ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ,
КАК ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ
2.1. Составы преступлений, отнесенных к компетенции
таможенных органов
Таможенные органы являются важной частью государственного аппарата, ответственной за регулирование и контроль таможенных процедур. Однако, помимо своих основных функций, таможенные органы в некоторых странах могут также выполнять роль органов дознания. В данном реферате будет рассмотрена компетенция таможенных органов в качестве органов дознания, их права и обязанности, а также организационно-правовой аспект этой деятельности.
Определение и роль таможенных органов в качестве органов дознания:
Компетенция таможенных органов в качестве органов дознания заключается в их возможности проводить оперативно-разыскные мероприятия и действия с целью выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства. Это позволяет им активно бороться с незаконными таможенными операциями, контрабандой, незаконным перемещением товаров через границу и другими преступлениями, связанными с таможенной сферой.
Организационно-правовой аспект:
Организационно-правовой аспект компетенции таможенных органов в качестве органов дознания определяется законодательством соответствующей страны. В случае Российской Федерации, этот аспект определен федеральными законами «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и «Об оперативно-разыскной деятельности». Согласно этим законам, таможенные органы имеют право проводить оперативно-разыскные мероприятия, включая сбор информации, использование оперативных методов и средств, а также применение специальных полномочий.
Права и обязанности таможенных органов в роли органов дознания:
Как органы дознания, таможенные органы обладают определенными правами и обязанностями. Их права включают возможность проведения обыска, задержания и задержания лиц, участвующих в незаконных таможенных операциях, ареста и изъятия товаров, документов и других материалов, связанных с преступлением, а также сотрудничество с другими правоохранительными органами в рамках расследования. Одновременно с этим, таможенные органы обязаны соблюдать процессуальные гарантии и права граждан, предусмотренные законодательством.
Таможенные органы РФ выполняют функции органов государственной власти в области таможенного регулирования и контроля, также могут выступать в качестве органа дознания.
Организационно-правовой аспект деятельности таможенных органов
РФ в качестве органа дознания определяется федеральными законами
«О таможенном регулировании в Российской Федерации» и «Об оперативно-разыскной деятельности». В соответствии с данными законами таможенные органы РФ могут проводить оперативно-розыскные мероприятия и действия, направленные на выявление и пресечение нарушений
таможенного законодательства.
Таможенные органы РФ в качестве органа дознания могут проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Проверку наличия и достоверности документов, связанных
с перемещением товаров через границу РФ.
2. Проведение личных досмотров, обысков и других оперативно-разыскных мероприятий.
Деятельность таможенных органов РФ в качестве органа дознания имеет свои особенности. Так, при проведении оперативно-разыскных мероприятий таможенные органы РФ взаимодействуют с другими правоохранительными органами, в том числе с ФСБ РФ, МВД РФ, ФНС РФ и другими.
Кроме того, таможенные органы РФ в качестве органа дознания также могут проводить контроль за перемещением физических лиц через границу РФ. В этом случае таможенные органы имеют право проверять документы на въезд и выезд из РФ, проводить личный досмотр и обыск, а также осуществлять другие меры, предусмотренные законодательством.
В ходе оперативно-разыскных мероприятий таможенные органы РФ обязаны соблюдать все предусмотренные законодательством гарантии прав и свобод граждан. Они также обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в процессе своей деятельности.
Цель деятельности таможенных органов РФ в роли органов дознания заключается в обеспечении соблюдения таможенного законодательства и защите экономических интересов страны. При этом все действия таможенных органов должны соответствовать законодательству и уважать права и свободы граждан.
Действия таможенных органов РФ в качестве органов дознания также регулируются международными договорами, в которых Российская Федерация является участником. Например, Всемирная таможенная организация (ВТО) имеет свои стандарты и правила, которые урегулированы для деятельности таможенных органов в различных странах.
Кроме того, в Российской Федерации существует Федеральный закон
от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который определяет порядок проведения таможенного контроля
и таможенного дознания, а также устанавливает права и обязанности таможенных органов.
Значительным аспектом работы таможенных органов РФ в качестве органов дознания является их активная роль в борьбе против контрабанды и других незаконных действий, связанных с таможенным регулированием. Кроме того, таможенные органы РФ усиленно сотрудничают с партнерами из других стран, обмениваясь информацией и координируя свои действия для борьбы с трансграничными преступлениями.
Важно отметить, что таможенные органы РФ в качестве органов дознания играют существенную роль в защите экономических интересов Российской Федерации, особенно в контексте внешнеторговых операций и международных сделок. В этом контексте их деятельность направлена на создание благоприятных условий для экономического развития страны и повышение ее конкурентоспособности на мировой арене.
Наконец, следует отметить, что таможенные органы РФ в качестве органа дознания имеют важную роль в защите экономических интересов Российской Федерации, особенно в контексте проведения внешнеторговых операций
и международных сделок. В этом смысле их деятельность направлена
на создание благоприятных условий для экономического развития
РФ и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Таким образом, таможенные органы РФ в качестве органа дознания имеют широкие правомочия и проводят оперативно-разыскную деятельность
для выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства.
Все действия таможенных органов РФ должны соответствовать законодательству и проводиться в рамках установленных правил и процедур.
Таможенные органы обладают компетенцией в рассмотрении дел, связанных с составами преступлений, описанными в частях 1 и 2 статьи 194 Уголовного кодекса РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей организациями или физическими лицами) и части 1 статьи 200.1 Уголовного кодекса РФ (контрабанда наличных денежных средств и/или денежных инструментов). В отношении указанных статей таможенные органы имеют право проводить предварительное расследование в форме дознания.
Статья 194 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, включая ввозные и вывозные таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы, связанные с оформлением, сопровождением и хранением товаров.
Как отмечает Чучаева А.И., уклонение от уплаты таможенных платежей может проявляться как в полном отсутствии платежей, так и в действиях, направленных на недооценку стоимости товаров, неправильное определение таможенной процедуры или другие незаконные действия с целью уменьшения сумм обязательных таможенных платежей (например, незаконное получение льгот по уплате таможенных платежей).
Таможенные органы могут проводить расследование только в случае возбуждения дела по частям первой или второй статьи 191 УК РФ, то есть если преступление совершено юридическими или физическими лицами или группой лиц по предварительному сговору.
