СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Деятельность железнодорожного транспорта характеризуют две стороны. Первая часть связана с решением широкого круга оперативных внутриотраслевых задач по организации перевозочного процесса. Это эксплуатационная работа железных дорог. Вторая сторона — реализация межотраслевых технологических связей и юридических отношений железнодорожного транспорта с государственными предприятиями, другими видами транспорта.
Грузовая и коммерческая работа занимает важное место в эксплуатационной деятельности железных дорог и включает комплекс вопросов, связанных с перевозочным процессом, с его начальными и конечными операциями — погрузкой и выгрузкой, с организацией прогрессивных видов перевозок — пакетных, контейнерных и маршрутных.
Основные мероприятия по развитию железнодорожного грузового хозяйства: концентрация грузовых операций на меньшем числе станций, а пределах станций и примыкающих к ним подъездных путей — на специализированных фронтах погрузки и выгрузки; развитие системы бес перегрузочных перевозок в контейнерах, на поддонах и пакетами при опережающих темпах применения крупнотоннажных контейнеров, применение прогрессивных способов управления контейнерными перевозками на основе автоматизированных систем управления; совершенствование структуры вагонного парка и способов обработки подвижного состава на станциях. Это необходимо в связи с усложнением условий перевозок при высоких скоростях движения и повышением требований к обеспечению сохранности груза; дальнейшее совершенствование правовых основ организации грузовой и коммерческой работы железных дорог на основе взаимной ответственности железных дорог, грузоотправителей и грузополучателей за выполнение плана перевозок, сроков доставки и обеспечение сохранности грузов.
1 Технико-эксплуатационная характеристика станции
При выполнении дипломной работы задается схема грузовой станции, которая является тупиковой[2]
На рассматриваемой станции имеются следующие технические устройства для переработки вагонов:
- Пути парка приема (П);
- Пути сортировки (СО);
- Железнодорожные пути общего пользования (МОП);
- Парк сортировки вагонов (С) служит для расформирования поездов;
- Техническая контора
- Пункт технического осмотра
- Экипировочные устройства для локомотивов
- Горка малой мощности
- Возможность примыкания подъездных путей
К станции примыкают два подъездных пути промышленных предприятий, на первый прибывают вагоны с каменным углем, а со второго отправляется цемент.
В месте общего пользования железнодорожной станции располагаются:
- Открытые площадки;
- Крытые склады;
- Контейнерные площадки;
- Эстакада.
Железнодорожная станция осуществляет погрузку и выгрузку:
- Тарно-штучных грузов, отправляемых повагонными и мелкими отправками;
- Грузов в контейнерах, массой брутто 10 и 20 тонн;
- Стройматериалов;
- Леса круглого
Для ускорения процесса погрузки, выгрузки, а также подачи грузов к вагонам от грузоотправителей на железнодорожной станции и примыкающих к ней железнодорожных путях необщего пользования имеются следующие средства механизации и транспорта:
- Аккумуляторные погрузчики;
- Двухконсольные козловые краны;
- Стреловые краны;
- Автомобили КамАЗ-5410/ОдАЗ-9770;
- Фургоны МАЗ-50А;
- Автопоезда тягачи МАЗ 504В и МАЗ 520А;
- Автопоезда тягачи ЗИЛ-130 и полуприцеп;
- Фургоны КамАЗ-54102/ОдАЗ-9385-06.
2 Основные показатели работы станции и подъездных путей
Основными показателями работы станции и подъездных путей, определяющими необходимое техническое оснащение и организацию работы, являются суточные вагонопотоки, которые в свою очередь зависят от рода и количества грузов, перерабатываемых на станции, типа подвижного состава, порядка обеспечения грузовых фронтов порожними вагонами и других факторов.[2]
2.1 Определение суточных объемов работ грузовых пунктов
Таблица 2.1-Характеристика подвижного состава, выбранного для перевозки заданных грузов
| Перевозмые грузы | Тип вагона | Кол-во осей | Грузоподъемность, т | Объем кузова (м3) или площадь пола (м2) | Вес тары т | Длина по осям автосцепок, мм | Техническая норма загрузки вагона, т |
| Цемент | Крытый | 4 | 64 | 120,0 | 22,0 | 14730 | 69 |
| Каменный уголь | полувагон | 4 | 66 | 75,2 | 22,0 | 13920 | 68 |
2.2 Суточные вагонопотоки
Для каждого рода груза рассчитывается суточное прибытие (выгрузка) и отправление (погрузка) груженых вагонов с округлением в большую сторону:[7]
Таблица 2.2-Суточный объем работы станции
| Наименование груза | Суточный грузопоток | Тип подвижного | Техническая норма | Средняя стат. нагрузка | Суточные вагонопотоки | ||||
