Глава 2. Оценка системы оптимизации логистических процессов на складе ООО «Харман РУС СиАйЭс
2.1 Краткая характеристика ООО «Харман РУС СиАйЭс
В качестве объекта исследования в работе выступает компания ООО «Харман РУС СиАйЭс».
Основными направлениями деятельности ООО «Харман РУС СиАйЭс» выступают:
— разработка, производство и тестирование высококачественных аудио и оптических компонентов для автомобильных аудиосистем и информационно-развлекательного оборудования, бытового и профессионального аудио оборудования;
— маркетинг, продажа и распространение высококачественных аудио и оптических компонентов для автомобильных аудиосистем и информационно-развлекательного оборудования, бытового и профессионального аудио оборудования;
— оказание услуг в области разработки программного обеспечения для аудио систем и информационно-развлекательного оборудования в этой области, и оказание услуг, включая изменение и настройку оборудования под нужды клиентов, оказание услуг по установке и обслуживанию и др.
Для составления полной картины о компании ООО «Харман РУС СиАйЭс» представляется необходимым проведение SWOT- анализа.
Таблица 3
Факторы для SWOT-анализа
| Возможности | Угрозы |
| 1 – расширение ассортимента выпускаемой продукции; 2 – применение новых технологий производства; 3 – реализация различных инструментов продвижения товара; 4 – возможность регулирования ценовой политики; 5 – улучшение механизма контроля за качеством продукции. | 1 – снижение платежеспособного спроса; 2 – ограниченная емкость рынка; 3 – введение санкций странами Европы и США; 4 – высокая степень конкуренции на рынке; 5 – снижение уровня защищенности внутренненего рынка; |
| Сильные стороны | Слабые стороны |
| 1 – выгодное географическое положение; 2 – высокое качество продукции; 3 – молодой квалифицированный персонал; 4 – современное высокотехнологичное производство; 5 – наличие собственной системы разработок; 6 – выпуск видов продукции, не имеющих аналогов. | 1 – недостаточность собственного капитала; 2 – существенная зависимость от ценовой политики поставщиков; 3 – недостаточная рекламная политика по продвижению товаров в других регионах; 5 – высокая зависимость от наличия комплектующих. |
В приведенном списке отобраны наиболее значимые параметры.
Таблица 4
Факторы SWOT-анализа ООО «Харман РУС СиАйЭс»
| Организация | Рынок | |
| Возможности | Угрозы | |
| Сильные стороны | Используя сильные стороны организация может использовать возможности: — использую современное высокотехнологичное производственное оборудование возможно расширить ассортимент выпускаемой продукции; — наличие собственной системы разработок позволяет улучшить механизм контроль качества продукции. | Основными угрозами предприятия являются снижение платежеспособного спроса на продукцию в условиях нарастающего экономического кризиса, а так же высокая степень конкуренции — большое количество предприятий, производящих схожую продукцию. |
| Слабые стороны | Из-за существенной зависимости организации от ценовой политики поставщиков расширение ассортимента продукции становится затруднительным. Из-за изношенности некоторого оборудования возможен ограниченный объем продаж. | Если организации не удастся провести рекламную политику по продвижению продукции в других регионах, то негативно скажется ограниченная емкость рынка на дальнейшем развитии предприятия. |
Стоит отметить, что к основным угрозам ООО «Харман РУС СиАйЭс» относятся: снижение платежеспособного спроса на продукцию в условиях нарастающего экономического кризиса, мировой кризис полупроводников , а так же высокая степень конкуренции более дешевых товаров из Китайских брендов. Эти факторы, при условии их своевременного не устранения, могут отрицательно сказаться на снижении доли занимаемого рынка.
При этом сильные стороны, такие как — использование современного высокотехнологичное производственное оборудование, а так же наличие собственной системы разработок – при правильном использовании – может способствовать расширению ассортимента.
ООО «Харман РУС СиАйЭс» представлен на рынке такими брендами как JBL, AKG, Harman Kardon, Mark Levinson и др.
Доля рынка ООО «Харман РУС СиАйЭс» колеблется в зависимости от категории электроники от 8% в категории игровые наушники до 46% в категории саундбары.
Далее рассмотрим место ООО «Харман РУС СиАйЭс» среди главных конкурентов с помощью многоугольника конкурентоспособности.
