Меню Услуги

Оптимизация логистического менеджмента на примере компании «Делекат КО»


Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • ГЛАВА 1 Основы логистического менеджмента на современном этапе
  • 1.1. Развитие и этапы становления логистики в современном менеджменте
  • 1.2. Функциональные области и виды, их взаимодействие с бизнес-процессами компании
  • 1.3. Особенности логистического менеджмента на рынке продовольственных товаров
  • ГЛАВА 2 Современное состояние и тенденции развития продовольственных товаров в РФ
  • 2.1. Общая характеристика рынка продовольственной продукции
  • 2.2. Специфика импортных поставок продуктов питания
  • 2.3. Проблемы рынка продовольственных товаров
  • ГЛАВА 3 Оптимизация логистического менеджмента на примере компании «Делекат КО»
  • 3.1. Основные направления деятельности компании на рынке продовольственных товаров
  • 3.2. Анализ действующей системы поставки товаров номенклатуры компании
  • 3.3. Пути совершенствования логистического менеджмента компании
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

В условиях современной экономики хозяйственная деятельность предприятий предусматривает резкое расширение границ самостоятельности, перевод их на полный хозрасчет и самофинансирование, повышение ответственности за конечные результаты, выполнение обязательств перед заказчиком, а также установление прямой зависимости уровня доходов коллектива от эффективности его работы. В пищевой промышленности крайне важно, чтобы система снабжения могла обеспечить удовлетворение всех потребностей и пожеланий потребителя и воздействовать на производство и потребление с целью снижения затрат и повышения качественных характеристик продукции. Интерес к логистике в компаниях возрастает с каждым днем в связи с изменениями в среде бизнеса, ростом цен на энергоносители, усилением государственного регулирования транспортной деятельности, научно-технической революцией (особенно в информатике и вычислительной технике), ростом международной конкуренции. Тем не менее, возросший интерес к логистике не означает автоматического улучшения эффективности логистических операций. Традиционно работающие компании зачастую оспаривают существование отдельного подразделения по логистике внутри своей структуры. Однако в современных условиях без специального подразделения по логистике не обойтись. В то же время нет готовых рецептов, как построить этого отдела и распределить функции, как выстроить подчиненность и организовать отчетность. В связи с этим актуальность данной дипломной работы не вызывает сомнения.

Объектом данной дипломной работы является логистическая деятельность в пищевой промышленности, которая является системой, состоящей из множества компонентов, один из которых – рациональное построение логистической цепи, то есть эффективное взаимодействие логистических отделов – является предметом исследования дипломной работы. Предмет выбран с учетом его важности при расчетах и планировании хозяйственной деятельности предприятия.

Цель данной работы – рассмотреть теоретические и практические основы управления логистической деятельностью в пищевой промышленности. Изучение темы проводится на примере компании ООО «Делекат КО», занимающийся оптовой торговлей кондитерских изделий, поэтому также одной из целей является поиск путей развития компании в перспективе.

В работе решены следующие задачи:

  • Изучены теоретические аспекты управления логистической деятельностью на предприятии;
  • Собрана информация о компании ООО «Делекат КО», охарактеризована и описана деятельность предприятия;
  • Выявлены области логистики, присутствующие в деятельности данной организации;
  • Детально рассмотрена одна из областей логистической цепи;
  • Проведен анализ взаимодействия звеньев логистической цепи организации;
  • Сделаны собственные выводы, предложены рекомендации по совершенствованию деятельности фирмы в рассматриваемой области.

Данная работа состоит из введения, отражающего основные положения, трех глав, заключения, отражающего достижение поставленных целей и задач.

В первой главе изложены теоретические основы логистики и подняты следующие вопросы: что такое логистика, какие этапы развития она преодолела, чтобы достичь современного определения, какие бывают функциональные логистические области и какую роль играет логистическая деятельность в продовольственном сегменте.

