ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время является важной
в различных аспектах. Особое внимание следует обратить как на аспекты правотворчества, так и на практическую значимость этого вопроса.
В Российской Федерации таможенные органы являются ключевым элементом государственной системы контроля за перемещением товаров через границу.
В рамках своих функций они осуществляют контроль за соблюдением таможенных правил, обеспечивают безопасность государства, борются
с контрабандой и другими нарушениями таможенного законодательства.
Таможенные органы выполняют две основные функции – фискальную
и правоохранительную. Очевидно, что отделы дознания в первую очередь занимаются правоохранительной деятельностью. Однако важно отметить прямую связь между успешной работой дознавателей. Ведь эффективная борьба с контрабандой, которая является основным направлением работы отделов дознания, содействует стабильности экономики страны и ее финансовому благосостоянию в целом.
Таможенные органы, которые являются правоохранительными,
а конкретно органы дознания, активно сотрудничают с другими органами
в борьбе против правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза оружия, наркотиков, валюты
и культурных ценностей с территории Российской Федерации.
Вопреки большому количеству работ и исследований, посвященных деятельности таможенных органов в качестве органов дознания, существуют практические трудности, которые не были должным образом исследованы.
В связи с этим, данное исследование имеет актуальность.
Органы дознания выполняют множество задач, и основная цель данной выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении этих вопросов в современных условиях.
Таким образом, данная работа имеет значимость как в актуальности
ее темы, так и в социальных аспектах, поскольку деятельность таможенных органов в качестве органов дознания прямо связана с обеспечением безопасности государства и защитой экономических интересов
Российской Федерации.
Несмотря на обширное количество литературы, статей и исследований, посвященных усовершенствованию работы отделов дознания в таможенных структурах, эффективность их функционирования остается недостаточно исследованной. В данном исследовании были изучены мнения признанных юристов, таких как Габригидзе Б.Н., Девяткин Е.М., Драганов В.Г., Жбанков Е.А., Козлов В.И., Остапенко В.И. и других.
Тем не менее, проблема эффективной работы органов дознания
в таможенных структурах до сих пор остается недостаточно изученной.
Эта проблема вызвана необходимостью эффективного противодействия контрабанде и недостаточным научным и методическим развитием для решения данной задачи.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в ходе реализации правоохранительной деятельности таможенными органами РФ.
Предмет – это правоохранительная деятельность ФТС как
органов дознания.
Целью работы является изучение эффективности правоохранительной деятельности органов дознания ФТС.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать теоретические аспекты правоохранительной деятельности таможенных органов;
– дать характеристику нормативно-правовой базы правоохранительной деятельности таможенных органов;
– выявить структуру правоохранительных подразделений
таможенных органов;
– исследовать аспекты деятельности таможенных органов по линии дознания, оперативно-розыскной деятельности, а также административных расследований и правонарушений;
– сравнить и проанализировать показатели деятельности органов
дознания в ФТС;
– выявить проблемы правоохранительной деятельности органов
дознания в ФТС.
Одной из первостепенных задач данного исследования является глубокий анализ процесса дознания в таможенных органах. В рамках этого исследования будет исследовано не только установление порядка проведения дознания,
но также особенности сбора и проверки информации, а также рассмотрение прав и обязанностей таможенных органов в процессе дознания. В результате исследования будут разработаны рекомендации по эффективному решению данных проблем.
Полученные результаты исследования представляют ценную информацию для дальнейшего улучшения правовой и организационной базы работы таможенных органов Российской Федерации в качестве органов дознания.
Кроме того, эти результаты могут быть полезны практикующим юристам
и специалистам в данной области.
Исследование основывается на эмпирической базе, которая включает следующие источники: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральные законы, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения Федеральной таможенной службы России.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует её целям
и задачам и включает в себя введение, две главы, объединяющие 7 параграфов, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ
В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
-
- Правоохранительная функция таможенных органов
В Российском уголовном процессе существует два вида предварительного расследования – дознание и предварительное следствие. Оба вида деятельности направлены на раскрытие уголовных преступлений в соответствии
с процессуальными формами, установленными законом. Главное различие между дознанием и предварительным следствием заключается в компетенции органов, осуществляющих расследование.
