Заявка на расчет
Меню Услуги

Оптимальный подбор движений как фактор повышения оздоровительной эффективности занятий танцевальной аэробикой. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

2. Методы и организация исследования

2.1. Методы исследования

Рассмотрим подробнее методы исследования.
1. Анализ и обобщение литературных источников.
Данный метод предполагал изучение специальной литературы, в которой рассматриваются особенности развития физических качеств девушек 18-25 лет. Также в рамках литературного обзора были изучены источники, в которых дается характеристика современным направлениям фитнеса. Особое внимание было уделено работам, описывающим особенности организации занятий танцевальной аэробикой.
2. Тестирование физической подготовленности.
В качестве тестов использовались следующие упражнения:
1) прыжок в длину с места толчком двух ног;
2) бег 30 м;
3) подтягивания в висе лежа на низкой перекладине;
4) сгибание-разгибание рук в упоре лежа;
5) поднимание туловища из положения лежа на спине;
6) бег на 2 км;
7) наклон вперед стоя на гимнастической скамье.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогическое наблюдение.
Данный метод применялся на каждом занятии на протяжении всего эксперимента. В рамках педагогического наблюдения производилась оценка воздействие нагрузки на организм посредством измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС). При этом нагрузка дозировалась таким образом, чтобы ЧСС во время аэробной части занятия была в диапазоне 150-160 ударов в минуту, а во время силовой части 130-140 ударов в минуту.
Также в ходе педагогического наблюдения отслеживали правильную технику выполнения всех упражнений, которые выполнялись участницами эксперимента.
5. Методы математической статистики.
Полученные в ходе исследования результаты на заключительном этапе исследования были обработаны с помощью методов математической статистики, а именно Т-критерия Стьюдента.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

2.2. Организация исследования

Базой проведения исследования стал ТулГУ. В исследовании приняли участие студентки первого курса, обучающиеся в университете. В экспериментальной группе было 12 человек.
Занятия проходили 3 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия составляла 55 минут. Следует отметить, что все девушки до участия в эксперименте не занимались в сфере фитнеса, но абсолютно все имели основную медицинскую группу и занимались физической культурой в соответствии с программой вуза.
Рассмотрим подробнее методики тестирования физической подготовленности.
Для того чтобы оценить эффективность методики занятий танцевальной аэробикой девушек 18-25 лет, до начала педагогического эксперимента и по его окончании проводили тестирование физической подготовленности участниц эксперимента. Тесты использовались из комплекса ГТО для 6 возрастной ступени, к которой относятся участницы эксперимента.
В качестве тестов использовались следующие упражнения:
1) прыжок в длину с места толчком двух ног. Данный тест позволяет оценить уровень развития скоростно-силовых способностей, а именно взрывную силу мышц ног. При выполнении этого теста девушки выполняли по три попытки. Засчитывался результат лучшей попытки. Результат определялся в см с точностью до 1 см.;
2) бег 30 м. Данный тест позволяет оценить уровень развития скоростных способностей. Для объективной оценки данного качества, в забеге девушки участвовали по два человека. Результат измерялся в секундах с точностью до 0,1 сек.;
3) подтягивания в висе лежа на низкой перекладине. Это тест для оценки силовых способностей. Упражнение позволяет определить уровень силы и силовой выносливости мышц средней части спины и сгибателей рук. Высота перекладины в соответствии с требованиями комплекса ГТО составляет 90 см. Обязательным условием во время выполнения является сохранение прямой линии, составляемой туловищем и ногами;
4) сгибание-разгибание рук в упоре лежа. Также, как и предыдущее, это упражнение для оценки силовых способностей, в частности для оценки силы и силовой выносливости грудных мышц и мышц-разгибателей рук. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа выполняется до касания грудью контактной платформы высотой 5 см. Как и в предыдущем упражнении, обязательным условием во время выполнения является сохранение прямой линии, составляемой туловищем и ногами;
5) поднимание туловища из положения лежа на спине. Это упражнение выполняется на максимальное количество повторений за 1 минуту. Тест позволяет оценить скоростно-силовые способности, а именно скоростно-силовую выносливость мышц брюшного пресса. Упражнение выполняется на гимнастическом мате. Испытуемый лежит с согнутыми ногами, партнер удерживает ступни. Обязательным условием является касание ног локтями вверху и касание лопатками мата внизу;
6) бег на 2 км. Данный тест направлен на определение уровня развития общей выносливости. Во время выполнения бега запрещено переходить на ходьбу. Важным условием для хорошего результата является равномерный темп на протяжении всей дистанции. Результат определялся в минутах и секундах, с точностью до 1 сек.;
7) наклон вперед стоя на гимнастической скамье. Это тест позволяет оценить уровень развития гибкости. Упражнение выполнялось на специальной скамье, на которой закреплена линейка. Нужно выполнить наклон и задержаться на 2 секунды в максимально низком положении. Чем ниже положение пальцев рук, тем выше результат, измеряемый в см.
Тестирование проводилось в УСК С. Хоркиной в соответствии с методическими рекомендациями по тестированию населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Педагогический эксперимент – это основной метод исследования. В рамках педагогического эксперимента группа из 12 девушек занималась три раза в неделю танцевальной аэробикой по разработанной методике. Продолжительность эксперимента составила 4 месяца. Все участницы эксперимента были студентками первого курса ТулГУ. Возраст участниц был в диапазоне 18-25 лет.
До начала эксперимента девушки не имели опыта регулярных занятий спортом или оздоровительной физической культурой в условиях фитнес-центра. Все девушки имели основную медицинскую группу. Содержание основной части занятия предполагало сочетание аэробной и силовой программы. При этом продолжительность каждой программы была одинакова и составляла 22,5 минуты. 5 минут уходило на подготовительную часть, и 5 минут на заключительную часть занятия.
В целях выявления функционального состояния системы организма в команде спортсменок, перед соревнованиями был проведен сравнительный анализ трех дней тренировочного процесса. По полученным данным можно судить о функциональном состоянии девочек и их адаптационной возможности.
Проба Генча – это стандартизированный вариант нагрузочного измерения для определения резервных возможностей реакций организма. В этой пробе доступны статические (Базовый, Нагрузочный и Контрольный) и динамические качественные признаки (Реагирование и Восстановление).
Для демонстрации изменения состояния организма под воздействием физических нагрузок будем использовать «Фантом», это схематическое изображение анатомических структур организма, который позволяет провести анализ по нескольким параметрам, таким как: функциональное состояние и адаптационную реакцию каждого органа и всей физиологической системы в целом.