Во второй главе проанализировано состояние рынка продовольственных товаров в России и специфика поставок продуктов из-за рубежа. Также в данной главе выявлены проблемы развития продовольственного рынка и предложены возможные пути их устранения.

Третья глава носит прикладной характер, в ней произведен анализ деятельности компании ООО «Делекат КО», рассмотрена политика фирмы относительно организации логистической цепи. Далее в данной главе произведены расчёты для определения необходимых показателей. Проведены сравнения с конкурентами, изучены сильные и слабые стороны, предложены возможные пути выхода из сложившейся ситуации. На основании полученных данных сформирован перечень рекомендаций по улучшению работы логистической составляющей организации.

При написании работы были использованы материалы отечественных и зарубежных авторов, научные статьи, статистические таблицы, нормативные акты и положения.

 

Глава 1. Основы логистического менеджмента на современном этапе

1.1. Развитие и этапы становления логистики в современном менеджменте

Термин «логистика» берет свое начало от греческого слова, означающего «искусство вычислять, рассуждать». Во времена Римской империи существовали служители, которых в то время называли «логисты» или «логистики», они отвечали за распределение продуктов питания. В конце 1 тысячелетия н.э. в Византии со словом «логистика» начали связывать деятельность по обеспечению военных отрядов материальными ресурсами и запасами.

Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского генерала Антуана Анри Жомини (1779-1869), который определил логистику как «искусство маневра войсками». Именно этим человеком впервые была применена эта наука на практике при планировании обеспечения боеприпасами и продовольствием армии Наполеона. В это же самое время в России логистику воспринимали как искусство управления перемещением войсковых частей и организации их тылового обеспечения. Но к концу века этот термин перестают использовать и словарь Брокгауза и Эфрона (Санкт-Петербург, 1896г.) предлагает считать слово «логистика» вышедшим из употребления.

В 20 веке логистика начинает активно использоваться во время 2й Мировой и, прежде всего, в материально-техническом снабжении армии США на Европейском театре военных действий. Со временем методы логистики начинают переходить из военной области в сферу хозяйственной практики: сначала в качестве нового вида теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и в области производства. Таким образом, зародившиеся в странах с рыночной экономикой еще во время экономического кризиса 1930г-х годов, идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем сформировали самостоятельное направление научных исследований и так называемую форму хозяйственной деятельности – логистику. Экономисты, занимавшиеся разработкой теоритических аспектов логистического менеджмента, предложили несколько подходов к периодизации развития концепции логистики. При наиболее общем подходе можно выделить три периода в развитии систем управления товародвижением, а именно:

— дологистический (до 1950-х годов включительно);

— классической логистики (60-70-е годы 20 века);

— неологистики (с 1980-х годов до настоящего времени).

При современном подходе в эволюции логистики выделяются три концепции:

-функциональная;

— ресурсная;

— инновационная.

Для дальнейшей структуризации разберем каждую из концепций. Функциональная концепция логистики была связана с тем, что в течение определенного времени (с 1960 по 1985 г.) за логистикой постепенно закреплялись операционные виды деятельности, в частности транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление и страхование грузов и т.п.

Ресурсная концепция логистики охватывает 1980-2000 гг., продолжаясь во многих странах и организациях бизнеса и по настоящее время. Ее основой стала концепция «общих затрат». Согласно этой концепции затраты на логистику и связанные с ней виды деятельности необходимо суммировать в логистической системе, и именно эта сума будет выступать измерителем эффективности использования ресурсов.

Инновационная концепция логистики стала дальнейшим логистическим продолжением ее эволюции в разрезе передовой идеологии управления цепями поставок. Сущность инновационной концепции логистики заключается в рассмотрении логистического процесса как единого целого в логистической системе для более эффективного достижения целей бизнеса. Данная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные организации рассматриваются как звенья общей цепи поставок, прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления всеми потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения конечных потребителей.

Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями.

