов глобализации и развития информационных технологий является весьма важным, поскольку ведет к укреплению стабильности и функционирования финансового сектора и экономики государства в целом.

Рынок пластиковых карт в России стремительно развивается. Это видно не только по росту эмиссии карт, составляющему 30-40% в год, но и по видам и качеству предоставляемых услуг.

Пластиковые карты сегодня находятся на пике популярности. Применение безналичных расчетов с использованием банковских карт является возможностью для создания качественно нового уровня обслуживания клиентов.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что внедрение пластиковых карт в обращение, как универсального платежного инструмента безналичного оборота, позволит решить многие проблемы, возникающие при расчетах наличностью, а также перевести организацию платежных систем на следующую, более совершенную ступень развития.

В связи со значительным количеством эмитируемых карт в исследуемой кредитной организации, а именно в Филиале «Орловское  Региональное Управление» ОАО «Московский Индустриальный Банк» (далее – филиал ОРУ ОАО «МИнБ»), в выпускной квалификационной работе рассматривались и анализировались операции по внедрению и обслуживанию пластиковых карт, эмитируемых Филиалом, а также применяемые при этом технические средства и программное обеспечение. Необходимость изучения процесса внедрения и обслуживания пластиковых карт обусловлена увеличением доли операций с пластиковыми картами, как в самом Банке, так и на орловском рынке банковских услуг, а также потребностью филиала ОРУ ОАО «МИнБ» в применении выявленных в процессе исследования предложений по совершенствованию технологий по использованию пластиковых карт.

Цель написания дипломной работы – изучение теоретических основ осуществления операций с пластиковыми картами и рассмотрение практических аспектов деятельности кредитных организаций с банковскими  пластиковыми картами на примере филиала ОРУ ОАО «МИнБ».

Указанная цель одобрена руководством Филиала и реализуется посредством решения следующих поставленных задач:

1) рассмотреть пластиковую карту как инструмент безналичного оборота денежных средств; показать достоинства и недостатки данного способа осуществления расчетов для всех участников операций (кредитных организаций, владельцев карт и предприятий обслуживания);

2) привести основные виды пластиковых карт, изучить отличительные особенности их выпуска и обслуживания;

3) рассмотреть российский опыт использования пластиковых карт; проанализировать состояние рынка пластиковых карт в Российской Федерации на сегодняшний день;

4) на примере Филиала «Московского Индустриального Банка» в г. Орел ознакомиться с условиями эмиссии пластиковых карт, их обслуживания; оценить доходы от осуществления данного вида деятельности;

5) проанализировать эффективность операций Орловского Регионального Управления Акционерного Коммерческого Банка «Московский Индустриальный» с пластиковыми картами, а также достаточность технической и программной базы, которой располагает Филиал в этой области;

6) показать преимущества совершения расчетов с использованием пластиковых карт для населения и разработать конкретные мероприятия по оптимизации деятельности с картами Орловского филиала Открытого Акционерного Общества «Московский Индустриальный Банк» с целью дальнейшего повышения доходности этого направления и предложения клиентам Банка услуг на мировом уровне.

Объектом исследования данной работы является Орловское Региональное Отделение Акционерного Коммерческого Банка «Московский Индустриальный Банк», представленное в Орловской области 8 офисами в г. Орле, 2 дополнительными офисами в г. Ливны и Мценск.

Предмет изучения – практика осуществления эмиссии и обслуживания пластиковых карт Филиалом «Московского Индустриального Банка» в г. Орел.

Практическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволит спрогнозировать и выстроить процесс внедрения и использования пластиковых карт в любом российском банке. Однако, учитывая тот факт, что большинство банков уже активно выпускают и обслуживают пластиковые карты, особое внимание необходимо уделять наиболее эффективному использованию пластиковых карт.

