Меню Услуги

Оплата и стимулирование труда в бюджетной сфере. Часть 3.


Страницы:   1   2   3  4   5


2.2 Анализ источников формирования фонда оплаты труда в Верхнекамской ЦРМБ

Оплата труда работников в Верхнекамской ЦРМБ – повременно-премиальная, начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. Размер месячного должностного оклада работника организации определяется в трудовом договоре и не может быть ниже установленного Федеральным законом МРОТ, согласно тарифного разряда. Размер месячного должностного оклада, работника зависит от занимаемой должности, квалификации, присвоенной квалификационной категории, ученой степени и почетного звания. Кроме заработка по тарифу (окладу) выплачиваются надбавки и премии, иные компенсационные и социальные выплаты. [19]

В Верхнекамской ЦРМБ устанавливаются следующие виды доплат:

  • за замещение профессий и исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за работу в выходные дни, за работу в ночное время;
  • работнику, выполняющему наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы:
    • в связи с очередным отпуском и дополнительным отпуском, предоставляемым в связи обучением в учебном заведении производится доплата в размере до 50% от тарифного оклада такого работника, согласно объему выполненных работ, в пределах фонда оплаты;
    • в связи с болезнью отсутствующего работника до 100% от тарифного оклада. Указанная доплата выплачивается в течение всего периода совмещения профессий и исполнений обязанностей временно отсутствующего работника. Замещение отсутствующего работника допускается при соответствии образования квалификации, занимаемой должности замещающего его работника;
  • работникам занятых на тяжёлых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, устанавливается доплата к тарифному окладу от 10% до 25%, исходя из фактического состояния условий труда;
  • работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается в размере одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной не рабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы;
  • работникам, привлекаемым для работы в ночное время (с 22 часов – до 6 часов) производится доплата 50% за каждый час работы в ночное время медицинскому персоналу, занятому оказанию экстренной и неотложной помощи – 100%;
  • за непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения работникам выплачивается надбавки в размере 20% оклада (ставки) через первые три года и 10% через последующие два года непрерывной работы. По отдельным категориям работников в установленном законодательством порядке данная надбавка устанавливается в размере от 30% до 80%.
  • работникам за работу, непосредственно связанную с использованием персональных компьютеров на усмотрение администрации, с учётом продолжительности фактической работы на персональном компьютере, определяемой на основании аттестации рабочих мест устанавливается надбавка в размере от 5% до 7% тарифной ставки.

Деятельность бюджетного учреждения финансируется средствами соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. [20, с. 412] Источниками финансирования учреждений здравоохранения в основном выступают бюджеты разных уровней (бюджет РФ, бюджет РТ, местные бюджеты) и внебюджетные фонды.

С целью проведения оценки источников фонда оплаты труда, необходимо провести сравнительный анализ источников его формирования по данным приложения Б (таблица 2).

Таблица 2 – Анализ источников формирования ФОТ НЦРМБ

Источники

финансирования

Сумма, тыс. руб. Отклонение

2012 г. к 2011 г.

Отклонение

2013 г. к 2012 г.

2011 г. 2012 г. 2013 г. Сумма,

тыс. руб.

% Сумма,

тыс. руб.

%
Всего фонд оплаты труда в том числе: 20877,8 23198,1 25657,05 2320,3 111,1 2458,98 110,6
— из бюджета РФ 1623,87 1565,1 1623,87 -58,77 96,4
Источники

финансирования

Сумма, тыс. руб. Отклонение

2012 г. к 2011 г.

Отклонение

2013 г. к 2012 г.

2011 г. 2012 г. 2013 г. Сумма,

тыс. руб.

% Сумма,

тыс. руб.

%
— из бюджета

РТ (ФОМС)

18476,85 19370,41 21731,55 893,56 104,8 2361,14 112,2
— внебюджетные фонды 2400,95 2203,82 2360,4 -197,13 91,8 156,58 107,1

Из таблицы 2 видно, что на протяжении трех лет прослеживается устойчивая тенденция увеличения фонда оплаты труда, как в целом, так и по отдельным её источникам формирования. Так фонд оплаты труда 2008 года выше уровня 2006 года на 4779,25 тыс. руб. или 22,9%, в том числе величина средств из бюджета Республики Татарстан (ФОМС) увеличилась на 3254,7тыс.руб. или 17,6%, величина средств из внебюджетного фонда уменьшилась на 40,55тыс.руб. или 1,7%.