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальным потокам от традиционного заключается:

1) в объединении разрозненных потоков в единый сквозной поток;

2) выделении единой функции управления сквозным потоком;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

3) технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую систему (на макроуровне– различных предприятий, на микроуровне – различных служб предприятия).

Логистика сегодня проявляется как:

— современная конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательства;

— системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых, кадровых, сервисных потоков;

— алгоритм организации рационального движения потоков на всех стадиях воспроизводственного процесса;

— вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке сырья, материалов, продукции потребителю и т.д.

Объектом изучения логистики являются материальные потоки, потоки услуг и сопутствующие им кадровые, финансовые и информационные потоки. Предметом изучения логистики является управление или оптимизация всех видов потоков в процессе товародвижения. Существуют так называемые «Семь правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:

  1. Товар – нужный товар;
  2. Качество – необходимого качества;
  3. Количество – в необходимом количестве;
  4. Время – должен быть доставлен в нужное время;
  5. Место – в нужное место;
  6. Затраты – с минимальными затратами;
  7. Потребитель – должен быть доставлен конкретному потребителю.

Следуя семи основным правилам логистики, возрастает ее роль в современном периоде развития народного хозяйства. Это обусловлено прежде всего экономическими причинами. Рост объемов промышленного производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей требуют усиления внимания сокращению затрат в сфере рыночной деятельности.

В западных странах 93 % времени движения товара от первичного источника сырья до конечного потребителя приходится на его прохождение по различным каналам материально-технического обеспечения. Собственно производство товара занимает лишь 2 % суммарного времени, а транспортировка 5 %. В этих странах доля продукции товародвижения составляет более 20 % национального дохода. При этом в структуре таких расходов на издержки по содержанию сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции приходится 44 %, на складирование и диспетчирование – 16 %, магистральные и технологические перевозки —  соответственно 23 % и 9 %. Оставшиеся 8 % падают на расходы по обеспечению сбыта готовой продукции. Развитие логистики, в первую очередь, и обусловлено стремлением к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением. Вместе с тем, резкое возрастание интереса к логистике определяется следующими факторами:

  • переход от рынка продавца к рынку покупателей, когда потребности потребителей стали служить основой для разработки производственных программ и обусловили необходимость в организации всей системы товародвижения;
  • обеспечение конкурентных преимуществ предприятий, применяющих логистические принципы к организации производственной и сбытовой деятельности;
  • создание объективных возможностей для использования в системе логистики достижений технического прогресса в средствах связи и информатики;
  • разработка новых теорий и методов исследования операций, в частности, теории систем и теории компромиссов, послуживших основой для оптимизации процессов логистики.

Говоря о совершенствовании логистической деятельностиВыделяют три этапа совершенствования логистики.

Первый этап – 60-е годы – характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом, а также координацией их использования. На этом этапе транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат, по единому графику и по согласованной технологии.

Второй этап – середина 80-х годов. Ко взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства. Производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется интеграцией всех звеньев материалопроводящей сети. Концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепи снабжения, производства и распределения. Появляются современные коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить быстрое прохождение материальных и информационных потоков и осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Важно отметить актуальность логистики в современных условиях. В условиях перехода экономики России к рыночным отношениям значимость логистики неуклонно возрастает. Можно выделить следующие 5 факторов, определяющих актуальность логистики в период перехода к рынку.

  • Экономический фактор. В современных условиях на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя.
  • Организационно-экономический фактор. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения все большее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.
  • Информационный фактор. Рыночная экономика способствует развитию информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений, взаимообусловливают друг друга. Информатика наиболее тесно связывает рынок и логистику, поскольку ее предметом, средством и составляющей логистических процессов являются информационные потоки.
  • Технический фактор.Этот фактор проявляется в том, что логистика как система, ее субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления при ее автоматизации и компьютеризации.
  • Государственная поддержка процессов товародвижения. В современных условиях возникает задача регулирования процессов товародвижения не только на уровне предприятий, но и в масштабах регионов, а также в национальном масштабе.