Таким образом, органы дознания играют важную роль в начальном этапе уголовного процесса, собирая первичную информацию и доказательства, которые могут быть использованы в дальнейшем предварительном следствии. Об обнаружении преступления и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора. На выполнения неотложных следственных действий закон отводит органу дознания 10 дней по истечению которых
он обязан передать дело следователю для производства предварительного следствия в полном объеме. О передаче дела выносится постановление.
После передачи дела следователю, орган дознания может проводить по нему следственные и розыскные действия, только по поручению следователя.
В УПК дается полный список органов дознания. Ни одно другое государственное учреждение или организация, их представители, а также частные детективные или охранные предприятия не имеют полномочий в области дознания. Опыт длительной борьбы с контрабандой показывает, что наиболее эффективное обнаружение случаев контрабанды товаров происходит в процессе таможенного контроля. Этот контроль осуществляется путем декларирования и осмотра грузов, ручной клади, багажа, транспортных средств и личных досмотров лиц, пересекающих таможенную границу страны. Однако до недавнего времени отсутствие возможности проведения незамедлительных следственных действий затрудняло выявление и привлечение к ответственности лиц, занимающихся контрабандой.
Опыт в борьбе с контрабандой подтверждает, что основные факты незаконного ввоза или вывоза различных предметов обнаруживаются во время таможенного контроля. Этот контроль осуществляется через декларирование и осмотр грузов, ручной клади, багажа, а также осмотр транспортных средств и личный досмотр лиц, пересекающих таможенную границу страны. Однако до недавнего времени неэффективность оперативных следственных действий серьезно затрудняла раскрытие преступлений контрабанды. В первом полугодии 2021 года было возбуждено 1 149 уголовных дел на основе информации от оперативных подразделений таможенных органов.
Самое большое количество дел, а именно 445, было возбуждено
в отношении контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов по статье 226.1 УК РФ.
Также было возбуждено 194 уголовных дела по фактам уклонения
от уплаты таможенных платежей, применяемых к организациям и физическим лицам по статье 194 УК РФ.
В связи с незаконным использованием документов для создания юридического лица было возбуждено 99 уголовных дел по статье
173.2 УК РФ.
Также было возбуждено 69 уголовных дел в отношении совершения валютных операций с использованием подложных документов при переводе денежных средств в иностранной или российской валюте на счета нерезидентов по статье 193.1 УК РФ.
Кроме того, было возбуждено еще 342 уголовных дела по фактам совершения других преступлений, которые попадают в компетенцию таможенных органов, и проведение срочных следственных действий
и дознания по ним.
На основе данных от оперативных подразделений таможенных органов,
в первом полугодии 2021 года в результате таможенного контроля после выпуска товаров в федеральный бюджет было дополнительно внесено свыше
4,8 миллиардов рублей, и более 2,5 миллиардов рублей было взыскано
в федеральный бюджет.
В течение указанного периода в рамках борьбы с контрабандой наркотиков было выявлено 746 случаев незаконного перемещения наркотических средств, их прекурсоров и сильнодействующих веществ путем таможенного контроля физических лиц, транспортных средств и грузов, пересекающих государственную границу Российской Федерации, а также благодаря оперативно-разыскным мероприятиям. Так же было возбуждено 169 дел
по статье 229 УК РФ.
Данные статистики наглядно показывают, что количество преступлений
в области таможенного дела велико. Поэтому роль таможенных органов,
как органов, дознания уполномоченных на осуществление правоохранительной функции и обеспечение соблюдения таможенного и национального законодательства, становится все более весомой.
Таможенные органы специализированы как субъект исполнительной
на работе с участниками власти внешнеэкономической деятельности и контроле перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Однако помимо производства непосредственно таможенных операций они уполномочены на осуществление
и правоохранительной деятельности.