Для наглядности состав и структуру источников финансирования средств на оплату труда отразим на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура источников финансирования ФОТ за 2011-2013 гг.

Как видно из рисунка, структура источников финансирования фонда оплаты труда в Верхнекамской ЦРМБ за последние три года значительно не претерпела особых изменений. На протяжении анализируемого периода основным источником формирования фонда оплаты труда является бюджет Республики Татарстан, удельный вес которого колеблется от 88,5% в 2011 году до 84,7% в 20138 году, то есть прослеживается тенденция снижения.

Доля средств из внебюджетного фонда в общей структуре доходов Верхнекамской ЦРМБ составила 11,5% в 2011 году и 9,5% в 2012 г. Снижение удельного веса поступлений по данным источникам формирования явилось результатом того, что из бюджета РФ в 2006 г. финансирование не предусматривалось, а, в 2012 и 2013 годах по национальному проекту «Здоровье» (для участковой службы) Верхнекамской ЦРМБ выделено в целом 3188,97 тыс.руб.

Поскольку одним из постоянных источников финансирования фонда оплаты труда Верхнекамской ЦРМБ являются внебюджетные фонды (включающие в себя выручку от платных услуг и средства добровольного медицинского страхования), интересным представляется анализ влияния внебюджетной деятельности на размер заработной платы работников больницы. Для проведения сравнительного анализа рассчитаем фонд оплаты труда, с учетом и без учета поступлений из внебюджетных фондов в целом по амбулаторно-поликлиническому подразделению и в отдельности, по каждой категории работников используя следующую формулу:

где    ФОТ1 – фонд оплаты труда без учета поступлений из внебюджетных фондов;

ФОТ0 – фонд оплаты труда с учетом поступлений из внебюджетных фондов;

УД – удельный вес поступлений из бюджета РТ и РФ.

На основании данных приложения Б, рассчитаем фонд оплаты труда работников Верхнекамской ЦРМБ в 2011 году без учета поступлений из внебюджетных фондов по формуле (1):

Аналогично рассчитаем фонд оплаты труда за 2012 и 2013 годы, с учетом и без учета поступлений из внебюджетных фондов и полученные результаты сведем в таблицу (таблица 3).

Таблица 3 – Сравнительный анализ ФОТ работников Верхнекамской ЦРМБ

Показатели 2011 год 2012 год 2013 год
ФОТ

с

внебюджетным

фондом

ФОТ

без

внебюджет-ного фонда

ФОТ

с

внебюджетным

фондом

ФОТ

без

внебюджетного фонда

ФОТ

с

внебюджетным

фондом

ФОТ

без

внебюджет-ного фонда

 

Фонд оплаты труда всего 20877,8 18476,85 23198,1 20994,28 25657,05 23296,6
В том числе
— ФОТ по категории

руководители

2400,9 2124,8 3827,7 3464,07 3925,5 3564,35
— ФОТ

по категории врачи

3883,3 3436,72 3618,9 3275,1 4977,5 4519,57
— ФОТ

сред. мед. персонал

10021,3 8868,85 10624,7 9615,35 11135,2 10110,76
— ФОТ

мл. мед.персонал

2964,6 2623,67 3317,3 3002,16 3694,6 3354,7
— ФОТ прочие 1607,6 1422,73 1809,5 1637,6 1924,3 1747,26

Как видно из таблицы 3 наибольший разрыв между фондом оплаты труда с учетом и без учета поступлений средств из внебюджетных фондов приходится на 2011год, размер отклонения составляет 2400,95 тыс.руб. (18476,85-20877,8). Для большей наглядности представим отклонение величины фонда оплаты труда с учетом и без учета финансирования из внебюджетных фондов на протяжении трех лет в виде рисунка 2.

Рисунок 2 – ФОТ с учетом и без учета финансирования из внебюджетных фондов за 2012-2013 гг.