Высокая актуальность внедрения логистики связана с интенсификацией и расширением в нашей стране товарно-денежных отношений, с увеличением хозяйственных связей между предприятиями, с развитием производственной инфраструктуры и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций. Развитие логистики оказывает существенное влияние на совершенствование системы рыночных отношений. В последующем изложении даются основные направления этого влияния.

Требования логистики к организации и управлению материальными потоками с момента изготовления продукции до ее производственного потребления способствуют развитию связей между поставщиками и потребителями продукции. В интересах улучшения собственных экономических показателей поставщик стремится и к обеспечению интересов партнер-потребитель, и к улучшению условий для развития договорных отношений по поставкам продукции.

Следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки и доставки продукции с наименьшими затратами. Методы логистики выступают надежным инструментом для повышения конкурентоспособности на товарных рынках.

Важнейшим условием реализации требований логистики является поиск резервов снижения затрат на заготовку, складирование, разгрузку, погрузку и отправку продукции. Сокращение затрат на транспортно-складские операции во многом определяет выигрыш в конкуренции и лидерство в системе рыночных отношений.

Развитие и внедрение механизма логистического управления постоянно связано с привлечением резервов финансовых и всех других видов ресурсов. От эффективности функционирования всех звеньев логистической системы и достигаемой при этом экономии ресурсов зависит в целом успех экономической реформы, развитие рыночных отношений.

Многообразие логистических операций и услуг позволяет значительно расширить возможности коммерческо-посреднических организаций по обслуживанию предприятий-поставщиков и потребителей продукции. Существовавшие ранее оптовые базы и организации преобразуются в посреднические организации комплексного обслуживания, которые оказывают предприятиям самые разнообразные логистические услуги.

1.2. Функциональные области и виды логистики, их взаимодействие с бизнес-процессами компании

Прежде чем определить ряд функциональных областей логистики, необходимо дать определение таким понятиям как: логистическая функция и логистическая система.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции или функции. Как правило, состоит из нескольких подсистем.

В связи с этим выделяют ряд функциональных областей логистики:

  1. Информационная логистика– это управление потоками информации, связанными со снабжением, производством, запасами, распределением и т.п.
  2. Закупочная логистикаэто управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.
  3. Логистика запасов– оптимизация запасов логистической системы.
  4. Финансовая логистика– оптимизация финансовых потоков.
  5. Кадровая логистика- оптимизация потоков трудовых ресурсов.
  6. Транспортная логистика– оптимизация, как транспортных процессов, так и процессов спряженных с транспортными.
  7. Производственная логистика– управление всеми потоками на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции.
  8. Складская логистика– разработка методов организации складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. Также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процесс преобразования материального потока в складском хозяйстве.
  9. Распределительная логистика- комплекс стратегических, организационных, финансовых и других мер, тесно связанных между собой в гибкую систему управления материальными, информационными, финансовыми и другими потоками в непроизводственный период.
  10. Глобальная (международная) логистика– управление логистическими процессами при заключении внешнеторговых сделок.
  11. Сервисная логистика– процесс предоставления логистических услуг внутренним и внешним потребителям. Отражает эффективность в отношении полезности времени нахождения каждого продукта.

Логистика занимается управлением материальными, информационными и иными потоками, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах.

Особое внимание со стороны промышленного и торгового менеджмента к концепции логистики обусловлено тем, что больше уделяется внимание к балансу и эффективности комплекса функций: снабжения, производства, распределения и реализации. Нарушение в одном из вышеперечисленных комплексных функций может расстроить работу всей производственно-хозяйственной системы.

Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с другими службами предприятия.

Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит именно с маркетингом.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг в сущности представляют собой части единого процесса — удовлетворения потребностей потребителей.

Маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно- хозяйственной деятельности, тесно интегрированные между собой. Предприниматели могут использовать для управления предприятием независимо друг от друга концепции маркетинга и логистики. В то же время наилучший результат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновременно.