Логика и структура работы определялись целями и задачами исследования: она  состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

При написании дипломной работы использовался ряд методов: описательный, графический, метод обобщения, метод доказательственной аргументации. Помимо перечисленных методов на протяжении всей работы применялись методы формальной логики. Среди них можно выделить следующие:  анализ и синтез, сравнение и аналогия.

Основой для написания дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, таких как Андреев А. А.,  Ачкасов А. И., Иванов Н. В.; кроме того, использовались внутренние нормативные источники Кредитной организации (положения, правила, порядки, инструкции, тарифы), а также материалы печатных изданий и данные Интернет-ресурсов.

Общие вопросы эволюции денежных систем освещены в работах Е. Ф. Жукова, О. И. Лаврушина. Труды этих авторов послужили стимулом для дальнейшей разработки проблемы интерпретации электронных денег и пластиковых карт в частности, изучения логики внедрения и развития электронных денег как самостоятельной формы стоимости, определения взаимосвязи платежных карт и электронных денег.

Эмпирической базой исследования послужили федеральные законы и нормативные документы Банка России, регулирующие эмиссию и порядок обращения платежных карт, специальная литература, материалы из периодической печати, научно–практических конференций и электронных СМИ.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ

1.1  Понятие, сущность, классификация банковских пластиковых карт

Обслуживание наличного и безналичного оборотов денежной системы любой страны обходится достаточно большими затратами (так, например, в России около 20 % стоимости каждого рубля уходит на поддержание его же обращения). Безналичное обращение, безусловно, доминирует, обуславливая все большую дематериализацию денежного обращения. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60 % от общего объема совершаемых операций, что объясняется преимуществами безналичных расчетов, такими как: удобство, сокращение издержек обращения, ускорение денежного оборота.

В Гражданском Кодексе РФ, часть 2 статья 861 пункт 3, говорится о том, что «безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов» [1, с. 278].

Согласно учебнику «Деньги Кредит Банки» О. Ю. Свиридова, можно отметить, что безналичное обращение это «изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде различных расчетных документов» [23, с. 82].

В статье 862 части 2 Гражданского кодекса РФ также дается  перечень основных видов безналичных расчетов:  расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законами и установленными в соответствии с ними  банковскими правилами [1, с. 279].

Тем не менее, не все виды безналичных расчетов универсальны.

В современных экономических условиях все большее предпочтение отдается сравнительно новой форме безналичных расчетов – расчетов по пластиковым картам.

Под пластиковой картой в учебном пособии В. П. Полякова, Л. А. Московкиной «Основы денежного обращения и кредита», понимают «денежный документ, удостоверяющий наличие счета их держателя в кредитном учреждении» [31, с. 189].

Леонтьев В. Е., Радковская Н. П. в своем издании «Финансы, деньги, кредит и банки» представляют пластиковые карты как «денежный документ, удостоверяющий наличие счета их держателя в кредитном учреждении» [32, с. 201].

Андреев А. А. дает следующее определение: «пластиковая карта – это способ оплаты товаров и услуг частными лицами, выданной на имя дебитора организаций, берущейся осуществить за него эти расчеты» [14, с. 10]

Первые прообразы карт — карточки постоянных клиентов — магазины стали выдавать еще в 1914 году. Привычный вид карта приобрела в 1928 году с началом выпуска металлических прямоугольных пластинок компанией Farrington Manufacturing.

Современная система банковских расчетов, до сих пор эффективно используемая в карточном секторе, была впервые реализована в 1946 году Flatbush National Bank в Нью-Йорке. Клиенты банка могли приходить в крупные магазины Нью-Йорка без денег и покупать товары.

Взамен покупок клиент выдавал расписку, которая отправлялась в банк, где магазину возмещались все расходы деньгами, взятыми с личного счета клиента банка.

Итак, можно отметить, что пластиковая карта – это обобщающий термин, который обозначает все виды карт, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим.

Банковские платежные карты изначально создавались как розничный продукт, ориентированный на держателей — физических лиц. И сейчас во всем мире платежные карты для банков — одно из важных направлений розничного бизнеса.