На следующем этапе рассмотрим, как отразилось данное изменение величины ФОТ на заработной плате работников Верхнекамской ЦРМБ, для чего рассчитаем среднюю заработную плату работников в целом по больнице и по каждой категории в отдельности используя следующие формулы:

где    ЗП1(0) – заработная плата работника без учета и с учетом поступлений средств из внебюджетных фондов;

ФОТ1(0) – фонд оплаты труда работника без учета и с учетом поступлений средств из внебюджетных фондов;

ЧР – численность работников.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

На основании данных приложения В, рассчитаем среднюю заработную плату работников Верхнекамской ЦРМБ в 2011 году за месяц с учетом поступлений из внебюджетных фондов по формуле (2):

Далее рассчитаем среднюю заработную плату работников Верхнекамской ЦРМБ за месяц без учета поступлений средств из внебюджетных фондов за 2011год, по формуле (3):

Аналогично рассчитаем среднюю заработную плату работников Верхнекамской ЦРМБ за 2012 – 2013 годы и полученные результаты сведем в таблицу (таблица 4).

Таблица 4 – Сравнительный анализ заработной платы работников НЦРМБ

Показатели 2011 год 2012 год 2013 год
ЗП с поступ-ми из

внебюджетных

фондов

ЗП без поступ-ий из внебюджетных фондов Отклонения

(+;-)

ЗП с поступ-ми из

внебюджетных

фондов

ЗП без поступ-ий из внебюджетных фондов Отклонения

(+;-)

ЗП с поступ-ми из

внебюджетных

фондов

ЗП без поступ-ий из внебюджетных фондов Отклонения

(+;-)

Средняя заработная плата всего персонала 7340,99 6496,78 -844,21 8191,42 7413,24 -778,18 9898,55 8987,89 -910,66
В том числе
— по категории руководители 40015 35413,3 -4601,7 53162,5 48112,06 -5050,4 65425 59405,9 -6019,1
-по категории врачи 12944,3 11455,7 -1488,6 13707,95 12405,7 -1302,0 17282,99 15692,95 -1590,0
— по категории сред. мед. персонал 6279,01 5556,92 -722,09 6863,50 6211,5 -652,03 8068,99 7326,64 -742,35
— по категории мл.мед.

персонал

5465,98 4665,95 -800,03 6428,88 5818,13 -610,75 7330,56 6656,14 -674,42
— по категории прочие 3940,20 3487,07 -453,13 4188,66 3790,74 -397,92 5345,28 4853,51 -491,77

Согласно представленным в таблице 4 данным наибольший разрыв между заработной платы с учетом и без учета поступлений средств из внебюджетных фондов наблюдается по категории руководители, что в абсолютном исчислении составило 4601,7 руб. в 2011 году; 5050,4руб. в 2012 году и 6019,1руб. в 2013 году. По категории «врачи» разрыв в заработной плате колеблется от 1488,6руб. в 2011 году до 1590руб. в 2013 году и наименьший разрыв в заработной плате приходится на категорию «прочие» от 453,13руб. в 2011 году до 491,77 руб. в 2012 году. Данное обстоятельство объясняется тем, наибольший удельный вес поступлений из внебюджетных фондов в общей структуре источников финансирования наблюдается в 2011 году 11,5% к концу анализируемого периода его доля имеет тенденцию к снижению до 9,2%.

Для наглядности изобразим изменение средней заработной платы за месяц работников Верхнекамской ЦРМБ учетом и без учета поступлений средств из внебюджетных фондов графически (рисунок 3).

Рисунок 3 – Средняя заработная плата работников НЦРМБ

Как видно из рисунка наибольший разрыв между заработной платой работников Верхнекамской ЦРМБ рассчитанной с учетом и без учета финансирования из внебюджетных фондов наблюдается в 2013 году, что составляет в абсолютном исчислении 1810,66руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате осуществления внебюджетной деятельности, Верхнекамская ЦРМБ имеет возможность увеличить размер заработной платы работникам в среднем на 10%-12%, что конечно является положительным моментом, поскольку повышает стимул работников к труду.

Проанализировав действующую в учреждении систему организации оплаты труда, интересным представляется анализ и оценка использования его фонда оплаты труда.