Расследование таможенные органы могут осуществлять только ели дело возбуждено по частям первой или второй ст. 191 УК РФ, т.е. если данное преступление совершено юридическими либо физическими лицами, либо группой лиц по предварительному сговору.
Примечание к статье 194 Уголовного кодекса РФ указывает, что неуплаченные таможенные платежи классифицируются в различные категории в зависимости от их суммы. Сумма, превышающая один миллион рублей для физических лиц и два миллиона рублей для юридических лиц, считается крупным размером. Особо крупным размером считается сумма, превышающая три миллиона рублей для физических лиц и шесть миллионов рублей для юридических лиц соответственно. Расчет неуплаченных платежей может быть осуществлен как для одной, так и для нескольких товарных партий, пересекающих таможенную границу Таможенного союза в рамках одной внешнеэкономической сделки. Например, если был заключен внешнеторговый контракт на поставку товара в трех партиях, то будут учтены все неуплаченные таможенные платежи за каждую из них.
Вторым составом преступления, попадающим в компетенцию таможенных органов, является часть 1 статьи 200.1 Уголовного кодекса РФ, которая касается контрабанды наличных денежных средств и/или денежных инструментов в крупном размере. В случае, если размер контрабанды не является крупным, такое нарушение регулируется административным законодательством и предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях (статья 16.4).
Под наличными денежными средствами понимаются банкноты, казначейские билеты и монеты, за исключением монет из драгоценных металлов. Они должны быть в обращении и являться законным платежным средством в государствах-членах Таможенного союза или других иностранных государствах, включая изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену находящимися в обращении денежными средствами.
Денежные инструменты – это дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых
не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
Денежные инструменты представляют собой широкий спектр платежных средств, некоторые из которых не имеют четкого юридического определения. Это создает проблему при проведении таможенного контроля, так как таможенные служащие должны контролировать передвижение предметов, которые законодательно не определены однозначно. Например, «ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника)
по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата» могут включать в себя различные денежные инструменты. Из-за этого возникают трудности в точном определении объекта контрабанды по статье 200.1 УК РФ.
Марковский М.С. подчеркивает необходимость четкого определения понятия «денежные инструменты» для более эффективного осуществления таможенного контроля и, следовательно, правоохранительных функций таможенных органов.
Объективная сторона данного преступления заключается в незаконном перемещении указанных объектов через таможенную границу. Важно отметить, что перемещение денежных средств и инструментов может осуществляться как при ввозе, так и при вывозе. Обязательное декларирование сумм, превышающих определенный порог, является неслучайным. В пассажирской таможенной декларации указываются вид, размер и источник дохода денежных средств и инструментов, что позволяет отследить движение денежных активов и проверить информацию, предоставленную декларантом. Таким образом, принятие таких мер позволяет бороться с незаконными финансовыми операциями и противодействовать легализации доходов, полученных в результате преступной деятельности.
Таможенные органы имеют полномочия расследовать дела только по части первой данной статьи. То есть субъектом преступления по данному составу может быть только физическое лицо. Если контрабанда денежных средств
и (или) денежных инструментов осуществляется группой лиц, то дело будет расследоваться следователем и, соответственно, проводиться предварительное следствие, а не дознание.
Однако, таможенные органы не обладают полномочиями для расследования преступлений, связанных с особо крупным размером незаконно перемещаемых денежных средств и инструментов, даже если такое преступление совершено физическим лицом. Расследование таких дел относится к компетенции следователей Следственного комитета и органов Федеральной службы безопасности, поскольку подобные случаи представляют значительную угрозу для экономики страны. В данном контексте речь идет о совершении крупных незаконных финансовых операций.
Уголовная ответственность за контрабанду денежных средств и инструментов введена в Российской Федерации относительно недавно. В 2013 году вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Этот закон ввел уголовную ответственность за незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) инструментов в крупном и особо крупном размере.
Согласно примечанию к статье 200.1 УК РФ, лицо, занимающееся контрабандой денежных средств и инструментов, может избежать уголовной ответственности только в случае, если оно добровольно сдает наличные денежные средства и (или) инструменты и при этом не совершает других составов преступления. Важно отметить, что обнаружение контрабанды таможенными органами не признается добровольной сдачей. Это означает, что если таможенные органы обнаруживают и конфисковывают незаконно перемещаемые денежные средства или инструменты во время применения любой формы таможенного контроля, лицо, перемещающее эти средства, уже не может их добровольно сдать и, следовательно, избежать уголовной ответственности.
2.2. Порядок и условия деятельности таможенных органов в стадии возбуждения уголовного дела
Таможенные органы играют важную роль в обеспечении безопасности государственных границ и борьбе с преступностью. При возникновении уголовного дела, связанного с нарушениями таможенного законодательства, таможенные органы выполняют ряд процедур и действий, которые я сейчас расскажу более подробно.
Обычно уголовное дело возбуждается после проведения предварительной проверки, когда имеются достаточные данные, свидетельствующие
о совершении преступления.
Первым этапом в порядке деятельности таможенных органов на стадии возбуждения уголовного дела является инициирование процесса возбуждения уголовного дела в отношении таможенных нарушений. Это может произойти на основании оперативной информации, жалобы, результатов проверки или других источников.
После инициирования уголовного дела таможенные органы приступают к осуществлению предварительного расследования. Основными действиями, которые они выполняют, являются сбор и анализ информации о нарушении таможенного законодательства, опрос свидетелей, подозреваемых и потерпевших, составление протоколов и документации.
Важным аспектом деятельности таможенных органов на данной стадии является взаимодействие с правоохранительными органами и следователем. Таможенные органы обмениваются информацией и сотрудничают с полицией, следственными органами и другими компетентными организациями для эффективного расследования уголовного дела.
При необходимости таможенные органы также могут привлекать экспертов и специалистов для проведения экспертизы или анализа определенных аспектов дела. Это может включать финансовых экспертов, специалистов по техническим аспектам или других профессионалов, чьи знания и навыки помогут раскрыть обстоятельства преступления.
Важно отметить, что таможенные органы в своей деятельности на стадии возбуждения уголовного дела должны соблюдать законодательные нормы и принципы законности. Они должны уважать права участников уголовного процесса и обеспечивать их надлежащую защиту. Все процедуры, проводимые таможенными органами, должны быть законными и обоснованными.