«Многоугольник конкурентоспособности» — метод, позволяющий достаточно быстро провести анализ конкурентоспособности товара компании в сравнении с ключевыми конкурентами и разработать эффективные мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности продукции.
Основными конкурентами ООО «Харман РУС СиАйЭс» являются:
1) ООО «ЭППЛ РУС»
2) ООО «Самсунг Электроникс Рус»
Оценка конкурентов и анализируемого предприятия осуществляется по шкале от 1 до 5.
После проставления баллов по каждому критерию, составляется многоугольник с помощью Microsoft Excel.
Проанализируем многоугольник конкурентоспособности ООО «Харман РУС СиАйЭс» (см. рисунок 2).
Рисунок 2 Многоугольник конкурентоспособности ООО «Харман РУС СиАйЭс»
Данные рисунка 2 – многоугольника конкурентоспособности показывают, что наибольшую опасность среди представленных конкурентов представляет ООО «ЭППЛ РУС» – данный субъект обладает всеми преимуществами – достаточным ассортиментом, качеством услуг, даже не смотря на низкую привлекательность цены в сравнении с представленными компаниями.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно высокой конкурентоспособности ООО «Харман РУС СиАйЭс», но при этом анализ целевой аудитории показал, что приверженность к предлагаемой марке продукции снижается, что требует комплексного подхода к разработке программы маркетинговых коммуникаций.
ООО «Харман РУС СиАйЭс» занимает определенный сегмент на рынке, но нельзя не отметить воздействие конкурентов на деятельность компании.
2.2 Анализ финансово-экономической и логистической деятельности ООО «Харман РУС СиАйЭс
В целях анализа финансово-экономической деятельности ООО «Харман РУС СиАйЭс» рассмотрим динамику товарооборота, представленную на рисунке 3.
Рисунок 3 Динамика товарооборота ООО «Харман РУС СиАйЭс» за 2018-2020 год, тыс. руб
Данные рисунка 3 наглядно отражают тенденцию к снижению в величине товарооборота в анализируемом периоде: темп снижения за рассмотренный период составил 4,03%.
Далее рассмотрим показатели эффективности использования основных средств ООО «Харман РУС СиАйЭс», представленные в таблице 5.
Таблица 5
Показатели эффективности использования основных средств предприятия ООО «Харман РУС СиАйЭс»
| Показатели | 2018 | 2019 | 2020 | Абс. откл. | Темп роста, % | ||
| 2019-2018 | 2020-2019 | 2019/ 2018 | 2020/ 2019 | ||||
| Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 13746 | 14422 | 12938 | 676,00 | -1484,00 | 104,92 | 89,71 |
| Фондоотдача, руб./руб. | 848,81 | 800,60 | 856,46 | -48,21 | 55,86 | 94,32 | 106,98 |
| Фондоемкость, руб./руб. | 0,001 | 0,001 | 0,001 | 0,00 | 0,00 | 106,02 | 93,48 |
Показатели таблицы 5 свидетельствуют об эффективности использования основных средств ООО «Харман РУС СиАйЭс» в анализируемом периоде. Так, показатели фондоотдачи во много раз более 10, что говорит о том, что на 1 рубль стоимости основных средств предприятия приходится 800 рублей выручки в анализируемом периоде. Тот же вывод подтверждают низкие значения обратного показателя фондоотдачи – фондоемкости.
Анализ себестоимости ООО «Харман РУС СиАйЭс» за 2019–2020 гг. представлен в таблице 6.
Таблица 6
Оценка динамики затрат ООО «Харман РУС СиАйЭс»
| Наименование показателя | 2019 год | 2020 год | Отклонение (+;–) | Темп роста, % |
| Себестоимость продаж – всего, тыс.руб | 9899445 | 9064417 | -835028 | 91,56 |
| материальные затраты | 5026993 | 4609202 | -417791 | 91,69 |
| заработная плата | 931871 | 872214 | -59657 | 93,60 |
| страховые взносы | 718808 | 682717 | -36091 | 94,98 |
| амортизационные отчисления | 1991766 | 2016312 | 24546 | 101,23 |
| коммунальные услуги | 425829 | 140310 | -285519 | 32,95 |
| прочие расходы | 804178 | 743662 | -60516 | 92,47 |
Графическое представление распределения затрат ООО «Харман РУС СиАйЭс» за 2020 год представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 Структура затрат ООО «Харман РУС СиАйЭс» за 2020 год
Данные таблицы 6 и рисунка 4 показывают, что в структуре затрат компании наибольшая доля представлена материальными затратами – более 50%, что обусловлено спецификой деятельности предприятия. Величина затрат на оплату труда по результатам 2020 года снизилась на 6,40%.