3. Разработка и экспериментальная проверка оздоровительной эффективности танцевальной аэробики при оптимальном подборе интенсивности выполняемых движений

3.1. Выбор методов и средств занятий

В процессе педагогического эксперимента проводились занятия танцевальной аэробикой. При этом обязательно на каждом занятии кроме аэробных упражнений выполнялись упражнения силового характера.
Соотношение аэробной и силовой части было одинаково по времени и составляло по 22,5 минуты.
Аэробная часть заключается в выполнении танцевальных движений, основанных на базовых шагах аэробики, с интенсивностью, способствующей повышению ЧСС до 150-160 уд / мин. Использовались три различных комплекса базовой аэробики в различные дни недели. Это было сделано с целью разнообразия упражнений и повышения эмоционального фона занятия.
В основе всех комплексов лежали базовые шаги (приставной, открытый, скрестный и др.), махи прямыми и согнутыми ногами, выпады, различные прыжки, подскоки, повороты.
Темп музыки – 126-135 акцента в мин. Из базовых шагов были составлены связки. Связки комбинировались в блоки. Каждая композиция состояла из четырех блоков.
Аэробная часть занятия строилась в следующей последовательности:
1) изучение или повторение шагов первой связки;
2) соединение шагов в связку;
3) изучение шагов второй связки;
4) соединение шагов в связку;
5) объединение связок в блок;
6) такая же последовательность при изучении и повторении второго и последующих блоков;
7) объединение первого и второго блока;
8) объединение первого, второго и третьего блока;
9) объединение всех блоков в композицию.
10) многократное повторение композиции.
Силовая часть заключалась в выполнении различных комплексов упражнений. Всего комплексов было три. В понедельник и в пятницу выполнялись комплексы силовых упражнений лежа на ковриках, в среду выполнялся комплекс с гантелями весом 1 кг.
В каждом комплексе выполнялись силовые упражнения для основных мышечных групп. Наибольшее внимание уделялось мышцам туловища, особенно мышцам брюшного пресса. При выполнении силовой части использовалось музыкальное сопровождение с темпом 120 акцентов в минуту. Отдых между упражнениями для одной мышечной группы – 10-20 секунд. Отдых между сериями упражнений для разных мышечных групп – 30 сек (с выполнением упражнений на растягивание задействованных мышц). Каждое упражнение выполнялось в 3-х подходах по 16 повторений. Данная дозировка направленна преимущественно на развитие силовой выносливости.
Подготовительная часть занятия, продолжительностью 5 минут, предполагала выполнение общеразвивающих упражнений и простых танцевальных шагов при относительно медленном музыкальном сопровождении – 120 акцентов в минуту.
В заключительной части, которая также продолжалась 5 минут, выполняли преимущественно упражнения на растягивание.
Функциональное состояние организма в данной диагностике определяется уровнем здоровья, разделенное на 5 групп: функциональная норма (0-20 ед.); умеренное функциональное напряжение, донозологический уровень (20-40 ед.); выраженное функциональное напряжение, донозологический уровень (40-60 ед.); значительно выраженное функциональное напряжение, преморбидный уровень (60-80 ед.); функциональное перенапряжение, срыв адаптации (80-100 ед.). На примере одной спортсменки рассмотрим функциональные изменения организма в период тренировочного процесса (см. приложение 1).