«Банковская карта развивалась как инструмент для оплаты товаров и услуг, но впоследствии функции расширились и позволяют держателю совершать различные операции», — отмечает Н. Н. Качанова в своей статье [41, с. 48].

Банковская пластиковая карта — это персонифицированный платежный инструмент, который предоставляет пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Она предназначена для доступа к личному счету, открытому банком физическому или юридическому лицу [18, с. 7].

Внешне пластиковая карта представляет собой пластину стандартных размеров (85,6 мм х 53,9 мм х 0,76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям пластмассы.

Все карты, выпускаемые тем или иным банком, имеют признаки принадлежности к той или иной кредитной организации, логотипы международных платежных систем, а также предусмотренные правилами платежных систем защитные признаки (Приложение Л).

Одной из основных функций пластиковой карты является обеспечение идентификации использующего ее лица.

Возможность визуальной идентификации карты обеспечивают графические данные.

Для этого на пластиковую карту наносятся логотипы банка-эмитента и платежной системы, имя и фамилия держателя, номер его счета, срок действия карты. Кроме этого, на карте должна присутствовать подпись держателя, иначе она считается недействительной. На обратной стороне карты находится магнитная полоса, бумажная полоса с подписью владельца, а на некоторых картах — CVV-код или его аналог.

Алфавитно-цифровые данные – имя и фамилия, номер счета — могут быть эмбоссированы (нанесены рельефным шрифтом) или нет.

Различают дебетовые и кредитные карты.

Дебетовая карта — карта, по которой при отпуске товаров и предоставлении услуг осуществляется списание денег с карточного счета клиента.

По кредитной карте отпуск товаров и предоставление услуг осуществляются в долг (кредит).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

При осуществлении расчетов держатель карты может быть ограничен одним или несколькими лимитами. Характер таких лимитов и условия их использования могут быть весьма разнообразными [19]. Однако в общих чертах все сводится к двум основным сценариям.

Держатель дебетовой карты должен заранее внести на свой банковский счет некоторую сумму. Ее размер и определяет лимит доступных средств. При осуществлении расчетов с использованием карты синхронно уменьшается и лимит. Контроль лимита осуществляется при проведении авторизации, которая при использовании дебетовой карты всегда является обязательной. Для возобновления (или увеличения) лимита держателю карты необходимо внести деньги на свой счет.

Итак, использование дебетовых карт предполагает предварительное размещение клиентом средств на счете, открытом в банке-эмитенте.

Очевидно, что выпуск дебетовых карт служит для банка-эмитента способом привлечения средств.

Для клиента финансовая привлекательность дебетовой карты может состоять в начислении процентов на остаток на счете и, возможно, получении скидок при покупках. Заметим, однако, что в обоих случаях речь может идти о нескольких процентах. И, безусловно, дебетовая карта обеспечивает традиционную для пластиковых карт возможность осуществления безналичных расчетов.

Получение дебетовой карты — это существенно более простой процесс по сравнению с получением кредитной.

Для этого необходимо открыть счет в банке, внести некоторый минимум средств и оплатить карту. В стоимость карты будет включена и плата за два года обслуживания.

Для обеспечения платежей держатель кредитной карты может не вносить предварительно средства, а получить в банке кредит. В этом случае клиенту устанавливается лимит кредитования, в рамках которого он может расходовать средства. Кредит может быть как однократным, так и возобновляемым (револьверным). Возобновление кредита в зависимости от договора с держателем карты происходит после погашения всей суммы задолженности, либо некоторой ее части. Банковские кредитные карты предоставляют продавцам   дополнительные возможности. Они позволяют им предлагать покупателю кредит «руками банка». Но при этом продавец получает свои деньги от банка немедленно, независимо от того, когда покупатель оплатит покупку. Таким образом, кредитные карты позволяют вынести кредит за пределы банка, непосредственно «на рубеж» обслуживания потребителя.

