Меню Услуги

Бухгалтерский учет и аудит товарных операций на предприятии розничной торговли на примере ООО Сладкая жизнь НН


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1.1. Краткий анализ деятельности ООО «Сладкая жизнь НН»
  • 1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета товарных операций на предприятие розничной торговли
  • 1.3. Теоретические основы бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле
  • 2.1. Документальное оформление товарных операций на предприятии ООО «Сладкая жизнь НН»
  • 2.2. Бухгалтерский учет товарных операций на предприятии ООО «Сладкая жизнь НН»
  • 2.3. Бухгалтерский учет инвентаризации товаров
  • 3.1. Цели и задачи аудиторской проверки
  • 3.2. Планирование аудита товарных операций
  • 3.3. Обобщение результатов аудиторской проверки
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Развитие рыночных отношений связано с движением товаров от производителей до их конечных потребителей, обусловленным объективным и непрерывным процессом углубления общественного разделения труда. Сфера товарного обращения в условиях развитого рынка не только охватывает торговлю, но и распространяется на все общественное производство. В связи с этим формирующаяся в бухгалтерском учете информация о движении товаров приобретает первостепенное значение для управления всем комплексом товарных операций. Учет при этом обеспечивает сохранность товаров, информацию о движении цен и себестоимости, оценку эффективности производства и реализации товаров.

Розничная торговля — продажа товаров конечному потребителю.

Причём совершенно не важно, как именно продаются товары или услуги (методом личной продажи, по почте, по телефону или через интернет), а также — где именно они продаются (в магазине, на улице или на дому у потребителя).

Организация бухгалтерского учета товарных операций испытывает влияние различных факторов, в числе которых наиболее значимыми являются:

  • вид товарного рынка, на котором совершаются товарные операции, — внутренний или внешний;
  • форма выхода на товарный рынок: прямая (продавец или покупатель) или опосредованная (с участием посредника: поверенного или комиссионера);
  • право собственности на товар: собственник (продавец или покупатель; доверитель или комитент) или посредник (поверенный или комиссионер);
  • содержание товарной операции (купля, продажа, обмен товаров, юридические действия поверенного, совершение комиссионером по поручению комитента одной или нескольких сделок);
  • вид  товарооборота (оптовый или розничный);
  • договорные условия;
  • учетная политика предприятия;
  • налогообложение.

В настоящее время особое место в организации торгового обслуживания населения занимает розничная торговля.

Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку покупатели приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные доходы.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что для поддерживая конкурентных преимуществ и получение полной и достоверной информации о товарных операциях организации необходимо за состоянием учета товаров, предоставлением детальной информации по всем участкам хозяйственной деятельности в системе аналитических счетов и их сопоставлении с данными синтетического учета. Так же необходима оперативность и точность формирования учетных регистров и форм бухгалтерской отчетности.

Целью дипломной работы является рассмотрение бухгалтерского учета и аудита товарных операций на примере к ООО «Сладкая жизнь НН». Изучить теоретические и практические аспекты выбранной темы, выявить проблемные вопросы, и пути оптимизации бухгалтерского учета ООО «Сладкая жизнь НН».

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

  • Исследовать теоретические и методологические основы бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле;
  • Рассмотреть систему нормативного регулирования бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле;
  • Изучить источники поступления товаров, документальное оформление поступления товаров;
  • Изучить порядок ведения синтетического и аналитического учета товарных операций;
  • Изучить порядок проведения инвентаризации товаров и отражении информации о них в бухгалтерской отчетности;
  • Сформировать цель и задачи аудита изучить источники информации, необходимые для проверки учета товара.

Предметом изучения дипломной работы является бухгалтерский учет товарных операций в розничной торговле.

Объектом изучения дипломной работы ООО «Сладкая жизнь НН» входящая в крупнейшую сеть розничной торговли в России X5 Retail Group, основным видом деятельности которой является розничная торговля.

Структура дипломной работы предполагает наличие трех глав.