Данные статистики наглядно показывают, что количество преступлений
в области таможенного дела велико. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, функции таможенных органов, в которые входит обеспечение соблюдения таможенного и национального законодательства крайне велико.
Таможенные органы в Российской Федерации обладают эффективными инструментами для осуществления своей правоохранительной деятельности. Прежде всего, это различные формы таможенного контроля, позволяющие получать информацию о движении товара (недопущение ввоза некачественных либо запрещённых товаров на территорию страны, а также вывоза определенных товаров за её пределы). Далее полномочия в сфере правоохранительной деятельности (возбуждение уголовных дел и дел по административным правонарушениям, проведение дознания, и также проведение неотложных следственных действий), которые напрямую позволяют пресечь преступные деяния. И, конечно же, сотрудничество таможенных органов не только
с отечественными таможенными органами из других регионов и органами исполнительной власти, но и с иностранными государственными структурами.
Таможенные органы, выполняя правоохранительные функции, обязаны защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства
в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.
В Российской Федерации таможенные органы обладают эффективными средствами для осуществления своей правоохранительной работы. В первую очередь, это разнообразные методы таможенного контроля, которые обеспечивают информацию о перемещении товаров, предотвращая ввоз низкокачественных или запрещенных товаров на территорию страны, а также их вывоз за ее пределы. Кроме того, у них имеются полномочия в сфере правоохранительной деятельности, включающие возбуждение уголовных и административных дел, проведение дознания и неотложных следственных действий, что прямо способствует пресечению преступных действий. И, конечно же, таможенные органы активно сотрудничают не только с внутренними таможенными службами из разных регионов и органами исполнительной власти, но также с зарубежными государственными структурами.
По мнению Чермянинова Д.В. целью правоохранительной деятельности является сохранение безопасности, то есть обеспечение защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К указанному определению можно добавить, что правоохранительная деятельность помимо непосредственной защиты общественных интересов подразумевает и контроль за соблюдением установленных правил. Например, если лицо ввозит на территорию Таможенного союза наркотические средства, запрещённые к ввозу (и не являющиеся лекарственными средствами, необходимыми для жизни), то оно будет привлечено к уголовной ответственности. В данном случае помимо защиты общественных интересов (таможенные органы не допустили распространения наркотических средств среди населения страны), происходит контроль соблюдением установленных норм (незаконное перемещение данного товара предполагает соответствующие санкции). Поэтому полагаем, что правоохранительная деятельность предусматривает не только «охрану права», но и контроль за соблюдением установленных законодателем норм.
Правоохранительный статус таможенных органов России закреплён
не только наднациональным законодательством, но и национальными правовыми актами. К последним относятся кодексы, федеральные законы
и приказы Федеральной таможенной службы России.
Правоохранительный статус таможенных органов России закрепленне только наднациональным законодательством, но и национальными правовыми актами. К последним относятся кодексы, федеральные законы и приказы Федеральной таможенной службы России. Более обширный перечень функций и полномочий таможенных органов закреплен в Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании РФ». Согласно данному нормативному акту, таможенные органы, помимо совершения непосредственно таможенных операций, осуществляют правоохранительные функции, к которым относятся:
– выявление, предупреждение и пресечение преступлений
и административных правонарушений;
– проведение неотложных следственных действий;
– осуществление производства по уголовным делам и делам
об административных правонарушениях;
– оказание содействия в борьбе с коррупцией.
Содействие правоохранительным органам в целях соблюдения законодательства Таможенного союза и стран-участниц Таможенного союза. Право таможенных органов осуществлять оперативно-розыскную деятельность закреплено в Федеральном законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Данный вид деятельности осуществляется
для выявления лиц, подготавливающих, совершающих либо уже совершивших преступление, относящиеся к компетенции таможенных органов.