Выгода банка при этом состоит в получении процентов за предоставленный пользователю карты кредит.

Приведем основные различия дебетовых и кредитных карт в Таблице 1 [17, с. 54].

Таблица 1 —  Основные сравнительные характеристики кредитных и платежных пластиковых карт

Показатели Кредитные карты Платежные карты
1. Основные представители Diners Club,

American Express

VISA, Master Card
2. Счет клиента Ссудный счет Текущий счет
3. Лимит кредитования в зависимости от

кредитоспособности клиента

Отсутствует
4. Платеж

 

Может быть отсрочен, существует льготный период кредитования Осуществляется немедленно, после получения отчета о движении средств на счете
5. Годовая плата

 

Взимается либо годовой платеж, либо комиссионные платежи за  выполнение каждой операции по кредитной карте клиента Взимается годовой платеж

В таблице выше представлены отличительные особенности дебетовых и кредитных карт. По сути, обе карты являются платежным средством. Различия лишь в том, что при оплате дебетовой картой клиент пользуется своими собственными средствами, имеющимися на счете в банке, а во втором случае клиент пользуется средствами банка, полученными в долг на условиях кредита.

Помимо дебетовых и кредитовых карт различают:

1) индивидуальные и корпоративные карты.

Индивидуальные выдаются отдельным клиентам банка. Корпоративная   карта выдается организации (фирме), которая на основе этой карты может выдать индивидуальные карты избранным лицам, которым открываются персональные счета, привязанные к корпоративному карточному счету;

  • пластиковые карты с магнитной полосой или со встроенной микросхемой.

Карты с магнитной полосой имеют на обороте магнитную полосу, где записаны данные необходимые для идентификации личности владельца.

Карта с микросхемой была изобретена во Франции в 1974 г.  Встроенная в карту микросхема (чип) является хранителем информации, которая записывается заранее, а затем может обновляться в момент совершения сделки. Это расширяет функциональные возможности карты, повышает ее надежность. Изготовление таких карт обходится банку дороже в сравнении с выпуском карт с магнитной полосой, поэтому чиповые карты имеют более высокую стоимость;

3) пластиковые карты, основанные на разных механизмах хранения данных. Эти карты (оптические, индукционные и прочее) используются в медицинских системах, системах безопасности и других сферах;

4) обычные пластиковые карты, серебряные, золотые. Обычная карта рассчитана на рядовых клиентов. Серебряная карта или бизнес-карта выпускается для клиентов, уполномоченных расходовать средства в увеличенных пределах. Золотая карта предназначена для наиболее состоятельных клиентов; она обеспечивает дополнительные виды услуг, например, бесплатное страхование и безлимитное кредитование.

В своей статье О. Е. Кузина, кандидат экономических наук, отмечает: «В апреле 2011 г. банковскими пластиковыми картами пользовался каждый второй россиянин. Причем, с августа 2009 г. по апрель 2011 г. наблюдается значительный рост: с 31 до 51%, то есть более чем в 1,5 раза за 20 месяцев. При этом не снижается доля тех, кто не имеет пластиковой карты, но планирует ее получение в ближайшем будущем. Это говорит о том, что потенциал роста не исчерпан» [43, с. 74]

Обобщая вышесказанное, отметим следующее.

Пластиковые карты, как способ безналичного совершения операций, давно заняли свою нишу на рынке банковских продуктов и услуг. Это связано, прежде всего, с удобством их применения. Для всех участников расчетов по пластиковым картам (это и держатели карт, и банки-эквайеры, и торгово-сервисные организации) выгодно это направление деятельности.

Сейчас банки располагают широким спектром как самих пластиковых карт, так и услуг, предоставляемым по ним, способных удовлетворить потребности и желания самых взыскательных клиентов.

Единственным минусом на текущий момент является неповсеместность применения пластиковых карт,  в отличие от наличных денег. Но мир денег не стоит на месте, поэтому, без сомнений, скоро эта проблема исчерпает себя.