Фаном «Интегральный анализ» показывает обобщенную оценку функционального состояния области внутренних органов и систем, цвет заливки элементов зон отражает функциональное состояние человека. Крайний сверху и снизу цвет соответствует максимальному проявлению изменений в органах и системах организма. Полученные результаты Интегрального анализа по «Базовому» признаку (показывают исходное состояние человека) до и после тренировочного процесса в течение трех дней, что свидетельствуют о смешанном типе состояния организма с преобладанием выраженных гипофункциональных нарушениях (приложение 1). Интегральный анализ «Нагрузочного» признака (состояние после нагрузки), в первый день тренировок, показывает физиологический оптимум и адекватную реакцию на физическую нагрузку (приложение 2).
Во второй день исследований, до тренировки, результаты имеют отрицательную динамику, полного восстановления организма не произошло, что свидетельствует смешанный тип состояния, с преобладанием гипофункциональных и умеренных гиперфункциональных нарушений. После тренировки, состояние частично улучшается, физиологическая норма с умеренным гипофункциональным нарушением. В третий тренировочный день, реакция на нагрузку снижается, и мы видим отрицательную динамику.
Интегральный анализ «Контрольного» признака (состояние после отдыха) показывает смешанную реакцию с преобладанием гипофункционального состояния в течение всех трех дней исследования (приложение 3). Можно предположить, что организму не хватает времени для восстановительных процессов. В тоже время, можно судить о том, что физическая нагрузка дает лучшую реакцию организма в сравнении состояния организма до и после тренировки. Интегральный анализ (реагирование и восстановление) имеет трехцветную гамму (приложение 4-5). Белый цвет в средней части, соответствует минимальным значениям разницы, то есть нулевой динамике.
В самом верху шкалы – ярко-красный цвет, соответствует улучшению состояния органов и систем организма до максимально выраженного. В самом низу – темносиний цвет, соответствует ухудшению состояния органов и систем организма до максимально выраженного.
При рассмотрении Интегрального анализа «Реагирование» (реакция организма на нагрузочную пробу) наблюдается выраженная положительная реакция, как до, так и после тренировочного процесса (приложение 4).
Результаты Интегрального анализа «Восстановление» (степень восстановления исходных показателей после нагрузочной пробы) свидетельствуют о стойкой отрицательной динамики во второй день исследования и положительной динамики в третий день (приложение 5). Можно предположить, что эмоциональное состояние и настрой на победу влияет на адаптационные процессы и восстановление организма.
В «Общей оценке состояния» можно увидеть результаты состояния организма, адаптационные реакции, степень эмоционального напряжения, состояние вегетативной нервной системы и другие показатели. В данном примере, мы видим положительную динамику эмоционального напряжения после выполнения тренировочных нагрузок, что говорит о повышении психоэмоционального состояния (приложение 6).
Рассмотрим общее состояние вегетативной нервной системы (ВНС) команды в период за неделю до соревнований. ВНС обеспечивает регуляцию уровня обмена веществ организма всех тканей, органов и систем в зависимости от меняющихся условий деятельности человека и выполняет общую адаптационно-трофическую функцию. Интенсивность окислительных процессов, происходящих в тканях организма, достаточно значимо зависит от преобладания тонуса какого — либо отделов ВНС.
Диагностика на аппаратно-программном комплексе «АМСАТ-КОВЕРТ» дает информацию о тонусе ВНС в данный период исследования (рисунок 3.1 и 3.2).
До тренировки идет преобладание тонуса умеренного или выраженного парасимпатического отдела ВНС 46,7%, дисрегуляцию тонуса показывают 36,7%, эутонию тонуса (вариант нормы) имеют 13,3% и тонус умеренного или выраженного симпатического отдела ВНС показывают 3,3% спортсменок. При парасимпатикотонии отмечается некоторое замедление окислительных процессов, так как происходит снижение потребления кислорода, при симпатикотонии наоборот, повышается потребление кислорода тканями.