Так же положения о правоохранительном статусе таможенных органов закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. В то время как в УК РФ определены составы преступлений, отнесённых к подследственности таможенных органов: ч. 1-2 ст. 194 и ч.1 200.4 УК РФ. То есть на сегодняшний день таможенные органы уполномочены осуществлять производство дознания по следующим уголовным делам уклонение от уплаты таможенных платежей (если уклоняются от данной обязанности физические
и юридические лица, а также группа лиц по предварительному сговору)
и контрабанда денежных средств и/или инструментов в крупном размере.
Криминальная активность в области таможенных дел представляет собой негативное воздействие, оказывающее отрицательное влияние на экономическое развитие страны и нарушающее установленный порядок перемещения товаров через таможенную территорию Таможенного союза.
Помимо этого, таможенные преступления несут прямую угрозу национальной безопасности, как в экономической сфере, так и в социальной и политической (например, контрабанда денежных средств с целью финансирования терроризма). И особенно остро данная проблема встаёт в последнее время, когда с каждым годом всё более активно ведётся внешняя торговля, увеличивается товаропоток увеличивается нагрузка на таможенные органы..
По мнению Макарова А.В. и Жуковой А.С., таможенные преступления можно определить как «общественно опасные противоправные действия, связанные или не связанные с нарушением таможенных правил, которые наносят ущерб внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза
и расследуются таможенными органами».
Такое широкое толкование таможенных преступлений является обоснованным, поскольку таможенные органы, помимо борьбы
с таможенными преступлениями, также занимаются пресечением незаконных валютных операций и нарушений внешнеэкономических сделок, хотя это
не является их главной задачей. Сотрудники таможенных органов постоянно работают с документацией внешней торговли и могут своевременно выявить признаки подготовки или совершения преступления.
Кроме составов преступлений, которые относятся к компетенции таможенных органов, Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает право таможенных органов на осуществление срочных следственных действий при обнаружении ими признаков преступления. Статья 157 УПК РФ устанавливает список преступлений (статей Уголовного кодекса РФ),
при совершении которых таможенные органы имеют право проводить срочные следственные действия:
– незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица ст. 173.1УК РФ;
– незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица ст. 173.2 УК РФ;
– легализация (отмывание) денежных средств или иного ст. 174 УК РФ;
– легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых другими лицами преступным путём ст. 174.1 УК РФ;
– легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом преступным путем ст. 174.2 УК РФ;
– незаконный экспорт из Российской Федерации или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения
и военной техники ст. 189 УК РФ;
– невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей ст. 190 УК РФ;
– уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации ст. 193 УК РФ;
– совершение валютных операций по переводу денежных средств
в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов ст. 193.1 УК РФ;
– уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица ст. 194 (ч. 3 и 4) УК РФ;
– контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов ст. 200.1 (ч. 2) УК РФ;
– контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий
ст. 200.2 УК РФ;
– контрабанда, предусмотренная ст. 226.1 УК РФ.
Практически все перечисленные составы преступлений относятся
к экономической сфере, за исключением ст. 229 УК РФ, которая связана
с преступлениями против общественной безопасности. Это объясняется спецификой работы таможенных органов. Сотрудники таможенных органов обладают профессиональными навыками, позволяющими предотвращать преступные деяния (с помощью таможенного контроля) и пресекать
их (привлекая к уголовной ответственности). Они непосредственно работают
с товарами и товарной документацией, поэтому могут своевременно обнаружить признаки совершенного или готовящегося преступления. Некоторые
из перечисленных составов прямо связаны с движением товаров через территорию Таможенного союза и за его пределы (статьи 189, 190, 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ), что позволяет таможенным органам оперативно проводить неотложные следственные действия и предотвращать возникновение общественно опасных последствий.
1.2. Органы дознания в уголовно-процессуальном кодексе
Органы дознания, начальники подразделений дознания и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание (дознаватели), отнесены законом к стороне обвинения. Поэтому орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель выполняют в досудебном производстве процессуальную функцию обвинения.