Сущность маркетинга заключается в управлении производством, продвижением на рынок и выгодной реализации продукции, ориентированном на существующий спрос.

Одной из важнейших функций логистики является организация материально-технического обеспечения потребителей. Требования потребителей заключаются не только в удовлетворении потребности производства в сырье, материалах и изделиях высокого качества, но и в обеспечении точно в срок, по выгодным ценам на услуги логистического характера при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовлетворить мотивации потребителей, необходима активная маркетинговая деятельность.

Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе поставщика, отходят на второй план.

Современная концепция маркетинга выделяет четыре основные комплексные функции:

  1. Разработка и планирование ассортимента продукции;
  2. Управление информационными потоками;
  3. Организация товародвижения и продаж;
  4. Реклама и стимулирование сбыта.

Если проанализировать выполнение данных функций, то станет ясно, что они не могут быть в полной мере и эффективно реализованы без участия службы логистики.

В рамках первой комплексной функции маркетинг предопределяет предметную специализацию и ассортиментную структуру производства, что влияет на формирование и дальнейшее развитие логистической системы«. В свою очередь логистика может оказывать обратное влияние на маркетинг, корректируя управления потоковыми процессами номенклатуры выпускаемой продукции, внося корректировки в ассортиментную структуру, производственную программу, бюджет предприятия, а также в маркетинговую стратегию и тактику продуцента. Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида продукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотренные издержки по закупкам, доставке, хранению и предварительной переработке материально технических ресурсов, их дальнейшему использованию в производственном процессе, а затем в физическом распределении, подготовке и доставке продукции потребителям.

Кроме того, возникают потребности в совершенно новых ресурсах. Недостаточно обоснованное решение или изменение ассортимента при узкоцелевом маркетинговом подходе усложняет задачи, стоящие не только перед производством, но и перед логистикой, особенно в области управления запасами, заказами, транспортировкой и управлением информационными потоками в рамках системы информационного обеспечения. Все это негативно отражается на снижении совокупных издержек.

Например, принятие решения об изменении упаковочного материала, принятое под воздействием маркетинговых предпосылок, но не учитывающее логистических требований, может значительно усложнить продвижение товара на рынок из-за отсутствия необходимого оборудования позволяющего делать это качественно.

Вторая функция задает параметры логистической системе и маркетинговой стратегии. Организация эффективного управления информационными потоками, создание современной системы информационного обеспечения является важнейшим проявлением логистики. Кроме того, в результате исследований комплекса мотиваций потребителей значительную часть занимают условия доставки и связанные с этим вопросы.

Третья функция связанна с логистикой наиболее тесно. Если не налажено приемлемое транспортно — экспедиционное обслуживание потребителей и торговых посредников, то все маркетинговые исследования и дальнейшая работа маркетологов по продвижению на рынок товарной продукции, а также производственников по ее изготовлению может быть напрасной. Из-за некачественного выполнения договорных обязательств по поставкам, что может повлечь за собой разнообразные штрафные санкции.

Маркетинг помогает определить логистике рамки и параметры сервисного обслуживания, проследить структуру и динамику мотиваций и потребностей потребителей, спрогнозировать развитие конъюнктуры и спроса и т.д.

Соблюдение логистических принципов на этапе реализации готовой продукции повышает затраты на логистику и на выполнение третей маркетинговой функции. Однако они быстро окупаются, приносят хорошую прибыль, позволяют в целом значительно укрепить маркетинговые позиции предприятия на рынке и получить преимущества в конкурентной борьбе.

Четвертая функция также предполагает взаимодействие с логистикой. Еще более увеличивает стимулирующую роль логистики в маркетинге расширение комплекса логистических услуг. Нет лучшей рекламы для производителя, как имидж ответственного и надежного поставщика. Надежность партнера в бизнесе всегда ценится очень высоко.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.

