Меню Услуги

Совершенствование организации безбарьерной среды как один из аспектов социализации людей с инвалидностью в России


Страницы:   1   2   3


Содержание

  • 1.1. Понятие инвалидности
  • 1.2. Понятие доступной среды жизнедеятельности инвалидов
  • 1.3. Нормативно-правовая база работы с инвалидами
  • 2.1. История и состояние безбарьерной среды
  • 2.2. Мировые тенденции
  • 2.3. Психологические аспекты населения
  • 2.4. Доступность для маломобильных групп населения
  • 3.1. Предложения по совершенствованию нормативной базы
  • 3.2. Механизм реализации проекта безбарьерной среды

 

1.1. Понятие инвалидности

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года дает такое понятие инвалидности:

«Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливается Правительством Российской Федерации.

Группа инвалидности — определяемая по специальным методикам и фиксируемая документально степень утраты инвалидом здоровья и трудоспособности.

В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

В зависимости от степени нарушения здоровья человека со стойким расстройством функции организма, приводящим к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенными затруднениями в жизни, выделяются три группы инвалидности.

Основанием для установления первой группы инвалидности является такое нарушение функций организма, при котором инвалид не может сам себя обслуживать и нуждается в постоянной помощи, уходе или надзоре. Инвалидам этой группы необходим не случайный, эпизодический надзор или уход, а повседневный, систематический уход и помощь.

Основанием для определения второй группы инвалидности являются значительно выраженные функциональные нарушения, которые, однако, не вызывают необходимости в постоянной посторонней помощи, но которые приводят либо к полной или длительной нетрудоспособности, либо к такому состоянию, когда отдельные виды труда могут быть доступны только в специально созданных условиях.

Основанием для определения третьей группы инвалидности является значительное снижение трудоспособности вследствие нарушений функций организма, обусловленных хроническими заболеваниями или анатомическими дефектами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» № 95 от 20 февраля 2006 года устанавливаются следующие причины инвалидности: общее заболевание; трудовое увечье; профессиональное заболевание; инвалидность с детства; ранение (контузия, увечье), полученные при исполнении обязанностей военной службы и т.д.

В зависимости от группы, причины, а при необходимости времени наступления инвалидности назначаются пенсии, устанавливаются льготы, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) , инвалид – любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее, физических или умственных возможностей.

По данным ООН, в начале 90-х годов в мире насчитывалось около 500 млн. инвалидов (примерно 10% населения); в промышленно развитых странах этот показатель выше среднемирового, например, в США насчитывалось 46 млн. инвалидов. В Российской Федерации в 1990 году на учете в отделах социального обеспечения состояло около 3,4 млн. инвалидов, на 1 января 1999 года — свыше 8,2 млн. человек, а на 1 января 2014 года — около 13 млн., из них людей, которые находятся в трудоспособном возрасте, — около 2,5 млн. человек.

Согласно статистическим данным, в развитых Европейских государствах инвалидов больше, чем в России. Но многие эксперты сходятся во мнении, что в России значительное количество инвалидов просто не регистрируют своё право.  Причин тому много: и незнание собственных прав, и сложность в получении положенных инвалидам льгот.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.

1.2. Понятие доступной среды жизнедеятельности инвалидов

Современная социальная политика в отношении инвалидов базируется на новом подходе к инвалидности на основе прав человека, новом определении социальной уязвимости и выработанным на их основе определениям доступности и доступа. Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, включая не только состояние организма человека, но и условия, необходимые для достойного качества жизни, успешной социализации и самовыражения личности. Обязательства, взятые Российским государством перед международным сообществом предусматривают переход от медицинской модели инвалидности к социальной, обеспечивающей им возможность свободно учиться, работать, посещать любые здания и учреждения вне зависимости от физических ограничений. К примеру, в последние годы началась разработка строительных норм и правил по планировке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий и сооружений, учитывающих специфические потребности инвалидов и способных повлиять на жизненные условия инвалидов в аспекте достижения определенных стандартов качества. В целом определение инвалидности на уровне управления и в практике учреждений постепенно меняется от медицинской модели к социальной. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. То есть, данные категории инвалидности учитываются архитекторами при разработке рекомендаций по созданию доступной среды жизнедеятельности в зданиях жилого и общественного назначения. Таким образом, можно выделить, что переход к восприятию социальной модели инвалидности привел к применению принципа равных социальных прав и возможностей инвалидов.