Органы дознания также имеют право применять меры принудительного характера в рамках уголовного процесса. Это может включать арест подозреваемых, обыск, задержание и другие действия, предусмотренные законом. Все эти меры применяются с соблюдением прав и свобод граждан, а также в рамках установленных процедур и сроков.
Важно отметить, что органы дознания должны действовать независимо от других структур и организаций. Это гарантирует объективность расследования и защиту прав всех участников процесса. Кроме того, органы дознания должны строго соблюдать конфиденциальность информации и обеспечивать безопасность всех сторон, вовлеченных в уголовное расследование.
Органы дознания играют важную роль в справедливости и правопорядке. Их эффективная работа способствует выявлению и наказанию преступников, а также защите прав и интересов граждан. Поэтому особое внимание должно быть уделено развитию и совершенствованию органов дознания в уголовно-процессуальном кодексе.
В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:
а) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные
в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
б) органы принудительного исполнения Российской Федерации;
в) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
г) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
На органы дознания возлагаются:
а) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в порядке, установленном главой 32 УПК РФ;
б) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК;
в) осуществление иных предусмотренных УПК полномочий.
Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
а) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
б) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи,
по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
в) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных
в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Перечисленные органы дознания действуют в пределах своей компетенции. В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40 УПК РФ) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания: производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно.
Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам,
по которым предварительное следствие обязательно (ст. 157 УПК РФ).
Помимо этого, действующий закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия:
Принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений
о преступлениях (ст. 140–145 УПК РФ).
- Производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному
поручению следователя. - Оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК РФ).
- Оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК РФ).
Распределение полномочий в органах дознания осуществляется через выдачу письменного распоряжения (приказа) руководителем или его заместителем в том же органе, где дознаватель занимает должность. Запрещено поручать полномочия по проведению дознания должностному лицу, которое уже или в настоящий момент проводит оперативно-розыскные мероприятия по данному делу.
Дознаватели органов внутренних дел осуществляют дознание по всем уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ,
за исключением уголовных дел, указанных в п. 3–6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
Дознаватели пограничных органов ФСБ России осуществляют дознание по делам о нарушении законодательства РФ о континентальном шельфе
и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253 УК РФ), незаконной добыче водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами ФСБ России (ст. 256 УК РФ), незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации (ч. 1-2 ст. 322, ч. 1 ст. 323 УК РФ).
Дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов правомочны проводить дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за злостное уклонение
от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
(ст. 157 УК РФ), за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ), воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования – без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 294 УК РФ), неуважение к суду (ст. 297 УК РФ), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса – без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 311 УК РФ), незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ), неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).
Дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы осуществляют дознание по уголовным делам
об уничтожении или повреждении имущества по неосторожности (ст. 168
УК РФ), о нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом,
на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло
по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК РФ), об уничтожении или повреждении лесов, а равно насаждений,
не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем
или иными источниками повышенной опасности (ч. 1-2 ст. 261 УК РФ).
Для принятия решения о возбуждении уголовного дела дознавателю
не требуется согласия прокурора, начальника органа дознания или начальника подразделения дознания. Однако незаконное или необоснованное постановление дознавателя о возбуждении уголовного дела может быть отменено прокурором (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Начальник подразделения дознания уполномочен отменять лишь необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ).
1.3. Цели и задачи таможенных органов в дознании, правовые основы деятельности таможенных органов РФ
Таможенные органы играют ключевую роль в обеспечении безопасности государственных границ, борьбе с контрабандой и незаконным перемещением товаров. В рамках своей деятельности в области дознания, они имеют определенные цели и задачи.
Одной из основных целей таможенных органов в дознании является выявление, предотвращение и пресечение экономических преступлений, связанных с нарушением таможенного законодательства. Это включает контроль за перемещением товаров через таможенную границу, выявление незаконных схем импорта, экспорта и транзита товаров, а также преследование лиц, совершающих контрабанду или иные таможенные правонарушения.