 

2.3    Анализ и оценка использования фонда оплаты труда в Верхнекамской ЦРМБ

Анализу хозяйственной деятельности принадлежит важная роль в совершенствовании организации заработной платы, обеспечении ее прямой зависимости от количества и качества труда, производственных результатов. В процессе анализа выявляются резервы для создания необходимых ресурсов роста и совершенствования оплаты труда, введения прогрессивных форм оплаты труда работников, обеспечивается систематический контроль за мерой труда и потребления. [21, с. 269]

Основными задачами оценки и анализа использования труда и заработной платы являются:

в области использования рабочей силы:

  • исследование ее численности, состава и структуры, уровня квалификации и путей повышения культурно-технического уровня;
  • проверка данных об использовании рабочего времени и разработка необходимых организационно-технических резервов;
  • изучение форм, динамики и причин движения рабочей силы, дисциплины труда;
  • анализ влияния численности работающих на динамику оказанных услуг.

В области оплаты труда:

  • проверка степени обоснованности применяемых форм и систем оплаты труда;
  • определение размеров и динамики средней заработной платы отдельных категорий и профессий работников;
  • выявление отклонений в численности работников и в средней заработной плате на расход фонда зарплаты;
  • изучение эффективности применяемых систем премирования;
  • исследование темпов роста заработной платы, их соотношения с темпами производительности труда;
  • обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению с повышением его оплаты;
  • выявление и мобилизация резервов повышения эффективности использования фонда заработной платы.

Источниками информации для анализа являются: план экономического и социального развития учреждения, статистическая отчетность по труду «Отчет о численности, заработной плате и движение рабочей силы», «Смета доходов и расходов».

Анализ использования фонда заработной платы должен осуществляться по заранее предусмотренной системе. [22, с. 120] Рациональное использование фонда заработной платы тесно связано с правильной организацией зарплаты в учреждение, зависит от степени выполнения плана по посещениям и состояния организации труда, поэтому необходимо, чтобы анализ обеспечивал:

  • проверку соответствия размеров использования фонда заработной платы объему фактического выполнения плана, оказанных услуг;
  • проверку подсчета выполнения плана как основы для регулирования расходования фонда зарплаты;
  • определение размера экономии или допущенного перерасхода этого фонда и основных направлений перерасхода;
  • группировку факторов, определяющих фактические соотношения между ростом производительности труда и ростом оплаты труда;
  • разработку конкретных организационно – методических мероприятий по учреждению в целом.

Для целей анализа следует подбирать, обрабатывать и систематизировать лишь такие материалы и данные, которые обеспечивают возможность выявления степени влияния определенных факторов (положительных или отрицательных) на расходование фонда заработной платы. [23, с. 64]

В ходе анализа средств на оплату труда работников бюджетных организаций необходимо провести анализ использования данных средств по категориям работников Верхнекамской ЦРМБ (таблица 5).

Таблица 5 – Сравнительный анализ использования средств ФОТ

Показатели Сумма, тыс.руб Отклонение

2012 г. к 2011 г.

Отклонение

2013 г. к 2012 г.

2011г. 2012 г. 2013 г. сумма, тыс.руб % сумма, тыс.руб %
Всего фонд оплаты труда

в том числе:

20877,8 23198,1 25657,05 2320,3 111,1 2459,0 110,6
— руководители 2400,9 3827,7 3925,5 1426,7 159,4 97,8 102,6
— врачи 3883,3 3618,9 4977,5 -264,4 93,2 1358,6 137,5
— средний медицинский

персонал

10021,3 10624,7 11135,2 603,4 106,0 510,4 104,8
— младший медицинский

персонал

2964,6 3317,3 3694,6 352,7 111,9 377,3 111,4
— прочие 1607,6 1809,5 1924,3 201,9 112,6 114,8 106,3
В том числе из общего фонда средств на оплату труда:
— постоянная часть 14196,9 16140,2 18558,25 +1943,3 113,7 +2418,05 115,0
— переменная часть 6680,9 7057,9 7098,8 +377 105,6 +40,9 100,6

Сравнительный анализ средств фонда оплаты труда (ФОТ) по категориям работников НЦРМБ показал, что на протяжении анализируемого периода фонд оплаты труда имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, сумма средств, выделяемых на оплату труда работникам Верхнекамской ЦРМБ в 2013 г. выросла по сравнению с 2011 г. на 4779,25 тыс.руб. или 22,9%.

