Меню Услуги

Оптимизация методов по развитию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через организацию труда по самообслуживанию. Часть 2.

Страницы:   1   2


Глава 2 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Изучение уровня сформированности культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

 

В рамках воспитательно – образовательного процесса необходимо проводить ежедневную работу по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. За их выполнение они несут ответственность перед воспитателем и сверстниками. Продолжительное выполнение одного и того же задания по самообслуживанию обеспечивает усвоение способа, быстроту и качество его реализации. Лишь после этого круг обязанностей по самообслуживанию расширяется, детям предъявляются более высокие требования.

Практическая часть выявления уровня сформированности навыков самообслуживания проводилась на базе ГБОУ ООШ № 6 С.П. «Детский сад «Бабочка» г. Новокуйбышевска. В диагностике приняли участие 15 детей второй младшей группы «Гвоздичка» в возрасте 3-4 лет.

Изучение сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с помощью методических рекомендаций Ю.В. Карповой «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3 – 7 лет» и в соответствии с требованиями примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цель диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.

Метод диагностики: наблюдение.

Условия проведения диагностики: наблюдение проводится в групповой, в раздевалке, в умывальной комнатах.

В соответствии с. п. №.2.1 ФГОС «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач. [14,стр 3]

Ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. В ходе исследования были определены задачи:

— определить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы (см. Приложение 1 «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3 – 7 лет Ю.В. Карповой).

— определить эффективность проделанной работы.

Первичная диагностика осуществлялась ежедневно в течение недели. В качестве основного метода исследования на этапе первичной и вторичной диагностик использовался метод наблюдения, вспомогательные метод – беседа (с воспитателем, детьми, родителями). Наблюдение осуществлялось за детьми в режимные моменты утром и вечером.

Дети диагностировались по следующим показателям:

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

— Мыть лицо, руки;

— Закатать рукава;

— Брать мыло, намыливать до появления пены и смывать мыло;

— Сухо вытирать руки, аккуратно вешать полотенце в свою ячейку;

— Пользоваться расческой;

— Пользоваться носовым платком.

Навыки опрятной еды включают умение:

— Правильное пользование столовой ложкой, салфеткой;

— Не крошить хлеб;

— Пережевывать пищу с закрытым ртом;

— Не разговаривать с полным ртом;

— Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

— Благодарить.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

— Расстегнуть пуговицы, замок;

— Снять платье (рубашку, шорты);

— Аккуратно повесить;

— Снять обувь;

— Надеть в обратной последовательности.

Каждое, выполненное задание оценивалось от 0 до 3 баллов. Для оценивания были разработаны следующие критерии:

правильно выполненное действие ребенок получал — «3» балла;

действие выполненное с небольшими неточностями –«2» балла;

действие выполняется только с помощью взрослого – «1» балл;

не умеет выполнять действие – «0» баллов.

Исходя из максимального количества возможно набранных баллов были определены уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста:

Высокий уровень (41 – 51 балл): ребёнок самостоятельно моет лицо и руки, предварительно закатав рукава одежды; намыливает руки до появления пены и тщательно её смывает под струёй воды; аккуратно вытирает руки полотенцем и самостоятельно вешает его в свою ячейку; при необходимости использует носовой платок; в процессе еды использует по назначению салфетку, столовую ложку; не крошит хлеб; пищу принимает молча с закрытым ртом, тщательно её пережёвывая; по окончании еды тихо выходит из-за стола, благодарит персонал; в процессе раздевания ребёнок самостоятельно расстегивает пуговицы (замок), снимает и вешает одежду на стул; самостоятельно снимает обувь; в обратной последовательности самостоятельно одевается.

Средний уровень (28 – 40 баллов): ребёнок моет лицо и руки с незначительной помощью воспитателя, не всегда помнит, что предварительно нужно закатать рукава одежды; частично намыливает руки до появления пены, смывает пену под струёй воды; вытирает руки полотенцем не полностью, вешает полотенце в свою ячейку чаще всего с подсказки воспитателя; использует носовой платок по рекомендации воспитателя; в процессе еды самостоятельно салфетку не использует, столовую ложку не путает; не крошит хлеб; в процессе еды может разговаривать; ест с закрытым ртом, но тщательно пищу не пережёвывает; по окончании еды тихо выходит из-за стола, благодарит персонал в случае напоминания; в процессе раздевания ребёнок испытывает некоторые затруднения при расстегивании пуговиц (замка), снимает и вешает одежду на стул хаотично; самостоятельно снимает обувь; в обратной последовательности одевается с некоторой помощью воспитателя.