Кроме того, важным условием деятельности таможенных органов на данной стадии является обеспечение конфиденциальности и защиты информации. Таможенные органы обязаны соблюдать требования по защите данных, особенно в случаях, когда информация может быть конфиденциальной или составлять государственную тайну.
В настоящее время возбуждение уголовного дела является первоначальной стадией уголовного процесса, представляющей собой процессуальную форму, которая запускает механизм досудебного расследования.
Обычно уголовное дело возбуждается после проведения предварительной проверки, когда имеются достаточные данные, свидетельствующие
о совершении преступления.
Возбуждение уголовного дела, как первичная стадия уголовного процесса, выполняет роль фильтра, чтобы не проводить предварительное расследование в случаях, когда дело не является преступным. Дознаватель (следователь), в соответствии с УПК РФ, на основе материалов предварительной проверки принимает решение о дальнейших процессуальных действиях: возбуждение уголовного дела, что активирует механизм досудебного производства, или отказ от возбуждения уголовного дела, если деяние не является преступным, либо направление материалов проверки прокурору для определения подследственности в случаях, когда обнаружены обстоятельства, подпадающие под компетенцию других органов исполнительной власти.
Современные научные взгляды на данную стадию уголовного процесса разделились. Мнение Гаврилова Б.Я. состоит в том, что возбуждение уголовного дела — излишняя стадия, которую следует устранить. Вместо этого он предлагает, чтобы началом уголовного производства служили заявление или сообщение о преступлении, а не процессуальное решение о возбуждении дела. С другой стороны, Головинская И.В. выступает за сохранение текущего порядка проведения следственных действий..
Однако все сходятся во мнении о необходимости реформирования этой стадии уголовного процесса, так как невозможно точно определить квалификацию преступления без проведения минимальной проверки. Возможно, более эффективным подходом будет отмена повторных процессуальных действий предварительной проверки после возбуждения уголовного дела. Например, если в материалах проверки уже содержатся показания потерпевшего и после возбуждения уголовного дела новые обстоятельства не выявлены,
то нет необходимости повторно вызывать потерпевшего для допроса.
То же самое можно сказать и о других процессуальных действиях.
Чтобы возбудить уголовное дело, у дознавателя для этого должны быть поводы и основания, которые закреплены в ст. 140 УПК РФ:
– заявление о преступлении;
– явка с повинной;
– сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
– постановление прокурора направлении соответствующих материалов
в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Согласно действующему УПК РФ, возможно представление заявления о совершении преступления в различных формах — письменной или устной. Заявитель не обязательно должен быть потерпевшим; это также может быть лицо, обладающее информацией о готовящемся или уже совершенном преступлении. Подобная информация передается в таможенный орган для проведения соответствующей проверки.
Заявление о преступлении не всегда содержит конкретные сведения
о преступном деянии, оно может также содержать информацию о признаках преступления. Важно отметить, что анонимные сообщения не могут служить основанием для возбуждения уголовного дела, но они могут быть переданы
в оперативно-розыскное подразделение таможенного органа для дальнейшей проверки по решению начальника органа дознания.
Часть ученых говорят о том, что заявление поданное анонимно, может и должно быть служить основанием для возбуждения уголовного дела. Но вышесказанной позицией сложно согласиться, так как возникает получения ложных информаций. Таким образом, одно лицо может предоставить ложные сведения анонимно таможенным органам.
Вторым основанием для возбуждения дела является явка с повинной.
Это означает, что лицо признает свою вину в совершении преступления. Явка
с повинной может быть сделана в письменной или устной форме. Явка
с повинной является добровольной, и лицо, сделавшее такое заявление, должно явиться лично в правоохранительный орган (а не передавать заявление через третьи лица).
Третьим основанием для возбуждения уголовного дела является сообщение о готовящемся или совершенном преступлении, полученное
из других источников. В УПК РФ прямо не указывается, какими источниками могут быть такие сообщения.
Согласно Приказу ФТС от 12.01.2007 № 23 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах» сообщения, полученные из других источников, включают любые сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, если они не были оформлены как заявление
о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления или постановление прокурора о направлении материалов для дальнейшей проверки. Данный приказ ФТС не определяет четкий перечень источников сообщений из других источников, но он точно указывает, какие сообщения не могут быть сообщениями из других источников. Таким образом, исходя из положений приказа, можно сделать вывод, что к данной группе оснований можно отнести все сообщения о преступлении, полученные
от правоохранительных органов РФ, зарубежных таможенных
и правоохранительных органов, должностных лиц таможенных органов, которые обнаружили признаки преступления во время таможенного контроля
или проверки сообщений о преступлении, а также сообщения от лиц, обладающих информацией о преступлении, но не представивших такое сообщение в виде заявления или явки с повинной.
В дополнение к третьим лицам и другим государственным организациям, таможенные органы могут обнаружить признаки преступления в процессе осуществления своих основных функций, включая применение форм таможенного контроля. Одной из наиболее распространенных форм таможенного контроля является проверка документов и сведений. Согласно Приказу ФТС от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств», результаты такой проверки могут послужить основанием для возбуждения уголовного дела.
Если должностное лицо таможенного органа обнаруживает признаки преступления при осуществлении таможенного контроля, оно обязано направить материалы проверки в правоохранительное подразделение того же таможенного органа для возбуждения уголовного дела. В журнале учета проверок документов и сведений необходимо проставить отметку после выпуска товаров
и/или транспортных средств соответствующим цифровым кодом. Аналогичный порядок действий будет применяться и при использовании других форм таможенного контроля. При обнаружении признаков преступления
или получении сообщения о преступлении обязательным действием является составление рапорта об обнаружении признаков преступления, который подают таможенные дознаватели, начальник органа дознания или их заместители.
При анализе оснований для возбуждения уголовного дела возникает вопрос: почему законодатель выделил постановление прокурора в отдельную группу оснований? Ведь в УПК РФ не приведен исчерпывающий перечень «иных источников», а постановление прокурора может быть сообщением, полученным из таких источников. По мнению Дикарева И.С., постановление прокурора выделено отдельно, поскольку информация, содержащаяся в нем,
не требует дополнительного процессуального оформления, и, следовательно,
не требуется составление рапорта об обнаружении признаков преступления.