Расчет использования средств фонда оплаты труда по каждой категории работников Верхнекамской ЦРМБ произведем следующим образом:

Аналогично рассчитав по другим категориям работников, в 2008 г. по сравнению с 2011 г. средства на оплату труда также выросли:

  • для руководителей – на сумму 1524,6 тыс. руб. или 63,5%;
  • для врачей – на сумму 1094,2 тыс.руб. или 28,2%;
  • для среднего медицинского персонала – на сумму 1113,8 тыс.руб. или 11,1%;
  • для младшего медицинского персонала на сумму 730 тыс.руб. или 24,6%;
  • для прочих работников – на сумму 316,7 тыс.руб. или 19,7%.

Наибольший темп прироста фонда оплаты труда наблюдается по категориям: руководители – 63,5% и врачи – 28,2%. Значительный рост заработной платы врачей объясняется выделением целевых средств из бюджетов РФ и РТ по программе «Здоровье».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Структура фонда оплаты труда работников ЦРМБ состоит из постоянной (тарифной) части и переменной, которая в основном используется на премирование работников учреждения. Наибольший удельный вес приходится на тарифную часть заработной платы, доля которого в общей структуре фонда оплаты труда колеблется от 68,0% в 2011 году до 72,3% в 2013 году, то есть прослеживается тенденция увеличения, в результате опережения темпов роста постоянной части фонда оплаты труда над переменной. Для сравнения в странах с развитой рыночной экономикой доля постоянной части составляет не менее 80%-90% в общем ФОТ. Снижение доли переменной части ФОТ в свою очередь свидетельствует о снижении стимулирующей роли заработной платы.

Для большей наглядности представим структуру ФОТ за анализируемый период в виде рисунка 4.

Рисунок 4 — Структура фонда оплаты труда НЦРМБ за 2011-2013гг.

Как видно из рисунка на протяжении анализируемого периода прослеживается устойчивая тенденция увеличения доли постоянной части ФОТ, в результате опережения темпов роста постоянной части, над переменной. Так при темпе роста постоянной части ФОТ в 2013 году по сравнению с 2011 годом 130,7%, темп роста переменной части составил 106,3%. Данное обстоятельство можно считать положительным фактором, поскольку тарифная (постоянная) часть ФОТ – это гарантированная заработная плата, а переменная часть (различные виды премий и доплат) выплачивается лишь по усмотрению руководства учреждения, соответственно их выплату всегда можно отменить.

С целью оценки изменения распределения ФОТ по категориям работников, проведем оценку структуры фонда оплаты труда за 2011 – 2013 гг. (таблица 6).

Таблица 6 – Структура распределения ФОТ по категориям работников

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Отклонения 2013 г. по сравнению
с 2011 г. с 2012 г.
Сумма,

тыс.руб.

Уд.

вес

%

Сумма,

тыс.руб.

Уд.

вес %

Сумма,

тыс.руб.

Уд.

вес %

Сумма,

тыс.руб.

Уд.

вес %

Сумма,

тыс.руб.

Уд.

вес

%

Всего фонд оплаты труда

в том числе:

20877,8 100 23198,1 100 25657,05 100 4779,25 2458,95
— руководители 2400,9 11,5 3827,7 16,5 3925,5 15,3 1524,6 3,8 97,8 -1,2
— врачи 3883,3 18,6 3618,9 15,6 4977,5 19,4 1094,2 0,8 1358,6 3,8
-средний медицинский

персонал

10021,3 48,0 10624,7 45,8 11135,2 43,4 1113,9 -4,6 510,5 -2,4
-младший медицинский

персонал

2964,6 14,2 3317,3 14,3 3694,6 14,4 730,0 0,2 377,3 0,1
— прочие 1607,6 7,7 1809,5 7,8 1924,3 7,5 316,7 -0,2 114,8 -0,3

Оценка структуры ФОТ по категориям работников показывает, что значительный удельный вес в составе ФОТ занимает доля заработной платы среднего медицинского персонала.

Так, доля заработной платы данной категории работников в 2011 г., 2012г., 2013 г., соответственно, составляла 48%, 45,8%, 43,4%. Доля заработной платы среднего медицинского персонала в общей сумме ФОТ в 2008 г. снизилась по сравнению с 2011 г. на 4,6 %, хотя в абсолютном выражении увеличилась на сумму 1113,9 тыс.руб., а по сравнению с 2012 г. – снизилась на 2,4%, хотя также в абсолютном выражении увеличилась на 510,5 тыс.руб.