Первая глава:  «Сущность и нормативно правовое регулирование бухгалтерского учета товарных операций на предприятии розничной торговли» включает в себя общий анализ деятельности предприятия ООО «Сладкая жизнь НН», где описывается основной вид деятельности фирм, охарактеризованы основные клиенты фирмы и ее поставщики.

Так же в данной  главе будет рассмотрены нормативные документы всех уровней регулирующие учет товарных операций в России.

Во второй главе «Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Сладкая жизнь НН»» определен порядок документооборота товарных операций, отражен синтетический и аналитический учет, применяемый в исследуемой организации.

В третьей главе «Аудит товарных операций ООО «Сладкая жизнь НН»» показан порядок проведения аудита товарных операций, определены цель и задачи аудита.

1.1. Краткий анализ деятельности ООО «Сладкая жизнь НН»

ООО «Сладкая жизнь НН», входящая в состав X5 Retail Group N.V. – крупнейшая в России продуктовая розничная компания по объемам продаж. Работает под брендами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».

Компания использует мультиформатную стратегию, развивая сразу три формата: дискаунтеры, супермаркеты и гипермаркеты. Стратегическая задача бизнеса — стать основным консолидатором российского рынка ритейла, абсолютным лидером розничной торговли России, способным на равных конкурировать с ведущими международными сетями.

18 мая 2006 г. произошло слияние компаний «Пятерочка» и «Перекресток» с целью создания ведущей компании на рынке продуктовой розничной торговли России. 26 июня 2008 г. X5 завершила сделку по приобретению сети гипермаркетов «Карусель», тем самым значительно укрепив свои позиции в формате гипермаркет. В 2010 году Компания приобрела сеть дискаунтеров «Копейка».

Первый «Перекресток» был открыт в сентябре 1995 года в Москве. В основе сети — магазины трех форматов: «у дома», «супермаркет» и «городской гипермаркет». На 31 декабря 2013 г. под управлением Компании находилось 2 469 магазинов, распорложенные в более 15 регионах РФ, включая Москву, города Московской области, Санкт-Петербург, Самару, Казань, Тольятти, Волгоград, Нижний Новгород, Воронеж, Липецк, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ярославль, Йошкар-Олу, Чебоксары, Урал и Украину. Мультиформатная сеть Компании включает в себя 1 392 магазина «Пятерочка» формата «мягкий» дискаунтер, 301 супермаркет «Перекресток», 71 гипермаркет «Карусель», а также 45 магазинов «у дома» и 660 приобретенных магазинов «Копейка».

На 31 декабря 2013 г. число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 665.

Рассмотрим в таблице 1 основные характеристики деятельности компании.

Профиль деятельности ООО «Сладкая жизнь НН» Таблица 1

№п/п. Характеристика Содержание
1 Род  деятельности Отрасль-торговля, сбыт, импорт и экспорт
2

 

Рынки товаров, услуг Товары народного потребления — розница; продукты питания, бытовая техника, мебель, одежда, фармацевтические препараты, парфюмерия, агропромышленная и сельскохозяйственная продукция.

Аудио, видео и бытовая техника. Газеты и журналы. Детские товары. Канцелярские и офисные принадлежности, бумага, книги.

Косметика и парфюмерия. Сувенирная продукция.

Электроника, радиоэлектроника, радиотехника.

3 Тип по географическому охвату Россия
4 Известность компании Компания имеет известные бренды.
5 Масштаб, размер бизнеса компании Крупный
6 Структура компании Сеть подразделений (однородные бизнесы)
7 Структура компании Этап развития компании Этап зрелости компании

Чистая выручка Компании за 2013 год составила 15 455 млн. долл., показатель EBITDA — 1 130 млн. долл., чистая прибыль — 302 млн. долл. США. Акционерами X5 являются: «Альфа-групп» – 47,86%, основатели «Пятерочки» – 19,85%, директора X5 – 0,12%, казначейские ГДР (Treasury Shares) – 0,11%, в свободном обращении находятся 32,06% акций в форме ГДР.