Низкий уровень (0 – 27 баллов): ребёнок моет лицо и руки при существенной помощи воспитателя, не умеет закатывать рукава одежды; намыливает руки только с одной стороны, смывает пену частично; не умеет пользоваться полотенцем, вешает его в свою ячейку после замечания воспитателя; не использует носовой платок; в процессе еды не пользуется салфеткой; может путать чайную и столовую ложку; ест не опрятно, крошит хлеб; пищу принимает с открытым ртом, разговаривает, не старается тщательно её пережёвывать; по окончании еды шумно выходит из-за стола, не благодарит персонал; в процессе раздевания ребёнок расстегивает пуговицы (замок), снимает и вешает одежду на стул, снимает обувь только с помощью воспитателя; нарушает последовательность процесса одевания.

Результаты первичной диагностики уровня сформированности навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста представлены таблице 1.

Таблица №1 «Первичная диагностика уровня сформированности навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Фамилия ребенка Навыки Общий бал Уровень
Мытья рук Личная гигиена Опрятная еда Снимание одежды Надевание одежды
Алиса А. 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 2 2 2 3 2 2 2 33 сред
Ксюша В. 1 1 1 1 2 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 низ
Данил Д. 1 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 1 2 2 1 1 2 1 2 2 33 сред
Дамир К. 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 28 сред
Илья Д. 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 2 29 сред
Дима К. 3 2 1 2 3 3 2 1 2 2 2 2 2 2 3 2 3 3 2 2 44 выс
Маша Н. 2 2 1 1 2 3 2 2 2 1 2 1 2 2 2 3 2 2 2 2 34 сред
Даша Н. 3 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 1 2 1 2 3 3 2 2 1 41 выс
Макар К. 1 2 2 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 низ
Софья Ч. 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 28 сред
Соня П. 3 3 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 1 40 сред
Соня С. 1 1 2 1 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 низ
Федя О. 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 низ
Коля Ш. 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 низ
Паша С. 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 3 2 2 1 1 1 2 1 1 1 37 сред

 

Результаты диагностики показывают, что детей с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков в группе 2 человека (23 %).

На среднем уровне находится 8 детей (46 %).

На низком уровне находятся 5 детей (31 %).

Наибольшие трудности дети испытывают в процессе надевания и снимания одежды. Большинство детей не умеет завязывать шнурки, путают последовательность снимания и одевания одежды, не умеют аккуратно складывать одежду на стул и в шкафчики. Процесс выворачивания одежды на лицевую сторону осуществляется только по указанию воспитателя. При надевании обуви очень часто дети путают левую и правую ногу.

Навыки опрятной еды сформированы чуть лучше. Больше половины детей правильно используют ложку, салфетку. Дети стараются тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом. Некоторые дети во время принятия пищи разговаривают за столом

Навыки самостоятельности сформированы у детей частично. Практически все дети умеют использовать мыло, мыть лицо и руки. Чаще всего перед мытьём рук дети забывают закатывать рукава. Ошибки исправляют с подсказки воспитателя. И самый проблемный момент – это использования расчёски. Несмотря на то, что в раздевалке у каждого ребёнка в шкафчике есть расчёска, многие дети просто игнорируют этот предмет и не обращают на свой внешний вид никакого внимания.

Таким образом, результаты первичной диагностики свидетельствуют о необходимости продолжения работы по формированию самостоятельности у детей данной группы.

По окончании работы в рамках реализации перспективного плана проведена вторичная диагностика. Цель вторичной диагностики: показать эффективность влияния дидактических игр на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Основные методы исследования на данном этапе: наблюдение, беседа, качественный и количественный анализы результатов исследования, методы наглядного представления результатов исследования. Результаты вторичной диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.