По данным ООН, в среднем 10 % населения в мире — инвалиды, из них более двух миллионов — инвалиды-колясочники. Из-за существующих социальных и физических барьеров большинство из них не может вести полноценный образ жизни. В связи с тем, что особую важность и актуальность в настоящее время приобрела проблема адаптации инвалидов в городской среде, обеспечение их беспрепятственного передвижения, доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользования ими — это стало одним из важнейших условий, того, чтобы человек с инвалидностью мог жить в городе наравне с другими.

Термин «доступная» среда содержательно определяется в законодательных актах Российской Федерации. Например, в Своде правил по проектированию и строительству зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, доступность определяется как свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой. Необходимость первоочередного обеспечения доступности в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена и в положениях Конвенции ООН о правах инвалидов.

Рассматривая, распространенные определения «доступная среда», данный термин может быть обозначен, как среда, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать. Такая организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту.

Обобщив встречающиеся определения, можно выделить, что «доступная среда» – это такие элементы окружающей среды, в которые могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями. В широком смысле доступная – это среда, которая создаёт наиболее лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Она включает в себя объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, обустроенные в соответствии с требованиями, установленными строительными нормами и правилами, предназначенными для проектирования зданий и сооружений, доступных маломобильным гражданам.

Для адаптации инвалидов к среде, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Доступная среда включает жилье, транспорт, образование, работу и культуру, является условием независимой жизни инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Обеспечение доступной среды во многом решается за счет использования адаптационной оргтехники такой как: устройства для санитарно-гигиенических мест, средства передвижения, кресла туалетные, поручни и другие средства. Одним из элементов в создании доступной среды обитания являются подъемно-транспортные средства. Это «мини-лифты» индивидуального пользования, вертикальные, наклонного перемещения или в виде кресла; мобильные автономные подъемно-транспортные средства. Все здания и сооружения, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другими устройствами (подъемными устройствами наклонного или вертикального перемещения), обеспечивающими возможность подъема граждан данной категории на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

Существуют разные виды физических, сенсорных и иных ограничений и, естественно, совершенно разные потребности в плане приспособления к окружающей среде. Значительное изменение инфраструктуры требуется для полноценной жизни так называемых «маломобильных» людей, особенно с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.  Общие положения включают необходимость признания соответствия приспособлений и сооружениях типу дефекта, особенностям патологии, которые в известной мере определяют специфические потребности инвалидов в этих приспособлениях. Из дефектов, лежащих в основе ограничения жизнедеятельности наиболее приоритетными являются 4 группы расстройств: нарушение опорно-двигательного аппарата; патология зрения; патология слуха; интеллектуальный дефект. Для слепых и слабовидящих в первую очередь должно соблюдаться требование информационного обеспечения ориентации в пространстве, свободного перемещения; для инвалида-колясочника — возможности проезда. Это означает, в соответствии с Международной классификацией функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья, что доступная среда — это среда, дооборудованная с учетом особых потребностей, возникающих у индивида или группы людей. Так, например, инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация — вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.). Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска пограничных — верхней и нижней — ступеней, края платформы и др.). Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Для адаптации инвалидов к среде, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Доступная среда включает жилье, транспорт, образование, работу и культуру, является условием независимой жизни инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Обеспечение доступной среды во многом решается за счет использования адаптационной оргтехники такой как: устройства для санитарно-гигиенических мест, средства передвижения, кресла туалетные, поручни и другие средства. Одним из элементов в создании доступной среды обитания являются подъемно-транспортные средства. Это «мини-лифты» индивидуального пользования, вертикальные, наклонного перемещения или в виде кресла; мобильные автономные подъемно-транспортные средства. Все здания и сооружения, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другими устройствами (подъемными устройствами наклонного или вертикального перемещения), обеспечивающими возможность подъема граждан данной категории на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Специальные правила направлены на выработку стандартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. В частности, государства должны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, залам и т. д. Такие меры включают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов, обеспечение информации и разработку учебных программ, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. В некоторых случаях для такого участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Законодательство РФ определяет право на независимую жизнь — это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества, свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию.