Далее представим результаты финансового анализа ООО «Харман РУС СиАйЭс».
Анализ имущества предприятия ООО «Харман РУС СиАйЭс» приведен в таблице 7.
Таблица 7
Анализ имущества предприятия ООО «Харман РУС СиАйЭс» за 2018-2020 гг.
| Показатели | 2018 | 2019 | 2020 | Абс. откл. | Темп роста, % | ||
| 2019-2018 | 2020-2019 | 2019/ 2018 | 2020/ 2019 | ||||
| 1. Внеоборотные активы | 18244 | 17816 | 27941 | -428 | 10125 | 97,65 | 156,83 |
| 1.1. Основные средства | 13746 | 14422 | 12938 | 676 | -1484 | 104,92 | 89,71 |
| 2. Оборотные активы | 3498956 | 5917386 | 6474178 | 2418430 | 556792 | 169,12 | 109,41 |
| 2.1. Запасы | 377071 | 854674 | 1037811 | 477603 | 183137 | 226,66 | 121,43 |
| 2.2. Дебиторская задолженность | 2229848 | 2529100 | 3625622 | 299252 | 1096522 | 113,42 | 143,36 |
| 2.3. Финансовые вложения | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | — | — |
| 2.4. Денежные средства | 887897 | 2469622 | 1723248 | 1581725 | -746374 | 278,14 | 69,78 |
| 2.5. НДС | 4140 | 58602 | 51517 | 54462 | -7085 | 1415,51 | 87,91 |
Анализ имущества предприятия ООО «Харман РУС СиАйЭс» показывает, что внеоборотные активы представлены в большей степени основными средствами, объем которых в 2020 году значительно сократился: на 10,29% в сравнении с 2019 годом. В динамике оборотных активов отмечается рост: в 2020 году 9,41%, в 2019 году – 69,12% в сравнении с 2018 годом. Наибольший рост отмечен в величине запасов, что обусловлено спецификой деятельности предприятия.
Далее рассмотрим специфику логистической деятельности. Основная деятельность отдела транспортной логистики в компании ООО «Харман РУС СиАйЭс» консолидация и доставка сборных грузов из Китая до двери получателя в России, город Москва, через порт Санкт-Петербург.
На сегодняшний день данная услуга пользуется большим спросом ввиду широкого распространения китайской продукции на российском и мировых рынках.
Рассмотрим организацию международных перевозок грузов компании ООО «Харман РУС СиАйЭс», при доставке грузов из Китая (см. рисунок 5).
Рассмотрим каждый этап более подробно.
- Определение потребности в закупаемой продукции. Для этого отдел закупок рассчитывает остатки на складе, количество необходимой продукции, сроки поставки и характеристики товара. Далее передают эту информацию отделу транспортной логистики для связи с поставщиком и оформления заявок на заказ.
- Формирование и отправка заявок поставщикам. Так как перевозка международная, заявка составляется на английском языке. В заявке необходимо указать:
— идентификационный номер заказа;
— дата отправления заказа;
— краткую характеристику товара;
— количество товара;
— артикул заказываемых товаров.
Рисунок 5 Схема организации грузовых перевозок ООО «Харман РУС СиАйЭс»
- Подтверждение от поставщика. На данном этапе сотрудникам отдела логистики необходимо удостовериться, что поставщик получил заявку, то есть поставщик должен отправить инвойс, в котором будет указываться:
— идентификационный номер инвойса;
— дата отправки инвойса;
— идентификаторы заказываемых товаров (артикулы);
— количество товара;
— цена за 1 единицу товара;
— примерные сроки отгрузки;
— условия оплаты согласно договору с указанием реквизитов счета;
— идентификатор расчетной валюты.
Вся информация, указанная в инвойсе проверяется сотрудниками отдела снабжения во избежание ошибок. Если же найдены какие-либо ошибки или неточности, то персонал связывается с поставщиком (чаще всего это происходит по электронной почте).