С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на различных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением — также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельности службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

1.3. Особенности логистического менеджмента на рынке продовольственных товаров

Логистика и транспортировка пищевых продуктов – одна из самых ответственных сфер в деятельности транспортных компаний. Одной из основных ее особенностей является необходимость обеспечения требуемых условий хранения, особенно для скоропортящихся пищевых продуктов. Требуются рефрижераторы как в складских помещениях (стационарные), так и в транспорте (мобильные). Если на каком-либо из этапов происходит сбой условий хранения и их несоблюдение, это приводит к критическому сокращению сроков доставки и возможному срыву поставок и выполнения обязательств компании.

В данной статье мы рассмотрим некоторые особенности перевозки различных продуктов питания. Начнем с мяса и мясопродуктов, которые в общем объеме перевозок составляют до 10%. Чаще всего мясо и мясопродукты перевозят автомобильным или железнодорожным транспортом. Обязательное требование – перевозка в рефрижераторных вагонах или ледниках. Перевозки мяса и мясопродуктов – это сезонная загрузка, потому что скот забивается в основном осенью или зимой. Перевозки идут обычно в направлении из Центра России на Дальний Восток. Большая часть перевозок мяса и мясопродуктов осуществляется для замороженной продукции.

Для железнодорожных перевозок чаще всего используют пятивагонные рефрижераторные секции, которые оборудованы подвесками для туш. Использование отдельных вагонов не так выгодно, потому что в этом случае площадь хранения меньше при примерно одинаковых затратах на обеспечении работы холодильника. Если объемы перевозки не очень большие, то возможна перевозка в ящиках – для этого уже разделанные туши складывают в тару, предварительно упаковав в целлофан. Этот способ перевозки очень компактный, по сравнению с вагонами с подвесками.

Охлажденное мясо перевозят в холодильных камерах, в ящиках и целлофановых упаковках, что предохраняет от высушивания. Сроки перевозки охлажденного мяса – не более 3-4 дней, замороженного – до 20 дней. Составлять смешанный груз из охлажденного и замороженного мяса не разрешается, это приведет к порче груза обеих категорий.

Рыбу и рыбопродукты перевозят также в большей части в замороженном состоянии. По железнодорожным путям перевозится почти три четверти груза из регионов Дальнего востока, Черного и Каспийского морей. Учитывая то, что до погрузки в вагоны рыба уже какое-то время находилась в пути (морским транспортом), то перевозка по суше требует большего внимания и обеспечения более жесткого соблюдения условий заморозки. Рыбу перевозят в рефрижераторах и холодильниках, если она подвергнута процедуре сухой заморозки, при температуре не менее минус 18-20 градусов. Если рыба заморожена «мокрым» способом или естественным путем – температура в течение всего срока доставки не должна превышать минус 10 градусов. Рыбу в рассоле перевозят в таре, в бочках или уже расфасованную, при температуре от нуля до пяти градусов. Наибольшее количество внимания требует перевозка живой рыбы в специальных вагонах, которые обеспечивают непрерывную аэрацию воды при температуре около пяти градусов тепла.

Овощи и фрукты перевозят и автомобилями, и железнодорожным транспортом. Очень важным моментом для сохранения такого груза является способ упаковки – такой, чтобы при этом овощи и фрукты не соприкасались друг с другом. Это могут быть картонные коробки, целлюлозные и другие наполнители. Каждый отдельный ящик должен быть размещен в вагоне или кузове так, чтобы к нему был доступ воздуха, иначе может начаться гниение.

Молочные продукты требуют очень быстрой перевозки, для их транспортировки используются специальные цистерны.