Задачи таможенных органов в дознании включают проведение расследований, сбор доказательств, осуществление оперативно-розыскной деятельности и применение мер принудительного характера в рамках уголовно-процессуального законодательства. Они также занимаются раскрытием преступлений, выявлением преступных группировок, конфискацией незаконно перемещаемых товаров и преследованием лиц, причастных к нарушениям таможенных правил.
Правовые основы деятельности таможенных органов в Российской Федерации определены в соответствии с Таможенным кодексом и другими нормативными актами, регулирующими таможенную сферу. Они обладают определенными полномочиями, предусмотренными законом, и должны действовать в соответствии с принципами законности, справедливости и независимости.
Анализируя нормативные акты, которые устанавливают правовой статус таможенных органов в качестве органов дознания, можно выделить следующую цель, которую преследуют таможенные органы – это обеспечение соблюдения национального законодательства.
Петухова Н.А. и Мамыкина А.С. под целью правоохранительной деятельности таможенных органов понимают защиту безопасности страны, интересов граждан и государства и общественного порядка в целом.
Цель правоохранительной деятельности таможенных органов заключается
в защите безопасности страны, интересов граждан и государства,
а также поддержании общественного порядка. Одновременно, основная
цель, выделяемая Чернявским А.Г., заключается в обеспечении
экономической безопасности.
В каждом таможенном органе имеется подразделение дознания, которое занимается расследованием преступлений, проведением неотложных следственных и других процессуальных действий, а также возбуждением уголовных дел. В своей деятельности, сотрудники таможенных органов непосредственно противодействуют нарушениям таможенного и национального законодательства.
С учетом этой цели, можно выделить основные задачи, которые выполняются таможенными органами в качестве органов дознания:
– выявление, предупреждение и пресечение преступлений, отнесённых
к компетенции таможенных органов;
– осуществление предварительного расследования в форме дознания
(по делам, отнесённым к компетенции таможенных органов). Проведение неотложных следственных и иных процессуальных действий;
– осуществление сотрудничества с другими органами исполнительной власти России и зарубежья, а также сотрудничество с иностранными таможенными органами;
– сотрудничество с правоохранительными структурами в целях борьбы
с коррупцией и мировым терроризмом;
– применение различных форм таможенного контроля к товарам, перемещаемым по таможенной территории Таможенного союза;
– осуществление противодействия в борьбе с незаконным перемещением объектов интеллектуальной собственности, наркотических веществ, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов (товаров) через государственную границу Российской Федерации
и таможенную границу Таможенного союза;
– содействие осуществлению мер по защите
государственной безопасности;
– обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём (с внешнеторговой документации), помощью проверки.
Согласно высказыванию Матвеевой Т.А. правоохранительная деятельность таможенных органов проявляется в том, что они обязаны определить, являются ли выявленные нарушения в сфере таможенных дел нарушениями таможенных правил, подлежащими административному наказанию, или же, в зависимости от степени общественной опасности, квалифицировать их как преступления.
Согласно статье 2 Федеральному закону от 21.07.1997 № 114-ФЗ
«О службе в таможенных органах Российской Федерации» существует следующая правовая основа деятельности таможенных органов и прохождения службы в таможенных органах:
1. Организация и порядок деятельности таможенных органов определяются Конституцией Российской Федерации, регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее соответственно — Кодекс Союза, Союз), и актами, составляющими право Союза (далее — международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
2. Регулирование отношений, связанных со службой в таможенных органах, осуществляется в соответствии с:
а) Конституцией Российской Федерации;
б) Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
в) Федеральным законом от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
г) Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими отношения, связанные со службой в таможенных органах;
д) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
е) нормативными правовыми актами Правительства
Российской Федерации;
ж) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору
в области таможенного дела.
3. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами,
к отношениям, связанным со службой в таможенных органах, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
4. Если ратифицированным в установленном порядке международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