| Прибытие | Отправление | Прибытие | Отправление | ||||||
| По типам | Общее | По типам | Общие | ||||||
| Тарно-штучные | |||||||||
| Повагонные отправки | 1450 | 1350 | 0,5*кр V=106 | 50 | 50 | 13 | 29 | 14 | 27 |
| 0,5*кр V=120 | 50 | 16 | 13 | ||||||
| Мелкие отправки | 1400 | 1400 | 0,3*кр V=106 | 40 | 40 | 22 | 35 | 10 | 35 |
| 0,7*кр V=120 | 40 | 13 | 25 | ||||||
| Крупнотонажные | 1390 | 1510 | СПЕЦ | 45 | 45 | 31 | 31 | 33 | 33 |
| Тяжеловесные грузы | 1520 | 1485 | 0,7 пв | 65 | 62 | 12 | 24 | 12 | 24 |
| 0,3 пл | 55 | 12 | 12 | ||||||
| Итого по МОП | 5760 | 5745 | 119 | 119 | |||||
| Железнодорожные пути необщего пользования | |||||||||
| ЖДПНОП № 1 цемент | 6660 | ПВ | 69 | 69 | 97 | 97 | |||
| ЖДПНОП №2 каменный уголь | 6550 | ПВ | 68 | 68 | 96 | 96 | |||
| Итого по ЖДПНОП | 6660 | 6550 | 97 | 96 | |||||
| Всего по станции | 12420 | 12295 | 216 | 216 | |||||
2.3 Организация вагонопотоков на подъездных путях
Массовые грузы, предъявляемые ежесуточно к перевозке в большом объеме, должны, как правило, отправляться маршрутами.[7]
Принимаем, что 80% среднесуточного вагонопотока следуют на подъездные пути и с них организуются в маршруты, а 20% — прибывают и отправляются в передаточных поездах.
Количество вагонов в составе маршрута по отправлению и прибытию определяется по формуле:
где – масса состава маршрута (брутто), т
– масса тары вагона
- Количество вагонов в составе маршрутного поезда по отправлению:
- Количество вагонов в составе маршрутного поезда по прибытию:
По условию 80% следуют отправительскими маршрутами, а 20% — передаточными. Следовательно
ваг. в маршрутном поезде и 10 ваг в передаточном;ваг. в маршрутном поезде и 10 ваг в передаточном.
Количество отправительских маршрутов, отправляемых ежедневно с подъездного пути, рассчитывается по формуле:
где – среднесуточное количество вагонов, отправляющихся марш- рутам остатков вагонов, неохваченных ежедневными отправительскими маршрутами, необходимо разработать вариант организации календарных маршрутов с мест погрузки на месяц с учетом сгущения погрузки по календарному плану. Число таких маршрутов определяется по формуле:
Итого количество отгруженных маршрутов с углем составляет 14.
где Uсут — количество погруженных вагонов и отправленных в маршрутных поездах;
Uобщ — общее количество погруженных вагонов на станции (подъездные пути и грузовой двор).
2.4 Планирование распределения порожних вагонов по грузовым пунктам
Погрузка грузов, отправляемых со станции и подъездных путей, как правило, обеспечивается вагонами, освобождаемыми после выгрузки — прибывших грузов. Распределение порожних вагонов под выгрузку должно производиться с учетом:[7]
- количества грузов, подлежащих отправлению;
- физических свойств грузов;
- максимального использования вагонов по вместимости и грузоподъемности.
При недостатке вагонов определенного рода можно предусмотреть их прием с сортировочной станции; излишки порожних вагонов отправляются на сортировочную станцию. Порожние вагоны могут следовать одиночными вагонами (группами) в передаточных поездах или целыми составами на подъездные пути (с подъездных путей). Для определения избытка или недостатка порожних вагонов по фронтам и в целом по станции составляется балансовая таблица. Баланс порожних вагонов по каждому роду груза, типу вагона, грузовому пункту и в целом по станции определяется в результате сопоставления размеров выгрузки и погрузки. Если выгрузка больше погрузки, то на фронте будет излишек (отправление) порожних вагонов; если выгрузка меньше погрузки — недостаток (прибытие) порожних вагонов. Недостаток порожних вагонов по фронтам может восполняться за счёт перестановки его с другого фронта, где есть избыток вагонов такого же типа.
На основе балансовой таблицы разрабатывается суточный план-график работы станции и подъездных путей, поэтому в таблице для подъездных путей необходимо предусмотреть отдельно вагонопотоки, следующие маршрутными и передаточными поездами. Маршрутных поездов для одного подъездного пути должно быть не менее одного. Если подъездной путь не отправляет (не принимает) ни одного ежедневного маршрута, то балансовая таблица составляется на тот день, когда есть календарный маршрут.[7]
На основе балансовой таблицы рассчитываются следующие показатели работы станции:
— общая выгрузка, ваг /сутки -∑Uв
— общая погрузка, ваг/сутки — ∑Uп
— общее прибытие вагонов
— общее отправление вагонов
Где- ∑Uпорпр, ∑Uпорот — общее прибытие и отправление порожних
вагонов, определяется как сумма недостатков или избытком
вагонов всех типов в целом по станции (прибывают с
сортировочной станции или отправляются на неё).