Структура организации и функции ее подразделений обеспечивают осуществление всех фаз долгосрочного экономического процесса:

Исследование потребительского рынка, поиск новых поставщиков, торговая и рекламная деятельность.

Сервисный центр —  специализированное  структурное подразделение, созданное с целью централизации бизнес-процессов по учету бухгалтерской документации, оптимизации приемки и повышения эффективности обработки, данных по всем структурным подразделениям компании.

ООО «Сладкая жизнь НН» — структурное подразделение юридическое лицо принадлежащее компании. В рамках данной структуры директор действует без доверенности от имени Общества, представляет его интересы в отношениях с гражданскими и юридическими лицами. В пределах предоставленных ему прав директор распоряжается имуществом Общества, открывает расчетные и другие счета в кредитных учреждениях, заключает договора, выдает доверенности, издает приказы. Как видно из рисунка директор имеет заместителей по финансовым и по административным вопросам, которым в свою очередь подчиняются начальники отделов аналитики, отдела кадров, управления и безопасности. Также бухгалтерия, отделы закупок и сбыта, которые в свою очередь взаимодействуют с бухгалтерией СЦ.

Функции заместителя директора по административным вопросам включают в себя; контроль за решением правовых вопросов в интересах компании. Отдел управления занимается стратегическим планированием и управлением деятельностью организации. Отдел аналитики контролирует ситуацию ликвидности, занимается анализом рынка торговли. Отдел безопасности отвечает за соблюдение норм безопасности, занимается охраной труда, разрабатывает планы по улучшению безопасности в интересах компании. Функции заместителя директора по финансовым вопросам включают в себя контроль и управление финансовым процессом организации. Бухгалтерия — точность, своевременность предоставления консолидированной отчетной финансовой документации. Отдел закупок  занимается поиском новых поставщиков, подписанием договоров поставок продукции. Отдел сбыта занимается распределением товаров между магазинами и поставщиками. Отдел кадров – занимается поиском новых сотрудников, повышением  квалификации сотрудников, контролем за соблюдением корпоративной этики компании.

В процессе своей деятельности ООО «Сладкая жизнь НН» взаимодействует с другими хозяйствующими субъектами, основными поставщиками, покупателями, кредитными организациями, кредиторами и дебиторами, состоящими в хозяйственных отношениях с объектом исследования. Компания взаимодействует с более чем 3500 тыс. контрагентами. Все договора заключаются на срок более года, поставщики подписывают дополнительное соглашение, в соответствии с которым выставляются счета-фактуры. В интересах взаимодействия фирмы с каждым региональным партнером, создана служба поддержки клиентов.

1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета товарных операций на предприятие розничной торговли

Ведение бухгалтерского учета в организации розничной торговой должно быть строго регламентировано. Существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет товарных операций. И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально-ответственных лиц и т.п. Свод правил бухгалтерского учета — это система нормативных документов, которые в зависимости от назначения и статуса можно разделить по следующим уровням:

  • 1-й уровень: законодательные акты, указы Президента и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
  • 2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
  • 3-й уровень: методологические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
  • 4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Нормативной базой для темы «Организация учета товарных операций в розничной торговле» являются:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
  3. Трудовой Кодекс Российской Федерации.
  4. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» (06 декабря 2011 г.)
  5. План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению.
  6. Положение по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ «Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. № 34-Н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 № 31-Н) с последующими изменениями и дополнениями.
  7. Положение по бухучету «Доходы организации» ПБУ 9/99. утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32Н (в Федеральном Законе).
  8. Положение по бухучету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 н. № 33Н.
  9. Положение по бухучету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1000 г. №107Н).
  10. Положение по бухучету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утвержден приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44Н, комментарии к положению по бухучету: «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

В Федеральном Законе «О бухучете от 06.12.11 №402-ФЗ в статье 5  говориться, что объектами бухучета являются имущества организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. В торговле основную часть информационного потока составляют сведения о наличии и движении товаров.