Рисунок 3.1 — Общее состояние ВНС команды (до тренировки)

Результаты тонуса ВНС после тренировки показывают нам другие данные: по 43,3% имеют эутонию (вариант нормы) и тонус умеренного или выраженного парасимпатического отдела, дисрегуляцию тонуса имеют 10% и 3,3% показывают тонус умеренного или выраженного симпатического отдела.

 

 

Данные анализа показывают преобладание 4 степени напряжения или невроз, в исследуемых периодах. По мнению Е.А. Гавриловой (2009), стрессовые ситуации спортивной деятельности – это фон, на котором выявляется несостоятельность иммунитета, в значительной мере связанная с генетическим или приобретенным снижением стрессоустойчивости. При нормальной адаптации к условиям спортивной деятельности происходит интеграция всех систем организма и усиление регуляции иммунной системы, что приводит к ее мобилизации.

Анализируя данные эмоционального состояния в срезе каждого исследуемого дня (показатели до тренировки, после разминки, в основной части, в конце заключительной части и через 30 минут после тренировки), можно увидеть положительную динамику в основной части занятия. Можно предположить, что именно в этой части происходит положительный сдвиг психофизического состояния команды.

Повышенная физическая нагрузка в период подготовки к соревнованиям, отработка всех элементов программы до высокого уровня, предполагает напряжение эмоционального состояния. В этот период происходит командное сплочение и поддержка друг друга для достижения единого результата в период соревнований.

Подводя итог, получены результаты компьютерного обследования при использовании аппаратно-программного комплекса «АМСАТ-КОВЕРТ» за неделю до соревнований, у спортсменок по спортивной аэробике. По анализу функционального состояния спортсменок можно оценить состояние организма в целом и получить представления о состоянии отдельных органов и систем, а также предположить вероятность степени риска.

Влияние больших физических нагрузок и соревновательной деятельности на функциональное состояние организма спортсмена подчиняется закономерностям адаптации к стрессовому воздействию спорта. Адаптация осуществляет перестройку различных функций организма, обеспечивающих его приспособление к большим физическим и эмоциональным нагрузкам. В спортивной деятельности, психоэмоциональный статус спортсмена меняется в зависимости от его нахождения на определенных этапах подготовки. Соревновательный период

отличается высоким уровнем утомления и выраженного снижения психоэмоционального резерва, о чем свидетельствуют данные исследования.

3.2. Характеристика экспериментальной программы занятия

 

Структура исследуемого занятия танцевальной аэробикой состояла из подготовительной части, аэробной части, силовой части, заключительной части. Общее время занятия составило 59 мин 26 сек.

Продолжительность подготовительной части составила 7 мин 16 сек, аэробной части – 28 мин, силовой части – 18 мин 35 сек, заключительной части – 5 мин 35 сек.

ЧСС в процессе занятия имела следующие показатели:

— максимальное значение ЧСС – 179 уд / мин;

— среднее значение ЧСС – 122 уд / мин;

— минимальное значение ЧСС – 71 уд/мин;

— суммарное значение ЧСС – 7431 уд.

Интенсивность нагрузки в процентном соотношении составила – 79,0 % в зоне ЧСС до 160 уд / мин и 21,0 % в зоне 160-180 уд/мин.

В подготовительной части занятия использовались упражнения, обеспечивающие:

— постепенное повышение частоты сердечных сокращений;

— увеличение температуры тела;

— подготовку опорно-двигательного аппарата к последующей нагрузке и усиление притока крови к мышцам;

— увеличение подвижности в суставах.

Для решения этих задач в разминку включались упражнения низкой интенсивности (движения руками на месте, приставные шаги, «марш» на месте, полуприседания), а также стретчинг с небольшой амплитудой движений.

Интенсивность этой части занятия составила 65-70 % от максимальной.

Аэробный блок включал комплекс упражнений из базовых аэробных движений непрерывно выполняющихся под музыку (темп музыки 130–160 уд / мин) с большой амплитудой движений.

Для составления комбинаций использовали метод линейной прогрессии. При линейном методе вначале многократно повторяется тот или иной элемент ногами («марш», приставной шаг, «подъем колена», подскоки, прыжки, бег, махи), затем, продолжая выполнять его, добавляют различные движение руками. Затем элемент усложняется за счет изменения направления, темпа, амплитуды. Далее переходят к другому элементу.