Правильность расчета вагонопотоков устанавливается проверкой следующего равенства:
Далее рассчитываются грузооборот станции:
— вагонооборот станции
— коэффициент сдвоенных операций, показывающий степень использования вагонов на станции под сдвоенными операциями
На основе балансовой таблицы строится диаграмма вагонопотоков. На диаграмме в произвольном масштабе показывается прибытие и отправление груженых и порожних вагонов с распределением их по грузовым пунктам.
Таблица 2.3 -Балансовая таблица
| Наименование груза | Выгрузка | Погрузка | Избыток | Недостаток | |||||||||||||
| кр | пв | пл | Фт | Кр | пв | пл | фт | кр | пв | пл | фт | кр | пв | пл | фт | ||
| Груз. Двор | Поваг. | 29 | 27 | 1 | |||||||||||||
| Мелкие | 35 | 35 | |||||||||||||||
| Крупно. | 31 | 33 | 2 | ||||||||||||||
| Тяжело. | 12 | 12 | 12 | 12 | |||||||||||||
| Итого по ГД | 64 | 12 | 12 | 31 | 62 | 12 | 12 | 33 | 1 | 2 | |||||||
| п/п №1 | Передат. | 10 | 10 | ||||||||||||||
| Маршр. | 77 | 77 | |||||||||||||||
| п/п №2 | Передат. | 10 | 10 | ||||||||||||||
| Маршр. | 77 | 77 | |||||||||||||||
| Итого по п/п | 87 | 87 | 87 | 87 | |||||||||||||
| Итого по станции | 64 | 99 | 12 | 31 | 62 | 99 | 12 | 33 | 1 | 87 | 87 | 2 | |||||
2.5 Расчет числа передаточных поездов
Все вагоны с грузами прибывают на станцию и отправляются с нее в передаточных и маршрутных поездах. В передаточные поезда включаются гружёные и порожние вагоны, следующие на грузовой двор с сортировочной станции узла (с грузового двора на неё), а также одиночные вагоны или группы вагонов на подъездные пути (с них).[1] Число передаточных поездов определяется отдельно по прибытии и отправлении по формулам:
где –суммарное количество груженых и порожних вагонов, прибывающих на станцию за сутки, за исключением вагонов, прибывших маршрутами;
– суммарное количество груженых и порожних вагонов,
отправляющихся со станции, за исключением вагонов,
отправляющихся маршрутами;
– состав передаточного поезда.
Передаточные поезда с вагонами на грузовой двор и на подъездные пути подлежат расформированию и сортировке для подборки групп по грузовым фронтам.[4]
Таблица 2.4-Разложение прибывающих передаточных поездов.
| Грузовой пункт и род груза | Среднесуточное количество вагонов | Состав передаточных поездов (гр./пор.) | |||
| Номер передаточных поездов | |||||
| 3601 | 3603 | 3605 | 3607 | ||
| Грузовой двор | |||||
| Повагон. ТШТГ | 29/0 | 5/0 | 10/0 | 2/0 | 12/0 |
| Мелкие ТШТГ | 35/0 | 10/0 | 15/0 | 5/0 | 5/0 |
| Конт-ры крупнот. | 31/2 | 11/2 | 5/0 | 10/0 | 5/0 |
| Тяжеловесные | 24/0 | 6/0 | 6/0 | 7/0 | 5/0 |
| Подъездные пути | |||||
| Цемент п./п №1 | 77/0 | 45/0 | 32/0 | ||
| Каменный уголь п./п №2 | 0/87 | 0/20 | 0/32 | 0/10 | 0/25 |
Таблица 2.5-Разложение отправляющихся передаточных поездов.
| Грузовой пункт и род груза | Среднесуточное количество вагонов | Состав передаточных поездов (гр./пор.) | |||
| Номер передаточных поездов | |||||
| 3602 | 3604 | 3606 | 3608 | ||
| Грузовой двор | |||||
Продолжение таблицы
| Повагон. ТШТГ | 27/0 | 6/0 | 6/0 | 6/0 | 9/0 | |
| Мелкие ТШТГ | 35/0 | 12/0 | 13/0 | 5/0 | 5/0 | |
| Конт-ры крупнот. | 33/0 | 8/1 | 3/0 | 12/0 | 10/0 | |
| Тяжеловесные | 24/1 | 6/0 | 6/0 | 6/1 | 6/0 | |
| Подъездные пути | ||||||
| Цемент п./п №1 | 0/77 | 0/45 | 0/32 | |||
| Каменный уголь п./п №2 | 87/0 | 20/0 | 32/0 | 10/0 | 25/0 | |