Бухучет торговых организаций ведется непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы в торговых организациях служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухучет.

В торговых организациях для обеспечения достоверности данных бухучета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данным бухучета отражается на счетах бухучета в следующем порядке:

а) Излишек имущества приходуется, сумма зачисляется на финансовые результаты организации.

б) Недостач имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы продажи, сверх норм на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены, то недостачи списываются на финансовые результаты организации.

Согласно плана счетов финансово-хозяйственной деятельности учет бухгалтерских операций в розничной  торговле ведется на счетах:

  1. Счет 41 «Товары, где на субсчете 1 отражаются товары на складах, субсчете 2 отражаются товары в розничной торговле, субсчете 3 отражается тара под товаром и порожняк, на субсчете 4 отражаются  покупные изделия.
  2. Счет 42 «Торговая наценка» – здесь отражается величина торговой наценки по оприходованным товаром.
  3. Счет 44 «Расходы на продажу отражает расходы, вызываемые куплей-продажей товаров и с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка).
  4. Счет 50 «Касса» отражает сумму денежных средств, находящихся в организации, вырученных за продажу товаров.
  5. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в торговых организациях отражает оприходование товаров от поставщиков и покупателей, также  по этому счету проводится (отпуск) продажа товаров.
  6. Счет 70 «Расчет с персоналом по оплату труда» отражает начисление и выплату зарплаты работникам, связанных с закупом и реализацией товаров.
  7. Счет 90 «Продажи» отражает покупную стоимость проданных товаров в торговых организациях.
  8. Счет 99 «Прибыли и убытки» по результатам хозяйственной деятельности предприятия отражает конечный  результат работы организации (прибыль или убыток).

Согласно НК РФ,  товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для продажи (гл. 7 ст. 38. НК РФ).

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которую  такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций».

Налоговая база при начислении «Налога на добавочную стоимость» исчисляется исходя из цен определяемых на рынке идентичных товаров при взаимодействии спроса и предложения на рынке, с учетом акцизов и без включения в них налога, т. е. реализация товаров будет складываться из выручки от реализации этих товаров за минусом НДС. Налогообложение производится согласно налоговой ставке 1- и 18 процентов.

Нормативные акты и методические указания по бухучету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухучета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям министерства финансов РФ.

1.3. Теоретические основы бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле

Хозяйственными основными процессами в торговле является приобретение товаров и их дальнейшая реализация через предприятия розничной торговли.

Основными задачами учета товаров является обеспечение контроля за:

  1. Правильным и своевременным поступлением товаров и оприходованием материально-ответственными лицами
  2. Состояние и сохранностью товаров.
  3. Выбытием и реализацией товаров.
  4. Определение финансового результата от реализации товаров.
  5. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия.
  6. Выявление внутренне хозяйственных ресурсов.

Учет и оформление операции приема, хранения и отпуска товаров в организации торговли в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли.

В розничную торговлю товары для перепродажи поступают от производственных организаций-изготовителей товаров и оптовых организаций торговли, ведущих торговлю со складов.

Товары, поступающие в розничную сеть должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные), и иными документами предусмотренными условиями поставки, а также правилами перевозки грузов.

При приемке товаров по количеству, качеству и комплектности проверяется соответствие товара его характеристикам:

-По количеству соответствие количества товара, указанного в договоре и фактически поставленного.

-По качеству. Приемка осуществляется следующими способами:

  • При наличии документа, подтверждающего соответствие качества товара — его качество может определяться по сертификатам, техническим условиям, стандартам, образцам и т.д.
  • Путем проверки качества фактически поставленного товара в месте приемки, при этом случае проводят качественный анализ, осмотр товара.

При организации бухгалтерского учета товаров предприятие розничной торговли руководствуются Положением и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов (ПБУ 5/01), Инструкцией по применению Плана счетов, а также иных нормативных актов.