Таким образом, выстраивается некая цепочка из элементов. Такое построение вполне доступно начинающим и при определенной продолжительности оказывает хороший эффект на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, соблюдается достаточная аэробная нагрузка. Одновременно создаются координационные заготовки для дальнейшего усложнения двигательных задач.

Упражнения аэробной части занятия выполнялись в зоне от 143 уд / мин до 179 уд / мин.

Показатели ЧСС в этой части занятия составили:

— максимальная – 179 уд / мин;

— средняя – 160 уд / мин;

— минимальная – 143 уд / мин.

Данные изменения ЧСС зафиксированы и представлены графически (см. рисунок 3.6).

Как показывает представленный рисунок, пульс постепенно повышается выше 160 уд / мин во время выполнения базовых элементов, усложненных движениями руками, поворотами и перемещениями и с большой амплитудой движений («подъем колена» – сгибания рук, подскоки – хлопки над головой, приставной шаг-разведения рук в стороны, прыжки, бег). Выполняя несколько повторений каждого усложненного элемента студентки выполняли серию упражнений с паузой активного отдыха длительностью 20-30 с.

Рисунок 3.6 – График изменения ЧСС при выполнении физических упражнений, используемых на занятии оздоровительной аэробики[1]

 

Активный отдых представляет собой переход к менее сложному по координации упражнению, что вызывает небольшое снижение ЧСС. Включая последовательно различные по структуре упражнения, получается своеобразное соединение движений, то есть комбинация, в которой упражнения выполнялись в одну и другую стороны.

Пики частоты пульса в каждой комбинации достигались в зоне 160-180 уд/мин. Они отделены друг от друга промежутками пониженной интенсивности от 20 секунд до 1 мин (активный отдых) в работе сердечно-сосудистой системы с понижением частоты пульса до 143 уд / мин.

Аэробная часть занятия была выполнена в аэробно-анаэробном режиме, без перерыва в движении. Изменения ЧСС происходили только в зоне средней и высокой интенсивности. Понижения ЧСС до зоны низкой интенсивности не отмечено.

Заключительная фаза аэробной части занятия – это упражнения низкой интенсивности, позволяющие постепенно восстановить работу всех систем организма и выполняемые под музыкальное сопровождение в 100-110 уд/мин. На данном занятии в этой части использовались элементы восточных танцев, способствующие укреплению мышц и внутренних органов таза. Выполнение этих упражнений позволяет постепенно восстановить ЧСС, дыхание, благоприятно действует на настроение занимающихся, так как имеет танцевальную направленность.

По окончании аэробной части ЧСС составила 143 уд / мин. Данные показатели ЧСС свидетельствуют о возможности выполнения студентками запланированного объема нагрузки, соответствующей аэробно-анаэробной зоне, без существенных изменений функционального состояния.

В силовой части выполнялись упражнения в партере на развитие силы мышц рук, спины, груди, брюшного пресса и ног. Интенсивность упражнений постепенно снижалась от 140 уд / мин до 120 уд / мин. Поскольку упражнения чередовались в динамическом и в статическом режимах непрерывным методом на пульсограмме отмечены небольшие изменения ЧСС.

Увеличение ЧСС происходило при выполнении динамических повторений, и снижалось при заключительном статическом удержании каждого упражнения. Эта часть занятия была выполнена в зоне низкой и средней интенсивности. Величина ЧСС в этой части занятия составила: максимальная – 143 уд / мин, средняя – 130 уд / мин и минимальная – 115 уд/мин.

В заключительной части занятия использовались упражнения на растяжку, расслабление, восстановление дыхания, позволяющие постепенно снизить обменные процессы в организме и снизить частоту сердечных сокращений до близкой к норме.

Сопоставляя полученные результаты с зонами интенсивности, определили время и процентный объем выполненной работы. Данные представлены в виде диаграммы (см. рисунок 3.7).

 

Рисунок 3.7 – Процентный объем нагрузки на занятии танцевальной аэробикой

В зоне до 130 уд / мин было задействовано 24,6 % – 14 мин 41 сек; в зоне средней интенсивности – 130-150 уд / мин – 30,0 % – 17 мин 50 сек; в зоне высокой интенсивности от 150 до 180 уд / мин – 45,4 % – 26 мин 55 сек. Увеличения ЧСС выше 180 уд / мин на занятии по экспериментальной программе оздоровительной аэробики не отмечено.