1.2. Нормативно-правовое регулирование операций коммерческих банков с пластиковыми картами

Введем ряд понятий, связанных с обращением пластиковых карт.

Выпуск пластиковых карт и предоставление их в распоряжение клиентов осуществляет банк-эмитент. При этом карты остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования (аналогий этому много, например, паспорт является собственностью государства).

Выдача карты клиенту предваряется открытием ему счета в банке-эмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Выдавая карту, банк-эмитент тем самым берет на себя гарантийные обязательства по обеспечению платежей по ней [15].

При выпуске карты клиенту осуществляется ее персонализация – нанесение на платежную карту и (или) запись в память микропроцессора информации, позволяющей идентифицировать карту и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карты [4] (Приложение П).

Банкоматы — банковские автоматы для выдачи и инкассирования наличных денег при операциях с пластиковыми картами.

Кроме этого, банкомат позволяет держателю карты получать информацию о текущем состоянии счета, а также проводить различные операции и осуществлять платежи с использованием пластиковой карты [17, с. 65].

POS-терминалы или торговые терминалы предназначены для обработки транзакций при финансовых расчетах с использованием пластиковых карт с магнитной полосой и смарт-карт. Использование POS-терминалов позволяет автоматизировать операции по обслуживанию карты и существенно уменьшить время обслуживания.

Совокупность операций, сопровождающих взаимодействие держателя карты с платежной системой при осуществлении платежа по ней или получении наличных денег именуют транзакцией [16, с. 79].

Банк-эмитент, выпуская карты, сам не занимается деятельностью, обеспечивающей их прием предприятиями торговли и сферы услуг. Эти задачи решает банк-эквайер, осуществляющий весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карт.

Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка, в котором банки — члены системы открывают корреспондентские счета.

Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карт (процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и так далее).

Принимающие карту предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карт (приемную сеть) [17, с. 77]

Особенностью продаж и выдач наличных по картам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками «в долг» — товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (в течение нескольких дней).

Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карте называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карты и его финансовых возможностей.  В случае положительного решения система дает разрешение на оплату и сообщает код авторизации, который затем переносится на чек (слип). Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карты и технической оснащенности точки обслуживания.

Первичную обработку поступающих запросов на авторизацию проводит эквайер-центр. Роль эквайер-центра иногда выполняет процессинговый центр, однако, в большинстве случаев в качестве таких центров выступают банки — члены платежной системы. Если банк-эквайер не располагает данными для выполнения запроса (держатель карты — клиент другого банка), то запрос переправляется в процессинговый центр, который выполняет его.

Процессинговый центр — специализированная сервисная организация,  обеспечивающая обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций. Процессинговый центр ведет базу данных платежной системы, которая содержит данные о банках — членах платежной системы и держателях карт, что обеспечивает выполнение запросов на авторизацию [16, с. 94].

Рассмотрим последовательность операций, выполняемых субъектами платежной системы в процессе предоставления товаров и услуг по дебетовым  картам и проведения последующих расчетов.