Для учета товаров на предприятиях розничной торговли предназначен один балансовый счет 41 «Товары» и два забалансовых счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 004 «Товары, принятые на комиссию». В данном случае разделение в учете осуществляется по признаку права собственности на товар.

Согласно статьям 223 и 224 ГК РФ момент возникновения права собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Передачей признаются вручение вещи приобретателю, сдача перевозчику либо в организацию связи для отправки (пересылки) по назначению имущества, отчужденного без обязательства доставки.

Оплатой признается прекращение встречного обязательства приобретателя продукции, товаров (работ, услуг) перед поставщиком (подрядчиком) в результате зачета, поступления денежных средств в кассу, на счета организации-продавца либо его комиссионера, поверенного, агента путем передачи права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.

На балансовом счете 41 «Товары» учитываются товары, право собственности на которые перешло к торговой организации. На забалансовых счетах учитываются товары на хранении (002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение») и принятые на комиссию (004 «Товары, принятые на комиссию»).

Таким образом, в бухгалтерском учете делится товар, принадлежащий самой торговой организации, и товар, принадлежащий другим собственникам. Для систематизации данных к счету 41 «Товары» открываются субсчета. Состав и назначение счетов и субсчетов, используемых для бухгалтерского учета товаров, даны в приложении 2.

Аналитический учет приобретенных товаров в организациях розничной торговли организуется на счете 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле».

Товары, приобретенные торговой организацией для продажи, принимаются к учету по стоимости их приобретения.

Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

Таким образом, организация розничной торговли вправе самостоятельно выбрать один из вариантов бухгалтерского учета приобретенных для перепродажи товаров:

1) по стоимости их приобретения;

2) по продажной цене.

Выбранный вариант должен быть отражен в приказе об учетной политике организации.

Учет товаров по стоимости приобретения.

Если в соответствии с учетной политикой бухгалтерский учет товаров ведется по стоимости приобретения, то товары принимаются к учету по фактической себестоимости, под которой понимается сумма фактических затрат на приобретение товаров, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

К фактическим затратам на приобретение относятся:

1) покупная цена товаров, т.е. суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

2) суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

3) таможенные пошлины;

4) невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;

5) вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;

6) затраты по заготовке и доставке товаров до места их использования, включая расходы по страхованию товаров. Перечень затрат, включаемых в данную группу, является открытым. Перечислим некоторые из них:

затраты организации за услуги транспортных предприятий по доставке товаров до места их продажи (если эти затраты не включены в покупную цену товаров, установленную договором);

начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);

начисленные до принятия к учету товаров проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих товаров, и пр.

Организация торговли (в том числе розничной) вправе транспортно-заготовительные расходы, производимые до момента передачи товаров в продажу, учитывать в составе расходов на продажу (на счете 44 «Расходы на продажу»).

7) затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к продаже, а именно затраты по подработке, сортировке, фасовке и т.д. полученных товаров;

8) иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

Не включаются в фактические затраты на приобретение товаров общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением товаров.

Для учета наличия и движения товаров в организациях розничной торговли Планом счетов бухгалтерского учета предназначен субсчет 2 «Товары в розничной торговле» счета 41 «Товары».

Приобретение товаров оформляется следующими проводками:

Дт 41«Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» — приняты к учету товары по стоимости приобретения;

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 3 « НДС по приобретенным материально-производственным запасам» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» — отражена сумма НДС, уплаченная (подлежащая уплате) при приобретении товаров.

Согласно пп.2 п.2 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ после принятия на учет приобретенных товаров сумму НДС, предъявленную поставщиком и уплаченную ему, при наличии счета-фактуры поставщика организация имеет право принять к вычету. Вычет предоставляется только в том случае, если организация является плательщиком НДС.

Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» — принята к вычету сумма НДС.

Если предприятие является плательщиком ЕНВД, то приобретение товаров оформляется следующими проводками:

Дт 41«Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» — приняты к учету товары по стоимости приобретения.