4) Согласование сроков отгрузки. В случае если на данном этапе все устраивает как поставщика, так и покупателя и на складе присутствует необходимое количество товара, происходит процесс подготовки груза к отправлению (сбор грузовых единиц, маркировка, упаковка) и обсуждение сроков отгрузки, дата и время прибытия транспортного средства для перевозки груза. Оформляется в виде заявки.
5) Оплата заказа. Оплата поставщику производиться только по безналичному расчету. Оплата по безналичному расчету оформляется исходящим платежным поручением и банковской выпиской.
6)Получение отгрузочных документов от поставщика. Отгрузочные документы являются документами, подтверждающими факт отгрузки, перевозки, страхования груза.
7) Сбор документов, необходимых для перевозки груза и прохождения таможни.
На перевозку морем и автотранспортом требуются следующие документы:
- Внешнеторговый контракт с отправителем, подтверждающий наличие внешнеэкономической деятельности между компанией-отправителем и компанией-получателем.
- Коммерческий инвойс, упаковочный лист.
- Экспортная декларация производителя Линейный коносамент.
- Накладная CMR. Документ, регламентирующий договорные отношения, которые возникают в процессе международных перевозок грузов автомобильным транспортом
- TIR CARNET (или книжка МДП) документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей
- Сертификат РОСТЕСТ, если товар подлежит сертификации, если нет – требуется отказное письмо.
8) Электронное отслеживание транспортного средства. На данном этапе производится контроль времени прибытия транспортного средства, через электронную программу, где проложен маршрут следования груза и на каком этапе он перевозится.
9) Приемка груза на складе и фактический контроль полученного товара. Данная процедура осуществляется в несколько этапов. Во-первых, заказывается пропуск на машину с грузом, где указывается марка и номер транспортного средства. Во-вторых, сотрудник отдела транспортной логистики осуществляет внешний контроль контейнера, то есть контроль сохранности контейнера, проверка снятия пломб, внешнее состояние принятого товара, фотоконтроль.
В-третьих, получение и заполнение транспортно-грузовых документов.
Текущая структура отдела логистикки не удовлетворяет операционным задачам по планированию и контролю за уровнем запасов, а так же прогнозированию уровня запасов и основных финансовых показателей деятельности предприятия, таких как Working Capital и Free Cash Flow.
Основным организационным недостатком является фактическое отсутствие анализа и планирования первичных и вторичных продаж. А так же низкая степень развития либо отсутствие информационных систем для автоматизации системы планирования и контроля запасов.
Текущая организационная структура управления запасами и логистики ООО «Харман РУС СиАйЭс» представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 Организационная структура 2021 ООО «Харман РУС СиАйЭс»
Текущая организационная структура располагается в отделе продаж и подчиняется директору по продажам. Данная структура не учитывает конфликт интересов между «продажами» на максимизацию стока и «финансами» на минимизацию стока.
2.3 Анализ существующей системы оптимизации логистических процессов на складе ООО «Харман РУС СиАйЭс
Динамика объемов запасов компании ООО «Харман РУС СиАйЭс» представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 Динамика объемов запасов компании ООО «Харман РУС СиАйЭс», ты сруб
Как показывают данные рисунка 7, в динамике запасов компании отмечается положительная тенденция: рост по итогам 2020 года составляет 21,43%.
Для более полного анализа управления запасами на предприятии необходимо провести совместный АВС- и XYZ-анализ.
Для проведения АВС – анализа используем данные таблицы 8. В таблице представлены основные ассортиментные группы материалов, используемых для оказания услуг компании, стоимость запасов по каждой группе и их удельный вес.
Таблица 8
Ассортимент запасов по категориям
| Категория запасов | Годовая потребность, тыс. руб | Удельный вес,% |
| Core Headphones | 41914 | 4,04 |
| Home Audio | 207750 | 20,02 |
| IOT Accessories | 84475 | 8,14 |
| Luxury Audio | 408872 | 39,40 |
| Portable Audio | 9568 | 0,92 |
| Services | 270444 | 26,06 |
| Sport Headphones | 14788 | 1,42 |
| Итого | 1037811 | 100,00 |
Наибольший удельный вес в структуре годовой потребности запасов имеют запасы категории Luxury Audio (более 35%), что объясняется высокой стоимостью данного вида услуг и, соответственно, расходных материалов для этих услуг.
Так же значительную долю (более 20%) занимают запасы категории Services
Наименьший удельный вес (менее 5 %) имеют запасы категорий: Core Headphones, Portable Audio, Sport Headphones.