Сопоставляя выполненную нагрузку с показателями пульсометрии, было сформировано представление о воздействии базовых упражнений оздоровительной аэробики на организм занимающихся и возможность конструирования учебных программ по оздоровительной аэробике с учетом величины нагрузки выполняемых упражнений.

Применение монитора сердечного ритма в образовательном процессе по физическому воспитанию студенток позволило эффективно решать важные педагогические задачи, способствующие повышению эффективности образовательного процесса.

Непрерывная регистрация показателей ЧСС у студенток на протяжении всего занятия дает возможность:

— контролировать воздействие нагрузок на организм во всех фазах занятия;

— определять оптимальные интервалы для выполнения последующих серий упражнений;

— определять изменения функционального состояния организма при выполнении различных по направленности, объему и интенсивности упражнений;

— создавать разнообразные варианты связок аэробных упражнений и использовать их в различных частях занятия, адаптировать их содержание в зависимости от поставленных целей и задач;

— программировать и контролировать выполнение студентками упражнений в определенной зоне относительной мощности.

3.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной программы подготовки

 

Результаты математической обработки подробно представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Сравнение результатов предварительного и итогового тестирования

Тесты До эксперимента После эксперимента
Прыжок в длину с места, (см) 179,4 188
Бег 30м, (сек.) 5,7 5,5
Подтягивания в висе лежа, (кол-во раз) 7,3 11
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, (кол-во раз) 10,7 19,4
Поднимание туловища, (кол-во раз за 60 сек) 34,6 43,4
Бег на 2 км, (сек) 762,4 721,2
Наклон вперед, (см) 12,2 15,8

 

Тест «Прыжок в длину» представлен на  рисунке 3.8.

Рисунок 3.8 – Результаты теста «Прыжок в длину»

Из таблицы видно, что произошел достоверный прирост в четырех упражнениях из семи. Это бег на 2 км, где показатель улучшился на 41 сек, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, где количество повторений выросло на 9 раз и подъем туловища из положения лежа за 60 секунд, где результат увеличился на 9 повторений и наклон вперед стоя на гимнастической скамье, где результат вырос на 3,5 см (см. рисунок 3.9).

Рисунок 3.9 – Результаты теста «Бег, 30м»

 

Данные изменения говорят о том, что методика танцевальной аэробики, разработанная нами эффективна для развития общей, силовой и скоростно-силовой выносливости и гибкости у девушек 18-25 лет.

Отсутствие достоверного прироста в упражнении «подтягивания в висе лежа» объясняется тем, что в силовой части занятия использовалось малое количество упражнений для развития мышц средней части спины и сгибателей рук (см. рисунок 3.10).

Рисунок 3.10 — Результаты теста «Подтягивание в висе лежа»

 

Действительно, в зале без тренажеров и специального оборудования эти упражнения подобрать непросто. Вероятно, можно рекомендовать девушкам, занимающимся танцевальной аэробикой хотя бы раз в неделю посещать тренажерный зал, где основной акцент делать на те мышечные регионы, которые не получают полноценной нагрузки.

Кроме того, занятия танцевальной аэробикой не решают полной мере задач решения скоростно-силовых и скоростных способностей. Это требует повышенного внимания к данным качествам.

Для обоснования эффективности методики необходимо сравнить результаты предварительного и итогового тестирования с нормативами комплекса ГТО для данной возрастной ступени (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Сравнение результатов тестирования с нормативами комплекса ГТО

Тесты До эксперимента После эксперимента Нормативы 6 ступень (18- 24 года)
золото серебро бронза
Прыжок в длину с места, (см) 179,4 188 195 180 170
Бег 30м, (сек.) 5,7 5,5 5,1 5,7 5,9
Подтягивания в висе лежа, (кол-во раз) 7,3 11 18 12 10
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, (кол-во раз) 10,7 19,4 17 12 10
Поднимание туловища, (кол-во раз за 60 сек) 34,6 43,4 43 35 32
Бег на 2 км, (сек) 762,4 (12,42) 721,2 (12,01) 10,5 12,3 13,1
Наклон вперед, (см) 12,2 15,8 16 11 8

 

Как показывает представленная таблица, большинство тестов девушки выполняют на знак отличия. При этом прирост результатов за время эксперимента позволил выполнить девушкам тесты на более высокий знак отличия.

Так, в беге на 2 км средний результат в группе до начала эксперимента соответствовал бронзовому знаку отличия, а в конце эксперимента стал соответствовать серебряному знаку отличия.