В то время как информация, полученная из других источников, часто требует предварительной проверки и не имеет определенного документального оформления. Поэтому законодатель установил специальный способ фиксации такой информации – рапорт об обнаружении признаков преступления. Главное различие здесь заключается в форме получаемой информации. Сообщение
от прокурора процессуально оформлено, имеет надлежащую форму и является полноценным основанием для возбуждения уголовного дела, в то время
как сообщение из других источников может быть неоформленным (полученным по телефону, устно или из средств массовой информации).
Поэтому законодатель разделил эти два основания, что позволяет избежать необходимости составления рапорта при получении постановления прокурора. Таким образом, в настоящее время прокурор вправе и обязан, при обнаружении признаков преступления, направить постановление о направлении соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в таможенный орган.
Разные источники информации могут послужить основанием
для возбуждения уголовного дела таможенными органами. Эти источники включают: признания виновных лиц, свидетелей или лиц, имеющих информацию о преступлении; заявления о преступлении от граждан; сообщения от правоохранительных органов или из других источников; а также постановление прокурора, обнаружившего признаки преступления.
При возбуждении уголовного дела необходимо наличие повода, который представляет собой информацию о преступлении, и основания, которые содержат достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Повод и основание часто тесно связаны, где повод обозначает сам факт обнаружения признаков преступления, а основание указывает на нарушение закона. Однако субъективное понятие «достаточности» оснований определяется дознавателем,
и иногда возникают споры о законности возбуждения дела. В таких случаях суд обычно придерживается позиции стороны обвинения и считает
основания достаточными.
В случае, когда у должностных лиц таможенных органов нет достаточных оснований, но имеется сообщение о преступлении или подозрительные обстоятельства, они не могут игнорировать такую информацию. В таких ситуациях проводится предварительная проверка в установленные сроки, согласно статье 144 УПК РФ. Важно отметить, что на этом этапе все действия имеют характер предварительного следствия, поскольку уголовное дело еще не возбуждено.
Сведения, полученные в результате предварительной проверки, могут использоваться в качестве доказательств по уголовному делу только после
их включения в материалы дела.
В соответствии с УПК РФ, до возбуждения уголовного дела дознаватель имеет право получать объяснения от потерпевшего и свидетелей преступления, проверять необходимые документы, осматривать место происшествия, проводить судебные экспертизы и осматривать товары в контексте деятельности таможенных органов, а также назначать и проводить оперативно-розыскные мероприятия. Срок предварительной проверки сообщения о преступлении может быть продлен прокурором по ходатайству дознавателя до тридцати суток. При этом дознаватель должен конкретно указать фактические обстоятельства, являющиеся основанием для продления срока.
Научное сообщество высказывает критику в адрес сроков проведения предварительной проверки. Гаспарян Н.С. указывает, что эти сроки имеют неограниченный характер и негативно сказываются на участниках процесса. Лица, подвергающиеся таким проверкам до возбуждения уголовного дела,
не считаются подозреваемыми и не обладают процессуальными правами для защиты своих интересов. Часто они лишены защитников и находятся
в неопределенном состоянии. Согласно положениям УПК РФ, на сегодняшний день лица, подвергающиеся предварительной проверке, значительно ограничены в возможности защищать свои интересы. Их права на собственную защиту возникают только после возбуждения уголовного дела, тогда как дознаватель уже собрал достаточное количество доказательств против них.
В случае наличия достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, дознаватель принимает решение о его инициировании, которое подтверждается руководителем органа дознания. В данном решении указываются дата, место, автор решения, причина и основание, а также применяемая статья уголовного законодательства. Руководитель органа дознания назначает ответственное лицо, которое будет вести дознание данного дела. Дознаватель, получивший дело для рассмотрения, выносит соответствующее решение, и начинается предварительное расследование в форме дознания.
2.3. Производство следственных действий таможенными органами
Производство следственных действий таможенными органами является важным аспектом их работы в области контроля и регулирования внешнеэкономической деятельности. Эти действия направлены на выявление, предотвращение и пресечение преступлений, связанных с пересечением границы и перемещением товаров через таможенную территорию.
Процесс производства следственных действий таможенными органами основывается на уголовно-процессуальном законодательстве и включает в себя ряд разнообразных мероприятий. Одной из основных форм следственных действий является обыск. Обыск проводится с целью обнаружения и изъятия контрабандных товаров, незаконно перемещаемых предметов и документов, а также сбора доказательств, подтверждающих совершение преступления. Досмотр является еще одним важным видом следственных действий. Он проводится для выявления скрытых или запрещенных товаров, а также для обнаружения нарушений таможенного законодательства.
Кроме того, таможенные органы проводят проверку документов и грузов. Они анализируют таможенные декларации, товарные накладные и другие документы, связанные с перемещением товаров через таможенную границу. Это позволяет выявлять возможные нарушения и предотвращать незаконные операции. Допросы также являются неотъемлемой частью производства следственных действий таможенными органами. В ходе допроса получаются показания от подозреваемых, свидетелей или иных лиц, имеющих отношение к преступлениям, связанным с таможенной деятельностью.
Правовая основа производства следственных действий таможенными органами основывается на соответствующем уголовно-процессуальном законодательстве каждой страны. Это законодательство устанавливает права и обязанности таможенных служащих, а также определяет порядок проведения следственных действий и гарантии прав и свобод граждан. Важно отметить, что производство следственных действий должно осуществляться в рамках закона, с соблюдением принципов законности, справедливости и пропорциональности.
Производство следственных действий таможенными органами имеет огромное значение для обеспечения безопасности и эффективности таможенного контроля. Оно способствует выявлению и задержанию лиц, совершающих преступления в сфере таможенного дела, а также изъятию контрабандных товаров и незаконно перемещаемых предметов. Кроме того, производство следственных действий помогает привлекать виновных к уголовной ответственности, что способствует поддержанию законности и порядка во внешнеэкономической сфере страны.
Эти действия позволяют обеспечить безопасность и законность в сфере таможенного контроля, выявить и пресечь преступления, связанные с пересечением границы и перемещением товаров через таможенную территорию. Правильное и законное производство следственных действий является основой эффективной работы таможенных органов и обеспечения порядка в международной торговле.
В законе нет точной формулировки следственных действий, содержащееся в УПК РФ. Как отмечает Стельмах В.Ю., указанное определение скорее
не раскрывает суть данных мероприятий, а характеризует компетенцию дознания после возбуждения уголовного дела. Нельзя не согласиться с как указанным автором, так данная норма УПК РФ (определение неотложных следственных действий) указывает лишь на необходимость сбора доказательств и обязательность фиксации следов преступления, а также компетенцию органов дознания на осуществление данных мероприятий. По мнению Загорского Г.И., круг неотложных следственных действий по каждому делу индивидуален, и потому обоснованно не закреплен законодателем.