Доля заработной платы прочих работников в общей сумме ФОТ также имеет тенденцию к снижению. В 2013 г. по сравнению с 2011г. данный показатель снизился на 0,2%, в абсолютном выражении увеличился на сумму 1378 тыс. руб., а по сравнению с 2012 г.- снизился на 0,3%, в абсолютном выражении увеличился на сумму 380 тыс. руб.

Доля заработной платы остальных категорий работников в общей сумме оплаты труда имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2013 г. доля заработной платы руководителей по сравнению с 2011 г. увеличилась на 3,8%, что в абсолютной сумме составило 1524,6 тыс. руб., а по сравнению с 2012 г. доля заработной платы руководителей снизилась на 1,2%, а в абсолютной сумме увеличилась на 97,8 тыс. руб.

В 2013 г. по сравнению с 2011 г. и 2012 г. доля оплаты труда врачей в общей сумме оплаты труда увеличилась, соответственно, на 0,8% и 3,8%, а в абсолютной сумме увеличение составило 1094,2 тыс. руб. и 1358,6 тыс. руб.

Доля заработной платы младшего медицинского персонала в 2008 г. по сравнению с 2011 г. и 2012 г. увеличилась незначительно и составила, соответственно, 0,2% и 0,1%, а в абсолютной сумме увеличение составило 730,0 тыс. руб. и 377,3 тыс. руб.

Для детерминированного факторного анализа абсолютного отклонения по ФОТ могут быть использованы следующие формулы:

где ЧР – среднегодовая численность работников;

Д – количество отработанных дней одним работником за год;

П – средняя продолжительность рабочего дня;

ГЗП – среднегодовая заработная плата одного работника;

ДЗП – среднедневная заработная плата одного работника;

ЧЗП – среднечасовая заработная плата одного работника.

Оценку изменения постоянной части ФОТ проводим по формуле:

ФОТ=Д*П*ЧР*ЧЗП                     (7)

где Д – количество отработанных дней одним работником за год;

П – средняя продолжительность рабочего дня;

ЧР – среднегодовая численность работников;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

ЧЗП – среднечасовая заработная плата одного работника.

Расчет влияния факторов по данной модели можно произвести способом абсолютных разниц. Для определения влияния факторов на изменение постоянной части ФОТ по данным приложения Г составим таблицу исходных данных (таблица 7).

Таблица 7 – Исходные данные для оценки изменения постоянной части ФОТ

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Отклонения (+;-)
2012 г.

от

2011 г.

2013 г.

от

2012 г.

Среднесписочная численность

персонала, чел.

237 236 216 -1 -20
Количество отработанных дней

одним работником в среднем за год, дни

251,2 252,5 254 1,3 1,5
Средняя продолжительность рабочего дня, час. 6,4 6,5 6,5 0,1 0
Сумма постоянной части ФОТ, тыс.руб. 141961,9 161401,2 185581,25 19431,3 24181,05
Заработная плата одного работника:
— среднегодовая, руб. 599022,7 68389,92 85918,04 8487,22 4674,24
— среднедневная, руб. 1238,47 1270,85 1338,26 32,38 67,41
— среднечасовая, руб. 237,26 241,67 252,04 24,41 210,37

На основании данных таблицы 7 произведем оценку использования постоянной части фонда оплаты труда способом цепной подстановки по факторной модели по формуле (7):

  • определим фонд оплаты труда в 2011 году:

  • определим фонд оплаты труда в 2006 году при количестве отработанных дней в 2011 году:

  • определим фонд оплаты труда в 2011 году при количестве отработанных дней и продолжительности смены в 2012 году:

  • определим фонд оплаты труда в 2011 году при количестве отработанных дней и продолжительности смены в 2012 году:

  • определим фонд оплаты труда при часовой оплате 2006 года, численность рабочих дней, продолжительность смены и численность работающих 2007 года:

  • определим фонд оплаты труда в 2007 году:

На основании данных этих показателей рассчитываем изменения постоянной части фонда оплаты труда в 2007 г. по сравнению с 2006 г. за счет следующих факторов:

  • изменения количества отработанных дней:

  • изменения продолжительности рабочего дня:

  • изменения численности персонала:

  • изменения среднечасовой заработной платы одного работника:

  • общее изменение:

Аналогично проводим факторный анализ изменения постоянной части ФОТ в 2013 году по сравнению с 2012 годом и полученные результаты сведем в таблицу (таблица 8).