Таблица № 2 «Вторичная диагностика уровня сформированности навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Фамилия ребенка Навыки Общий бал Уровень
Мытья рук Личная гигиена Опрятная еда Снимание одежды Надевание одежды
Алиса А. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2 2 3 2 3 3 44 Выс.
Ксюша В. 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 31 Сред.
Данил Д. 2 2 2 3 3 2 2 2 2 3 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 37 Сред.
Дамир К. 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 1 2 2 1 34 Сред.
Илья Д. 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 37 Сред.
Дима К. 3 2 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 3 3 2 2 46 Выс.
Маша Н. 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 1 2 2 2 3 3 2 3 2 43 Выс.
Даша Н. 3 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 2 2 2 56 Выс.
Макар К. 2 2 2 1 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3 3 2 1 3 1 38 Сред.
Софья Ч. 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 28 Сред.
Соня П. 3 3 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 49 Выс.
Соня С. 1 1 2 1 2 2 1 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 34 Сред.
Федя О. 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 2 30 Сред.
Коля Ш. 1 1 1 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 1 33 Сред.
Паша С. 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 3 2 2 3 2 3 2 3 3 3 48 Выс.

 

При вторичной диагностики мы видим что уровень сформированности культурно – гигиенических качеств к концу года увеличился: высокий уровень составляет 6 человек (44%);

средний уровень – 9 человек (56%);

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

низкий уровень сформиравонности культурно – гигиенических навыков отсутствует.

В результате проведенной работы я заметила, что дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, понимали значение слова «самостоятельность», свободно оперировали этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей.

Анализируя условия, созданные в группе для формирования у детей навыков самообслуживания следует отметить следующее. Все требования САНПина соблюдены, т. е. мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, степени освещенности соответствует требованиям, но в группе недостаточно дидактических игр, которые способствовали бы наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков, воспитатели в своей работе редко используют художественное слово.

Для привития самостоятельности педагоги данной группы применяют показ, пример, объяснение. Реже используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

В рамках воспитательно – образовательного процесса необходимо проводить ежедневную работу по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. За их выполнение они несут ответственность перед воспитателем и сверстниками. Продолжительное выполнение одного и того же задания по самообслуживанию обеспечивает усвоение способа, быстроту и качество его реализации. Лишь после этого круг обязанностей по самообслуживанию расширяется, детям предъявляются более высокие требования.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

 

2.2. Организация работы по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

 

Календарно — тематический план реализовывался на протяжении всей практики, в период с марта по май, в первую и вторую половину дня. Работа осуществлялась в утренние и вечерние отрезки времени как индивидуально, так и по подгруппам. Главное условие – регулярность работы, а также непрерывность воспитательного процесса. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

Все игры были разделены по группам:

  • на формирование навыков личной гигиены;
  • на формирование навыков опрятной еды;
  • на формирование навыков снимания и надевания одежды в определённом порядке;
  • на формирование навыков мытья рук.

Каждые две недели целенаправленно организовывались игры одной группы, а в свободное время по желанию детей и с учётом сформированности навыков организовывались игры предыдущих недель. Первые две недели были посвящены играм по формированию навыков личной гигиены: “Что нужно кукле”, “Чистоплотные дети”, «Почистим зубки», «Что ты можешь о них сказать», «Делаем причёску», «Кукла Таня простудилась», «Фонтанчики». Так же эти игры способствовали закреплению знаний детей о предметах гигиены и их назначении. Для более успешного формирования и закрепления навыков личной гигиены проводились игры, сочетающие в себе словесный и наглядный методы. Показ любого игрового действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь наберём в рот водичку и выпустим фонтанчик»). Это помогало детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом. Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям.

Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, при проведении игры «Почистим зубки» воспитатель, проговаривала «Сейчас я посмотрю, как дети правильно почистят зубки. Наверное, все это сверху вниз». Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали, как нужно правильно выполнить это указание. Мы старались добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, в правильной последовательности.

Следующие две недели были посвящены играм на формирование навыков опрятной еды за столом: “Угостим кукол чаем”, «Накормим куклу Катю обедом», «Принимайся за обед», «Как мы кормили Хрюшу и Степашку», «Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе». В играх дети знакомились с назначением посуды, обучались выполнению предметно-игровых действий (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки, кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, поить куклу компотом).

Дидактические игры с куклой вызывали особый интерес у детей. Эти игры помогали активизировать даже самых застенчивых и малоактивных детей, способствовали проявлению детского творчества. При коллективном проведении игры дети имели возможность помогать друг другу. Сервируя стол для чаепития кукол Даша, Ксюша помогали Дамиру, Макару. Оказывая непосредственную помощь своим сверстникам, девочки сами стремились к правильному качественному выполнению игровых действий и операций.

Для обогащения содержания дидактических игр использовались интересные для детей литературные сюжеты и знакомые персонажи: “Федорино горе”, Хрюша, Степашка. Игры были организованы в виде маленьких сценок. Между детьми распределяли роли, которые носили обучающий характер. Дети с большим удовольствием включались в данную игру. Ребята старались не только правильно выполнить игровые действия, но и давали пояснения, почему так надо поступить. Вместе с механическим навыком шло словесное усвоение и закрепление названия основных операций и предметов столового обихода. Интерес, внимание детей к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы давали дополнительные возможности педагогу быстро научить детей определенной последовательности операций, из которых складывалось каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно.

Об активном освоении навыков культуры поведения за столом (не разговаривать, не крошить хлеб, пользоваться салфеткой) свидетельствовало появление жалоб-заявлений от детей, адресованных воспитателю. Так, Даша, заметив нарушение правил другими детьми во время обеда, сообщила об этом взрослым. Таким образом, она стремилась убедиться, что сама правильно понимает правила поведения и получить поддержку со стороны воспитателя. К таким жалобам мы старались относиться максимально внимательно, подтверждая, что девочка правильно понимает общественное требование. При необходимости воспитатель подсказывал, как нужно поступить, если дети заметили нарушение.

В первую и вторую неделю апреля проводились дидактические игры, связанные с развитием навыков в снимании и одевании одежды: “Научим куклу одеваться, раздеваться”, «Кукла идёт на прогулку», «Найди пару», «Поможем кукле Тане сложить вещи на место», «Одежда, обувь, головные уборы». Дети закрепляли навыки в последовательном одевании и снимании одежды, застегивании пуговиц и застежек, завязывании шнурков, подборе одежды соответственно погодным условиям и одевания её в нужной последовательности.

В начале игр с детьми проводились беседы, которые способствовали правильному выполнению игровых действий. Отработка навыков проходила по принципу усложнения. Сначала воспитатель демонстрировал действия на кукле, затем привлекал ребёнка и процесс осуществлялся совместно. Следующим этапом было – самостоятельно одеть куклу, не нарушая последовательности. И в качестве закрепления навыка ребёнку предлагалось одеть себя или своего сверстника.

Стоит отметить тот факт, что в процессе нашей работы дети стали чаще обращать внимание на свой внешний вид. Так, девочки: Соня, Даша, Маша начали приглядываться к себе, сравнивать, насколько они аккуратно одеты на прогулку или после дневного сна. Мы ненавязчиво обращал внимание мальчиков на изменения в их внешнем виде. Смотря в зеркало, малыши не только открывали себя, но и оценивали свой внешний вид, соотнося его с представлением об эталоне. Данил, Ева старались устранить неряшливость и ошибки в своей одежде и внешности: поправляли носочки, застёгивали пуговицы, стряхивали с одежды мусор. Можно говорить о том, что у детей, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Дети постепенно переходят к контролю за своим внешним видом.

Для формирования навыков мытья рук и личной гигиены были организованы игры: «Сделаем лодочки», «Водичка – водичка», «Мыльные перчатки», «Как Мойдодыр подарил Ване мыло», «Вымой руки», «Умывалочка». В процессе игр закреплялся навык детей последовательно выполнять действия при мытье рук, намыливать руки с внешней и внутренней стороны, самостоятельно умывать лицо.

Для игр были специально подобраны наборы материалов по гигиеническому воспитанию: разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе игр педагог сообщал детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формировал у детей представление о пользе чистых рук. В работе широко использовался прием поощрения, но мы старались этим не злоупотреблять. Главное было сделать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка. В некоторых случаях приходилось использовать порицание, но делали это в косвенной форме, не называя имен детей.

Включение в игру сказочного персонажа Мойдодыра способствовало тому, что дети могли давать моральную оценку действиям героев сказки. Несомненно, что сначала она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой. Но постепенно дети формулировали пояснения: плохой, потому что грязный, немытый, его все боятся, с ним не хотят дружить, от них все убегают. Работа способствовала тому, что у детей начинали складываться моральные понятия «хорошо», «плохо».

Организованная работа по формированию культурно-гигиенических навыков на наш взгляд оказала влияние на развитие нравственных чувств дошкольников. Дети испытывали удовольствие от того, что они сначала выполняли действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно. Но еще большее удовольствие дети испытывали от правильно выполненных действий, что подтверждалось соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу являлось стимулом, побуждающим малышей к правильному выполнению действий: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!».

Таким образом, использование дидактических игр в воспитательно -образовательном процессе в сочетании с разнообразными формами работы, смогло повысить уровень сформироавнности самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Вся проделанная работа была бы не эффективна без сотрудничества ДОО и семьи.

Для этого в своей группе я провела работу с родителями:

— подготовила ряд рекомендаций для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» (смотреть Приложение № 2 «Рекомендации для родителей);

— организовала показ режимных моментов;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— в индивидуальной форме провела беседы с родителями;

— организовала дискуссию на тему «Умеет ли мой ребенок одеваться»;

— провела родительское собрание на тему «Самообслуживание детей младшего возраста» (смотреть Приложение № 3 «Родительское собрание «Самообслуживание детей младшего возраста»), на котором родители получили необходимые знания по формированию навыков самообслуживания у детей, получили ответы на интересующие их вопросы, побеседовали со специалистами (психолог, инструктором по физ. воспитанию, медсестрой).

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Результат исследования показал, что проводимые мероприятия дали положительный результат и в группе стало меньше детей с несформированными навыками самообслуживания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов позволили сделать вывод о том, что к первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести задачу по формированию навыков самообслуживания. Навыки самообслуживания очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Для формирования навыков самообслуживания наиболее подходящая форма – это дидактическая игра. Включая дидактические игры в педагогический процесс, необходимо отбирать те, которые доступны детям. Дидактическая игра направлена на развитие памяти, мышления, творческого воображения, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, простор для проявления самостоятельности. Дидактическая игра хороша еще и тем, что ребенок сразу видит конечный результат.

Игра помогает привлечь внимание детей к последовательности действий, способствует поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Игры помогают малышу не только осознать необходимость, но и почувствовать желание самостоятельно умыться, одеться и т.д. игры вырабатывают позитивное отношение к соблюдению правил личной гигиены и самообслуживанию. Новые знания, умения и навыки, полученные и сформированные в игре, повышают самооценку ребенка.

Полученные выводы послужили основанием для проведения практического исследования по проблеме формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Тщательный отбор содержания дидактических игр позволил составить и апробировать перспективный план по данному направлению. Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностик подтвердили правильность выбранных форм и методов работы с данными детьми.

Результаты практической части исследования, проведённого на базе дошкольного образовательного учреждения, показали наличие положительной динамики в изменении уровней сформированности самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

В нашей группе проведена большая работа по формированию у детей самостоятельности в самообслуживании. В результате этой работы у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию: малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстёгивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, аккуратно вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем. В результате этого мы стали больше времени уделять на организацию разнообразной образовательной деятельности: двигательной, игровой, речевой, музыкальной, экспериментирование. На наш взгляд, мы смогли сделать жизнь детей в детском саду более интересной.

Углубленно занимаясь проблемой формирования самостоятельности у детей младшего возраста, необходимо продолжить эту работу с детьми на следующем возрастном этапе.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

Своевременное освоение процессов самообслуживания даёт ребёнку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к чистоте, опрятности и аккуратности. В период формирования навыков самообслуживания нужно помнить, что умения и навыки у ребёнка формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении

Нами было замечено следующее:

— дети, свободные от опеки взрослых, становятся более самостоятельными и уверенными в своих силах. Обслуживая себя, они начинают понимать цену заботам взрослых и постепенно проявляют заботу о своих близких;

— труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие;

— постоянство и единство требований со стороны детского сада и семьи к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.

Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

Анализ результатов по итогам первичной и вторичной диагностики свидетельствует об эффективности использования дидактических игр в процессе формирования культурно-гигиенических навыков.

В процессе работы отмечены положительные изменения: дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой стул после приёма пищи, благодарить друг друга и взрослых. Малыши стали больше проявлять инициативы и самостоятельности в действиях по самообслуживанию. Можно отметить общую тенденцию ребят к желанию поддерживать чистоту и порядок.

Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования реализованы, цель достигнута.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Акимова Г. Е., Федорова Е. В., Яковлева В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб., 2002.
  2. Андреева Т. В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004.
  3. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность.// Дошкольное воспитание. – 2009. — №9 — с. 52-58.
  4. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома. // Детский сад от А до Я. – 2008. — №1 – с. 148-158.
  5. Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст. //Дошкольное воспитание. – 2010. — № 8 — с. 36-45.
  6. Блонский П.П. Дошкольный возраст.//Блонский П.П.. Педология. – М., 2000.-с.89-119.
  7. Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. – 2008. — №1 – с. 124-132.
  8. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12 – с. 28-33.
  9. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2001.
  10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Детская психология. – М.: 2008.
  11. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». — 2010. — № 37.
  12. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы 4–е издание, переработанное: Питер; СПб., 2009.
  13. Горшенина В. В, Самошкина И.В, Черкасова Н.П.Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. / Волгоград: Панорама. 2007.
  14. Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок. //Дошкольное воспитание. — 1988. — №11 — с.60-64.
  15. Детская практическая психология: Учебник./ Под редакцией Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.
  16. Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. — М.: « Просвещение», 1988.
  17. Дошкольная педагогика. /Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. – М.: «Просвещение», 1998 г.
  18. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой- М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2000.
  19. Дуброва В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации. – М.: «Просвещение», 1999.
  20. Жарова Л. В. Учить самостоятельности. – М.: «Просвещение», 1993.
  21. Зеньковский В. В. Психология детства. — М.: Школа- Пресс, 2001.
  22. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. – М., 1991.
  23. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. Санкт-Петербург. Издательство «Речь», 2002.
  24. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности. /Каплан Л.И. Посеешь привычку — пожнёшь характер. — М., 1980.
  25. Карпова Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3 – 7 лет: методическое пособие/ Ю.В. Карпова. – М.: Вентана – Граф,2015. – 440 с.
  26. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль. «Академия развития», 2001.
  27. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений – 4-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  28. Кон И. С. Психология самостоятельности. // Педагогика здоровья. – М., 1992.
  29. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  30. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
  31. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1971.
  32. Малик О. А. Условия развития самостоятельности детей на занятиях аппликацией. // Детский сад от А до Я. – 2008. — №1 – с. 142 – 147.
  33. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. — М., 1999.
  34. Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности. // Детский сад от А до Я. – 2008. — №1 – с. 17-23.
  35. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  36. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  37. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик. Изд. Центр «Эльфа», 1996.
  38. Платохина Н. А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края. // Детский сад от А до Я. – 2008. — №1 – с. 108-115.
  39. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Под ред. Райгородского Д.Я. — Самара: Бахрах, 2001.
  40. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. М.: Просвещение, 2003.
  41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / В 2-х т. — Т.1. — М.: Педагогика, 1989.
  42. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей. / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1999.
  43. Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
  44. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. – М.: Дрофа, 2006.
  45. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Структура и динамика отношения в онтогенезе ребенка. // Вопросы психологии – 2007. № 2. – с. 28.
  46. Соколов В. С. Ступеньки в большой мир.// Дошкольное воспитание – 2008. — № 9. – с. 122.
  47. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2006.
  48. Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991. -№7 — С.67.
  49. Толковый словарь русского языка. / Под редакцией Дмитриева Д. В. – М.: Астрель, 2003.
  50. Трубайчук Л. В. Социальная компетентность дошкольника. // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации социального развития детей дошкольного возраста: Материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. С. 300-307.
  51. Целуйко В. М. Психология современной семьи. М., 2004.
  52. Чехонина О. И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада. // Детский сад от А до Я. – 2008. — № 1 – с. 101- 107.
  53. Шапарь Б. В., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002.
  54. Шептихина Г. В. Семейные взаимоотношения как условие развития активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. – 2008. — №1 – с. 32-39.
  55. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. //Дошкольное воспитание. — 2002. — №8 — с.28-29.

Страницы:   1   2