Доступность среды — это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры и из дома наружу и обратно. Она включает городскую инфраструктуру с возможностью досягаемости наиболее нужных объектов быта, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др. Имеется в виду такое расположение объектов, которое позволяет инвалиду достичь их беспрепятственно, самостоятельно. Это связано с рациональной планировкой города, который должен иметь зоны безопасного перемещения инвалидов, приближение торговых предприятий, учреждений здравоохранения и других объектов к местам наиболее массового заселения лицами, имеющими различные дефекты. Поэтому чрезвычайно важно создание единой доступной среды жизнедеятельности, включающей не только интерьер жилища и объектов общественного обслуживания, но и общедоступные открытые пространства, выполняющие коммуникативную функцию.

В Конвенции по правам инвалидов есть термин — универсальный дизайн. При строительстве зданий уже в проект закладываются нормы, которые сделают это здание удобным, приспособленным для инвалидов, и так далее. То есть, на стадии проектирования можно в максимальной степени учитывать потребности людей, в том числе инвалидов.

Существует три уровня соответствия требованиям создания доступной среды:

— первый уровень должен обеспечивать инвалидам и физически ослабленным лицам доступность любой квартиры в здании, что предполагает устройство доступных входов в здание и внеквартирных коммуникаций;

— второй уровень должен обеспечивать, наряду с выполнением требований первого уровня приспособления жилища, доступность помещений квартиры, что предполагает устройство доступных внутриквартирных коммуникаций;

— третий уровень предполагает полное приспособление жилой среды к требованиям физически ослабленных лиц и обеспечение в жилом здании необходимого уровня обслуживания.

Под доступностью понимается не только сооружение пандусов и специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана сыграть и настройка работы социальных, информационных и прочих служб под нужды инвалидов, создание дополнительных возможностей для инвалидов по поиску работы. Обеспечение доступности в наиболее популярных учебных заведениях в местах приложения труда, способствует отчужденности лиц с ограниченными возможностями от общества, улучшению условий самореализации и социальной адаптации лицам с ограниченными возможностями, позволит им свободно передвигаться, облегчит бытовую деятельность, общение, досуг. Доступной среда должна быть повсеместно, непрерывной на значительных по площади территориях. Например, в границах микрорайона, открытые пространства, объекты приближенного и повседневного обслуживания.

Таким образом, под доступной средой мы понимаем такую организацию окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту.

1.3. Нормативно-правовая база работы с инвалидами

Законодательную, нормативно правовую базу социальной защиты инвалидов и маломобильных групп населения России, как и любой другой страны, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания:

  • регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.);
  • внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министерства труда и социального развития, Министерства образования, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности и др.);
  • документы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодательной инициативы;
  • документы муниципальных образований (городские и сельские районы, микрорайоны (трудовые коллективы), малые города без административного деления);
  • решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.

К основополагающим документам мирового сообщества относятся Всемирная декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация социального прогресса и развития (1969 г.), Декларация о правах инвалидов (1971 г.), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.). Конвенция о правах ребенка (1989 г., особенно ст. 23—27), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.), Конвенция и Рекомендация о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.) и др.

Общей основой и руководством для принятия мер в национальном и международном плане в области защиты прав инвалидов, предупреждения инвалидности, вызванной физическими и умственными ограничениями, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь общества является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971 г.

В соответствии с Декларацией инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства; несмотря на происхождение, характер и серьезность увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, т.е. в первую очередь право на удовлетворительную жизнь, которая должна быть как можно более нормальной и полнокровной.

В целях привлечения внимания мировой общественности к проблемам инвалидности и изучения потенциальных возможностей этой группы населения, а также изучения возможностей наиболее полно реализовать вклад инвалидов в процесс развития, с 1983 по 1992 гг. проводилось Международное десятилетие инвалидов Организации Объединенных Наций.

По решению ООН 3 декабря считается Международным днем инвалидов.

Основным Законом Российской Федерации, регламентирующим основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан, является Конституция.

Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населения, различными социальными слоями и группами.

Конституция РФ закрепила положение о том, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ)

Внутригосударственные нормативно-правовые акты можно расположить в определенном иерархическом порядке. Прежде всего, это Федеральные Законы и Указы Президента РФ.

Основным документом в России, обеспечивающим социальную защиту инвалидов является Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. Для нас особо важным в Законе является статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры». Здесь определены объекты, к которым необходимо обеспечение доступа. Также показано, что планировка и застройка городов и других населенных пунктов должна производиться с учетом требований доступности для инвалидов. Кроме того, Закон не допускает разработку проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов. Статья 16 Закона определяет ответственность за неисполнение указанных обязанностей.