Перечень видов предпринимательской деятельности, для которых вводится единый налог, устанавливают региональные власти в пределах перечня, установленного в гл.26.3 НК РФ.

Согласно п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, выручка от реализации товаров в розничной торговле признается доходом от обычных видов деятельности (при выполнении условий, предусмотренных п.12 ПБУ 9/99).

В соответствии с положениями Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и предприниматели, осуществляющие продажу товаров за наличный расчет, обязаны применять контрольно-кассовую технику. Это требование в полной мере относится к организациям розничной торговли.

Реализация товаров отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

Дт 50 «Касса» Кт 90 «Продажи» — в кассу поступила выручка от реализации товаров;

Дт 90 «Продажи» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — начислен НДС с реализации;

Дт 90 «Продажи» Кт 41»Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»- списана фактическая себестоимость реализованных товаров.

Если предприятие является плательщиком ЕНВД, то реализация товаров оформляется следующими проводками:

Дт 50 «Касса» Кт 90 «Продажи» — в кассу поступила выручка от реализации товаров;

Дт 90 «Продажи» Кт 41»Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»- списана фактическая себестоимость реализованных товаров.

По итогам месяца организация списывает стоимость реализованных товаров с кредита счета 41»Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Пунктом 16 ПБУ 5/01 предусмотрены четыре различных варианта оценки товаров при продаже (или ином выбытии):

— по стоимости единицы товара;

— по средней стоимости;

— по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

Организация может выбрать любой из этих вариантов. Выбранный метод оценки товаров при выбытии закрепляется приказом в учетной политике организации для целей налогообложения.

Для оценки товаров любым из вышеназванных методов организации необходимо иметь документально подтвержденную информацию о том, сколько и каких товаров продано. На практике применяются различные способы учета количества и номенклатуры реализованных товаров.

В небольших магазинах и торговых точках, где мало покупателей, которые к тому же не приобретают большого количества товаров разных наименований, учет реализованных товаров можно вести следующими способами:

1) каждая продажа записывается продавцом в специальную тетрадь (книгу);

2) сохраняются копии всех товарных чеков;

3) при передаче в торговый зал к каждой единице товара прикрепляются специальные бирки, которые открепляются при ее продаже;

4) все приобретенные товары заносятся в список, из которого проданный товар вычеркивается в день продажи (с указанием даты продажи) и т.д.

В крупных магазинах (супермаркетах), обслуживающих большое количество покупателей и имеющих большой ассортимент товаров, для идентификации конкретной единицы товара используют штрих-код, который содержит всю необходимую для учета реализации этой единицы товара информацию. Для нанесения штрих-кодов требуется дорогостоящее оборудование, поэтому данный способ при всей его простоте и удобстве доступен не всем организациям. Для того чтобы определить стоимость реализованных товаров, необходимо сначала определить их количество, а затем рассчитать их стоимость тем способом, который установлен в приказе об учетной политике организации.

Учет товаров по продажным ценам.

При учете товаров по продажным ценам используется счет 42 «Торговая наценка». При данном способе учета в момент оприходования товаров на счете 41»Товары», формируется их розничная продажная цена, включающая сумму НДС:

— в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками» отражается стоимость приобретения товаров (без НДС);

— в корреспонденции с кредитом счета 42 «Торговая наценка» отражается сумма торговой наценки.

Размер торговой наценки должен устанавливаться организацией с таким расчетом, чтобы покрыть все издержки обращения, учитываемые торговой организацией на счете 44 «Расходы на продажу», сумму начисленного НДС и обеспечить получение прибыли.

По общему правилу размер торговой наценки по товарам ничем не ограничен и может быть любым. Исключением являются некоторые товары, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен и устанавливаются предельные размеры розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя.

Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 право установления предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные средства предоставлено органам исполнительной власти субъектов РФ.