Перевозка скоропортящихся продуктов в прямых смешанных сообщениях является наиболее экономичной и прогрессивной. На сегодняшний день существуют преимущественно железнодорожно-водные, автомобильно-водные и железнодорожно-автомобильные перевозки скоропортящихся грузов. При перевозках скоропортящихся грузов в прямом смешанном сообщении к документам обязательно прилагаются сертификаты или удостоверения качества. В этих документах кроме информации, описывающей состояние перевозимых грузов, указывают сроки возможной транспортировки с учетом условий перевозки на конкретных видах транспорта. При отсутствии таких документов или в случае невозможности доставить груз в срок, указанный в сертификатах, сторона, передающая груз к перевалке на другой вид транспорта, обязана вызвать представителя инспекции по качеству или эксперта и оформить передачу по вновь выданному сертификату или составленному акту экспертизы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Для обеспечения наиболее эффективного использования данной схемы транспортировки существует ряд правил работы транспортных средств и пунктов перевалки. Система таких стандартов называется едиными технологическими процессами работы различных видов транспорта при перевозке скоропортящихся грузов. В том случае, если через пункт перегрузки скоропортящиеся грузы проходят в большом количестве, такие правила разрабатываются индивидуально для каждого пункта перевалки грузов с одного вида транспорта на другой. Если же на пунктах перевалки скоропортящиеся грузы перерабатывают в небольшом количестве или только во время массовых сезонных перевозок, транспортировка скоропортящихся грузов в смешанном сообщении может осуществляться также посредством изотермических контейнеров. Некоторые виды изотермических вагонов могут быть оснащены специальными холодильно-отопительными устройствами, приводимыми в действие в зависимости от вида перевозимого груза. Так, отопительные установки применяются при транспортировке в зимний период яиц, бананов, ананасов и прочих грузов.

В контейнерах без холодильно-отопительных устройств воздействию внешних факторов на скоропортящийся груз препятствует тепловая изоляция. Такой контейнер используется в качестве термоса.

В Западной Европе и Японии широко используются изотермические контейнеры охлаждаемые навесными или встроенными; холодильно-отопительными агрегатами. Масса брутто таких контейнеров составляет от 5 до 30 т. Характерно, что высота и ширина всех контейнеров независимо от объема стандартизирована ISO и равны 2438 мм (8 футов). Крупнотоннажные контейнеры, предназначенные для перевозки пищевых продуктов, классифицируют по наличию источников холода, по типу применяемой системы охлаждения или отопления. В соответствии со стандартами ISO контейнеры проектируют для использования при наружных температурах от +45 до — 45°С. Система охлаждения (отопления) должна качественно функционировать при наружных температурах от +55 до -55°С.

Все изотермические контейнеры унифицированы согласно стандартам; их параметры соответствуют характеристикам крупнотоннажных контейнеров общего назначения.

Охлаждение крупнотоннажных контейнеров осуществляется посредством машинной холодильной установки (чаще фреоновой), установки с жидким азотом или сухим льдом.

Около 90% парка изотермических контейнеров имеет машинную систему охлаждения. Наличие столь большой доли контейнеров с данным видом охлаждения объясняется следующими преимуществами: универсальностью, автономностью и экономичностью. К недостаткам относятся сложность и низкая надежность холодильной установки. Самым ненадежным элементом системы является дизель-генератор, поэтому в некоторых контейнерах его не применяют, и в данном случае используется источник питания, установленный на транспортном средстве (судах, железнодорожных платформах, автотягачах), контейнерных пунктах и грузовых фронтах.

Преимущества холодильных установок с жидким азотом и сухим льдом заключаются в относительной простоте, возможности быстрого понижения температуры груза и воздуха, высокой надежности и обеспечении низкой естественной убыли груза.

Изотермические контейнеры перевозят на специализированном подвижном составе: железнодорожных платформах, автомобилях, судах-контейнеровозах. Погрузка-выгрузка контейнеров с транспортных средств также производится специализированными механизмами.

Для обеспечения документального оформления перевозок в рефрижераторных контейнерах разных типов разработана специальная техническая документация, учитывающая особенности транспортировки скоропортящихся грузов и организации контейнерных перевозок.