Немного раньше, в 1992 году был издан Указ Президента № 1474 “О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности”, в котором было положено начало преобразованию среды с учетом потребностей инвалидов. Здесь Президент РФ координирует действия Правительства по формированию доступной среды. Так в Указе дано распоряжение Министерству архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о необходимости пересмотра действующих нормативных документов с целью учета в них требований доступности для инвалидов, установлению новых стандартов, устанавливающие требования к предназначенным для пользования инвалидами средствам транспорта, связи и информатики.

Наряду с Указом Президента идут Постановления Правительства РФ. Постановлениями Правительства устанавливается, как правило, правовой механизм реализации закрепленных в законах прав граждан в сфере социального обеспечения. Так Правительство РФ Постановлением от 07 декабря 1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» разбирает ряд вопросов, непосредственно связанных с социальной защитой инвалидов. Одним из шагов в этом направлении является следующее:

«… Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

— разработать и ввести в действие до 1 июля 1997 г. региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры;

— возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры…».

Правительством РФ так же был разработан Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, который был утвержден Постановлением Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике № 18-22 и Министерством труда и социального развития РФ № 13 от 25 марта 1998 года. Этот документ определяет порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры при разработке, согласовании и утверждении проектной документации на строительство и реконструкцию и регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры с учетом доступности их для инвалидов. Здесь так же перечислены законодательные, нормативно-правовые и нормативно-методические документы федерального уровня, определяющие требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов. Порядок определяет основные принципы разработки целевых программ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Постановлением Правительства № 36 от 14 января 2000 года была утверждена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы». Приоритетными целями программы являются: снижение уровня инвалидности, усиление социальной поддержки и улучшение качества жизни инвалидов, повышение эффективности деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие отечественного рынка реабилитационной индустрии; усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов. В данной программе также раскрывается собственно содержание проблемы и обосновывается необходимость ее решения, а также приведен перечень мероприятий по социальной поддержке инвалидов. На сегодняшний день мы уже имеем очередную утвержденную Правительством РФ программу, рассчитанную на период 2006-2010 года (федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» № 832 от 29 декабря 2005 года). В отличие от предыдущей, в состав новой программы добавлена подпрограмма, целью которой является социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.

Нормативно-правовая база не только гарантирует различные степени социальной защиты, социальной реабилитации, социальной поддержки инвалидов, но и гарантирует им равные права, по этому необходимо рассмотреть законодательную поддержку трудовой, общественно-политической и предпринимательской деятельности инвалидов. Так в Трудовом Кодексе РФ (далее ТК РФ) для инвалидов I и II групп сокращен рабочий день на 5 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). ТК РФ обязывает работодателя по письменному заявлению работающего инвалида предоставлять ему неоплачиваемый отпуск до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ). При сокращении штата работников у инвалидов ВОВ существует приоритетное право на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ).

Рассматривая Налоговый Кодекс РФ (далее НК РФ), мы видим, что услуги, предоставляемые инвалидам в РФ не облагаются налогами (ст. 149 НК РФ), что ведет к снижению цены на них и делает их более доступными для данного слоя населения. Также освобождены от налогообложения суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов (п. 22 ст. 217 НК РФ), суммы материальной помощи в связи с увольнением по инвалидности, а также суммы, потраченные работодателем на приобретение медикаментов, назначенных им их лечащим врачом (п. 28 ст. 217 НК РФ). Статья 218 НК РФ «Стандартные налоговые вычеты» выделяет инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АС и предоставляет им налоговые вычеты в размере 3000 рублей ежемесячно. Согласно статье 239 НК РФ, организация освобождается от уплаты налогов с сумм выплат и иных вознаграждений инвалидам I, II и III групп, не превышающих в течение налогового периода 100`000 рублей на каждое физическое лицо. Таким образом, организация может в пределах указанных сумм не начислять социальные налоги, связанные с выплатами инвалидам. Также в статье предусмотрены налоговые льготы для общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, что безусловно экономит средства этих организаций. Эти же организации, в соответствии со статьей 381 НК РФ освобождаются от налога на имущество организаций, используемое ими для осуществления уставной деятельности. По этой же статье льготу имеют общественные организации инвалидов, среднесписочная численность инвалидов которых не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!