Методика начисления торговой наценки в законодательстве отсутствует, поэтому организация вправе использовать любую методику:

— устанавливать единый процент торговой наценки на все товары или по отдельным группам товаров;

— устанавливать для конкретного товара (группы товаров) торговую наценку в виде твердой суммы (константы);

— устанавливать продажную цену, а затем рассчитывать торговую наценку;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— применять иные способы расчета торговой наценки.

В бухгалтерском учете поступление товаров, на предприятиях розничной торговли, являющимися плательщиками ЕНВД, оформляется следующими проводками:

Дт 41«Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» — оприходованы приобретенные товары;

Дт 41«Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» Кт 42 «Торговая наценка» — отражена торговая наценка по оприходованным товарам;

Дт 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» Кт 51 «Расчетный счет» (50 «Касса») — оплачены приобретенные товары;

Бухгалтерский учет товаров по продажным ценам дает возможность организациям розничной торговли не вести учет каждой реализованной единицы товаров, а списывать с кредита счета 41«Товары» в дебет счета 90 «Продажи» стоимость всех реализованных по продажной цене товаров одной суммой, которая всегда равна сумме полученной за эти товары выручки.

Чтобы выявить финансовый результат от реализации товаров, в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 41»Товары» должна списываться не продажная цена реализованных товаров, а стоимость их приобретения, которая определяется как разность между стоимостью товаров по розничным ценам и торговой наценкой, относящейся к проданным товарам (валовым доходом).

Для этого одновременно со списанием продажной стоимости товаров со счета 90 «Продажи» списывается сумма торговой наценки, приходящейся на проданные товары (сумма реализованного торгового наложения). Поэтому самое главное при учете товаров по продажным ценам — правильно рассчитать сумму реализованного торгового наложения.

После списания реализованной торговой наценки на счете 90 «Продажи» образуется (как и при учете товаров по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.

В бухгалтерском учете реализация товаров отражается следующим образом:

Дт 50 «Касса», 57 «Переводы в пути» Кт 90 «Продажи» — отражена выручка от продажи товаров;

Дт 90 «Продажи» Кт 41»Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»- товар списан по продажной цене;

Дт 90 «Продажи» Кт 42 «Торговая наценка» (сторно) — сторнирована сумма торговой наценки;

Дт 90 «Продажи» Кт 44 «Расходы на продажу» — списаны расходы на продажу товаров;

Дт 90 «Продажи» Кт 99 «Прибыли и убытки» — отражен положительный финансовый результат от продажи товаров.

Сумма торговой наценки сторнируется по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счетов 41»Товары» и в случаях списания товаров, учитываемых по розничным ценам, по причине их естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.д.

При учете товаров по продажным ценам валовой доход от реализации (то есть сумма реализованной торговой надбавки, списываемой на счет 90 «Продажи») может рассчитываться одним из следующих способов (п.12.1.3 Методических рекомендаций Роскомторга):

1) по общему товарообороту;

2) по ассортименту товарооборота;

3) по среднему проценту;

4) по ассортименту остатка товаров.

Необходимо отметить, что расчет суммы реализованной торговой наценки производится только для целей бухгалтерского учета (при учете товаров по продажным ценам). В Инструкции по применению Плана счетов (пояснения к счету 42 «Торговая наценка») есть рекомендации по расчету реализованного торгового наложения. Отметим, что методика, приведенная в пояснениях к счету 42 «Торговая наценка», практически идентична способу расчета по среднему проценту.

Все вышеперечисленные способы, кроме расчета по среднему проценту, можно применять и для целей налогообложения.

Возврат товаров в розничной торговле.

В определенных случаях покупатель имеет право вернуть продавцу приобретенный товар. Отражение возврата товара в бухгалтерском учете имеет свои особенности. Возврат товара широко распространен в розничной торговле. Основанием для возврата проданного товара могут служить различные обстоятельства.