Таблица 8 – Влияние факторов на изменение ФОТ Верхнекамской ЦРМБ

Показатели Изменение всего В том числе за счет изменения:
количества отработан-ных

дней

Продолжитель-ности рабочего дня численности

персонала

Среднечасо-вой заработной платы
Изменение ФОТ в 2007 году по сравнению с 2006 годом 1943,3 73,38 222,98 -61,16 1708,1
Изменение ФОТ в 2008 году по сравнению с 2007 годом 2418,05 95,88 -1375,94 3698,11

 

Таким образом, проведенный факторный анализ изменения постоянной части ФОТ в 2012 году по сравнению с 2011 годом показал, что постоянная часть увеличилась на сумму 1943,3 тыс. руб. и на данное увеличение повлияли следующие факторы:

  • увеличение количества отработанных дней одним работником на 1,3 дня в среднем за год увеличил ФОТ на 73,38 тыс.руб.;
  • увеличение продолжительности рабочего дня на 0,1 часа увеличило

ФОТ на сумму 222,98 тыс. руб.;

  • снижение численности персонала на 1 чел. повлекло за собой уменьшение ФОТ на 61,16 тыс.руб.;
  • увеличение среднечасовой заработной платы на сумму 4,41 рубля увеличило ФОТ на 1708,1 тыс. руб.;

На изменение постоянной части ФОТ в 2013 году по сравнению с 2012 годом на сумму 2418,05 тыс. рублей повлияли следующие факторы:

  • увеличение количества отработанных дней одним работником на 1,5 дня увеличило ФОТ на сумму 95,88 тыс.руб.;
  • поскольку продолжительность рабочего дня в 2013 году по сравнению с 2012 годом не изменилась, ФОТ за счет этого фактора также не изменился;
  • снижение численности персонала на 20 чел. уменьшило сумму ФОТ на 1375,94 тыс.руб.;
  • увеличение среднечасовой оплаты труда на 10,37 рубля позволило увеличить ФОТ на сумму 3698,11 тыс. руб.

Проведенный анализ действующей системы организации оплаты труда в Верхнекамской ЦРМБ позволил сделать следующие выводы:

  • в настоящее время МУП «Верхнекамская центральная районная многопрофильная больница» — находится в числе ведущих бюджетных медицинских учреждений республики с современной материально-технической базой, высокотехнологическими методами обследования и лечения больных. Основной задачей Верхнекамской ЦРМБ являются удовлетворение общественной потребности в медицинском обслуживании граждан;
  • анализ действующей системы организации оплаты труда выявил, что оплата труда работников в Верхнекамской ЦРМБ – повременно-премиальная, начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время и зависит от занимаемой должности, квалификации, присвоенной категории. Кроме заработка по тарифу (окладу) выплачиваются надбавки и премии, иные компенсационные и социальные выплаты. Осуществляя внебюджетную деятельность Верхнекамская ЦРМБ имеет возможность увеличить размер заработной платы работникам в среднем на 10%-12%, что в свою очередь влечет за собой повышение стимулирующей роли заработной платы.
  • анализ сложившейся системы организации оплаты труда в ЦРМБ показал, что в течение трех лет величина фонда заработной платы имеет тенденцию к увеличению, в результате пересмотра тарифных ставок и окладов работникам учреждения. Наибольший удельный вес в структуре фонда заработной платы приходится на долю среднего медицинского персонала больницы, доля которого колеблется от 48% в 2011 году до 43,4% в 2013 году. В фонде оплаты труда преобладает доля постоянной, т.е. тарифной части равная 68,0% в 2006 году с увеличением её доли до 72,3% в 2008 году. Данный факт является, несомненно, положительной тенденцией особенно в условиях сложившегося финансового кризиса, поскольку тарифная часть – это гарантированная часть заработной платы.

Страницы:   1   2   3  4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!