Средний результат в сгибании-разгибании рук в упоре лежа соответствовал до эксперимента бронзовому знаку отличия, а после эксперимента стал соответствовать золотому знаку отличия.

Количество подъемов туловища из положения лежа до эксперимента было чуть ниже показателей серебряного знака отличия, а после эксперимента стало чуть выше золотого знака отличия.

Показатели гибкости соответствовали до эксперимента серебряному знаку отличия, а после эксперимента стали соответствовать золотому знаку отличия.

В этих упражнениях, как было отмечено выше, наблюдается достоверный прирост за время проведения эксперимента.

Среднегрупповой результат в подтягиваниях в висе лежа улучшился недостоверно. Однако до начала эксперимента был ниже бронзового знака отличия, а после эксперимента стал соответствовать бронзовому знаку отличия.

В прыжке в длину с места результат также улучшился недостоверно. До эксперимента он был почти на уровне серебряного знака отличия. После эксперимента результат остался на уровне серебряного знака отличия.

Результат в беге на 30 метров также улучшился недостоверно. И до и после эксперимента он соответствовал серебряному знаку отличия.

Заключение

 

Анализ специальной литературы позволяет говорить о том, что большинство направлений физической культуры и спорта основано на преимущественном развитии трех физических качеств – силовых способностей, выносливости и гибкости. Традиционно содержание занятий танцевальной аэробикой включает с себя как аэробные упражнения, так и упражнения, направленные на развитие силовой выносливости и гибкости. Четких рекомендаций по объему упражнений силовой и аэробной направленности в процессе занятий танцевальной аэробикой в доступной литературе не найдено.

Регистрация показателей ЧСС во время занятия позволила оценить воздействие физических нагрузок на функциональное состояние ССС студенток, адаптацию и проявление выносливости, необходимых при выполнении специфических упражнений в аэробике.

Полученная информация позволяет преподавателю и студенту определить индивидуальные зоны целевого пульса для каждой части урока, внести необходимую коррекцию по объему и интенсивности в содержательную часть программы по аэробике, создать разнообразные варианты композиций, используя их для повышения эффективности занятий танцевальной аэробикой.

На основании проведенного исследования необходимо рекомендовать студентам разработанные и апробированные на учебных занятиях композиции аэробного и силового характера для самостоятельной работы для повышения эффективности занятий, осуществлять контроль по ЧСС за выполнением упражнений в индивидуальной целевой зоне.

На основании множества рекомендаций была разработана методика занятий танцевальной аэробикой, которая предполагает использование в равных объемах силовой и аэробной частей. При продолжительности основной части занятия 45 минут, танцевальная композиция и силовой комплекс имеют равную продолжительность – по 22,5 минуты.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что методика занятий танцевальной аэробикой, предполагающая сочетание аэробной силовой нагрузки, положительно отразилась на развитии многих физических качеств девушек студенческого возраста, следовательно, получилось в процессе педагогического эксперимента повысить оздоровительную эффективность занятий танцевальной аэробикой.

Библиографический список

 