В розничной торговле возврат чаще всего происходит по причине продажи некачественного (ст.475 ГК РФ) или некомплектного (ст.480 ГК РФ) товара. Нередки также случаи, когда покупатель возвращает товар в магазин по причине того, что приобретенный им товар не подошел ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (ст.25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»). В подобных случаях на продавца возлагается обязанность принять проданный товар обратно и вернуть деньги покупателю. Покупатель может вернуть товар как в день покупки, так и позже. В зависимости от этого возврат товара оформляется продавцом по-разному. Если покупатель возвращает приобретенный товар в день покупки (т.е. до окончания смены и снятия Z-отчета), то продавцу необходимо: составить акт; выписать накладную на возвращаемый товар; вернуть деньги.

Акт составляется по форме КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам» (утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) в одном экземпляре и подписывается руководителем организации, заведующим отделом (секцией), старшим кассиром и кассиром-операционистом. Акт по форме № КМ-3 нужно составить и в том случае, если кассир неправильно пробил чек.

Накладную на возвращаемый товар продавец должен оформить в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другой вручается покупателю и является основанием для получения им денежной суммы за возвращенный товар. На наш взгляд, накладную на прием товара от покупателя можно составить по форме ТОРГ-13.

При возврате купленного товара покупатель обязан предъявить продавцу кассовый чек, выданный при покупке. Директор или его заместитель должен расписаться на полученном чеке. После этого покупателю возвращаются деньги. Возврат денежной суммы производится из операционной кассы организации по чеку, выданному в данной кассе. При этом возможны также случаи, когда товар возвращается покупателем по чеку, в котором указано несколько наименований товаров. В такой ситуации магазин (продавец) должен выдать покупателю взамен возвращенного чека копию чека, заверенную печатью и подписью руководителя магазина.

После того как деньги покупателю будут возвращены, продавцу необходимо приклеить полученный от покупателя чек на отдельный лист бумаги и сдать его вместе с актом о возврате денежных сумм в свою бухгалтерию. Суммы, выплаченные по возвращенным покупателями и неиспользованным кассовым чекам, записываются в Журнал кассира-операциониста в графу 15, и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день.

Поскольку возврат товара производится в день его продажи, то никаких проводок, отражающих возврат товара, в бухгалтерском учете в таком случае делать не нужно (просто в учете изначально не отражается факт реализации возвращенного товара)[98].

Несколько иной порядок действий предусмотрен при возврате покупателем товара позже дня продажи. Этот порядок определен Письмом Центрального банка РФ от 04.10.1993 № 18 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» и Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 № 1-794/32-5.

В данном случае порядок действий следующий:

  • продавец составляет накладную на возврат товара;
  • покупатель оформляет заявление на возврат денег;
  • продавец выдает покупателю деньги и составляет расходный кассовый ордер;
  • продавец вносит исправления в бухгалтерский учет.

Накладная на возврат товара в магазин оформляется точно так же, как и в случае возврата товара в день покупки. То есть продавцом составляются два экземпляра накладной, один из которых выдается покупателю, а второй — продавцу.

Заявление на возврат денег составляется покупателем в произвольной форме. На основании этого заявления продавец возвращает деньги покупателю. Возврат денег осуществляется только из главной кассы организации-продавца при предъявлении покупателем документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего).

Возвращая деньги, продавец составляет расходно-кассовый ордер (форма КО-2), в котором указываются фамилия, имя, отчество покупателя и его паспортные данные. После этого в бухгалтерском учете продавца производятся соответствующие записи (этот порядок отражения в учете справедлив, если продажа и возврат товара имели место в одном году).

В первой главе:  «Сущность и нормативно правовое регулирование бухгалтерского учета товарных операций на предприятии розничной торговли» был рассмотрен общий анализ деятельности предприятия ООО «Сладкая жизнь НН», где описывается основной вид деятельности фирм, охарактеризованы основные клиенты фирмы и ее поставщики.

Так же в данной  главе рассмотрены нормативные документы всех уровней регулирующие учет товарных операций в России.

Данная глава раскрывает и показывает теоретические навыки бухгалтерского учета товарных операций, основные методики их учета.

 


Страница:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!