Применим метод АВС-XYZ анализа для первоначального анализа ассортимента продукции ООО «Харман РУС СиАйЭс» .
Метод АВС является самым простым способом управления производственными запасами.
При управлении запасами важно учитывать тот факт, что хранимые товары существенно различаются с точки зрения денежных вложений, потенциальной прибыли, объема, возможного ущерба от нехватки и недостачи. Например, производитель электрооборудования может хранить на складе электрические генераторы, мотки проводов, различные болты и гайки. Уделять равное внимание каждому из этих предметов совершенно нереально и ненужно. Вместо этого, существует более разумный подход— распределять усилия по управлению запасами в соответствии с относительной важностью предметов хранения.
Метод АВС классифицирует запасы по какому-то определенному показателю важности, обычно по годовому использованию данного товара в денежном выражении (т.е. денежная стоимость единицы товара на складе, умноженная на годовой показатель использования данного товара). В соответствии с этим распределяется деятельность по контролю и управлению запасами.
Как правило, используются три класса предметов:
1) А (очень важные);
2) В (предметы средней степени важности);
3) С (наименее важные).
Тем не менее, действительное число категорий в различных предприятиях различно, в зависимости от избранного уровня «подробности» и проработки деятельности по управлению запасами. При использовании трех классов класс А составляет от 10% до 20% из общего числа предметов по объему, и от 60% до 70% по цене. На другом «полюсе важности» предметы класса С могут составлять до 60% по объему хранения и всего лишь около 10—15% по цене. Конечно, на практике это соотношение может меняться, но обычно большая часть стоимости запасов приходится на очень немногие наименования предметов на складе, поэтому они должны получать больше внимания при общем управлении запасами.
Метод АВС — классификация материальных запасов в соответствии с определенным показателем важности; в соответствии с этим показателем распределяется вся деятельность по контролю и управлению запасами.
Рисунок 8 Классификация товаров согласно АВС анализу
На рис. 8 показано сравнение различных групп запасов в их процентном соотношении по количеству и стоимости. Как видно из рисунка, группа А составляет только 10% по количеству, но более 60% по стоимости всех запасов. Таким образом, запасы группы А должны тщательно контролироваться, а их количество поддерживаться на сравнительно низком уровне. С другой стороны, в наличии имеются другие основные производственные запасы как, например, болты и гайки, но они дешевы и можно себе позволить иметь их в большом количестве. Это запасы категории С. Запасы группы В должны контролироваться с учетом их промежуточного положения.
ABC анализ ассортимента компании ООО «Харман РУС СиАйЭс» показал, что в группу В вошли запасы, доля которых составляет от 8 до 29 %. Сюда вошли 3 вида запасов: Services, Home Audio, IOT Accessories.
Самой крупной оказалась группа С – 4 вида запасов, к которой относятся запасы с долей менее 5 %. Эта группа включает Core Headphones, Portable Audio, Sport Headphones.
На текущий момент в компании нет утвержденных политик и стандартов по управлению запасами. Для оценкки стока применяются рублевые показатели суммарно по операционным категориям без разбивки на конкретный артикул товара.
Большой ассортимент товара обусловлен широкой цветовой гаммой каждой модели и может включать до 11 цветовых решений. При этом основными «ходовыми цветами» являются традиционные для Российского рынка черный и синий. Черный и синий цвета составляют 86,5% оборота компании в штуках. Совместно с отделом маркетинга и продаж необходимо пересмотреть целесообразность такого большого цветого ряда.
По значению удельного веса стоимости запасов каждой ассортиментной группы можно отнести их к группам А, В и С. Обобщенные данные по группам представлены в таблице 9. Таким образом, в группу А вошли запасы только одного вида с долей более 30%, то есть запасы Luxury Audio.
Таблица 9
Сводная таблица по ABC-анализу
| Группа | Категория запасов |
| Группа А | Luxury Audio |
| Группа В | Services |
| Home Audio | |
| IOT Accessories | |
| Группа С | Core Headphones |
| Portable Audio | |
| Sport Headphones |
В группу В вошли запасы, доля которых составляет от 8 до 29 %. Сюда вошли 3 вида запасов: Services, Home Audio, IOT Accessories.
Самой крупной оказалась группа С – 4 вида запасов, к которой относятся запасы с долей менее 5 %. Эта группа включает Core Headphones, Portable Audio, Sport Headphones.