Следует отметить, что исключительное право на производство следственных действий принадлежит следователю. В то же время, дознаватель имеет возможность инициировать только неотложные следственные действия, причем в строго заданных ситуациях и с определенными обстоятельствами. (статьи 173.1 УК РФ, 173.2 УК РФ, 174 УК РФ, 174.1 УК РФ, 189 УК РФ, 190 УК РФ, 193 УК РФ, 193.1 УК РФ, 194 ч. 3-4 УК РФ, 200,1 ч. 2 УК РФ, 200.2 УК РФ, 226.1 УК РФ, 229.1 УК РФ) при условии выявлении признаков преступления таможенными органами. Опять же проведение неотложных следственных действий осуществляется не от имени дознавателя, а от имени органа дознания, так как все процессуальные действия дознаватель согласовывает органа дознания либо его заместителем или начальником.
Рассматривая специфику деятельности таможенных органов, это особенно актуально. Ведь при осуществлении таможенного контроля могут быть обнаружены признаки преступного деяния, о которых ранее не было известно. Так как в подразделениях таможенных органов нет следственных отделов,
а значит, и следователей, то, соответственно, следователь не может прибыть
на место сразу после обнаружения признаков преступления. Однако необходимо вовремя закрепить следы преступления. Так как таможенный дознаватель законодательно уполномочен на возбуждение уголовного дела, то он обязан
не только зафиксировать факт нарушения законодательства, по и сохранить следы преступления, произведя необходимые процессуальные действия.
Как упоминалось ранее, УПК РФ не содержит перечня как следственных, так и неотложных следственных действий, Плеснёва Л.П. и Унжикова С.В. относят к компетенции таможенных органов следующие мероприятия: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, следственный эксперимент, личный обыск, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их изъятие
и выемку, а также задержание и допрос подозреваемых, потерпевших
и свидетелей. На сегодняшний день законодатель оставил за органом дознания право самостоятельно решить, какие следственные действия должны быть проведены в случаях, не терпящих отлагательств.
Каждое следственное действие (здесь и далее по умолчанию – неотложное следственное действие) оформляется документально, а именно составлением протокола. Согласно УПК РФ. в протоколе указываются следующие сведения: место, дата и время (с точностью до минуты) проведения следственного действия; должность, фамилия и инициалы лицо, составившего протокол, фамилия, имя и отчество каждого участника следственного действия (при необходимости: адрес проживания и иные данные о личности). Данный документ может быть составлен от руки либо с использованием технических средств. Протокол – это тот документ, который полностью описывает все мероприятия по время проведения следственного действия, в том порядке, котором они были произведены. Также он содержит данные о выявленных обстоятельствах уголовного дела и заявления, сделанные участниками следственного действия.
Целью данной работы является, как было указано ранее, исследование правоохранительной деятельности таможенных органов, как органов дознания. Поэтому целесообразно выявить круг полномочий таможенных органов при возбуждении уголовного дела и производстве неотложных
следственных действий.
Первым следственным действием следует выделить осмотр. Осмотр – это следственное действие, заключающееся в непосредственном визуальном восприятии и процессуальной фиксации внешних признаков объекта Он может проводиться, как в отношении товаров, так и в отношении помещений
и документов.
В практике таможенных органов можно выделить следующие виды осмотра: мести происшествия (помещений или открытых местностей), товаров (включая животных), документов, транспортной тары и упаковки товаров
и транспортных средств, на которых товары перемещаются.
Освидетельствование, как следственное действие, тоже помогает получить необходимую расследования дела информацию. Освидетельствование – это визуальная фиксация особых примет, следов преступления, телесных повреждений и иных свойств, и признаков, имеющих значение для уголовного дела на теле человека, а также выявление состояния опьянения. На первый взгляд может показаться, что данное следственное действие. На практике не применимо к деятельности таможенных органов, ведь их работа заключается в контроле
за перемещением товара, а не людей (как например, пограничных войск).
Однако на практике не редки случаи, когда таможенными органами были выявлены случаи контрабанды наркотических средств, перемещаемых внутри человеческого тела. Лубин С.А. в своей диссертации рассмотрел способы перемещения наркотических средств, среди которых был и внутриполостной способ. Согласно исследованием автора, человек, перемещающий наркотические вещества таким способом имеет болезненный внешний вид, отказывается от еды и питья, не имеет при себе багажа (либо этот багаж незначительный). Так же в поведении такого человека наблюдается нервозность. То есть данный человек будет выделяться от других, особенно это будет заметно должностному лицу, обладающему соответственными
профессиональными навыками.
Освидетельствование. проводится дознавателем, случае необходимости может привлекаться врач. При освидетельствовании лица противоположного Фотографирование. пола дознаватель видеозапись невозможна вправе только присутствовать. с согласия свидетельствуемого лица. Для проведения данного мероприятия обязательно вынесение постановления дознавателем.
Следующий вид следственных действий, который очень тесно связан
с деятельностью таможенных органов – наложение ареста на почтово- телеграфные отправления (изъятие и выемка). Надо заметить, что статья 185 УПК РФ условно объединила в себе три процессуальных действия, которые рассматриваются законодателем, как целое: наложение ареста, осмотр и выемка.
На официальном сайте Федеральной службы безопасности опубликованы данные с правоохранительной деятельности таможенных органов РФ. Информационный портал ФТС сообщает, что 2016 год выявлены
и ликвидированы устойчивые каналы поставки наркотических средств. Вот один из них: на территорию Таможенного союза из Украины прибыла посылка, содержащая наркотические средства. А именно обнаружена коробка с детской пластиковой машинкой, внутри которой находились десять фольгированных свертков марихуаны общим весом 279,56 грамм. Данный эпизод не был единичным, речь идёт о постоянной поставке наркотических средств
на территорию Таможенного союза. В ходе отработки оперативной информации сотрудниками таможенных органов был выявлен факт совершения преступления и привлечены к ответственности лица, совершившие преступление.