  1. Желая совершить покупку (или получить услугу), держатель карты предъявляет ее продавцу.
  2. Продавец устанавливает, возможно ли совершение сделки. Для этого он осуществляет визуальную проверку карты, а затем проводит авторизацию голосовую по телефону или электронную посредством POS-терминала. При голосовой авторизации в случае положительного ответа продавцу сообшается код авторизации. При проведении авторизации транзакции передаются в банк-эквайер и, при необходимости,- дальше в процессинговый центр.
  3. Получив разрешение на проведение сделки, продавец оформляет чек (слип), перенося на него данные с карты. При ручной обработке используется импринтер, и на чек обязательно заносится код авторизации, так как при отсутствии кода чек не будет принят к оплате банком-эквайером. Держатель карты затем подписывает все (обычно три) экземпляра чека. При автоматической обработке чек печатается POS-терминалом. В последнем случае подпись не требуется, поскольку ее роль выполняет вводимый держателем карточки ПИН-код.
  4. Экземпляр чека, карта и товар передаются покупателю.
  5. В конце каждого дня (несколько раз в неделю) точка обслуживания пересылает в банк-эквайер экземпляры чеков, которые служат документальным основанием для проведения расчетов с точкой обслуживания (в принципе, таким основанием могут служить и электронные транзакции).
  6. Банк-эквайер проверяет полученные документы и осуществляет расчеты с точкой обслуживания (производит перечисление средств на ее расчетный счет).
  7. Процессинговый центр обрабатывает полученные за день транзакции и формирует итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками — участниками платежной системы. Общие итоги передаются в расчетный банк.
  8. Расчетный банк проводит взаиморасчеты между банками-участниками, открывшими у него корреспондентские счета. Прочие банки-участники осуществляют перечисления самостоятельно.
  9. Банки-эмитенты в порядке возмещения осуществляют снятие средств со счетов держателей за приобретенные товары и услуги.

Последовательность операций, выполняемых при расчетах за товары и услуги посредством кредитной карты аналогична последовательности при расчетах дебетовыми картами.

Конституционной основой осуществления выпуска и обращения банковских карт и проведения расчетов с их использованием являются положения статей 8 и 34 Конституции РФ, гарантирующие свободу любой не запрещенной законом экономической деятельности [24].

Гражданское законодательство также допускает осуществление безналичных расчетов в любых формах, установленных банковскими правилами в соответствии с законом и применяемых в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 862 Гражданского Кодекса Российской Федерации) [1, с. 278].

Обращение банковских карт в РФ регулируется Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденным ЦБ РФ 24.12.2004 № 266-П (ред. от 15.11.2011) [4].

Согласно п. 1.4 Положения №266-П банковская карта признается видом платежной карты и является инструментом безналичных расчетов, предназначенным для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом [4]. Держателем банковской карты может выступать как физическое, так и юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

На практике расчеты с использованием банковских карт в РФ осуществляются, как правило, на основе соглашений между участниками расчетов, ведомственных актов и локальных.

Наиболее значимыми из них являются: Гражданский кодекс РФ (часть вторая); Налоговый кодекс РФ (часть вторая); Федеральный Закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 19.10.2011); Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 01.01.2014); Федеральный закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 01.09.2013 г); Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 30.12.2013); Положение ЦБ РФ от 26.06.1998 №39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» (ред. от 26.11.2007); Положение ЦБ РФ от 31.08.1998 №54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (ред. от 27.07.2001); Положение ЦБ РФ от 09.10.2002 №199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (ред. от 13.06.2007); Положение ЦБ РФ от 26.03.2007 №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (ред. от 14.09.2011); Положение ЦБ РФ от 09.07.2003 №232-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»; Положение ЦБ РФ от 26.03.2004 №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (ред. от 04.12.2009, с изменениями и дополнениями от 01.07.2010); Письмо ЦБ РФ от 10.06.2005 №85-Т «О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт»; Письмо ЦБ РФ от 10.06.2005 № 86-Т «О составлении и представлении отчетности кредитных организаций».

Существует и ряд других постановлений и инструкций, используемых банками для организации работы с пластиковыми банковскими картами. К таким материалам относятся внутренние документы кредитных организаций (положения, порядки, правила, инструкции и прочее) [6-13].

По нашему мнению, крайне важно привлечь внимание законодательных органов власти к недостаточности нормативной базы, регулирующей процесс использования пластиковых карт в России.

Необходимость усиления борьбы с мошенничеством в области совершения операций с использованием пластиковых карт сомнению не подлежит. Усиление этой борьбы без участия правоохранительных органов практически невозможно, а их деятельность в значительной степени ограничена  отсутствием законодательства по пластиковым картам.


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!