Анализируя причины не сохранности перевозок скоропортящихся грузов и порядок их оформления, то важно отметить, что факты хищения, утраты, порчи, повреждения, недостачи массы или числа мест – это случаи не сохранности грузов.

К хищениям относят случаи недостачи грузов, установленные по документам и выявленные при: проломах стен, пола, крыши вагона или контейнера, решеток карманов для льда у вагонов-ледников, решеток вентиляционных люков, люковых решеток крытых вагонов, повреждении и вскрытии тары грузовых мест, проломе ограждающих частей вагона, вскрытии замков или срыве пломб складских помещений, срыве пломб и закруток, следах повреждения и подделке пломб, наличие других обстоятельств, при которых установлен факт хищения.

К фактам недостачи мест относят случаи, при которых зафиксированы отклонения числа мест по сравнению с указанными в документах. К таким фактам относятся также случаи недостачи мест груза, погруженного средствами отправителя и прибывшего в неисправном вагоне, или за поврежденными пломбами, или за пломбами попутных станций, если расследованием установлено, что недостача не явилась результатом хищения груза.

Недостачи массы груза учитываются при установлении факта недостачи суммы грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом. К таким фактам относятся так же случаи возникновения недостачи массы при приеме к перевозке грузов счетом мест и тождественном числе мест, зафиксированном при выгрузке или выдаче груза.

К фактом утраты, порчи и повреждения груза относят случаи полного или частичного уничтожения, а так же полной или частичной порчи и повреждения груза, допущенные при неправильной или небрежной погрузке, выгрузке и сортировке средствами железной дороги; авариях, крушениях, пожарах, роспуске вагонов с горок и производстве маневров. Все случаи перечисленных не сохранностей оформляются коммерческими актами.

Убытки по несохранным перевозкам дифференцируют по причинам возникновения, анализируют на всех уровнях управления от станции до МПС. Результаты анализа позволяют разработать мероприятия по сокращению их величин.

Несохранные перевозки по видам несохранности с указанием родов грузов учитывают в службах контейнерных перевозок и коммерческой работы дорог по установленной форму КНО-1.

На сети дорог нашей страны порядок учета несохранности регламентирован. Так, утраты, недостача массы или мест и порча груза по актам, составленным в пути следования, учитываются ответственными дорогами по результатам выдачи.

Несохранность по причине утраты, порчи или повреждения грузов при пожарах, крушениях и авариях, возникших по вине железных дорог, учитываются дорогой, в пределах которой возник пожар, произошло крушение или авария.

Наиболее эффективны следующие мероприятия по сокращению убытков железных дорог по несохранным перевозкам скоропортящихся грузов:

— повышение качества технологической подготовки грузов и вагонов для перевозки и технологического контроля на станции погрузки;

— строгое соблюдение плана формирования поездов по скоропортящимся грузами и ответственного срока доставки;

— качественное обслуживание перевозок в пути следования: соблюдение температурно-вентиляционного режима, своевременная экипировка изотермических вагонов эксплуатационными материалами;

— совершенствование технологических операций по выгрузке и выдаче грузов грузополучателями;

— исключение случаев некачественного оформления документов на перевозку грузов.

Несохранные перевозки в зависимости от условий их возникновения могут оформляться коммерческим актом, актом общей формы, актом технического состояния вагона и другими, предусмотренными Правилами.

Коммерческий акт — важный юридический документ большой доказательной силы для определения ответственности за утраты, порчу и повреждении груза. К акту прилагают: вагонный лист, технический акт о неисправности вагона, сертификаты и качественные удостоверения, акт экспертизы и др. В акте экспертизы указывают причины несоответствия груза требованиям стандарта, что бы можно было решить, по чьей вине произошло ухудшение качества.

Случаи несохранности в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного подразделяют на три группы, каждой из которых соответствует размер убытка в рублях.

В случае отсутствия точных данных о сумме убытка какой-либо не сохранности её определяют ориентировочно по государственным ценам.


Страницы:   1   2   3