Таможенные органы обладают правом на задержание и допрос подозреваемых. Задержание лица может произойти в трех ситуациях: если оно было поймано при совершении преступления, если очевидцы или потерпевшие указали на него, или если на нем (на его теле или одежде) или при нем найдены следы преступления. Допрос может проводиться как после задержания, так и без него. Допрашиваться могут как подозреваемые, так и свидетели преступления.
2.4. Взаимодействие подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов
При рассмотрении операций таможенных органов Российской Федерации необходимо обратить внимание на интеграцию и сотрудничество этих органов с другими правоохранительными подразделениями. Присутствие подразделений дознания в таможенных органах РФ, ответственных за уголовное преследование преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела, является неотъемлемой составляющей общей правоохранительной деятельности таможенных органов.
Стремительное развитие таможенной сферы и необходимость борьбы с трансграничной преступностью требуют эффективного сотрудничества таможенных органов с другими правоохранительными органами, такими как Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и Генеральная прокуратура РФ. Вместе они формируют мощную сеть, направленную на предотвращение и пресечение преступлений, связанных с таможенными нарушениями и незаконным перемещением товаров через границу.
Такое взаимодействие позволяет обмениваться информацией, координировать оперативные мероприятия и проводить совместные расследования. В результате получается синергия усилий, обеспечивающая более эффективную борьбу с преступностью в сфере таможенного дела и обеспечение безопасности государства в целом. Совместные операции позволяют более эффективно пресекать преступную деятельность
в сфере таможенного дела и укреплять общественную безопасность в целом.
Также таможенные органы РФ часто сотрудничают с иностранными органами правопорядка. В рамках международного сотрудничества таможенные органы обмениваются информацией и координируют свои действия в борьбе
с трансграничной преступностью.
При этом органы дознания, которые осуществляют дознание и другие процессуальные полномочия, обладают правом производства неотложных следственных действий по делам, где предварительное следствие обязательно. Не следует путать оперативно-розыскные службы с подразделениями органов дознания, которые расследуют уголовные дела в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством. Дознание является формой предварительного расследования, которое осуществляется дознавателем
по уголовному делу, где производство предварительного следствия не является обязательным. Дознаватель — должностное лицо органа дознания, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания и другие полномочия, предусмотренные законодательством. Следует учитывать, что сотрудник органа дознания не может проводить расследование в форме дознания, если он проводил или проводит оперативно-розыскные мероприятия по данному делу. Кроме того, следует отметить, что существует необходимость тщательного соблюдения процессуальных правил и процедур при проведении дознания и других процессуальных действий органами дознания. Нарушения процессуальных правил могут привести к незаконным действиям со стороны следователей и органов дознания, что может негативно повлиять на результаты расследования и привести к судебным преследованиям. Поэтому важно, чтобы сотрудники органов дознания проходили регулярные курсы повышения квалификации и обучения, чтобы всегда быть в курсе изменений
в законодательстве и процессуальных нормах.
Более конкретные правила, связанные с правовой регламентацией взаимодействия специализированных подразделений дознания с другими службами органов внутренних дел, содержатся в ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», определяющей основные направления деятельности полиции, в частности, в п. 3 данной статьи: «Выявление
и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам». Кроме того, статья 10 того же нормативного акта устанавливает общую правовую основу взаимодействия полиции как органа дознания с другими правоохранительными органами, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями
и гражданами. Задачи, которые ставит перед полицией законодатель как органом дознания, реализуются через участие в раскрытии преступлений всех служб органов внутренних дел, включая строевые подразделения. Обязанность координации их усилий, обеспечения взаимодействия возлагается
на руководителей органов внутренних дел.
Подразделения дознания являются ключевыми игроками в уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел. Роль дознавателя отличается от других работников правоохранительных органов, поскольку
его работа непосредственно связана с расследованием противоправных действий и установлением фактов, связанных с ними.
Деятельность дознавателя включает в себя решение вопросов о наличии уголовного события и его квалификации на основе материалов, представленных другими службами органов внутренних дел. Это высокоответственная работа, которая требует особого знания законодательства и обладания юридической компетенцией. Правильность каждого действия дознавателя имеет серьезные правовые последствия, поэтому его деятельность отличается особой значимостью и ответственностью.
Дознаватель играет важную роль в координации уголовно-процессуальной деятельности полиции на ведомственном уровне. Для эффективной работы подразделений дознания установлены четкие методические и координационные правила, которые регулируют взаимодействие с другими службами полиции.
Взаимодействие дознавателя с другими работниками правоохранительных органов может происходить на разных уровнях, включая обмен информацией между руководством, контакты между начальником подразделения дознания и начальником органа внутренних дел, взаимодействие дознавателя с другими сотрудниками ведомств и следователями, а также контакты между рядовыми сотрудниками подразделения дознания и представителями различных служб правоохранительных органов.
Важно отметить, что подразделения дознания играют важную роль
в системе правоохранительных органов. Деятельность дознавателей имеет процессуально-правовой характер и связана с расследованием преступлений. Они должны решать вопросы, связанные с наличием противоправных действий и их квалификацией, и нести ответственность за свои действия.
Подразделения дознания сотрудничают с другими службами правоохранительных органов, такими как следственные подразделения, полиция и другие. Это взаимодействие позволяет им улучшать качество расследования
и эффективность работы. Однако важно учесть, что каждое действие дознавателей имеет серьезные правовые последствия, поэтому необходимо соблюдать законодательство и иметь соответствующую квалификацию.
Также стоит отметить, что сотрудники подразделений дознания должны иметь высокий уровень знаний в области права и юридического образования. Это обеспечивает эффективность и качество их работы. Они должны знать основные принципы уголовного права и процессуального законодательства, чтобы правильно квалифицировать преступления и действовать в соответствии с законом.
В целом, подразделения дознания являются важной частью системы правоохранительных органов, и их работа направлена на обеспечение законности и правопорядка в обществе.
Направления взаимодействия подразделений дознания с другими службами органов внутренних дел включают:
– выявление преступлений, где предварительное следствие необязательно;
– обмен информацией об обстоятельствах совершенного преступления;
– согласованное распределение сил и средств для оперативного сопровождения выявленных преступлений;
– совместное планирование работы;
– обсуждение результатов следственных и оперативно-разыскных действий на служебных совещаниях;
– совместные меры для учета и отчетности.
Помимо перечисленных, существуют и другие формы взаимодействия, особенно на уровне начальствующего состава. Одним из способов взаимодействия является выявление преступлений, предварительное следствие по которым необязательно. Это позволяет передавать первичные материалы
в подразделение дознания, чтобы определить возможность возбуждения уголовного дела и проведения разыскных мероприятий для
выявления преступников.
Таможенные органы РФ – это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом
и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС. Однако кроме проведения таможенных операций они уполномочены на осуществление
и правоохранительной деятельности. Чермянинова Д. В. считает, что целью правоохранительной деятельности является «сохранение безопасности, то есть обеспечение защищённости жизненно важных интересов личности, общества
и государства от внутренних и внешних угроз». Так как таможенные органы уполномочены на осуществление правоохранительной функции, то они имеют все признаки правоохранительных органов, к которым можно отнести: правовую регламентацию статуса и деятельности органа; нормативно закрепленные правоохранительные задачи; наличие специальных средств, позволяющих решать поставленные задачи.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза гласит, что «таможенные органы являются органами дознания и (или) следствия по делам
о преступлениях или уголовных правонарушениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое в соответствии
с законодательством государств-членов преступлением, исполнения запросов международных организаций, таможенных и иных компетентных органов государств, не являющихся членами Союза, в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной».
Оперативное подразделение – подразделение, непосредственно осуществляющее оперативно-розыскную деятельность. В соответствии
с Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» под оперативно-розыскной деятельностью понимают «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее – органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав
и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».
В настоящее время таможенные органы сталкиваются с рядом важных задач, помимо противодействия преступности в сфере таможенного дела и обеспечения своей собственной безопасности. Одной из главных задач является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в таможенной сфере и защита российской экономики в условиях членства в Всемирной Торговой Организации (ВТО).
Они также занимаются защитой российской экономики, содействуя развитию внешнеэкономических связей и обеспечению справедливой конкуренции на международном рынке.
В условиях членства в ВТО таможенные органы сталкиваются с новыми вызовами и требованиями. Они должны соблюдать международные стандарты и нормы торговли, адаптировать свою работу к требованиям ВТО и содействовать экономическому развитию страны в рамках международных правил и соглашений.
Однако важно отметить, что обеспечение экономической безопасности и таможенная защита не являются самоцелью для таможенных органов. Они являются неотъемлемой частью общей системы обеспечения национальной безопасности и экономического развития страны. Таможенные органы должны сотрудничать с другими правоохранительными и государственными органами, обмениваться информацией и координировать свои действия для достижения общих целей.
В условиях современного мира, где границы стираются, торговля между странами активно развивается, возникает необходимость в эффективной системе контроля и защиты экономических интересов государства.
Преступность в сфере экономической безопасности имеет серьезные последствия для государства и общества в целом. Она наносит ущерб национальной экономике, снижает доходы государственного бюджета, искажает конкуренцию на рынке, а также подрывает доверие к экономической системе. Такие преступления могут быть связаны с фальсификацией товаров, незаконной перевозкой и хранением опасных веществ, мошенничеством в сфере внешнеэкономической деятельности и другими нарушениями.
Одним из основных инструментов противодействия преступности в сфере экономической безопасности являются таможенные органы. Они осуществляют проверку документов, осмотр товаров и транспортных средств, анализ информации о перемещении грузов, а также сотрудничают с другими правоохранительными органами и международными структурами для обмена информацией и координации действий.
Важно отметить, что эффективность деятельности таможенных органов в противодействии преступности в сфере экономической безопасности зависит от нескольких факторов. Во-первых, необходимо наличие соответствующего законодательства, которое обеспечивает полномочия и инструменты для борьбы с экономическими преступлениями. Во-вторых, необходима квалифицированная и хорошо подготовленная кадровая база, способная эффективно проводить контроль и расследование нарушений. В-третьих, важна современная техническая база, включающая средства обнаружения и анализа информации, автоматизированные системы контроля и прочие инструменты.
Также необходимо активное сотрудничество и координация действий между таможенными органами и другими правоохранительными структурами. Обмен информацией, оперативное реагирование на возникшие угрозы и совместные операции позволяют более эффективно бороться с экономической преступностью и защищать интересы государства.
Взаимодействие между подразделениями дознания и оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов является важным аспектом их работы в борьбе с преступностью и обеспечении таможенной безопасности. Оба этих подразделения играют ключевую роль в расследовании преступлений и обеспечении эффективного контроля на таможенной территории.
Оперативно-розыскные подразделения таможенных органов занимаются оперативно-розыскной деятельностью, осуществляют сбор и анализ информации, проводят следственные мероприятия с целью предотвращения и раскрытия преступлений, а также выявления нарушений таможенного и национального законодательства. Они обладают специальными полномочиями и осуществляют оперативные действия, такие как наблюдение, подслушивание, осуществление контроля и задержание лиц, совершающих преступления или нарушения.
Подразделения дознания таможенных органов занимаются расследованием преступлений, связанных с таможенными нарушениями, контрабандой, незаконным перемещением товаров и другими преступлениями, подведомственными таможенным органам. Дознаватели проводят предварительное расследование, собирают и анализируют доказательства, выясняют обстоятельства преступления, устанавливают виновных лиц и представляют материалы дела в суд. Они имеют полномочия по применению процессуальных мер, таких как задержание, обыск, изъятие и допрос свидетелей и подозреваемых.
Взаимодействие между этими двумя подразделениями является неотъемлемой частью успешного расследования и преследования преступлений в сфере таможенных правонарушений. Оперативно-розыскные подразделения предоставляют дознавателям оперативную информацию, данные о лицах, совершающих преступления, а также обеспечивают их необходимыми средствами и техническими возможностями для проведения расследования. Дознаватели, в свою очередь, осуществляют подробное исследование материалов оперативных розыскных мероприятий, проводят дополнительные следственные действия, допросы и выясняют обстоятельства преступления для составления полного и обоснованного дела.
Кроме того, сотрудники обоих подразделений должны активно обмениваться информацией, координировать свои действия и совместно разрабатывать стратегии и тактику расследования. Это помогает избежать дублирования работ и повысить эффективность оперативно-розыскных мероприятий и последующего расследования.
Также важным аспектом взаимодействия этих подразделений является обеспечение соблюдения законных прав и интересов подозреваемых и обвиняемых лиц. Дознаватели должны учитывать и соблюдать процессуальные гарантии и права подозреваемых, а оперативно-розыскные подразделения должны предоставлять достоверную информацию и соблюдать правила сбора и использования оперативных данных.
Таким образом, взаимодействие подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов является ключевым фактором в успешной борьбе с преступностью на таможенной территории. Это взаимодействие позволяет обеспечить эффективное расследование и преследование преступлений, а также защиту прав и интересов участников процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены таможенные органы РФ в качестве органа дознания. Были проанализированы законодательные акты, регулирующие деятельность таможенных органов,
и исследованы их основные функции, в том числе функция дознания.
Результаты исследования показали, что таможенные органы РФ имеют право и обязанность проводить дознание в отношении лиц, которые подозреваются в совершении таможенных правонарушений или преступлений. Они осуществляют расследование, сбор и анализ доказательств, задержание подозреваемых, а также совершение иных необходимых
процессуальных действий.
Кроме того, в работе было выяснено, что таможенные органы РФ не только являются органом дознания, но и имеют множество других функций, таких как контроль за перемещением товаров через таможенную границу, сбор таможенных платежей, защита экономических интересов России и т.д. В связи
с этим, становится очевидным, что таможенные органы играют важную роль
в сфере экономики и правопорядка.
Также в работе были проанализированы некоторые проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы РФ в своей деятельности как органа дознания. Одной из них является необходимость сотрудничества с другими правоохранительными органами в рамках расследования преступлений, связанных с нарушением таможенного законодательства. Кроме того, таможенные органы РФ сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных кадров, что затрудняет эффективное выполнение
своих задач.
В целом, данная работа позволяет лучше понять роль таможенных органов РФ в качестве органа дознания, а также выявить некоторые проблемы,
с которыми сталкиваются эти органы в своей деятельности. Результаты и выводы данной работы могут быть полезны как для специалистов в области таможенного права и правоприменения, так и для всех, кто интересуется проблемами экономики и правового регулирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // «Ведомости Федерального Собрания РФ», 01.01.2002, № 1, ст. 1.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
6. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33,
ст. 3349.
7. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, № 30, ст. 3586.
8. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.11.2010, № 48, ст. 6252.
9. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, № 7, ст. 900.
10. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // «Собрание законодательства РФ», 01.07.2013, № 26, ст. 3207.
11. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.08.2018, № 32, ст. 5082.
12. Приказ ФТС России от 12.01.2007 № 23 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях» // «Российская газета», 04.04.2007,
№ 69.
13. Приказ ФТС России от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств» // «Российская газета», 02.12.2009, № 229.
14. Приказ ФТС России от 10.08.2011 г. № 1634 «Об утверждении типовых положений о подразделении административных расследований таможни, подразделении административных расследований таможенного поста, подразделении дознания, криминалистическом подразделении и учетно-регистрационном подразделении таможни» // СПС «Гарант».
15. Приказ ФТС России от 01.11.2013 № 2081 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании
в электронный форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» // «Таможенные ведомости», 01.12.2013, № 12.
16. Байчоров А. Н. Органы предварительного следствия в Российской Федерации: история и современность // Правовая наука и практика. 2020. № 2 (11). С. 70-83.
17. Бакаева О. Ю. Таможенное право: учебник. 3-е изд., Москва: Норма ИНФРА, 2023. 592 с.
18. Беликова О.Л. Органы предварительного следствия в Российской Федерации: правовые проблемы и пути их решения // Вестник Казанского (Приволжского) федерального университета. 2020. № 6. С. 125-127.
19. Бриллиантов А. В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный): [в 2 т.] / Российская акад. правосудия. 2-е изд. Москва: Проспект, 2016. 792 с.
20. Бурматов А. М. Органы предварительного расследования и их роль
в обеспечении прав и свобод человека и гражданина // Современное право. 2019. № 6 (36). С. 357-363.
21. Головинская, И.В. Ретроспектива и перспектива стадии возбуждения уголовного дела // Современное право.2019. № 11. С.75-79.
22. Громова М. И. Правовое регулирование деятельности таможенных органов РФ в сфере дознания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 186. С. 99-113.
23. Дикарев, И. С. Четвёртый повод для возбуждения уголовного дела // Законность. 2022. № 3 (929). С. 53-55.
24. Жаркова Н. А., Латыпова Л. В. Органы предварительного расследования: состояние и проблемы реформирования // Научный вестник МГИМО-Университета. 2020. № 2 (55). С. 229-236.
25. Загорский Г.И. Актуальные проблемы по уголовным делам: учебно-практическое пособие. Москва : Проспект, 2014. 311 с.
26. Залесский К.В. Органы дознания и их роль в уголовном процессе // Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступностью. 2021. № 1. С. 88-95.
27. Лубин С. А. Формирование системы обвинительных доказательств по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2016. 247 c.
28. Марковский, М. С. Уголовно-правовые средства противодействия контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов:
дис. … канд. юрид. наук. Санкт-Петербургский университет МВД РФ. Санкт-Петербург, 2019. 193 c.
29. Матвеева Т. А. Таможенное право: учебное пособие для вузов. 2-е изд., Москва: Юрайт, 2023. 224 с.
30. Петухов Н.А., Мамыкин А.С. Правоохранительные и судебные органы России: Монография М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 172 с.
31. Плеснёва Л.П. Понятие неотложных следственных действий // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. № 3 (74). С.15-20.
32. Полторак А. М. Органы таможенного дознания: проблемы
и перспективы развития // Проблемы права и управления. 2020. № 5. С. 63-67.
33. Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для вузов.10-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 727 с.
34. Стельмах, В. Ю. Система следственных действий в российском уголовном процессе // Вестник Московского университета МВД России. 2020.
№ 11. С. 161-166.
35. Чермянинов Д.В. Таможенное право: учебник. 5-е изд. Москва: ЮСТИЦИЯ, 2016. 444 с.
36. Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ЮСТИЦИЯ, 2016. 556 с.
37. Чучаев А.И. Уголовное право России. Общая и особенная части: учебник. Москва: Контракт, НИЦ ИНФРА-М, 2017. 384 с.
38. Гаспарян Н.С. Гордиев узел доследственной проверки [Электронный ресурс]. URL:http://www.advgaxeta.ru.
39. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов российской федерации за 2021 год. [Электронный ресурс]. URL:
http:// www.customs.ru.