  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 30.12.2021 № 462-ФЗ).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи».
  3. Алексанян, С.Н. Средства и методы хореографии в танцевальной аэробике / С.Н. Алексанян, Е.Н. Коюмджен, О.А. Шарина. – Екатеринбург, – 396 с.
  4. Александрова, В. А. Танцевальная аэробика в вузе: основные методические особенности построения занятий хип-хоп и латины : Учебно-методическое пособие / В. А. Александрова, Ю. Н. Серикова. – Москва : Московский городской педагогический университет, 2022. – 64 с.
  5. Бабичева, И.В. Определение основных критериев оптимизации физической нагрузки на занятиях аэробикой / И.В. Бабичева // Молодой ученый. 2020. – № 6. – С. 45-49.
  6. Бабичева, И.В. Оптимальное нормирование нагрузок в комплексах оздоровительной аэробики / И.В. Бабичева // Достижения науки и образования, 2017. – № 10. – С. 19-25.
  7. Бабичева, И.В. Разработка программы оздоровительной аэробики в образовательном процессе по физическому воспитанию студенток / И.В. Бабичева // Молодой ученый, 2019. – № 5. – С. 22-28.
  8. Байсова, П.С. Иноземцева Е.С. Аэробика как средство совершенствования координационных способностей. В сборнике: Физическая культура, здравоохранение и образование Материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского / Под редакцией В.Г. Шилько, 2018. – С. 58-60.
  9. Барышева, Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности. – Самара, 2016. – 265 с.
  10. Величко, Т. И. Использование аппаратно — программного комплекса «АМСАТ-КОВЕРТ» при анализе функционального состояния спортсменок по спортивной аэробике за неделю до соревнований / Т. И. Величко // Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для подготовки специалистов в транспортной отрасли : сборник трудов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 07–08 декабря 2022 года / Редколлегия: Т.Ю. Маскаева, М.А. Овсянникова. – Москва: Российский университет транспорта, 2022. – С. 47-57.
  11. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 176 с.
  12. Деркачева, Н.П. Основные тенденции развития современной аэробики на учебных занятиях в вузах / Н.П. Деркачева. – Воронеж, 2018. – 48 с.
  13. Деркачева, Н.П. Танцевальная аэробика как средство развития физических качеств обучающейся молодёжи // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 2019. – № 4. – С. 15-19.
  14. Дорофеева, Е. Н. Самостоятельные занятия студенток аэробикой / Е. Н. Дорофеева, А. А. Дорофеев // Наука. Исследования. Практика : Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 25 июня 2022 года. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2022. – С. 34-36.
  15. Ишанова, О.В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой // Теория и практика физической культуры, 2017. – № 8. – С. 69-72.
  16. Копылов, Ю.А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
  17. Коротаева, М.Ю., Макаева А.Е. Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой // Молодой ученый, 2017. – №8. – С. 31-38 с.
  18. Кузьмин, В.А. Специфика и особенности занятий физической культурой со студентами различного уровня двигательной подготовленности (на примере бокса): монография. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. – 172 c.
  19. Лапынина, В. А. Влияние аэробики на здоровье человека / В. А. Лапынина, К. Б. Босхомджиева, А. А. Апанасевич // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности. 2022. – С. 158-163.
  20. Липовка, А.Ю. Аэробика как средство коррекции ситуативной и личностной тревожности студентов / А.Ю. Липовка, Л.М. Волкова, Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, А.М. Сальман // Научнотеоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 4(182) – 2020. – С.275- 279.
  21. Максачук, Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения. – Москва: Спутник, 2016. – 104 c.
  22. Мельников, П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / П.П. Мельников. – М.: КноРус, 2018. – 240 c.
  23. Мякинченко, Е.Б., Ивлев, М.П., Шестаков, М.П. Методология управления тренировочной нагрузкой на занятиях по базовой танцевальной аэробике. // Теория и практика физической культуры, 2017. – № 5. – С. 39–42.
  24. Никитушкин, В. Г.Оздоровительные технологии в системе физического воспитания: учебное пособие / В. Г. Никитушкин, Н. Н. Чесноков, Е. Н. Чернышева. – Москва: ЮРАЙТ, 2019. – 246 с.
  25. Радаева, С.В., Федосеева, Л.О. Сравнительный анализ функциональных возможностей и физической подготовленности студенток отделения аэробика в вузе. В сборнике: Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения. Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под редакцией С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой, 2017. – С. 416-421.
  26. Сальман, А.М. Использование активного метода «Погружение» на занятиях аэробикой / А.М. Сальман, Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. – С.129-133.
  27. Скобликова, Т.В. Содержание и структура построения организационно-педагогической модели становления физической культуры личности студента в университете / Т.В. Скобликова, Е.В. Скриплева, В.Ю. Андреева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика, 2019. – №4. – С. 104–110.
  28. Стрелецкая Ю.В. Оздоровительная аэробика: методическое пособие для студентов высших учебных заведений нефизкультурного профиля и преподавателей кафедр физической культуры / Ю. В. Стрелецкая, Т. В. Калинина. – Великие Луки: Издательство ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА», 2021. – 60 с.
  29. Теоретико-методические и технологические основы базовой аэробики в учебном процессе вуза: учебное пособие / Л. В. Люйк, Т. К. Сахарнова, В. И. Михеев [и др.]; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2019. – 180 с
  30. Федосеева, Л.О., Радаева, С.В. Развитие координационных способностей у студенток отделения аэробики, с помощью хореографических упражнений. 2017. – С. 473-476.
  31. Физическая культура студента: учебник / под редакцией М. Я. Виленского. – Москва: Гардарики, 2021. – 448 с.
  32. Шестаков, М.П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий / М.П. Шестаков, Е.Б. Мякинченко. М. СпортАкадемияПресс, 2020. – 304с.
  33. Якимов, А.М. Использование кардиомониторов сердечного ритма для контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовке бегунов на выносливость / А.М. Якимов, В. Г. Кукушкин // Теория и практика физической культуры, 2019. – № 2. – С. 16-17.

 

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф