Меню Услуги

Оптимизация прибыли предприятия путем снижения себестоимости транспортной продукции ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» Часть 4.


Страницы:   1   2   3   4   5   6

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2.3.4 Анализ косвенных расходов

К косвенным относятся общехозяйственные расходы, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются между ними косвенно. К ним относятся затраты на содержание производственных зданий (отопление, освещение, амортизацию), заработную плату вспомогательных рабочих и административно-управленческого персонала. Эти расходы автотранспортная организация в значительной степени обусловлены назначением, мощностью и технической оснащенностью предприятия. Общехозяйственные расходы планируются на год согласно смете и при расчете себестоимости перевозок относятся на 1 автомобиле-день или 1 автомобиле-ч работы.

В себестоимости продукции (работ, услуг) расходы на обслуживание и управление занимают значительный удельный вес. Эти расходы еще называются комплексными, так как они состоят из нескольких экономических элементов. Выделяют несколько групп комплексных расходов:

  • расходы, связанные с работой оборудования и освоением техники. Они входят в состав цеховых расходов либо отражаются отдельно (расходы по обслуживанию и эксплуатации оборудования);
  • цеховые расходы (общепроизводственные);
  • общехозяйственные расходы;
  • внепроизводственные расходы.

Основными задачами анализа комплексных расходов являются:

  • контроль за исполнением сметы расходов;
  • выявление причин отклонения от сметы;
  • определение путей снижения расходов.

На отклонение сметы комплексных расходов оказывают влияние:

  1. нарушение сметы расходов;
  2. изменение объема и структуры производства продукции (работ, услуг).

В каждую статью комплексных расходов включаются затраты различного экономического характера и назначения. Они в учете детализируются на более дробные позиции, объединяющие расходы одинакового целевого назначения. Поэтому отклонение от сметы расходов определяются не по статье в целом, а по отдельным входящим в нее позициям. Затем подсчитываются раздельно суммы превышение плана по одним позициям и экономии по другим. Оценивая полученные изменения необходимо учитывать зависимость отдельных расходов от плана по объему производства и численности работников, а также от других условий производства.

По признаку зависимости от объема производства расходы делятся на не зависящие от степени выполнения плана —  условно-постоянные  и зависящие — переменные. Переменные расходы также можно подразделить на условно-пропорциональные, которые при перевыполнении плана по объему продукции возрастают почти в полном соответствии с процентом выполнения этого плана, и дигрессивные, рост которых в той или иной мере отстает от сверхпланового роста объема производства.

Согласно исследованиям, при незначительных отклонениях объема производства от плана (в пределах ±5%) цеховые и общезаводские расходы остаются неизменными.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования возрастают при перевыполнении плана по объему производства, но не пропорционально, а дигрессивно, причем темп их роста зависит от факторов, обусловивших сверхплановый рост производства. Из отдельных слагаемых этих расходов почти пропорционально выполнению плана по объему продукции растет или снижается статья «Износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений». В то же время, расходы по статье «Амортизация оборудования и транспортных средств» остаются неизменными.

Переменными являются также статьи «Прочие производственные расходы» и «Внепроизводственные (коммерческие) расходы».

Из-за отсутствия определенных коэффициентов, определяющих допустимое увеличение переменной части комплексных расходов при сверхплановом росте объема продукции, на практике при анализе комплексных статей себестоимости переменные расходы пересчитывают на процент выполнения плана по выпуску продукции, а условно-постоянные расходы ограничивают пределами сметы. Однако ни по одной статье комплексных расходов отклонения не должны возрастать пропорционально изменению объема производства: во всех случаях должна быть достигнута относительная экономия.

По возможностям воздействия самого предприятия, отклонения — как перерасход, так и экономия — подразделяются на зависящие и независящие от него. По характеру причин, вызвавших отклонения, различаются: экономия, являющаяся и не являющаяся заслугой предприятия; перерасход, неоправданный и оправданный, который не считается виной предприятия.

Анализ начинают с изучения исполнения сметы, т.е. определяют отклонение по каждой статье расхода и общую сумму отклонений (табл.9).

С этой целью рассматривают плановые и фактические суммы по каждой статье расхода, выявляют снижение или перерасход. Не по всякой статье уменьшение (увеличение) фактических расходов представляет собой реальную экономию.

Доля комплексных статей себестоимости в структуре себестоимости услуг автотранспортной организации составляет 28%. (см. рис.6)

Рис. 6 Доля комплексных статей затрат в структуре себестоимости

В таблице ниже представлен состав комплексных затрат автотранспортной организации.

Наименование Сумма, руб. Доля,%
Затраты на водоснабжение 70 650 0,12 28,31
Затраты на электроэнергию 1 062 835 1,79
Расходы на переподготовку кадров 88 558 0,15
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизация) 5 870 111 9,87
Налоги 8 943 091 15,04
ФСС (платежи в Фонд социального страхования на предотвращение травматизма и профзаболеваний) 123 983 0,21
Общехозяйственные расходы (Страхование) 302 959 0,51
Прочие расходы 79 778 0,13
Внепроизводственные (коммерческие) расходы 296 455 0,50
Другие статьи затрат 42 629 979 71,69

Таблица 11

Анализ отклонений по каждой статье расхода и общей суммы отклонений

№ п/п Статьи затрат Фактически оказанные услуги, тыс. руб. Отклонения от плана (+,-)
 по плановой себестоимости  по фактической себестоимости руб. в процентах
к плановой статье ко всей плановой себестоимости
1 Затраты на водоснабжение 71 286 70 650 -636 -0,89% 0,00%
2 Затраты на электроэнергию 1 072 400 1 062 835 -9 566 -0,89% -0,02%
3 Расходы на переподготовку кадров 85 901 88 558 2 657 3,09% 0,00%
4 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизация) 5 870 111 5 870 111 0 0,00% 0,00%
5 Налоги 3 555 086 3 629 491 74 405 2,09% 0,12%
6 ФСС (платежи в Фонд социального страхования на предотвращение травматизма и профзаболеваний) 121 752 123 983 2 232 1,83% 0,00%
7 Общехозяйственные расходы (Страхование) 307 503 302 959 -4 544 -1,48% -0,01%
8 Прочие расходы 83 767 79 778 -3 988 -4,76% -0,01%
9 Внепроизводственные (коммерческие) расходы 287 561 296 455 8 894 3,09% 0,01%
10 Итого: 11 455 368 11 524 820 69 453 0,61% 0,12%
11 Полная себестоимость 59 721 871 59 468 399

Данные таблицы показывают, что фактические расходы незначительно отличаются от запланированных, отклонение (увеличение) составило 0,60%, что в денежном выражении составило 69 453 руб.

Значительнее всего (3,09%) увеличились «Расходы на переподготовку кадров» и «Внепроизводственные (коммерческие) расходы», при этом денежное увеличение данных статей расходов является незначительным и составляет, соответственно 2 657 и 8 894 руб.

Следует отметить, что увеличение статьи затрат «Расходы на переподготовку кадров» является положительным, т.к. предприятие стремится к тому, чтобы повышать квалификацию работающего персонала.

Статья затрат «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и амортизация» осталось неизменной, т.к. за отчетный период имущество предприятия (подвижной состав, здания и сооружения и т.д.) не изменились. Сумма амортизации зависит от количества машин и оборудования, их структуры, нормы амортизации и стоимости. Стоимость может измениться вследствие переоценки и приобретения более дорогостоящих машин, продажи или покупки оборудования.

Снижение таких статей расходов как «Затраты на водоснабжение» и «Затраты на электроэнергию», также имеет положительную динамику. Снижение данных расходов говорит о более рациональном и экономичном использовании ресурсов.

ГЛАВА III: АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей»

3.1 Виды экономических потерь автотранспортной организации.

Операционные риски – это риски, связанные с недостатками в системах и процедурах управления, поддержки и контроля.

Операционные риски можно определить как риски прямых или косвенных потерь, вызванных ошибками или несовершенством процессов, систем в организации, ошибками или недостаточной квалификацией персонала организации или неблагоприятными внешними событиями нефинансовой природы, в результате которых может быть причинен материальный ущерб, который подразумевает либо увеличение затрат либо сокращение прибыли предприятия.

Проведенный анализ себестоимости услуг автотранспортного предприятия показал, что основная доля расходов приходится на материальные затраты, доля которых в составе себестоимости автотранспортной организации составляет  в среднем 42% от общей суммы затрат предприятия.

Тема потери топлива достаточно злободневная и с каждым днем все более актуальная, особенно при учете стоимости топлива и  размере этой статьи затрат в общем бюджете затрат на эксплуатацию автотранспорта.

Существует множество причин потери топлива на автотранспорте:

  1. операционные риски в системе управления автотранспортом;
  2. отсутствие или неэффективность систем GPS контроля;
  3. кражи топлива (бензобак, талоны, топливные карточки);
  4. применение технологий увеличения показаний спидометра;
  5. техническое состояние автомобиля;
  6. условия эксплуатации автомобиля;
  7. пониженное давление в шинах;
  8. увеличение пробега автомобилей, в результате «левых» или не правильно составленных маршрутов;

Последствия перерасхода топлива для предприятий:

  • несоответствие расхода топлива «план-факт»;
  • потеря прибыли предприятия на перерасход топлива;
  • повышение затрат на единицу товара или услуги;
  • снижение конкурентоспособности товара или услуги;
  • снижение репутации компании и потеря общей прибыли.

Существуют также и другие финансовые потери, которые несет предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности, которые также приводят к увеличению затрат, а как следствие и к увеличению себестоимости услуг и снижению доходов и прибыли предприятия.

На рисунке ниже представлена взаимосвязь факторов экономических потерь и роста издержек предприятия.

Рис. 7 Факторы экономических потерь, способствующие увеличению затрат и снижение прибыли предприятия.

Наиболее весомыми факторами являются:

  1. Потеря клиентов компании, так как в данном случае предприятие теряет ряд клиентов, которые в перспективе могли бы приносить предприятию стабильный доход. Здесь возникает такое понятие как упущенная выгода – это неполученные доходы, которые организация получила бы при обычных условиях работы, если бы данная работа не была бы нарушена по причине человеческого фактора.
  2. Несогласованные «внеплановые рейсы» водителей и неправильное составление маршрутов приводят к увеличению затрат на топливо и ремонт автомобилей, так как увеличивается пробег, что непосредственно приводит к увеличению расхода топлива и к увеличению износа автомобиля. Также эти факторы могут быть причиной несвоевременной доставки груза, что в свою очередь повлечет за собой штрафные санкции и может привезти к отказу от сотрудничества с автотранспортной организацией со стороны клиента. Все это напрямую влияет на размер дохода и прибыли компании, и способствует их снижению.

Расчет экономических потерь автотранспортной организации в результате тех или иных факторов представлен далее.

3.2 Анализ экономических потерь ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей».

В таблице приведена квартальная динамика дохода компании без учета НДС за 2013 год.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Таблица 12

Расчет упущенной выгоды от потери клиентов по итогам 2013 года.

Показатель 2013 Годовой доход, руб.
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Кол-во клиентов, шт. 230 218 210 200
Фактический квартальный доход, руб. 19 827 971 18 609 301 17 450 203 16 243 736 72 131 211
Средний квартальный доход на 1-го клиента 86 209 85 364 83 096 81 219
Средний квартальный доход на 1-го по итогам года 83 972
Возможный доход (без потери клиентов) 19 313 515 19 313 515 19 313 515 19 313 515 77 254 060
Упущенная выгода 5 122 850

Данные таблицы говорят о том, что в результате снижения количества клиентов, сотрудничающих с ОАО «Алмаз-Антей», наблюдается плавное снижение дохода предприятия. Снижение дохода также обуславливает снижение прибыли.

Если бы количество действующих клиентов на протяжении года оставалось неизменным, то итоговый годовой доход был бы на  5 122 850 руб. больше, то есть упущенная выгода по итогам 2013 года соответствует этой сумме. На рисунке ниже графически отражена динамика снижения дохода компании.

Рис. 8 Динамика доходов предприятия в 2013 году

В начале 2013 года, планово-экономический отдел автотранспортной организации подготовил планы по затратам в перспективе на год, в которых также отражался запланированный годовой пробег автомобилей предприятия. План был составлен на основании статистических данных прошлых периодов.

Ниже в таблице отражены расчетный и фактический готовой пробег автопарка предприятия, и отражено превышение фактического пробега над расчетным.

Таблица 13

Соотношение расчетного и фактического годового пробега автопарка

Годовой пробег автомобилей, (КМ) По всем А/М На 1 А/М Превышение, (КМ)
Расчет Факт Расчет Факт
Hyundai Porter 977 987 1 222 484 108 665 135 832 244 497
Hyundai HD 65 1 327 269 1 397 125 102 098 107 471 69 756
ЗИЛ «БЫЧОК» 803 347 873 203 100 418 109 150 69 956
ИТОГО 3 108 603 3 492 812 384 209

 

Из данных таблицы видно, что общее превышение составило 384 209 км., что в процентном выражении составляет 12,36%.  Следует отметить, что в настоящий момент не возможно определить, что конкретно стало причиной превышение по пробегу. Здесь целесообразно говорить, что оба фактора способствовали этому, но степень влияния каждого фактора в отдельности не известна. Теперь рассмотрим увеличение расхода топлива, возникшее в результате увеличения пробега.

Таблица 14

Соотношение расчетного и фактического годового расхода топлива по  автопарку автотранспортной организации

Годовой расход топлива (Л) По всем А/М Превышение
Расчетный Фактический
Hyundai Porter 136 918 171 148 34 230
Hyundai HD 65 291 999 307 367 15 368
ЗИЛ «БЫЧОК» 144 602 157 177 12 574
Итого перерасход (Л) 62 172
Стоимость 1-го литра дизельного топлива                             25,00р.
Перерасход топлива, руб.                 1 554 301р.

 

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что готовые затраты на топливо могли быть меньше на  1 544 301 руб., если бы не произошло увеличение общего пробега по автопарку.

По мимо увеличения затрат на топливо, увеличение пробега также способствует росту затрат на ремонт шин, запчасти и прочие ремонтные материалы. Рассчитаем  превышение по данным статьям.

А) затраты на ремонт шин :

Hyundai Porter

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Зш = 1*3100*244 497*4/(100*1000) = 30 317,63 руб.

Hyundai HD 65

Зш = 1*5500*69 756*6/(100*1000) = 23 019,48 руб.

ЗИЛ «БЫЧОК»

Зш = 1*3800*69 956*6/(100*1000) = 15 949,97 руб.

Суммарный перерасход по затратам на ремонт шин составил 69 287,08 руб.

Б) затраты на запчасти ремонтные материалы: Нотр для запчастей составляет 89,00 рублей, для ремонтных материалов 126,00 рублей.

=  34 194,60 руб.

=  48 410,33 руб.

Суммарный перерасход составил 82 604,93 руб.

На основании всех проведенных расчетов составим сводную таблицу экономических потерь автотранспортного предприятия (см. таб. 14)

Таблица 15

Экономические потери автотранспортной организации за 2013 год

ПОТЕРИ Сумма, руб.
Упущенная выгода 5 122 850
Перерасход топлива 1 554 301
Перерасход по затратам на ремонт 69 287
Перерасход по запчастям и ремонтным материалам 82 605
Итого: 6 829 043

Данные в таблице показывают значительную сумму экономических потерь. Но здесь следует обязательно учитывать тот факт, что упущенная выгода – это косвенный показатель, т.к. он рассчитан исходя из средних показателей, следовательно, не всегда значение упущенной выгоды может быть верным на 100%.

В данной ситуации требуется уделить особое внимание решению проблемы с перерасходом по статьям затрат на топливо и ремонт, т.к. они оказывают прямое воздействие на величину себестоимости услуг автотранспортной организации и размер получаемой прибыли.

Проведение мероприятий по решению этой проблемы в будущем будет способствовать снижению себестоимость, что позволит предприятию получать дополнительную прибыль, либо оптимизировать тарифы на свои услуги, что непосредственно будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятия на рынке и привлечению новых, а возможно и возврату старых клиентов.


Страницы:   1   2   3   4   5   6